Военная полиция не имеет право

Автор: | 26.04.2018

Содержание:

Каковы полномочия и что запрещается делать патрулю военной полиции?

Военной полицией называется структура Вооруженных сил, созданная с целью защиты правоотношений, к которым относятся соблюдение законности, правопорядка, охрана военных объектов. Военная полиция при каждой комендатуре с целью исполнения этих задач назначает патрули. Обязанности и права патруля военной полиции регламентируются Уставом военной полиции ВС РФ.

Понятие патруля военной полиции

Полномочия военной полиции установлены Указом президента РФ № 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных сил РФ» от 25.03.2015 г. Она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих, гражданского населения военных частей, а также лиц, призванных на сборы.

Местный отдел военной полиции издает особый приказ о назначении должностных лиц для исполнения обязанности патрульной службы, которая занимается:

  1. обеспечением правопорядка и контролем за соблюдением воинской дисциплины;
  2. противодействием преступности;
  3. охраной жизни, здоровья, жилищ военнослужащих и гражданского населения гарнизона;
  4. охраной здания и имущества военной прокуратуры и органов следствия.

Сотрудники ДПС военной автоинспекции, которые на указанных маршрутах в соответствии с планом организации контроля за использованием и безопасной эксплуатацией транспортных средств армии, регулируют продвижение транспорта, также исполняют обязанности патрулей.

Маршрут патрулирования – это путь следования в пределах военной части или в районе ответственности военной комендатуры, центрального органа военного управления и управлений округов, соединений и частей ВС РФ. Маршрут согласуется с органами внутренних дел РФ.

Чем обязаны заниматься патрули?

В служебные обязанности патруля военной полиции входят действия, прописанные Уставом и законами РФ. Эти же нормативные акты применяются ею в своей деятельности.

  • контролирует процесс соблюдения воинской дисциплины военнослужащими;
  • пресекает преступления, правонарушения административного и дисциплинарного характера со стороны военнослужащих и гражданских лиц части;
  • устраняет противоправные и препятствующие работе полиции действия военнослужащих и гражданского населения.

Военная полиция вправе задержать военнослужащих и представителей гражданского персонала воинской части, если совершено преступление или правонарушение на территории данной части или против лиц, пребывающих в ней или других подразделениях, военных формированиях и органах, нанесен ущерб военному имуществу до момента передачи их правоохранительным органам.

При появлении подозрений или оснований для подозрения в совершении противоправных действий патруль имеет право проверять документы у любых лиц на территории воинских частей.

Важно!Во всех остальных случаях патруль не вправе требовать у военнослужащих документы, это не соответствует законодательству, Конституции Российской Федерации и подлежит обжалованию в прокуратуре.

Когда проверка документов или задержание обоснованы?

Для того, чтобы основание проверки документов было обоснованным и законным необходимы следующие условия:

  1. Военнослужащий или гражданские лица застигнуты в момент совершения преступления.
  2. Потерпевшие или свидетели указывают на него, как на возможного преступника.
  3. Наблюдаются или обнаруживаются следы преступления на одежде, теле, при нем или в месте проживания военнослужащего или гражданского лица.

Задерживать также возможно только на основании обоснованных подозрений. Например:

  • Имеется подозрение на то, что данное лицо совершило преступление или оно должно быть задержано согласно УПК РФ.
  • Лицо подозревается в побеге из мест заключения, находится в розыске, самовольно покинуло часть (задерживается до передачи в следственные органы).
  • Выявлены серьезный дисциплинарный проступок, преступление или правонарушение.
  • Гражданин оказывает сопротивление или не повинуется законным требованиям военного полицейского.
  • Лицо не имеет документа для удостоверения личности.
  • Военнослужащий находится на срочной службе, но не имеет разрешительного документа на пребывание за пределами части.

Среди военнослужащих много обсуждается вопрос, может ли сержант военной полиции остановить офицера.

При этом военный полицейский обязан предъявить свое удостоверение личности и представиться по всей форме. Также обязательно наличие документов, являющихся основанием для проверки. Например, это может быть пункт приказа, другая распорядительная документация на проведение проверок, маршруты.

Офицеров можно задержать в следующих ситуациях:

  1. у них нет при себе документов (УГиК ст.26);
  2. они нарушают общественный порядок;
  3. получено соответствующее указание начальника (УГиК ст.75);
  4. они находятся в состоянии опьянения.

