Технология санитарные гигиенические требования

Автор: | 18.04.2018

Методическая разработка по технологии по теме:
Санитарно – гигиенические требования

Санитарно – гигиенические требования при организации работы и во время занятий прикладным искусством.

Предварительный просмотр:

  1. Санитарно – гигиенические требования при вязании.
  1. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.
  2. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35 – 40 сантиметров, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа.
  3. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.
  4. Незавершенное изделие лучше хранить, завернув, в ткань или положив в пакет.
  1. Санитарно – гигиенические требования при изготовлении швейного изделия.
  1. Перед началом работы надеть спецодежду (фартук, нарукавники).
  2. За выполнение работы садиться с чистыми руками
  3. Вымыть руки после выполнения раскройных работ
  4. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35 – 40 сантиметров, чтобы

не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит ткань.

5. После окончания работы следует вымыть руки с мылом.

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 1 октября 1996 г. N 21)

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96
«Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»
(утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 1 октября 1996 г. N 21)

Взамен Санитарных норм микроклимата производственных помещений,
утвержденных Минздравом СССР от 31 марта 1986 г. N 4088-86

См. также Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных общественных помещений», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 18 апреля 2003 г.

Hygienic requiements to occupational microclimate

1. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее — Санитарные правила) предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата рабочих мест, производственных помещений на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье человека.

1.2. Настоящие Санитарные правила распространяются на показатели микроклимата на рабочих местах всех видов производственных помещений и являются обязательными для всех предприятий и организаций. Ссылки на обязательность соблюдения требований настоящих санитарных правил должны быть включены в нормативно-технические документы: стандарты, строительные нормы и правила, технические условия и иные нормативные и технические документы, регламентирующие эксплуатационные характеристики производственных объектов, технологического, инженерного и санитарно-технического оборудования, обусловливающих обеспечение гигиенических нормативов микроклимата.

1.3. В соответствии со статьями 9 и 34 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях должен осуществляться производственный контроль за соблюдением требований Санитарных правил и проведением профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний работающих в производственных помещениях, а также контроль за соблюдением условий труда и отдыха и выполнением мер коллективной и индивидуальной защиты работающих от неблагоприятного воздействия микроклимата.

1.4. Руководители предприятий, организаций и учреждений вне зависимости от форм собственности и подчиненности в порядке обеспечения производственного контроля обязаны привести рабочие места в соответствие с требованиями к микроклимату, предусмотренными настоящими Санитарными правилами.

1.5. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, а ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль — органами и учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля соответствующих министерств и ведомств.

1.6. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за строительством новых и реконструкцией действующих производственных помещений осуществляется на этапах разработки проекта и введения объектов в эксплуатацию с учетом характера технологического процесса и соответствия инженерного и санитарно-технического оборудования требованиям настоящих Санитарных правил и Строительных норм и правил «Отопление, вентиляция и кондиционирование».

1.7. Проектная документация на строительство и реконструкцию производственных помещений должна быть согласована с органами и учреждениями Госсанэпидслужбы России.

1.8. Ввод в эксплуатацию производственных помещений в целях оценки соответствия гигиенических параметров микроклимата требованиям настоящих Санитарных правил должен осуществляться при обязательном участии представителей Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.

2. Нормативные ссылки

2.1. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2.2. Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положение о Государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 года N 625.

2.3. Руководство «Общие требования к построению, изложению и оформлению санитарно-гигиенических и эпидемиологических нормативных и методических документов» от 9 февраля 1994 года Р 1.1.004-94.

Взамен Руководства Р 1.1.004-94 Главным государственным санитарным врачом РФ 14 мая 1996 г. утверждено Руководство Р 1.1.003-96 «Общие требования к построению, изложению и оформлению нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования»

3. Термины и определения

3.1. Производственные помещения — замкнутые пространства в специально предназначенных зданиях и сооружениях, в которых постоянно (по сменам) или периодически (в течение рабочего дня) осуществляется трудовая деятельность людей.

3.2. Рабочее место — участок помещения, на котором в течение рабочей смены или части ее осуществляется трудовая деятельность. Рабочим местом может являться несколько участков производственного помещения. Если эти участки расположены по всему помещению, то рабочим местом считается вся площадь помещения.

3.3. Холодный период года — период года, характеризуемый среднесуточной температурой наружного воздуха, равной +10° С и ниже.

3.4. Теплый период года — период года, характеризуемый среднесуточной температурой наружного воздуха выше +10° С.

