Судебная практика по субсидиям жку

Автор: | 28.05.2018

ВС РФ: субсидия на оплату ЖКХ может быть назначена и «должникам», если причины долга заслуживают внимания

Отказ в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из-за имеющихся долгов по оплате ЖКХ возможен только после изучения причин, по которым образовалась эта задолженность, и если эти причины не являются уважительными (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 августа 2018 г. № 48-КГ18-14).

К такому выводу пришел ВС РФ, разбирая спор между челябинским управлением соцзащиты и хозяйкой однокомнатной квартиры: дама обратилась в собес за назначением ей субсидии на оплату жилья и ЖКХ, но получила отказ из-за «висевшего» на ней долга по ОДН и установке общедомового счетчика холодной воды.

Дама объяснила, что спорная сумма начислена ей незаконно, вопреки нормам Жилищного кодекса, она с этим «долгом» категорически не согласна и оплачивать его, разумеется, не собирается.

На управление соцзащиты это не произвело никакого впечатления, и тогда дама обжаловала отказ в суде.

Районный, а затем и областной суды встали на сторону собеса:

  • запрет в выдаче субсидии должникам прямо закреплен в п. 5 ст. 159 ЖК РФ и в п. 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее –Правила);
  • наличие задолженности в данном случае подтверждено документально;
  • следовательно, отказ в предоставлении субсидии законен.

Дополнительно областной суд коснулся обстоятельств начисления спорной задолженности, и даже пришел к выводу, что спорный платеж начислен верно и согласуется с нормами ЖК РФ, да и в суд с оспариванием этого долга истица не обращалась. А значит, задолженность возникла у истца в связи с несогласием оплачивать долг, а не по каким-либо иным причинам.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ посмотрела на дело иначе:

  • субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг является мерой социальной поддержки граждан, ведь Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Региональные субсидии в Челябинской области также установлены в целях соцподдержки отдельных категорий малоимущих граждан при проведении реформы ЖКХ (постановление Правительства Челябинской области от 12 апреля 2006 г. № 61-П);
  • субсидия предоставляется, если жилищно-коммунальные расходы граждан, рассчитанные с применением региональных стандартов жилплощади и стоимости ЖКУ, превышают максимально допустимый порог расходов в совокупном доходе семьи (п. 1 ст. 159 ЖК РФ);
  • Порядок определения размера субсидий, их предоставления, условия приостановки и прекращения предоставления и т. п. устанавливаются Правительством РФ (п. 7 ст. 159 ЖК РФ). В региональном челябинском нормативном акте о субсидиях указано, что субсидии предоставляются в порядке и на условиях, определенных федеральным Порядком;
  • этим Порядком предусмотрено (п. 56 Правил), что предоставление субсидий может быть приостановлено при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилье или ЖКУ в течение 2 месяцев или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности;
  • но при этом субсидии сначала всего лишь приостанавливают на месяц (п. 57 Правил), с обязательной целью выяснить, каковы причины возникновения (непогашения) указанной задолженности. И если выяснится, что долги появились по причинам уважительным (стационарное лечение, смерть близких, задержка зарплаты и другие), то предоставление субсидий должно быть возобновлено (п. 58 Правил);
  • следовательно, решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении субсидии допускается только в случае, если им будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилья и комуслуг. А если эти долги образовались по уважительным причинам, то отказать гражданину в предоставлении субсидии нельзя. Потому что действующее правовое регулирование отношений по предоставлению субсидий на оплату ЖКХ, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом. И само по себе наличие у гражданина «коммунального» долга не может служить безусловным основанием для приостановления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении;
  • указанная правовая позиция изложена также в п. 47 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»;
  • из материалов дела следует, что сам челябинский собес причины задолженности не выяснял, их уважительность не устанавливал,
  • а значит, и у суда не было основания для выводов о том, что у собеса были основания отказать в назначении субсидии.

Дополнительно Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отмела довод апелляционной инстанции о том, что спорный долг возник в связи с несогласием оплачивать водоснабжение на ОДН и установку общедомового счетчика, а не по каким-либо иным причинам: по мнению ВС РФ, довод сделан без установления и исследования обстоятельств, имеющих значение для дела.

Дата опубликования: 27 января 2011 г.

