Содержание:
Разграничение доступа. Дискреционный и мандатный методы разграничения доступа. Матрица доступа.
Под разграничением доступа принято понимать установление полномочий субъектов для полследующего контроля санкционированного использования ресурсов, доступных в системе. Принято выделять два основных метода разграничения доступа: дискреционное и мандатное.
Дискреционным называется разграничение доступа между поименованными субъектами и поименованными объектами. На практике дискреционное разграничение доступа может быть реализовано, например, с использованием матрицы доступа (рис. 1.3.4).
Как видно из рисунка, матрица доступа определяет права доступа для каждого пользователя по отношению к каждому ресурсу. Очевидно, что вместо матрицы доступа можно использовать списки полномочий: например, каждому пользователю может быть сопоставлен список доступных ему ресурсов с соответствующими правами, или же каждому ресурсу может быть сопоставлен список пользователей с указанием их прав на доступ к данному ресурсу.
Мандатное разграничение доступа обычно реализуется как разграничение доступа по уровням секретности. Полномочия каждого пользователя задаются в соответствии с максимальным уровнем секретности, к которому он допущен. При этом все ресурсы АС должны быть классифицированы по уровням секретности.
Принципиальное различие между дискреционным и мандатным разграничением доступа состоит в следующем: если в случае дискреционного разграничения доступа права на доступ к ресурсу для пользователей определяет его владелец, то в случае мандатного разграничения доступа уровни секретности задаются извне, и владелец ресурса не может оказать на них влияния. Сам термин «мандатное» является неудачным переводом слова mandatory – «обязательный». Тем самым,
мандатное разграничение доступа следует понимать как принудительное.
Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 325 ; Нарушение авторских прав
МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ
Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .
Смотреть что такое «МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ» в других словарях:
Мандатная комиссия — (англ. mandatory committee) комиссия по проверке полномочий избранных депутатов, делегатов съезда и т.п … Энциклопедия права
МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ — орган, образуемый представительскими выборными учреждениями, для проверки полномочий депутатов или делегатов … Большой Энциклопедический словарь
Мандатная комиссия — орган, образуемый представительскими выборными учреждениями, для проверки полномочий депутатов или делегатов. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ — в представительных органах государственной власти и местного самоуправления ряда стран одна из постоянных комиссий, образуемых в начале работы первой сессии данного органа из числа депутатов. Проверяет полномочия депутатов и представляет на… … Юридическая энциклопедия
мандатная комиссия — орган, образуемый представительными выборными учреждениями для проверки полномочий депутатов или делегатов. * * * МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ, в представительных органах государственной власти и местного самоуправления постоянная… … Энциклопедический словарь
МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ — Комиссия, создаваемая на съездах, конференциях, конгрессах и т. п. для проверки правильности мандатов полномочий делегатов или депутатов … Словарь политических терминов
Мандатная комиссия — 1) комиссия, создаваемая на съездах, конференциях, конгрессах для проверки полномочий делегатов. 2) В СССР комиссия, образуемая каждой из палат Верховного Совета СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик, а также местными… … Большая советская энциклопедия
мандатная комиссия — в представительных органах государственной власти и местного самоуправления ряда стран одна из постоянных комиссий, образуемых (из числа депутатов) в начале работы первой сессии данного органа. Предлагает признать полномочия избранных депутатов,… … Большой юридический словарь
МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ — в представительных органах государственной власти и местного самоуправления ряда стран одна из постоянных комиссий, образуемых в начале работы первой сессии данного органа из числа депутатов. Проверяет полномочия депутатов и представляет на… … Энциклопедический словарь экономики и права
МАНДАТНАЯ КОМИССИЯ — в представительных органах государственной власти и местного самоуправления ряда стран одна из постоянных комиссий, образуемых из числа депутатов в начале работы первой сессии данного органа. Проверяет полномочия депутатов и представляет на… … Энциклопедия юриста
Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .
