Украина налог с ато

Автор: | 06.07.2018

П’ятниця, 27 березня 2015. Опубліковано в Статті

Аппетит приходит… во время войны?

С этим налогом не так все просто, как может показаться. Он вызывает вопросы у специалистов и, возможно, у самих военнослужащих. Почему с народа собирают дань на войну, тогда как на нужды обороны идут колоссальные ресурсы из бюджета?

В том числе, из спецфондов: от конфискации коррупционных средств и имущества (1,5 млрд. грн), от реализации «избыточного вооружения», военной и спецтехники, недвижимого военного имущества и т.д. (0,2 млрд. грн). Возникает вопрос – если налог на войну так необходим армии, почему он не имеет целевого назначения, а сбрасывается в общий котел с последующим распределением? И куда на самом деле идут 1,5 % военного сбора?

Помимо этого, украинцы ведь без всякой «обязаловки» собрали на счетах МО солидную сумму пожертвований почти в 156 млн. грн. Плюс еще неутомимое волонтерское движение постоянно изыскивает деньги на обеспечение и лечение военнослужащих.

Повинность для патриотов

Так называемый военный сбор был введен в августе 2014 года. Он взимается со всех трудовых доходов граждан (гражданско-правовых договоров) в размере 1,5 % от суммы заработка (сделки). Первоначально его учредили до конца 2014 года, но в декабре продлили еще на год с весьма туманной формулировкой – до принятия Радой решения о завершении реформы ВСУ.

Таким образом, военный сбор теперь не имеет четких временных рамок, он привязан к самому вялотекущему и иллюзорному процессу в Украине – реформированию. Напомним, согласно Концепции Минобороны, последний этап начатой в 2013 году реформы Вооруженных Сил должен финишировать только в 2017 году.

В масштабах всей страны с помощью дополнительной фискальной повинности за семь месяцев удалось собрать уже 3,7 млрд. грн.

«В течение января-февраля текущего года в государственный бюджет поступило более 1,1 млрд. грн военного сбора. Из них в феврале на обороноспособность Украины налогоплательщиками уплачено 656,1 млн. грн. Всего с начала администрирования военного сбора с августа 2014 г. бюджет получил почти 3,7 млрд. грн военного сбора», – говорится в сообщении Государственной фискальной службы.

В условиях пикирующих доходов населения и вынужденного ухода работодателей в тень, сверхприбыли бюджета, очевидно, будут падать. Однако, нетрудно подсчитать, что еще за два года номинального реформирования власть, что называется на пустом месте, может привлечь от населения и «растворить» более 11 млрд. грн (при среднемесячном размере военного сбора – 0,5 млрд.).

Странности, нелепости, абсурды…

Итак, согласно закону, военный сбор отчисляется в общий фонд бюджета. Налог, названный военным, на самом деле не имеет целевого назначения. Другими словами, власть оставила за собой право решать, сколько потратить на АТО, а сколько на иные нужды, финансируемые из общего фонда.

«Введение военного налога в размере 1,5% не только не решает никаких проблем армии, но и может быть дополнительным источником коррупции и незаконного обогащения отдельных персон», – пишет «РБК-Украина» со ссылкой на данные ОО «Публичный аудит».

По первоначальным замыслам правительства, введение этого сбора должно было дополнительно привлечь в казну 2,9 млрд. грн в 2014 году. Но потом этого показалось мало. В условиях необъявленной войны и сверхдефицитного бюджета «временную» повинность одним махом продлили еще на 12 месяцев. И, вероятней всего, это не предел…

Популяризируя новый налог, премьер Яценюк заявил, что привлеченные средства будут направлены исключительно на финансирование Вооруженных сил Украины, Нацгвардии и других подразделений, воюющих в зоне АТО. Между тем, о механизме использования средств, гарантиях их расходования по назначению, контроле над цепочкой распорядителей ни тогда, ни впоследствии не сообщалось.

