Налог на недвижимость закон рф

Автор: | 06.04.2018

Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц»

Закон утратил силу с 1 января 2015 года. Теперь это глава Налогового кодекса Российской Федерации. Перейти к главе 32 «Налог на имущество физических лиц».

Федеральный закон Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» регулирует порядок обложения налогом объектов недвижимости, владельцами которых являются физические лица. Федеральный закон устанавливает объекты налогообложения, жилые дома, квартиры, жилые комнаты, дачи, гаражи и другие сооружения.

Федеральный закон устанавливает порядок применения льгот по налогообложению имущества физических лиц и перечень документов, подтверждающих имеющие место льготы. От налога на недвижимость согласно Федеральному закону освобождаются пенсионеры, получающие трудовые пенсии, назначенные в соответствии с пенсионным законодательством. Федеральный закон «О налогах на имущество физических лиц» освобождает от уплаты налога строения и сооружения, принадлежащие деятелям искусства и культуры, народным мастерам, которые используются исключительно, как творческие мастерские, студии, ателье.

Освобождаются согласно Федеральному закону от налога на имущество физических лиц строения, расположенные на дачных участках или садоводческих обществах, имеющие общую площадь до 50кв.метров. Федеральный закон «О налогах на имущество физических лиц» определяет порядок расчета размера ставки налога от суммарной инвентаризационной стоимости.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ЗАКОН РФ от 09.12.91 N 2003-I (ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 24.08.2013) «О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 09.12.91 — «Российская газета», N 36, 14.02.92;
  • «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 20.02.92, N 8, ст. 362;
  • «Бюллетень нормативных актов», N 4-5, 1992)

ЗАКОН РФ от 09.12.91 N 2003-I (ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 24.08.2013) «О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

9 декабря 1991 года N 2003-I

(в ред. Федерального закона от 17.07.99 N 168-ФЗ)

1. Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее — налоги) признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

2. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

3. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

6) иное строение, помещение и сооружение;

7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1-6 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 17.07.99 N 168-ФЗ)

1. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы налог на имущество физических лиц отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 96-ФЗ)

Пункт 2 — Утратил силу.

3. Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

1. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

(в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица , награжденные орденом Славы трех степеней;

(в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

(в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

(в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 45-ФЗ)

военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющими общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

(в ред. Федерального закона от 27.01.95 N 10-ФЗ)

лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

(в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

(в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

2. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;

родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, — на период такого их использования;

с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

Пункт 3 — Утратил силу.

4. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.

1. Исчисление налогов производится налоговыми органами.

(в ред. Федерального закона от 17.07.99 N 168-ФЗ)

Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

(в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

2. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.

В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.

Пункт 4. — Утратил силу.

5. По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

(в ред. Федерального закона от 17.07.99 N 168-ФЗ)

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

6. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

7. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

(в ред. Федерального закона от 17.07.99 N 168-ФЗ)

8. Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

9. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

10. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

Читайте так же:  Страховая компания империал лицензия

11. Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

12. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

Москва, Дом Советов РСФСР

9 декабря 1991 года,

На сайте «Zakonbase» представлен ЗАКОН РФ от 09.12.91 N 2003-I (ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 24.08.2013) «О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ЗАКОН РФ от 09.12.91 N 2003-I (ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 24.08.2013) «О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ЗАКОН РФ от 09.12.91 N 2003-I (ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 24.08.2013) «О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Путин подписал закон о новом порядке исчисления налога на имущество физических лиц

МОСКВА, 4 августа. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал закон, который предусматривает новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц, что сократит возросшие в последние годы выплаты граждан. Соответствующий документ опубликован в пятницу на официальном портале правовой информации.

Сейчас при исчислении налога действует коэффициент, который предусматривает ежегодное увеличение на 20% суммы налога, рассчитанного по кадастровой стоимости. То есть в первый год применения кадастровой стоимости для расчета граждане платят налог с коэффициентом 0,2, затем соответственно 0,4, 0,6, 0,8 и только на пятый год выходят на 100%-ную оплату налога.

