Вдегтев аморальный приказ

Автор: | 27.08.2018

План-конспект урока по литературе (8 класс) на тему:
О чести и бесчестии (по рассказу В. Дёгтева «Аморальный приказ»)

Интегрированный урок (литература и основы православной культуры) для 8 класса

Предварительный просмотр:

О чести и бесчестии

(по рассказу В. Дёгтева «Аморальный приказ»)

Цели и задачи урока

  1. Рассмотреть нравственные проблемы, поставленные по рассказу

В. Дёгтева «Аморальный приказ».
2. Понять причины поступков главного героя рассказа.
3. Совершенствовать навык монологической речи. 4. Развивать мышление (умение анализировать, выделять главное

сравнивать). 5. Воспитывать чувство уважения, любви к людям, умение отвечать за свои поступки

— Отраженье исчезнувших лет,

Облегченье житейского ига,

Вечных истин немеркнущий свет –

Это — книга! Да здравствует книга!

Неустанных исканий залог,

Радость каждого нового мига,

Указанье грядущих дорог –

Это — книга! Да здравствует книга!

(Т. Щепкина — Куперник)

— В жизни каждого читателя есть та самая книга, которая помогла ему заглянуть в себя, ответить на вопрос: почему и для чего я живу. Если вы её ещё не нашли, верьте, эта встреча произойдёт непременно!

Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом В. Дёгтева «Аморальный приказ». Может быть, он и станет той отправной точкой в вашем понимании мира и себя в нём.

II. Основная часть

1.Работа со словом

— Вдумаемся в название рассказа. Каково лексическое значение каждого слова?

Приказ – официальное указание, подлежащее неукоснительному исполнению.

Аморальный – противоречащий законам морали, безнравственный.

— На что нас нацеливает автор? О чём хочет предупредить?

— Когда и где происходят описываемые в рассказе события?

— От чьего имени ведётся повествование?

— С чего начинается действие?

— Обратим внимание на то, что капитан не понимает, почему именно в это время (перед началом ледостава) дан приказ перевести заключённых.

— Почему груз, который находится на теплоходе, назван особым?

(осуждённые священники, настоятели монастырей, высшие иерархи)

— Почему люди названы «грузом»? О каком отношении к ним это говорит?

— Чем, по мнению, капитана, эта партия заключённых отличается от предыдущей?

(ни поножовщины, ни крика, ни шума, ни голодовок)

— 1003 человека в чёрных рясах. Монахи. Люди, давшие обет вести аскетический (отказ от жизненных благ и удовольствий) образ жизни, следующие заповедям Христа. Как эти люди могли стать преступниками?

(«социальный заказ»; по мнению пришедших, к власти большевиков, религия – пережиток прошлого, который необходимо уничтожить. В.В.Маяковский в поэме «Облако в штанах» заявлял: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию!»)

3. Реализация индивидуального домашнего задания №1

— В поведении монахов неопытный, невоцерковленный (далёкий от церкви) читатель может увидеть какую-то обречённость, нежелание бороться. Подумаем, так ли это?

Сообщение о Серафиме Саровском

Батюшка Серафим, рубил в лесу дрова. К нему подошли два крестьянина и настойчиво потребовали денег, которых, у него не было. Вероятно, сначала крестьяне побоялись напасть на отшельника: Серафим был высок ростом, силен и в тот момент держал в руке топор. К удивлению разбойников, монах вдруг положил топор на землю, смиренно опустил руки, потому что он вспомнил слова Спасителя: «Вси бо приемшии нож ножем погибнут» и не захотел сопротивляться. Он спокойно опустил на землю топор и сказал, кротко сложивши крестообразно руки на груди: «Делайте что вам надобно». Он решился претерпеть все безвинно, Господа ради .
Крестьяне сильно избили его, затем связали и побежали в келью, чтобы унести хоть что-нибудь, если не найдут денег. На стене висела икона, которая почему-то внушила разбойникам мистический ужас. Крестьяне в страхе выбежали из кельи и, бросив на произвол судьбы связанного монаха, исчезли в лесу.
Немного придя в себя, израненный батюшка Серафим каким-то образом снял веревки и чуть ли не ползком добрался до обители. Надежды на то, что он выживет, не было никакой. Несколько врачей, осматривая преподобного, вынесли безрадостный приговор — жить ему осталось считанные дни. В то время, когда врачи, собравшись у постели умирающего, выносили ему приговор, появилась Богородица и, посмотрев в их сторону, сказала: «Что вы трудитесь? Сей — от рода моего». С этого дня преподобный стал поправляться и вскоре встал на ноги.

— Это тоже обречённость, нежелание сопротивляться?

(Божий человек покорен воле Господа; смирение — с миром принимаю)

4. Характеристика героев. Реализация индивидуального домашнего задания №2.

— Среди монахов есть два маленьких солнышка. Это Алёша и его верный друг — пёс Пушок. Что мы можем сказать о них?

Алёша : послушник (в русских православных монастырях — лицо, готовящееся к принятию монашества; они не дают монашеских обетов, не принадлежат к монашескому братству.. . ); ему 12 лет; поёт чистейшим альтом, принадлежит к старинному княжескому роду.