Показательно, что в Украине военный сбор взимается даже с минимальной зарплаты. Тогда как история утверждает – даже двести лет назад с богатых на войну собирали по повышенным ставкам, тогда как бедное население вообще практически ничего не платило. (Доходы меньше определенного минимума налогообложению не подлежали). У нас же ставка для всех одинакова, что идет вразрез с мировой практикой.

Главная реформа

Впрочем, для Украины «доить» только богатых – не вариант, уж слишком велика прослойка бедного населения. С поганой овцы хоть шерсти клок, – гласит известная пословица. А ведь в такое тяжелое время можно было избрать и более цивилизованный путь, просто удвоив налог для «элиты» и освободив от него тех, кто едва сводит концы с концами. Дать людям свободу выбора: право самостоятельно решать, когда и сколько им жертвовать. Но до такой сверхсознательности и социальной ответственности украинский политический бомонд, увы, не дорос. Жаль, это поистине была бы главная «реформа» Украины…

Второй вопрос – так почему же не использовать военный сбор напрямую? Зачем все эти лишние маневры, обходные пути, цепочка распорядителей и распределителей? Ответ напрашивается сам собой – это позволит лучше запутать следы, ведь отследить движение денежных потоков станет в разы труднее. И всегда есть возможность обвинить кого-то еще в нерациональном использовании ресурсов или хищениях.

К тому же, что государство собралось продавать? Откуда взялось «избыточное вооружение» и ликвидная, но не востребованная военная и спецтехника? Зачем пускать с молотка военное имущество, когда самим не хватает? Нонсенс, да и только…

Куш не по зубам?

Госбюджетом – 2015 увеличено финансирование расходов Минобороны до 40 млрд. грн. Однако сможет ли военное ведомство проглотить то, что откусило? Ведь проблемы с освоением бюджетных средств и их рациональным использованием стали уже визитной карточкой МО.

«Неготовность военных рационально и своевременно использовать бюджетные средства подтверждается отчетом временной следственной комиссии Верховной Рады по вопросам проверки использования средств, перечисленных гражданами Украины на поддержку ВСУ, и расходов государственного бюджета…», – пишет «РБК –Украина».

Изданием приводятся следующие цифры: «Во время указанной проверки было установлено, что в 2014 году на нужды всех силовых структур и других государственных органов власти, привлеченных к проведению АТО, из государственного бюджета было выделено: из общего фонда – 40,5 млрд. грн, из резервного фонда – 18,3 млрд. грн, из специального фонда – 5 млрд. грн.

Согласно информации, предоставленной департаментом финансов Минобороны, за 9 месяцев 2014 года с 27 млрд. грн (которые были выделены именно МО, – авт.), министерство получило почти 65% положенных средств, то есть – 17,5 млрд. грн. Использовано из этих средств только – 12,1 млрд. грн…

В то же время, по данным Госказначейства, использовано лишь 62% благотворительных взносов, которые поступили на счета Минобороны, администрации Госпогранслужбы и воинской части 3027 (Нацгвардия)»

Как заключила следственная комиссия, «одной из ключевых причин несвоевременного обеспечения потребностей украинской армии и неэффективного использования государственных средств при осуществлении государственных закупок в силовых структурах является некомпетентность, бюрократия, безосновательные промедления и саботаж отдельных чиновников».

Таким образом, просто наращивая финансирование, мы не решаем всех проблем армии. Поскольку бюрократический аппарат не способен идти в ногу с реальными потребностями ВСУ, а средства, которые аккумулируются через механизм налогов и сборов, утекают сквозь решето бесконтрольных бюджетных манипуляций. И здесь, видимо, расчет не на спасительные реформы, а на то, что война все спишет. В первом случае, налог на войну был бы совсем другим…

Читайте так же:  Пояснительная записка к федеральному бюджету на 2018-2018 годы

Как это было раньше

Военный налог практиковался в СССР во времена Великой Отечественной войны. Он был введен 1 января 1942 года вместо надбавок к подоходному и сельскохозяйственному налогам.