Смотреть что такое «МАНДАТНЫЙ» в других словарях:
мандатный — МАНДАТ, а, м. Документ, удостоверяющий те или иные полномочия предъявителя, право на что н. Депутатский м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
мандатный — прил., кол во синонимов: 1 • подмандатный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
мандатный — ая, ое. mandat m. 1. Отн. к мандату <документу>. Мандатное удостоверение. БАС 1. ♦ Мандатная комиссия (занимающаяся выдачей или проверкой мандатов на съездах и конференциях). Уш. 1938. ♦ Мандатная система голосования (при которой делегат.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
мандатный — прил. от сл. мандат; м ая комиссия комиссия по проверке полномочий депутатов, делегатов съезда и т. п.; м ая система голосования система голосования, при которой делегат может иметь несколько голосов, соответственно численности представляемой им… … Словарь иностранных слов русского языка
Мандатный — прил. соотн. с сущ. мандат, связанный с ним Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
мандатный — мандатный, мандатная, мандатное, мандатные, мандатного, мандатной, мандатного, мандатных, мандатному, мандатной, мандатному, мандатным, мандатный, мандатную, мандатное, мандатные, мандатного, мандатную, мандатное, мандатных, мандатным, мандатной … Формы слов
мандатный — манд атный … Русский орфографический словарь
мандатный — , ая, ое. * Мандатная комиссия. 1. Комиссия, создаваемая на съездах, конференциях, конгрессах для проверки полномочий делегатов. 2. В СССР: комиссия, образуемая каждой из палат Верховного Совета СССР, Верховными Советами союзных и… … Толковый словарь языка Совдепии
мандатный — см. мандат; ая, ое. М ая комиссия (комиссия, создаваемая на съездах, конференциях, конгрессах, в парламентах и т.п. для проверки полномочий делегатов, депутатов и т.п.) … Словарь многих выражений
мандатный — мандат/н/ый … Морфемно-орфографический словарь
Мандатные полномочия
1. Мандатная комиссия (далее — Комиссия) является постоянно действующим органом Совета депутатов и подотчетна ему.
2. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, региональными законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области, Регламентом Совета депутатов, иными нормативно-правовыми актами, настоящим Положением.
3. Деятельность Комиссии основывается на принципах законности, коллегиальности и ответственности за принимаемые решения.
4. Материально-техническое, правовое, информационное и иное обеспечение деятельности Комиссии осуществляется администрацией Ленинского сельсовета.
II. Направления деятельности и основные полномочия Комиссии
1. Комиссия осуществляет деятельность по следующим направлениям:
1) предварительное рассмотрение вопросов, связанных с депутатской деятельностью и этикой депутата Совета депутатов;
2) осуществление контроля за соблюдением установленного порядка прекращения депутатами Совета депутатов их полномочий;
3) предварительное рассмотрение вопросов о награждении Почетной грамотой Совета депутатов;
4) иные направления деятельности, отнесенные к ее ведению Совета депутатов.
2. Комиссия, по вопросам, отнесенным к ее ведению:
1) осуществляет предварительное рассмотрение внесенных на сессию Совета депутатов проектов решений;
2) осуществляет подготовку заключений по проекту правового акта Совета депутатов;
3) вносит предложения по повестке сессии Совета депутатов ;
4) самостоятельно решают вопросы организации своей деятельности;
5) запрашивает необходимые для осуществления своей деятельности документы и материалы у руководителей предприятий, учреждений администрации Вишневского сельсовета
6) осуществляют подготовку проектов Совета депутатов;
7) обращается в администрацию для проведения экспертизы нормативных правовых актов, получения информации, по другим вопросам своей деятельности;
8) осуществляет контроль за исполнением решений Совета депутатов;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с Регламентом Совета депутатов и настоящим Положением.
III. Структура Комиссии
1. Комиссию возглавляет председатель, который избирается на эту должность из состава комиссии в порядке, предусмотренном Регламентом Совета депутатов.
2. Председатель Комиссии наделяется следующими полномочиями:
1) созывает заседания Комиссии;
2) ведет заседания Комиссии, подписывает их решения, протоколы;
3) обеспечивает членов Комиссии материалами и документами, связанными с деятельностью Комиссии;
4) дает поручения членам Комиссии;
5) организует взаимодействие с другими комиссиями Совета депутатов;
6) от имени Комиссии вносит предложения по повестке сессии Совета депутатов;
7) информирует Совет депутатов о деятельности Комиссии;
8) рассматривает обращения, поступившие в адрес Комиссии;
9) выполняет иные функции, связанные с организацией работы Комиссии.
3. В отсутствие председателя Комиссии его обязанности выполняет один из членов Комиссии.
