Государственный инспектор труда не имеет право

Автор: | 22.04.2018

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

Комментарий к статье 357

1. Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) реализуют предоставленные им права в пределах компетенции соответствующего органа федеральной инспекции труда.

Статья 357 устанавливает основные права государственных инспекторов труда, позволяющие выявлять факты нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями и фиксировать обстоятельства, способствующие правонарушениям.

В этих целях государственные инспекторы труда наделены правом беспрепятственно в любое время суток посещать инспектируемые организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. На них распространяется право пропускного режима там, где оно установлено. Для прохода государственного инспектора на территорию проверяемой организации ему достаточно предъявить служебное удостоверение установленного образца.

Государственный инспектор труда имеет право на месте знакомиться с документами и материалами, чтобы получить необходимую информацию. При этом недопустимо уклонение работодателей и их представителей от предоставления документов под каким-либо предлогом, в т. ч. по мотивам содержания в них коммерческой или государственной тайны.

Работа с документами, содержащими коммерческую или государственную тайну, осуществляется в особом порядке, установленном законом.

Право на отнесение тех или иных сведений к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю с учетом положений Закона о коммерческой тайне.

Не могут составлять коммерческую тайну сведения о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в т. ч. об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест; о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; о численности и об оплате труда работников некоммерческих организаций и об использовании в деятельности таких организаций безвозмездного труда граждан.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, в соответствии с указанным Законом имеет право устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны, разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации, требовать от государственных органов, которым представлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности.

Государственные инспекторы труда не вправе — без согласия обладателя информации — разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления информацию, составляющую коммерческую тайну, ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей, за исключением специально предусмотренных случаев, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях. В случае нарушения конфиденциальности информации государственные инспекторы труда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 в ред. Указа Президента РФ от 11 февраля 2006 г. N 90 (СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 892).

Порядок доступа к этим сведениям определяется Законом о государственной тайне. Согласно ст. 25 Закона организация доступа государственного инспектора труда к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа государственного инспектора труда к этим сведениям устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций обязаны создать для государственного инспектора труда такие условия, при которых он знакомится только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и только в тех объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.

Государственный инспектор труда вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников. В их число входят: приказы и распоряжения, статистическая отчетность, акты проверок работы подведомственных организаций, материалы о вскрытых контролирующими органами нарушениях законов и их причинах, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции проверяемого органа, и др. В случае необходимости государственный инспектор труда вправе обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов.

2. В целях наиболее полной проверки государственные инспекторы труда направляют контролируемым органам соответствующие письма (запросы) с конкретным указанием необходимых для представления материалов.

Недопустим отказ работодателей (их представителей) предоставить необходимую информацию на том основании, что она не может быть безвозмездной.

В отношении нарушителей правила ст. 357 о безвозмездности представления государственному инспектору труда необходимой информации он должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства воздействия.

3. Государственные инспекторы труда имеют право изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта. Таким правом они наделены в соответствии со ст. 12 Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947) (Бюллетень Минтруда России. 1998. N 10).

4. Актом реагирования государственного инспектора труда на нарушения, выявленные в ходе проверки, является предписание об устранении вскрытых правонарушений, их причин и способствующих им условий.

Предписание составляется в 2 экземплярах и оформляется в соответствии с требованиями, указанными в ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей. Один экземпляр предписания с копиями приложений (протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников) вручается работодателю или его представителю под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру предписания, остающемуся в деле проверяющего органа федеральной инспекции труда.

Содержащиеся в предписании рекомендации должны иметь правовую направленность и не касаться оперативно-хозяйственной деятельности проверяемой организации.

Предложения об устранении факторов экономического, организационно-управленческого, технического, санитарно-гигиенического, медицинского характера, способствовавших правонарушениям в сфере труда, должны основываться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий.

В предписании допустима постановка вопроса о необходимости привлечения руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (см. ст. 76 и коммент. к ней).