К его уплате привлекались все граждане, достигшие 18 лет. Освобождались от военного налога: военнослужащие рядового, младшего командного и начальствующего состава всех родов войск; военнослужащие среднего, старшего и высшего командного и начальствующего состава, находящиеся в действующей армии и флоте и пограничных войсках; члены семей военнослужащих, получающих пособие от государства; мужчины от 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше и пенсионеры, не имеющие других источников дохода.

Ставки военного налога дифференцировались по категориям плательщиков. Рабочие уплачивали военный налог в твердой сумме с учетом годового заработка (например, при заработке в 2400 – 180 руб. в год, до 4800 – 360 руб.); колхозники и единоличники – 150-600 руб. в год с каждого члена хозяйства; другие граждане, не имеющие самостоятельного дохода – 100 руб. в год.

Военный налог поступал в размерах, превышающих все другие налоговые платежи населения, что позволило мобилизовать в доходы бюджета за годы войны более 72 млрд. руб. Отменили его 6 июля 1945 г.

Украина налог с ато

Законопроекты Южаниной о снижении стоимости растаможки пока приняты только в первом чтении и ждут рассмотрения в целом.

Тем временем, в них внесены уже более 90 поправок, причем порой диаметрально противоположных, пишет ТопЖир.

Если одни поправки предлагают еще больше снизить акциз, то другие, наоборот, вводят новые платежи. Так, один из депутатов предлагает ввести налог на старые авто.

Действие налога предлагают распространить на все машины старше 5 лет. Учитывая то, что средний возраст авто в Украине – 21,5 года, то в случае принятия поправки придется платить подавляющему большинству украинских автомобилистов.

Рассчитывать налог хотят по формуле: базовая ставка, умноженная на коэффициенты возраста, объема двигателя (в литрах) и экологический коэффициент. Для бензиновых авто базовая ставка равна 200 грн, для дизельных – 300.

Интересно, что коэффициент возраста будут считать как возраст машины минус пять лет. То есть, для шестилетнего авто он равен 1, для семилетнего 2 и тд.

Эко-коэффициент зависит от соответствия двигателя нормам токсичности:

Евро-2 и ниже – коэффициент 4;

Таким образом, даже за шестилетний Ланос 1,6 (стандарт Евро-3) придется ежегодно платить 960 гривен, а 1,2-литровая копейка ВАЗ 1980 года обойдется в 31 680 гривен в год!

Мы искренне надеемся, что депутаты отклонят такую странную поправку, ведь ставки нового налога сложно назвать адекватными.

«Военный налог» в 1,5% от зарплаты будет действовать до завершения АТО, — нардеп

Введенный налог в 1,5% от дохода на нужды украинской армии будет обязательным до окончания АТО, по мнению нардепа

«Военный налог» в 1,5% от зарплаты будет действовать до завершения АТО. Об этом в эфире «112 Украина» заявил народный депутат от фракции «Суверенная Европейская Украина» Виктор Тимошенко.

Тимошенко также отметил, что в бюджете заложены средства на восстановление восточных регионов, понесших ущерб во время боевых действий.

«Регион будет восстанавливаться только из государственного бюджета. Понятно, что будут волонтеры, помощники, но это не будет таким плановым и массовым. Когда идет война, все объединяются. Нужно гнать врага, нужно побеждать, а когда уже будет мирная жизнь, оно уже пойдет спокойнее, каждый будет заниматься своим делом, а государство должно заниматься восстановлением своего государства. Я думаю, что все это будет централизованно, планово. Государство будет восстанавливать. Мы уже слышали, с помощью иностранных государств», — добавил он.

Украина: «налог на АТО» растворился, на трусы и носки военным собирают деньги волонтёры

Очередной громкий коррупционный скандал на Украине не заставил себя ждать. Собранные за четыре года средства от «налога на АТО» бесследно пропали, и, скорее всего, искать их нужно в карманах чиновников. Речь идёт как минимум о 38 миллиардах гривен, что по сегодняшнему курсу составляет около 1,35 миллиарда долларов.

Проследить движение части средств удалось благодаря договорам на поставки товаров и услуг. Где остальная львиная доля средств, никто не знает, сообщает латвийский интернет-ресурс Riga.Rosvesty. На Украине об этом помалкивают.

