Требования к строительству сто

Автор: | 01.07.2018

Компания ДЛПласт

Производство и поставки

Основное производство ИП «ДЛПласт» — гибкие армированные промышленные шланги, трубка. Освоено производство подоконников ПВХ.

Применение шлангов из ПВХ в сельскохозяйственном оборудовании

Шланг для использования в конструкции WIRPOOL-систем, бассейнах, системах гидромассажа

Шланг ПВХ для использования в качестве семяпроводов в пнемватических сеялках типа СПУ

ПВХ шланги для использования в пищевом оборудовании, используется при производстве косметики

Основные правила для строительства СТО

При возведении станции техобслуживания необходимо учитывать некоторые правила и нормы. Во-первых, стоит ответственно подойти к выбору места для СТО. Размещение автосервиса вблизи крупных автомагистралей, гаражных комплексов и заправок – лучший вариант. Это особенно важно, если на новой СТО намерены предоставлять широкий спектр услуг, начиная с шиномонтажа и мойки, заканчивая авторизованной сервисной помощью.

Следующий пункт – получение необходимых разрешений и документов проработка прайсов https://euro-vagonka.by/stoimost. Государственные требования к СТО довольно высоки. В помещении автосервиса должны быть доступ к естественному освещению, централизованная канализация и водопровод. Внутри здания следует оборудовать технические помещения для персонала, санузлы, гардероб. СТО нельзя строить неподалеку от жилых домов (расстояние – не менее 50м) и водоемов. Хорошо, если на выбранной территории уже есть яма – можно сэкономить на подъемной технике.

Здание автотехцентра, как правило, возводят 2-этажным – так можно соблюсти все требования, предъявляемые к обслуживанию клиентов и персонала. В таких помещениях (капитальной или быстровозводимой конструкции) 2-ой этаж часто оставляют «свободным» — владелец самостоятельно создает технологическую планировку спроектированного комплекса. Двухуровневые здания автосервисов позволяют разместить в них офис, комнаты для персонала, комнату отдыха для клиентов. При проектировании таких помещений важно привлечь к работе профессионалов, сведущих именно в области строительства СТО – тогда будут учтены будущие нагрузки на коммуникации, а проект полностью выполнится. Вообще, при возведении стоит воспользоваться новой для нашей страны франчайзинговой системой – она позволит тщательно спроектировать будущую СТО, найти поставщиков и спрогнозировать расходы.

Некоторые автопроизводители выдвигают очень строгие требования к своим сервисам. При строительстве станции конкретной марки автомобиля следует учитывать все предписания производителя, вплоть до того, где будут храниться шины и стоять кофейный автомат, иначе дилерский контракт не будет подписан.

Администратор сайта [email protected]
© Copyright 2008 ИП ДЛПласт. Шланг ПВХ

Адрес: г.Минск, ул.Инженерная, 3
Телефон: +375 (17) 344-94-99

Требования к строительству сто

Свой автосервис в Санкт-Петебурге является прибыльным бизнесом. Большое количество автомашин обеспечивают хороший спрос на услуги авторемонта, мойки машин и смены колес (зима/лето).

Специалисты компании «Питер Девелопмнет» имеют опыт проектирования и ввода в эксплуатацию автосервисов (СТО), автомоек, комбинированных объектов, совмещающих моечные посты и ремонтную зону. В статье мы хотим рассказать, как построить и ввести в эксплуатацию данный тип объекта частному инвестору.

ШАГ #1 Критерии выбора участка для автосервиса

Выбрать подходящий участок достаточно сложно, т.к. он должен удовлетворять основным критериям:

  • — располагаться в зоне легкой доступности (а лучше видимости) потенциальных клиентов, иметь удобные подъезды;
  • — не оказывать вредного воздействия на окружающие объекты – необходима СЗЗ от 50 до 100 метров, в зависимости от размера объекта
  • — иметь возможность подключения к инженерным коммуникациям;
  • — место размещения должно обеспечивать необходимый поток клиентов. Иными словами не стоит размещать точку техобслуживания на транзитных магистралях, где водители проносятся без остановки, в уединенных местах промзон (если только вы не планируете работать по договорам с юрлицами – к примеру мыть машины таксопарка) и т.п. Автомойки требуется размещать ближе к оживленным потокам автомобилистов.
  • — решить для себя – ваша СТО будет построена как капитальный объект (аренда на 49 лет после ввода в эксплуатацию) или временный. Временный объект строится по договорам срочной (временной) аренды на срок 1 – 3 — 5 лет и не позволяет построить капитальное сооружение.

В настоящее время все хорошие места давно разобраны и теперь приобрести хорошее место для строительства сложно, но ещё возможно.