Выполнение предписаний государственных инспекторов труда является обязанностью работодателя, возложенной на него ст. 212 ТК (см. коммент. к ней).

5. Необходимо обратить внимание на то, что Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» (СЗ РФ. 2005. N 19. Ст. 1752) государственные инспекторы труда лишены права приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений. Этим Законом право приостанавливать деятельность организаций в административном порядке предоставлено судьям.

6. Следует отметить, что Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, наделив государственных инспекторов труда правом выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда, привел абз. 9 ст. 357 в соответствие со ст. 76 ТК, которая обязывает работодателя отстранять от работы работников, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Обязанность проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определяемом Правительством РФ, возложена на всех работников организаций, включая руководителей, ст. 225 (см. коммент. к ней).

7. Государственные инспекторы труда наделены правом составлять протоколы и рассматривать дела о нарушении руководителями и другими должностными лицами организаций трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Административная ответственность указанных лиц выражается в наложении денежного штрафа в размерах, установленных КоАП (см. коммент. к п. п. 5, 6 ст. 362).

В тех случаях, когда действия работодателя и его представителей содержат признаки деяния, наказуемого в уголовном порядке, государственные инспекторы труда могут направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности.

Им предоставлено также право предъявлять в суд иски о защите трудовых прав работников, выступать в суде в качестве экспертов по искам о возмещении вреда, причиненного здоровью работников, и др.

Если в государственную инспекцию труда обратится профсоюзный орган или сам работник либо иной гражданин, защищающий интересы и права работника, по вопросу, который рассматривает соответствующий орган по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (кроме исков, принятых судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда (если он выявит очевидное нарушение трудового законодательства) вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Данное предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Под редакцией Орловского Ю. П. 2007 г. Источник: СПС Консультант

Государственные инспекторы труда

Государственный инспектор труда – это должностное лицо Федеральной инспекции труда, наделенное полномочиями по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Основные полномочия государственных инспекторов труда и порядок осуществления их надзорно-контрольной деятельности закреплены в Трудовом кодексе РФ и Положении о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.

Права государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора имеют право:

  • В порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспре­пятственно в любое время суток при наличии удостоверений уста­новленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц.
  • Запрашивать у работодателей и их представителей, органов ис­полнительной власти и органов местного самоуправления и безвоз­мездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
  • Изымать для анализа образцы используемых или обрабатывае­мых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представи­теля и составлять соответствующий акт.
  • Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве.
  • Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисципли­нарной ответственности или об отстранении их от должности в уста­новленном порядке.
  • Направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.
  • Выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж но охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.
  • Запрещать использование средств индивидуальной и коллек­тивной зашиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законо­дательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда.
  • Составлять протоколы и рассматривать дела об административ­ных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причинен­ного здоровью работников на производстве.
  • Предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.
Читайте так же:  Налоговый вычет по ндфл на себя в 2018 году

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индиви­дуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обяза­тельному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения ра­ботодателем или его представителем.

Обязанности государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора обязаны:

  • Соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций).
  • Хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, с читать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Порядок организации и проведения проверок работодателей

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей: организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  1. Истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  2. Поступление в федеральную инспекцию труда:
  • Обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и (или) надзор, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.
  • Обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
  • Запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем.
  • Наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка в случае обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Не допускается предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки в случае обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав или запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.

Обжалование решений государственных инспекторов труда

Порядок обжалования решений государственных инспекторов труда установлен ст. 361 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает административный и (или) судебный порядок обжалования решений государственных инспекторов труда, предоставляя возможность выбора одного из них.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы как в судебном порядке, так и в порядке подчиненности, за исключением решений Главного государственного инспектора труда РФ, которые обжалуются исключительно в судебном порядке.

Процедура проверки организации государственным инспектором труда.

