Делопроизводство пособие

Автор: | 08.11.2018

Электронные книги по документоведению и делопроизводству

Ниже представлены электронные учебники и учебные пособия по документоведению, делопроизводству и документообороту в деятельности предприятий, банков и других организаций. Часть книг, которые можно бесплатно «скачать», расположена непосредственно на сайтах авторов или издателей.

По вопросам размещения Ваших материалов на сайте обращайтесь на [email protected]

Учебные и методические пособия

Все публикации размещаются на сайте только с разрешения авторов или издателей. Часть материала расположена непосредственно на их сайтах.

Регион РФ: Омская область

Год публикации: 2004

Библиографическая ссылка:: Сиганова Т.В. Делопроизводство и документооборот: Учебное пособие (для студентов экономического факультета). — Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. — 71 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В пособии рассматриваются вопросы документационного обеспечения управления, компьютерных технологий в ДОУ, системы документации, организации документооборота и его анализа. Описаны особенности и правила работы с кадровой документацией и конфиденциальными документами. Приводятся контрольные вопросы и задания к практическим работам. Предназначено для студентов экономического факультета дневной, вечерней и заочной форм обучения по дисциплине «Делопроизводство и документооборот».

Е.В. Нечаева ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО. Учебное пособие

1 Министерство образования и науки Российской Федерации САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО Е.В. Нечаева ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО Учебное пособие 2-е издание, дополненное и переработанное Санкт-Петербург Издательство Политехнического университета 2015

2 УДК 002:35.077(075.8) ББК я 73 Н 59 Нечаева Е.В. Делопроизводство : учеб. пособие / Е.В. Нечаева. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, с. Пособие соответствует Государственному образовательному стандарту дисциплины «Делопроизводство», «Экономика», «Менеджмент», и предназначено для слушателей всех форм обучения и студентов Инженерно-экономического института. Данное издание знакомит с терминологией, с историей делопроизводства, с нормами и правилами оформления бланков и составления документов, с нормативно-ведомственными и методическими документами по организации современного делопроизводства. В пособии представлен краткий обзор изучаемых тем, контрольные вопросы и образцы основных видов документов, необходимых для закрепления теоретических знаний. Печатается по решению Совета по издательской деятельности Ученого совета Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Нечаева Е.В., 2015 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015 ISBN

3 СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ, ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ И СОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ IX-XV ВВ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРИКАЗНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ XV-XVII ВВ РАЗВИТИЕ КОЛЛЕЖСКОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ XVIII В РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСКОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ XIX-XX ВВ СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ГГ РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ГГ ГЛАВА 2 НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА ГЛАВА 3 ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОКУМЕНТ И СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ БЛАНКИ ДОКУМЕНТОВ. ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЮ, УЧЕТУ, ХРАНЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ. ФОРМУЛЯР- ОБРАЗЕЦ, ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ, РАСПОЛОЖЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕКВИЗИТОВ ДОКУМЕНТОВ ЯЗЫК И СТИЛЬ ТЕКСТА ДОКУМЕНТА СОСТАВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДОКУМЕНТОВ Распорядительная документация (приказ, распоряжение, указание, Постановление, решение) Организационно-правовая документация (устав, положение, инструкция, штатное расписание, правила, договор) Информационно-справочная и информационно-аналитическая документация (протокол, служебная записка, служебное письмо,

4 телеграмма, факсограмма, телефонограмма, пресс-релиз, дайджест, акт, справка, заключение, отзыв, перечень, список) Документация по личному составу (по персоналу) (заявление, представление, трудовой договор, коллективный договор, личное дело, личная карточка, трудовая книжка, характеристика, автобиография, резюме (анкета), доверенность) Плановая документация (план, график, программа) Отчетная документация (отчет, сводка) ПРАВИЛА И ФОРМЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ПЕРЕПИСКИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ, СОДЕРЖАЩИМИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ДОКУМЕНТООБОРОТА ГЛАВА 5. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ГЛАВА 6. СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПРИЛОЖЕНИЕ ОБРАЗЦЫ БЛАНКОВ И ДОКУМЕНТОВ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ УТВЕРЖДЕНИЮ ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ЗАВЕРЕНИЮ ПЕЧАТЬЮ ПРИЛОЖЕНИЕ 4 УНИФИЦИРОВАННЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРИЛОЖЕНИЕ 5 УНИФИЦИРОВАННЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ПИСЕМ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

5 ВВЕДЕНИЕ Новые экономические отношения, изменившаяся система политической и социально-культурной жизни, появление новых форм и методов управления определили возрастающую роль документа в обществе, а также служб, осуществляющих работу с документальными потоками. Предметом изучения делопроизводства является «деятельность, обеспечивающая документирование, документооборот, оперативное хранение и использование документов» (в соответствии с ГОСТ Р «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело»). Интенсивное развитие новых информационных технологий, появление современных способов и средств документирования заставило существенно пересмотреть само понятие документа. В современных условиях документ это полноценный ресурс производства, важный элемент социальной и политической жизни общества; это часть сложной информационно-документационной системы, отражение всей деятельности организации; это закрепление производственных и деловых отношений как внутри организации, так и за ее пределами. Документирование составляет основу управления, так как всякое управленческое решение базируется на деловой информации. Качество документированной информации и совершенствование организации работы с документами определяет эффективность и успех управленческой деятельности в целом. По данным ISO (International Standards Organization) управление документами является одним из главных факторов конкурентоспособности любой организации. Поэтому к информационно-документационному обслуживанию (управлению) предъявляются определенные требования, выполнение которых возможно лишь при наличии широкого круга знаний и умений в данной области. 5