ШАГ #2 Где найти земельный участок

Здесь можем дать несколько практических советов где можно купить/арендовать место для размещения автосервиса, а именно:

  • — приобрести у города на торгах Фонда Имущества. Минусов много, в т.ч. от вас могут потребовать выполнить проект планировки, будут установлены жесткие сроки ввода объекта в эксплуатацию. Плюсом будет возможность построить капитальный объект.
  • — выкупить обанкротившуюся станцию (но вопрос — почему обанкротились)
  • — разместиться на частной территории в промзоне (арендовать или выкупить участок).
  • — разместиться на частной территории гипермаркетов – на территории парковок (как открытых так и крытых)
  • — разместиться на площадках автозаправочных станций или рядом с ними.

Таким образом, шанс найти подходящее место остается.

ШАГ #3 Оценка потенциала земельного участка

Доходность автосервиса зависит от количества машин, которые он может обслужить и видов работ, которые можно здесь производить.

Конечно, каждый владелец самостоятельно оценивает потенциал своего бизнеса. Доходность станции прежде всего зависит от ассортимента услуг и может быть оценена в бизнес-плане. Маркетинговая оценка проекта тоже очень важна. К примеру, несколько лет назад проводился социологические опрос – какие факторы влияют на отношение потребителей к автоматическим мойкам (тоннельным и портальным). Результаты опроса сведены в графике №1.

График №1

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЯ УСЛУГ АВТОМАТИЧЕСКИХ АВТОМОЕК *

* — %% указывают значимость каждого фактора для целевой группы потребителей услуг. Надо отметить, что требования потребителей к ручным мойкам сильно отличаются от требований к автоматическим.

В зависимости от возможности дальнейшего развития бизнеса, объем инвестиций и срок окупаемости СТО может варьироваться, но в большинстве случаев владельцы развивают бизнес поэтапно. Исключение может быть в случае, если проект строительства автомойки осуществляется при дилерском центре.

ШАГ #4 Оформление земельного участка

Главный вопрос – брать участок в краткосрочную аренду ( от года до 10 лет) или выкупать в собственность (покупка или аренда 49 лет). Это должен решить сам будущий владелец. Если СТО будет размещено в существующем цехе промзоны (как это было в нашем случае с автобусной автомойкой), наверное проще аренда.

Если надо строить отдельно стоящее здание, то краткосрочная аренда опасна тем, что её могут не продлить и тогда все вложения в объект пропадут.

ШАГ #5 Проектирование, согласование, разрешение на строительство

Проект строительства будушего автосервиса или мойки необходимо вести в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ №87, в котором указаны необходимые разделы проектно-сметной документации. Если нет необходимости в экспертизе (а в большинстве случаев прохождение экспертизы не требуется), оно обычно является одностадийным, с отдельно выделенной эскизной стадией ПП .

На стадии ПП из нескольких вариантов выбираются наиболее подходящие объёмно-планировочные решения, фасады, выполняется посадка здания станции техобслуживания на земельном участке. После утверждения Заказчиком стадии ПП, проектировщики компании «Питер Девелопмент» переходят к стадии рабочего проектирования «Р».

Выполнение проекта требует соблюдения всех нормативных требований. Наиболее сложно выполнимым в условиях плотной городской застройки, является соблюдение санитарно-защитной зоны (СЗЗ) от объекта. Все необходимые разделы документации вы можете посмотреть в разделе «готовые проекты СТО для продажи».

В качестве примера, ниже показаны образцы документации — выполненный и согласованный должным образом Стройгенплан и один из чертежей ПОС (проект организации строительства) для объекта — Автоцентр с ремонтной зоной и моечным постом.

Наиболее интересен раздел ТР – технологические решения. Именно при разработке этого раздела проектировщик закладывает технологические решения и оборудование:

  • типы и количество подъемников;
  • наличие сварочной аппаратуры;
  • наличие компрессора;
  • тип моечного оборудования, система подготовки и очистка воды (для автомоек);

Раздел ПЗУ (Схема планировочной организации земельного участка) тоже важен для объекта этого типа. Прежде всего, это размещение подъездов, инженерных сетей и стоянок для отстоя машин. Кроме того, к этому разделу проявляют повышенное внимание ГАИ и КБДХ.

Когда все разделы документации выполнены, мы выполняем все необходимые согласования проекта строительства будущей автомойки. Заключительным документов при согласовании, является согласование ОПС КГА.

Получение разрешение на строительство объектов СТО, автомойки и т.п. возможно без экспертизы. Раньше разрешения выдавали в районном МВК – теперь на Зодчего Росси, но суть не поменялась – экспертизу проходить не нужно.

ШАГ #6 Строительство сервиса с автомойкой.

Строительство обычно осуществляется из металлических конструкций с отделкой навесными сендвич-панелями. Период строительства занимает не более 4 – 6 месяцев. Подключение к инженерным сетям (электричество, вода, канализация) может затянуться до года. Проектировщики компании «Питер Девелопмент» осуществляют авторский надзор за строительством.

По желанию заказчика, служба заказчика компании «Питер Девелопмент» выполняет весь комплекс работ по организации строительства и сдачи в эксплуатацию автосервиса. Подробнее, о услугах службы заказчика в компании «Питер Девелопмент» Вы может прочитать на страницах нашего сайта в разделе «Служба заказчика» или в статье «ФИ-ДЕВЕЛОПМЕНТ — работа службы заказчика в новых условиях».