Но применение такого порядка «привело к существенному увеличению налоговой нагрузки на граждан, прежде всего из-за резкого роста кадастровой стоимости объектов недвижимости», — говорится в пояснительной записке к документу.

Поэтому закон отменяет указанный выше коэффициент, начиная с четвертого года применения кадастровой стоимости для расчета, то есть когда коэффициент — 0,8.

Одновременно вводится новый коэффициент, который ограничит ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости — не более чем на 10%. В 2018 году он начнет действовать в 28 субъектах РФ, где налог исчисляется с коэффициентом 0,6.

Для остальных 36 регионов, где налог на имущество исчисляют по кадастровой стоимости, порядок исчисления в 2018 году не изменится, следует из текста закона.

Компенсации регионам

По данным ФНС России, изменение порядка исчисления налога на имущество физических лиц может привести к недопоступлению в 2018 году в региональные бюджеты около 6 млрд рублей. Для 28 субъектов с выпадающими доходами нужно предусмотреть их компенсацию, заявлял глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Закон также предусматривает возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в случае изменения качественных или количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода.

Также перерасчет земельного налога и налога на имущество допускается только в сторону снижения. Сейчас возможно повышение платежей за последние три года.

Если налогоплательщик оспорил кадастровую стоимость и сумел доказать ее ошибочность, то закон предлагает применять измененную кадастровую стоимость не с даты начала спора, а с момента начала применения ошибочной стоимости.

Налоговые льготы и вычеты

Закон также расширяет налоговые льготы для детей-инвалидов и уточняет статус таких объектов недвижимости, как дома, квартиры, комнаты, гаражи и машиноместа для применения в их отношении налоговых преимуществ по налогу на имущество физических лиц (налоговых вычетов и льготных ставок).

Поскольку принятые изменения направлены на улучшение положения плательщиков земельного налога и налога на имущество физических лиц, законом предусматривается придание им обратной силы с 2015 года в отношении налоговых льгот для детей-инвалидов, с 2017 года — в отношении налогообложения «частей жилых домов», «частей квартир», а также гаражей и машиномест, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в соответствующий перечень субъекта РФ.

НОВЫЙ ЗАКОН О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ – ЭКЗАМЕН НА НАЛОГОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ

Сулейманов Д.Н.

Директор Налогового института Российского нового университета, кандидат экономических наук

НОВЫЙ ЗАКОН О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ – ЭКЗАМЕН НА НАЛОГОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация

В данной статье представлен короткий комментарий и рассмотрены спорные вопросы в отношении нового Закона о налоге на имущество.

Ключевые слова: государство, закон, налог, имущество, физическое лицо, недвижимость.

Suleymanov D.N.

The Director of the Tax Institute of the Russian new University, candidate of economic Sciences

NEW LAW ON TAXES ON PERSONAL PROPERTY – AN EXAMINATION ON TAX LITERACY

Abstract

This article presents a brief comment and considered controversial issues in relation to the new Law on Property Tax.

Keywords: State law, tax, property, an individual property.

В отношении озабоченности наличия в положениях Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» риска серьезного увеличения налоговой нагрузки на граждан в связи с введением нового налога на имущество физических лиц, исходя из определения налоговой базы от кадастровой стоимости объектов налогообложения, необходимо иметь в виду следующее.

В ФЗ № 284-ФЗ предусмотрено:

  • снижение налоговых ставок по сравнению со ставками, используемыми при исчислении налога исходя из инвентаризационной стоимости объектов имущества, в среднем в 20 раз, а также предоставление права представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) уменьшать данные налоговые ставки до нулевого значения;
  • установление вычетов при исчислении налоговой базы в отношении квартиры, комнаты, жилого дома, единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), а также предоставление права представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) увеличивать размеры указанных вычетов;
  • сохранение всех установленных Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налоговых льгот;
  • введение специальной формулы расчета сумм налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, предполагающей использование понижающих коэффициентов.

В тех же субъектах, где соответствующее решение о переходе на новый порядок не принято, в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц сохранится инвентаризационная стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор. Он ежегодно устанавливается Министерством экономического развития Российской Федерации [2,5,7,8].