Верховный Суд Республики Коми

Судья Злая Л.А. Дело № 33-8368/2010

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В составе председательствующего Сажина А.В.,

Судей : Пристром И.Г., Харманюк Н.В.,

при секретаре Чебыкиной Е.М.,

рассмотрела в судебном заседании 23 декабря 2010 года дело по кассационной жалобе Доронина В.В. на решение Интинского городского суда Республики Коми от 14 октября 2010 года, по которому

Отказано Доронину В.В. в признании действий Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Инты» по отказу в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконными и необоснованными.

Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., судебная коллегия,

Доронин В.В. обратился в суд с жалобой на действия ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Инты», выразившиеся в отказе в предоставлении ему субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В судебном заседании Доронин В.В.настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представители ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Инты» требования Доронина В.В. не признали.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Доронин В.В. просит решение отменить, настаивает на удовлетворении требований, ссылаясь на то, что подтвердил свое право на предоставлении субсидии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Судом установлено, что 30 августа 2010 года Доронин В.В. обратился в Центр с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, к заявлению приложил паспорт, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, трудовую книжку с отметкой об увольнении, справку о составе семьи и документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги за июль 2010 года. В дополнение к представленным документам специалистом Центра была распечатана справка о доходах заявителя из Центра занятости населения г. Инты за период продолжительностью 6 месяцев — с 01 февраля по 31 июля 2010 года. В справке содержались сведения о доходах заявителя только за три месяца указанного периода, предшествующих подаче заявления о предоставлении назначения субсидии (апрель, май, июль). За остальные месяцы расчетного периода (февраль, март и июль) Доронин В.В. в заявлении просил учесть в счёт дохода продукты питания, полученные от сестры и матери. Решением Центра № 2053 от 17 сентября 2010 года Доронину В.В. отказано в удовлетворении заявления в связи с предоставлением неполных сведений.

Разрешая спор, суд оценил доводы заявителя, правильно применил нормы материального права, регулирующие правоотношения спорящих сторон, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа в предоставлении Доронину В.В. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. В соответствии с частью 3 данной нормы субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

В соответствии с частью 7 статьи 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющие порядок предоставления данной меры социальной поддержки. В соответствии пп. «г» п. 8, п. 32 и п. 33 Правил для получения субсидии граждане должны представить в уполномоченный орган по месту постоянного жительства, помимо заявления о предоставлении субсидии, документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи за последние 6 месяцев, предшествующих подаче заявления о предоставлении субсидии, независимо от совместного проживания. Указанные доходы учитываются при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Как следует из обстоятельств дела, вопреки требованиям приведенных норм Доронин В.В. не представил сведений о доходах за три из шести месяцев расчетного периода.

Суд первой инстанции правильно указал, что заявитель, желающий и имеющий право получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязан подтвердить своё право на субсидию, в том числе, предоставляя документы о том, что он не имел дохода по уважительным причинам. Данный вывод суда полностью согласуется с положениями Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который определяет субсидию как вид государственной социальной помощи в денежном выражении, представляющий собой оплату предоставляемых гражданам социальных услуг (статья 12 Закона) и предусматривает в качестве условия ее оказания наличие у гражданина минимального дохода по независящим от него причинам (статья 7 Закона).

Причины отсутствия доходов возможно подтвердить соответствующими справками, указанными в п. 50 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых Приказом Минрегиона РФ № 58, Минздравсоцразвития РФ № 403 от 26 мая 2006 года, а именно:

а) для граждан, имеющих статус безработных, — документ, подтверждающий отсутствие выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат безработным;

б) для граждан до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения, — справка об отсутствии стипендии;

в) документ, подтверждающий принадлежность граждан к категориям лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства, к которым относятся:

Читайте так же:  Какие предметы нужны для поступление на адвоката

несовершеннолетние граждане дошкольного и школьного возраста, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях начального и среднего образования;

лица, содержащиеся под стражей на период предварительного следствия и судебного разбирательства;

лица, находящиеся на длительном стационарном лечении (на период такого лечения);

лица, находящиеся в розыске на период до признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим;

матери, осуществляющие уход за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, не получающие ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячной компенсационной выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.