Государственные инспекторы труда и иные должностные лица Государственной инспекции труда осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труда и охране труда путем проведения проверок, в процессе расследования несчастных случаев, произошедших на производстве

Принципы деятельности, основные задачи, полномочия, права и обязанности Государственной инспекции труда регламентируются Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утверждённом постановлением правительства РФ №559 от 05.09.2007г, Положением о государственной инспекции труда в РО, утвержденном приказом № 180 от 24.03.2005г, а также Трудовым Кодексом РФ.

Основными задачами Государственной инспекции труда являются:

— обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая права на безопасные условия труда;

— обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, противозаконных действий (бездействия) или злоупотреблений.

При выявлении такого рода нарушений в ходе проверок материалы направляются в Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды.

Государственные инспекторы труда имеют право, при наличии удостоверения установленного образца, посещать в целях проведения проверок соблюдения трудового законодательства организации любой организационно-правовой формы.

При проведении проверок госинспекторами труда строго соблюдаются требования федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» № 134-ФЗ.

При поступлении в государственную инспекцию труда заявления о нарушении трудовых прав работника госинспектору труда выдается распоряжение о проверке данного предприятия и в частности вопросов, на какие ссылается в своем заявлении работник.

Распоряжение о проведении проверки предъявляется руководителю, иному должностному лицу организации или индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

В ходе проверки госинспектор труда имеет право запрашивать и безвозмездно получать от руководителя и иных должностных лиц организации документы, объяснения и информацию, необходимую для осуществления проверки.

За непредставление необходимых сведений (информации) для осуществления законной деятельности государственному инспектору труда статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

По результатам проверки составляется акт установленной формы в двух экземплярах, в котором указываются сведения о результатах проверки.

При выявлении в результате проведения проверки нарушений трудового законодательства государственным инспектором труда выдается обязательное к исполнению предписание, в котором указываются конкретные нарушения со ссылкой на статьи Трудового Кодекса РФ или иные нормативные документы, содержащие нормы трудового права, а также срок устранения нарушенийЗа невыполнение в срок законного предписания также предусмотрена административная ответственность в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В случае выявления в ходе проверки совершения должностным лицом административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении.

Статья 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что нарушение законодательства о труде и охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В случае если должностное лицо ранее подвергалось административному взысканию за аналогичное административное правонарушение и вновь нарушило законодательство о труде и охране труда, то это влечет его дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Читайте так же:  Фз материнский капитал ипотека

Права и обязанности государственного инспектора труда

Основные права государственных инспекторов труда (как правовых, так и по охране труда) перечислены в ст. 357 ТК РФ. Их можно разделить на две группы.

Прежде всего, это права, позволяющие выявлять факты нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями. К ним надо отнести права:

беспрепятственно в любое время суток посещать инспектируемые организации и работодателей — физических лиц (для прохода государственного инспектора на территорию проверяемой организации ему достаточно предъявить служебное удостоверение установленного образца).

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (при этом недопустимо уклонение работодателей и их представителей от предоставления документов под каким-либо предлогом, в том числе по мотивам содержания в них коммерческой или государственной тайны);

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт.

Вторая группа прав связана с реализацией властных полномочий, направленных на пресечение нарушений и восстановление нарушенных прав. К ним относятся права:

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации.

Помимо этого, государственные инспекторы участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве, когда это предусмотрено законодательством. Например, в расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом (ст. 229 ТК РФ).

ТК РФ предоставляет государственным инспекторам право выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Надо иметь в виду, что Положение о федеральной инспекции труда, утвержденное Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации, разделяет полномочия правовых инспекторов и инспекторов по охране труда.

Обязанности государственного инспектора труда перечислены в ст. 358 ТК РФ.

Осуществляя надзорно — контрольные функции, государственные инспекторы труда должны соблюдать Конституцию, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также права и законные интересы работодателей — как юридических, так и физических лиц.

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

СТ 357 ТК РФ.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • абзац седьмой утратил силу;
  • направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • абзац одиннадцатый утратил силу;
  • абзац двенадцатый утратил силу;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную
инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа
по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением
исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение
суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового
законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его
получения работодателем или его представителем.