Законодательством предусмотрен плавный переходный период и в полной мере налогоплательщики заплатят налог лишь через пять лет. А первое уведомление с суммой нового налога на имущество физических лиц за 2015 год граждане впервые получат в 2016 году.

Налоговую базу рассчитывают оценщики, утверждают органы власти субъектов РФ, а налоговые ставки – муниципалитеты.

Таким образом, итоговая сумма налога по новым правилам будет зависеть от решений региональных и местных властей.

С 01 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ граждане обязаны будут сообщать налоговым органам об имуществе, если они не получали налоговые уведомления и соответственно не уплачивали налоги.

Приказом ФНС России от 26.11.2014 утверждена форма Сообщения о наличии указанных объектов и Порядок ее заполнения.

Сообщения об объектах налогообложения могут быть представлены в налоговый орган:

  • лично или через представителя;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Сообщать надо только один раз до 31 декабря.

Если сведения будут представлены в 2015 году, то налог не будет начисляться за 2012, 2013 и 2014 годы, а начнет начисляться за 2015 год и т.д.

Если сведения будут представлены в 2016 году, то налог не будет начисляться за 2013, 2014, 2015 годы, а начнет начисляться за 2016 г. и т.д.

Например, если налогоплательщик представит сведения до 31 декабря 2015 года, то налог будет начислен за 2015 год на основании налогового уведомления, который налоговый орган пришлет ему в 2016 году за один месяц до уплаты. С 2015 года установлен единый срок уплаты имущественных и транспортного налогов – 1 октября. Таким образом, уплата налогов в данной ситуации должна производиться на основании налогового уведомления по сроку – до 1 октября 2016 г.

С 01. 01. 2017 года, если налогоплательщик не представит такие сведения или представит их несвоевременно, будут применяться налоговые санкции в размере 20% неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимости или транспортного средства (п. 12 ст. 1, ч. 3 ст. 7 Закона №52-ФЗ).

В Законе есть нерешенные вопросы, на которые нет официальной позиции Минфина РФ и разъяснений, например:

– если в 2015 году до 01.10.2015 физическое лицо не получит налогового уведомления (при условии, что и ранее не получал и не уплачивал налоги), то в каком году 2015 г. (с 01.10.2015 до 31.12.2015) или в следующем году 2016 г. он должен уведомить налоговый орган об объектах?

Получается, что если сообщит до 31.12.2015, то и уплата будет за 2015 год, а если сообщит в 2016 г. (ведь ему дано такое право по Закону), то и уплата будет за 2016 год.

– другой вопрос. Например, лет 8 назад физ. лицо оформило наследство и получило свидетельства о праве собственности на дом и зем. участок. Другому наследнику присылали уведомление об уплате налогов, а ему нет. Было написано письмо в налоговый орган, что есть кадастровые номера, высланы копии документов, но налоговый орган ответил нет в базе данных, налог начислить не можем. Документы за это время не сохранились (утеряны), что делать налогоплательщику?

– третий вопрос. Ни в Законе, ни исходя из его прочтения не ясно, в какой налоговый орган высылать документы (по месту жительства, месту нахождения объекта налогообложения, в Личный кабинет налогоплательщика). Вопрос открытый.

– нестандартных ситуаций очень много бывает, например, до июня 2014 года был земельный участок и налоговых уведомлений не было от налоговых органов и налог не платился ни разу, а потом его продали в сентябре 2014 г., и до 01.11.2014 – ничего не поступало от налоговых органов, как поступить в этой ситуации: надо- не надо сообщать?

Читайте так же:  Расчет налог на имущество 2018 для юридических лиц

– не ясен вопрос с льготной категорией налогоплательщиков. На какой момент наступает обязанность по сообщению, что налогоплательщик, например, на 01.01.2015 (момент вступления в силу Закона) он еще не льготник, а после 01.10.2015 года – возникает право на льготу, но в 2016 году он опять не получает уведомление. Надо ли после 01.10.2016 сообщать налоговому органу, что есть участок и есть право на льготу, поскольку с 01.01.2017 года вступают нормы по налоговым штрафам, при этом в Базе налоговых органов появляются объекты налогообложения [4,5,6]. В налоговом органе по Базе паспортных служб есть сведения о каждом гражданине РФ, но никто не будет сверять возраст и тем более запрашивать есть льгота или нет у такого налогоплательщика.

