Республики башкортостана трудовой кодекс в

Автор: | 25.04.2018

Разъяснение Минтруда РБ от 12.08.96 N 6 “Трудовой кодекс Республики Башкортостан в вопросах и ответах“

Утратил силу в связи с изданием Письма Минфина РБ N 08-04, УМНС РФ по РБ N 12 от 19.07.2004.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

от 12 августа 1996 г. N 6

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Вопрос: работник заключил срочный трудовой договор сроком на 2 года. Вправе ли он расторгнуть его по своей инициативе и какая запись в трудовой книжке при этом производится?

Прекращение трудового договора по инициативе работника регулируется ст. 38 ТК РБ. В соответствии с частью 1 данной статьи работник вправе прекратить трудовой договор, заключенный как на неопределенный срок, так и на определенный срок или на время выполнения определенной работы, письменно предупредив об этом работодателя за 2 недели (за 14 календарных дней). По истечении срока предупреждения работник вправе прекратить работу, а работодатель обязан выдать ему трудовую книжку.

Ч. 2 этой же статьи предусматривает возможность прекращения трудового договора до истечения срока предупреждения и обязанность работодателя при наличии уважительных причин расторгнуть его в срок, о котором просит работник. Прекращение трудового договора по инициативе работника производится со ссылкой на ст. 38 ТК РБ без указания частей этой статьи, т.к. в данной статье рассматривается порядок прекращения трудового договора в связи с желанием самого работника и варианты отношений сторон, которые при этом могут возникнуть. Части ст. 38 ТК РБ не являются самостоятельным основанием при увольнении, поэтому дополнительной ссылки на них не требуется. Запись в трудовой книжке должна быть произведена следующая: “Уволен(а) по собственному желанию, ст. 38 ТК Республики Башкортостан“.

Вопрос: продлевается ли срок предупреждения об увольнении по сокращению штатов на период болезни работника?

Работник не может быть уволен по инициативе работодателя, в том числе и в связи с сокращением штата, в период временной нетрудоспособности (ч. 6 ст. 39 ТК РБ). Исключение составляют случаи прекращения трудового договора в связи с ликвидацией предприятий, учреждения. организации.

Если двухмесячный срок предупреждения об увольнении работника истек, но он продолжает болеть, днем увольнения этого работника может быть последний день его нетрудоспособности или более поздний день.

Вопрос: выплачивается ли выходное пособие работнику, давшему согласие на продолжение трудовых отношений с реорганизованным предприятием?

Согласно ч. 1 ст. 36 ТК РБ при смене собственника. а равно при реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, преобразовании) предприятия, учреждения, организации трудовые отношения с согласия работника продолжаются. Прекращение в этих случаях трудового договора по инициативе работодателя возможно только при сокращении численности или штата работников с обязательным соблюдением гарантий, установленных ТК РБ. Иными словами, сам факт смены собственника или реорганизации не является юридической основой для увольнения работника. В связи с тем, что выходное пособие выплачивается только при расторжении трудового договора, работнику, давшему согласие на продолжение трудовых отношений с правопреемником (реорганизованным предприятием, учреждением, организацией), выходное пособие не выплачивается.

Вопрос: вправе ли работник использовать ежегодный отпуск, разделив его на части?

Да, вправе. Согласно ч. 1 ст. 79 ТК РБ по соглашению между работником и работодателем отпуск может быть разделен на части. При этом одна из частей должна быть не менее 14 календарных дней. Для реализации такого порядка использования ежегодного отпуска необходимы 2 условия: соглашение обеих сторон трудового договора (иными словами, желания самого работника недостаточно) и продолжительность одной из частей отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней. Другая оставшаяся часть отпуска, которая предоставляется также при наличии согласия двух сторон, может быть использована сразу полностью или по частям (по одному или по несколько дней). При этом следует отметить, что данный порядок применяется в том случае, если продолжительность отпуска составляет его минимальный размер, т.е. 28 календарных дней. В том случае, если продолжительность ежегодного отпуска превышает его минимальный размер, например, у работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, одна из частей отпуска должна быть не менее половины всей его продолжительности.

Порядок предоставления ежегодного отпуска по частям аналогичен общему порядку предоставления отпусков.

Вопрос: вправе ли работодатель уменьшить количество дней ежегодного отпуска работнику, совершившему прогул без уважительной причины?