Комментарий к Ст. 357 Трудового кодекса РФ

1. Для обеспечения исполнения инспекторами труда своих функций Конвенция N 81 МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 14 июля 1947 г.) предусматривает их права: беспрепятственно проходить без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции; входить в дневное время во все здания, которые они имеют достаточные основания считать подпадающими под контроль инспекции; осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательство эффективно соблюдается, в частности наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы предпринимателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к применению законодательных положений, требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, в целях проверки их соответствия законодательным положениям и снятия с них копии или выписки отдельных мест.

2. Комментируемая статья устанавливает общий свод прав государственных инспекторов труда вне зависимости от специфики осуществляемой ими надзорной деятельности. В то же время следует иметь в виду, что в системе федеральной инспекции труда деятельность по проведению надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде осуществляют государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда. Государственные правовые инспекторы труда осуществляют надзор за соблюдением трудовых прав и свобод граждан, применением законодательства о труде и являются специалистами в области права. Государственные инспекторы по охране труда ведут надзор за соблюдением прав и свобод граждан, применением законодательства о труде в части обеспечения права на безопасные условия труда и имеют необходимые познания в технических вопросах.

3. Предписания, предъявленные государственным инспектором труда в адрес работодателя или его представителя об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе и не связанных с нарушением прав конкретного работника, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении лиц, виновных в выявленных нарушениях, к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности, обязательны для исполнения. Об обжаловании предписаний государственных инспекторов труда см. ст. 361 ТК РФ и комментарий к ней.

Ответственность за неисполнение в установленный срок предписания государственного инспектора труда об устранении нарушений законодательства предусмотрена ст. 19.5 КоАП. Соответствующие дела об административных правонарушениях рассматриваются судами.

4. О расследовании и учете несчастных случаев на производстве см. ст. ст. 227 — 231 ТК РФ и комментарий к ним.

5. Рассматривать дела об административных правонарушениях и привлекать виновных лиц к административной ответственности вправе должностные лица, поименованные в ст. 23.12 КоАП.

Данные лица вправе составлять по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых ими, протоколы об административных правонарушениях. Кроме того, должностные лица Федеральной службы по труду и занятости имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7 КоАП (ст. 28.3 КоАП). Перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 апреля 2006 г. N 60.

Читайте так же:  Оформление приказа образец беларусь

6. Федеральная инспекция труда не осуществляет надзорную деятельность по вопросам, которые приняты к рассмотрению судом или по которым уже имеется решение суда, вне зависимости от вступления его в законную силу. В то же время принятие вопроса к рассмотрению КТС или возбуждение по нему коллективного трудового спора не препятствует проведению проверки соблюдения законодательства о труде, трудовых прав и свобод граждан. Однако в данном случае предписание выдается при наличии очевидного (т.е. не вызывающего сомнений) нарушения. Выданное в данном случае предписание об устранении нарушений законодательства о труде, иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, также подлежит обязательному исполнению и может быть обжаловано работодателем или его представителем в особом порядке: исключительно в суд в течение 10 дней с момента получения предписания. Обжалование данного предписания в порядке подчиненности не допускается.

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

в порядке,установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всехорганизационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителямобязательныедля исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 09.05.2005 № 45-ФЗ; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

абзацы одиннадцатый и двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Установленные в статье основные права государственных инспекторов труда (так же, как и основные полномочия федеральной инспекции труда) базируются на положениях Конвенции МОТ № 81 “Об инспекции труда” (1947 г.) и по существу являются ее производными.