Налог на недвижимость в 2018 году

Налог на недвижимость физических лиц в 2018 году в Санкт-Петербурге и ЛО

По закону собственник недвижимого имущества должен платить соответствующий налог. Он относится к фискальным сборам местного значения, поэтому регулируется как НК РФ, так и нормативно-правовыми актами муниципалитетов и городов федерального значения.

С 1 января 2018 года действует новый порядок расчета налоговых ставок на недвижимое имущество физических лиц. Главное изменение – учитывается не инвентаризационная, а кадастровая стоимость объекта. Чтобы увеличение финансовой нагрузки на физических лиц сделать поэтапным, введен 4-летний переходный период.

Какое имущество подлежит налогообложению?

  • квартиры и комнаты в новостройках и на вторичном рынке;
  • дома;
  • дачные строения, использующиеся в личных целях для ведения дачного хозяйства, садоводства и хранения инвентаря;
  • помещения, используемые для профессиональной и творческой деятельности;
  • гаражи и машино-места;
  • доли в объектах недвижимости;
  • недвижимые комплексы;
  • незавершенные объекты строительства;
  • другие виды недвижимости, находящиеся в собственности.

Кто освобожден от уплаты налога на недвижимость?

Закон освобождает некоторые категории граждан от уплаты налога на недвижимость. К ним относятся:

  • герои РФ и/или СССР;
  • участники гражданской, Второй мировой и других войн и боевых операций;
  • кадровые и уволенные в запас военнослужащие;
  • кавалеры ордена Славы любой из трех степеней;
  • инвалиды I и II групп;
  • инвалиды детства;
  • пенсионеры всех категорий – неработающие и работающие;
  • родители и супруги погибших на воинской или государственной службе;
  • владельцы недвижимости, на территории которой находятся объекты культуры, искусства и принадлежащие мастерам народного творчества;
  • владельцы участков земли в садоводческих хозяйствах, если суммарная площадь жилых построек на них не превышает 50 квадратных метров;
  • другие категории, определенные региональными властями (о них вы можете узнать в Администрации Санкт-Петербурга или ЛО либо на официальных сайтах).

Если льготнику, например пенсионеру, принадлежит часть объекта, например ½ квартиры, то не облагается налогом только она, а второй собственник платит налог на недвижимость на общих основаниях. Несовершеннолетние собственники не относятся к категории льготников и налог за них обязаны вносить родители или опекуны.

Как получить льготу по налогу на недвижимость?

Если вы входите в одну из перечисленных категорий льготников, то нужно будет предоставить в налоговый орган такие документы:

  • Заявление в ИФНС на унифицированном стандартном бланке. Подается один раз: в последующие годы льгота учитывается автоматически.
  • Уведомление на стандартном бланке. Если объект изменился, например вы продали одну квартиру и стали собственником другой, уведомление подается повторно.
  • Копия документа, подтверждающего право собственности на недвижимость, например ордер на получение квартиры или договор купли-продажи дома.
  • Копия документа, подтверждающего право на льготу, например пенсионное удостоверение. Теоретически можно внести реквизиты этого документа в заявление и копию не предоставлять, но на практике это может увеличить срок рассмотрения либо усложнить процесс принятия решения.

Все документы для получения льготы за отчетный – прошедший календарный – год подают до 1 ноября текущего года, то есть в 2018-м за 2017-й. После этой даты внести изменения нельзя – они будут действительны только со следующего отчетного года. Если вы не уведомили ИФНС, что стали льготником, то при наличии подтверждающих документов можете подать заявление на перерасчет за период не более 3 предыдущих лет. Если заявление о получении налоговой льготы не подано, то налог начисляется и должен быть уплачен в полном объеме.