3.5. Среднесуточная температура наружного воздуха — средняя величина температуры наружного воздуха, измеренная в определенные часы суток через одинаковые интервалы времени. Она принимается по данным метеорологической службы.

3.6. Разграничение работ по категориям осуществляется на основе интенсивности общих энерготрат организма в ккал/ч (Вт). Характеристика отдельных категорий работ (Iа, Iб, IIа, IIб, III) представлена в приложении 1.

3.7. Тепловая нагрузка среды (ТНС) — сочетанное действие на организм человека параметров микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое облучение), выраженное одночисловым показателем в °С.

4. Общие требования и показатели микроклимата

4.1. Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к показателям микроклимата рабочих мест производственных помещений с учетом интенсивности энерготрат работающих, времени выполнения работы, периодов года и содержат требования к методам измерения и контроля микроклиматических условий.

4.2. Показатели микроклимата должны обеспечивать сохранение теплового баланса человека с окружающей средой и поддержание оптимального или допустимого теплового состояния организма.

4.3. Показателями, характеризующими микроклимат в производственных помещениях, являются:

— относительная влажность воздуха;

— скорость движения воздуха;

— интенсивность теплового облучения.

Читайте так же:  Федеральный закон 323 статья 70

5. Оптимальные условия микроклимата

5.1. Оптимальные микроклиматические условия установлены по критериям оптимального теплового и функционального состояния человека. Они обеспечивают общее и локальное ощущение теплового комфорта в течение 8-часовой рабочей смены при минимальном напряжении механизмов терморегуляции, не вызывают отклонений в состоянии здоровья, создают предпосылки для высокого уровня работоспособности и являются предпочтительными на рабочих местах.

5.2. Оптимальные величины показателей микроклимата необходимо соблюдать на рабочих местах производственных помещений, на которых выполняются работы операторского типа, связанные с нервно-эмоциональным напряжением (в кабинах, на пультах и постах управления технологическими процессами, в залах вычислительной техники и др.). Перечень других рабочих мест и видов работ, при которых должны обеспечиваться оптимальные величины микроклимата определяются Санитарными правилами по отдельным отраслям промышленности и другими документами, согласованными с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в установленном порядке.

5.3. Оптимальные параметры микроклимата на рабочих местах должны соответствовать величинам, приведенным в табл.1, применительно к выполнению работ различных категорий в холодный и теплый периоды года.

5.4. Перепады температуры воздуха по высоте и по горизонтали, а также изменения температуры воздуха в течение смены при обеспечении оптимальных величин микроклимата на рабочих местах не должны превышать 2°С и выходить за пределы величин, указанных в табл.1 для отдельных категорий работ.

Оптимальные величины показателей микроклимата
на рабочих местах производственных помещений

«САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ при выполнении кулинарных работ».

Тема урока: «САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ при выполнении кулинарных работ».

Цели: ознакомить учащихся с соблюдением правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования; ознакомить с правилами оказания первой помощи пострадавшим при различных видах травм; воспитывать чувство ответственности; прививать навыки аккуратности в работе.

Организация урока. Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Знакомство учащихся с планом работы на год.

Ознакомление учащихся с задачами предмета, принадлежностями, материалами, инструментами, которые понадобятся на уроках.

Вы пришли в необычный класс —

Здесь технологии научу я вас.

Мастерская оборудована для любого дела —

Обработка ткани, продуктов,

Каждая девочка хорошо должна знать,

Как домашним хозяйством управлять:

Как продуктов вести экономно расход,

Как приготовить плов, желе, компот.

Должны уметь вы и шить, и вязать,

Штопать, стирать, и вышивать.

Домашнее хозяйство — искусство непростое,

Но вы научитесь — ведь дело молодое!

Кулинария, рукоделие — все сумеете,

На швейной машине работу одолеете.

А выполняя свой первый творческий проект,

Порадуете обновкою модной или изобретете рецепт.

Коротко познакомила вас я, друзья,

С тем, что поможет освоить вам технология.

III . Изучение санитарно-гигиенических требований.

Инструктаж по правилам техники безопасности.

Учитель закрепляет за каждым учащимся рабочее место, знакомит с опасными местами в кабинете, требующими особой осторожности в обращении с ними.

