Собственность на землю при соседской общине

Автор: | 13.08.2018

Переход от родовой к соседской общине

Усложнение деятельности проявляется и в усовершенствовании орудий труда: появляются примитивные прялка, мотыга, плуг, жатвенные ножи и серпы. Возможность получения регулярного продукта приводит к изменению организационных форм человеческой деятельности. В рамках неолита осуществляется переход от родовой общины к соседской. При этом сокращение человеческих коллективов может рассматриваться и как адаптация к «плохим годам», когда источники пищи становятся скудными и отсутствуют долговременные источники связи и возможности сохранения пищи.

Кочевой образ жизни охотников, рыболовов и собирателей пищи сменяется оседлым хозяйством земледельцев и скотоводов, что наряду с увеличивающейся плотностью населения и специализацией общин ведет к усилению территориальных связей, основанных на взаимном обмене результатами труда и взаимном признании прав владения отдельных общин на земли, другие угодья и имущество. Возникает соседская община, при этом род преобразуется в патронимию, или клан, родственную группу, состоящую из отдельных семейных общин. Основная ячейка соседской общины — семейная, или домовая община, численность которой уменьшается в процессе исторического развития от 300 до 15 человек. Общее управление делами принадлежит семейному совету, избирающему (неофициально) главу семьи, обычно старшего мужчину, являющегося полномочным представителем ее во всех отношениях, внутренних и внешних. Дети в малолетстве находятся в ведении женщин общины. Мальчики с возрастом переходят в распоряжение главы семьи, девочки — старшей женщины. Все трудятся в меру своих способностей, получают по возможности. Таким образом, в большой семье долго сохраняются первобытные (т.е. коммунистические) отношения, присущие родовой общине, хотя и несколько видоизмененные.

Оказавшись внутри соседской общины, крупные родственные и хозяйственные единицы перестают быть обусловленными экономической необходимостью. Они уступают место малым семьям. Члены соседской общины начинают воспринимать себя и друг друга не только как родичей и соплеменников, а в первую очередь, как жителей данной деревни.

Благосостояние семейных хозяйств далеко не безразлично для общины в целом, поэтому ее администрация следит, чтобы они не расстраивались, и вмешивается, если появляется такая необходимость.

Основные формы соседской общины

При всём огромном разнообразии конкретно-исторических форм и вариантов соседской общины она также прошла через определённые стадии, в общем совпадающие со ступенями общественной эволюции. К. Маркс различал 3 основные формы (ступени, стадии) разложения первоначального единства общины и выделения семейно-индивидуального хозяйства: азиатскую, античную, германскую. Перечисленные стадии общины характеризовались дуализмом коллективного и частного начал, прежде всего, дуализмом коллективного и индивидуального земледелия, но соотношение этих начал в них было разным.

Азиатская стадия общины по сути являлась трансформированной естественной общностью, господствовавшей на первобытной стадии исторического развития. В основе её лежала ещё общая собственность на землю. Надел отдельной семьи представлял неотъемлемую принадлежность общины. Такого рода общинная организация опиралась на большой удельный вес коллективного труда, соединение ремесла и земледелия в рамках общины, слабость либо отсутствие разделения труда между разными общинами.

Античная стадия, представлявшая следующую ступень разложения первоначального единства общины и обособления семейно-индивидуального хозяйства и частной собственности, предполагала такую организацию, при которой предпосылкой для присвоения земли продолжало оставаться членство в общине, но каждый член общины уже стал частным собственником обрабатываемого надела. Используемая для общих потребностей общинная собственность в качестве государственной собственности отделена здесь от частной собственности. Гарантией сохранения античной общины служило равенство входивших в неё свободных граждан, самостоятельно обеспечивавших своё существование.

Германская община являла собой дальнейший шаг в обособлении составлявших Община семей, в укреплении семейно-индивидуального крестьянского хозяйства как основной производственной ячейки. В германской общине коллективная собственность лишь дополнение к собственности отдельных домохозяев. Если в античной общине существование индивида как частного собственника было обусловлено его членством в общине (полисе, государстве), то в германской форме, напротив, наличие самой общины обусловлено потребностями семейно-индивидуального хозяйства.