— Предположите, как мальчик мог оказаться среди монахов?

Пушок : умный, умеющий понимать, чувствовать человека рыжий пёс, дворняга.

— Как они относятся друг к другу?

— Не каждого человека животное может понять и принять так, как Пушок Алёшу. Наши братья меньшие чувствуют душу человека. Послушаем, как относились животные к святым людям.

Сообщение о Сергии Радонежском

В XIV веке жил преподобный Сергий Радонежский — святой подвижник. Долгое время его уединенным жилищем была маленькая келья в лесу. Лес был полон зверей и птиц. Все они полюбили святого и часто навещали его. То волк забежит на огород, где работает старец, то семейство кабанов пожалует… Сила молитвы спасала подвижника.

Сохранилось свидетельство о необычной дружбе святого. Однажды Преподобный Сергий увидел перед своей кельей большого, тощего медведя. Зверь совсем ослабел от голода. Пожалев его, старец вынес краюху хлеба, и положил на пень перед медведем. Медведь съел хлеб и с той поры часто навещал Сергия, ожидал обычного подаяния и не отходил до тех пор, пока не получал его. Преподобный радостно делился с ним

хлебом, отдавал последний кусок, а иной раз и весь обед. А когда хлеба не было, то оба оставались голодными. Дикий зверь слушался пустынника и был кроток с ним, точно овечка.

— Я думаю, каждому из нас симпатичен Алёша. Подберём определения, характеризующие мальчика, и прокомментируем их.

(добрый, кроткий, смирный, безобидный, благодарный, благородный, талантливый)

5.Характеристика героя. Работа в группах

На корабле есть человек, которому все окружающие глубоко безразличны. Единственный, кто его привлекает как бывшего циркача, пёс Пушок.

— Как зовут этого человека? (Яков Наумыч)

— Какую должность он занимает? ( замполит — заместитель капитана по политической части)

— Посмотрим, как он относится к людям.

Работа в группах:

1группа: отношение к Алёше

(отбирает фамильный крест; отбирает Пушка, несмотря на слёзы РЕБЁНКА );

2группа: отношение к Пушку

(восхищается им, так как знает цену «талантливым», дрессированным животным; отобрав его у Алёши, запитает в каюте; потеряв собаку, до последнего пытается её найти – это любовь или эгоизм);

3группа: отношение к капитану (1) и заключённым(2)

( 1 . не доверяет, так как сообщает приказ затопить пароход с заключёнными лишь на шестой день, непосредственно перед затоплением; 2. люди ему не интересны, во время затопления парохода он «рыскал по своими глазами-маслинами палубе» в поисках пса).

— Какой вывод можно сделать об отношении Якова Наумыча к людям? Какой он?

Составим синонимический ряд:

Яков Наумыч Минкин – холодный, равнодушный, жестокий, бездушный.

Центральное слово – бездушный (без-душный — без души). Это бездушие проявляется в отношении к людям. Кто-то, устав от несовершенства мира, может сказать: люблю животных, но ненавижу людей. Но заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего». Ближний – человек!

6.Продолжи предложение. Монологическое высказывание по предложенному плану

— Чем капитан отличается от Якова Наумыча?

  • Если у Якова Наумыча душа мертва, то у капитана…
  • Он наделён хорошими качествами…

(чувство долга, умение видеть доброе, исполнительность)

(осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берёт на себя, вступая в определённые отношения с людьми)

  • Человек может испытывать чувство долга перед…

(родиной, родителями, детьми, профессиональный долг)

  • Капитан получает письменный приказ…

(затопить пароход с «грузом»)

— Капитан стоит перед выбором…

Монологическое высказывание от лица героя: «Что испытывает капитан, принимая решение?»

1.Мне дан приказ…

2. Что я мог поделать…

3. Я долго не выходил из каюты…

4. Я сделал свой выбор…

5. Я объявил приказ команде…

6. В момент исполнения приказа я чувствовал…

7. Я сожалел о том, что…

Сделать всё по уставу, те выполнить, не думая, бесчеловечный приказ, или отказаться от его выполнения, и, значит, быть наказанным, но остаться с чистой совестью – выбор, перед которым стоял капитан.

Вы должны понимать, что человек не может быть плохим или хорошим; плохими или хорошими могут быть его мысли, поступки. И у каждого есть выбор, какой дорогой пойти, какую память о себе оставить…

(от слов: Из трюмов донеслось: «Вода! Спасите! Тонем! »

до слов: И опять я нравился самому себе в эту минуту…)

8.Сравнитальный анализ текста. Реализация индивидуального домашнего задания №3

— Я хочу обратить ваше внимание на слова, сменившие просьбу о спасении: «Помолимся, братия! Простим им, не ведают, что творят!»

— Как вы понимаете эти слова?

— Слышали ли вы их раньше?

(Евангелие от Луки

23:33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую сторону, другого по левую сторону 23:34 Иисус говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.)