На уроках технологии вам придется пользоваться режущими инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с порезами и ранениями. Травмы возможны не только при резке и прокалывании материалов, но и при выполнении ряда других трудовых операций. Строгое выполнение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев. Поэтому знание правил обращения с инструментами и приспособлениями — обязательное условие для учителя и учащихся. С первых занятий необходимо неукоснительно выполнять все правила по технике безопасности.

Правила техники безопасности подразделяются на общие, относящиеся к любым работам, и частные, касающиеся отдельных работ.

Записываются правила техники безопасности при проведении кулинарных работ.

Во время занятий по кулинарии необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования. Откройте тетради, запишем эти требования

1. Готовить пищу следует в специальной одежде.

2. приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть руки с мылом, убрать волосы под косынку (шапочку).

3.Если на пальцах есть царапины, то эти места нужно защитить лейкопластырем или надеть резиновый напальчник.

4. Перед началом приготовления пищи следует выполнить первичную обработку продуктов.

5.Различные виды продуктов следует обрабатывать на различных разделочных досках с соответствующей маркировкой.

6. Нельзя готовить пищу в посуде с поврежденной эмалью.

7. Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике.

8.Продукты и готовые блюда можно хранить не более определенного срока.

9. Продукты, готовые к употреблению, следует хранить закрытыми и отдельно от сырых.

10. Различные продукты и готовые блюда требуют определенной температуры хранения, поэтому в холодильнике их следует размещать в соответствующих отделениях: продукты, не требующие длительного хранения, например яблоки, овощи, яйца, приготовленные блюда и др.,- на полках; продукты, требующие более длительного хранения, например мясо, рыбу и т.п., — в холодильнике.

Знакомство с правилами оказания первой помощи пострадавшим при различных видах травм.

Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в аптечке первой помощи. Аптечка первой помощи располагается в кабинете всегда на одном и том же видном месте (показать место ее нахождения).

Вы должны уметь оказать первую помощь пострадавшему.

В случае поражении электрическим током необходимо:

1) Освободить пострадавшего от действия тока:

— отключить цепь с помощью рубильника или другого выключателя;

— отбросить сухой палкой или доской оборвавшийся конец провода от пострадавшего;

— при невозможности выполнить вышеперечисленные пункты необходимо оттянуть пострадавшего от токоведущей части, взявшись за его одежду, если она сухая и отстает от тела. При этом располагаться надо так, чтобы самому не оказаться под напряжением.

2) Вызвать «скорую помощь».

3) Оказать первую медицинскую помощь:

— уложить пострадавшего на подстилку;

— распустить пояс, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать понюхать нашатырный спирт;

— обрызгать лицо и шею холодной водой;

— растереть грудь и конечности спиртом;

— при необходимости сделать искусственное дыхание и массаж сердца.

При порезах необходимо:

— при порезах стеклом тщательно осмотреть рану, очистить ее;

— промыть рану дезинфицирующим раствором (например, фурацилином);

— обработать рану йодом;

— при сильном кровотечении перевязать жгутом выше места пореза, на рану наложить давящую повязку.

При ушибах необходимо:

— положить на место ушиба холодный компресс;

— забинтовать ушибленное место.

При термическом ожоге необходимо;

— смочить обожженное место спиртом или раствором соды;

— наложить марлю, смоченную в растворе марганцовокислого калия;

При ожоге кислотой (уксусной) необходимо:

— обильно смочить обожженное место раствором соды;

— наложить повязку, смоченную известковой эмульсией;

Ознакомление с действиями учащихся в случае возникновения чрезвычайных ситуаций при эвакуации из кабинета технологии.

Учитель рассказывает о порядке действий учащихся.

VI . Закрепление изученного материала.

1.Какие требования к содержанию своего рабочего места вы должны выполнять?

2. Где должны находиться и как располагаться инструменты во время работы?

3.Почему за каждым учеником закреплено определенное рабочее место?

4. Где и как хранятся материалы, оборудование, инструменты?

5. Какой должна быть одежда учащихся на уроках технологии?

6.В каком виде необходимо содержать свое рабочее место?

7. Какие требования к дисциплине должны вами исполняться неукоснительно? Почему это так важно?

8. Какими инструментами и оборудованием можно пользоваться на уроках технологии?

Читайте так же:  Приказ мчс 714 от

9. Что необходимо сделать по окончании работы?

10.Сделайте вывод: что обеспечивает строгое следование правилам техники безопасности? К каким последствиям может привести игнорирование этих правил?

После проведенного инструктажа учащиеся расписываются в журнале по технике безопасности.