В каких случаях льготы не действуют?

Льготник не освобождается от уплаты налога на недвижимость, если:

  • кадастровая стоимость объекта выше 300 тысяч рублей;
  • объект используется в коммерческих целях;
  • в собственности одного льготника находится 2 и более объектов одного вида – 2 квартиры, 2 гаража и тому подобное.

Объект недвижимости, на который будет распространяться льгота, например одну из двух квартир, вы можете выбрать самостоятельно. Если вы этого не сделаете, то ИФНС освободит вас от уплаты большей суммы, и в этом случае вы заплатите тот налог, который меньше. На недвижимость, исключенную из перечня льгот, также действуют единые для всех налогоплательщиков налоговые вычеты. Для:

  • квартир – 20 квадратных метров;
  • частных домов – 50 квадратных метров;
  • комнат – 10 квадратных метров;
  • недвижимых жилых комплексов с одним или несколькими жилыми домами – 1 миллион рублей, вне зависимости от площади.

Чтобы воспользоваться этой нормой, от общей площади недвижимости или суммы налога отнимите размер налогового вычета.

Каков размер налога на недвижимость?

Размер налога на недвижимость устанавливают региональные власти. Ставка учитывает:

  • кадастровую стоимость объекта;
  • его тип;
  • сегмент;
  • коэффициент-дефлятор.

Ставки налога на недвижимое имущество физических лиц в СПб и ЛО в 2018 году:

Он призван сдержать рост платежей собственников, вызванный кадастровой реформой. Сделать это по итогам своего Послания Федеральному Собранию глава государства поручил в марте этого года.

Поэтапный переход на расчет налога не по инвентаризационной, а по кадастровой стоимости недвижимости, которая ближе к рыночной, начался в нашей стране в 2015 году. За это время реформа стартовала в 64 регионах. Формула исчисления налога подразумевала ежегодное увеличение платежа на 20 процентов. Предполагалось, что в первый год применения кадастровой стоимости граждане будут платить налог с повышающим коэффициентом 0,2, затем 0,4, 0,6, 0,8 соответственно. С пятого года налог должен был уплачиваться в полном объеме. Однако реформа привела к резкому увеличению налоговой нагрузки на собственников недвижимости. Они начали массово оспаривать результаты кадастровой оценки в судах и комиссиях при Росреестре.

Весной нынешнего года на это обратил внимание президент. В 28 регионах, включая Москву и Подмосковье, Татарстан, Новосибирскую, Новгородскую области, где реформа стартовала в 2015 году, повышающий коэффициент успел вырасти до 0,6. Еще в 21 субъекте, который перешел на новые правила чуть позже, он увеличился до 0,4. Нагрузка на владельцев недвижимости стала еще более ощутимой и недовольных прибавилось.

Новый закон, подписанный главой государства, корректирует механизм исчисления налога по кадастровой стоимости (налог на имущество, земельный налог). Он предполагает отказ от применения коэффициента 0,8 в формуле расчета налога. То есть коэффициент будет доходить до значения 0,6 и больше расти не будет. Одновременно поправки вводят ограничение в 10 процентов в части увеличения суммы налога к платежу за предыдущий год. Также они исключают возможность пересчета налога «задним числом», если корректировка не приводит к уменьшению платежа.

Еще одна важная норма касается оспаривания результатов кадастровой стоимости. Если налогоплательщик сумел доказать, что она была рассчитана неверно, закон предписывает использовать при расчете налога измененную кадастровую стоимость не с того года, в котором было подано заявление о несогласии с результатами оценки, а с момента, когда ошибочная стоимость начала применяться.

Подписанный президентом закон также распространяет налоговые льготы на детей-инвалидов и уточняет статус таких объектов недвижимости, как дома, квартиры, комнаты, гаражи и машино-места, для применения в их отношении налоговых вычетов и льготных ставок. Дело в том, что ранее собственники гаражей и машино-мест, расположенных в офисных и нежилых зданиях бытового назначения, при расчете налога не имели права претендовать на льготы и пониженные налоговые ставки в отличие от владельцев таких же объектов, расположенных в жилых домах. Теперь налоговые преимущества распространяются и на них.