В последнем случае никаких объяснений от военнослужащего не требуется, его следует доставить в комендатуру.

Имеет ли право военная полиция останавливать гражданских? Она вправе остановить гражданское лицо только в границах воинской части и гарнизона, если это требуется для защиты жизни и здоровья военнослужащих и гражданских лиц в этой части.

Например, если задерживаемый человек совершил преступление или подозревается в его совершении или выяснилось, что он незаконно проник на территорию части или охраняемого объекта.

Что запрещается патрулю военной полиции?

Запрещается останавливать и заносить в список военнослужащих без достаточных оснований, а также:

  • разговаривать с задержанными и остановленными гражданами в грубой форме;
  • допускать действия, оскорбляющие их честь и достоинство.

Важно! Патрульным необходимо свои требования и доводы излагать понятно и убедительно, быть идеалом воинской дисциплины, правил ношения формы и воинской вежливости.

Последствия встречи с патрулем

Если полиция записала военнослужащего за нарушение правил ношения формы, нарушение регламента времени или иные деяния, то обычно ему приходится пройти несколько часов обучения Уставу в комендатуре, затем проводится строевая подготовка на плацу (в общей сложности до 3-х часов).

Если военнослужащего остановила военная полиция, он обязан подчиниться ее требованию. Следует вести себя спокойно и вежливо, при разговоре основываться на своих знаниях Устава и законов. Военнослужащий не вправе оказывать сопротивление патрульным. При необходимости следует пройти в военную комендатуру, если для этого выдвинуты какие-то основания.

Начальник патруля и его обязанности

Основной обязанностью начальника гарнизонного патруля военной полиции, определенной Уставом и служебной инструкцией, является наблюдение за добросовестным несением службы патрульными, соблюдением воинской дисциплины военнослужащими на маршруте следования патруля.

Перед патрулированием он должен явиться к военному коменданту для получения инструкций и документов.

Кроме того, он должен:

  1. знать цель патрулирования и руководить действиями подчиненных;
  2. изучить маршрут следования и своевременно докладывать коменданту или его помощнику о том, как проходит патрулирование;
  3. заносить в список (по ст.28) каждого задержанного и направленного в комендатуру, после завершения работы предоставить список коменданту, доложить дежурному о выполнении задачи.

Начальник патруля вправе требовать документы у военнослужащих срочной службы, а также гражданских лиц в пределах части, задерживать их и доставлять в комендатуру.

Военная полиция – одно из самых молодых подразделений Вооруженных Сил России. Несмотря на относительно недолгий период работы она показала себя эффективным и нужным органом, который способствует укреплению воинской дисциплины, усилению законности и правопорядка.

Читайте так же:  Возврат и обмен сухих смесей

Полномочия военной полиции в отношении офицеров?

имеет ли право сержант военной полиции в составе патруля остановить офицера с целью проверки документов.

Ответы юристов (1)

Согласно пп. 3 п. 21 Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 25.03.2015 N 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»,

Для реализации своих функций военная полиция наделяется следующими полномочиями:
проверять документы, удостоверяющие личность, у военнослужащих, а также у лиц гражданского персонала, находящихся на территориях воинских частей, если имеются основания подозревать их в совершении правонарушения или имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом;

Так что, да, имеет.

Конечно Вы вправе оспаривать решение полицейского на основании того, что Вас неправомерно в чем-либо подозревают, но тогда он Вас просто направит в ближайшее подразделение полиции.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Правомерны ли действия военной полиции?

Здравствуйте, вопрос таков, двое военнослужащих (капитан и прапорщик) по приезду в военный городок со службы выпили по бутылке пива в общественном месте, рядом с ними никого не находилось. после этого пошли домой, по пути следования домой их догнали представители военной полиции и попросили предъявить документы, после предъявления документов представители военной полиции учуяв запах спиртного, сопроводили данных военнослужащих на освидетельствование в военный госпиталь, у них показало наличие алкоголя менее 0,5 промилей. после этого данных военнослужащих сопроводили в военную комендатуру и посадили в камеру временно задержанных военнослужащих, где только утром им предъявили протокол задержания который они отказались подписывать, и копию протокола отказались дать сославшись на то что данный протокол еще не подписан начальником военной полиции. Правомерны ли действия военной полиции ? в какой срок должен составляться протокол о задержании ? допустимое число промилей в РФ ? Спасибо

Ответы юристов (1)

Добрый вечер! Действия сотрудников военной полиции неправомерны.