4. Члены Комиссии:
1) вправе вносить предложения и замечания по повестке заседания Комиссии, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
2) на заседаниях Комиссии вправе участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседании, выступать с предложениями и замечаниями, объяснять мотивы голосования и давать справки по рассматриваемым на заседании Комиссии вопросам;
3) вправе знакомиться с протоколами заседаний, решениями любой из постоянных комиссий Совета депутатов;
4) по поручению Комиссии имеют право выступать на сессиях Совета депутатов, с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к ведению Комиссии.
IV. Порядок ведения заседания Комиссии
1. Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее половины депутатов, входящих в состав Комиссии.
2. Депутат обязан присутствовать на заседаниях Комиссии. О невозможности присутствовать на заседании Комиссии по уважительной причине депутат заблаговременно извещает председателя Комиссии .
3. Заседания Комиссии проводятся открыто. На заседании Комиссии вправе присутствовать с правом совещательного голоса депутаты Совета депутатов, не входящие в состав Комиссии, глава Ленинского сельсовета или уполномоченные им лица, представители органов местного самоуправления, общественных объединений.
4. На заседание Комиссии могут приглашаться специалисты органов местного самоуправления.
5. Комиссия вправе проводить совместные заседания с другими комиссиями Совета депутатов по вопросам, относящимся к их совместному ведению.
6. Комиссия, по вопросам, находящимся на ее рассмотрении, может запрашивать мнения других комиссий Совета депутатов.
7. Решение Комиссии принимается открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Комиссии и фиксируется в протоколе заседания Комиссии.
Метод и абстрактная модель мандатного контроля доступа
Метод мандатного контроля доступа основан на использовании для задания прав доступа субъектов к объектам так называемых меток безопасности, или мандатов. Основу метода составляет возможность категорирования субъектов и объектов по какому-либо признаку: уровню доступа к информации, уровню конфиденциальности информации, уровеню доверия к программному средству, к безопасности объекта и т.д. На практике нашел широкое применение мандатный метод контроля доступа, основанный на категорировании обрабатываемой информации.
Идея рассматриваемого подхода к контролю доступа на основе меток безопасности (мандатов) в общем случае состоит в том, что если возможно иерархическое упорядочивание (категорирование) субъектов и объектов доступа по какому-либо признаку (признакам), то для каждой категории можно задать свою метку безопасности — число. Правила доступа при этом можно определять «по умолчанию», на основании результатов арифметического сравнения меток безопасности субъектов и объектов. Проиллюстрируем реализацию данного подхода к реализации контроля доступа на примере абстрактной модели, получившей наименование «модели Белла — ЛаПадулы».
Метки безопасности объектов отражают категорию конфиденциальности информации, которая может быть сохранена в соответствующих объектах. Метки безопасности субъектов отражают полномочия (по аналогии с формой допуска — уровень доступа) субъектов в части их допуска к информации различных уровней конфиденциальности.
Рассмотрим соответствующую модель мандатного контроля доступа. Будем считать, что чем выше полномочия субъекта и уровень конфиденциальности объекта, тем меньше их порядковый номер в линейно полномочно упорядоченных множествах субъектов и объектов С = <С,, . С;> и О = = <О. О,>, и тем меньшее значение метки безопасности М(, i = 1, . / им присваивается, т.е. М,
Замечание. В более общем виде второе правило формулируется следующим образом: субъект С имеет доступ к объекту О в режиме «Записи», если выполняется условие: М(. > М„.
Метка безопасности (мандат) Метка безопасности (мандат) субъекта доступа Мс субъекта доступа М
Рис. 3.4. Правила мандатного контроля доступа, направленные на защиту от понижения категории обрабатываемой информации
Таким образом, администрирование средства защиты, реализующего метод мандатного контроля доступа, состоит в назначении меток безопасности (мандатов) субъектам и объектам. При анализе запроса доступа диспетчер идентифицирует метки субъекта, запросившего доступ, и объекта, к которому запрошен доступ. Значения этих меток арифметически сравниваются. По результатам подобного сравнения меток безопасности, на основании заданных «по умолчанию» правил мандатного контроля доступа (сравнения меток безопасности), диспетчером принимается решение, является ли запрошенный доступ санкционированным.
Определимся с тем, какие преимущества имеет (если имеет) метод мандатного контроля доступа перед методом дискреционного контроля доступа с принудительным управлением информационными потоками, и следует ли их рассматривать как альтернативные решения.
