Содержание:
Требования по рациональному использованию и охране недр
Государство, как собственник недр, вправе и всегда устанавливает те или иные требования, которые обязан соблюдать недропользователь. При этом особое внимание следует обращать не столько на перечень самих требований, которые могут быть представлены в самом различном виде, а на ту роль, на ту значимость, которую им придает государство и как оно определяет эту роль в законе. Это могут быть и простая декларация, и очень жесткое требование, нарушение которых грозит потерей права пользования недрами.
Требования, которые устанавливает законодательство при производстве горных работ, подразделяются на три группы, определяющие:
— порядок использования недр,
— безопасность производства горных работ;
— охрану окружающей среды.
Требования, которые предъявляет государство к пользователю недр, достаточно многообразны, разнохарактерны. Часть из них получила название «охрана недр». Под охраной недр в [19] понималось применение горнопромышленниками:
— технических методов и способов горных работ и соответствия с геологическим строением месторождений, их особенностями и характером залегания пород и ископаемых;
— правил, касающихся технической правильности и технической целесообразности горных работ, в целях достижения наиболее полного использования месторождений ископаемых;
— правил, касающихся съемки подземных и надземных горных выработок, составления маркшейдерских планов, проверки этих планов путем контрольной съемки выработок, а также производства триангуляционных работ.
В последующих законодательных актах определение понятия «охрана недр» не встречалось. В [20] было введено два раздела: один — порядок и требование к разработке месторождений, второй — охрана недр. Закон содержал утверждение о том, что «все недра в СССР подлежат охране» (ст. 33), а также перечень требований в области охраны недр. В случае нарушения этих требований органы государственной власти могли ограничить, приостановить или запретить пользование недрами.
Анализ требований, содержащихся в указанных выше разделах, показал, что деление их на две группы весьма условно и неоднозначно. В результате пришли к выводу о нецелесообразности искусственного деления требований на две группы и объединили их, определив общим термином «рациональное использование и охрана недр».
Таким образом, под термином «рациональное использование и охрана недр» подразумевается единое, предусмотренное законодательством о недрах понятие, определяющее систему технических, экономических и организационно-правовых мероприятий, обеспечивающих эффективное, полное, комплексное использование недр.
Важно отметить, что требованиям рационального использования и охраны недр современный законодатель [46] также придает очень большое значение. В случае их нарушения «право пользование недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством» (ст. 23).
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются [46]:
— соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
— обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;
— проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых- в целях, не связанных с добычей;
— обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
— достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений;
— охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
— предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
— соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с их добычей;
— предупреждение самовольной застройки площади залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;
— предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.
Пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить [46]:
— строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;
— дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья;
— наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и др.); складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.
Перечень и формулировка указанных основных требований в законодательных актах, регулирующих специфические отношения недропользования, а также освоение тех или иных видов полезных ископаемых или использование недр для строительства конкретных подземных сооружений, не связанных с добычей, могут и должны детализироваться, дополняться и уточняться.
В случае нарушения установленных требований право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горнотехнического надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.
Следует отметить, что в действующем законодательстве о недрах [46], а также в административном [110] и уголовном законодательстве [58] встречаются различные термины: «рациональное использование и охрана недр», «рациональное комплексное использование и охрана недр», «правила охраны недр», «правила охраны и использования недр» и др. По сути дела, речь во всех случаях идет, очевидно, об одном и том же — рациональном использовании и охране недр.
Исходя из этого основными требованиями по охране недр являются (ст. 23 Закона РФ «О недрах»)
— обеспечение полноты геологического изучения, рационального, комплексного использования и охраны недр
Все используемые участки недр, представляющие собой геометрические блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации
Закон «О недрах» (ст. 23) определяет основные требования по рациональному использованию и охране недр.
Нарушение установленных законом правил и мер по охране и рациональному использованию недр влечет за собой применение юридической ответственности.
— нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр
года) в числе основных требований по рациональному использованию и охране. недр (ст. 23) включено предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов.
Требования по рациональному использованию и охране недр
Требования, которые устанавливает законодательство при производстве горных работ, подразделяются на три группы, определяющие: —
порядок использования недр, —
безопасность производства горных работ; —
охрану окружающей среды.