После начала военных действий в Донбассе Верховная рада Украины ввела принудительное отчисление с заработных плат 1,5%-го «налога на войну». Решение это было бессрочным – до окончания АТО. При этом в бюджете Украины заложены средства и на «восстановление Донбасса», и на оборону. А ещё средства на войну выделяются из Спецфонда от конфискации коррупционных средств и имущества, от реализации «избыточного вооружения» – военных баз и складов с оружием времён СССР, военной и спецтехники, недвижимого военного имущества… Не забыть бы ещё волонтёров, которые постоянно собирают деньги на трусы и носки для военнослужащих ВСУ. То есть министерство обороны оказалось неспособно даже трусами солдат обеспечить!

«Налогом на АТО» облагаются заработная плата, премии и компенсации, договора купли-продажи недвижимости, выигрыши в государственных и частных лотереях и так далее… Издание отмечает, что средства, собранные с населения, не идут напрямую в Министерство обороны Украины, а поступают в государственную казну, где попросту «растворяются».

Депутат Верховной рады Украины Виталий Куприй уверен, что до самих военных доходит только небольшая часть от «военного налога». По его словам, узнать, куда именно пошли средства от налога, практически невозможно. Ещё в 2017 году вместе с несколькими народными депутатами он подавал законопроект, в котором настаивал на необходимости перечисления военного сбора в Специальный фонд, а деньги, в свою очередь, направлялись бы исключительно на финансирование армии. Однако в сессионном зале данную инициативу с треском провалили, пишет Riga.Rosvesty.

«Конечно, узнать, куда пошли эти миллиарды, невозможно. Они растворяются в бюджете. Их с таким же успехом могли использовать на пополнение пенсионного фонда, у которого была дыра. Я провёл собственное расследование. Выяснил, что деньги на обеспечение армии проходили через ряд одних и тех же фирм. А значит, это схема, которой руководит высшее руководство», – рассказал Куприй.

Например, 200 миллионов гривен, (7,1 миллиона долларов), были перечислены некой компании за ГСМ, которая топливом даже не торговала. А 280 миллионов гривен (примерно 10 миллионов долларов) и вовсе ушли подставной фирме. Расследование этих дел передали областным прокуратурам, где они благополучно «умерли».

По словам Виталия Куприя, отменять военный налог в ближайшее время власть не станет. Кто же будет «резать курицу, несущую золотые яйца»? «Это очень удобно – никто и никогда не узнает, на что пошли деньги под эгидой тяжёлого положения в стране», – уверен украинский депутат.

В Министерстве обороны Украины тоже не знают, куда деваются средства, собранные на армию. «Вооружённые силы финансируются непосредственно из бюджета. А что касается военного налога, то вопросы лучше задавать тому, кто эти средства собирает», – заявил пресс-офицер управления по связям с общественностью ВСУ Юзеф Венскович.

Вот так. Концы в воду. Гражданам Украины надо усвоить, что их деньги просто крадут, а военнослужащим ничего не остаётся. Даже с трусами и носками у украинских вояк проблемы.

Где деньги. Украинцы отдали 37 млрд на войну

Почти за четыре года существования военного сбора украинцы перечислили в бюджет 37,9 млрд грн. Но разобраться в том, куда пошли эти деньги, не могут даже слуги народа. В прошлом году они попытались на законодательном уровне выяснить, на что тратится собранный налог, но безуспешно. Ведь средства направляются в общий котел, а власть решает, сколько потратить на АТО, сколько на иные нужды, финансируемые из общего фонда.

Сколько собрали

В 2017 году украинцы перечислили рекордные 15 млрд грн военного сбора, похвастались в Госфискальной службе (1,5% от зарплаты). В 2016-м эта сумма была гораздо меньше — 11,4 млрд грн, в 2015-м работающие украинцы отдали на армию 9 млрд грн, а в 2014-м — 2,5 млрд грн. Именно тогда, летом, для наполнения бюджета в условиях войны власти приняли решение: с зарплаты каждого работающего украинца отчислять 1,5% военного сбора. Мы посчитали, что за все это время на АТО из зарплат было перечислено 37,9 млрд грн. А если взять количество работающих украинцев (а их около 15 млн), то каждый из нас заплатил в среднем 2526 грн. (все зависит от зарплаты).