Каждая из стадий соседской общины представлена самыми различными модификациями. На развитие и конкретные формы общинных организаций накладывали отпечаток естественно-географическая и историческая среда, в которой находились общинные организации, характер хозяйственной деятельности, а также этнические компоненты. Особенностями, порожденными необходимостью крупных коллективных работ (ирригация и пр.), отличалась, например, община восточных деспотий. Господство общей собственности на землю здесь реализовывалось через собственность верховной общины в лице государства, деспота; отдельные общины выступали лишь наследственными владельцами обрабатываемой земли.

Своеобразную форму ранней соседской общины представляла община кастовая. Её специфика проистекала из особого вида общественного разделения труда, замкнутого в рамках сельской общины, движущегося не на товарном, а на натуральном обмене продуктами и взаимной деятельностью. Профессиональные различия, порожденные такой формой общественного разделения труда, закреплены социально в кастовых различиях. Тем самым резко усиливались присущие общине патриархальность и консерватизм, упрочивая автаркизм общины, создавались серьёзные преграды на пути развития городского ремесла и товарного обмена.

За пределы начальной ступени разложения первобытного коллективизма и трансформирования соседской общины фактически не выходит и община кочевая. Характер производства (необходимость коллективного выпаса и охраны стад, сезонного перераспределения пастбищ, родовая взаимопомощь в случае падежа скота и др. стихийных бедствий) здесь таков, что он обусловливает функционирование каждого отдельного индивида или семьи (большой или малой) лишь в качестве члена коллектива (обычно по-военному организованного). Район кочевья, занимаемый отдельной хозяйственной единицей, — составная часть общей земельной собственность племени

К первоначальной стадии формирования соседской общины подошли общинные организации германских племён ко времени завоевания ими Западной Римской империи (эту стадию эволюции общины часто обозначают термином «земледельческая» и рассматривают как один из типов общины). К этой же стадии, по мнению многих исследователей, принадлежала восточно-славянская вервь накануне образования Киевской Руси и на начальном этапе её существования (иногда вервь отождествляется либо с большой семьей, либо с сельской общиной типа германской марки).

Последняя стадия соседской общины приходится на период господства феодальных отношений. С торжеством крупного земледелия община превратилась из свободной в зависимую от господствующего класса и его государства организацию непосредственных производителей, используемую в целях их эксплуатации. Однако её порядки и институты продолжали действовать внутри феодального владения в качестве необходимого дополнения к парцеллярному хозяйству крестьян, обеспечивая его нормальное функционирование. Даже собственное хозяйство феодала было вынуждено подчиняться распорядку деревенской общины. При помощи общины как сообщества мелких производителей поднималась целина, расчищались леса, прокладывались дороги, возводились ирригационные и мелиорационные сооружения, строились мосты, мельницы, военные укрепления, замки, культовые здания и др.

Община сыграла положительную роль в переходе к трёхполью и регулированию этой системы земледелия. Существование общины в качестве организации непосредственных производителей — крестьян закреплялось в обычном (иногда в писаном) праве. Несмотря на прогрессировавшее развитие частнособственнических отношений и имущественного неравенства, соседская община сохраняла свою демократическую природу. Она сыграла большую роль в ограждении её членов от натиска феодалов. Община сохранялась на протяжении всего средневековья в тяжелой непрерывной борьбе с землевладельческой знатью.

Одним из вариантов соседской общины являлась русская средневековая община. Относительное многоземелье не требовало введения столь многочисленных сервитутов ограничивавших индивидуальное землепользование крестьянских семей. Этому способствовали и небольшие размеры поселений. По тем же причинам альменда (весьма обширная по территории) в гораздо меньшей мере использовалась коллективно. Зато в области самоуправления община-волость имела намного большие права. Распределение земель и регулирование их использования, раскладка, избрание сельских властей (старост, а впоследствии волостных старшин), сбор средств на мирские расходы, организация взаимопомощи, решение гражданских и мелких уголовных дел составляли компетенцию крестьянских общин. Волость наряду с феодальным поместьем и вотчиной являлась территориально-административной ячейкой, частью государственного организма. Выборные волостные власти выступали одновременно и представителями государственной администрации в её низовом звене.