— С такими словами умирали многие мученики за веру Христову. Они принимали смерть, не желая отречься от Христа. Их имена звучат в древней и в современной истории. Начало XX века в России утонуло в крови мучеников и исповедников Российских. Священники, монахи, миряне умирали под пытками, зная, что умирают за веру Христову.

Читайте так же:  За что можно получить налоговый вычет при ремонте квартиры

Реализация индивидуального домашнего задания №3

(каждый готовит краткий рассказ об одном святом новомученике и исповеднике Российском)

Вот некоторые имена.

Последний российский император и его семья, расстреляны в 1918 году в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома, по постановлению Уральского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Сестра императрицы-мученицы Александры Феодоровны, вдова убитого революционерами великого князя Сергея Александровича, после смерти мужа Елисавета Феодоровна стала сестрой милосердия и настоятельницей ею же созданной Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Когда Елисавета Феодоровна была арестована большевиками, ее келейница инокиня Варвара, несмотря на предложение свободы, добровольно последовала за ней.

Вместе с великим князем Сергеем Михайловичем и его секретарем Федором Ремезом, великими князьями Иоанном, Константином и Игорем Константиновичами и князем Владимиром Палеем преподобномученица Елисавета и инокиня Варвара были заживо сброшены в шахту близ г. Алапаевска и скончались в страшных мучениях.

Первый Предстоятель Русской Православной Церкви, восшедший на Патриарший престол после восстановления патриаршества в 1918 году. В 1918 году анафематствовал гонителей Церкви и участников кровавых расправ. В 1922–23 году содержался под арестом. В дальнейшем находился под постоянным давлением со стороны ОГПУ и «серого игумена» Евгения Тучкова. Несмотря на шантаж, отказался присоединиться к обновленческому расколу и пойти на сговор с безбожной властью. Скончался в возрасте 60 лет.

Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу — святому Иоанну Кронштадтскому.11 декабря 1937 года в возрасте 82 лет он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. В тюрьму его везли на карете скорой помощи, на расстрел — вынесли на носилках.

— В нашем городе возведён храм Новомучеников и исповедников Российских. (показать макет и рассказать об игре «Смоленские купола»)

— А теперь – финал рассказа

Поясните, на чём основаны мои утверждения.

  • Я считаю, что члены команды парохода не случайно не подали руки своему командиру, честно выполнившему свой долг.
  • Я утверждаю, что Пушок оказался выше, честнее командира парохода.
  • Я считаю, что автор не случайно акцентирует внимание читателя на белоснежном кителе капитана, рукав которого испачкан крысиным помётом. (китель = честь)

Не даром говорится, что в сложной ситуации человек показывает своё истинное лицо. В рассказе «Русский характер» А. Толстой утверждает: «…вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке — ядро. Разумеется — у одного оно покрепче, у другого послабже…»

И ещё нужно помнить, что н езнание з аконов не освобождает от ответственности .

10. Домашнее задание

В конце рассказа видим послесловие.

— Как вы понимаете прочитанное?

— Откуда у священника оказался фамильный крест рода, к которому принадлежит Алёша?

Письменный ответ на эти вопросы и есть ваше домашнее задание.

III. Итоги урока

— Над чем вас заставил задуматься рассказ В. Дёгтева «Аморальный приказ»?

— В конце нашего урока, думаю, уместно поставить не точку, а многоточие. Потому что хорошая книга, и жизнь неразрывно связаны. Я уверена, что автор этого рассказа помог вам задуматься над тем, каким должен быть настоящий человек, а каким он быть не должен…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Надеюсь, что мои разработки будут полезны коллегам.

Урок терпения, насточивости и доброты по рассказу В. Распутина «Уроки французского» был проведён в 6 классе. Посвящён урок 75-летию со дня рождения В.Г. Распутина.На уроке учащиеся познакомились с нек.

Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…» подготовлен в рамках авторской программы «Человек и природа».

Презентация к уроку О чести и бесчестии.

Форма проведения урока – урок-дискуссия . Тип занятия: урок литературы по современной отечественной прозе Технология: проблемное обучение. Модель: личностная. Оборудование: текст рассказа; мульти.

Форма проведения урока – урок-дискуссия . Тип занятия: урок литературы по современной отечественной прозе Технология: проблемное обучение. Модель: личностная. Оборудование: текст рассказа; мульти.

Данный материал можно использовать при подготовке как урока литературы, так и урока русского языка.

Основы нравственности: 9. В. Дегтев. Аморальный приказ

Шли мы тогда из Владивостока в порт Ванино. Рейс был последний в сезоне. Шансов успеть до ледостава почти не оставалось. Из Ванино сообщили, что у них на рейде уже появлялись льдины. Я недоумевал: зачем послали так поздно? Однако надеялся, что зима припозднится и удастся проскочить. Тихая и теплая погода в Японском море давала основания для таких надежд.