6 Курс «Делопроизводство» включен в подготовку историков, менеджеров, экономистов, юристов и других специалистов, готовящихся к работе в сфере управления. Документная компетенция является обязательным качеством для любой профессиональной деятельности. Высокий уровень составления документа и эффективность делопроизводства в организации обеспечивает соблюдение требований действующих законодательных и правовых актов, соблюдение установленных норм и правил. Знание делопроизводства повышает эффективность управленческого труда, формирует и совершенствует информационную культуру, обеспечивает документную и правовую грамотность, без которой немыслим современный специалист с вузовским дипломом. Показателем эффективности документационного обеспечения управления являются юридическая полноценность всех создаваемых документов, организация рационального документооборота, сохранность и доступность документов с наименьшими затратами материальных, денежных и людских ресурсов. Успехов! 6

7 ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ, ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ И СОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1. Делопроизводство в древнерусском государстве IX-XV вв. Образование древнерусского государства и формирование классового общества требовали ведения переписки с другими странами, заключения межгосударственных договоров, составления завещаний и записей о долгах, заключения торговых сделок. Необходимость фиксирования этой информации стало началом процесса формирования различной документации. Самой древней формой документа на Руси была грамота. Известны многочисленные разновидности грамот, которые фиксировали установление дипломатических отношений, удостоверение личности посла и его полномочий, факты владения и завещания частной собственности, привилегии купцов и доходы церкви. Это грамоты уставные, вкладные, купчие, заемные, закладные, полные грамоты и отпускные. Например, уставная грамота 1130 г. на владение земельными участками была выдана Новгородскому Юрьеву монастырю князем Мстиславом I. Важными документами той эпохи были церковные и княжьи уставы, а также уроки (решения финансового характера). Уставы ставили своей целью упорядочение и укрепление власти на местах. Сохранились церковные уставы князей Владимира (XIII в.) и Ярослава (XIV в.), устав Владимира Мономаха, который стал дополнением к «Русской правде». «Русская правда» (термин «правда» здесь означает Закон) документ, датируемый XI веком, не сохранился до наших дней. Дошли лишь многочисленные копии (около 300), из которых наиболее старинные относятся к XIII в. 7

8 Другим важным историческим документом является «Повесть временных лет». Летописный свод, написанный монахом Нестером, дошел до нас не в оригинале, а в более поздних списках. Это Лаврентьевский список (XIV в.) и Ипатьевский список (XV в.). Именно в этой летописи содержатся сведения о первых международных актах-договорах Руси с могущественным государством того времени Византией. Это соглашения князя Олега 911 г., князя Игоря 944 г., князя Святослава 971 г. С увеличением числа создаваемых документов определились и места их хранения. Русские князья, начиная с Ярослава Мудрого, предпочитали хранить важнейшую документацию в храмах и монастырях. Каменные стены, святость места были гарантией безопасности документов. Монастыри и церкви, являясь крупнейшими землевладельцами, тоже документировали свою деятельность: судебную, хозяйственную, экономическую. Поэтому первоначально документированием и хранением документов занимались представители среднего и низшего духовенства, получившие образование при монастырях. Не случайно с XIV в. термин «дьяк» закрепился за всеми лицами, ведущими делопроизводство. Они выполняли функции писцов, хранителей книг и документов, а также начальников канцелярий. Основным материалом для особо важных документов на Руси с XI в. до XIV в. был пергамент это особым способом выделанная телячья, баранья или козлиная кожа. Лучший пергамент привозили из Греции. С целью экономии потерявшие ценность документы счищали, дорогостоящий материал подравнивали, обрезали обтрепанные места и снова использовали для записи информации. Эти документы писались сплошным текстом, без разделения на отдельные слова. В это время вырабатываются устойчивые образцы обращения и завершения в документах; устанавливается порядок написания: сначала черновик, затем редакция и беловик. Появляются элементы удостоверения документов: скрепы, печати, мосты (подписи на склейках). В Городище под Новгородом и в самом Новгороде найдено около 350 свинцовых печатей (булл) для скреп- 8

9 ления документов. Столько же обнаружено при проведении раскопок в Пскове. Итак, постоянное расширение практики документирования в древнерусском государстве сделало этот период развития делопроизводства временем накопления опыта и традиций по составлению и работе с документами. 2. Возникновение и развитие приказного делопроизводства в учреждениях России XV-XVII вв. Система государственно делопроизводства начинает складываться в период формирования русского централизованного государства, т.е. с середины XV века. Во главе государства царь, а высшим органом управления становится Боярская Дума собрание представителей старинных боярских фамилий. Создание Российского централизованного государства потребовало более развитых форм государственного управления. В связи с этим в конце XV начале XVI вв. складывается система приказов центральных органов государственного управления, которые «ведали» отдельными отраслями в качестве ведомственных учреждений. Посольский приказ ведал внешними отношениями, Разрядный военными, Поместный земельными делами. Также существовали Холопский, Ямской, Разбойный, Пушкарский приказы и др. К XVII в. насчитывалось до семидесяти приказов. Во главе приказа стоял приказный судья (из бояр). В его ведении состояли дьяки (от одного до трех), а в ведении дьяков находились подъячии, писари, переписчики и переводчики. Подъячии делились на три группы: старшие (с правом подписи на документе), средние (с правом составления документов) и младшие. Крупные приказы делились на «столы» структурные подразделения приказов. Распорядительная деятельность всецело принадлежала приказным судьям, роль дьяков была гораздо скромнее. Они с подъячими занимались организацией и ведением делопроизводства. 9