Содержание:

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Соседская община

Соседская община в свою очередь может быть разделена на два вида: крестьянскую общину общину ремесленников. [1]

УЛУСНЫЕ ЛЮДИ, улусные мужики — первоначально свободные члены якутских родовых и соседских общин , обязанные платить ясак. [2]

Маг — ke — граница, пограничная область) — 1) Соседская община в средние века в странах Западной Европы. [3]

Концепция концентрических зон обобщает и во многом конкретизируется результатами районирования Чикаго ( на основе собранных социальных карт) на 75 взаимоисключающих, качественно различных естественных районов и более 300 соседских общин , которые и определили пространственный тип Чикаго. [4]

Ценности создают более гибкий уровень регуляции общества, подчиняя себе функционирование обычаев, норм и значений, особенно важных для общества. Наряду с обычными нормами, утверждавшимися силой привычки и обыденными средствами, которыми располагает, например, семья или соседская община , выделяются и особые нормы, получающие высшую санкцию через механизм религиозной сакрализации или правовое требование. Нормы не убий, не укради, не лги являлись священными запретами, нарушение которых обрекало человека на тяжелое наказание, отторжение от общества или муки совести. Предписания чти отца и мать, поклоняйся Богу единому, трудись в поте лица своего становились теми позитивными заповедями, соблюдение которых повышало престиж человека в глазах окружающих и его самого. [5]

Это позволяет сделать вывод, что Последовательность, в которой мы расположили различные формы общины, отнюдь не случайна. Мы рассматриваем их е с точки зрения территориально-этнических особенностей, а в той мере, в какой они составляют прогрессивные ступени развития человечества, преодолевают первобытную общность и развивают частный труд и частную собственность. Поэтому азиатская община с ее господством коллективного начала характеризует низшую, античная община — среднюю, а германская община — высшую ступень развития соседской общины . [6]

Как видим, все эти центры расположены на перекрестках множества больших и маленьких торговых путей. Античный способ производства возникал именно там, где, с одной стороны, оживленная торговля порождала тенденцию к превращению в товар всего, что только включено в сферу человеческой деятельности ( и самих людей, разумеется, тоже) — в частности, земли, а с другой стороны, сельская соседская община не цементировалась необходимостью частого применения кооперативного труда. При азиатском способе производства дробление собственности на общинные земли, приватизация последних ( необходимая предпосылка широкомасштабной купли-продажи земли) неизбежно и сразу ведет к падению производительности сельскохозяйственного труда; в тех же регионах, где развивался античный способ производства, такая автоматическая зависимость уровня производительности труда от степени централизации собственности на землю отсутствовала. Далее, развитие античного способа производства по восходящей обусловливалось расширением торговли в тех регионах, где он возникал; а это вело к тому, что сельское хозяйство все более ориентировалось на рынок. [7]

Такая почесть, по Веберу, может обозначать любое качество, оцениваемое большинством людей. Статусное оценивание имеет связь с классовыми различиями. Собственность практически проявляет себя в качестве статусной характеристики. Так, в экономике соседской общины очень часто самые зажиточные становились лидерами, в чем проявлялось уважение к ним. [8]

Стремление сделать соседство ясно ощутимым вело к созданию определенно очерченных замкнутых территориальных единиц, отвечающих элементарной соседской общине . [9]

V, принесли с собой, создали религиозную общину, организацию на чисто религиозной основе: брат по вере должен был стать ближе брата по крови. Так внутри новой социальной общности была разработана этика религиозного братства. Сначала она, как показывает Вебер, просто переняла исконные принципы социально-этического поведения внутри союза соседей — соседских общин деревенских жителей . [10]

Пахотная же земля оставалась в собственности общины. Она периодически перераспределялась между ее членами. В общей собственности сохранялись также выгоны ( луга), пустоши, леса. Но обработка пахотных земель проводилась уже самостоятельно семьей, и урожай присваивался ею же. Тем самым в соседской общине в условиях существования коллективной собственности возникла и частная собственность. [11]