Особо надо отметить трудности подключения инженерных сетей, с которыми сталкивается застройщик. Наиболее трудно решаются вопросы по подключению электричества и воды/канализации. Про это можно написать отдельную большую статью (видимо напишем позже).

Читайте так же:  Требования стрелковый клуб

ШАГ #7 Ввод в эксплуатацию

Ввод в эксплуатацию осуществляет обычно строительная компания, выполняющая функции генподрядчика на объекте, если не оговорено другое. Служба заказчика компании «Питер Девелопмент» при заключении соответствующего договора тоже может обеспечить сдачу объекта и ввод его в эксплуатацию. Когда контроль за принятием решений на стройплощадке находится в одних руках (службы заказчика), это уменьшает вероятность ошибок, уменьшает общее время строительства и в целом экономит деньги наших клиентов.

Летом 2013 года была введен в эксплуатацию Автосервис на 6 постов (2 моечных поста и 4 ремонтных). Силами компании «Питер Девелопмент» был выполнен проект, согласована документация и получено разрешение на строительство, осуществлялся авторский надзор и функции службы заказчика по организации стройки, объект был введен в эксплуатацию.

В разделе «реализованные проекты» вы можете увидеть выполненные нами работы:

Проекты введены в эксплуатацию и подключены к городским инженерным коммуникациям. Время на их составление и последующие строительные работы составило немногим более года.

На нашем сайте, зайдя в раздел «законодательство», Вы можете получить исчерпывающую информацию о нормативной базе регламентирующей проектирование и строительство автосервисов в Санкт-Петербурге. Если у вас появились вопросы, или вам необходимы услуги службы заказчика, вы можете обратиться к нам , заполнив форму обратной связи, или позвонив в наш офис.

Материал подготовлен коллективом компании «Питер Девелопмент». При перепечатке ссылка обязательна.

Строительство автосервиса

Строить здание автосервиса лучше всего из быстровозводимых металлоконструкций. Это дешевле, быстрее и проще, чем капитальное здание. Фактически — это «коробка» из металлокаркаса с обшивкой из сэндвич-панелей.

Сколько это будет стоить

Цена на постройку СТО складывается из двух составляющих: расходов на возведение самой коробки и соблюдение всех бюрократических требований.

Возведение самого здания обойдется вам порядка 10 000 руб.за квадратный метр. Утепление будет стоить примерно 500 руб. за квадратный метр. Сюда также нужно будет добавить расходы на оформление разрешительной документации.

Теперь рассмотрим дополнительные расходы, связанные с разными формальностями:

  • Открытие ордера на строительство . Включает в себя разбивку участка, выноску осей, проект производства работ, проект организации строительства и пр. Выноска осей в Москве выполняется Мосгоргеотрестом. От объема строительства стоимость не зависит и составляет около 200 000 руб. Проект производства работ с согласованием обойдется в сумму до 100 000 руб. Регламент на утилизацию вынутого грунта стоит от 25 000 до 50 000 руб.
  • Подготовка строительной площадки . Ограждения по периметру стройки ободется около 25 руб. за погонный метр. Затраты на протягивание электрический кабеля предугадать сложно, но готовьтесь к сумме порядка 7 000 руб. Услуги охраной организации могут составлять 30 000 руб.
  • Технический надзор за строительством . Заказчик должен предоставить специалиста с дипломом строительной специальности, который будет контролировать соблюдение проекта на всем протяжении строительства. Зарплата такого специалиста составляет около 50 000 руб. в месяц.

В целом стоимость строительства в разных регионах сильно зависит не от цены на материалы, а в большей степени от расходов на оформление разрешительных документов и соблюдение разного рода формальных требований.

Как строится автосервис

Постройку здания нужно начинать с проекта. Имея на руках полноценный проект, содержащий информацию об электрификации, канализации, вентиляции, водоснабжении, отоплении, можно застраховать себя от множества проблем с последующим согласованием в органах местной администрации. Нужно быть готовым к тому, что после постройки здания и прокладки всех коммуникаций комиссия не утвердит, один или несколько из перечисленных пунктов уже реализованного проекта, и эксплуатация здания будет незаконной. Поэтому заранее согласованный проект — путь к экономии времени и денег.

Помимо этого, проект является точной инструкцией для строителей, и все отклонения от проекта можно использовать как аргумент при окончательном расчете с подрядчиком. С другой стороны, проектная организация несет финансовую ответственность за ошибки, допущенные в проекте, что позволяет снизить риск незапланированных затрат.

Утвержденный проект позволяет начинать строительство. Но необходимо учесть, что согласование проекта на строительство автосервиса имеет ряд отличий от согласования проекта, например, загородного дома. Эти отличия определяются спецификой эксплуатации помещения: вредными стоками, повышенным энергопотреблением, повышенным уровнем шума, пожаробезопасностью и т. д.

