Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
Пресс-служба
107016, Москва, ул. Неглинная, 12
www.cbr.ru
О предельных размерах базовых ставок и коэффициентах страховых тарифов по ОСАГО
Указание устанавливает минимальные и максимальные значения базовой ставки страхового тарифа («тарифный коридор»), коэффициенты страховых тарифов, в том числе коэффициент, предусматривающий возможность управления транспортным средством с прицепом к нему.
Документ определяет требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по ОСАГО.
Максимальное увеличение размера базовых ставок составит 30% от действующих уровней, а размер «тарифного коридора» оценен в 5,2 процентных пункта в сторону снижения от максимального значения.
Страховые организации будут определять размер базового страхового тарифа в пределах «тарифного коридора» самостоятельно по каждой категории транспортного средства в зависимости от территории его преимущественного использования. Документ, устанавливающий размеры базового страхового тарифа, должен быть размещен на сайте страховщика в сети Интернет.
Указание вступит в действие со дня признания утратившим силу постановления правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».
В соответствии с законодательством, с 1 октября 2014 года максимальный размер страховой выплаты по ОСАГО в части причинения вреда имуществу одного потерпевшего увеличивается со 120 до 400 тысяч рублей. Уровень максимально допустимого износа на комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты), подлежащие замене при восстановительном ремонте, снижается с 80% до 50%.
1 октября 2014 года
При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.
Содержание:
Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 264 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)
Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 264
«Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии»
С изменениями и дополнениями от:
20 апреля, 30 сентября, 21 декабря 2004 г.
Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 739 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2006 г.
В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2003 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Страховые тарифы
по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 264)
С изменениями и дополнениями от:
20 апреля, 30 сентября, 21 декабря 2004 г.
См. Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 739
Раздел I. Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Об обжаловании пункта 1 раздела I настоящих Страховых тарифов см. Решение Верховного Суда РФ от 21 января 2004 г. N ГКПИ03-1412, оставленное Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 марта 2004 г. N КАС04-51 без изменения
1. Базовые ставки страховых тарифов
Тип транспортного средства
Базовая ставка страхового тарифа в процентах от страховой суммы (400 тыс.рублей)
Базовая ставка страхового тарифа (Тб) в рублях
Прицепы к легковым автомобилям
Такси (в том числе маршрутные)
грузоподъемностью до 10 т
грузоподъемностью свыше 10 т
Прицепы к грузовым автомобилям
Автобусы с числом мест сидения до 20
Автобусы с числом мест сидения свыше 20
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины
Прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам
Мотоциклы и мотороллеры
Об обжаловании пункта 2 раздела I настоящих Страховых тарифов см. Решение Верховного Суда РФ от 7 октября 2003 г. N ГКПИ03-865, Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 декабря 2003 г. N КАС 03-571
2. Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства
Коэффициент (Кт) для транспортных средств, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним
Коэффициент (Кт) для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним
Место жительства (нахождения) собственника транспортного средства:
Балашихинский, Домодедовский, Истринский, Ленинский, Люберецкий, Мытищинский, Одинцовский, Пушкинский, Раменский, Солнечногорский, Химкинский и Щелковский районы