Пахотная же земля оставалась в собственности общины. Она периодически перераспределялась между ее членами. В общей собственности сохранялись также выгоны ( луга), пустоши, леса. Но обработка пахотных земель проводилась уже самостоятельно семьей, и урожай присваивался ею же. Тем самым в соседской общине D условиях существования коллективной собственности возникла частная собственность. [12]

Эта религиозная система, восходившая к племенным культам древних арьев и признававшая высшим авторитетом сборники древнейших гимнов и заклинаний — Веды, сочетала высокоразвитую религиозно-философскую мысль и архаические социальные нормативы, закреплявшие племенной принцип принадлежности к социальной группе, в первую очередь к сословию-варне. Господствовали варны брахманов и кшатриев, восходившие — реально или номинально — к арьям. Их считали дваждырожденными, но даже и они были бессильны перед возникавшими отношениями собственности, рабской зависимости. Их теснили в традиционных сферах деятельности: культовая практика племени и даже семьи все более смещалась в соседскую общину , неоднородную в социальном, этническом и культурном отношении; племенная дружина вытеснялась войском, что влекло к снижению роли и статуса витязя-кшатрия. Доминирующей становилась верхушка смешанных аборигенных этносов, территориальных образований, весьма арьянизированная, но не включаемая ортодоксами брахманизма в привилегированные брахманскую и кшатрийскую варны. Она оставалась социально и ритуально приниженной, хотя и была опорой царской власти в возникавших государствах. [13]

Пахотная же земля оставалась в собственности общины. Она периодически перераспределялась между ее членами. В общей собственности сохранялись также выгоны ( луга), пустоши, леса. Но обработка пахотных земель проводилась уже самостоятельно семьей, и урожай присваивался ею же. Тем самым в соседской общине рядом с коллективной собственностью возникла частная собственность. [14]

Из системы, имевшей в первобытнообщинном строе ( всеобъемлющее значение, община превращается в организацию, включенную в макроструктуру ( общество) в качестве подчиненного элемента и выполняющую лишь часть общественных функций: регулирование землевладения, землепользования и других межкрестьянских отношений, организация самоуправления и взаимопомощи, накопление и передача социального и производственного опыта, сохранение традиций, реализация обычного права, отправление культов и др. Община уже не исчерпывает всех социальных связей индивида. Постепенно он вовлекается во все новые и новые формы общности. Наступает ситуация, когда индивид перестает быть полностью родовым существом, но еще не становится и полностью свободным. Личная зависимость в этих условиях допускает определенную свободу выбора — между различными ассоциациями. Высвобождаясь из-под влияния одного коллектива, индивид опирается на авторитет и силу другого. Первичным среди них по-прежнему остается община. Поэтому, прежде чем рассмотреть новые формы личной зависимости, охарактеризуем пришедшую на смену родовой соседскую общину . Особенности сочетания в ней коллективного и частного начал позволяют выделить азиатскую, античную и германскую формы развития соседской общины. [15]

Соседская община земледельцев и

Скотоводов

На смену родовой общине постепенно приходит новый тип общины — первобытная соседская община земледельцев и скотоводов. У разных народов это происходит в разное время:

В Египте и Месопотамии — в начале I — V ты с. до н.э. В Китае — в I V ты с. до н.э. В северной Корее и южной Маньчжурии — во II тыс. до н.э. В Японии — в середине I тыс. до н.э. У предков славян и германцев — приблизительно во второй половине I тыс. до н.э.

Соседская община представляла собой коллектив, состоящий из ведущих самостоятельное хозяйство отдельных семей, индивидуальных хозяйств, объединённых друг с другом территориально — соседскими связями. Соседская община объединялась не кровнородственной, а территориальной связью. Если родовая община представляет собой в первую очередь организацию сородичей, то соседская община — организацию соседей, имеющих общую территорию.

Читайте так же:  Договор хранения с элеватором

Соседская община характеризуется следующими особенностями:

1. По-прежнему община основана на производящей экономике земледелии и скотоводстве.