Везде и всюду правила—

Их надо знать всегда!

Особенно это касается

Уроков школьного труда.

Любая работа требует сноровки —

Обращайся с инструментами ловко!

Инструментом пользуйся исправным —

И тогда, конечно, избежишь ты травмы!

Не приходят сами по себе умения—

Приложи старание и терпение.

Организованность, трудолюбие, внимание

Помогут овладеть технологическими приемами

И получить знания.

Эти правила никогда не забывай,

На каждом уроке их соблюдай!

V . Подведение итогов урока.

Письменное задание (метод рефлексии).

Учитель предлагает учащимся письменно продолжить предложения, давая объяснение избранной позиции:

Я буду выполнять правила безопасности труда потому, что…

Несоблюдение санитарно-гигиенических требований неминуемо приведёт к…

Домашнее задание: знать правила безопасности труда, санитарно-гигиенические требования и правила поведения на уроках технологии.

Санитарно-гигиенические требования

Презентация к уроку технологии 5 класс по теме «Санитарно-гигиенические требовани»

Правила техники безопасности на кухне.

В ходе работы на кухне, чтобы избежать порезов рук, ожогов и других травм, необходимо соблюдать следующие требования техники безопасности.

1. Содержать пол чистым и сухим, чтобы не поскользнуться.

2. Нельзя оставлять нагревательные приборы без присмотра, так как это может привести к пожару.

3. Перед работой нужно проверить шнур электроприборов, он не должен иметь оголенных проводов.

4. Не допускать заливание электроплиты кипящей жидкостью, жиром и сахаристыми веществами. Следить, чтобы в разогретый жир не попадала жидкость, так как можно получить ожоги от брызг или от пламени горящего жира.

5. Включать и выключать электроплиту надо сухими руками, держась за вилку, а не за шнур.

6. Нож — это острый предмет. Обращаться с ним надо осторожно. Во время нарезки применять безопасные приемы работы. Передавать колющие и режущие инструменты и приборы ручкой вперед.

7. Открывать бутылки, банки с консервами и компотами следует специальным ножом, хорошо заточенным.

8. Нельзя подталкивать продукты в горловину мясорубки пальцами, для этого надо пользоваться деревянным пестиком.

9. Следить за тем, чтобы при работе с ручной теркой не поранить руку: хорошо удерживать продукт, не тереть слишком маленькие его части.

10. Брать горячую посуду следует прихваткой, а крышки кастрюль с кипящей жидкостью открывать от себя, чтобы капли горячей воды не попали на ноги. Использовать сковородник только с деревянной ручкой.

11. Посуду с длинной ручкой (сковорода, ковш и другие) ставить так, чтобы не зацепиться за нее и не уронить.

12. Не наливать горячую жидкость в стеклянную посуду: если посуда лопнет, то можно ошпариться.

13. Не пробовать горячую пищу, предварительно не охладив ее.

14. Периодически проветривать помещение, чтобы в нем не повышалась температура и влажность воздуха, не накапливался чад, образующийся при жарении.

15. Следить за тем, чтобы хорошо было освещено рабочее место.

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДПРИЯТИЯМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ Рабочая программа дисциплины (модуля) по направлен.

  • Санитарно-гигиенические требования к предприятиям быстрого питания

Целью освоения дисциплины «Санитарно-гигиенические требования к предприятиям общественного питания» является подготовка студентов по вопросам санитарных и гигиенических требований, предъявляемых к предприятиям общественного питания; формирование гигиенического подхода к решению вопросов проектирования, оборудования и содержания предприятий общественного питания, технологии производства продукции общественного питания, профилактике инфекционных заболеваний и пищевых отравлений, обеспечению качества и безопасности выпускаемой продукции.

Задачи освоения дисциплины:

— изучение санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к предприятиям общественного питания; требований к качеству и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

— формирование навыков по разработке и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; по осуществлению производственного контроля; внедрению системы обеспечения качества и безопасности продукции общественного питания;

— приобретение навыков владения методами определения качества и безопасности готовой продукции общественного питания.

Презентация по технологии на тему «Техника безопасности и санитарно- гигиенические требования»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования в кабинете обслуживающего труда Вводный инструктаж. ( Правила поведения в кабинете обслуживающего труда.) 1. Входить в кабинет только с разрешения учителя. 2. Сидеть на закрепленных местах, не вставать без разрешения учителя. 3.Строго соблюдать порядок и режим работ, на перемене выходить из кабинета. 4. Содержать в чистоте свое рабочее место. Бережно относиться к инструментам и оборудованию. 5. Во время работы не разговаривать и не заниматься посторонними делами. 6. По окончании работы убрать свое рабочее место. 7. Необходимо соблюдать правила техники безопасности и санитарно- гигиенические требования.