В частности, вызывает недоумение первичная проверка документов. В данном случае сотрудники полиции вышли за пределы предоставленных им полномочий. Так согласно п. 21 указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

Для реализации своих функций военная полиция наделяется следующими полномочиями:
3) проверять документы, удостоверяющие личность, у военнослужащих, а также у лиц гражданского персонала, находящихся на территориях воинских частей, если имеются основания подозревать их в совершении правонарушения или имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом;

Т.е. на момент проверки военнослужащие, как я правильно понял, находились за пределами воинской части и более того, оснований для проведения проверки (совершение ими правонарушения) не было.

Далее, сотрудники военной полиции вправе направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации военнослужащих для определения наличия в их организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим в связи с совершением преступления, административного правонарушения или грубого дисциплинарного проступка для объективного установления обстоятельств правонарушения, а также проводить освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, на состояние опьянения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Далее, что касается административного задержания. Согласно ст. 27.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях

1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Протокол должен составляться перед задержанием или незамедлительно после фактического задержания лица.

Согласно ст. 27.5

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа.
3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Правда в случае алкогольного опьянения срок задержания начинает исчисляться с момента вытрезвления задержанного лица.

Согласно приказу Минздрава России от 14.07.2003 N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»

Заключение о состоянии опьянения в результате употребления алкоголя выносится при положительных результатах определения алкоголя в выдыхаемом воздухе в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, при помощи одного из технических средств измерения, проведенного с интервалом 20 минут, или при применении не менее двух разных технических средств индикации на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе с использованием их обоих при каждом исследовании, проведенном с интервалом 20 минут.

0,16 мг/л = 0,356 промилле и добавляем сюда погрешность приборов учет, что не позволяет однозначно сделать вывод о состоянии алкогольного опьянения.

Предел допускаемой дополнительной погрешности анализатора равен 1,0.

Таким образом, действия сотрудников военной полиции стоит обжаловать в военную прокуратуру гарнизона.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Имеет ли право задерживать патруль военной полиции военнослужащего ФСО или Росгвардии?

Имеет ли право задерживать патруль военной полиции военнослужащего ФСО или Росгвардии?

Как я знаю военная полиция или комендатура это орган МО РФ, никаких других организаций, значит логично предположить, что и задерживать они имеют право военнослужащих только ВС РФ, Минобороны или вообще военнослужащих всех воинских формированиях, то бишь и ФСО и Росгвардию?

Ответы юристов (1)

Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 161)

Полномочия военной полиции в отношении военнослужащих
других войск и воинских формирований
24. В целях поддержания правопорядка, воинской дисциплины и пресечения преступлений, совершаемых военнослужащими других войск и воинских формирований, находящимися за территориями воинских частей (организаций, учреждений), в которых они проходят военную службу, военная полиция наделяется следующими полномочиями:

1) требовать от военнослужащих других войск и воинских формирований прекращения совершения преступных действий и принимать меры, предусмотренные федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по пресечению совершаемых ими преступлений;
2) проверять у военнослужащих других войск и воинских формирований, если они застигнуты на месте совершения преступления или если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, документы, удостоверяющие личность;
3) задерживать и доставлять в установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации порядке в служебное помещение военной полиции военнослужащих других войск и воинских формирований в связи с совершением ими преступления;
4) осуществлять личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащих других войск и воинских формирований, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в целях обнаружения документов, орудий совершения или предметов преступления либо предметов, сохранивших на себе следы преступления, а также при наличии данных о том, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, изымать указанные документы, орудия, предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; обеспечивать охрану места преступления и сохранность этих документов, орудий, предметов, средств и веществ;
5) направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации военнослужащих других войск и воинских формирований для определения наличия у них в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим в связи с совершением преступления для объективного установления обстоятельств преступления;
6) получать от военнослужащих других войск и воинских формирований, указанных в пункте 3 настоящей статьи, необходимые объяснения.
25. О задержании военнослужащих других войск и воинских формирований начальник органа военной полиции незамедлительно уведомляет военного прокурора, руководителя военного следственного органа и принимает меры, предусмотренные федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Читайте так же:  Можно ли вернуть данные после форматирования

Поэтому смотрите, в связи с чем военнослужащий ФСО или Росгвардии был задержан сотрудниками военной полиции.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Военная полиция российской армии сможет задерживать военнослужащих ФСБ

МОСКВА, 27 марта. /ТАСС/. Военная полиция Вооруженных сил РФ сможет задерживать, проверять документы и отправлять на медосвидетельствование военнослужащих ФСБ.