2. Численность коллектива увеличивается. Соседская община начинается с численности в 200 — 300 человек. В дальнейшем её коллектив вырастает до 1000 человек. Как следствие — увеличивается плотность населения.

3. Права соседской общины на землю можно охарактеризовать как верховная коллективнаясобственность. Права всей общины стоят над правами («вверху») каждого отдельного индивидуального хозяйства. Отсюда и название — верховная. Община — это весь коллектив общинников в целом. Когда общинники собираются на народные собрания, то теперь они должны учитывают интересы не только всей общины целиком, но и интересы каждого индивидуального хозяйства. В первобытной соседской общине при верховной коллективной собственности возникают отдельные права общинников на часть земель и часть произведённого продукта.

Соседская общинатеперь делит землю на наделы, обычно, по жребию. Каждый общинник получает свою часть земли. Поэтому единственным признаком вхождения человека в общину теперь становится обладание земельным наделом в общинном фонде земель. Соседская община как верховныйколлективный собственник не допускала к земле не общинника. Вне общины, вне общинного коллектива право владенияземлёй получить было невозможно. Если человек входит в общинный коллектив — он имеет землю. Если в общину приняли человека, который родственником не являлся, ему давался надел, и он становится членом общины. При совершении общинником какого-нибудь тяжкого проступка он подвергался изгнанию из общины. В связи с этим появляется термин «изгóй» — дословно «изгнанный из жизни». У изгоя в общине оставались родственники. Но он теперь не считался членом общины и лишался земли. Фактически это обрекало его на смерть.

Землю большим семьям общинников давали по количеству едоков в семье, по числу членов семьи. Все тем самым находились в равных условиях. И теперь каждый общинник получал продукты со своего надела — всё, что он произвёл своим трудом на своей земле. В результате, произошёл переход от коллективного хозяйства к индивидуальному хозяйству.

С юридической точки зрения права этих индивидуальных хозяйств (больших семей) на землю представляют собой владение землёй, то есть фактическое обладание вещью, соединённое с намерением относиться к вещи как к своей. Возникает новая форма собственности — трудовая (личная) собственность означала — собственность на всё, что связано с личным трудом: пока общинник работает на этой земле, он имеет право на эту землю и на всё, что он производит своим трудом на этом наделе — это его имущество. Соседская община как верховный коллективный собственник периодически проводила переделы земли. Семьи наделялись землёй по количеству едоков.

Так, например, часть членов семьи погибала на войне, людей в семье стало меньше и часть земли забрасывалась из-за нехватки работников и за отсутствием необходимости обрабатывать такое количество земли. Соседская община тогдакак верховныйколлективный собственник изымала эту пустующую землю и отдавала другому индивидуальному хозяйству. Ведь в нём подросли дети и существовала потребность в расширении земельного надела, чтобы прокормить бóльшее количество человек в семье, и которая могла землю обработать. Другими словами, пока работаешь, пока что-то выращиваешь на земле — земля и производимые на ней продукты — твои. Когда перестал сам обрабатывать землю и что-то на ней выращивать — то теряешь право на землю и производимый на ней продукт. Земля принадлежала только тому, кто мог её обработать. Это и есть принцип трудовой собственности.

4. Раз землю поделили, то теперь меняются принципы распределения и потребления — возникли индивидуальные формы распределения и потребления полученного продукта.

5. Отражением существования индивидуальных хозяйств являлось раздельное проживание. В состав соседской общины входили как большие патриархальные семьи, так и малые, индивидуальные семьи. Большая, патриархальная семья состояла из нескольких, обычно трёх-четырёх поколений ближайших родственников по отцовской линии — прадед, дед, отец с жёнами и детьми, братья с их жёнами и детьми, внуками. Она насчитывала обычно до 20 человек. Индивидуальные семьи состояли из отца, матери и детей.

Дата добавления: 2015-09-15 ; просмотров: 492 . Нарушение авторских прав

Тверская усадьба

База данных усадеб и владельцев

Уважаемый читатель!