10 В ведении приказов состояли и воеводы, управлявшие территориями и выполнявшие предписания центральных властей. Воеводы имели свою «канцелярию» приказную избу и помощников из «меньших» воевод и дьяков. В приказной избе хранилась городская печать и делопроизводство велось по различным направлениям: по денежным и судебным делам, по делам сыскного и поместного характера, по почтовым (ямским) делам. Известно, что Нижегородская приказная изба в 1663 г. состояла из четырех столов: денежного, судного, поместного и ямского. В приказах и приказных избах одновременно велась работа и по составлению документов, и по приему посетителей, что не могло способствовать качественному составлению и порядку прохождения документов. Здесь же осуществлялось и хранение всех документов на столах и скамьях, а особо ценные в сундуках (ларях). Приказное делопроизводство во многом опиралось на нормы, традиции и обычаи, переносимые из поколения в поколение служилыми людьми. Но в приказах уже складывался определенный порядок работы с документами и их прохождения в органах управления. Основными документами, регламентирующими приказное делопроизводство, стали Судебники 1497 и 1550 гг. и Соборное уложение 1649 г. Судебник Ивана III, составленный дьяком Владимиром Гусевым в 1497 г., регулировал деятельность не только приказов, но и управление на местах. Второй Судебник 1550 г. представлял собой Соборное уложение царя Алексея Михайловича. Оно было утверждено Земским собором в 1649 г. и устанавливало единые правила деятельности приказов, а также правила оформления различных договоров. Видовой состав документов этого периода не был особенно разнообразным. Это указные грамоты (царские указы), приговоры и наказы (от царя воеводам), доклады и отписки (отчеты воевод царю), челобитные (обращения граждан), грамотка и отпуск (копия). Документы имели очень специфическую форму «столбцовую» (свиток, который представлял собой совокупность документов по определенному вопросу, склеенных между собой в виде 10

Читайте так же:  Объяснительная кассира банка

11 столбца). По существу столбцовая форма отражала все решения по данному вопросу от начала до конца, начиная с челобитной, включая промежуточные документы и заканчивая решением по данному вопросу. Эти документы хранились в рулонах, для особо важных изготовлялись специальные футляры. При столбцовой форме много времени уходило на поиск необходимых сведений, а сама склейка была недостаточно прочной. Все это приводило к быстрому износу документов, и в 1700 году эта форма была отменена Петром I. Наряду с этой формой применялась «тетрадная» форма документа лист бумаги, сложенный вдвое. Тетради собирались и переплетались по мере необходимости в книги, что явилось началом формирования документов в дела и используется в современном делопроизводстве для хранения исполненных документов. В форме книг велись списки, финансовые, учетные и регистрационные записи. Известно более 300 разновидностей книг: денежные, ужинные, умолотные, приходные, разрядные, родословные и др. При любой форме документа (столбцовой или тетрадной) отдельные его части: вид, дата, автор, адресат, обращение не выделялись, а составляли один сплошной текст. Вид документа можно было определить только после прочтения текста. Тем не менее исследователи уже отмечают появление устойчивых форм и формулировок в составленных документах. Об этом свидетельствует появление «образцовых книг», содержащих образцы некоторых видов документов. Так, подпись (припись) ставилась очень своеобразно: дьяк проставлял по одному слогу своей фамилии на каждой склейке свитка, чтобы буквы захватывали оба листа. Это было узаконено Судебником 1550г. и предохраняло документ от фальсификации и подделки. В XV в. дорогостоящий пергамент вытеснила бумага, которую сначала привозили из западноевропейских стран, а со второй половины XVII в. появилась своя, отечественная. Инструментом для написания служили гусиные перья (вплоть до второй половины XIX в.), причем лучшими считались перья из левого крыла. 11

12 В целом приказное делопроизводство сыграло важную роль в становлении и укреплении централизованного русского государства. Оно отразило формы и методы управления, особенности структуры органов управления на первоначальном этапе своего развития. Принятые законодательные акты (Судебники, Соборное уложение) уже сами по себе свидетельствуют об определенном уровне развития делопроизводства в приказный период. Они определили деятельность государственных органов, регламентировали состав документов, правила их оформления и порядок рассмотрения. 3. Развитие коллежского делопроизводство в учреждениях России XVIII в. В начале XVIII в. результатом активной преобразовательной деятельности Петра I в России стали административные реформы. Высшим светским учреждением стал Сенат, высшим церковным Синод. В гг. вместо устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий: Военная, Коллегия Иностранных дел, Коммерческая, Ревизионная, Юстиц-Коллегия и др., каждая из которых занималась определенной сферой деятельности и была подчинена Сенату. По названию учреждений нового типа появилась государственная система делопроизводства, получившая название коллежской. При каждой коллегии состоял прокурор, следивший за «порядком и законностью решения дел», а контроль исполнения документов осуществляли фискалы. Много внимания было уделено учреждению нового типа канцелярии. Ее центральной фигурой стал секретарь. Также в состав канцелярии вошли нотариус, регистратор, актуариус, экзекутор, канцеляристы, копиисты, толмачи (переводчики), вахмистр, нарочный. Основным законодательным актом этого периода стал Генеральный регламент, утвержденный Петром I в 1720 году, который поставил делопроизводство на твердую букву закона. Интересна 12