Анализируя положения приведенных норм, суд первой инстанции верно указал, что обязательным условием для оказания гражданину меры социальной поддержки, на которую претендует заявитель, является представление им документов, подтверждающих доходы за 6 месяцев, предшествующих подаче заявления, и доказательств отсутствия (недостаточности) дохода по уважительной причине, в том числе для неработающих граждан – справки из Центра занятости, свидетельствующей о том, что гражданин предпринимает попытки к трудоустройству.

По делу установлено, что в феврале и марте 2010 года Доронин В.В. в Центре занятости, как безработный или ищущий работу зарегистрирован не был, документов, подтверждающих обоснованность отсутствия такой регистрации, в Центр не представил, как не представил и документов, подтверждающих уважительность причины отсутствия дохода.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что оснований для предоставления Доронину В.В. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имелось, и признал правомерным решение об отказе в назначении субсидии по его заявлению от 30 августа 2010 года.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

Решение Интинского городского суда Республики Коми от 14 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Доронина В.В. – без удовлетворения.

Судебная практика по субсидиям жку

Документ от 27.09.2012, опубликован на сайте 19.10.2012 под номером 34659, Президиум гражданский, , ОТМЕНЕНЫ апелляционные постановления / кассационные определения (до 2012г.) с ОСТАВЛЕНИЕМ РЕШЕНИЯ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

Документ от 29.05.2012, опубликован на сайте 20.06.2012 под номером 32570, 2-я гражданская, об обжаловании отказа в выдачи субсидий , РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Логинов Д.А. Дело № 33-3192/2012

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Ульяновск 16 октября 2012 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Васильевой Е.В. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Власовой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мокина А*** И*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29 марта 2012 года, по которому постановлено:

Исковые требования Мокина А*** И*** к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску о признании права на назначение и выплату субсидий на оплату коммунальных услуг, обязании выплатить субсидию, взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Мокина А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы; Абитовой З.Ф., представляющей по доверенности интересы Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Мокин А.И. обратился в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску о признании права на назначение и выплату субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплате суммы субсидий, взыскании судебных расходов.

Требования мотивировал тем, что с сентября 2003 года получал субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В феврале 2007 года ответчик прекратил выплаты в связи с непредставлением справки о зарплате жены сына, хотя последняя в его – истца квартире фактически не проживала. Сын снят с регистрационного учета по месту жительства 14 марта 2009 г. С апреля 2009 года выплата субсидий была возобновлена, но у него образовалась задолженность перед ОАО «Домоуправляющая компания Заволжского района» по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. С октября 2010 года ему вновь отказали в получении субсидии, несмотря на предоставление всех необходимых документов. Решением мирового судьи судебного участка № 4 Заволжского района г.Ульяновска от 24 февраля 2011 г. с него в пользу ОАО «Домоуправляющая компания Заволжского района» взыскана образовавшаяся задолженность за период с ноября 2009 г. по октябрь 2010 г.

Просил признать за ним право на назначение и выплату субсидий за периоды с февраля 2007 г. по апрель 2009 г. и с октября 2010 г. по февраль 2012 г., обязать ответчика выплатить неполученные субсидии в сумме 63 656 руб. 60 коп.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Заволжского района» и, рассмотрев по существу требования истца, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Мокин А.И. просит решение суда отменить. В обоснование указывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ супруга сына не является членом семьи нанимателя по договору социального найма, в связи с чем требование ответчика о предоставлении справки о ее заработной плате не может быть признано правомерным. Не соглашается с выводами суда о применении срока исковой давности, ссылаясь при этом на длящийся характер отказа в предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за назначением которых он обращался неоднократно.

В суде апелляционной инстанции Мокин А.И. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску Абитова З.Ф. возражала против удовлетворения жалобы.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя третьего лица – ОАО «Домоуправляющая компания Заволжского района», извещенного о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Как следует из материалов дела, Мокин А.И. является пенсионером, зарегистрирован по месту жительства и проживает по адресу: г. Ульяновск, ул.В***, с 12 января 1978 г.

17 июля 2009 г. данная квартира приобретена истцом в собственность в порядке приватизации. До 14 марта 2009 г. в ней кроме истца был зарегистрирован по месту жительства его сын – М*** Э.А.