Волоколамский, Воскресенский, Дмитровский, Егорьевский, Зарайский, Каширский, Клинский, Коломенский, Красногорский, Лотошинский, Луховицкий, Можайский, Наро-Фоминский, Ногинский, Озерский, Орехово-Зуевский, Павлово-Посадский, Подольский, Рузский, Сергиево-Посадский, Серебряно-Прудский, Серпуховский, Ступинский, Талдомский, Чеховский, Шатурский и Шаховский районы
гг.Астрахань, Барнаул, Брянск, Владивосток, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Иркутск, Казань, Калининград, Кемерово, Киров, Краснодар, Красноярск, Курск, Липецк, Магнитогорск, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Оренбург, Пенза, Пермь, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саратов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Ярославль
гг.Абакан, Азов, Александров, Алексин, Альметьевск, Амурск, Анапа, Ангарск, Анжеро-Судженск, Апатиты, Арзамас, Армавир, Арсеньев, Артем, Архангельск, Асбест, Ачинск, Балаково, Балахна, Балашов, Батайск, Белгород, Белебей, Белово, Белогорск, Белорецк, Белореченск, Бердск, Березники, Березовский, Бийск, Биробиджан, Благовещенск, Бор, Борисоглебск, Боровичи, Братск, Бугульма, Бугуруслан, Буденновск, Бузулук, Буйнакск, Великие Луки, Великий Новгород, Верхняя Пышма, Верхняя Салда, Владикавказ, Владимир, Волгодонск, Волжск, Волжский, Вологда, Волхов, Вольск, Воркута, Воткинск, Выкса, Вышний Волочек, Вязьма, Геленджик, Георгиевск, Глазов, Горно-Алтайск, Губкин, Гуково, Гусь-Хрустальный, Дербент, Дзержинск, Димитровград, Ейск, Елабуга, Елец, Ессентуки, Ефремов, Железногорск, Заречный, Заринск, Зеленогорск, Зеленодольск, Златоуст, Инта, Искитим, Ишим, Ишимбай, Йошкар-Ола, Калуга, Каменск-Уральский, Каменск-Шахтинский, Камышин, Канаш, Канск, Каспийск, Кимры, Кинешма, Кирово-Чепецк, Киселевск, Кисловодск, Клинцы, Ковров, Когалым, Комсомольск-на-Амуре, Копейск, Кострома, Котлас, Краснокаменск, Краснокамск, Краснотурьинск, Кропоткин, Крымск, Кстово, Кузнецк, Куйбышев, Кумертау, Кунгур, Курган, Курганинск, Кызыл, Лабинск, Лениногорск, Ленинск-Кузнецкий, Лесной, Лесосибирск, Ливны, Лиски, Лысьва, Магадан, Майкоп, Малгобек, Махачкала, Междуреченск, Мелеуз, Миасс, Минеральные Воды, Минусинск, Михайловка, Михайловск, Мичуринск, Мончегорск, Мурманск, Муром, Мценск, Назарово, Назрань, Нальчик, Находка, Невинномысск, Нерюнгри, Нефтекамск, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нижнекамск, Нижний Тагил, Новоалтайск, Новокуйбышевск, Новомосковск, Новороссийск, Новотроицк, Новоуральск, Новочебоксарск, Новочеркасск, Новошахтинск, Новый Уренгой, Норильск, Ноябрьск, Нягань, Обнинск, Озерск, Октябрьский, Орел, Орск, Осинники, Отрадный, Павлово, Первоуральск, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Печора, Полевской, Прокопьевск, Прохладный, Псков, Пятигорск, Ревда, Ржев, Рославль, Россошь, Рубцовск, Рузаевка, Рыбинск, Салават, Сальск, Саранск, Сарапул, Саров, Сатка, Сафоново, Саяногорск, Свободный, Северодвинск, Североморск, Северск, Серов, Сибай, Славянск-на-Кубани, Смоленск, Соликамск, Сочи, Спасск-Дальний, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Сургут, Сызрань, Сыктывкар, Таганрог, Талнах, Тамбов, Тимашевск, Тихорецк, Тобольск, Троицк (Челябинская область), Туапсе, Туймазы, Тулун, Узловая, Улан-Удэ, Усолье-Сибирское, Уссурийск, Усть-Илимск, Усть-Кут, Ухта, Хасавюрт, Чайковский, Чапаевск, Чебаркуль, Черемхово, Череповец, Черкесск, Черногорск, Чистополь, Чита, Чусовой, Шадринск, Шахты, Шелехов, Шуя, Щекино, Элиста, Энгельс, Южно-Сахалинск, Юрга, Якутск, Ярцево
Постановление правительства по тарифам осаго
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 08.12.05 N 739
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ
ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ИХ СТРУКТУРЫ И ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ СТРАХОВЩИКАМИ
ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТРАХОВОЙ ПРЕМИИ
(в ред. Постановлений Правительства РФ
от 21.06.2007 N 390, от 29.02.2008 N 130)
В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии.
2. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 264 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 20, ст. 1898);
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2004 г. N 216 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 264» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 18, ст. 1760);
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 509 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 264» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3964);
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 823 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 264» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5492).
3. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2006 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 декабря 2005 г. N 739
СТРАХОВЫЕ ТАРИФЫ
ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ИХ СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ СТРАХОВЩИКАМИ
ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТРАХОВОЙ ПРЕМИИ
(в ред. Постановлений Правительства РФ
от 21.06.2007 N 390, от 29.02.2008 N 130)
Раздел I. Страховые тарифы
по обязательному страхованию гражданской ответственности
владельцев транспортных средств
1. Базовые страховые тарифы (ТБ)
1. Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины — машины, имеющие паспорт самоходной машины и проходящие государственную регистрацию в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
2. Категория транспортного средства определяется согласно сведениям, указанным в паспорте транспортного средства или в свидетельстве о регистрации транспортного средства. В случае если в документе, на основании которого определяются сведения о транспортном средстве, имеются расхождения между категорией и типом транспортного средства, при определении базового страхового тарифа следует руководствоваться данными о категории транспортного средства.
2. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.02.2008 N 130)
Для населенных пунктов, подчиненных администрации города (администрации района города), применяется коэффициент КТ, установленный для города (района), администрации которого они подчиняются.
3. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) (КБМ)
1. Коэффициент КБМ применяется при заключении, изменении или продлении договора обязательного страхования со сроком действия 1 год.
2. Для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые выплаты по одному страховому случаю рассматриваются как одна страховая выплата.
3. Информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат (далее — информация).
4. По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования.
При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.
5. По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании информации в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии информации указанным водителям присваивается класс 3.
Если водителем представлена информация, согласно которой предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленная информация учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства.
6. При представлении информации в отношении водителя по нескольким договорам обязательного страхования класс определяется на основании суммирования количества страховых выплат, содержащихся в информации о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования.
7. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
8. Если представлена информация по договору обязательного страхования, который был досрочно прекращен, то сведения о страховых выплатах, произведенных в течение срока действия досрочно прекращенного договора обязательного страхования, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок.
9. В случае отсутствия страховых выплат в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который был присвоен собственнику (если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством) или водителю (если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством) при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования.
10. Для определения класса учитывается информация по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования.
(примечания в ред. Постановления Правительства РФ от 21.06.2007 N 390)
4. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО)
Повышение тарифов ОСАГО
Выберите тип транспортного средства
Еще до принятия последних поправок в области обязательного автострахования было понятно, что государство слишком долго медлило с увеличением базового тарифа ОСАГО. Да, с момента введения «автогражданки» неоднократно пересматривались поправочные коэффициенты, в том числе территориальный. Но этих изменений было явно недостаточно для приведения цены «автогражданки» в соответствие с реалиями рынка. На протяжении последних лет андеррайтеры страховщиков неустанно твердили о назревшей необходимости кардинального пересмотра стоимости полиса.
А после заметного увеличения размера страховых сумм ведущие игроки рынка буквально требовали у правительства и Центробанка скорейшего принятия постановления об увеличении базового тарифа ОСАГО. По расчетам экспертов, рост лимитов ответственности без корректировки цен на страховки мог привести к краху всей системы обязательного автострахования. Причем доводы страховых андеррайтеров по поводу несоразмерного соотношения убытков и платежей за автостраховку основывались на математических расчетах.
В итоге Центробанк (ЦБ), ответственный за изменение страховых тарифов ОСАГО, решил все-таки поднять планку максимальной стоимости страховой защиты. Стоит заметить, что специалисты ЦБ приняли во внимание важнейшее социальное значение «автогражданки», потому решили увеличивать цену в несколько этапов, что позволило избежать резкого скачка стоимости. Сначала изменению подверглись лишь базовые тарифы, но при этом был несколько пересмотрен порядок расчета страховой премии. На втором этапе повторно увеличились базовые ставки, а также подверглась изменениям таблица, регулирующая цену по городам и регионам. В результате описанных изменений стоимость обязательной страховки для рядовых автовладельцев выросла практически в два раза. Однако некоторые эксперты в области страхования ответственности говорят о необходимости дальнейшего роста тарифов ОСАГО в 2015 году.