13 история создания Генерального регламента. В 1715 г. Петр I направил своих представителей в Швецию, Данию и Германию для изучения существующей у них коллегиальной системы управления и возможности ее применения в России. После изучения полученных материалов было принято решение взять за образец шведскую модель делопроизводства. Она и послужила основой для создания Генерального регламента, который стал первым документом в России, определяющим порядок работы с документами с момента их создания до архивного хранения. Регламент установил процедуру рассмотрения и решения вопроса (коллегиальную), ввел типовые сроки исполнения и систему многоступенчатой регистрации документов, установил правила использования печатей и впервые ввел понятие архива. Архивы разделялись на три категории: текущие, создаваемые при канцеляриях; ведомственные архивы коллегий; государственные архивы при Ревизионной и Коллегии иностранных дел. Исполненные документы формировались в дела и хранились в текущем архиве три года. Затем они передавались в ведомственный архив для дальнейшего хранения. На все документы составлялись внутренние описи, которые подшивались в начале дела. Значительно увеличилось количество видов документов, а также появились совершенно новые названия. Вместо приговоров, указных грамот, наказов появились указы, регламенты и инструкции; челобитные были заменены прошениями; памяти и отписки заменены рапортами, доношениями, реляциями, известиями. В специальной статье Генерального регламента подробно излагались правила оформления нового вида документа протокола. Продолжали развиваться и другие системы документации. В судебной документации появляются такие документы, как допросы, показания, приговоры, клятвенные обещания. В Указе «О форме суда» 1723 г. была сделана попытка формализовать текст челобитной, сделать его максимально удобным для чтения. В бухгалтерской документации начинают применяться новые термины: «баланс», «дебет», «кредит», «бухгалтер». 13

14 Статистический учет фиксировался в «ревизских сказках», на основании которых составлялись «губернские сводки». В документации по личному составу вводятся формулярные (послужные) списки или личное дело документ, дающий полное представление о работе чиновника на государственной службе. Коренным образом изменяется форма документа. Для многих разрабатываются «генеральные формуляры» образцы для составления документов. Указом Петра I в 1700 г. отменена столбцовая форма документа и полностью заменена тетрадной. Отдельные части документа (реквизиты) адресат, автор документа, вид документа, краткое содержание текста (заголовок), дата, регистрационный номер, подпись выделяются из текста и занимают определенные места на листе бумаги. Введение в действие «Табеля о рангах» 1722 г. положило начало установлению системы чинов, званий и титулов, которые применялись при письменном обращении к должностному лицу до 1917 г. Реформы Петра I затронули только центральный уровень государственного управления, почти не отразившись на местных учреждениях. Завершила эту реформу Екатерина II, издав «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. В основу Губернской реформы было положено разделение административных, финансовых, судебных функций управления. Были созданы губернские правления, казенные палаты, земские и сословные суды, уездные казначейства. Все коллегии были ликвидированы, а их функции переданы местным учреждениям, за исключением Военной, Морской и Коллегии иностранных дел. Но коллегиальный принцип решения сохранился, поэтому сохранились структура коллегии и состав чиновников, а также процесс обработки документов. В целом коллежский период развития характеризуется усилением законодательной регламентации делопроизводства государственных учреждений XVIII в. 14

15 4. Развитие системы министерского делопроизводства в учреждениях России XIX-XX вв. В начале XIX в. система государственных учреждений России в результате административных реформ Александра I была значительно изменена. Высшими государственными учреждениями стали правительственный Сенат, Комитет министров, Государственный совет, а во второй половине XIX в., создан Совет министров. Коллегии Петра I были заменены новыми центральными учреждениями министерствами. Внедрение новой системы управления началось с издания Манифеста 1802 г., провозгласившего создание первых восьми министерств (военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, народного просвещения, финансов, юстиции и др.), а завершилось изданием в 1811 г. «Общего учреждения министерств». По названию новых государственных учреждений вся система делопроизводства получила новое название министерской (исполнительной). «Общее учреждение министерств» 1811 г. законодательно закрепило всю систему министерского устройства, включая делопроизводство и систему взаимоотношений с другими учреждениями и лицами. В основу были положены два основных принципа. Принцип единоначалия, означавший, что управленческие решения принимаются единолично конкретным должностным лицом в рамках его компетенции. И второй принцип иерархии, который устанавливал строгое распределение функций управления и обязанностей по их реализации. Внедрение этих принципов оказало влияние на структуру министерств и на систему работы с документами. С одной стороны, система управления стала более гибкой, а с другой сложный и длительный иерархический процесс усложнил работу с документами. Автор известного «Руководства к наглядному изучению административного течения бумаг в России» (1856г.) М.Н. Катков писал, что рассмотрение дела в губернском правлении составляло 54 15

16 делопроизводственные операции, в департаменте министерств 34, в Комитете министров 36 операций! В делопроизводстве министерств появились новые виды документов: экстракт (сбор сведений), представление, объяснение, жалоба, акт, отзыв, отчет. Отчеты являлись особо важной категорией документов и имели три вида: отчет в суммах (финансовый), отчет в делах (о деятельности учреждения), отчет в видах и предложениях (план улучшения работы министерств). Некоторые системы документации, активно развиваясь, приобретали законченную форму в виде уставов. Известны такие, как «Общий счетный устав» 1848 г. и «Устав о службе гражданской» 1832 г., в которых представлены образцы документов и правила их составления. Самостоятельным участком работы в делопроизводстве стала ревизия дел (проверка ведения дел), которая проводилась ежемесячно. Таким образом, был внедрен систематический контроль за исполнением документов, причин задержки рассмотрения дел и порядком их хранения. Для регистрации исходящих и входящих документов стали использовать журналы и настольные реестры, что, безусловно, стало началом документального учета на местах. Интересно, что именно в этой период появились первые бланки листы с угловыми «бланковыми надписями», которые использовались только для переписки с другими учреждениями. Сначала они имели рукописный способ составления, а позже закрепился типографский способ. В качестве основного реквизита бланка выступало наименование учреждения, особое место выделялось для даты, регистрационного номера и заголовка. Появилась и ссылка на поступивший документ, которая пока не имела унифицированного характера: «Ответ на» или «От такого-то» и др. Таким образом «Общее учреждение министерств» определило порядок функционирования министерств и систему делопроизводства вплоть до советского периода. С 1832 г. стали издаваться Своды законов Российской империи, в которых содержались подробные сведения о законодательной регламентации делопроизводства учреждений всех уров- 16

