Земельный налог лекции

Автор: | 22.04.2018

Земельный налог

  • Налоги и налоговая система
  • Налоговый кодекс Российской Федерации

Земельный налог

Земельный налог определяется главой 31 Налогового кодекса РФ и местными нормативными правовыми актами, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности налогоплательщика, а только от объективных обстоятельств, к которым относятся: плодородность, расположение земельного участка и т. п.

Плательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которые обладают земельными участками, являющимися объектами обложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (рис. 14). На основании пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ эти права возникают с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом. Документы о государственной регистрации прав являются основанием для взимания земельного налога.

Рис. 14 Плательщики земельного налога

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом РФ к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • объектами учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

2. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

3. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

4. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда.

5. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости. Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, а также сведений об административно- территориальном и кадастровом делении. Объектами кадастрового учета являются земельные участки; здания и сооружения, объекты, не завершенные строительством; помещения; территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий. Сведения о каждом объекте недвижимости содержатся в виде записи в кадастровой книге. Кадастровая книга содержит записи о кадастровой стоимости объекта кадастрового учета, сведения об оценщиках, проводивших работы по государственной кадастровой оценке, и указывается дата проведения этих работ. В кадастре также содержатся сведения о местоположении границ земельного участка, категории земель, площади, вида разрешенного использования, о находящихся на таком земельном участке объектах недвижимости.

Объекту кадастрового учета присваивается уникальный кадастровый номер, выдается кадастровый паспорт, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости. В нем фиксируются совершаемые с данным объектом сделки.

Кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки на определенную дату на базе рыночной стоимости. Определяют кадастровую стоимость оценщики, организации, выбранные органами власти субъектов РФ путем проведения процедуры размещения заказа.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного кадастра недвижимости, а также регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

До 1 января 2011 года государственный кадастр недвижимости подлежит созданию и введению на территории не менее двадцати семи субъектов Российской Федерации, а полностью этот процесс планируется завершить к 1 января 2012 года.

Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база считается по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего

земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.

В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника.

Налоговая ставка определяется в процентах к кадастровой стоимости участка.

Ставки земельного налога

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать

Лекция 20. Местные налоги и сборы

Земельный налог устанавливается НК РФ (гл. 31 НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ в пределах лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии состатьей 389 настоящего Кодекса.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

НК РФ предусматривает случаи освобождения от налогообложения:

– организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

– организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

Читайте так же:  Заявление на выплату компенсации по программе переселения

– религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

– общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

– организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

– физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

– организации – резиденты особой экономической зоны сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.

20.2 Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц является прямым налогом, обращенным к находящемуся в собственности движимому и недвижимому имуществу, расположенному на территории РФ.

Особенность имущественных налогов состоит в том, что их объектом является имущество само по себе, а не как источник дохода.

Данный вид налога введен Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I “О налогах на имущество физических лиц” и действует в редакции Закона от 22 августа 2004 г.

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица, имеющие на территории России в собственности:

1) приватизированные квартиры, домовладения, дачи, гаражи, нежилые производственные, торговые и бытовые помещения, – с момента регистрации прав собственности в учреждениях юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) квартиры в домах жилищных, жилищно-строительных кооперативов, дачи в дачно-строительных кооперативах, садовые домики в садоводческих товариществах, гаражи и гаражные боксы в гаражно-строительных кооперативах, – с момента выплаты паевого взноса.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются следующие виды имущества (находящиеся на праве собственности):

5) иные строения, помещения и сооружения.

Постановка на учет налогоплательщиков – владельцев имущества осуществляется в налоговом органе:

1) по месту жительства налогоплательщика – в случае, если место его жительства и место нахождения принадлежащего ему имущества находятся на территории, подведомственной одному налоговому органу;

2) по месту жительства налогоплательщика и по месту нахождения имущества – в случае, если место его жительства и место нахождения имущества находятся на территориях, подведомственным разным налоговым органам.

Во всех случаях налоговый орган осуществляет постановку на учет с использованием ИНН, присвоенного по месту жительства налогоплательщика.

Ставки налога устанавливаются в следующих пределах (ст. 3 ФЗ):

Физические лица, имеющие на территории РФ в собственности строения, помещения, сооружения, в обязаны уплатить налог равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты (не позднее 15 сентября).