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя с момента заключения договора найма жилого помещения или договора социального найма, а у собственника жилого помещения – с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 названной статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

В соответствии с п. 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761) субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют, в том числе собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) (п. 3 Правил).

Согласно п. 4 названных Правил субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 этих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Положениями п. 8 Правил предусмотрено, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов: копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена); документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства (если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении); документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.

Из материалов дела усматривается, что истцу предоставлялись субсидии Информационно-выплатным управлением Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по г. Ульяновску, а затем Управлением Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по городу Ульяновску в периоды: с 01.11.2007 г. по 30.11.2007 г. в размере 721,44 руб., с 01.12.2007 г. по 31.01.2008 г. – 1 139,99 руб., с 01.02.2008 г. по 29.02.2008 г. – 1 450,69 руб., с 01.06.2008 г. по 31.07.2008 г. – 1 402,80 руб., с 01.08.2008 г. по 31.08.2008 г. – 1 423,66 руб., с 01.09.2008 г. по 28.02.2009 г. – 1 285,11 руб., с 01.04.2009 г. по 30.04.2009 г. – 1 339,25 руб., с 01.05.2009 г. по 31.07.2009 г. – 1 389,58 руб., с 01.08.2009 г. по 31.03.2010 г. – 1 095,81 руб., с 01.04.2010 г. по 30.09.2010 г. – 939,50 руб., с 01.10.2010 г. по 31.10.2010 г. – 634,12 руб. Кроме того, истцу предоставлялась региональная компенсация в периоды: с 01.10.2009 г. по 30.10.2009 г. в размере 524,06 руб., с 01.11.2009 г. по 31.01.2010 г. – 526,36 руб., с 01.02.2010 г. по 31.03.2010 г. – 519,72 руб., с 01.10.2010 г. по 31.10.2010 г. – 919,82 руб.

Читайте так же:  Возврат долга по расписке гражданский кодекс

За период с марта по май 2008 года и в марте 2009 года начисление и выплата субсидии истцу не производились.

С ноября 2010 года в начислении и выплате субсидии истцу было отказано в связи с тем, что у него имелась задолженность по оплате коммунальных услуг, а заключенное 12 октября 2009 г. с ОАО «Домоуправляющая компания Заволжского района» соглашение о реструктуризации долга по оплате коммунальных услуг закончило действие в октябре 2010 г. При этом новое соглашение представлено не было.

В ходе рассмотрения дела представителем ответчика было заявлено о пропуске истцом, предъявившим иск в суд 21 февраля 2012 г., срока исковой давности.

Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии уважительных причин пропуска истцом срока исковой давности и оснований для восстановления указанного срока, отказав в связи с этим в удовлетворении исковых требований о признании права на назначение и выплату субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с февраля 2007 г. по февраль 2009 г. и во взыскании задолженности за указанный период.

Довод апелляционной жалобы о том, что спорные правоотношения являются длящимися, и поэтому срок исковой давности не применим, является несостоятельным. Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальные услуги начисляется и выплачивается ежемесячно. О нарушении своего права на получение субсидии истец узнал в том месяце, когда ему было отказано в ее выплате, соответственно, с данного времени мог обратиться в суд за разрешением спора. При этом сам факт обращения истца в различные органы по вопросу выплаты субсидии не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока исковой давности.

Исходя из презумпции добросовестности участников гражданских, в том числе жилищных, правоотношений, бремя негативных последствий того, что правообладатель не смог надлежащим образом воспользоваться принадлежащим ему правом, несет он сам.

В соответствии с п. 44 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 Правил при представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении документов с 16-го числа до конца месяца – с 1-го числа следующего месяца.

Из материалов дела следует, что в марте 2009 года истец обратился за предоставлением субсидии 17 числа, в связи с чем субсидия обоснованно была предоставлена ему с апреля 2009 года.

За период с апреля 2009 года по октябрь 2010 года субсидия истцу предоставлялась. При этом размер субсидии сторонами не оспаривался.

В соответствии с пунктом 6 вышеназванных Правил субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В силу п. 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Как было установлено в ходе рассмотрения дела, по состоянию на 30 сентября 2010 г. задолженность Мокина А.И. по оплате коммунальных услуг составила 30 666 руб. 34 коп.