«Положениям о новых налоговых льготах придается обратная сила, то есть будет производиться возврат налога или перерасчет. С 2015 года — в отношении налоговых льгот для детей-инвалидов, с 2017 года — по налогообложению гаражей и машино-мест, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения», — уточняет Анатолий Нагиев, руководитель практики налогового права НЮС «Амулекс».

По оценке Федеральной налоговой службы, закрепленные законом изменения могут привести к выпадению доходов региональных бюджетов в 2018 году в шесть миллиардов рублей. Однако правительство, давая положительное заключение по поправкам, согласилось, что недополученные доходы должны быть компенсированы из федерального бюджета. Об этом говорил глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

За шесть месяцев этого года комиссии по пересмотру кадастровой стоимости, созданные при Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрели почти 13 тысяч заявлений граждан в отношении более чем 20,2 тысячи объектов. Свыше 60 процентов решений были приняты в пользу граждан. По сравнению с таким же периодом прошлого года число заявлений тех, кто не согласился с результатами кадастровой оценки своих земельных участков, квартир и домов, уменьшилось на 22 процента.

До 1 января 2017 года кадастровую стоимость объектов недвижимости в России определяли независимые оценщики, а утверждали региональные и местные органы власти. С 1 января 2017 года вступил в силу Закон «О государственной кадастровой оценке». Он предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков и передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям, которые будут на постоянной основе определять кадастровую стоимость. Ответственность за работу новых государственных структур по проведению кадастровой оценки будет возложена на региональные органы власти.

Кадастровая оценка будет проводиться по единой методике на всей территории России. Новый механизм направлен на недопущение ошибок и, как следствие, на сокращение количества обращений о пересмотре кадастровой стоимости, отмечают в Росреестре.

Закон предусматривает переход на новые правила с 2020 года. Но регионы по своему желанию могут сделать это уже в 2018 году. По данным Росреестра, такое решение уже приняли региональные власти 36 регионов.

«Положениям о новых налоговых льготах придается обратная сила, то есть будет производиться возврат налога или перерасчет. С 2015 года — в отношении налоговых льгот для детей-инвалидов, с 2017 года — по налогообложению гаражей и машино-мест, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения», — уточняет Анатолий Нагиев, руководитель практики налогового права НЮС «Амулекс».

По оценке Федеральной налоговой службы, закрепленные законом изменения могут привести к выпадению доходов региональных бюджетов в 2018 году в шесть миллиардов рублей. Однако правительство, давая положительное заключение по поправкам, согласилось, что недополученные доходы должны быть компенсированы из федерального бюджета. Об этом говорил глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Читайте так же:  Что такое иск о преобразовании

За шесть месяцев этого года комиссии по пересмотру кадастровой стоимости, созданные при Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрели почти 13 тысяч заявлений граждан в отношении более чем 20,2 тысячи объектов. Свыше 60 процентов решений были приняты в пользу граждан. По сравнению с таким же периодом прошлого года число заявлений тех, кто не согласился с результатами кадастровой оценки своих земельных участков, квартир и домов, уменьшилось на 22 процента.

До 1 января 2017 года кадастровую стоимость объектов недвижимости в России определяли независимые оценщики, а утверждали региональные и местные органы власти. С 1 января 2017 года вступил в силу Закон «О государственной кадастровой оценке». Он предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков и передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям, которые будут на постоянной основе определять кадастровую стоимость. Ответственность за работу новых государственных структур по проведению кадастровой оценки будет возложена на региональные органы власти.

Кадастровая оценка будет проводиться по единой методике на всей территории России. Новый механизм направлен на недопущение ошибок и, как следствие, на сокращение количества обращений о пересмотре кадастровой стоимости, отмечают в Росреестре.

Закон предусматривает переход на новые правила с 2020 года. Но регионы по своему желанию могут сделать это уже в 2018 году. По данным Росреестра, такое решение уже приняли региональные власти 36 регионов.