В частности, в соответствии со ст. 12 Конвенции МОТ № 81 инспекторы труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право: —

беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции; —

входить в дневное время во все здания, которые они имеют достаточные основания считать подпадающими под контроль инспекции; —

осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законы и иные нормативные правовые акты о труде соблюдаются, и в частности:

а) наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы работодателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к их компетенции;

б) требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законами и иными нормативными правовыми актами о труде, с целью проверки их соответствия установленным требованиям и снятия с них копии или выписки отдельных мест;

в) изымать или брать с собой для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления предпринимателя или его представителя о том, что материалы или вещества были изъяты и унесены с этой целью. 2.

Комментируемая статья фактически устанавливает общий свод прав должностных лиц федеральной инспекции труда, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, вне зависимости от специфики их надзорно-контрольной деятельности и занимаемых должностей.

Различие в их функциях предполагает фактическую реализацию ими различного комплекса прав.

Специфические для государственных инспекторов труда (по охране труда) права конкретизированы в положениях о территориальных органах Федеральной службы по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (государственных инспекциях труда в субъектах Российской Федерации), утвержденных приказами Роструда в марте 2005 г. К их числу, в частности, относятся предоставленные комментируемой статьей права. 3.

Предоставленное государственным инспекторам труда право привлекать к административной ответственности в установленном законодательством РФ порядке лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, осуществляется ими в соответствии с требованиями КоАП РФ. Более подробно о реализации государственными инспекторами труда данного права см. комментарии к ст. 359, 362 и 363 ТК РФ. 4.

Предписания, предъявляемые государственными инспекторами труда работодателям (их полномочным представителям) об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в т. ч. не связанных с нарушением прав конкретного работника, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении лиц, виновных в нарушениях, к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности, обязательны для исполнения. О порядке обжалования предписаний государственных инспекторов труда более подробно см. комментарий к ст. 361 ТК РФ.

Об ответственности за неисполнение в установленный срок предписания государственного инспектора труда более подробно см. комментарий к ст. 363 ТК РФ. 5.

При осуществлении предоставленного комментируемой статьей права направлять в правоохранительные органы материалы для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, к уголовной ответственности, а также направлять иски в суд государственные инспекторы труда руководствуются требованиями УК РФ и ГПК РФ и другими федеральными законами. 6.

Порядок реализации государственными инспекторами труда предоставленного комментируемой статьей права расследовать несчастные случаи на производстве установлен ст. 227-231 ТК РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73. 7.

В соответствии с нормами ч. 2 комментируемой статьи государственные инспекторы труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по вопросам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда.

В то же время принятие вопроса к рассмотрению комиссией по трудовым спорам или возбуждение по нему коллективного трудового спора не препятствует проведению инспекторской проверки соблюдения законодательства о труде, трудовых прав и свобод граждан. В данном случае проверка проводится лишь в случае обращения в федеральную инспекцию труда профоргана, самого работника или иного лица. Выданное в результате такой проверки предписание об устранении нарушений законодательства о труде, иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, также подлежит обязательному исполнению и может быть обжаловано работодателем или его представителем в суд в течение 10 дней с момента его получения. 8.

Государственный инспектор труда имеет право на месте знакомиться с документами и материалами, чтобы получить необходи мую информацию. При этом недопустимо уклонение работодателей и их представителей от представления документов под каким-либо предлогом, в т. ч. по мотивам содержания в них коммерческой или государственной тайны, работа с которыми осуществляется в особом порядке, установленном законом.

В процессе надзорно-контрольной деятельности государственные инспекторы труда вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников. В их число входят приказы и распоряжения, статистическая отчетность, акты проверок работы подведомственных организаций, материалы о вскрытых контролирующими органами нарушениях законов и их причинах, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции проверяемого органа, и др. В случае необходимости государственный инспектор труда вправе обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов.

В целях наиболее полной проверки государственные инспекторы труда направляют контролируемым органам соответствующие письма (запросы) с конкретным указанием истребуемых материалов. При этом недопустим отказ работодателей и их представителей предоставить необходимую информацию на том основании, что она не может быть безвозмездной. Более подробно об ответственности за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда см. комментарий к ст. 363 ТК РФ.