На борту у меня был «особый груз» — осужденные священники, настоятели монастырей, высшие иерархи. Надо сказать, однажды мне уже приходилось переплавлять заключенных — страшно вспомнить… В этот раз — совсем другое дело. Ни тебе голодовок, ни поножовщины, ни шума, ни крика. Охранники маялись от безделья. Они даже стали их выпускать на палубу гулять, не боясь, что кто–нибудь из осужденных бросится за борт. Ведь самоубийство по христианским понятиям — самый тяжкий грех. На прогулках святые отцы чинно ходили по кругу, худые, прямые, в черных длинных одеждах, ходили и молчали или тихо переговаривались. Странно, но, кажется, никто из них даже морской болезнью не страдал, в отличие от охранников, всех этих мордастых увальней, которые, чуть только поднимается небольшая зыбь, то и дело высовывали рожи за борт…

И был среди монахов мальчик Алеша. Послушник, лет двенадцати от роду. Когда в носовом трюме устраивалось моление, часто можно было слышать его голос. Алеша пел чистейшим альтом, пел звонко, сильно и с глубокой верой, так что даже грубая обшивка отзывалась ему. У Алеши была собака Пушок. Рыжеватый такой песик. Собака была ученая, понимала все, что Алеша говорил. Скажет мальчик, бывало: «Пушок, стой!» — и пес стоит на задних лапах, как столбик; прикажет: «Ползи!» — и пес ползет, высунув от усердия язык, вызывая у отцов смиренные улыбки, а охрану приводя в восторг; хлопнет в ладоши: «Голос!» — и верный друг лает заливисто и с готовностью: «Аф! Аф!». Все заключенные любили Алешу и его кобелька. Полюбили его и матросы, даже охрана улыбалась при виде этой парочки. Пушок понимал не только слова хозяина, он мог читать даже его мысли: стоило Алеше посмотреть в преданные глаза, и пес уже бежал выполнять то, о чем мальчик подумал.

Наш замполит, Яков Наумыч Минкин, в прошлом циркач, восхищался Пушком: уникальная собака, с удивительными способностями, цены ей нет. Пытался прикармливать пса, но тот почему–то к нему не шел и корма не брал. Однажды на прогулке наш старпом подарил Алеше свой старый свитер. С каждым днем заметно холодало. Мальчик зяб в своей вытертой ряске. Алеша только посмотрел Пушку в глаза — и пес, подойдя к старпому, лизнул его в руку. Старик так растрогался.

Возвращаясь к хозяину, пес ни с того ни с сего облаял Якова Наумыча, спешившего куда–то. Чуть было не укусил. Мне непонятно было такое поведение собаки. Однако на другой день все стало ясно. Я зашел к замполиту в каюту неожиданно, кажется, без стука, и увидел в его руках массивный серебряный крест. Яков им любовался… Крест был прикреплен колечком к жетону. Жетон был увенчан короной, на нем — зеленое поле, а на поле — серебряный олень с ветвистыми рогами, пронзенный серебряной стрелой. Яков перехватил мой взгляд. «А наш–то послушник, оказывается, князь!» — сказал он как ни в чем ни бывало и кивнул на крест с гербом.

Вот так мы и шли пять суток.

И вот на шестой день плавания Яков спросил координаты. Я сказал. Он озадаченно пробурчал что–то и спустился в носовой трюм. Вскоре вернулся с Пушком под мышкой. Пушок скулил. Алеша, слышно было, плакал. Кто–то из монахов успокаивал его. Замполит запер пса в своей каюте, и я расслышал, как он резко одернул старпома, попытавшегося было его усовестить: «Не твое дело!» После чего послонялся какое–то время по палубе, нервно пожимая кулаки, потом опять сходил в свою каюту и вернулся с черным пакетом в сургучных печатях. Вновь спросил у меня координаты. Я сказал: такие–то. Тогда он торжественно вручил мне пакет. Я сломал печати. В пакете был приказ.

Вы слышите — мне приказывалось: остановить машину, открыть кингстоны и затопить пароход вместе с «грузом». Команду и охрану снимет встречный эсминец. Я опешил. И с минуту ничего не мог сказать. Может, ошибка? Но тут подошел радист и передал радиограмму с эсминца «Беспощадный боец революции Лев Троцкий» — корабль уже входит в наш квадрат.

Что я мог поделать — приказ есть приказ! Помня о долге капитана, я спустился в каюту, умылся, переоделся во все чистое, облачился в парадный китель, как требует того морская традиция. Внутри у меня было как на покинутой площади… Долго не выходил из каюты, находя себе всякие мелкие заботы, и все время чувствовал, как из зеркала на меня смотрело бескровное, чужое лицо.

Когда поднялся на мостик, прямо по курсу увидел дымы эсминца. Собрал команду и объявил приказ. Повел взглядом: кто. Моряки молчали, потупив глаза, а Минкин неловко разводил руками. Во мне что–то натянулось: все, все они могут отказаться, все — кроме меня.

— В таком случае я сам.

Спустился в машинное отделение — машина уже стояла, и лишь слышно было, как она остывает, потрескивая, — и со звоном в затылке отдраил кингстоны. Под ноги хлынула зеленая, по–зимнему густая вода, промочила ботинки, но холода я не почувствовал.