В соответствии с ч. 2 ст. 11 ТК РБ работники обязаны соблюдать трудовую дисциплину. К числу наиболее грубых нарушений трудовой дисциплины относится прогул без уважительной причины (в том числе отсутствие на работе без уважительной причины более трех часов в течение рабочего дня непрерывно или суммарно). Если работник совершил указанный дисциплинарный проступок, то работодатель не только вправе, но и обязан уменьшить ежегодный оплачиваемый отпуск на число дней прогула. При этом продолжительность отпуска не может быть менее 28 календарных дней. Отпуск уменьшается за тот рабочий год, в котором допущены прогулы, независимо от времени использования отпуска.

Поскольку всем работникам гарантирована минимальная продолжительность ежегодного отпуска (не менее 28 календарных дней), то практически уменьшение отпуска будет производиться у лиц, пользующихся дополнительными отпусками (например, по коллективному договору; работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда и т.д.).

Вопрос: Обязана ли администрация перевести работника на легкий труд, если это рекомендовано ВТЭК, а также обязана ли администрация принять на работу своего бывшего работника в случае, если он был уволен по п. 2 ч. 2 ст. 39 ТК РБ (по состоянию здоровья), а затем в связи с улучшением здоровья решил вернуться на предприятие?

Согласно ст. 189 ТК РБ работника, нуждающегося по состоянию здоровья в предоставлении другой работы, работодатель обязан перевести на такую работу в соответствии с медицинским заключением временно или без ограничения срока. Основанием для обращения работника с заявлением к администрации является заключение медико — социальной экспертизы (МСЭК), ранее именовавшейся ВТЭК. При отсутствии такой работы либо при отказе работника от перевода на такую работу трудовой договор прекращается по п. 2 ч. 2 ст. 39 ТК РБ.

Если в связи со стойкой утратой трудоспособности или инвалидностью работник был уволен с предприятия по п. 2 ч. 2 ст. 39 ТК РБ, то в случае восстановления его трудоспособности или изменения группы инвалидности, позволяющих ему продолжать трудовую деятельность, работодатель обязанности по его трудоустройству на данном предприятии не несет. Такой работник на общих основаниях обращается к работодателю с просьбой о трудоустройстве на вакантное место.

Работодатель вправе из числа лиц, желающих поступить на работу (на вакантное место), выбрать наиболее подходящего по квалификации, опыту работы, специальности т.е. по деловым признакам. В соответствии с ч. 1 ст. 9 ТК РБ запрещается дискриминация или какое-либо ограничение в трудовых правах по основаниям, не связанным с деловыми качествами и результатами труда работников.

Вопрос: какой срок подразумевается в ч. 2 ст. 32 ТК РБ при изменении условий труда, могущих повлечь за собой массовые увольнения, и который должен быть соблюден работодателем при этом?

Ст. 32 ТК РБ предусматривает возможность изменения существенных условий труда при продолжении работы по той же специальности, профессии, квалификации или должности, которое допускается только в связи с изменениями в организации производства и труда. Под существенными условиями труда понимаются система и размер оплаты труда, режим работы, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещение профессий, изменение разрядов, наименование должностей и т.д.

Ч. 2 этой статьи предусматривает, что если изменение в организации производства и труда или изменение объемов работ могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест вправе по согласованию с представительным органом работников предприятия изменить условия труда работников с соблюдением сроков предупреждения, установленных соглашением сторон.

Под сторонами в данном случае следует понимать работодателя и представительный орган работников предприятия, которые могут установить путем согласования сроки этого предупреждения, при этом закон предоставляет им право устанавливать их по своему усмотрению (в том числе и менее чем за 2 месяца), исходя из объективной обстановки.

Издание приказа с ознакомлением каждого работника под роспись в данной ситуации предпочтительнее, т.к. позволяет избежать возникновения споров в дальнейшем.

Вопрос: имеет ли право работодатель в связи с тяжелым финансовым положением отправить своих работников в “вынужденный“ отпуск без сохранения заработной платы?

Нет, работодатель не имеет такого права. Повсеместная практика применения так называемых “вынужденных“ отпусков без сохранения заработной платы не основана на законе. Отпуска без сохранения заработной платы могут предоставляться только по просьбе работников по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам (ч. 1 ст. 82 Трудового кодекса Республики Башкортостан). “Вынужденные“ отпуска без сохранения заработной платы по инициативе работодателя действующим законодательством о труде не предусмотрены.

В случае, если работники не по своей вине не могут выполнять обязанности, предусмотренные заключенными с ними трудовыми договорами или контрактами, то работодатель обязан в соответствии с ч. 2 ст. 92 Трудового кодекса Республики Башкортостан оплатить время простоя в размере не ниже двух третей тарифной ставки установленного разряда (оклада).