17 ней от верховной власти до уездных и губернских властей. Затем, они были переизданы в 1842 и 1857 гг., пополнившись новыми законодательными актами, Особенностью этого периода стало появление литературы по делопроизводству, в том числе и работ теоретического характера. Регулярно стали издаваться письмовники сборники образцов документов. Они предназначались самому широкому кругу чиновников и частных лиц, которым приходилось обращаться в государственные учреждения. Известны такие сборники, как «Новейший деловой письмовник. Практический самоучитель и наставник» Г.Т. Бриллиантова (1889 г.), «Полный русский письмовник» Сазонова и Бельского (1887 г.). В 1856 году было опубликовано «Руководство к наглядному изучению административного порядка течения бумаг в России» М.Н. Каткова. Оно дает яркое представление о порядке исполнения документов в государственных учреждениях царской России. Большое значение для формирования теории делопроизводства имела работа Н.В. Варадинова «Делопроизводство, или теоретическое и практическое руководство к гражданскому и уголовному, коллегиальному и одноличному письмоводству, к составлению всех правительственных и частных деловых бумаг и к ведению самих дел» 1857 г. и ее переиздание в 1873 и 1887 гг. Чрезвычайно ценной стала предложенная Н.В. Варадиновым классификация документов на канцелярские бумаги, дела присутственных мест, «просительские» дела, а также детальное описание каждой разновидности и образцы конкретных видов документов. Рассматривая теоретические аспекты, он выделил «наружные свойства» деловых бумаг (порядок написания) и «внутренние свойства» (стиль, слог, особенности написания документов). С 1884г. начали выходить специальные журналы по делопроизводству: «Вестник контор и канцелярий», «Бюллетень конторщика» и др. 17

Читайте так же:  Договор водоотведения с частным сектором

18 Интересны работы Ф. Наливкина «Руководство к сочинению писем и деловых бумаг» (1847г.), В. Вельдбрехта «Общие основания русского делопроизводства» (1854 г.), Л.Л. Камбека «Самоучитель к составлению и написанию всякого рода частных деловых бумаг и актов, и прочее» (1860 г.). Итак, работа с документацией систематизировалась, что обеспечило ее движение, хранение, учет и контроль. А изобретение и широкое применение в конце XIX в. пишущих машинок, ротапринтов, гектографов значительно ускорило процесс изготовления документов. 5. Становление советского делопроизводства в гг. События октября 1917 г. в корне изменили систему государственных учреждений в России. Высшим органом государственной власти стал Всероссийский съезд Советов, высшим органом управления Совет Народных Комиссаров (Совнарком), отраслевыми органами управления народные комиссариаты (наркоматы). Исполнительным органом стал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Создание новых органов власти и управления требовало законодательно закрепить деятельность совершенно новых государственных структур и упорядочить процесс формально ликвидированного прежнего делопроизводства. По составу новый аппарат принципиально отличался от старого, и фактическое отстранение его от власти было закреплено Декретом от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Для работы в советские учреждения были привлечены рабочие и солдаты, не имеющие специального образования, что, безусловно, отразилось на уровне документационного обеспечения. Поэтому было необходимо в короткие сроки законодательно упорядочить и закрепить правила и процессы документирования. И такими законодательными актами стали: Декрет «О порядке утверждения и опубликования законов» от 30 октября 1917 г., Постановления «О форме блан- 18

19 ков государственных учреждений» от 02 марта 1918 г. и «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты» от 08 декабря 1918 г., а также «Положение о письмоводстве и делопроизводстве», при создании которого использовался аналогичный по наименованию и содержанию документ военного ведомства 1911 г. Именно в этом документе была упрощена техника переписки и установлены четкие надписи для ограничения доступа к документам: «секретно», «не подлежит оглашению». Так начался период активного поиска оптимальных подходов к совершенствованию документационного обеспечения управления в новых исторических условиях. Особым и знаменательным периодом в развитии делопроизводства являются гг. Начало 1920-х гг. это время развития движения за научную организацию труда (НОТ), частью которого стала научная организация управленческого труда (НОУТ). В 1922 г. при наркомате Рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ) был создан Отдел нормализации, в котором одна из секций занималась совершенствованием делопроизводственных служб партийного и государственного аппарата, а также совершенствованием делопроизводства в целом. Именно в 20-е гг. были разработаны первые стандарты для составления служебных писем, телеграмм, телефонограмм, протоколов, извещений и других документов, а также получили свое развитие и системы специальной документации. Акцент был сделан на документирование таких функций, как планирование, учет и контроль. Статистическая документация становится единообразной по форме и включаемым показателям. В 1923 г. на базе Отдела нормализации организуется Секция административной техники, которая продолжает работу своего предшественника. В это же время создаются две новые крупные организации: Оргстрой в январе 1925 г. и Государственный институт техники и управления (ИТУ) в феврале 1926 г. Именно на базе ИТУ впоследствии создается Кабинет стандартизации, который продолжил работу по разработке общесоюзных стандартов на до- 19