Поднявшись на палубу — железо прогибалось, — увидел растерянного замполита, тот бегал, заглядывал под снасти и звал:

Читайте так же:  Как рассчитывают налог на прибыль

В ответ — ни звука. Из машинного отделения был слышен гул бурлящей воды. Я торжественно шел по палубе, весь в белом, видел себя самого со стороны и остро, как бывает во сне, осознавал смертную важность момента. Был доволен тем, как держался, казался себе суровым и хладнокровным. Увы, не о людях, запертых в трюмах, думал, а о том, как выгляжу в этот роковой миг. И сознание, что поступаю по–мужски, как в романах — выполняю ужасный приказ, но вместе с тем щепетильно и тщательно соблюдаю долг капитана и моряка, — наполняло сердце трепетом и гордостью. А еще в голове тяжело перекатывалось, что событие это — воспоминание на всю жизнь, и немного жалел, что на судне нет фотоаппарата…

Из трюмов донеслось:

— Вода! Спасите! Тонем!

И тут мощный бас перекрыл крики и плач:

— Помолимся, братия! Простим им, не ведают, что творят. Свя–тый Бо–о–же, Свя–тый Кре–епкий, Свя–тый Бес–с–смерт–ный, поми–и–илуй нас! — запел он торжественно и громко.

За ним подхватил еще один, потом другой, третий. Тюрьма превратилась в храм. Хор звучал так мошно и так слаженно, что дрожала, вибрировала палуба. Всю свою веру вложили монахи в последнюю молитву. Они молились за нас, безбожников, в железном своем храме. А я попирал этот храм ногами…

В баркас спускался последним. Наверное, сотня крыс прыгнула вместе со мной. Ни старпом, ни матрос, стоявшие на краю баркаса, не подали мне руки. А какие глаза были у моряков. И только Яков Наумыч рыскал своими глазами–маслинами по палубе, звал собаку:

— Пушок! Пушок! Чтоб тебя.

Пес не отзывался. А пароход между тем погружался. Уже осела корма и почти затихли в кормовом трюме голоса. Когда с парохода на баркас прыгнула последняя крыса, — она попала прямо на меня, на мой белый китель, — я дал знак отваливать. Громко сказал: «Простите нас!» — и отдал честь. И опять нравился самому себе в ту минуту…

— Подождите! — закричал замполит. — еще чуть–чуть. Сейчас он прибежит. Ах, ну и глупый же пес.

Подождали. Пес не шел. Пароход опускался. Уже прямо на глазах. И слабели, смолкали один за другим голоса монахов, и только в носовом трюме звенел, заливался голос Алеши. Тонкий, пронзительный, он звучал звонко и чисто, серебряным колокольчиком — он звенит и сейчас в моих ушах!

— О мне не рыдайте, плача, бо ничтоже начинах достойное… А монахи вторили ему:

— Душе моя, душе моя, восстань.

Но все слабее вторили и слабее. А пароход оседал в воду и оседал… Ждать больше было уже опасно. Мы отвалили.

И вот тогда–то на накренившейся палубе и появился пес. Он постоял, посмотрел на нас, потом устало подошел к люку, где асе еще звучал голос Алеши; скорбно, с подвизгом, взлаял и лег на железо.

Пароход погрузился. И в мире словно лопнула струна… Все завороженно смотрели на огромную бурляшую воронку, кто–то из матросов громко икал, старпом еле слышно бормотал: «Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, иде же несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная…» — а я тайком оттирал, оттирал с белоснежного рукава жидкий крысиный помет и никак не мог его оттереть…

Вот вода сомкнулась. Ушли в пучину тысяча три брата, послушник Алеша и верный Пушок…

1. Почему не боялись выпускать заключенных гулять на палубу?

2. Как вы считаете, соответствует ли поступок капитана моральным нормам? Как бы вы поступили на его месте?

3. Подробно опишите, как вели себя заключенные во время погружения парохода. Как вы думаете, если бы на месте заключенных оказался ваш класс, смогли бы ребята вести себя достойно?

4. Пожалуйста, всесторонне проанализируйте самооценку капитана: «Не о людях, запертых в трюмах, думал, а о том, как выгляжу в этот роковой миг».

5. Собака могла спастись, если бы послушала замполита, но она осталась у люка, где все еще звучал голос Алеши. Можно ли сказать, что она совершила подвиг? Смогли бы вы в подобной ситуации оставить друга?

Какой смысл записывать на бумаге правила общественного поведения, если мы знаем, что жадность, трусость, дурной характер и самомнение помешают нам эти правила выполнить?

Все эти размышления о морали останутся просто «солнечным зайчиком», пока мы не поймем: ничто, кроме мужества и бескорыстия каждого человека, не заставит какую бы то ни было общественную систему работать как надо.

Конечно, можно избавить граждан от тех или иных нарушителей общественного порядка, скажем от взяточников и хулиганов; но пока остаются потенциальные взяточники и хулиганы, сохраняется и угроза, что они протопчут себе новые дорожки, чтобы продолжить старые дела. Нельзя сделать человека хорошим лишь с помощью закона. Можно сколь угодно увеличивать число полицейских, улучшать их оснащение, расширять сеть тюрем, то есть репрессивный аппарат, но общество от этого лучше не станет. Вот почему наведение порядка внутри себя должно стать обычной нормой для каждого члена общества.