Читайте так же:  Юрист проверить договор

Депутат Виталий Куприй в минувшем году вместе еще с несколькими народными избранниками подавал законопроект, где настаивал на том, чтобы военный сбор перечислялся в специальный фонд и шел исключительно на финансирование армии. Однако документ так и не был проголосован.

«Конечно, узнать, куда пошли эти миллиарды, невозможно. Они растворяются в бюджете. Их с таким же успехом могли использовать на пополнение Пенсионного фонда, у которого была дыра. Я провел собственное расследование. Выяснил, что деньги на обеспечение армии проходили через ряд одних и тех же фирм. А значит, это схема, которой руководит высшее руководство. Например, 200 млн грн были перечислены компании за топливо, у которой его и в помине не было. Еще 280 млн грн ушли фирме, которая взамен ничего не предоставила. Расследования спустили на местные прокуратуры, и ничем оно не закончилось», — говорит «Вестям» Куприй.

Отменять военный налог, естественно, не собираются, это очень удобно — никто и никогда не узнает, на что пошли деньги под эгидой тяжелого положения в стране

депутат Виталий Куприй

Что можно купить

Если в предыдущие годы курс доллара менялся, то в 2017-м в среднем он держался на уровне 27 грн/$. То есть 15 млрд грн — это приблизительно $555,5 млн. На эти деньги Украина могла бы купить для армии 111 отечественных танков «Оплот» за $5 млн, которые производит Харьковский завод им. Малышева. Или же 555 «Булатов» — это модернизированные на том же предприятии советские Т-84 по $1 млн. Американский противотанковый переносной ракетный комплекс Javelin вместе с одной ракетой обойдется в $248 тыс .То есть на эти деньги можно купить 2,3 тыс. «Джавелинов». Американский истребитель F-16 стоит $34 млн. И военного сбора хватило бы на 16 «Фальконов».

По приблизительным оценкам, в США один солдат ежегодно обходится в $381 тыс. По словам министра обороны Степана Полторака, в странах Балтии эта сумма — $80 тыс., а в Польше — $90 тыс. При этом Украина тратила на одного военного $6,7 тыс. в год. Это получается, что только за «военный сбор» можно было бы содержать 1,5 тыс. украинских военных — кормить, экипировать их по самым высоким стандартам мира.

Отменять не собираются

С требованием отменить непрозрачный сбор к парламентариям обратились депутаты Ровненского облсовета. «Граждане, платя этот налог дополнительно к другим, установленным ранее, вправе ожидать, что взысканные с них средства будут направляться исключительно на улучшение обороноспособности Украины. Отсутствие целевого назначения военного сбора и ограниченность информации о его использовании могут приводить к распыленности этих средств», — написали они в решении и отправили в ВР. Но нардепов и чиновников, похоже, все устраивает.

Этот налог был принят временно, на год. Но никто его не отменил и отменять не собирается. Деньги идут в бюджет, в общий котел. И сколько потрачено на армию, оборону, а сколько ушло на другие нужды — по закону отчитываться никто не должен. Поэтому нет ничего постоянного, чем временное

экономист Александр Охрименко

В Минобороны также нет ясности по поводу средств. «Вооруженные силы финансируются непосредственно из бюджета. А что касается военного налога, то вопросы лучше задавать тому, кто эти средства собирает», — сказал «Вестям» Юзеф Венскович, пресс-офицер управления по связям с общественностью ВСУ.

На Украине чиновники украли свыше миллиарда долларов из «налога на войну»

Киев — На Украине разгорается очередной громкий коррупционный скандал. Собранные за 4 года средства от т. н. «налога на АТО» бесследно пропали и, скорее всего, в карманах чиновников. Речь идет, как минимум, о 38 миллиардах гривен, что по сегодняшнему курсу составляет порядка 1,35 миллиарда долларов. Проследить движение части средств удалось благодаря договорам на поставки товаров и услуг. Где остальная, львиная, доля средств, никто до сих пор не знает.