Если оплата времени простоя не по вине работников работодателем не производится , то работники вправе обжаловать действия работодателя в комиссию по трудовым спорам или в суд.

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан сообщает

В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 27 февраля 1992 года N ВС-10/21 «О праздничных и памятных днях, профессиональных праздниках и иных знаменательных датах в Республике Башкортостан» и статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации 12 июня — День принятия Декларации о государственном.

В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 27 февраля 1992 года N ВС-10/21 «О праздничных и памятных днях, профессиональных праздниках и иных знаменательных датах в Республике Башкортостан» и статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации 12 июня — День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, День России — является нерабочим праздничным днем.

Согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

Таким образом, как сообщает Министерство труда и социальной защиты населения РБ, нерабочими днями в Республике Башкортостан в связи с праздничным днем в июне 2004 года являются: 12, 13 и 14 числа.

Читайте так же:  Учебные пособия по маникюру

Новости Республики

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

по делу о проверке конституционности части второй статьи 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан в связи с жалобой гражданки Аллы Николаевны Лобановой

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя И.А.Адигамова, судей Л.Ш.Гумеровой, Е.Л.Слепнева, А.Г.Хабибулина,

с участием стороны, направившей запрос в Конституционный Суд Республики Башкортостан, гражданки А.Н.Лобановой, и стороны, издавшей акт, постоянного представителя Государственного Собрания Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Н.Ф.Зиганшина, а также приглашенных в заседание Полномочного Представителя Президента Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Ф.Р.Муратшина, полномочного Представителя Правительства Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Л.И.Рахматуллиной, Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека Ч.Б.Газизова, министра юстиции Республики Башкортостан В.И.Спеле, начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан Р.Х.Кильмякова, заместителя Прокурора Республики Башкортостан Р.К.Искужина, федерального инспектора по Республике Башкортостан аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе И.А.Огнева, заведующего юридическим отделом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Х.Ф.Закирова, заместителя председателя Федерации профсоюзов Республики Башкортостан В.А.Апокина, заведующей отделом правовой защиты Федерации профсоюзов Республики Башкортостан А.Н.Валеевой,

руководствуясь пунктом 1 части первой статьи 106 Конституции Республики Башкортостан, частью второй статьи 3, статьями 37, 74, 103, 104, 106 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан»,

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности части второй статьи 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан.

Заслушав сообщение судьи — докладчика Л.Ш.Гумеровой, объяснения сторон, выступления приглашенных, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Башкортостан

1. Решением мирового судьи судебного участка N 5 по Октябрьскому району города Уфы от 10 декабря 2002 года заявительнице было отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании с муниципального унитарного предприятия выходного пособия в размере не менее одной среднемесячной заработной платы. Правоотношения между истцом и ответчиком возникли на основании Приказа N 86-к от 29 апреля 2002 года. При рассмотрении дела суд применил положения Трудового кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 февраля 2002 года, статья 178 которого не предусматривает выплату выходного пособия при увольнении по пункту 7 статьи 77 — отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора. В конституционной жалобе со ссылкой на пункт 5 статьи 44 и статью 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан утверждается, что работодатель обязан выплачивать выходное пособие в размере не ниже среднего месячного заработка при прекращении трудовых отношений в связи с отказом работника от продолжения работы в новых условиях, и содержится просьба о проверке конституционности статьи 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан в целом с точки зрения права органов государственной власти Республики Башкортостан принимать законы и иные нормативные правовые акты по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, в том числе содержащие нормы трудового права, обеспечивающие более высокий уровень трудовых прав и социальных гарантий по сравнению с федеральными законами.

В судебном заседании А.Н.Лобанова в дополнение к заявленным требованиям обратилась к Конституционному Суду Республики Башкортостан с просьбой дать толкование статьи 11 и пункта 2 части первой статьи 71 Конституции Республики Башкортостан.

2. В соответствии с требованиями статьи 112 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» заявитель не обладает правом на обращение с запросом о толковании Конституции Республики Башкортостан. В этой части обращение, как заявленное ненадлежащим субъектом, не соответствует критерию допустимости и не может рассматриваться в процедуре конкретного нормоконтроля.

Конституционный Суд Республики Башкортостан проверяет соответствие Конституции Республики Башкортостан оспариваемого акта или отдельных его положений лишь в той части, в какой они были применены в деле заявителя и затрагивают его конституционные права. Право на выходное пособие в размере не ниже среднего месячного заработка регулируется частью второй статьи 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан. Эта норма и является предметом проверки в настоящем деле.

3. Трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 пункт «к», части 2 Конституции Российской Федерации). Трудовой кодекс Республики Башкортостан принят 21 декабря 1994 года в порядке опережающего правового регулирования до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года согласно статье 7 Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» и статье 12 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» и по вопросам, отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти, еще не приведен в соответствие с принятым федеральным законом. Соответственно, к трудовым отношениям и к трудовым правам и обязанностям, возникшим после введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, в случаях противоречия между ним и Трудовым кодексом Республики Башкортостан, применяются положения Федерального закона (статья 76, части 2 и 5 Конституции Российской Федерации, статьи 5, 6, 12, 420, 422, 423, 424 Трудового кодекса Российской Федерации). Поэтому часть вторая статьи 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан будет рассматриваться в настоящем деле с точки зрения принципов приоритета правового регулирования в сфере трудовых отношений и субординации актов трудового законодательства, установленных Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан.

4. Целями трудового законодательства Трудовой кодекс Российской Федерации признает установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, достижение согласования интересов работников и работодателей, обеспечение интересов государства (статья 1).

В силу статей 6, 21, 22 и 77 Трудового кодекса Российской Федерации порядок и условия прекращения трудового договора подлежат регулированию только в форме федерального закона. Из этого следует, что нормы Трудового кодекса Республики Башкортостан, устанавливающие порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, не могут применяться и подлежат отмене (статьи 12 и 13 Трудового кодекса Российской Федерации).

При расторжении трудового договора работник имеет право на предоставление гарантий, обусловленных выполняемой им трудовой функцией. Из взаимосвязанных положений статей 2, 5, 8, 9, 26, 40, 41 и 57 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что федеральный закон определяет обеспечиваемый государством минимально допустимый уровень гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников) на всей территории Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать более высокий уровень и гарантии работникам по сравнению с федеральным законом. Повышенные размеры гарантийных выплат, иные льготы и преимущества для работников могут предусматриваться также в локальных нормативных актах, коллективных договорах, соглашениях, трудовых договорах.

5. Выходное пособие относится к гарантиям увольняемых работников и выплачивается за счет средств работодателя в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 2 статьи 165 Трудового кодекса Российской Федерации). По смыслу статей 5, 6 и 178 Трудового кодекса Российской Федерации перечень оснований для выплаты выходного пособия уволенному работнику не является исчерпывающим. Следовательно, не исключается принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, содержащих предписания о дополнении перечисленных в федеральном законе оснований выплаты выходных пособий работникам, выполняющим работу на территории Республики Башкортостан.

Условия осуществления работником права на выходное пособие в случаях расторжения трудового договора по инициативе работодателя и по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, регулируются статьями 39, 44 и 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан и статьями 73, 77, 83, 84 и 178 Трудового кодекса Российской Федерации. Если федеральным законом вводится дифференцированный размер выходного пособия в зависимости как от оснований прекращения трудового договора, так и их последствий для отдельных категорий увольняемых работников — от двухнедельного среднего заработка до среднего месячного заработка, то в законе Республики Башкортостан, напротив, определяется единый минимальный размер выходного пособия — не ниже размера среднего месячного заработка работника. Кроме того, Трудовой кодекс Республики Башкортостан предоставляет право на выходное пособие увольняемым работникам, в частности, по причине отказа от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора. В отличие от него, согласно частям 5 и 6 статьи 73, пункту 2 статьи 81, статье 178 Трудового кодекса Российской Федерации, такие гарантии и компенсации работодатель обязан предоставлять работнику, если изменения организационных или технологических условий труда могут повлечь за собой лишь массовое увольнение работников.

Таким образом, часть вторая статьи 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан предусматривает повышенные гарантии трудовых прав, что согласуется с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ним отношений и соответствует целям социального государства, провозглашенным в статье 11 Конституции Республики Башкортостан.

6. На органы государственной власти Республики Башкортостан возложена конституционная обязанность защищать и обеспечивать как основные принципы правового регулирования трудовых отношений, так и единые условия хозяйствования (статьи 8, 17, 18, 38, 39 и 40 Конституции Республики Башкортостан). Это диктует необходимость применения законов Республики Башкортостан в соответствии с их действительным смыслом и предназначением, а также с учетом обязательных требований, предъявляемых федеральным законом к законам и иным нормативным правовым актам Республики Башкортостан, содержащим нормы трудового права.