Схема строительства здания на металлокаркасе в большинстве случаев состоит из нескольких этапов:

  1. Выемка грунта . Осуществляется с учетом размеров спроектированного фундамента. Необходимо учесть вероятность того, что часть грунта придется вывозить, что связано с привлечением организаций, имеющих лицензию на вывоз грунта. После выемки грунта до начала заливки фундамента необходимо сформировать песчано-гравийную подушку под лентой фундамента.
  2. Заливка фундамента . Включает несколько операций: армирование, монтаж опалубки, непосредственно заливка бетона, демонтаж опалубки. Демонтаж не производится в случае заливки бетона с неснимаемой опалубкой, напри, мер из экструдированного пенополистирола, что позволяет в дальнейшем обойтись без дополнительного утепления фундамента. При температурах ниже 0 между заливкой и следующим этапом должно пройти не менее 28 дней для того, чтобы бетон набрал прочность. Стоимость фундамента может доходить до 50 % стоимости всего здания, и на фундаменте ни в коем случае нельзя экономить.
  3. Монтаж металлокаркаса . Расчет несущей способности металлических ферм — очень ответственный момент, поэтому необходимо обладать максимально точной информацией о толщине металла, конструкции и правилах монтажа. Есть два варианта реализации этого этапа строительства: покупка готовых ферм, рассчитанных на определенную нагрузку, и монтаж ферм силами подрядчика. Второй вариант, как правило, дешевле, но требует больше времени и связан с большим риском.
  4. Наружная зашивка металлокаркаса . Как правило, выполняется из профлиста. Придает дополнительную жесткость конструкции.
  5. Монтаж утеплителя . Хорошее утепление — способ сэкономить на дальнейшем отоплении. Можно использовать готовые многослойные сэндвич-панели, простые в монтаже. Другой путь — набор сэндвича по компонентам. Требует достаточно высокой квалификации рабочих, но позволяет сделать утепление более эффективным за счет создания вентилируемых зазоров и более точного монтажа. Второй способ более затратный по времени, но менее затратный по себестоимости материалов. Толщина утеплителя не должна быть менее 150 мм.
  6. Внутренняя зашивка . Для автосервиса разумнее использовать легкомоющиеся влагозащищенные материалы, например панели ПВХ.
  7. Отделочные работы . Включают в себя разводку электросети, канализации, водоснабжения и отопления.

После окончания строительства необходимо сдать сооружение органам местной администрации, которые проедут экспертизу на соответствие здания эксплуатационным нормам. Подписание акта соответствия является заключи тельным этапом строительства и дает право на эксплуатацию здания в целях, обозначенных в акте.

Основные требования

  • Размещение предприятий автосервиса в жилых домах и общественных зданиях не разрешается.
  • Помещение автосервиса должно иметь централизованную подводку воды и в обязательном порядке быть канализированным.
  • Площадь производственных помещений должна быть достаточной и зависит от видов и объема работ и габаритов ремонтируемых машин, но не менее 5 кв. м на одного работающего (без учета оборудования).
  • Производственные помещения должны быть оборудованы общеобменной приточно-вытяжной взрывобезопасной вентиляцией.
  • Расчеты системы вентиляции должны быть выполнены в соответствии со СНиП 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».
  • В холодный период года помещения должны отапливаться. Въездные ворота оборудуются воздушно-тепловыми завесами.
  • Не разрешается эксплуатация помещения без естественного освещения. Коэффициент естественного освещения должен составлять 1,5.
  • Системы искусственного освещения должны выполняться во взрывобезопасном исполнении.
  • Отделка стен и полов должна осуществляться влаго и маслобензостойкими материалами. Стены должны быть окрашены масляной краской либо облицованы на 2/э высоты керамической плиткой, полы — метлахской плиткой. Смотровые ямы должны быть облицованы керамической плиткой.
  • В составе помещения предприятий автосервиса в обязательном порядке должны быть душ, санузел, двустворчатый шкафчик для хранения чистой спецодежды.
  • Работники должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты органов дыхания, глаз и кожи рук.
  • Автосервисы должны в обязательном порядке согласовывать с органами Госсанэпидемнадзора проектную документацию на размещение и технологические процессы и иметь разрешение указанных органов на ввод в эксплуатацию.

Как выбрать место для строительства

Очень хорошо, если сервис будет располагаться в спальном районе или на правой стороне дороги на пути движения транспорта из центра в спальные районы. Если есть прямой доступ из центра — это очень большой плюс. Если в планах развития города значится строительство жилых домов в выбранном районе — это плюс, как и любой экономический рост района вообще.

Прямоугольная форма участка, широкий въезд на территорию — это тоже плюсы. На улице, где находится въезд, должно быть как минимум двухполосное движение и разрыв в сплошной линии напротив въезда, чтобы клиенты могли выехать из сервиса налево.