Добровольно-принудительном финансирование войны на Донбассе

То, что нынешняя украинская власть ворует «по-черному», ни для кого давно не секрет. И чем выше должность у того или иного чиновника, тем выше «аппетиты» коррупционеров. Чиновники не гнушаются воровать на школьных завтраках или закупке вакцин от лейкоза. Кто-то ворует сотнями тысяч гривен, а кто-то — миллионами долларов. Флагманом воровста по-прежнему остается Министерство обороны Украины, которому в бюджете выделяется едва ли не треть государственных средств. А, как известно, война спишет все и военное ведомство стало просто бездонной бочкой с массой фирм-прилипал, «пасущихся» на тендерах и закупках.

Как неоднократно заявлял президент Украины Петр Порошенко, выделяемых на оборону средств — недостаточно. Поэтому, в 2014 году Верховная Рада Украины приняла законопроект «О внесении изменений в Налоговый Кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты (об усовершенствовании отдельных положений» № 4309а о принудительном отчислении с заработных плат 1,5%-го налога на «войну»). При этом, как было указано в пояснительной записке к документу, решение не имеет срока действия и взимание данного налога будет происходить до окончания АТО. Чуть позже Национальный банк Украины добавил еще 2% при покупке и обмене валют, но позже этот «побор» был отменен. Представьте себе удивление туристов, которым в обменном пункте в Международном аэропорту Борисполь заявляли об их добровольно-принудительном финансировании войны на Донбассе.

Украина испытала крылатую ракету

Куда устремляются украинские беженцы

Куда долетит украинская «Печора»

Два года войне на востоке Украины

«Регион будет восстанавливаться только из государственного бюджета. Понятно, что будут волонтеры, помощники, но это не будет таким плановым и массовым. Когда идет война, все объединяются. Нужно гнать врага, нужно побеждать, а когда уже будет мирная жизнь, оно уже пойдет спокойнее, каждый будет заниматься своим делом, а государство должно заниматься восстановлением своего государства. Я думаю, что все это будет централизованно, планово. Государство будет восстанавливать. Мы уже слышали, с помощью иностранных государств», — отметил Виктор Тимошенко.


Власть вынуждает население прятаться от налогов и поборов

Кстати, ненавидящие все российское и советское, украинские власти полностью скопировали «военный налог» с подобного налога времен СССР. Нечто подобное было введено 1 января 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР вместо надбавок к подоходному и сельскохозяйственному налогам. Платить минимум 15 рублей обязаны были все граждане, достигшие 18 лет. А вот военнослужащие рядового, младшего командного и начальствующего состава всех родов войск; военнослужащие среднего, старшего и высшего командного и начальствующего состава, находящиеся в действующей армии и флоте и пограничных войсках; члены семей военнослужащих, получающих пособие от государства; мужчины от 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше и пенсионеры, не имеющие других источников дохода, от данного налога освобождались. Отменили этот указ 6 июля 1945 года.

Чем похожи Россия и Украина

Они хотят прорвать блокаду Крыма

По мнению юриста фирмы «Москаленко и Партнеры» Ангелины Климчук подобные меры будут эффективны лишь на время, а дальше люди просто уйдут в «тень».

«Для обычных граждан нашей страны все более реальной становится политика «затягивания поясов», которая однозначно ударит по личным интересам наших сограждан, хотя многие эксперты и считают ее оправданной и обещающей результаты, в целом нельзя считать эту реформу доскональной, ведь неужели можно просто закрыть глаза на то, что с зарплаты размером в 1 тысячу 218 гривен, (43 доллара США, — прим авт.). и высчитывать уже нечего, к тому же возникает вопрос: не рискует ли наше государство своими действиями спровоцировать увеличение и без того огромной проблемы теневой трудовой занятости в Украине в обход новым налогам?», — поясняет юрист.