Представим правила контроля доступа, показанные на рис. 3.4, соответствующей матрицей контроля доступа Мт:
При разрешении записи (при выполнении условия: Мс > М) получаем матрицу контроля доступа Мт (р):
Как видим, все эти правила в полном объеме могут быть реализованы методом дискреционного контроля доступа, из чего можем заключить, что метод мандатного контроля доступа не предоставляет каких-либо иных функциональных возможностей по сравнению с методом дискреционного контроля доступа с принудительным управлением информационными потоками. Более того, возможности метода дискреционного контроля доступа при этом существенно усекаются. Это обусловливается следующим.
- • Файловыми объектами, к которым может контролироваться доступ, в данном случае выступают исключительно файлы, используемые для хранения обрабатываемых интерактивными пользователями данных, поскольку категорируется информация. Как следствие, к контролируемым объектам не относятся исполняемые файлы (метод не предполагает контроля права исполнения), конфигурационные файлы системы и приложений, т.е. системные файлы. Понятно, что ни о каком категорировании нельзя говорить и применительно к объектам реестра ОС.
- • В общем случае «по умолчанию» не могут категорироваться иные объекты ИС, кроме файловых. Например, конкретный принтер может использоваться как для печати документов не выше определенного уровня конфиденциальности, так и, наоборот, не ниже этого уровня.
- • Противоречия в возможности категорирования имеют место и применительно к субъектам доступа, например, как категорировать системных пользователей, администраторов, применительно к категорированию обрабатываемой информации?
Вывод. Мандатный метод контроля доступа характеризуется предельно низким уровнем абстракции и может использоваться исключительно для реализации контроля доступа интерактивных пользователей к создаваемым ими файлам, используемым для хранения обрабатываемых данных.
Замечания. 1. Для возможности разграничения нрав доступа между субъектами, которым присвоена одинаковая метка безопасности и, соответственно, к объектам, которым присвоена одна метка безопасности, в дополнение к мандатному должен использоваться метод дискреционного контроля доступа.
2. Для разделения между субъектами неразделяемых системой и приложениями объектов в дополнение к мандатному в обязательном порядке должен использоваться метод перенаправлений запросов доступа, так как, в частности, невозможно назначить одновременно несколько различных меток безопасности одному каталогу временного хранения файлов, а исходно файлов в этом каталоге нс существует, они создаются в процессе работы.
Замечание. В случае мандатного контроля доступа следует говорить о полномочном методе контроля доступа, основу которого составляет категорирование (наличие иерархии) полномочий субъектов доступа, например «директор», «начальник департамента» и т.д. Использование категорирования информации по уровням конфиденциальности и доступа к ней субъектов также при этом можно рассматривать в качестве категорирования полномочий субъектов доступа.
Отметим, что с помощью мандатного метода контроля доступа может реализовываться и избирательный контроль доступа, при условии, что отсутствует возможность категорирования субъектов и (или) объектов доступа. В этом случае уже метки безопасности (мандаты) должны сравниваться на совпадение, а правила мандатного контроля доступа принимают следующий вид:
- 1) субъект С имеет доступ к объекту О, если выполняется условие Мс = = М;
- 2) субъект С не имеет доступа к объекту О, если выполняется условие МС*М.
Такие правила мандатного контроля доступа уже описываются диагональной матрицей контроля доступа.
Мандатные полномочия
Настройки отображения
- Главная
- Представительная власть
- Постоянные комиссии
- Мандатная комиссия
Постоянные комиссии
Истрахов Валерий Валерьевич — председатель комиссии
— Трусов Анатолий Сергеевич
— Борисовский Егор Сергеевич
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Мандатная комиссия (далее комиссия) является рабочим органом Совета депутатов, ответственным и подотчетным ему.
Комиссия избирается из числа депутатов на срок своих полномочий, решение об образовании комиссии принимается сессией Совета депутатов.
Комиссия работает во взаимодействии с другими комиссиями Совета, соответствующими подразделениями администрации района, органами местного самоуправления, общественными организациями. Комиссия свою работу строит на основе коллективного, свободного обсуждения вопросов, гласности и инициативе ее членов.
В работе комиссии с правом совещательного голоса могут участвовать депутаты Совета – не члены комиссии, могут быть привлечены специалисты, эксперты и другие заинтересованные лица.