Желательно, чтобы улица была прямой метров на 100 в обе стороны от въезда. Расположение на углу или пересечении улиц, расположение после светофора — плюс. Сужение дороги или знак ограничения скорости на участке перед въездом -тоже плюс. Совсем замечательно, если есть места для парковки и стоянки автомобилей, принятых на ремонт.

При выборе места для строительства необходимо учесть ряд факторов, которые могут существенно повлиять на сам процесс строительства и дальнейшую эксплуатацию сооружения. Необходимо геологическое и гидрологическое исследование участка. Необходима информация о глубине промерзания грунта и уровне грунтовых вод, о составе грунта. Нужно продумать подъездные пути для крупнотоннажного транспорта, а также учесть работу крупногабаритной техники: подъемных кранов, бетононасосов и т. д. Бывают случаи, когда специально приходится заказывать несколько КАМАЗов со щебнем и засыпать подъезды к стройке, чтобы тяжелая техника не застревала в грязи.

Читайте так же:  Приказ 1658н

Как выбрать подрядчика

Фирму-подрядчика лучше выбирать исходя из следующих факторов: наличие лицензии на этот вид строительства; присутствие на рынке не менее 5 лет; возможность осмотреть сданные объекты сходной направленности; финансовая и технологическая прозрачность процесса строительства для заказчика.

Контроль строительства связан, прежде всего, со своевременным представлением отчетов о проделанных работах с указанием количества и стоимости материалов, объемов выполненных работ и их стоимости. Для инженерного контроля некоторые заказчики нанимают инженеров по качеству строительства, что позволяет снизить риск отклонения от проекта со стороны фирмы-подрядчика. Также нужно обратить внимание на соблюдение подрядчиком сроков, оговоренных при подписании договора, для каждого из этапов строительства.

В случае работы с квалифицированным подрядчиком ошибки минимальны и связаны чаще с форс-мажорными обстоятельствами. Необходимо помнить о том, что договор, подписанный с фирмой-подрядчиком, имеет двустороннее Действие. В частности, задержки оплаты этапов и авансирования приобретения материалов могут привести к довольно значительному отклонению от оговоренного графика, что в некоторых случаях имеет крайне неприятные последствия.

Требования к строительству сто

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ НП «ИНВЭЛ»

Основные правила проектирования и строительства

Нормы и требования

Дата введения 2009-12-31

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения Стандарта организации — ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения».

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим Партнерством «Гидроэнергетика России»

2 ВНЕСЕН Комиссией по техническому регулированию НП «ИНВЭЛ»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Стандарт организации «Гидроэлектростанции. Водохранилища ГЭС. Основные правила проектирования и строительства. Нормы и требования» (далее — стандарт) разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Стандарт является нормативным техническим документом и направлен на реализацию современных требований технического регулирования при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию водохранилищ.

Стандарт входит в число стандартов организации группы «Гидроэлектростанции», относится к периоду жизненного цикла объектов «Создание». Стандарт раскрывает и дополняет общие требования по созданию водохранилищ, сформулированные в СТО 70238424.27.140.011-2008* «Гидроэлектростанции. Условия создания. Нормы и требования», СТО 70238424.27.140.002-2008** «Гидротехнические сооружения ГЭС и ГАЭС. Условия создания. Нормы и требования».
________________
* Действует СТО 70238424.27.140.011-2010, здесь и далее по тексту;
** Действует СТО 70238424.27.140.002-2010, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

Стандарт базируется на применении законодательных актов и нормативных правовых документов федеральных органов исполнительной власти, технических регламентов, стандартов, устанавливающих требования к организационным принципам, техническим характеристикам и нормам создания водохранилищ.

При разработке стандарта актуализированы нормативно-технические документы, апробированные и подтвержденные опытом технические нормы и требования по созданию водохранилищ.

1 Область применения

1.1 Требования и нормы настоящего стандарта распространяются на процессы создания (проектирования и строительства) водохранилищ — искусственных водных объектов, используемых для аккумуляции и использования гидроэнергетических ресурсов речного стока для производства на ГЭС электроэнергии, а также для целей деятельности иных участников водохозяйственного комплекса. Требования Стандарта распространяются также на нижние и верхние бассейны гидроаккумулирующих электростанций.

1.2 Настоящий стандарт предназначен для применения гидрогенерирующими компаниями (эксплуатирующими организациями), являющимися заказчиками при проектировании ГЭС и водохранилищ, а также заказчиками-застройщиками, осуществляющими строительство водохранилищ, и организациями (научно-исследовательскими, проектными, строительными и другими), привлекаемыми к участию в создании водохранилищ.

1.3 Нормы и требования настоящего стандарта обязательны для применения организациями, в установленном порядке, на добровольной основе присоединившимися к стандарту; в иных случаях соблюдение норм и требований стандарта другими субъектами хозяйственной деятельности должно быть предусмотрено в договоре (контракте) между заказчиком-застройщиком и исполнителем заказываемых работ, услуг, изготовителем (поставщиком продукции).