От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

– Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

– инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

– участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

– лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

– лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

– военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

– лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

– члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

5.3 Земельный налог

Земельный налог устанавливается НК РФ (главой 31 «Земельный налог»), вводится в действие на территории муниципальных образо ­ ваний в соответствии с нормативными правовыми актами представи ­ тельных органов этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге зе ­ мельный налог вводится в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Законодательные (представительные) органы муниципальных об ­ разований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер ­ бурга определяют ставки по земельному налогу в пределах, установ ­ ленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий нало ­ гоплательщиков.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организа ­ ции и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по догово ­ ру аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, рас ­ положенные в пределах муниципального образования (городов феде ­ рального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории кото ­ рого введен земельный налог.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Определение налоговой базы производится в следующем порядке:

Организации: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Индивидуальные пред ­ приниматели в отноше ­ нии участков, исполь ­ зуемых ими в пред ­ принимательской дея ­ тельности: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно ­ го наследуемого владения.

Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории од ­ ного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для следующих категорий физических лиц:

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, пол ­ ных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу ин ­ валидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заклю ­ чения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • иных лиц в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.

Уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму:

в размере 10 000 руб. производится на основании документов, под ­ тверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер на ­ логовой базы, налоговая база признается равной нулю.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налого ­ плательщиков, являющихся собственниками данного земельного уча ­ стка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из на ­ логоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговые льготы установлены ст. 395 НК РФ, которая устанав ­ ливает перечень лиц, освобожденных от налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетны ­ ми периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

При установлении земельного налога муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки устанавливаются муниципальными образовани ­ ями (городами федерального значения Москва и Санкт-Петербург) и не могут превышать:

Земельный налог лекции

17.2. Земельный налог

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли выступают земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Земельный налог с 1 января 2005 г. устанавливается НК (разд. 9 «Местные налоги» гл. 31 «Земельный налог») и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

– земельные участки, изъятые из оборота;

– некоторые земельные участки, ограниченные в обороте (их перечень содержит п. 2, 3, 5 ст. 389 НК);

– земельные участки из состава земель лесного фонда.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Для остальных налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами:

– осуществляющими ведение государственного земельного кадастра;

– осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки не могут превышать:

– 0,3 % в отношении земельных участков:

– отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

– занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

– приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

– 1,5 % в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Порядок исчисления и уплаты налога. По общему правилу сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей по нему самостоятельно.

Индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и авансовых платежей по нему самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

В остальных случаях сумма налога и авансовых платежей по нему исчисляется налоговыми органами и уплачивается налогоплательщиком на основании направленного в его адрес уведомления.

Организации и индивидуальные предприниматели не позднее 1 февраля истекшего налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Земельный налог

Земельный кодекс (ст. 65) закрепляет принцип платности использования земли на территории РФ.

Основными формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.

Земельный налог регулируется главой 31 НК РФ.

Налогоплательщиками земельного налога будут являться как организации, так и физические лица. Причем, физические лица – как индивидуальные предприниматели, так и иные.
Налогоплательщики должны иметь земельные участки
либо на праве собственности,
либо на праве бессрочного пользования
либо на праве пожизненного наследуемого владения.

Иные формы владения землей, в частности, аренда, безвозмездное срочное пользование не влекут обязанности по уплате земельного налога.

Объектами налогообложения будут являться земельные участки, расположенные в пределах муниципалитета устанавливающего земельный налог. Не признаются объектами:

1) Земли, изъятые из обращения (земли природных заповедников, заказников и другие). Полный перечень таких земель дается в Земельном кодексе РФ;
2) Земли, которые хотя и не изъяты полностью из оборота, но ограничены в обороте. На этих землях могут располагаться:
А) Особо ценные памятники истории, культуры и др.
Б) Земли, используемые службами безопасности и таможенными службами;
В) Земли лесного фонда;
Г) Водные объекты в составе водного фонда.

Все земельные участки на территории РФ подлежат кадастровому учету, которые, помимо физических характеристик, содержат стоимостные оценочные критерии (т.е. кадастровую стоимость земельных участков). Кадастровая стоимость может существенным образом отличаться от рыночной стоимости данных участков.