20 кументы, а также стандартов на форматы бумаги, чернила, ленты для пишущих машинок. Свои достижения в области рационализации управленческого труда и делопроизводства Оргстрой и ИТУ представили на выставке, открывшейся в 1928 г. В том же 1928 г. ИТУ совместно с архивной службой издали «Правила постановки архивной части делопроизводства в государственных, профессиональных и кооперативных учреждениях и предприятиях РСФСР». Правила имели большое значение для организации текущего хранения документов, а также устанавливали порядок их уничтожения. В 1931 г. был издан проект «Общих правил документации и документооборота». Предполагалось ввести эти правила в качестве типовых и единых для всех учреждений. В проекте была сделана попытка обобщения опыта, накопленного к тому времени различными ведомствами и организациями, для внедрения единых правил делопроизводства в общесоюзном масштабе. К сожалению, они не были доработаны и утверждены из-за закрытия Государственного институт техники и управления (ИТУ) в 1932 г. и упразднения Рабоче-крестьянской инспекции СССР. На этом фоне более активно стали себя проявлять органы управления архивным делом, а также отдельные крупные ведомства. 6. Развитие советского делопроизводства в гг. В 30-е гг. в истории делопроизводства начался период ведомственного регулирования работы с документами, при этом каждое ведомство решало их по-своему, через создание своих инструкций для центрального аппарата и подведомственных ему учреждений, предприятий и организаций. Общегосударственным законодательным актом этого времени стала Конституция 1936 г. В ней были регламентированы виды и правила составления документов для всех ветвей власти. Для Верховного Совета СССР это Законы, для Президиума Указы и 20

21 Постановления, для местных советов и руководителей учреждений приказы, распоряжения, решения. Отсутствие организационно-методического центра и общих норм и правил в области документирования негативно отразилось на состоянии работы с документами, что было отмечено на Межотраслевом совещании по оргтехнике в июне 1941 г., созванном по инициативе Всесоюзного научного инженерно-технического общества машиностроителей. На этом совещании была разработана следующая программа мероприятий. 1. Создание организационно-методического центра делопроизводства для руководителей. 2. Разработка нормативной базы деятельности служб делопроизводства. 3. Механизация труда сотрудников служб делопроизводства. 4. Проведение унификации и стандартизации управленческой документации. 5. Установление единой системы подготовки и переподготовки работников делопроизводства. 6. Создание Всесоюзного научно-исследовательского института для разработки проблем документационного обеспечения. Однако Великая Отечественная война помешала реализации этой серьезной и важной программы. В военные годы была предпринята еще одна попытка создания единого нормативного документа. В 1940-е гг. Главное архивное управление (ГАУ) начинает проявлять активность в организации делопроизводства. Его первой серьезной разработкой следует считать подготовку в 1943 г. проекта Инструкции по постановке документальной части и охране документальных материалов текущего делопроизводства в народных комиссариатах и других учреждениях, организациях и предприятиях СССР. Но данный проект не был принят, тем самым создание основного документа по делопроизводству было отложено еще на 20 лет. И только в 1960 г. в Москве участники Все- 21

22 союзного совещания по вопросам механизации инженернотехнических работников и работников административноуправленческого аппарата в своих решениях повторили рекомендации межотраслевого совещания 1941 г., тем самым подтвердив актуальность проблем, назревших в сфере делопроизводства. Принятые решения активизировали работу ученых и практиков системы управления. В 60-е гг. за Главным архивным управлением (ГАУ) окончательно закрепились функции методического руководства и контроля за организацией делопроизводства в советских учреждениях. Этому способствовало «Положение о государственном архивном фонде СССР» 1958 г., которое, вместо функции «наблюдения», предоставило архивным органам право контроля за документальной частью текущего делопроизводства. С этого момента архивные органы активно встают во главе рационализации делопроизводства. В 1963 г. ГАУ издает «Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций, предприятий СССР», которые стали единственным руководящим материалом, способствующим упорядочению деятельности служб делопроизводства и архивов. В этом же году принято Постановление Совета Министров СССР «О мерах по улучшению архивного дела в СССР». В 1966 г. в рамках Главного архивного управления был учрежден Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), которому была поручена разработка «Единой государственной системы делопроизводства» (ЕГСД). В 1973 г. ЕГСД была одобрена Госкомитетом по науке и технике СССР и рекомендована министерствам, ведомствам и организациям для применения и использования. В 1991 г. появилась новая, дополненная, редакция ЕГСД под другим названием «Государственная система документационного обеспечения управления» (ГС ДОУ). На ее основе в 1993 г. создана Типовая инструкция по делопроизводству для министерств и ведомств Российской Федерации, рекомендованная в 22