1.4 Настоящий стандарт должен быть пересмотрен в случаях ввода в действие технических регламентов и национальных стандартов, содержащих не учтенные в стандарте требования, а также при необходимости введения новых требований и рекомендаций, обусловленных развитием законодательной базы и технологий подготовки водохранилищ.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие федеральные законы, законодательные акты и стандарты:

СТО 70238424.27.140.002-2008. Гидротехнические сооружения ГЭС и ГАЭС. Условия создания. Нормы и требования

СТО 70238424.27.140.011-2008. Гидроэлектростанции. Условия создания. Нормы и требования;

СТО 70238424.27.140.015-2008*. Гидроэлектростанции. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования;
_________________
* Действует СТО 70238424.27.140.015-2010. — Примечание изготовителя базы данных.

СТО 70238424.27.140.027-2009 Гидроэлектростанции. Правила разработки схем территориального планирования и проектной документации. Нормы и требования;

СТО 70238424.27.140.043-2009 Гидроэнергетическое строительство. Инженерные изыскания при разработке схем территориального планирования и проектной документации. Нормы и требования;

СТО 70238424.27.010.001-2008 «Электроэнергетика. Термины и определения».

Примечание — При пользовании Стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании Стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по СТО 70238424.27.010.001-2008, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 водохранилище: Искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением, с целью накопления воды и регулирования стока.

3.2 зона затопления (верхнего и нижнего бьефа ГЭС): Территория, в пределах которой возможно или прогнозируется покрытие ее водой в результате строительства ГЭС.

3.3 нормальный подпорный уровень (НПУ): Наивысший подпорный уровень, который может поддерживаться в нормальных условиях эксплуатации.

3.4 уровень мертвого объема (УМО): Наинизший уровень воды в водохранилище, допустимый по условиям нормальной эксплуатации гидроузла.

3.5 мониторинг окружающей среды (социально-экологический мониторинг): Комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

3.6 объекты культурного наследия: Объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры.

3.7 охрана объектов культурного наследия: Система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции и направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-Ф3.

3.8 сохранение объектов культурного наследия: Направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

3.9 водные ресурсы: Пригодные для использования в национальной экономике запасы вод суши, Мирового океана, подземных вод, почвенной влаги, льдов, снежного покрова и их энергия: механическая или тепловая.

3.10 водный объект: Природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

3.11 водоемы: Озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища.

3.12 комплексное использование водных ресурсов: Использование водных ресурсов для удовлетворения нужд населения и различных отраслей национальной экономики, при котором находят экономически оправданное применение все полезные свойства того или иного водного объекта.

3.13 гидротехническое сооружение: Сооружение для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод.

3.14 проектная документация: Документация, содержащая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства.

3.15 государственный заказчик: Государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация независимо от форм собственности, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться бюджетными инвестиционными ресурсами для реализации государственной целевой программы или конкретного инвестиционного проекта.

3.16 компоненты природной среды: Земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

3.17 оценка воздействия на окружающую среду: Определение характера, степени и масштаба воздействия объекта хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и последствий этого воздействия.

3.18 форсированный подпорный уровень (ФПУ): Подпорный уровень выше нормального, допускаемый в верхнем бьефе в особых условиях эксплуатации гидротехнических сооружений при сбросе паводков малой обеспеченности.

3.19 лесосводка: Вырубка товарных лесонасаждений в целях получения товарной продукции.

3.20 лесоочистка: Вырубка всей древесно-кустарниковой растительности, в т.ч. очистка площадей от нерастущей древесины (валежник).

3.21 санитарная подготовка: Комплекс мероприятий, обеспечивающих очистку территории, подлежащей затоплению от всех видов загрязнений бытового и хозяйственного характера, способных оказать отрицательное влияние на качество воды в будущем водохранилище.

3.22 возмещение убытков землепользователям: Мероприятия, обеспечивающие компенсацию потерь земельных участков и сельскохозяйственной продукции, выбывающей вследствие строительства ГЭС и водохранилища.

3.23 берегопереработка: Процесс образования береговой кромки водохранилища в результате размыва, обрушения, оползневых, просадочных и других деформаций рельефа в зоне нового уреза воды, а также отложения наносов, приносимых рекой и ее притоками.

3.24 главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС): Государственный орган, который распределяет средства федерального бюджета по подведомственным учреждениям (утверждает сметы доходов и расходов подведомственных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств, исполняет соответствующую часть бюджета, представляет в Федеральное казначейство отчетность об исполнении федерального бюджета).

Читайте так же:  Рд требования к чертежам

4 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены:

ГАЭС — гидроаккумулирующая электростанция;

НПУ — нормальный подпорный уровень водохранилища;

ПУ — промежуточный уровень водохранилища;

ФПУ — форсированный подпорный уровень;

УМО — уровень мертвого объема;

ГИП — главный инженер проекта (водохранилища);

ОВОС — оценка воздействия на окружающую среду;

ООС — раздел проекта «Охрана окружающей среды»;

ССРС — сводный сметный расчет строительства гидроузла;

ЧС — чрезвычайная ситуация.