Читайте так же:  Агентский договор телефонная связь

Еще одной лазейку для злоупотребления и коррупции юристы увидели в отсутствии в «военном налоге» его целевого назначения. Иными словами, средства, собранные с населения, не идут напрямую в Министерство обороны Украины, а поступают в государственную казну, где попросту «растворяются». И только при принятии годового бюджета власти решают, сколько выделить на АТО, сколько на Министерство обороны, а сколько украсть.


Налог не отменят: кто будет «резать курицу, несущую золотые яйца»

Первоначально «военный налог» планировали собрать на уровне 2,9 миллиардов гривен, (100 миллионов долларов), но этого оказалось власти мало и «повинность» автоматически продлили еще на 12 месяцев. Тогдашний премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявлял, что аккумулируемые средства будут направлены исключительно (!) на финансирование Вооруженных сил Украины, Национальной гвардии и других подразделений, воюющих в зоне АТО. При этом Кабинет министров Украины даже не удосужился прописать в документе механизм использования этих средств, гарантии их расходования по назначению, контроля над цепочкой распорядителей и конечных «получателей» помощи.

Россия проиграла на Украине

Чтобы выжить, Россия должна умереть

Какую память о Холокосте хранят на Украине

США в шоке от уровня коррупции на Украине

По его словам, узнать, куда именно пошли средства от налога практически невозможно. А ведь речь идет о 38 миллиардах гривен, (1,35 миллиарда долларов).

«Конечно, узнать, куда пошли эти миллиарды, невозможно. Они растворяются в бюджете. Их с таким же успехом могли использовать на пополнение Пенсионного фонда, у которого была дыра. Я провел собственное расследование. Выяснил, что деньги на обеспечение армии проходили через ряд одних и тех же фирм. А значит, это схема, которой руководит высшее руководство», — добавил Виталий Куприй.

Например, 200 миллионов гривен, (7,1 миллиона долларов), были перечислены некой компании, которая топливом даже не торговала. А 280 миллионов гривен, (10 миллионов долларов),и вовсе ушли фирме-«пустышке» просто так. Расследование этих дел передали областным прокуратурам, где они благополучно «умерли».

По словам Виталия Куприя, отменять военный налог в ближайшее время власть не станет. Кто же будет «резать курицу, несущую золотые яйца»? «Это очень удобно — никто и никогда не узнает, на что пошли деньги под эгидой тяжелого положения в стране», — приводит слова Виталия Куприя издание «Вести». Что самое интересное, в Министерстве обороны Украины также не смогли пояснить, куда деваются средства, собранные на армию. «Вооруженные силы финансируются непосредственно из бюджета. А что касается военного налога, то вопросы лучше задавать тому, кто эти средства собирает», — заявил пресс-офицер управления по связям с общественностью ВСУ Юзеф Венскович.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Судебный бой за налоги в АТО

юрист практики по разрешению налоговых споров KPMG Law Ukraine

В 2017 году административные суды пополнились новыми решениями по делам по искам налогоплательщиков, желающих вернуть излишне уплаченные суммы по плате за землю.

Речь идет только о земельных участках, расположенных на временно оккупированной территории и находящиеся в собственности или пользовании физических или юридических лиц.

Эта тенденция наметилась с 1 января 2017, с вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» (далее — «Закон №1797»), который предусматривал, что плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) не начисляется и не уплачивается в период проведения антитеррористической операции (АТО) в отношении земельных участков, расположенных на временно оккупированной территории.

Плата по желанию

Начисленных и уплаченных за период проведения АТО суммы платы за землю, в соответствии с п.38.7 НКУ в редакции Закона №1797, считались чрезмерно уплаченными денежными обязательствами и подлежали возврату. Только вот порядка возврата Закон №1797 не содержал, что стало основанием для отказа в возврате уплаченных сумм в виде налога на землю тем первым налогоплательщиками, обратившихся с заявлениями в местных ГНИ. Не было принято ни подзаконного нормативно-правового акта, который бы сделал возврат, ни выдано Обобщающей консультации.