23 качестве типовой формы для составления инструкций по делопроизводству всем организациям, независимо от их организационноправовой формы и вида деятельности. Явлением в развитии делопроизводства х гг. стало издание государственных стандартов на документацию и общесоюзных классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭСИ), а также разработка унифицированных форм документов (УФД) и унифицированных систем документации (УСД). Они установили единую терминологию, применяемую в делопроизводстве, состав реквизитов документов и правила их оформления, а также требования к бланкам и текстам документов. Результатами внедрения новых информационных технологий в государственном масштабе стали планы создания Автоматизированных систем управления (АСУ) и проекты подготовки Общегосударственной автоматической системы (ОГАС) для сбора и обработки информации, учета планирования и управления народным хозяйством. Воплощение этих идей потребовало разработки унифицированных систем документации (УСД) для определенных видов деятельности, которые получили свое закрепление в Государственных стандартах 1975 и 1983 гг. Перечень УСД был дан в Общероссийском классификаторе управленческой документации (ОКУД), изданном в 1993 г. Каждая унифицированная система документации содержала наименования и кодовые обозначения унифицированных форм документов, вошедших в данную систему документации. Наличие кода обеспечивало автоматизированную обработку данных, содержащихся в формах конкретных УСД. Наряду с ОКУД были разработаны и другие классификаторы, необходимые для информационного обеспечения различных областей экономики. Итак, делопроизводство в этот период носит общегосударственный характер и систематизирует процессы документирования, работу с документами, организацию служб делопроизводства, а 23

24 также механизацию и автоматизацию, что стало основой для развития современного делопроизводства в Российской Федерации. Контрольные вопросы 1. Характеристика делопроизводства в учреждениях русского государства XV-XVII вв. 2. Основные черты делопроизводства XVIII в. в центральных и местных учреждениях России. 3. Характеристика делопроизводства в высших и центральных государственных учреждениях России XIX начала ХХ в. 4. Становление и развитие советского делопроизводства до 1943 г. 5. Проблемы совершенствования делопроизводства в период с 1960 по 1991 гг., их нормативная регламентация. 6. Служба делопроизводства в учреждениях дореволюционной России. 7. Обзор отечественной литературы XIX-ХХ вв. по вопросам делопроизводства. 24

25 ГЛАВА 2 НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА Нормативно-методическая база делопроизводства это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, осуществляющих технологию создания документа, обработку, хранение и использование, а также регламентирующих работу служб делопроизводства. Нормативно-методическую базу ДОУ составляют следующие комплексы. 1.Нормативно-ведомственные документы Российской Федерации в области информации и документации. 2. Государственные стандарты (ГОСТ) на унифицированные системы документации и на документацию в целом. 3. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭСИ). 4. Нормативные документы по организации управленческого труда и охране труда. 5. Нормативные документы по организации архивного дела в Российской Федерации. 6. Правовые акты по делопроизводству в данной конкретной организации (положение об отделе делопроизводства, инструкция по делопроизводству, номенклатура дел, классификаторы, перечни и списки). Основным Законом информационного законодательства является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. 149-Ф3 «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (с изм. от 31 декабря 2014 г.). Данный Закон устанавливает принципы правового регулирования отношений в информационной сфере. И здесь важен п. 2 ст. 11, в котором четко прописано, что «правила делопроизводства и документооборота, установленные государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, 25

Читайте так же:  Приказ о работе прививочного кабинета

26 установленным Правительством РФ в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти». Таким образом, постановка делопроизводства на местах должна соответствовать целому ряду документов, краткий обзор которых дается в этом пособии. Возвращаясь к основному Федеральному Закону об информации, отметим, что в нем прежде всего дается определение таких ключевых понятий, как информация, документированная информация, информационные системы, информационные технологии, обладатель информации, оператор информационной системы, доступ к информации, конфиденциальность информации, электронный документ и др. Также рассматриваются в качестве основных следующие положения. 1. Принципы правового регулирования в сфере информации. 2. Информация как объект правовых отношений: порядок ее предоставления, распространения, хранения и использования. 3. Виды информации: общеизвестная и информация ограниченного доступа, и право на доступ к такой информации. 4. Информационные системы: государственные, муниципальные и иные. 5. Использование информационно телекоммуникативных сетей. 6. Ответственность за нарушение данного Закона. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 21 июля 2014 г.) с позиции документоведения является главным документом государства и «имеет высшую юридическую силу». В Конституции, в ст. 90 и 115, определены виды документов, которые отражают деятельность Президента РФ, Правительства РФ, Федерального собрания РФ: Указы, Законы, Кодексы, Постановления, Распоряжения, Регламенты. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г (с изм. от 30 сентября 2002 г.) утверждены Правила подготовки правовых актов федеральных органов исполнительной 26

27 власти и их государственной регистрации. В Правилах указан порядок подготовки проектов нормативно-правовых актов: порядок их согласования, подписания и утверждения; порядок обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции всех нормативно-ведомственных документов (ГОСТ на унифицированные системы документации, Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти РФ, Государственная система документационного обеспечения управления). При нарушении установленных требований документ не вступает в силу. Важным межотраслевым документом, регламентирующим организацию документационного обеспечения управления, является «Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения» (ГС ДОУ) М.: ВНИИДАД, 1991 г., утвержденный Приказом Главархива СССР от 25 мая 1988 г. 33, и который пришел на смену Единой государственной системе делопроизводства (ЕГСД), одобренной Госкомитетом по науке и технике СССР в 1973 г. ГС ДОУ это совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях и организациях всех форм собственности. На основе ГС ДОУ в 1993 г. была разработана и введена в действие Типовая инструкция по делопроизводству для министерств и ведомств РФ, которая была заменена новой Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти РФ, утвержденной Приказом Минкультуры и массовых коммуникаций РФ от 08 ноября 2005 г Вопросы подготовки нормативных правовых актов и других видов документов определены также в типовых регламентах, устанавливающих порядок действий управленческой деятельности. Это Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением 27