И раз уж речь пошла о хороших людях, уместно вспомнить стихотворение Н. Некрасова:

Каждый год, как наступит весна,
И зальются поляны водою, —
Вся деревня идет на погост,
На могилу — под липой густою.
С уваженьем колени народ
Перед этой могилой склоняет;
Шлют молитву простые сердца
За того, кто в земле почивает.
В ней схоронен простой мужичок,
Целый век боронивший, пахавший,
Но высокой души человек,
Ни корысти, ни злобы не знавший.
Был он другом всех бедных людей,
И, за каждого сердцем страдая,
Целый век прожил он для других,
Для других сам себя забывая.
Разлилася широко река,
Все, что ветхо, водой подмывая…
Он погиб в золотую весну,
Погибавших малюток спасая.
С той поры, каждый год по весне,
Как зальются поляны водою,
Вся деревня идет на погост,
На могилу — под липой густою.

Благородный поступок, точнее подвиг, всколыхнул все общество, то есть деревню. И это общество не забыло своего героя: стихотворение так и называется — «Добрая память».

Итак, нравственное общество состоит из нравственных людей. Можно в школе каждый день долбить, что такое хорошо и что такое плохо, но без нравственного преобразования самого человека, без наведения настоящего порядка внутри себя нравственного общества не построить.

Поведение человека и, следовательно, его пути наведения порядка внутри себя зависят и от столь отдаленных, казалось бы, «материй», как представление человека о Вселенной. Материал, рассматриваемый в следующем разделе, может оказаться очень полезным для аргументации этого тезиса.

1. Почему нельзя сделать человека добрым и справедливым лишь с помощью закона?

2. Опишите нравственный портрет героя стихотворения Н. Некрасова, используя характеристики самого поэта.

Ложка меда в школьный стандарт по литературе

В России повелось считать, что уроки литературы — важнейший элемент воспитательной работы, а писатели работают «инженерами человеческих душ». В 1999 году защищена докторская диссертация по педагогике, посвященная использованию ценностного потенциала базового образования в духовно-нравственном воспитании. «Воспитательная роль гуманистических ценностей» — вот в чем значение школьного курса литературы, так видится автору соответствующей монографии.

В России повелось считать, что уроки литературы — важнейший элемент воспитательной работы, а писатели работают «инженерами человеческих душ». В 1999 году защищена докторская диссертация по педагогике, посвященная использованию ценностного потенциала базового образования в духовно-нравственном воспитании. «Воспитательная роль гуманистических ценностей» — вот в чем значение школьного курса литературы, так видится автору соответствующей монографии.

Похоже, что именно надежды на воспитательный эффект школьных уроков литературы приводят к тому, что дискуссия об образовательных стандартах по литературе — одна из самых затяжных и интенсивных. Все время чувствуется уверенность, что «правильный» стандарт по литературе позволит выбить из школярских голов рекламу пива и сеять в них только «разумное, доброе, вечное». С подобными же благими намерениями в школы предлагается вводить, хотя бы факультативно, «основы православной культуры».
Но вот что писал о воспитательном эффекте государственной религии в качестве школьного предмета митрополит Вениамин (И.А.Федченков, 1880-1961):
«Нам в первом же классе семинарии раздавалось от Синода в дар по экземпляру Славянской Библии — на весь курс учения. Мы брали ее и равнодушно, с другими учебниками, клали в парты. Были, говорят, иные примеры, будто при окончании семинарии ученики со злорадством рвали Библии и разметывали по классу. Я не помню такого повального безобразия. Разве один-два из озорников, да и то в первых классах, рвали святую книгу, но другие этого не делали, а просто не интересовались. И так-то к 6-му классу у многих из нас Библии куда-то пропадали. Не знаем куда. А в последних двух классах мы пользовались уже русско-славянским Новым Заветом.
Но если Библия была таким же учебником, как и другие (история, алгебра, геометрия, психология и проч.), то и отношение к ней было совершенно подобным: холодным. Раз учебник, то уже неинтересно! Вот если было бы что «запрещенное», недозволенное — тогда иное дело. И внутренне Библия нас никогда не захватывала».
Ну? примем мы самый лучший стандарт — а школьники будут «учить литературу» прежде всего затем, чтобы точно отвечать на вопросы типа [ЕГЭ, демоверсия 2003 г.]:

А10 Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения Ф.И. Тютчева:
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась.