По смыслу федерального закона положения нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующие социально — трудовые отношения на региональном уровне, могут иметь различное содержание. По общему правилу нормы закона и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации о повышенных гарантиях работникам конкретизируются договорным путем, за исключением случаев, когда в них содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре (статьи 23, 26, 27, 34, 35, 41, 45, 47 и 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Часть вторая статьи 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан по характеру предписания является императивной и безусловной для всех работодателей (юридических и физических лиц) независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности. Применение данной нормы не предполагает последующее коллективно — договорное регулирование и компенсацию дополнительных расходов работодателя за счет финансовых средств Республики Башкортостан, как того требует федеральный закон, что может привести к ухудшению финансово — экономического положения работодателя и уменьшению доходов, остающихся в его распоряжении после уплаты обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Это противоречит конституционному принципу обеспечения равной защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и запрету противопоставлять равнозначные конституционные ценности (статьи 8, 17, 19, 20 Конституции Республики Башкортостан).

Читайте так же:  Плевако фН адвокат

Конституционно — правовой смысл части второй статьи 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан может быть выявлен при уточнении критериев применения проверяемой нормы по кругу лиц и источникам покрытия затрат работодателей (юридических и физических лиц) независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности.

Данная норма имеет прямое действие и распространяется только на организации, полностью финансируемые из бюджета Республики Башкортостан, и организации со смешанным финансированием из бюджета Республики Башкортостан. Работникам указанных организаций, не согласным на продолжение работы в связи с изменением существенных условий трудового договора, выходное пособие выплачивается в размере не ниже среднего месячного заработка.

Аналогичный порядок применяется в отношении организаций, расположенных на территории Республики Башкортостан и не находящихся на полном (частичном) бюджетном финансировании Республики Башкортостан, лишь в случае заключения региональных и отраслевых соглашений по правилам статьи 47 Трудового кодекса Российской Федерации в пределах взятых уполномоченными органами государственной власти Республики Башкортостан на себя обязательств, а также в случае принятия закона Республики Башкортостан, предусматривающего финансирование или компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате исполнения законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, содержащих более высокий уровень трудовых прав и социальных гарантий по сравнению с федеральным законом.

В случаях отсутствия необходимого и достаточного финансового обеспечения указанных расходов из бюджета Республики Башкортостан часть вторая статьи 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан должна толковаться как имеющая для работодателей рекомендательный характер и требующая подтверждения в коллективном договоре или трудовом договоре.

На основании изложенного, руководствуясь частями первой и второй статьи 72, статьями 73, 74, 75, 77, 79 и 107 Закона Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан», Конституционный Суд Республики Башкортостан

1. Признать положение части второй статьи 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан соответствующим Конституции Республики Башкортостан в той мере, в какой данная норма предусматривает финансирование или компенсацию за счет средств бюджета Республики Башкортостан дополнительных расходов, возникших в результате выплаты выходного пособия в размере не ниже среднего месячного заработка при прекращении трудовых отношений в случае отказа работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора.

2. Настоящее Постановление не может быть пересмотрено иным судом, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в газетах «Республика Башкортостан», «Башкортостан», «Кызыл Тан» и в «Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан».

Конституционный Суд
Республики Башкортостан

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД БАШКОРТОСТАНА ПРИЗНАЛ СООТВЕТСТВИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РБ ОСНОВНОМУ ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ

В середине мая в Конституционном суде Республики Башкортостан прошло заседание по делу о проверке конституционности части второй статьи 46 Трудового кодекса РБ. 30 мая было оглашено постановление суда.
Дело было принято к рассмотрению в связи с жалобой Аллы Лобановой, бывшего кондуктора троллейбусного депо N1 Уфы. Напомним, что Алла.

В середине мая в Конституционном суде Республики Башкортостан прошло заседание по делу о проверке конституционности части второй статьи 46 Трудового кодекса РБ. 30 мая было оглашено постановление суда.

Дело было принято к рассмотрению в связи с жалобой Аллы Лобановой, бывшего кондуктора троллейбусного депо N1 Уфы. Напомним, что Алла Лобанова была вынуждена уволиться из муниципального унитарного предприятия, в ведении которого и находилось депо, из-за систематических невыплат заработной платы. При увольнении женщине не выплатили выходное пособие, мотивируя это тем, что Трудовой кодекс Российской Федерации этого не предусматривает.