Соглашение с ОАО «Домоуправляющая компания Заволжского района» о рассрочке погашения задолженности было заключено Мокиным А.И. 12 октября 2009 г. на срок до 30 октября 2010 г., после чего соглашений не заключалось. Задолженность погашена не была. При этом суд правомерно учел, что письмом от 08 октября 2010 г. ОАО «Домоуправляющая компания Заволжского района» предлагало истцу заключить соглашение о рассрочке погашения задолженности на срок до 25 апреля 2011 г.

Таким образом, истцом не были соблюдены требования Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с чем суд обоснованно пришел к выводу о том, что с ноября 2010 г. субсидия и компенсация не подлежат назначению.

Довод истца о том, что орган, начисляющий и выплачивающий субсидию, неправомерно требовал в 2009 году предоставления справки о заработной плате жены его сына, правового значения для рассмотрения спора не имеет, поскольку судом отказано в удовлетворении исковых требований об обязании выплатить субсидию за период с февраля 2007 года по февраль 2009 года в связи с пропуском срока исковой давности.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мокина А*** И*** – без удовлетворения.

Дата опубликования: 30 апреля 2013 г.

Советский районный суд г.Томска

Именем Российской Федерации

26 апреля 2013 года Советский районный суд г. Томска в составе

председательствующего Черных О.Г.,

истца Кулманаковой А.Н., ее представителя Васильевой Р.А.

представителя ответчика Марковой Л.А. действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., сроком до ДД.ММ.ГГГГ

при секретаре Юриной И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Кулманаковой АН к ОГБУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг, признании права на субсидию, обязании предоставить субсидию с ДД.ММ.ГГГГ сроком на шесть месяцев,

Кулманакова А.Н. обратилась в суд с иском к ОГБУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг, признании права на получение субсидии на оплату коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сроком на шесть месяцев, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указала, что является матерью четверых детей. Проживает в коммунальной квартире в , которая принадлежит ей и ее детям на праве долевой собственности, имеют временную регистрацию. Постоянная регистрация по адресу , в которой фактически не проживают.

ДД.ММ.ГГГГ устно обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг, поставляемых в квартиру по адресу .

В предоставлении субсидии было отказано, поскольку у бывшего собственника квартиры имелась задолженность по оплате коммунальных платежей. В октябре ДД.ММ.ГГГГ вновь обратилась к ответчика за назначением субсидии. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ей было сообщено, что в предоставлении субсидии отказано, поскольку она не зарегистрирована по месту жительства.

Считает, что исходя из норм ЖК РФ, не имеет правового значения временная или постоянная регистрация, поскольку имеет значение проживание.

В судебном заседании истец указала, что ее обращения были устные, ей препятствовали подать письменное заявление. На сегодняшний день ею письменное заявление с просьбой предоставить субсидию ответчику не подано. Она приходила в сентябре ДД.ММ.ГГГГ, в марте-апреле ДД.ММ.ГГГГ, октябре . к ответчику, но ей не дали бланк заявления и она не смогла подать его. Бывший супруг выплачивает через его работу ей алименты в размере . руб. в месяц, но она эти доходы не показывала ответчику и в суд их не представила. Фактически она приходила, но заявление в письменном виде с приложением не подала. Ответ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ получила сразу, считает его отказом в предоставлении субсидии. Считает, что у нее возникло право на субсидию с даты устного обращения – с ДД.ММ.ГГГГ..

В судебном заседании представитель истца позицию истца поддержала. Указала, что истец приходила с целью подать заявление, но ей бланк не выдали, поэтому заявление ей подать не удалось. Заявление она не писала, но фактически она обращалась с заявлением. Просто она не имела возможности написать заявление, т.к. в нарушение регламента ей не выдали бланк. За консультацией в Центр социальной поддержки населения Кулманакова не обращалась. Сотрудники Центра социальной поддержки населения в журнале дважды указали, что истец обращалась к ним за консультацией. Они с этим не согласны. Фактически она обращалась за субсидией. На сегодняшний день заявление Кулманаковой не подано, но весь пакет документов был ею показан. Рассматривать его не стали, только обозрели квитанцию, в которой была указана фамилия Майков, и не приняли документы, т.к. был долг по оплате коммунальных услуг.