При работе с тканью: Шить с наперстком. Хранить иголки и булавки в определенном месте (специальной коробке, в подушке), не оставлять их на рабочем месте. Запрещается иголки и булавки брать в рот. Запрещается шить ржавой иглой. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от работающего. Ножницы следует подавать сомкнутыми лезвиями, держа за лезвия.

При работе на швейной машине: 1. Электрические швейные машины должны быть заземлены. 2. Волосы должны быть убраны под косынку, ни волосы, ни косынка не должны свисать. 3. Запрещается близко наклоняться к движущимся частям машины. 4. Нельзя держать пальцы рук около лапки во избежание их прокола иглой. 5. Перед стачиванием убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия. 6. Перед включением в сеть убедиться не оголен ли провод. 7. Не оставляйте машинку включенной без присмотра. 8. Ремонтируют машинку выключенной из сети. 9. После окончания работы машинку отключают от сети, держась за вилку, а не за шнур сухими руками

При работе с утюгом: 1 Включать и выключать утюг сухими руками, держась за вилку, а не за шнур. 2. Не оставлять утюг без присмотра. 3. Ставить утюг на керамическую, мраморную подставку. 4. Следить за тем, чтобы подошва не касалась шнура. 5. Нельзя утюжить по кнопкам, пуговицам, крючкам.

Санитарно- гигиенические требования при работе на кухне 1. Приступая к работе, наденьте фартук, волосы уберите под косынку или шапочку. 2. Рукава одежды закатайте, чтобы они не соприкасались с продуктами и посудой. 3. Руки мойте с мылом. Ногти должны быть коротко острижены. 4. Различные виды продуктов обрабатывайте на разных разделочных досках. Доски различают по буквенным обозначениям. 5. Овощи перед очисткой тщательно мойте. Те, которые употребляют в пищу в сыром виде, дополнительно ополосните кипяченой водой. 6. Скоропортящиеся продукты храните в холодильнике или погребе не дольше положенного срока. 7. Продукты, готовые к употреблению, храните закрытыми, отдельно от сырых.

Презентация подготовлена для вводного занятия по технологии. На первых уроках необходимо повторить правила техники безопасности и санитарно- гигиенические требования при выполнении различных работ, проводимых в кабинете. Повторные инструктажи проводятся при прохождении соответствующих разделов. Презентация поможет провести и текущий инструктаж, если слайды использовать как плакаты.

Читайте так же:  Страховые компании в астрахани осаго стоимость

Номер материала: ДВ-259955

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Презентация на тему: Санитарно-гигиенические требования при кулинарных работах.

« Кухня – зеркало квартиры». Санитарно-гигиенические требования при кулинарных работах.

Оборудование кухни Дома и на предприятиях общественного питания пищу приготавливают в специально оборудованном помещении – кухне. Чтобы приготовить пищу, надо иметь продукты, кухонную посуду, инструменты и приспособления, нагревательные приборы. Для подачи готовых блюд на стол нужна столовая и чайная посуда, столовые приборы. К столовым приборам относятся ножи, вилки, ложки, лопатки, щипцы. В зависимости от назначения они могут иметь различную форму и размер. Например, ложки бывают столовые, десертные, разливательные, чайные, кофейные, для соли и др. Вилки бывают столовые, десертные, для рыбы, для фруктов и др.; ножи – столовые, десертные, для масла, для рыбы, для фруктов и др.

Санитарно-гигиенические требования к содержанию помещения и оборудования 1. Помещение кухни держать в чистоте и порядке. Уборку делать влажным способом. 2. Не допускать проникновение мух в помещение. 3. Чистую посуду хранить в закрытых шкафах и полках. 4. Пищевые отходы собирать в бачок или ведро с крышкой и своевременно выносить их.

Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготавливающим пищу: 1. Готовить пищу надо в специальной одежде. 2. Приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть руки с мылом, убрать волосы под (шапочку) косынку. Ногти должны быть коротко острижены. 3. Если на пальцах есть царапины, то эти места нужно перевязать бинтом или надеть резиновый напальчник. На предприятиях общественного питания, люди непосредственно связанные с приготовлением пищи, проходят медицинский осмотр.

Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи: 1. До тепловой обработки продукты должны быть вымыты. 2. Если продукты не будут подвергаться тепловой обработке, их надо мыть тщательно, а по окончании мытья ополоснуть кипячёной водой. 3. Различные виды продуктов следует обрабатывать на разных разделочных досках с соответствующей маркировкой. 4. Нельзя готовить пищу в посуде с повреждённой эмалью.

Санитарно-гигиенические требования к хранению продуктов и готовых блюд: 1. Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике. 2. Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определённого срока. 3. Продукты, готовые к употреблению, хранить закрытыми отдельно от сырых. 4. Различные продукты и готовые блюда требуют определённой температуры хранения, поэтому в холодильнике их помещают на соответствующих местах (продукты не требующие долгого хранения, помещают в холодильник, например, яблоки, овощи, яйца, приготовленные блюда и пр.; продукты, требующие более длительного хранения, помещают в морозильник, например, мясо, рыбу и т.п.).

Уход за посудой Посуду надо мыть сразу же после её использования, пока не присохли к ней остатки пищи. Пригоревшую в посуде пищу нужно отмачивать, а не соскабливать. Посуду сначала сортируют. Отдельно ставят тарелки, стаканы и т.д. Мыть посуду надо в тёплой воде с добавлением пищевой соды, горчицы или других моющих средств. Они способствуют растворению жира и облегчают мытьё посуды. Посуду, в которой было молоко, сырые яйца, сначала моют холодной, а затем горячей водой. Вымытую посуду надо ополоснуть горячей водой, а затем поставить сушить или вытереть кухонным полотенцем. Стаканы нельзя ставить один на другой: остыв, они могут треснуть.

При работе с горячей жидкостью: 1. Наполняя кастрюлю жидкостью,не доливай до края 4-5 см. 2. Проверь качество ручек ёмкости. 3. Когда жидкость закипит, уменьши нагрев. 4. Снимая крышку с горячей посуды, приподнимай её от себя. 5. Засыпай в кипящую жидкость крупу и другие продукты осторожно. 6. На сковороду с горячим жиром продукты клади аккуратно (от себя), чтобы не разбрызгивался жир. 7. Снимая горячую посуду с плиты, пользуйся прихватками. 8. Не использую посуду с прогнувшимся дном.

При работе с ножом и приспособлениями 1. Передавай нож (или вилку) только ручкой вперёд. 2. При работе с мясорубкой продукт проталкивай пестиком. Не поднимай нож высоко над разделочной доской.

Питание Питание – процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности. С пищей организм получает необходимые для жизнедеятельности белки, жиры, углеводы, а также биологически активные вещества – витамины и минеральные соли. Для переработки пищи большую роль в нашем организме играет пищеварительная система, в которой пища расщепляется до белков, жиров, углеводов, а те в свою очередь на более простые вещества. Белки расщепляются до аминокислот, углеводы – до моносахаридов, жиры – до глицерина и жирных кислот. Все эти вещества всасываются в пищеварительном тракте и поступают в кровь и лимфу, то есть в жидкие среды организма, откуда они извлекаются клетками тканей.

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ. Завтрак – 30% Обед — 40% Полдник – 10 % Ужин — 20 %

Витамины Пищеварение и жизнедеятельность организма невозможны без витаминов. Они нормализуют обмен веществ, участвуют в образовании ферментов, способствуют лучшему усвоению пищевых веществ. По способности к растворению витамины разделяют на водо- и жирорастворимые. К водорастворимым относятся: витамин С, витамины группы В – В1,В2, В6, В9,РР. К жирорастворимым относятся: витамины А,Д,Е,К.

Роль витаминов в жизнедеятельности человека А- способствует росту, улучшает зрение.

Витамин С-укрепляет защитные силы организма

В-обмен веществ, состояние кожи, зрение.

Д — укрепляет кости.

Е — принимает участие во многих обменных процессах

КАШИ БУТЕРБРОДЫ ЯЙЦА АМЛЕТЫ ЯИЧНИЦА ТВОРОГ СЫРНИКИ БЛИНЧИКИ ОЛАДЬИ ЧАЙ КОФЕ КАКАО. Составляем завтрак

Всякий раз, когда едим, о здоровье думаем: « Мне не нужен жирный крем, лучше я морковку съем». Чтобы хворь вас не застала, в зимний утренний денёк, в пищу, вы употребляйте лук зелёный и чеснок.