Лекция № 2 к главе 8. Земельный налог как фактов бюджетной политики

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики — ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.

Совершенно очевидно, что проблемы, с которыми сегодня сталкиваются как федеральный бюджет Российской Федерации, так и многочисленные территориальные бюджеты, настоятельно требуют от органов государственной власти преобразований не только в качественном и количественном составе бюджетных показателей, но и в самих принципах организации бюджетной системы. Прежде всего, с этой точки зрения возникает потребность в реформировании законодательной базы бюджетной системы.

Большие надежды возлагаются на разработанный проект Налогового кодекса, обсуждаемый в Государственной Думе: ведь именно налоги, формируя финансовую базу деятельности государства, создают предпосылки для успешного проведения бюджетного регулирования. Налоговый кодекс должен стать своего рода налоговой конституцией, определять основы построения налогов, принципы федерализма и т. п. Он вобрал в себя множество областей права: гражданское, административное, уголовное, налоговое. Все же детали, связанные с конкретным налогообложением — это предмет регулирования законодательства о бюджете, об отдельных видах налогов, о санкциях и т. п. С принятием Налогового кодекса и реальным разграничением налоговой базы в России может быть осуществлен переход к качественно новой системе бюджетного федерализма.

Налоговый кодекс Российской Федерации допускает ряд особенностей: закон о федеральном бюджете или даже сам Кодекс может в порядке исключения разрешить зачисление части федерального налога в бюджеты других уровней; перечень региональных и местных налогов находится в компетенции федеральной власти и устанавливается сверху. Допускается зачисление региональных налогов с согласия субъекта Федерации в местные бюджеты (вне системы трансфертов); вводится совместная компетенция региональных и местных властей в отношении введения налога на недвижимость, прекращения налога на землю, налога на имущество физических лиц и регионального налога на имущество предприятий.

К проблемам современного бюджетного устройства следует отнести и чрезвычайную бюджетную децентрализованность, что противоречит тенденциям формирования единого общероссийского рынка, осложняет проведение общенациональной денежно-кредитной (в том числе и эмиссионной) политики, подрывает политику ограничения бюджетного дефицита, устойчивость денежной системы. В США, к примеру, в бюджетном законодательстве действуют правила, предписывающие штатам и местным правительствам утверждать только сбалансированный, бездефицитный бюджет. Это правило желательно ввести ив Российской Федерации, чтобы предотвратить появление еще 89 эмиссионных центров.

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади и исчисляется исходя из налогооблагаемой базы (площади участка, облагаемого налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот (ст.3, 8 Закона РФ «О плате за землю» от 11.10.1991 г. № 1738-1 (с изменениями и дополнениями)).

Общее правило для расчета земельного налога (если нет льгот):

где S — площадь земельного участка, м2;

Бст — базовая ставка, руб/м2 ;

К — коэффициент к базовой ставке.

Базовые ставки утверждены решением Городского Совета от 04.02.99 г. № 205 «Об изменении базовых ставок земельного налога в соответствии с кадастровым зонированием территории города Новосибирска». Базовая ставка земельного участка зависит от кадастрового номера земельного участка. В Центральном районе минимальная базовая ставка -13,116749 руб./м2, максимальная базовая ставка — 52,820622 руб./м2 . Коэффициент к базовой ставке на текущий год утверждается Федеральным законом. Коэффициент к базовой ставке за 2002 год утвержден Федеральным законом № 163-ФЗ от 14.12.2001г. «Об индексации ставок земельного налога» и равен 1,44.

Пример: гр. Иванов И. В. является собственником земельного участка площадью 250 м2, кадастровый номер земельного участка — 101730. В соответствии с кадастровым номером земельного участка выбираем базовую ставку земельного налога за единицу площади: ставка 20,342719 руб./кв.м

Следовательно, налог = 250 кв.м х 20,342719 руб./кв.м х 1,44 = 7323,38 руб.

В случае, если у собственника на земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, налог рассчитывается следующим образом:

Eналога за 2002 г. = (S х Бст x К x 0,03) / 2

где: 0,03 — льгота по ставке в размере 3 %, применяющаяся, если на земельном участке располагается индивидуальный жилой дом (п. 5 ст. 8 Закона РФ «О плате за землю» № 1738-1 от 11.10.1991 г. с изменениями и дополнениями);

2 — льгота местного бюджета в размере 50 % для тех, у кого на земельном участке имеется индивидуальный жилой дом (п.6 разд. III приложения к Решению Городского Совета от 17.11.1999 г. в ред. 25.10.2000 г. № 372; ст.11 Федерального Закона от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 г.» и ст.12 Федерального Закона от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 г.»).