Кулманакова заявление направляла по почте и получила ответ № от ДД.ММ.ГГГГ. Просят обязать предоставить ей субсидию с ДД.ММ.ГГГГ, но с заявлением с просьбой предоставить такую субсидию к ответчику не обращалась и ей не отказывали. О том, что бланки имеются в свободном доступе, истцу известно не было.

Представитель ответчика иск не признала, пояснила, что право на субсидию предусмотрено постановлением Правительства РФ. Указан исчерпывающий перечень документов и условия предоставления субсидии. Кулманаковой было необходимо предоставить документ, что она и ее семья проживают в жилом помещении постоянно. Истцу неоднократно указывали на необходимость предоставления документов. Оснований для назначения субсидии при предоставлении документов о регистрации по месту пребывания не было. Т.к. было в адрес истца направлено письмо, делает вывод, что комплект документов не рассматривался. ДД.ММ.ГГГГ Кулманакова приходила на прием, который вела зам.директора Т. Она оформила карточку регистрации гражданина. Все обращения граждан у них оформляются именно таким образом. В карточке указано, по каким вопросам было обращение и какие разъяснения были даны. Законодательством предусмотрена выплата ЕДВ – ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг. Кулманакова относится к категории малоимущих, многодетных, такую выплату получала до сентября ДД.ММ.ГГГГ. Выплата оформляется на год. Ей нужно было переоформить. Кулманаковой при обращении было рекомендовано предоставить документы и переоформить такую выплату. Но она этого не сделала. Они только в исключительных случаях отвечают письменно на устные обращения. Есть установленная процедура, предусмотренная п.42 Правил и административным регламентом, где порядок подробно расписан. Если документы не соответствуют требованиям Правил, то заявителю разъясняется и предлагается принести документы. Если заявитель настаивает на приеме документов, то они принимаются и дается письменный отказ. Соглашение о рассрочке задолженности является соблюдением правил. Но оно Кулманаковой в Центр социальной поддержки населения предоставлено не было. При консультации по устному обращению Кулманаковой разъясняли правила, указывали, что для назначения субсидии необходимо представить документы, подтверждающие регистрацию по постоянному месту жительства. Законодательство предусматривает две выплаты. При обращении за одной выплатой проверяют, является ли посетитель получателем другой выплаты. Специалист увидела, что Кулманакова является получателем выплаты ЕДВ и ей было предложено переоформить, но она для переоформления не обратилась. Одно обращение Кулманаковой зафиксировано в журнале. Это было обращение не по субсидии. Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при обращении за субсидией гражданин представляет заявление и комплект документов. Заявления в устной форме быть не может. Комплект документов принимается и выносится решение о назначении субсидии, если представлены все необходимые документы, в противном случае – выносится отказ. Заявление без пакета документов рассматриваться не будет. Право на субсидию подтверждается пакетом документов.

Читайте так же:  Налог продажа квартиры по ипотеке

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца исходя из следующего.

Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Как установлено судом, Кулманакова А.Н. является матерью четверых детей, что подтверждается свидетельствами о рождении (л.д.100-104).

Согласно Договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № Кулманаковой А.Н., К, К, К, К принадлежат доли в праве на жилое помещение по адресу в размере по . ; М – . ; Т – .

Суд относится критически к доводу о том, что данная квартира является коммунальной.

Кулманаковоа А.Н., К, К, К, К имеют временную регистрацию по месту пребывания — постоянную регистрацию по адресу .

В соответствии с пунктом 2 данных Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.

Как установлено судом, истцом ответчику не подано в письменной форме заявление с просьбой предоставить субсидию с приложением всех необходимых документов.

Отсутствие письменного обращения с просьбой предоставить субсидию признает истец, на это указывает ответчик.

Судом в процессе обозревались предоставленные ответчиком:

— Журнал № том 1. «Журнал регистрации устных обращений граждан по вопросам предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и дополнительных мер социальной поддержки, и ЕДВ ЖКУ» — лист 22 – запись № — ДД.ММ.ГГГГ обратилась Кулманакова А.Н., адрес: . «Консультация по ЕДВ», содержание ответа: «разъяснено». Иных обращений Кулманаковой в журнале нет.