С точки зрения частного автовладельца такие заявления, конечно, кажутся откровенным безумием, ведь цена страховой защиты и так значительно возросла. Правда, при детальном изучении аргументов андеррайтеров ведущих страховщиков становится очевидно, что их предложение по дальнейшему повышению тарифов ОСАГО не лишено смысла. Вот только пока не ясно, прислушается ли к мнению экспертов Центробанк России. Учитывая продолжающуюся дискуссию относительно адекватности стоимости «автогражданки», приобретает актуальность вопрос, будут ли вновь увеличены тарифы ОСАГО в 2015 году? Чтобы более или менее точно предсказать тарифную политику Центробанка в области ОСАГО нужно прежде всего проанализировать прошлогодние прогнозы.
Планы и реальность
Время неоднократно доказывало, что порой государство по тем или иным причинам отказывается от отдельных предложений по реформированию отечественной «автогражданки». Причем чаще всего позиция регулятора страхового рынка вполне оправдана, ведь любые инициативы, направленные на изменение тарифов в калькуляторе ОСАГО , нужно рассматривать с учетом социальной значимости данного вида страховых услуг. Часто новаторские предложения остаются лишь проектами из-за того, что могут вызвать резкую критику со стороны рядовых автовладельцев.
Итак, в 2014 году неоднократно высказывались два наиболее интересных предложения по корректировке страховых тарифов ОСАГО:
- Либерализация цены автостраховки за счет введения ценового коридора.
- Корректировка стоимости полиса в зависимости от возраста автомобиля.
Если введение ценового коридора вызвало одобрение у специалистов Центробанка, то вторая инициатива так и не была реализована на практике. С виду оба предложения выглядят вполне логичными, так почему же первое было принято, а второе осталось без внимания? Чтобы это понять, стоит более подробно рассмотреть их преимущества и недостатки.
Тарифный коридор
Практика либерализации цен на обязательное страхование ответственности автовладельцев достаточно широко применяется по всему миру, причем весьма успешно. В этом нет ничего удивительного, ведь введение тарифного коридора естественным образом создает условия для рыночной конкуренции между автостраховщиками.
Другими словами, в перспективе страховые компании будут вынуждены повышать качество обслуживания страхователей, а также снижать страховой тариф ОСАГО для безубыточных клиентов.
Единственным минусом этого нововведения является опасность демпинга со стороны небольших страховщиков. Умышленное занижение цены полиса, пусть даже и вполне законное, может привести к банкротству компании, особенно если у нее нет достаточных страховых резервов. Однако подобный риск был практически сведен к нулю после ужесточения надзора за автостраховщиками со стороны Центробанка. С начала 2015 года регулятор крайне тщательно анализирует финансовое состояние отечественных страховых компаний, что уже привело к отзыву лицензий ряда довольно крупных игроков рынка.
Таким образом, появление тарифного коридора сулит автовладельцам одни плюсы. То есть в данном случае полностью соблюдена концепция социальной значимости обязательного автострахования. Кроме того, нужно учесть один очень интересный момент: Центробанк может поменять тарифы ОСАГО в 2015 году максимум два раза, а в дальнейшем сможет это делать не чаще одного раза в год. При этом регулятор всегда имеет возможность повлиять на тарифную политику автостраховщиков. Иначе говоря, в случае необходимости экстренного изменения стоимости полиса Центробанк может принудить страховщиков к снижению итогового тарифа за счет ценового коридора.
Возраст автомобиля
На первый взгляд данная инициатива кажется оправданной, но при детальном анализе становятся очевидны два существенных недостатка:
- Во-первых, закон обязывает всех без исключения автовладельцев периодически проверять техническое состояния транспорта. Следовательно, старые машины ничем не отличаются от новых в плане аварийности, ведь они находятся в исправном состоянии. Следовательно, возраст автомобиля не может служить критерием при расчете страхового тарифа ОСАГО.