Это следует из устава военной полиции, опубликованного на официальном портале правовой информации.

«Для поддержания правопорядка, воинской дисциплины и пресечения преступлений, совершаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву в органах федеральной службы безопасности и органах государственной охраны, находящимися за территориями воинских частей, (организаций, учреждений), в которых они проходят военную службу, военная полиция наделяется полномочиями в соответствии со статьями 24 и 25 настоящего Устава», — говорится в документе.

По этим статьям военные полицейские могут проверять удостоверения личности военнослужащих, задерживать и доставлять задержанных в помещения военной полиции либо отправлять на медосвидетельствование, досматривать личные вещи.

Ранее в пятницу стало известно, что президент РФ Владимир Путин утвердил устав военной полиции. Эта структура, подчиняющаяся непосредственно министру обороны, должна защищать жизнь и здоровье, права и свободы военных и гражданского персонала Вооруженных сил, а также заниматься обеспечением законности, правопорядка и воинской дисциплины.

Устав военной полиции

В пятницу президент России Владимир Путин утвердил устав военной полиции Вооруженных Сил РФ. Документ, опубликованный на официальном портале правовой информации, «определяет основные направления деятельности, функции, полномочия и организацию службы военной полиции».

В указе говорится, что «военная полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персонала, обеспечения в Вооруженных Силах законности, правопорядка, воинской дисциплины».

Руководить военной полицией должен непосредственно министр обороны.

Имеет ли право военная полиция, останавливать военное ТС и на каких основаниях?

Ехали на полигон на военном ТС были остановлены военной полицией на территории полигона в транспортном средстве было найдено пиво, хозяин покета был задержан военной полицией взяли объяснительную и заставили вылить пиво все снималось на камеру. владелец пива был обсолютно трезв, хотелось бы узнать имеют право они задерживать и какое наказание гразит задержанному?

Ответы юристов (1)

В соответствии с п.1, 5 статьи 25.1. Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне»:

1. Военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации (далее в настоящей статье — военная полиция) предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, лиц гражданского персонала, граждан, проходящих военные сборы в Вооруженных Силах Российской Федерации, обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в пределах своей компетенции противодействия преступности и защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны.

5. Военнослужащие военной полиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, специальные средства, огнестрельное оружие, боевую и специальную технику в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 2015 г. N 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» к функциям военной полиции относятся:

— организация патрульной службы, обеспечение правопорядка и воинской дисциплины среди военнослужащих на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских (речных) портах и других общественных местах, в воинских частях, в районах проведения учений и ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Уставом;

— предупреждение и пресечение преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков, совершаемых военнослужащими;

выявление военнослужащих, имеющих намерение совершить правонарушение, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы, участие в правовой подготовке военнослужащих;

выявление причин и условий, способствующих совершению военнослужащими преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков, принятие мер по их устранению;

В целях поддержания правопорядка, воинской дисциплины и пресечения преступлений, совершаемых военнослужащими других войск и воинских формирований, находящимися за территориями воинских частей (организаций, учреждений), в которых они проходят военную службу, военная полиция наделяется следующими полномочиями:

1) требовать от военнослужащих других войск и воинских формирований прекращения совершения преступных действий и принимать меры, предусмотренные федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по пресечению совершаемых ими преступлений;

2) проверять у военнослужащих других войск и воинских формирований, если они застигнуты на месте совершения преступления или если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, документы, удостоверяющие личность;

3) задерживать и доставлять в установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации порядке в служебное помещение военной полиции военнослужащих других войск и воинских формирований в связи с совершением ими преступления;

4) осуществлять личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащих других войск и воинских формирований, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в целях обнаружения документов, орудий совершения или предметов преступления либо предметов, сохранивших на себе следы преступления, а также при наличии данных о том, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, изымать указанные документы, орудия, предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; обеспечивать охрану места преступления и сохранность этих документов, орудий, предметов, средств и веществ;

5) направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации военнослужащих других войск и воинских формирований для определения наличия у них в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим в связи с совершением преступления для объективного установления обстоятельств преступления;

6) получать от военнослужащих других войск и воинских формирований, указанных в пункте 3 настоящей статьи, необходимые объяснения.