28 Правительства РФ от 19 января 2005 г. 30 (с изм. от 03 апреля 2015 г.) и Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. 452 (с изм. от 18 июля 2015 г.) Указания, изложенные в этих Регламентах, могут быть использованы организациями при разработке правил составления и оформления документов. Типовые регламенты всегда руководствовались положениями Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти РФ, утвержденной Приказом Минкультуры и массовых коммуникаций РФ от 08 ноября 2005 г Но в 2009 г. вступили в силу Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. 477 (с изм. от 7 сентября 2011 г.). Разработчиком Правил является Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела (ВНИИДАД). Правила в отличие от Типовой инструкции имеют более высокий статус. В Правилах установлен «единый порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» (п.1) и «на основании Правил, с учетом условий и специфики деятельности, разрабатываются инструкции по делопроизводству» (п.3). Теперь в Типовых регламентах все ссылки на Типовую инструкцию заменены ссылками на новые Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. Тем не менее, Типовая инструкция не отменена. Она детализирует работу с документами, описывает методику обработки документов, а Правила содержат общие требования, без детализации. Важным и новым является раздел 6 Правил, который регламентирует особенности работы с электронными документами и направлен на организацию электронного документооборота в организациях. Вопросы документирования получили свое отражение в Кодексах РФ. 28

29 В Гражданском кодексе РФ от 26 октября 1996 г. (с изм. от 13 июля 2015 г.) изложены основные правила заключения, изменения и расторжения договоров, а также их разновидности (гл. 27, 28, 29 ч. I, ч. II); регламентирована деятельность юридических лиц (гл. 4 ч. I): создание, государственная регистрация, оформление учредительных документов (устав), требования к структуре и содержанию устава. В связи с включением в Гражданский кодекс РФ в 2006 г. IV части «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», в 2008 г. отменены ФЗ РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г и ФЗ РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09 июля 1993 г Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. 197-ФЗ (с изм. от 13 июля 2015 г.), который пришел на смену Кодекса законов о труде (КЗОТ), значительно повысил уровень правовых гарантий работников организаций. В Кодексе детально рассматриваются вопросы документирования трудовых правоотношений между работником и работодателем (трудовой договор, трудовая книжка, коллективный договор, ученический договор, работа с персональными данными работника, условия труда); четко и ясно дается определение прав и обязанностей работника и работодателя. Отдельные положения Кодекса подчеркивают необходимость соблюдения конфиденциальности персональных данных работника сотрудниками организации, имеющими к ним доступ в соответствии со своими профессиональными обязанностями. Издание Постановления Правительства «О трудовых книжках» от 16 апреля 2003 г. 225 (с изм. от 25 марта 2013 г.) и Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 10 октября 2003 г. 69 стало оправданным дополнением к Трудовому кодексу РФ. В этих нормативно-ведомственных документах представлены типовые формы трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку (вкладыш без трудовой книжки недействи- 29

30 телен), а также типовые формы приходно-расходной книги по учету бланков и книги учета движения трудовых книжек и вкладышей. В Уголовном кодексе РФ от 01 января 1997 г. (с изм. от 25 июля 2015 г.) установлена ответственность за несоблюдение требований, касающихся охраны и защиты от подделки документной информации, а также бланков, печатей и штампов организации. Уголовный кодекс предусматривает достаточно строгое наказание за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих государственную тайну, коммерческую тайну, налоговую и банковскую тайну, персональные данные работника. В связи с внедрением в сферу управления компьютерных технологий (гл. 28) УК РФ рассматривает преступные действия в этой сфере: «неправомерный доступ к компьютерной информации» (ст. 272), «создание, использование и распространение вредоносных программ» (ст. 273), «нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ» (ст. 274). В этом случае предусматривается наложение штрафа или наказание в виде лишения свободы. Законы РФ «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г (с изм. от 12 марта 2014 г.) и «О государственном языке Российской Федерации» от 01 июня 2005 г. 53-ФЗ (с изм. от 05 мая 2014 г.) являются основными законодательными актами, регламентирующими использование русского языка как государственного на территории Российской Федерации. Государственный язык является обязательным при опубликовании федеральных законов и других правительственных актов, правовых актов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, а также на русском языке ведется официальная переписка между субъектами Российской Федерации. Делопроизводственная деятельность организаций субъектов РФ может осуществляться и на русском или на национальном языке, а также одновременно на двух языках. Воспроизведение герба на документах регламентируется Федеральным конституционным законом «О Государственном 30

31 гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г. 2-ФКЗ (с изм. от 12 марта 2014 г.) Порядок применения печатей и штампов, их формы и размеры установлены Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1995 г «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба РФ» (с изм. от 14 декабря 2006 г.) и ГОСТ Р «Печати с воспроизведением Государственного герба РФ. Форма, размеры и технические требования» (с изм. от 04 марта 2004 г.). С 2002 г. в изображение клише печати введены ОГРН основной государственный регистрационный номер и ИНН/КПП идентификационный номер налогоплательщика/ код причины постановки на учет юридического лица. В Постановлении Правительства РФ сказано, что изготовление печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба РФ осуществляют только полиграфические предприятия, имеющие лицензии и сертификаты на соответствующий вид деятельности, чтобы изготовить «указанный вид продукции на должном, качественном уровне». Использование товарных знаков (эмблема организации/ логотип) при оформлении документации определяется ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ» от 18 декабря 2006 г. 231-ФЗ, разделом VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Этим же Федеральным законом с 01 января 2008 г. отменены ФЗ РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г и ФЗ РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09 июля 1993 г Товарный знак это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Эмблема организации, как объект интеллектуальной собственности, подлежит обязательной государственной регистрации в 31