Однако такая норма есть в Трудовом кодексе РБ. В статье 46 ТК РБ закреплена обязанность работодателя выплачивать выходное пособие в размере не ниже среднего месячного заработка, если прекращение трудовых отношений связано с отказом работника продолжать работу в новых условиях. К ней-то и апеллировала Алла Николаевна, обращаясь к мировой юстиции. Однако решением мирового судьи ей было отказано в удовлетворении иска о взыскании с работодателя выходного пособия. Женщина подала жалобу в Конституционный суд.

Лобанова просила суд проверить конституционность статьи 46 ТК РБ с точки зрения права органов госвласти республики принимать нормативно-правовые акты по предметам совместного ведения РФ и РБ, в том числе содержащие нормы трудового законодательства, которые улучшают права работников по сравнению с федеральными законами.

Как известно, законодательство о труде находится в сфере совместного ведения РФ и субъектов федерации. Субъекты РФ вправе устанавливать более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с федеральным законом. Выходное пособие относится к гарантиям увольняемых работников и выплачивается за счет средств работодателя. Таким образом, часть вторая статьи 46 Трудового кодекса Башкортостана предусматривает повышенные гарантии трудовых прав, что согласуется с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами госвласти субъектов РФ в сфере трудовых отношений, и соответствует целям социального государства, провозглашенным в статье 11 Конституции РБ.

Часть вторая статьи 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан по характеру предписания является императивной и безусловной для всех работодателей (юридических и физических лиц). Она не предполагает компенсацию дополнительных расходов работодателя за счет финансов республики, как того требует федеральный закон. Ведь в противном случае это может ухудшить финансово-экономическое положение работодателя и сократить его доходы, оставшиеся после уплаты обязательных платежей в бюджет Российской Федерации.

Данная норма ТК РБ распространяется только на организации, полностью финансируемые из бюджета Республики Башкортостан, и организации со смешанным финансированием из бюджета республики. Работникам этих организаций, решившим разорвать с ними свои трудовые отношения из-за изменений существенных условий трудового договора, выплачивается выходное пособие в установленном размере.

Если же необходимого и достаточного финансирования указанных расходов из бюджета РБ нет, то данная норма будет носить рекомендательный характер. Она требует подтверждения в коллективном или трудовом договоре.

На основании вышеизложенного Конституционный суд Республики Башкортостан постановил признать положение части второй статьи 46 Трудового Кодекса Республики Башкортостан соответствующим Конституции Республики Башкортостан в той мере, в какой данная норма предусматривает финансирование или компенсацию за счет средств бюджета РБ дополнительных расходов, возникших в результате выплаты выходного пособия в законодательно закрепленном размере. Настоящее постановление не может быть пересмотрено иным судом. Оно вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

Теперь, имея на руках постановление Конституционного суда, экс-кондуктор вполне может рассчитывать на получение выходного пособия, сумма которого составляет, по ее словам, пять тысяч рублей.

Трудовой кодекс Республики Башкортостан в вопросах и ответах

Разъяснение Минтруда РБ

О награждении Почетной грамотой Республики Башкортостан работников народного образования Шаранского района

Об утверждении Порядка предоставления в 2014 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части затрат на научное сопровождение производства сельскохозяйственной продукции в муниципальных районах, включенных в Среднесрочную комплексную программу экономического развития Зауралья на 2011 — 2015 годы и Среднесрочную комплексную программу социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2011 — 2015 годы

Об изъятии из оперативного управления государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Аксеновский сельскохозяйственный техникум» неиспользуемого государственного имущества

О награждении Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан работников предприятий треста «Башспецстрой»

Об изменении распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан от 31 июля 1996 года N 876-р

О расходовании средств государственного социального страхования на санаторно — курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей

Об утверждении Положения об организации работы с персональными данными государственного гражданского служащего Республики Башкортостан, замещающего должность государственной гражданской службы Республики Башкортостан в Министерстве экономического развития Республики Башкортостан, и ведении его личного дела

Трудовой кодекс Республики Башкортостан в вопросах и ответах

Разъяснение Рескома профсоюза работников АПК РБ

О награждении Почетной грамотой Республики Башкортостан работников народного образования Шаранского района

Об утверждении Порядка предоставления в 2014 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части затрат на научное сопровождение производства сельскохозяйственной продукции в муниципальных районах, включенных в Среднесрочную комплексную программу экономического развития Зауралья на 2011 — 2015 годы и Среднесрочную комплексную программу социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2011 — 2015 годы

Об изъятии из оперативного управления государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Аксеновский сельскохозяйственный техникум» неиспользуемого государственного имущества

О награждении Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан работников предприятий треста «Башспецстрой»

Об изменении распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан от 31 июля 1996 года N 876-р