В своей работе комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными актами РФ и Новосибирской области, Уставом Чулымского района, Регламентом Совета депутатов, решениями Совета депутатов и настоящим Положением.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
рассматривает материалы территориальной избирательной комиссии Чулымского района об избрании депутатов Совета депутатов, вносит на рассмотрение Совета депутатов проекты решений о подтверждении ;
осуществляет регистрацию депутатских объединений (фракций, депутатских групп);
осуществляет проверку соответствия положения о депутатском объединении федеральному законодательству, законодательству Новосибирской области, настоящему регламенту;
ведет реестр депутатских объединений;
по заявлению депутата Совета депутатов рассматривает и подготавливает для решения Советом депутатов вопрос о сложении депутатом своих полномочий;
по заявлению депутата Совета депутатов, депутатского объединения либо по поручению Совета депутатов рассматривает материалы о соблюдении депутатами этических норм;
по заявлению депутата Совета депутатов рассматривает вопросы о нарушении прав депутата при осуществлении им депутатской деятельности;
рассматривает информацию о присутствии депутатов Совета депутатов на заседаниях Совета депутатов;
выполняет иные поручения Совета депутатов.
3. РУКОВОДСТВО КОМИССИЕЙ И ПОРЯДОК ЕЕ РАБОТЫ.
3.1. Комиссию возглавляет председатель, избираемый большинством голосов при открытом голосовании по представлению председателя Совета депутатов, группы депутатов или самовыдвижением и утверждается на сессии.
Председатель организует работу комиссии, подписывает решения, распределяет обязанности между членами комиссии, дает им поручения, представляет Совету депутатов проекты решений, заключения и предложения, подготовленные комиссией, если это не поручено другому члену комиссии, представляет комиссию в отношениях с администрацией района, общественными организациями, органами местного самоуправления.
3. 2. Член комиссии обязан присутствовать на заседаниях и выполнять возложенные на него поручения. При невозможности присутствовать на заседании комиссии, член ставит в известность председателя комиссии о причинах своего отсутствия.
3.3 Комиссия работает в соответствии с планом Совета депутатов,. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости ( в случае поступления вопросов, находящихся в компетенции комиссии).
3.4. В заседании комиссии с правом совещательного голоса могут принимать участие представители органов исполнительной власти района, органов местного самоуправления, в том числе поселений, специалисты.
3.5. Заседания комиссии проходят открыто. Комиссия вправе принять решение о проведении закрытого заседания.
Решения принимаются открытым голосованием. Решение комиссии считается принятым, если на заседании присутствует не менее половины от общего числа депутатов комиссии и за его принятие проголосовало большинство от присутствующих.
3.6. Комиссия может проводить выездные заседания. Вопросы, относящиеся к ведению нескольких комиссий, могут готовиться и рассматриваться совместно.
3.7. Если комиссия не пришла к согласию по обсуждаемому вопросу, она доводит свои предложения до председателя Совета или его заместителей с последующим рассмотрением их на заседании Совета депутатов для окончательного решения.
3.8. Член комиссии, имеющий особое мнение при обсуждении вопроса, вправе представлять его Совету депутатов.
3.9. Решения и протоколы заседаний комиссии хранятся в ее делах. В конце календарного года комиссия информирует о своей деятельности.
3.10. Обеспечение деятельности комиссии осуществляется аппаратом Совета депутатов и администрацией района.
Мандатные полномочия
ПРИЛОЖЕНИЕ (З F) — МАНДАТ ЛИГИ НАЦИЙ
МАНДАТ НА ПАЛЕСТИНУ
Совет Лиги Наций:
Поскольку главные союзнические державы, во исполнение оговоренного параграфом 22 Устава Лиги Нации, пришли к решению передать власть над Палестиной, которая ранее принадлежала Оттоманской империи, Мандатному уполномоченному, избранному этими державами, и в границах, устанавливаемых этими державами;
Поскольку главные союзнические державы также пришли к решению, что Мандатный уполномоченный будет нести ответственность за реализацию заявления от 2 ноября 1917 года, сделанного правительством Его Величества короля Британии и одобренного вышеназванными державами, об образовании национального дома еврейского народа при непременном условии, что не будут ущемлены гражданские и религиозные права живущих на этой территории нееврейских общин, а также политические права евреев, проживающих в других странах;
Поскольку историческая связь еврейского народа с Палестиной осознана и признана, так же, как и право евреев возродить свой национальный дом на этой земле;
Поскольку своим Мандатным уполномоченным по Палестине главные союзнические державы избрали Его Величество короля Британии;
Поскольку условия мандата на Палестину уже сформулированы и представлены на утверждение Совету Лиги Наций;
Поскольку Его Величество король Британии принял на себя мандатные полномочия в отношении Палестины и согласился отправлять их от лица Лиги Наций и по предложенным ею принципам;
Поскольку в вышеупомянутом параграфе 22 (раздел 8) Устава Лиги Наций степень полномочий мандатного правительства, заранее не согласованного членами Лиги, подлежит эксплицитному определению Советом Лиги Наций;
Подтверждая вышеуказанный мандат, определяет его условия следующим образом:
Мандатный уполномоченный будет обладать всей полнотой административной и законодательной власти, за исключением тех случаев, когда ее ограничивают условия данного мандата.