Точку на надеждах вернуть переплаченные суммы по плате за землю поставило принятия Закона №1989. Закон содержал норму, которая отмечала отсутствие у налогоплательщика обязанности начислять себе обязательства по плате на землю. Однако, права на возвращение уже уплаченных сумм налога также не было.

Закономерно, что та часть налогоплательщиков, которая заявила о своем желании вернуть средства до вступления в силу Закона №1989, обратилась в суд. По состоянию на конец декабря 2017 в судах рассмотрено около 10 таких споров, а первое решение появилось еще 01.02.2017р.

Формирование практики

Согласно ЕГРСР, административные суды по состоянию на январь 2018 удовлетворяют исковые требования большинства налогоплательщиков о возврате излишне уплаченных налоговых обязательств по плате за землю (арендная плата), находящихся в зоне АТО, которые обращались в контролирующий орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога. Однако, начиная с первого решения по этим делам прослеживается четкая тенденция — удовлетворению подлежали те иски налогоплательщиков, заявивших желание вернуть средства в период между вступлением в силу вышеупомянутых законов.

В частности, суды по делам №812/537/17 и №805/3016/семнадцатый становятся на сторону налогоплательщика, отмечая о правильности позиции налогоплательщика по применению Закона №1797, а не Закона № 1989 с учетом момент возникновения спорных правоотношений. Однако, основным моментом, на котором отмечают судьи в этих делах есть необходимость подачи соответствующего заявления о возврате уплаченных сумм по плате за землю.

Также, не менее важным условием в этом контексте, является уменьшение налоговых обязательств по плате за землю путем представления уточняющей декларации по плате за землю за соответствующий год. Для решения вопроса о возврате излишне уплаченных сумм положительно, налогоплательщик обязан предоставить в суд подтверждение такого уменьшения (т.е. копию поданной уточняющей декларации).

Итак, для удовлетворения исковых требований налогоплательщиков судам важно наличие права на возврат излишне уплаченных сумм платы за землю, подтверждается выполнением вышеупомянутых условий.

Как защитить права налогоплательщиков?

Следующим моментом, на который следует остановить внимание в этой категории споров является способ защиты права налогоплательщика на возврат излишне уплаченных сумм платы за землю.

Суд по делу №805/3016/семнадцатом считает, что единственным способом восстановления прав истца и эффективным механизмом защиты таких прав, будет соответствовать принципу верховенства права, иск об обязательстве государственной налоговой инспекции подать соответствующему органу Госказначейства заключение о возврате излишне уплаченных денежных обязательств, а не требование вернуть излишне уплаченные суммы налога, как в свое время делали налогоплательщики в спорах о бюджетном возмещении НДС.

Исполнение решения суда

С получением решения суда, которым контролирующий орган обязуется подать соответствующее заключение органа Госказначейства, трудности с возвращением уплаченных сумм платы за землю для налогоплательщиков не заканчиваются.

Так, в одном из дел представитель контролирующего органа отметил, что законодательство предусматривает согласование соответствующего заключения по финансовым органом образованных областных военно-гражданских администраций. Однако, последние полномочий по такого согласования еще не присвоен — вывод контролирующего органа так и не был передан органу Госказначейства.

Хотя суд и не поддержал такую ​​позицию, говорить о сформированности практики в таком русле слишком рано — неизвестно дальнейшем практика будет складываться таким же образом.

То есть, если речь о практике согласования выводу контролирующего органа о возврате излишне уплаченных сумм налога с соответствующим финансовым органом областной военно-гражданской администрации, то процесс исполнения решений суда в этой категории дел может затягиваться.

Следовательно, есть основания считать, что у налогоплательщиков могут возникать трудности как на этапе судебного обжалования бездействия контролирующего органа, так и при исполнении решения суда. Если на этапе судебного обжалования, активно действуя путем правильного избрания способа защиты своего нарушенного права и формирования аргументированной позиции, налогоплательщик может рассчитывать на преклонение весов правосудия на свою сторону, то при исполнении решения — налогоплательщик ставится в зависимость от обстоятельств, на которые трудно влиять.