- Во-вторых, общее количество старых машин на российских дорогах по-прежнему очень велико. Значит увеличение цены полиса вызовет заметную волну недовольства автомобилистов. Причем такое подорожание обязательной автостраховки первым делом скажется на пенсионерах и людях с ограниченными возможностями, то есть на наиболее уязвимых категориях граждан. Получается, что авторы данного предложения не учли социальную значимость «автогражданки».
С учетом описанных недостатков ставится ясно, почему специалисты Центробанка не стали внедрять данный способ корректировки страхового тарифа ОСАГО. Появление подобного поправочного коэффициента не только не оправдано с точки зрения статистики, но и чревато недовольством как отдельных социальных групп автомобилистов, так и общества в целом.
Важная оговорка
Многие автовладельцы могут справедливо заметить, что цена полиса была увеличена чрезмерно, а значит Центробанк проигнорировал социальную значимость «автогражданки». Однако, как ни парадоксально, необходимость резкого повышения тарифов ОСАГО в 2014-2015 годах была обусловлена именно исключительной важностью «автогражданки» для российского общества. Государство долгое время отказывалось признать назревшую необходимость пересмотра базового страхового тарифа ОСАГО, в результате чего оказалось под угрозой дальнейшее существование системы обязательного автострахования. Потому резкое и существенное подорожание полисов свидетельствует как раз о социальной значимости данного вида страховых услуг.
В любом случае отмена «автогражданки» окажет на личный бюджет автомобилистов гораздо большее негативное влияние, чем резкий рост стоимости полиса.
Рядовому российскому автовладельцу будет непросто найти деньги в случае необходимости серьезного ремонта машины после аварии. Нередко виновники дорожных происшествий не в состоянии возместить причиненный ущерб из своего кармана.
Из вышеизложенного следует, что основной целью Центробанка является оптимизация системы ОСАГО с учетом социальной значимости данного вида услуг. Тарифная политика регулятора страхового рынка по большей части продиктована именно этим. Получается, что надзорная инстанция вряд ли будет без крайней необходимости радикально менять расценки на обязательное страхование автогражданской ответственности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2007 г. N 390 г. Москва О внесении изменений в страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. N 739
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. N 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 51, ст. 5527).
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 30 дней со дня официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков
Изменения, которые вносятся в страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. N 739
Изложить примечания к пункту 3 раздела 1 в следующей редакции: «Примечания:
1. Коэффициент КБМ применяется при заключении, изменении или продлении договора обязательного страхования со сроком действия 1 год.
2. Для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые выплаты по одному страховому случаю рассматриваются как одна страховая выплата.
3. Информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат (далее — информация).
4. По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования.
При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.
5. По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании информации в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством.
При отсутствии информации указанным водителям присваивается класс 3.
Если водителем представлена информация, согласно которой предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленная информация учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства.
6. При представлении информации в отношении водителя по нескольким договорам обязательного страхования класс определяется на основании суммирования количества страховых выплат, содержащихся в информации о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования.
7. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
8. Если представлена информация по договору обязательного страхования, который был досрочно прекращен, то сведения о страховых выплатах, произведенных в течение срока действия досрочно прекращенного договора обязательного страхования, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок.
9. В случае отсутствия страховых выплат в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который был присвоен собственнику (если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством) или водителю (если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством) при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования.
10. Для определения класса учитывается информация по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования.».
Тарифы ОСАГО на 2013 год
Стоимость электронного полиса ОСАГО рассчитывается на основе тарифов и коэффициентов, утверждаемых правительством Российской Федерации. Предлагаем ознакомиться с постановлением, в котором содержатся эти данные.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 19 сентября 2014 г. N 3384-У
О ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ
БАЗОВЫХ СТАВОК СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ И КОЭФФИЦИЕНТАХ СТРАХОВЫХ
ТАРИФОВ, ТРЕБОВАНИЯХ К СТРУКТУРЕ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ, А ТАКЖЕ
ПОРЯДКЕ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАХОВЩИКАМИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ
СТРАХОВОЙ ПРЕМИИ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ
ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
(Зарегистрировано в Минюсте России 30 сентября 2014 г. N 34187)
- Настоящее Указание на основании статьи 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224) (далее — Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») устанавливает предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) (приложение 1 к настоящему Указанию), коэффициенты страховых тарифов (приложение 2 к настоящему Указанию), требования к структуре страховых тарифов (приложение 3 к настоящему Указанию), а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование) (приложение 4 к настоящему Указанию).