Вы взяли в руки уникальное издание. Архивные документы, книги, статьи и очерки содержат сведения по усадебной архитектуре, о садах и парках, жизни и быте владельцев усадеб и их гостей, усадебных архивах, библиотеках, художественных коллекциях и о многом другом

Русская усадьба — это прежде всего счастливый мир детства.

Восточные славяне. Образование древнерусского государства стр.4

В южных районах ведущей сисісмой земледелия был перелог. Там плодородных земель было мною и учасіки земли засевали в іс-ченис двух-грех и более леї. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые учасіки. В качесівс основных орудий груда здесь использовали соху, рало, деревянный плуї с железным лемехом, т. с. орудия, приспособленные для і оризон іальноіі вспашки.

С земледельческим занятием было іесно связано скоіоводсіво. Славяне разводили свиней, коров, мелкий роїаіьій скоі. В качестве рабочею скота использовали на юіе волов, в лесной полосе-лошадей. Из других заняшй славян слсдуеі назваіь рыболовство, охоїу, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Община. Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных за гра г труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строю определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община — мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

К моменту образования государеіва у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всею нс родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на ко юрой жили несколько семей. В общине было две формы собственности — личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении мноіих и многих столст ий.

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власіь. (Феод — наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феода і — владелец феода, земельный собственник, эксплуашровавший зависимых от нею крестьян.) Друїим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бо-яр-вогчинников превращалась старая родо-племенная знаїь, подчинявшая себе общинников.

Общины, не попавшие под власіь феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И тс и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торювли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Читайте так же:  Патент для лнр и днр

Последние публикации:

Советы по продаже дома

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.

Хочешь оставить за собой последнее слово — напиши завещание.

Практика писать завещания широко развита среди населения Европы и Америки, а в нашей стране – как-то не особо. На самом деле завещание – это забота о своих близких.

каковы причины появления соседской общины и в чём её отличия от родовой ?

Родовая община и соседская община– это два последовательных этапа в становлении общества. Переход от родовой общины к соседской стал неизбежным и закономерным этапом в жизни древних народов. И на это были свои причины:
Кочевой образ жизни стал меняться на оседлый.
Земледелие стало не подсечно-огневым, а пашенным.
Орудия труда для обработки земли стали более совершенными, а это, в свою очередь, резко увеличило производительность труда.
Появление социального расслоения и неравенства среди населения.

Таким образом, произошел постепенный распад родовых отношений, который сменился семейными. Общая собственность стала уходить на второй план, а на первый выдвинулась частная. Однако долгое время они продолжали существовать параллельно: леса и водоемы были общими, а скот, жилище, орудия, участки земли – индивидуальными благами.

Теперь каждый человек стал стремиться заниматься своим делом, зарабатывая им на жизнь. Это, несомненно, требовало максимального объединения людей, чтобы соседская община продолжала существовать

Чем отличается родовая община от соседской?

Во-первых, тем, что в первой обязательным условием было наличие между людьми родственных (кровных) связей. В соседской же общине такого не было.
Во-вторых, соседская община состояла из нескольких семей. Причем каждая из семей владела своей собственностью.
В-третьих, совместный труд, существовавший в родовой общине, был забыт. Теперь каждая семья занималась своим участком.
В-четвертых, в соседской общине появлялось так называемое социальное расслоение. Выделялись более влиятельные люди, формировались классы.
Человек в соседской общине стал более свободным и независимым. Но, с другой стороны, он потерял мощную поддержку, которая была в родовой общине.

помогите. общее и отличие родовая община и соседская?

Сначала частной собственностью стали орудия труда, скот, домашние вещи. Вместо одной большой хижины целого рода каждая семья стала строить для себя отдельное жилище. Жилье тоже стало частной собственностью семьи. Позднее в частную собственность перешла и земля.

Родовых общин больше не существовало. Вместо них появились соседские общины. В соседской общине люди уже забывали о своем родстве. Это не считалось главным. Уже не работали сообща, хотя по-прежнему трудились добровольно и без принуждения. У каждой семьи в частной собственности была хижина с огородом, участок пашни, скот, орудия труда. Но общинная собственность сохранялась. Например, реки и озера.