Мандатный уполномоченный будет нести ответственность за создание в стране таких политических, административных и экономических условий, которые наилушим образом обеспечат создание Еврейского национального дома, как это сформулировано в преамбуле, обеспечат развитие институтов самоуправления, а также защиту гражданских и религиозных прав всех жителей Палестины, независимо от расовой и религиозной принадлежности.
Мандатный уполномоченный будет, насколько позволят обстоятельства, развивать местную автономию.
Соответствующая еврейская организация получит статус официальной организации, в задачи которой входят консультации и сотрудничество с Администрацией Палестины в тех экономических, социальных и других вопросах, которые могут повлиять на создание Еврейского национального дома, на интересы еврейского населения Палестины и — постоянно под контролем Администрации — на развитие страны в целом.
Такой организацией может быть признана Сионистская организация, до тех пор, пока она, с точки зрения Мандатного уполномоченного, подходит по всем основным принципам своей структуры и организации. После консультаций с правительством Его Величества короля Британии она должна предпринять меры по привлечению к сотрудничеству всех евреев, которые хотят участвовать в создании Еврейского национального дома.
Мандатный уполномоченный несет ответственность за то, чтобы ни одна часть палестинской территории не была отдана, сдана в аренду или попала под контроль какого-либо иностранного государства.
Обеспечивая защиту прав и положения других групп населения, Администрация Палестины будет обеспечивать наиболее благоприятные условия для иммиграции евреев и — совместно с упомянутой в пункте 4 еврейской организацией — компактное расселение иммигрантов на земле, включая как государственные, так и пустующие земли, не востребуемые для общественных нужд.
Администрация Палестины будет ответственна за принятие закона о гражданстве, включающего параграфы, которые облегчат получение палестинского гражданства евреям, избравшим Палестину местом своего постоянного проживания.
Привилегии и неприкосновенность иностранцев, включая консульскую юрисдикцию н защиту, которыми они ранее пользовались по Капитуляциям или по обычаям Оттоманской империи, применяться в Палестине не будут.
(Капитуляции – договоры Оттоманской Империи с христианскими державами об особом статусе этих держав, находившихся на территории турецкой Палетсины (прим.перев.))
Если же державы, чьи подданные пользовались вышеупомянутыми привилегиями до 1 августа 1914 года, не откажутся заранее от прав на их возобновление, или же не согласятся с их неприменением на оговоренный период, то по истечении срока Мандата эти привилегии и неприкосновенность будут восстановлены во всей их полноте, или с теми изменениями, о которых договорятся заинтересованные державы.
Мандатный уполномоченный обязан проследить за тем, чтобы судебная система, создаваемая в Палестине, полностью гарантировала все права как иностранцев, так и местных жителей.
Должно полностью гарантироваться уважение к статусу различных народностей общин и к их религиозным убеждениям. В частности, контроль и управление вакфами должны осуществляться в соответствии с религиозным правом и распоряжениями дарителей.
Для принятия специальных экстраординарных соглашений на Палестину распространяются договоры о выдаче преступников, заключенные между Мандатным уполномоченным и иностранными государствами.
Администрация Палестины примет все необходимые меры по защите интересов населения в связи с развитием страны и, выполняя все международные обязательства, принятые Мандатным уполномоченным, будет иметь необходимые полномочия, чтобы обеспечить общественное владение или общественный контроль за естественными богатствами страны, общественными работами, коммунальными услугами и предприятиями общественного пользования, как существующими уже, так и проектируемыми. Администрация введет такую систему землепользования, которая наиболее отвечает нуждам страны, в частности, с учетом желательности компактных поселений и интенсивного земледелия.