Новые правила налога на имущество физических лиц

Пожалуй, одно из самых громких изменений, внесенных в НК РФ в последнее время, – это введение главы 32 «Налог на имущество физических лиц» (Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ), которая призвана заменить Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон № 2003-I). Нововведения вступят в силу уже с 1 января 2015 года. Разберемся, как эти поправки повлияют на порядок расчета налога и какие льготы предусмотрены законодательством.

НАША СПРАВКА

Единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь (ст. 133.1 ГК РФ). К единому недвижимому комплексу можно отнести, например, базу отдыха, гостиницу, автозаправку.

По действующим сегодня правилам налог уплачивается с жилого дома, квартиры, комнаты, дачи, гаража и иного строения помещения и сооружения, находящегося в собственности налогоплательщика (ст. 2 Закона № 2003-I). С начала 2015 года, помимо указанных объектов, облагаться налогом будут находящиеся в собственности машино-место, единый недвижимый комплекс и объект незавершенного строительства (п. 3-5 ст. 401 НК РФ). Что касается дач, то они, как в действующем на сегодняшний день Законе № 2003-I, прямо не будут поименованы в списке объектов, подлежащих обложению. Тем не менее, законодатель предусмотрел, что налогом будет облагаться жилой дом, который расположен на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального жилищного строительства (п. 2 ст. 401 НК РФ).

Сегодня налоговой базой для исчисления налога является инвентаризационная стоимость имущества, но уже с 1 января 2015 года расчет налога будет производиться на основании кадастровой стоимости имущества (п. 1 ст. 402 НК РФ). Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа субъекта и не чаще, чем раз в три года. Для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя максимальная периодичность оценки сокращена до двух лет (ст. 24.12 гл. III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», далее – Закон № 135-ФЗ). Соответственно, размер налоговой базы по налогу на имущество чаще меняться не может.

Кадастровую стоимость своей недвижимости можно узнать из Публичной кадастровой карты (работает в тестовом режиме). Если же нужных сведений на этом ресурсе не оказалось, можно направить в ведомство электронный запрос на получение сведений из государственного кадастра недвижимости 1 . Ответ должны прислать уже через пять рабочих дней (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; далее – Порядок). При этом форму ответа заявитель может выбрать самостоятельно – либо электронным письмом (для этого необходимо указать адрес электронной почты), либо на бумажном носителе (высылается почтой на указанный почтовый адрес, или направляется в любое территориальное отделение Почты России до востребования) (п. 27 Порядка). В первом случае размер госпошлины за услугу составит 150 руб., во втором – 400 руб. (скан-копия платежки должна быть приложена к запросу).

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Рассчитать госпошлину за получение сведений из государственного кадастра недвижимости можно с помощью нашего калькулятора.

Если налогоплательщик считает, что кадастровая стоимость его имущества серьезно отличается от рыночной, он вправе обжаловать результаты кадастровой оценки. Обратиться можно в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальном управлении Росреестра. Физлицам, в отличие от предпринимателей в комиссию можно и не обращаться, а напрямую подавать заявление в суд (ст. 24.18 гл. III.1 Закона № 135-ФЗ).

Юрий Ефремов, адвокат юридической компании «Хренов и Партнеры»:

«Достаточно сложно спрогнозировать тенденцию оспаривания кадастровой стоимости физическими лицами. Ведь размер налога должен быть настолько существенным, что для оспаривания порядка его исчисления гражданин будет готов обратиться в суд, тратить время и нести расходы на представителей, а также по назначенным судом оценочным экспертизам. Такие расходы, возможно, будут существенно превышать подлежащую уплате сумму налога на имущество физических лиц и смогут себя оправдать лишь в далекой перспективе».