Какой прием использован поэтом?
1) гротеск
2) олицетворение
3) антитеза
4) сравнение

Демоверсию ЕГЭ по литературе, как и по другим предметам, я распечатал, чтобы использовать для занятий в нашей летней школе. Но если ЕГЭ по математике, физике, химии школьники изучали хотя бы ради соревнования — кто больше ошибок найдет, то литературные тесты восприняли исключительно как анекдот. Один из школярских комментариев: «Если мне кто-нибудь скажет, что я должен препарировать любимую кошку, чтобы лучше ее понимать, я его в лучшем случае пошлю».
Тем не менее, школьники и студенты «естественнонаучного профиля» читают не только энциклопедии и учебники. В этом сезоне я решил оценить литературные интересы участников летней школы — студентов (25-30 человек — преимущественно физики, химики, математики) и школьников (20 человек — участники и призеры олимпиад по этим предметам). На полке под летним навесом, кроме примерно 20 кг. вузовских учебников, оказались привезенные с собой «ненаучные» книги:
Рэй Бредбери «О скитаньях вечных и о Земле» (2 тома); Х.Л.Борхес Сборник; М.А.Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (2 издания); Ю.Вознесенская «Мои посмертные приключения», «Путь Кассандры»; Г.Гессе «Игра в бисер»; Дж.Голсуорси «Сага о Форсайтах»; Кафка (на немецком); П.Коэльо (2 книги); К.С.Льюис «Хроники Нарнии», «Письма Баламута» (2 издания); Д.С.Мережковский «Воскресшие боги», «Леонардо Да Винчи»; Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень»; А. де Сент-Экзюпери «Планета людей»; Туве Янссон «Сказки о Муми-Троллях». А во время вечерних посиделок-почиталок у костра «всплывали» не выкладываемые владельцами под навес издания Пушкина.
Для хозяев-читателей перечисленные книги, добавлявшие вес рюкзаку, не были случайными. Подобный выбор литературы для летнего чтения молодыми интеллектуалами можно считать вполне приемлемым.
Наших школьников и студентов, конечно, трудно назвать «средней случайной выборкой», но они отбирались не по признакам «повышенной духовности», а по готовности жить и работать в полевом палаточном лагере. Так что их круг чтения в некоторой степени может отражать соотношение между «программной» и реально читаемой литературой. По крайней мере видно, что стандарты тут ни при чем и вне зависимости от «гуманистических ценностей» школьных курсов не вся наша молодежь оказывается поколением «Пепси» и «Клинского». Такая вот «ложка меда» среди остальных результатов реформирования российского образования. Особенно удивил и порадовал стихийно возникший «пушкинский вечер» у костра, когда многие читали свои любимые стихи, старательно избегая выученных в школе «программных произведений».
Что же до «программных» книг. У меня в химкабинете довольно долго лежали забытые кем-то тома «Войны и мира». Вспомнил про них на факультативе по пиротехнике, когда в порядке ознакомления с правилами безопасности зачитал школьникам фрагмент, когда Андрея Болконского смертельно ранило пороховой гранатой. Оказалось, что «досюда мы не дочитывали». И тут же томик пошел по рукам — в результате его (вместе с остальными) «зачитали».
Граница между «программным» чтением и чтением «для души» очень подвижная, и старательным преподаванием ее гораздо легче сместить в сторону нудной обязаловки, чем превратить произведение из «стандарта» в «свою» книгу. В летней школе мы регулярно читали у костра произведения из сборника «Основы нравственности» (аннотация), прекрасно подобранные авторами. Но эту книгу, по-моему, не следует давать в руки школьникам.
В один из вечеров мы прочитали из нее рассказ В.Дегтева «Аморальный приказ» про затопление парохода со священниками в 30-е годы. После чтения, как и следует ожидать, — грустная тишина. В таких случаях мы, выдержав небольшую паузу, обычно переходим к соответствующим настроению «тихим» бардовским песням. Но составители «нравственного» сборника рекомендуют другое. Сборник на следующий день взял почитать взрослый коллега — и предложил мне ответить на вопрос после упомянутого рассказа, «закрепляющий материал»:
«Как вы считаете, соответствует ли поступок капитана моральным нормам? Как бы вы поступили на его месте?»
Вопрос логически и морально безупречен. Но задать его — значит, уничтожить весь «внутренний» эффект от чтения рассказа, который дает максимальный воспитывающий результат. Хотя, разумеется, есть типы людей, которые только «логикой» и могут постигать жизнь.
В результате подобных наблюдений я уверен, что никакая версия стандарта по литературе не повлияет существенно на воспитывающий эффект этой самой литературы. Воспитывают учителя (те, которые хотят и умеют это делать), а не нормативные документы.

Читайте так же:  Договор передачи полномочий по опеке

Аморальный приказ в.дёгтев

В. Дёгтев. «Аморальный приказ» Нравственный выбор человека. 1: Кратко познакомить с

На уроках активно используются

В. Дёгтев часто упоминает в рассказе и глаза чеченского Дёгтева «Аморальный приказ»)

Основы нравственности: 9. В

В. Дёгтев. «Аморальный приказ» Нравственный выбор человека. 1: Кратко познакомить с

АМОРАЛЬНЫЙ ПРИКАЗ — Провид?ніе

октября был издан приказ о создании за аморальный А.В; Дёгтев

Литература XX века

В. Дёгтев. «Аморальный приказ» Нравственный выбор человека. 1: Кратко познакомить с

Кто Есть Кто в Интернет.Ru: Июнь 2013

Аморальный приказ. АМОРАЛЬНЫЙ ПРИКАЗ В. ДЁГТЕВ Собрал команду и объявил приказ.
Дегтев. Аморальный приказ. Янушкявичюс Р.В., Что я мог поделать — приказ есть приказ!
· Файл DOC· Веб-представлениеВечный огонь памяти Текст рассказа 56 Ю.П. Казаков «Тихое утро» В. Дёгтев. «Аморальный