Администрация может передать еврейской организации, упомянутой в пункте 4, строительство любых сооружений или руководство любыми общественными работами и услугами, а также разработку любых природных ресурсов, естественно, на справедливых условиях и не в ущерб своим собственным планам. При заключении подобных договоров необходимо оговаривать, что данная еврейская организация имеет право распоряжаться, будь то прямо или косвенно, лишь разумным процентом с прибыли на вложенный капитал. Остальная часть прибыли должна использоваться под контролем администрации на нужды страны.
На Мандатного уполномоченного будет возложен контроль за международными отношениями Палестины и право выдавать экзекватуры консулам иностранных государств. Ему также вменяется в обязанность дипломатическая и консульская защита граждан Палестины, когда они находятся за пределами страны.
Мандатный уполномоченный возьмет на себя ответственность за Святые Места и религиозные сооружения в Палестине, сохраняя все их права и обеспечивая к ним свободный доступ и свободное отправление там религиозных ритуалов, в то же время гарантируя общественный порядок и соблюдение всех приличий. За все вышеперечисленное и связанное с ним, Мандатный уполномоченный несет ответственность исключительно перед Лигой Наций и может договариваться с Администрацией о разумных мерах по реализации поставленных в этом пункте задач, однако с запрещением вмешиваться в структуру и управление сугубо мусульманских Святых Мест, чья неприкосновенность должна гарантироваться.
Мандатным уполномоченным будет назначена специальная комиссия по изучению, выяснению и определению прав и притязаний в связи со Святыми Местами и вообще прав и притязаний различных религиозных общин в Палестине. Принцип структуры, выбора членов и функционирования данной комиссии должен быть представлен на утверждение Совету Лиги Наций, без разрешения которого невозможно ни назначение комиссии, ни начало ее деятельности.
Мандатный уполномоченный должен обеспечить равную для всех граждан свободу совести и отправления различных религиозных обрядов, при условии, что не нарушается общественная мораль и сохраняется общественный порядок. Запрещается любая дискриминация жителей Палестины по расовому, религиозному или языковому признакам. Никто не может быть изгнан из страны только по причинам исключительно религиозного характера.
За каждой из общин признается право создавать школы для обучения своих членов на своем языке, сообразуя программу обучения с учебными требованиями общего характера, выдвинутыми Администрацией.
Мандатный уполномоченный будет осуществлять такой надзор над религиозными и благотворительными организациями всех конфессий в Палестине, который обеспечит сохранение общественного порядка и успешное фукнционирование этих организаций. При надзоре не должно происходить никакого вмешательства в деятельность этих организаций и никакой дискриминации их представителей или членов по религиозной и национальной принадлежности.
Администрации Палестины разрешается создать на добровольной основе силы для поддержания мира и порядка, а также для защиты страны. Эти силы будут находиться под наблюдением Мандатного уполномоченного, и не могут без его согласия использоваться для иных, не перечисленных выше, целей. Не допускается создание Администрацией Палестины никаких сухопутных или воздушных сил для каких-либо, не обозначенных выше, целей.
Ничто, изложенное в данной статье, не запрещает администрации вкладывать средства на поддержание вооруженных сил Мандатного уполномоченного Палестины.
Мандатному уполномоченному вменяется в обязанность проследить, чтобы в Палестине не дискриминировались подданные государств-членов Лиги Наций (включая фирмы и компании, зарегистрированные в этих державах) и граждане других иностранных государств в отношении налогов, коммерции, перевозок, деловой, промышленной или профессиональной деятельности, а также коммерческого судоходства и гражданской авиации. Таким же образом в Палестине не допускается дискриминация товаров, произведенных в вышеперечисленных государствах, или направляемых туда. В подмандатных районах должен осуществляться свободный транзит на справедливых условиях.
Принимая во внимание как вышеизложенное, так и другие положения мандата, Администрация Палестины может, по согласованию с Мандатным уполномоченным, устанавливать такие налоги и таможенные пошлины и предпринимать такие шаги по разработке естественных ресурсов страны и защите интересов граждан, какие сочтет
необходимыми и полезными. Администрация также может, после консультаций с Мандатным уполномоченным, заключать особые таможенные договоры с любым государством, территория которого полностью входила в 1914 году в состав азиатской части Оттоманской империи или в Аравию.
От имени Администрации Палестины Мандатный уполномоченный подписывает все международные соглашения, как уже существующие, так и новые из числа тех, которые будут заключаться с одобрения Лиги Наций, касающиеся работорговли, торговли оружием н боеприпасами, торговли наркотиками, а также договоры, касающиеся торгового равноправия, свободы транзита, морской и воздушной навигации, почтовой, телеграфной и беспроволочной связи, прав на литературную, художественную и промышленную собственность.