Для обращения в комиссию нужно подать заявление об оспаривании кадастровой стоимости и следующие документы (ст. 24.18 гл. III.1 Закона № 135-ФЗ) :

БЛАНК

Заявление на пересмотр кадастровой стоимости

  • кадастровую справку о стоимости объекта недвижимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (например, свидетельства о праве собственности);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости – если кадастровая стоимость оспаривается по этому основанию (например, оценщик исходил из ошибочного метража квартиры, что можно подтвердить техпаспортом помещения);
  • отчет независимого оценщика, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа – если кадастровая стоимость оспаривается на основании несоответствия ее рыночной стоимости;
  • положительное экспертное заключение на проведенную независимым оценщиком оценку (на бумажном носителе и в форме электронного документа), подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

Юрий Ефремов, адвокат юридической компании «Хренов и Партнеры»:

«Рассматривая систематичность нарастания налогового бремени, можно предположить, что валовой нагрузки ни на комиссии при управлениях Росреестра, ни на суды не ожидается. Возможно некоторое увеличение числа сделок с недвижимостью, когда собственники будут переписывать свое имущество на лиц, имеющих право на льготу. Принимая во внимание, что в последнее время все чаще совершается фиктивная регистрация недвижимости на пенсионеров, инвалидов, отставных военных и иных лиц, поименованных в ст. 407 НК РФ и имеющих право на льготы по налогу, можно предположить, что судебные разбирательства будут скорее касаться не правильности определения кадастровой стоимости недвижимого имущества и исчисления и уплаты в бюджет налога, а установления права собственности. Так как пенсионеры и инвалиды фактически окажутся владельцами имущества, им не принадлежащего, и вынуждены будут платить большие налоги».

Если же объект недвижимости новый и не имеет кадастровой стоимости, то для ее получения нужно обратиться в территориальное БТИ с заявлением на вызов технического специалиста. Вместе с заявлением нужно предоставить паспорт собственника и правоустанавливающие документы на имущество. Специалист оформит технический и кадастровый планы. Результат оценки будет зафиксирован в оценочном акте, при этом владелец имущества может попросить выписку из этого акта.

Информация о кадастровой стоимости объекта может потребоваться не только для проверки правильности исчисления налога на имущество, но также и в случае обременения недвижимости залогом, при разделе наследства и исчислении НДФЛ при дарении имущества.

Налоговый период и сроки уплаты налога

Как и раньше, налог нужно будет уплачивать один раз в год до 1 октября года, следующего за отчетным годом. Налоговые органы вправе направить уведомление об уплате налога, исчисленного не более чем за три предыдущих года. Причем если в уведомлении указано больше налоговых периодов, то налогоплательщик может не уплачивать налог за них (п. 1-4 ст. 409 НК РФ). Если срок уплаты налога уже подошел, а уведомление так и не получено, то узнать сумму налога и произвести его оплату можно в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте ФНС России.

НАША СПРАВКА

Существует несколько видов территориальных зон. К ним относятся: жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные (п. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).

Некоторые из них, в свою очередь, могут включать и более мелкие зоны. Так, например, в состав жилых зон могут входить: зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, зоны застройки среднеэтажными жилыми домами, зоны застройки многоэтажными жилыми домами, зоны жилой застройки иных видов (п. 2 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).

Законом установлены три базовые ставки по налогу:

  • 0,1% от кадастровой стоимости жилых домов и помещений, незавершенных жилых домов, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), гаражей и машино-мест, хозяйственных строений или сооружений, площадью не более 50 кв. м, расположенных на земельных участках личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
  • 2% от кадастровой стоимости административно-деловых и торговых центров и помещений в них, нежилых помещений под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, а также для имущества, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн руб.;
  • 0,5% от кадастровой стоимости прочих объектов (п. 2 ст. 406 НК РФ).

Однако каждый муниципалитет вправе самостоятельно устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости объекта, его вида, места нахождения, а также вида территориальных зон, в границах которых расположено имущество. При этом снизить ставку можно до нуля, а увеличить только в три раза по сравнению с базовой ставкой (п. 3 ст. 406 НК РФ). Узнать действующую ставку можно будет на официальном сайте муниципалитета.

Так, например, в Москве могут установить следующие налоговые ставки (проект Закона г. Москвы «О налоге на имущество физических лиц», внесен в Мосгордуму 15 октября 2014 г.):