5 Условия создания водохранилищ. Общие положения

5.1 Водные ресурсы создаваемых водохранилищ следует использовать, как правило, в интересах всех водопользователей, в том числе:

— природного комплекса, требования которого выражены объемом и режимом;

— промышленного водоснабжения, в том числе предприятий тепловой и атомной энергетики;

— сельского хозяйства (регулярное и лиманное орошение земель, водоснабжение сельских населенных пунктов);

— рекреации любительского рыболовства и водного спорта;

При разработке проектов на создание водохранилищ и территории нижних бьефов в обязательном порядке должны быть проработаны вопросы комплексного использования водных ресурсов с учетом интересов всех участников создаваемого водохозяйственного комплекса.

5.2 При создании водохранилищ необходимо обеспечить решение следующих задач:

— эффективного и полного использования гидроэнергетических ресурсов в целях электроэнергетики;

— комплексного использования водных ресурсов создаваемого водохранилища;

— соблюдения жизненно важных интересов социального характера;

— охраны окружающей социальной и природной среды;

— водохозяйственного регулирования речного стока для деятельности неэнергетических участников водохозяйственного комплекса (водоснабжение, транспорт, ирригация, рыбное хозяйство и другие), предотвращения ущербов при пропуске высоких половодий и паводков.

5.3 Создание водохранилищ должно включать в себя следующие стадии:

— предпроектные проработки (включая разработку обоснования инвестиций и предварительных материалов ОВОС);

— принятие решения о выборе створа ГЭС;

— принятие решения о реализации проекта строительства ГЭС, в том числе подготовке водохранилища;

— разработка проектной документации;

— разработка рабочей документации;

— принятие решения о начале строительства водохранилища;

— строительство водохранилища (подготовка ложа водохранилища);

— принятие решения о готовности водохранилища к наполнению;

— временная эксплуатация водохранилища (начало формирования экосистемы водохранилища);

— ввод водохранилища в эксплуатацию (формирование водохранилищной экосистемы).

5.4 При проведении изысканий, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию необходимо определять цели и планируемые результаты каждой стадии строительства водохранилища.

5.5 Проектная документация строительства гидроузла (включая водохранилище) заказывается компанией (организацией) — инициатором строительства ГЭС (заказчиком строительства ГЭС).

5.6 На предпроектной стадии обосновывают возможность реализации проекта и перспективные прогнозы эффективности проекта, для чего должны быть выполнены:

— водохозяйственные и технико-экономические расчеты по намечаемому водохранилищу, включая определение годового объема стока реки, объем минимальных санитарных попусков, расчетного объема полезной аккумулирующей емкости водохранилища, расчетных значений среднемноголетних расходов воды, уровенного режима, отметки НПУ, площади затопления;

— процедуры ОВОС для различных вариантов размещения створа ГЭС на реке, исходя из располагаемых на этот период данных по расположению населенных пунктов, объектов культурного наследия, крупных промышленных предприятий, сведений о наличии полезных ископаемых, государственных заповедников, заказников, а также исходя из анализа проектов аналогов;

— оценка стоимости подготовки водохранилища.

5.7 На предпроектной стадии заказчик строительства ГЭС обязан инициировать проведение общественных слушаний для населения с информацией о своих намерениях по строительству ГЭС и водохранилища, провести общественные обсуждения технического задания на разработку предварительных материалов ОВОС, провести их обсуждение после разработки.

5.8 Выбор наиболее эффективного варианта размещения створа ГЭС компания (организация) должна производить на основании выполненных проработок по сравнению технико-экономических показателей проекта с учетом оценки воздействия на окружающую среду.

5.9 Процесс проектирования водохранилищ должен быть организован в соответствии с требованиями Стандарта, СТО 70238424.27.140.011-2008, СТО 70238424.27.140.027-2009.

5.10 Генеральная проектная организация (в лице назначенного ГИП по водохранилищу) должна осуществлять авторский надзор за проведением мероприятий (работ) по подготовке водохранилища и нижнего бьефа гидроузла, а также вести контроль освоения средств в составе ССРС.

5.11 До проведения государственной экспертизы проекта строительства гидроузла генеральная проектная организация должна согласовать с заказчиком строительства ГЭС полную сметную стоимость мероприятий по подготовке водохранилища и нижнего бьефа по главе 13 ССРС строительства гидроузла.

5.12 Сводная сметная документация по подготовке водохранилища и нижнего бьефа должна быть оформлена отдельной книгой в составе книг общего тома «Сметы» проекта гидроузла, к которой должны прилагаться расшифровки затрат по государственным территориальным (в разрезе административно-территориального деления) и отраслевым заказчикам проведения мероприятий по водохранилищу.