Ребята,проверьте,пожалуйста, сочинение,на пунктуацию и логические ошибки

Какое значение война имела для государства, а какое для человека? Чтобы ответить на этот вопрос ,необходимо сначала понять: Что же такое война? Война –это самое страшное явление в мире ,когда люди готовы переступить через человеческие жизни, проливать кровь ради славы, ради власти и признания , иногда ради свободы своих детей и внуков. Какая бы не была цель у этого страшного явления, проливается кровь невинных людей.
Еще издревле война стала неотъемлемой частью жизни многих стран. Племена сражались за еду, за расширение своих границ воевали государства.
А для обычного человека -война принесла много горя, дети оставались без родителей, попадали в плен. Женщины проливали слезы за своих детей, мужей . Многие из них даже отправлялись на фронт .
В повести Бориса Васильева « А зори здесь тихие» повествуется о пятерых девушках из пулеметно-зенитной батареи, которая находилась под командованием старшины Васкова. Маленький отряд из шести человек наткнулся на немцев, и они ринулись в бой , ведь они не предатели ,чтобы бежать. Отряд сражался за светлое будущее своей страны, за мирное небо над головой. Враг был повержен, но ни одна из девушек не осталась в живых. Эта маленькая победа досталась ценой пяти юных жизней. Эту повесть невозможно читать без слез, автор сумел показать настоящее значение войны для не в чем невинных людей.
Фронтовики должны были подчиняться приказам своих командиров, даже если совсем этого не хотели. Им приходилось становиться настоящими псами войны, убивать невинных, и все из-за того –что правители не поделили что-то между собой.
Также и в рассказе Вячеслава Дегтева « Аморальный приказ» .Пароход шел из Владивостока в порт Ванино ,шел он пять суток. А на шестой день замполит Яков Минкин вручил главному герою черный пакет, в пакете был приказ: остановить пароход вместе с « грузом» .А этим «особым грузом» являлись осужденные священники, настоятели монастырей и послушник Алеша с собакой. Но капитан ничего не смог сделать, он должен был подчиниться этому приказу. Все могли отказаться ,но не он.
Вот так из за одного приказа погибли тысяча три монаха ,послушник Алеша и его собачка.
Весь ужас войны заключается в том ,что ни одна причина не может оправдать миллионы утраченных жизней . И я думаю, что прежде чем затевать новую войну государство должно думать о том , что будет с обычными людьми. И стоит ли эта война всех этих жизней.

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Stepanovskaya 30.11.2014

Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики

Больше никакой рекламы

Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики

Больше никакой рекламы

Ответы и объяснения

Ответы и объяснения

  • Миранда6
  • умный

Ошибок очень мало, как логических так и пунктуационных, сочинение прекрасное!
Исправленный вид сочинения:

Какое значение война имела для государства, а какое для человека? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала понять: Что же такое война? Война – это самое страшное явление в мире, когда люди готовы переступить через человеческие жизни, проливать кровь ради славы, ради власти и признания , иногда ради свободы своих детей и внуков. Какая бы не была цель у этого страшного явления, проливается кровь невинных людей.
Еще издревле война стала неотъемлемой частью жизни многих стран. Племена сражались за еду, за расширение своих границ воевали государства.
Для обычного человека война принесла много горя, дети оставались без родителей, попадали в плен, женщины проливали слезы за своих детей, мужей. Многие из них даже отправлялись на фронт.
В повести Бориса Васильева « А зори здесь тихие» повествуется о пяти девушках из пулеметно-зенитной батареи, которая находилась под командованием старшины Васкова. Маленький отряд из шести человек наткнулся на немцев, и они ринулись в бой, ведь они не предатели, чтобы бежать. Отряд сражался за светлое будущее своей страны, за мирное небо над головой. Враг был повержен, но, ни одна из девушек не осталась в живых. Эта маленькая победа досталась ценой пяти юных жизней. Эту повесть невозможно читать без слез, автор сумел показать настоящее значение войны для невинных людей.
Фронтовики должны были подчиняться приказам своих командиров, даже если совсем этого не хотели. Им приходилось становиться настоящими псами войны, убивать невинных, и все из-за того, что правители не поделили что-то между собой.
Также и в рассказе Вячеслава Дегтева « Аморальный приказ». Пароход шел из Владивостока в порт Ванино, шел он пять суток. А на шестой день замполит Яков Минкин вручил главному герою черный пакет, в пакете был приказ: остановить пароход вместе с « грузом». А этим «особым грузом» являлись осужденные священники, настоятели монастырей и послушник Алеша с собакой. Но капитан ничего не смог сделать, он должен был подчиниться этому приказу. Все могли отказаться, но не он.
Вот так из-за одного приказа погибли тысяча три монаха, послушник Алеша и его собачка.
Весь ужас войны заключается в том, что ни одна причина не может оправдать миллионы утраченных жизней. И я думаю, что прежде чем затевать новую войну государство должно думать о том, что будет с обычными людьми. И стоит ли эта война всех этих жизней.