От имени Администрации Палестины Мандатный уполномоченный будет проводить, насколько позволят религиозные, социальные и другие условия в стране, общую с Лигой Наций политику по профилактике и борьбе с болезнями, включая болезни животных и растений.
Мандатный уполномоченный обеспечит в течение года принятие и введение в действие закона о памятниках древности, основанного на следующих принципах. Закон предоставит равные права в отношении раскопок и археологических исследований всем представителям держав, являющихся членами Лиги Наций.
1) Под памятником древности понимается любое сооружение или продукт человеческой деятельности, датируемый ранее 1700 года.
2) Закон о памятниках древности предпочтительнее осуществлять с помощью поощрений, не наказаний. Любой человек, обнаруживший памятник древности, но не имеющий специального разрешения, упомянутого в подпункте 5, заявив о находке официальному представителю соответствующего департамента, получит вознаграждение, соразмерное ее ценности.
3) Любой памятник может быть передан только в соответствующий департамент, за исключением тех случаев, когда департамент отказывается от приобретения данного памятника. Ни один памятник древности не может быть вывезен без экспертного разрешения вышеупомянутого департамента.
4) Любой человек, по злому умыслу или халатному небрежению разрушающий, или наносящий вред памятникам древности, будет подвержен наказаниям, систему кот” рых предстоит разработать.
5) Под угрозой штрафа запрещается расчистка земли и раскопки с целью поиска памятников древности лицами, не получившими специального разрешения от соответствующего департамента.
б) При отчуждении, временном или постоянном, земель, представляющих исторический или археологический интерес, должны быть выработаны справедливые условия.
7) Право производить раскопки будет предоставляться только лицам, обладающим достаточной археологической квалификацией. При этом Администрация Палестины, предоставляя эти права, не должна без веских причин отказывать в разрешении ученым отдельных стран.
8) Находки, сделанные в процессе раскопок, могут быть поделены между археологами и соответствующим департаментом в пропорциях, установленных департаментом. Если такой раздел по научным причинам невозможен, археологи должны получить справедливое возмещение своей части найденного.
Официальными государственными языками Палестины будут английский, арабский и иврит. Любая арабская надпись на марках или деньгах должна быть повторена на иврите, любая надпись на иврите должна быть повторена на арабском.
Администрация Палестины признает религиозные праздники соответствующих общин официальными выходными днями для членов этих общин.
Мандатный уполномоченный будет представлять Лиге Наций ежегодный отчет для одобрения мер, принятых за год по реализации положений мандата. К отчету будут прилагаться копии всех законов и постановлений, принятых за данное время.
На территориях, расположенных между Иорданом и восточной границей Палестины, по ее окончательному установлению , Мандатный уполномоченный получает право, с согласия Совета Лиги Наций, отложить применение или воздержаться от применения тех положений Мандата, которые, на его взгляд, не подходят к местным условиям, и одновременно разработать такие положения для местной администрации территорий, которые эти особые условия учитывают. При этом не должны предприниматься действия, противоречащие пунктам 15,16 и 18 мандата.
Мандатный уполномоченный дает согласие на то, что, при возникновении какого-либо спора между ним и государством-членом Лиги Наций по поводу трактовки того или иного положения данного мандата, этот спор, если он не может быть урегулирован путем двусторонних переговоров, будет вынесен на решение постоянно действующего Международного Суда, созданного на основании параграфа 1 4 Устава Лиги Наций.
Для изменения положений и условий данного мандата требуется согласие Совета Лиги Наций.
В случае завершения Мандата, передаваемого этим документом Мандатному уполномоченному , Совет Лиги Наций предпримет все необходимые шаги по защите прав, предоставляемых в пунктах 13 и 14, и использует все свое влияние, при гарантии Лиги Наций, чтобы правительство Палестины полностью приняло на себя законные финансовые обязательства Администрации Палестины, законно принятые во время срока мандата, включая права государственных служащих на пенсии и пособия.
Настоящий документ будет храниться в оригинале в архиве Лиги Наций, а его заверенные копии государственный секретарь Лиги направит всем ее государствам-членам.
Лондон, двадцать четвертое нюня тысяча девятьсот двадцать второго года