5.13 Утверждение сметной стоимости мероприятий по подготовке водохранилища и нижнего бьефа по главе 13 в составе ССРС строительства гидроузла должно быть произведено заказчиком строительства ГЭС на основании положительного заключения государственной экспертизы проекта строительства гидроэлектростанции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145.

5.14 Водохранилище является объектом государственной собственности (Водный кодекс Российской Федерации) и его подготовка должна осуществляться за счет средств федерального бюджета.

5.15 В случае принятия решения о начале строительства гидроузла заказчик строительства ГЭС обязан передать часть проектной документации по подготовке водохранилища всем государственным заказчикам для утверждения и реализации ведомственной части проекта.

5.16 Каждый государственный заказчик своим распоряжением обязан назначить заказчика-застройщика и поручить ему реализацию проекта.

5.17 Для целевого финансирования мероприятий по подготовке водохранилища каждый субъект бюджетного планирования с привлечением государственных заказчиков должен направить в Правительство Российской Федерации предложения по перечню федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, и объемам их финансирования. В этих целях государственные заказчики должны уточнить объемы необходимых средств для финансирования программ в очередном году и представить проекты соответствующих бюджетных заявок с их обоснованиями субъектом бюджетного планирования федерального бюджета.

5.18 Государственный заказчик должен:

— обеспечить представление главному распорядителю средств федерального бюджета и в территориальные органы Федерального казначейства документов по включенным в перечень стройкам и объектам, необходимых для финансирования выполненных работ (услуг), а также произведенных затрат;

— обеспечить финансирование строек и объектов, включенных в перечень на основании государственных контрактов (договоров), в пределах доведенных главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом объема выполненных работ (услуг);

— обеспечить контроль целевого и эффективного использования средств федерального бюджета.

5.19 Заказчик-застройщик обязан:

— выполнять функции, переданные ему государственным заказчиком;

— выдавать техническое задание на выполнение проектно-изыскательских работ;

— вести контроль за сроками разработки проектной документации, ее приемку, хранение и передачу подрядным организациям;

— организовать получение сводного заключения государственной экспертизы на рабочую документацию и утверждение этой документации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— выбрать площадки для строительства, получить разрешения на строительство и передать подрядным организациям решения об отводе земельных участков под строительство и разрешения на строительство;

— обеспечить объекты строительства оборудованием, материалами, поставка которых возложена на заказчика-застройщика, их приемку, учет, хранение, своевременную передачу подрядным организациям, недопущение образования избыточного накопления запасов материальных ценностей;

— обеспечить осуществление авторского (генеральной проектной организации) и строительного контроля на стройках и объектах, включенных в перечень;

— организовать получение (получает) разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

— отрегулировать разногласия, возникающие при реализации проекта.

6 Оценка социальных, экологических, экономических последствий, вызываемых строительством и вводом в эксплуатацию водохранилищ

6.1 Оценка социальных, экологических, экономических последствий, вызываемых строительством и вводом в эксплуатацию водохранилищ, должна производиться в соответствии с требованиями нормативных документов [1-16], позволяющим оценить все виды последствий создания водохранилищ, минимизировать возможные неблагоприятные последствия и максимально использовать положительное воздействие водохранилищ на хозяйственную и иную деятельность в зоне их влияния.

6.2 В случае если строительство водохранилища существенно изменяет условия и структуру промысла местного (коренного) населения, основной доход которого традиционно составляет эксплуатация водных и лесных биоресурсов, необходимо предусмотреть комплекс мероприятий, обеспечивающих возможность обеспечения улучшения социального уровня жизни и сохранения профиля занятий местного (коренного) населения.

6.3 Мероприятия в районах проживания малочисленных народов этнических или иных обособленных групп населения должны носить специфический характер и разрабатываться на базе рекомендаций и прогнозов, получаемых в ходе социальных исследований, консультаций с представителями малочисленных народов.

7 Порядок разработки и представления предложений при разработке, согласовании и утверждении схем территориального планирования

7.1 Карты (схемы) планируемого размещения ГЭС и водохранилища с отображением границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, границ земельных участков, которые предоставлены для размещения ГЭС и водохранилища, земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия должны быть включены в состав схемы территориального планирования Российской Федерации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ (от 29.12.2004 N 190-ФЗ), нормами постановлений Правительства РФ от 30.12.2006 N 883 и от 23.03.2008 N 198.

7.2 Карты (схемы) должны быть сформированы на базе слоев цифровой картографической основы.

7.3 Для обоснования включения ГЭС и водохранилища в состав схемы территориального планирования Российской Федерации необходимо разработать градостроительную документацию, которая содержит:

— характеристику земельного участка, предлагаемого к отводу для строительства водохранилища, а также территорий, находящихся в зонах их воздействия;

— анализ и оценку существующего социально-экологического состояния природных условий территории в районе размещения водохранилища;

— прогноз изменений функциональной значимости и социально-экологических условий территории при реализации намечаемых решений по реализации проекта;

— предложения и рекомендации по организации природоохранных мероприятий и социально-экологического мониторинга зоны влияния водохранилища.