[1] Ст.1 ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»

[2] Постановление Правительства от 06.07.2002 №519 «Об утверждении стандартов оценки»

[3] См.: Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 23.02.1998, № 8, ст. 963, «Российская газета», № 42, 04.03.1998.

Дата добавления: 2015-11-18 ; просмотров: 267 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Хмелик Е.А. Лекция Земельный налог 2018.ppt — Презентация по дисциплине «Налоги и налогообложение» по теме «Земельный налог»

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ-
• Земельный налог — один из видов платежей за землю.
Гл. 31 НК РФ.
• Земельный налог является местным налогом. Это
значит, что в Налоговом кодексе установлены только
основные понятия. А точные ставки устанавливают
местные власти, доля его в местных бюджетах
составляет 12­20%.

ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА
Субъект налога:
Налогоплательщики
Организации
Физические лица
Обладающие земельными участками на
праве собственности, праве постоянного
пользования или праве пожизненного
наследуемого дарения

ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ-
земельные участки, расположенные в пределах
муниципального образования, на территории которого
введен налог.

НАЛОГОВАЯ БАЗА-
кадастровая стоимость земельных участков по
состоянию на 1 января календарного года
Сведениями о такой стоимости располагают органы
Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии — Росреестр (ЕГРН – единый
государственный реестр недвижимости, который ведёт Росреестр)

Налоговый период­ календарный год;
Отчетный период­ I квартал, полугодие, девять месяцев
календарного года;

НАЛОГОВАЯ СТАВКА
0,3% в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной
инфраструктуры жилищно­коммунального комплекса;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного
хозяйства, садоводства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством
Российской Федерации, предоставленных для обеспечения
обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27
Земельного Кодекса Российской Федерации);
1,5% в отношении прочих земельных участков.

РАСЧЕТ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В 2018 ГОДУ

В 2018 году в Московской области, как и во всей РФ будет рассчитываться
по­новому налог на землю, что стало неприятным сюрпризом для многих
россиян.
Самому расчет можно не выполнять, с апреля по сентябрь ФНС выполнит
рассылку уведомлений, там будет стоять точная сумма. Налог на землю
платится за истекший год, то есть в 2018 году люди имеющие такую
недвижимость заплатят за 2017 г. Новый налог на землю предназначен
исключительно для физических лиц. Оплатить новшество надо будет до
начала октября каждого года.
Чтобы исключить негативные явления, связанные с резким повышением
размера оплаты для физических лиц, законодатели решили, что Московская
область, как и вся страна в 2018 году будет платить меньше,
налогообложение на землю составит только 20% от полной стоимости. А
затем каждый год будет увеличиваться на те же 20%, то есть максимальным
размер уплаты станет только в 2020 году.
До этого времени у физических лиц, у которых есть в собственности такой
объект будет время подумать нужен ли он им, так как платить нужно
немало, к тому же надо учитывать, что возникшая задолженность, согласно
законодательства, выльется в серьезные санкции.
Хотя такое изменение регулирует государство, но сам налог местный, то есть
его размер может корректировать каждый муниципальный орган
управления.

СВЕДЕНИЯ О НАЛОГЕ
И ЕГО СУММА
указываются в налоговом уведомлении, которое получают
все налогоплательщики, не позднее 30 дней, до срока
уплаты налога.
В уведомлении отражаются следующие данные:
•год, за который рассчитан налог;
•кадастровый номер земельного участка,
•его местонахождение;
•кадастровая стоимость земли;
•налоговая ставка;
•налоговые льготы;
•сумма налога.

ЛЬГОТЫ
Льготные ставки, установленные Федеральным
законодательством, распространяются на следующие
группы лиц:
инвалидов и ветеранов ВОВ и других боевых действий.
инвалидов I и II группы, а также инвалидов детства.
героев РФ и Советского Союза.
граждан, участвовавших в испытаниях ядерного вооружения и
устранения аварии на Чернобыльской АЭС.
инвалидов лучевой болезни, приобретенной в результате
космических и ядерных испытаний.
Все вышеперечисленные лица вправе рассчитывать на
понижение базы налога (цены участка по кадастру) на 10 000
рублей. Для этого нужно засвидетельствовать свои права
предъявлением в налоговые органы необходимых документов.