— «Журнал регистрации заявлений граждан о предоставлении субсидий и дополнительных мер». Начато: ДД.ММ.ГГГГ. Окончено: ДД.ММ.ГГГГ. — записи № по №. Дата ДД.ММ.ГГГГ. Обращений Кулманаковой не зарегистрировано; лист 89. записи № по № (март-апрель ДД.ММ.ГГГГ). Обращений Кулманаковой не зарегистрировано.

— Журнал №. «Журнал регистрации заявлений граждан о предоставлении субсидий и дополнительных мер». Начато: ДД.ММ.ГГГГ. Окончено: ДД.ММ.ГГГГ. Изучаются записи № по №. Обращений Кулманаковой не зарегистрировано; записи № по № (сентябрь). Обращений Кулманаковой не зарегистрировано;- записи № по № (октябрь). Обращений Кулманаковой не зарегистрировано.

Доводы стороны истца о том, что достаточно и устного обращения, противоречат законодательству РФ.

В соответствии с подпунктом «б» пункта восемь Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761, согласно которому для получения субсидий заявитель подает заявление и предоставляет в уполномоченный орган копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства. Подтверждением постоянного места жительства заявителя, является его регистрация по месту жительства, исходя из этого следует, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту временного пребывания граждан не предоставляются.

Таким образом, поскольку вопрос о предоставлении субсидий носит заявительный характер, находится в исключительной компетенции ответчика, истец в установленном порядке с заявлением не обращалась, это является достаточным основанием для отказу истцу в удовлетворении ее заявления в полном объеме.

Согласно пункту 6 указанных Правил, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Как признала истец, при первоначальном устном обращении к ответчику, имелась задолженность за жилое помещение по адресу Это являлось бы основанием для отказа в предоставлении субсидии при условии надлежащего обращения за ее предоставлением. То обстоятельство, что это, как указала истец, задолженность бывшего собственника, не имеет правового значения.

Также в соответствии с подпунктом «г» пункта восемь Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заявитель обязан представить документы, подтверждающие его доходы и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Как пояснила истец, собирая документы о своих доходах для предоставления их ответчику, она сведения о получении ежемесячных алиментов в размере . руб. не предоставляла, что также при условии подачи документов являлось бы основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Указанный истцом ответ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ не является отказом в предоставлении субсидии, поскольку с таким заявлением она и не обращалась в установленном порядке.

Судом также учитывается, что данное требование заявлено за пределами предусмотренного ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Никаких доводов в обоснование пропуска срока истцом не представлено.

Истец пояснила, что данный ответ она получила сразу же после даты, в нем указанной. С иском в суд обратилась только ДД.ММ.ГГГГ.

Довод представителя истца о том, что они тогда обжалуют отказ от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данное письмо направлено не ответчиком, а Департаментом социальной защиты населения Томской области. В просительной части четко указано, что оспаривается отказ ОГБУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг». Как признали стороны, иного письма от ответчика в адрес истца не направлялось.

Таким образом, истцом пропущен предусмотренный законом срок для обжалования письма от ДД.ММ.ГГГГ, уважительных причин не приведено.

В тоже время суд не согласен с доводами ответчика о том, что субсидия не может быть предоставлена по месту жительства при наличии временной регистрации.

Согласно статье 20 части первой Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

В соответствии с подпунктом «б» пункта восемь Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761, согласно которому для получения субсидий заявитель предоставляет в уполномоченный орган копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства. Подтверждением постоянного места жительства заявителя, является его регистрация по месту жительства, исходя из этого следует, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту временного пребывания граждан не предоставляются.

В соответствии с пунктами 24, 27, 61, 61.1, 61.2, 61.3 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая 2006 года N 58/403 субсидия предоставляется по месту постоянного жительства заявителя.

Подтверждением места постоянного жительства заявителя является его регистрация по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 во исполнение закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Наличии временной регистрации по месту жительства при условии постоянного проживания достаточно для решения вопроса о предоставлении субсидии.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 256 ГПК РФ, суд

В удовлетворении исковых требований Кулманаковой АН к ОГБУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг, признании права на получение субсидии на оплату коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сроком на шесть месяцев, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение не вступило в законную силу

Опубликовать в сети Интернет _______________2013.