25. О задержании военнослужащих других войск и воинских формирований начальник органа военной полиции незамедлительно уведомляет военного прокурора, руководителя военного следственного органа и принимает меры, предусмотренные федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

хотелось бы узнать имеют право они задерживать
Алексей

Да задерживать могут, но только в исключительных случаях лиц:

Читайте так же:  Заявление мвд рф

в установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации порядке, совершивших преступление на территории воинской части или в отношении военнослужащих, имущества Вооруженных Сил, до передачи их в соответствующие правоохранительные органы;

незаконно проникших или пытавшихся проникнуть на территории воинских частей, охраняемых военной полицией объектов, до передачи их в соответствующие правоохранительные органы, но на срок не более трех часов с момента фактического ограничения свободы передвижения лица.

Исходя из ситуации:

конечно, в настоящее военная полиция наделена обширным перечнем полномочий и зачастую их превышают, если задержанный был трезв, ему особо боятся не чего, максимум устное порицание и профилактическая воспитательная беседа!

Уточнение клиента

Да ответ мне помог, но доклад прошел выше что хозяин алкогольной продукции является злостным нарушителем и сейчас по нем будут проводится меры что грозит увольнение. и говорят что тот же закон от 2015 года

17 Февраля 2016, 07:22

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Каковы полномочия и что запрещается делать патрулю военной полиции?

Военной полицией называется структура Вооруженных сил, созданная с целью защиты правоотношений, к которым относятся соблюдение законности, правопорядка, охрана военных объектов. Военная полиция при каждой комендатуре с целью исполнения этих задач назначает патрули. Обязанности и права патруля военной полиции регламентируются Уставом военной полиции ВС РФ.

Понятие патруля военной полиции

Полномочия военной полиции установлены Указом президента РФ № 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных сил РФ» от 25.03.2015 г. Она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих, гражданского населения военных частей, а также лиц, призванных на сборы.

Местный отдел военной полиции издает особый приказ о назначении должностных лиц для исполнения обязанности патрульной службы, которая занимается:

  1. обеспечением правопорядка и контролем за соблюдением воинской дисциплины;
  2. противодействием преступности;
  3. охраной жизни, здоровья, жилищ военнослужащих и гражданского населения гарнизона;
  4. охраной здания и имущества военной прокуратуры и органов следствия.

Сотрудники ДПС военной автоинспекции, которые на указанных маршрутах в соответствии с планом организации контроля за использованием и безопасной эксплуатацией транспортных средств армии, регулируют продвижение транспорта, также исполняют обязанности патрулей.

Маршрут патрулирования – это путь следования в пределах военной части или в районе ответственности военной комендатуры, центрального органа военного управления и управлений округов, соединений и частей ВС РФ. Маршрут согласуется с органами внутренних дел РФ.

Чем обязаны заниматься патрули?

В служебные обязанности патруля военной полиции входят действия, прописанные Уставом и законами РФ. Эти же нормативные акты применяются ею в своей деятельности.

  • контролирует процесс соблюдения воинской дисциплины военнослужащими;
  • пресекает преступления, правонарушения административного и дисциплинарного характера со стороны военнослужащих и гражданских лиц части;
  • устраняет противоправные и препятствующие работе полиции действия военнослужащих и гражданского населения.

Военная полиция вправе задержать военнослужащих и представителей гражданского персонала воинской части, если совершено преступление или правонарушение на территории данной части или против лиц, пребывающих в ней или других подразделениях, военных формированиях и органах, нанесен ущерб военному имуществу до момента передачи их правоохранительным органам.

При появлении подозрений или оснований для подозрения в совершении противоправных действий патруль имеет право проверять документы у любых лиц на территории воинских частей.

Важно!Во всех остальных случаях патруль не вправе требовать у военнослужащих документы, это не соответствует законодательству, Конституции Российской Федерации и подлежит обжалованию в прокуратуре.

Когда проверка документов или задержание обоснованы?