О расходовании средств государственного социального страхования на санаторно — курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей

Об утверждении Положения об организации работы с персональными данными государственного гражданского служащего Республики Башкортостан, замещающего должность государственной гражданской службы Республики Башкортостан в Министерстве экономического развития Республики Башкортостан, и ведении его личного дела

Новое в законодательстве Республики Башкортостан

2 февраля 2018 года

Обзор подготовлен специалистами ООО «Консультант Плюс Уфа», производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях включена новая статья 11.6, предусматривающая ответственность за неисполнение постановления или представления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

За совершение данного правонарушения предусмотрена ответственность в виде административного штрафа, налагаемого на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до семи тысяч рублей.

Также определены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать указанные категории дел, составлять протоколы об административных правонарушениях.

Утверждена республиканская адресная инвестиционная программа на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в следующих размерах:

на 2018 год — 12363818,1 тыс. руб. (11278702,2 тыс. рублей — средства республиканского бюджета, 1014270,1 тыс. руб. — средства федерального бюджета, 70845,8 тыс. руб. — средства некоммерческой организации «Фонд развития моногородов»);

на 2019 год — 11009270,5 тыс. руб. (9777685,4 тыс. рублей — средства республиканского бюджета, 1231585,1 тыс. руб. — средства федерального бюджета);

на 2020 год — 10473127,5 тыс. руб. (9202488,2 тыс. рублей — средства республиканского бюджета, 1270639,3 тыс. рублей — средства федерального бюджета).

Программа включает в себя следующие приложения: «Предложения по внесению изменений в республиканскую адресную инвестиционную программу», «Перечень объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых в соответствии с частями 2 и 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственная экспертиза не проводится», «Перечень объектов и мероприятий республиканской адресной инвестиционной программы, на финансирование которых направляются остатки средств республиканского бюджета», «Сведения об освоении средств республиканского бюджета, выделенных на финансирование объектов капитального строительства государственной собственности, софинансирование объектов муниципальной собственности», «План-график освоения бюджетных ассигнований республиканской адресной инвестиционной программы», «Порядок учета и использования экономии средств по объектам республиканской адресной инвестиционной программы, достигнутой по итогам конкурентных процедур в 2018 году».

Читайте так же:  Можно ли повторно подать иск на лишение родительских прав

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Изменена среднесписочная численность работников хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей с целью отнесения их к субъектам малого и среднего предпринимательства:

до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек);

от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий.

Указанная численность не должна превышать предельные значения для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Установлены требования в отношении накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории населенных пунктов республики в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения полезных компонентов, содержащихся в отходах, в хозяйственный оборот.

Сбор твердых коммунальных отходов осуществляет региональный оператор самостоятельно и (или) с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах их накопления.

Договор на оказание услуг заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, в соответствии с формой типового договора, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Дополнениями предусмотрена деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов к содержанию мотивировочных заключений на обращение гражданина, замещавшего должность муниципальной службы, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в указанных организациях.

При рассмотрении обращения, по результатам которого подготавливается мотивированное заключение, учитываются требования статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» (ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора).

С 1 января 2018 года в 1,04 раза повышены размеры денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, размеры месячных должностных окладов и надбавок к должностным окладам за классный чин муниципальным служащим в соответствии с замещаемыми ими должностями муниципальной службы.

Установлено, что при увеличении (индексации) денежного вознаграждения, размеров месячных должностных окладов и надбавок к должностному окладу за классный чин, а также размеры ежемесячных и иных дополнительных выплат подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Согласно внесенным дополнениям участие органов государственной власти республики в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов осуществляется посредством содействия избирательным комиссиям, комиссиям референдума в работе по обеспечению избирательных прав, а также права на участие в референдуме избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, с учетом стойких расстройств функций организма.

Рассчитаны подушевые нормативы финансирования социальных услуг и их тарифы.

На дому предоставляются следующие социальные услуги: бытовые, медицинские, педагогические, психологические, трудовые, правовые, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.

Установлены правила расчета тарифов на социальные услуги, предоставляемые в форме социального обслуживания на дому, полустационарной, стационарной формах социального обслуживания поставщиками социальных услуг.

Предусмотрена формула расчета тарифов социальных услуг, предоставляемых в полустационарной или стационарной формах социального обслуживания, а также формула для расчета тарифов социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому.

Определен порядок расчета коэффициента трудозатрат для каждой социальной услуги (подуслуги), предоставляемой в форме социального обслуживания на дому.