Ловить рыбу мог каждый. Любой общинник делал это самостоятельно. Лодка и сеть были его частной собственностью, поэтому улов тоже становился частной собственностью. Лес был общинным владением, но убитые на охоте звери, собранные грибы, ягоды и хворост становились частной собственностью. Пастбищем пользовались сообща, каждое утро выгоняя на него скот. Но вечером каждая семья загоняла в хлев своих коров и овец.

Появились особые метки, которыми обзаводилась каждая семья. Иногда хозяин выцарапывал свое имя, иногда изображал какой-то простой значок. Такие же метки выжигали на коже скота. Археологи, находя такие метки на раскопанных вещах, смело утверждают: у людей появилась частная собственность, они опасались кражи и потому метили вещи.

Соседская община и родовая община

Соседская община – это несколько родовых общин (семей), живших в одной местности. В каждой из этих семей есть своя глава. И каждая семья ведет свое хозяйство, по своему усмотрению использует произведенный продукт. Иногда соседскую общину еще называют сельской, территориальной. Дело в том, что члены ее проживали обычно в одной деревне.

Родовая община и соседская община– это два последовательных этапа в становлении общества. Переход от родовой общины к соседской стал неизбежным и закономерным этапом в жизни древних народов. И на это были свои причины:

  • Кочевой образ жизни стал меняться на оседлый.
  • Земледелие стало не подсечно-огневым, а пашенным.
  • Орудия труда для обработки земли стали более совершенными, а это, в свою очередь, резко увеличило производительность труда.
  • Появление социального расслоения и неравенства среди населения.

Таким образом, произошел постепенный распад родовых отношений, который сменился семейными. Общая собственность стала уходить на второй план, а на первый выдвинулась частная. Однако долгое время они продолжали существовать параллельно: леса и водоемы были общими, а скот, жилище, орудия, участки земли – индивидуальными благами. Теперь каждый человек стал стремиться заниматься своим делом, зарабатывая им на жизнь. Это, несомненно, требовало максимального объединения людей, чтобы соседская община продолжала существовать.

Отличия соседской общины от родовой

Чем отличается родовая община от соседской?

  • Во-первых, тем, что в первой обязательным условием было наличие между людьми родственных (кровных) связей. В соседской же общине такого не было.
  • Во-вторых, соседская община состояла из нескольких семей. Причем каждая из семей владела своей собственностью.
  • В-третьих, совместный труд, существовавший в родовой общине, был забыт. Теперь каждая семья занималась своим участком.
  • В-четвертых, в соседской общине появлялось так называемое социальное расслоение. Выделялись более влиятельные люди, формировались классы.

Человек в соседской общине стал более свободным и независимым. Но, с другой стороны, он потерял мощную поддержку, которая была в родовой общине.

Когда мы говорим о том, чем отличается соседская община от родовой, то необходимо отметить один очень важный факт. Соседская община имела большое преимущество над родовой: она стала видом не просто социальной, а социально-экономической организации. Она дала мощный толчок для развития частной собственности и экономических отношений.

Соседская община у восточных славян

У восточных славян окончательный переход к соседской общине произошел в седьмом веке (в некоторых источниках ее называют «вервь»). Причем такой вид социальной организации просуществовал достаточно долго. Соседская община не давала крестьянам разориться, в ней царила круговая порука: более богатые выручали бедных. Также в такой общине разбогатевшие крестьяне всегда должны были ориентироваться на соседей. То есть еще как-то сдерживалось социальное неравенство, хоть оно и закономерно прогрессировало. Характерной особенностью для соседской общины славян была круговая ответственность за совершенные проступки, преступления. Это касалось и воинской повинности.

Соседская община и родовая община – это разновидности социального устройства, существовавшие в свое время у каждого народа. С течением времени постепенно происходил переход к классовому строю, к частной собственности, к социальному расслоению. Эти явления были неизбежными. Поэтому общины ушли в историю и сегодня встречаются только в некоторых отдаленных регионах.