- Настоящее Указание подлежит официальному опубликованию в «Вестнике Банка России» и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 16 сентября 2014 года N 27) вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года N 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 51, ст. 5527; 2007, N 26, ст. 3194; 2008, N 9, ст. 863; 2009, N 11, ст. 1320; 2011, N 29, ст. 4495; 2012, N 50, ст. 7055).
Коэффициенты страховых тарифов, указанные в строках 12 — 12.2 и 80 таблицы пункта 1 приложения 2 к настоящему Указанию, применяются с 1 января 2015 года.
Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.НАБИУЛЛИНА
Приложение 1
к Указанию Банка России
от 19 сентября 2014 года N 3384-У
«О предельных размерах базовых
ставок страховых тарифов
и коэффициентах страховых
тарифов, требованиях к структуре
страховых тарифов, а также
порядке их применения
страховщиками при определении
страховой премии по обязательному
страхованию гражданской
ответственности владельцев
транспортных средств»
ПРЕДЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
БАЗОВЫХ СТАВОК СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ (ИХ МИНИМАЛЬНЫЕ
И МАКСИМАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ, ВЫРАЖЕННЫЕ В РУБЛЯХ) (ДАЛЕЕ — ТБ)
Примечание. Категория транспортного средства определяется согласно сведениям, указанным в паспорте транспортного средства или в свидетельстве о регистрации транспортного средства, с учетом информации, указанной страхователем в заявлении на страхование, об использовании транспортного средства с прицепом или без прицепа. В случае если в документе, на основании которого определяются сведения о транспортном средстве, имеются расхождения между категорией и типом транспортного средства, при определении базового страхового тарифа следует руководствоваться данными о категории транспортного средства.
———————————
Машины, имеющие паспорт самоходной машины и проходящие государственную регистрацию в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
Приложение 2
к Указанию Банка России
от 19 сентября 2014 года N 3384-У
«О предельных размерах базовых
ставок страховых тарифов
и коэффициентах страховых
тарифов, требованиях к структуре
страховых тарифов, а также
порядке их применения
страховщиками при определении
страховой премии по обязательному
страхованию гражданской
ответственности владельцев
транспортных средств»
КОЭФФИЦИЕНТЫ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ
- Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (далее — коэффициент КТ).
- Примечания:
Для населенных пунктов, подчиненных администрации города (администрации района города), применяется коэффициент КТ, установленный для города (района), администрации которого они подчиняются. - Территория преимущественного использования транспортного средства определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств — по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица (подпункт «а» пункта 2 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
2. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее — коэффициент КБМ).
- Коэффициент КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия один год.
- Для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые возмещения по одному страховому случаю рассматриваются как одно страховое возмещение.
- Сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 2014 года N («Вестник Банка России» от 2014 года N ) (далее — сведения).
- По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.
- По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии сведений указанным водителям присваивается класс 3. Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленные сведения учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства.
- При представлении сведений в отношении водителя по нескольким договорам обязательного страхования класс определяется на основании суммирования количества страховых возмещений, содержащихся в сведениях о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за один год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования.
- Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
- Если представлены сведения по договору обязательного страхования, который был досрочно прекращен, то сведения о страховых возмещениях, произведенных в течение срока действия досрочно прекращенного договора обязательного страхования, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок.
- В случае отсутствия страховых возмещений в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который был присвоен собственнику (если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством) или водителю (если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством) при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования.
- Для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования.
3. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — коэффициент КО).
4. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (далее — коэффициент КВС).