Установлено, что пеня на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате в бюджеты муниципальных образований республики за налоговый период 2016 года, начисляется начиная с 1 июля 2018 года.

Дополнительным основанием признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам юридических лиц является наличие такой задолженности по отмененным до 2006 года региональным налогам и сборам.

Существенными условиями для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам юридических лиц являются:

недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам не приостановлены к взысканию по решению вышестоящего налогового органа или в связи с введением процедуры банкротства по решению суда;

недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам не переданы на взыскание судебным приставам-исполнителям или исполнительный документ не предъявлялся к исполнению судебному приставу-исполнителю;

недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам не реструктуризированы, сроки уплаты не изменены в соответствии с главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации.

Документом, подтверждающим наличие дополнительного основания, является справка налогового органа о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам юридического лица с приложенной к ней расшифровкой периода образования задолженности.

Ставки налога на игорный бизнес установлены в следующих размерах:

за один процессинговый центр букмекерской конторы — 250000 рублей;

за один процессинговый центр тотализатора — 250000 рублей;

за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора — 3000000 рублей;

за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы — 3000000 рублей;

за один пункт приема ставок тотализатора — 14000 рублей;

за один пункт приема ставок букмекерской конторы — 14000 рублей.

Установлен порядок, цели и условия предоставления и распределения субсидий на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков).

Под парком понимается озелененная территория, представляющая собой часть территории природного комплекса, на которой располагаются природные и искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты (парк, сад, сквер, бульвар), расположенная в городах с численностью населения до 250 тыс. человек.

Критерием отбора муниципальных районов и городских округов для предоставления субсидий в 2018 году является расположение парка в городе с численностью населения от 100 до 250 тыс. человек.

Приведена формула, в соответствии с которой осуществляется распределение субсидий между муниципальными районами и городскими округами.

При нарушении обязательств получатель субсидии обязан возвратить выделенные средства в соответствии с формулой, предусмотренной данным документом. Предусмотрена формула расчета коэффициента возврата субсидии.

Определен механизм принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность.

Бюджетные инвестиции осуществляются в соответствии с республиканской адресной инвестиционной программой на очередной финансовый год и плановый период и территориальным заказом по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и автомобильных дорог общего пользования местного значения на очередной финансовый год и плановый период на основании решения Правительства республики.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Предусмотрена административная ответственность граждан за нарушение срока оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств.

Предусмотрено, что нарушение сроков оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств лицами, привлеченными к административной ответственности за совершение административных правонарушений, повлекших применение задержания транспортных средств, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Установлены правила осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность за счет средств республиканского бюджета.

Бюджетные инвестиции осуществляются в соответствии с республиканской адресной инвестиционной программой на очередной финансовый год и плановый период и территориальным заказом по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и автомобильных дорог общего пользования местного значения на очередной финансовый год и плановый период.

Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную собственность, закрепляются на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями и предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной казны Республики Башкортостан.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Введена новая формула, по которой определяется размер платы за увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности, в результате перераспределения такого земельного участка и земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В отношении земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, применяется понижающий коэффициент К, равный 0,15. В случае повторного перераспределения таких земельных участков, а также в отношении земельных участков, образованных из таких земельных участков, площадь которых была увеличена путем перераспределения, применяется понижающий коэффициент К, равный 0,5.

В отношении иных земельных участков применяется понижающий коэффициент К, равный 0,5.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Расширены полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта.

В частности, органы местного самоуправления имеют право оказывать содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

Утверждена новая госпрограмма развития физической культуры, спорта и молодежной политики с объемом финансирования 7569638,1 тыс. руб.

Целями программы являются:

увеличение доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общем числе населения республики;

повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений;

обеспечение успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.

Программа включает в себя следующие подпрограммы: «Развитие массового спорта и физической культуры», «Подготовка спортивного резерва и спортсменов высшего спортивного мастерства», «Развитие творческого потенциала молодых людей и профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних и молодежи», «Патриотическое воспитание и духовно-нравственное развитие молодежи».

В связи с изложенным внесены изменения в перечень государственных программ, утвержденных распоряжением Правительства республики от 27.12.2016 N 1511-р.

Внесенными изменениями установлено, что действие Закона Республики Башкортостан от 27 декабря 2007 года N 505-з «О государственных должностях Республики Башкортостан» не распространяется на мировых судей.

Правовой статус мировых судей республики, а также иные вопросы, связанные с их деятельностью, регулируются федеральными законами и законами Республики Башкортостан.