Для того, чтобы основание проверки документов было обоснованным и законным необходимы следующие условия:

  1. Военнослужащий или гражданские лица застигнуты в момент совершения преступления.
  2. Потерпевшие или свидетели указывают на него, как на возможного преступника.
  3. Наблюдаются или обнаруживаются следы преступления на одежде, теле, при нем или в месте проживания военнослужащего или гражданского лица.

Задерживать также возможно только на основании обоснованных подозрений. Например:

  • Имеется подозрение на то, что данное лицо совершило преступление или оно должно быть задержано согласно УПК РФ.
  • Лицо подозревается в побеге из мест заключения, находится в розыске, самовольно покинуло часть (задерживается до передачи в следственные органы).
  • Выявлены серьезный дисциплинарный проступок, преступление или правонарушение.
  • Гражданин оказывает сопротивление или не повинуется законным требованиям военного полицейского.
  • Лицо не имеет документа для удостоверения личности.
  • Военнослужащий находится на срочной службе, но не имеет разрешительного документа на пребывание за пределами части.

Среди военнослужащих много обсуждается вопрос, может ли сержант военной полиции остановить офицера.

При этом военный полицейский обязан предъявить свое удостоверение личности и представиться по всей форме. Также обязательно наличие документов, являющихся основанием для проверки. Например, это может быть пункт приказа, другая распорядительная документация на проведение проверок, маршруты.

Офицеров можно задержать в следующих ситуациях:

  1. у них нет при себе документов (УГиК ст.26);
  2. они нарушают общественный порядок;
  3. получено соответствующее указание начальника (УГиК ст.75);
  4. они находятся в состоянии опьянения.

В последнем случае никаких объяснений от военнослужащего не требуется, его следует доставить в комендатуру.

Имеет ли право военная полиция останавливать гражданских? Она вправе остановить гражданское лицо только в границах воинской части и гарнизона, если это требуется для защиты жизни и здоровья военнослужащих и гражданских лиц в этой части.

Например, если задерживаемый человек совершил преступление или подозревается в его совершении или выяснилось, что он незаконно проник на территорию части или охраняемого объекта.

Что запрещается патрулю военной полиции?

Запрещается останавливать и заносить в список военнослужащих без достаточных оснований, а также:

  • разговаривать с задержанными и остановленными гражданами в грубой форме;
  • допускать действия, оскорбляющие их честь и достоинство.

Важно! Патрульным необходимо свои требования и доводы излагать понятно и убедительно, быть идеалом воинской дисциплины, правил ношения формы и воинской вежливости.

Последствия встречи с патрулем

Если полиция записала военнослужащего за нарушение правил ношения формы, нарушение регламента времени или иные деяния, то обычно ему приходится пройти несколько часов обучения Уставу в комендатуре, затем проводится строевая подготовка на плацу (в общей сложности до 3-х часов).

Если военнослужащего остановила военная полиция, он обязан подчиниться ее требованию. Следует вести себя спокойно и вежливо, при разговоре основываться на своих знаниях Устава и законов. Военнослужащий не вправе оказывать сопротивление патрульным. При необходимости следует пройти в военную комендатуру, если для этого выдвинуты какие-то основания.

Начальник патруля и его обязанности

Основной обязанностью начальника гарнизонного патруля военной полиции, определенной Уставом и служебной инструкцией, является наблюдение за добросовестным несением службы патрульными, соблюдением воинской дисциплины военнослужащими на маршруте следования патруля.

Перед патрулированием он должен явиться к военному коменданту для получения инструкций и документов.

Кроме того, он должен:

  1. знать цель патрулирования и руководить действиями подчиненных;
  2. изучить маршрут следования и своевременно докладывать коменданту или его помощнику о том, как проходит патрулирование;
  3. заносить в список (по ст.28) каждого задержанного и направленного в комендатуру, после завершения работы предоставить список коменданту, доложить дежурному о выполнении задачи.

Начальник патруля вправе требовать документы у военнослужащих срочной службы, а также гражданских лиц в пределах части, задерживать их и доставлять в комендатуру.

Военная полиция – одно из самых молодых подразделений Вооруженных Сил России. Несмотря на относительно недолгий период работы она показала себя эффективным и нужным органом, который способствует укреплению воинской дисциплины, усилению законности и правопорядка.