НАЛОГОВАЯ БАЗА
УМЕНЬШАЕТСЯ
К гражданам, которые могут рассчитывать на некоторые
послабления в налогообложении, относятся военные
пенсионеры МВД, МЧС, ВС РФ и т. д.
Московская область определила для себя стандарт для
пенсионеров — каждый из них получает льготы по оплате,
если доход человека меньше 14 тыс. руб., то есть, когда
пенсия не дотягивает до указанного значения, то налог на
землю составит только 50%. Некоторые регионы ввели
дополнительные привилегии, но поскольку налог местный и
его могут изменять в любом поселении, то Московская
область, как и любая другая, в этом плане неоднородная и
точные суммы для физических лиц надо узнавать у властей
населенного пункта.

ЧТО СКАЗАЛ ПУТИН О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
14 декабря 2017 года состоялась масштабная пресс­конференция
Владимира Путина. Среди прочего, был поднят и вопрос о земельном
налоге.
Журналистка из Пскова задала Президенту резонный вопрос о том, что за
последние 1,5 года в России резко повысились кадастровая стоимость
земли, что повлекло за собой увеличение налогов на землю. И это коснулось
в первую очередь простых людей – владельцев дач, садовых участков и тех,
кто живёт в деревнях и сёлах. К примеру, в Псковской области налог на
землю вырос более чем в 10 раз. Она отметила, что в Пскове садоводы даже
выходили на митинги. После них региональные власти рекомендовали
муниципалитетам снизить ставки, но в целом проблема так и не решена.
Можно ли разобраться с этим вопросом окончательно?
Владимир Путин отметил: «Да, это реальный вопрос».

Эта позиция Президента России дала
немедленный толчок законодателям на
разработку соответствующих поправок в нормы
НК РФ о земельном налоге. И они не заставили
себя долго ждать. Более того, ради нового
вычета по земельному налогу для пенсионеров
был дополнен законопроект, который
изначально касался только уточнения правил
налогообложения прибыли контролируемых
инофирм. Депутаты даже поменяли его
название на более общее – «О внесении
изменений в части первую и вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской
Федерации».

НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА ПО ЗЕМЛЕ С 2018 ГОДА
Согласно новой редакции п. 5 ст. 391 НК РФ база по налогу подлежит
уменьшению не на необлагаемую сумму в 10 000 рублей, а «на величину
кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка».
В итоге с 2018 года налоговый вычет представляет собой не
фиксированную сумму в рублях, а зависит от кадастровой оценки
участка в части шести сотен квадратов земли.
Перечень льготных категорий остался прежним, но пополнился пенсионерами
(новый подп. 8 п. 5 ст. 391 НК РФ). Причём всех категорий:
кто получает пенсии, назначенные в рамках пенсионного законодательства;
мужчины от 60 лет и женщины от 55 лет, которым по закону положено
ежемесячное пожизненное содержание.
Исходя из формулировки указанной нормы НК РФ, пенсионерам по потере
кормильца и при досрочной пенсии (например, педагодам или медикам) право
на новый вычет тоже положено.
Заметим, что материальное положение пенсионеров никакой роли не играет.
Право на вычет получили даже работающие пенсионеры.
Что такое 600 кв. метров? Для справки: 100 кв. м – это ровно 1 сотка. Значит,
600 квадратов земли – это 6 соток.

Таким образом, за участок земли с площадью 6 соток и менее
пенсионеры налог больше не платят. Как и остальные льготные
категории согласно НК РФ (см. выше).
Если после вычета налоговая база имеет отрицательное
значение (когда участок менее 6 соток), её считают равной
нулю. А если участок больше 6 соток, то налог берут с
оставшихся соток после вычета из них шести соток.
Налоговая сама рассчитает льготнику налог «с превышения» по
следующей формуле:
НАЛОГОВАЯ БАЗА = ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО СОТОК В УЧАСТКЕ
– 6 СОТОК

Читайте так же:  Апк ходатайство о приостановлении дела