Требования, которые предъявляет государство к пользователю недр, достаточно многообразны, разнохарактерны. Часть из них получила название «охрана недр». Под охраной недр в [19] понималось применение горнопромышленниками: —
технических методов и способов горных работ и соответствия с геологическим строением месторождений, их особенностями и характером залегания пород и ископаемых; —
правил, касающихся технической правильности и технической целесообразности горных работ, в целях достижения наиболее полного использования месторождений ископаемых; —
правил, касающихся съемки подземных и надземных горных выработок, составления маркшейдерских планов, проверки этих планов путем контрольной съемки выработок, а также производства триангуляционных работ.
В последующих законодательных актах определение понятия «охрана недр» не встречалось. В [20] было введено два раздела: один — порядок и требование к разработке месторождений, второй — охрана недр. Закон содержал утверждение о том, что «все недра в СССР подлежат охране» (ст. 33), а также перечень требований в области охраны недр. В случае нарушения этих требований органы государственной власти могли ограничить, приостановить или запретить пользование недрами.
Анализ требований, содержащихся в указанных выше разделах, показал, что деление их на две группы весьма условно и неоднозначно. В результате пришли к выводу о нецелесообразности искусственного деления требований на две группы и объединили их, определив общим термином «рациональное использование и охрана недр».
Таким образом, под термином «рациональное использование и охрана недр» подразумевается единое, предусмотренное законодательством о недрах понятие, определяющее систему технических, экономических и организационно-правовых мероприятий, обеспечивающих эффективное, полное, комплексное использование недр.
Важно отметить, что требованиям рационального использования и охраны недр современный законодатель [46] также придает очень
большое значение. В случае их нарушения «право пользование недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством» (ст. 23).
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются [46]: —
соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; —
обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; —
проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых- в целях, не связанных с добычей; —
обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; —
достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений; —
охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; —
предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; —
соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с их добычей; —
предупреждение самовольной застройки площади залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; —
предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.
Пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить [46]: —
строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное комплексное извле чение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья; —
дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья; —
наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и др.); складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.
Перечень и формулировка указанных основных требований в законодательных актах, регулирующих специфические отношения недропользования, а также освоение тех или иных видов полезных ископаемых или использование недр для строительства конкретных подземных сооружений, не связанных с добычей, могут и должны детализироваться, дополняться и уточняться.
В случае нарушения установленных требований право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горнотехнического надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.
Следует отметить, что в действующем законодательстве о недрах [46], а также в административном [110] и уголовном законодательстве [58] встречаются различные термины: «рациональное использование и охрана недр», «рациональное комплексное использование и охрана недр», «правила охраны недр», «правила охраны и использования недр» и др. По сути дела, речь во всех случаях идет, очевидно, об одном и том же — рациональном использовании и охране недр. 8.3.
Права и обязанности пользователя недр
В соответствии с законодательством СССР о недрах пользователи недр, по существу, не имели никаких прав. Единственное право, которое в законе же трактовалось как обязательство — пользование недрами в соответствии с целями, для которых они предоставлены. Но и это право могло быть ограничено в интересах государства, а также в интересах других пользователей недр. Обязательственная часть была также достаточно лаконична.
Действующее законодательство предоставило недропользователю достаточно широкие права, но и серьезные обязательства. В целом их комплекс в основном соответствует практике недропользования.
Пользователь недр имеет право (ст. 22 Закон РФ «О недрах»): —
использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии; —
самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству; —
использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и действующим законодательством; —
использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии; —
ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода; —
проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией; —
обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Пользователь недр обязан обеспечить (ст.
соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами и при первичной переработке минерального сырья; —
соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь и выборочной отработки полезных ископаемых; —
ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность; —
представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; —
представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содер жащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; —
безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; —
соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; —
приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; —
сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; —
выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам могут предъявляться требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.
Общие основы лицензирования видов деятельности, в том числе и в сфере недропользования, регулируются ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [106]. 8.4.
Требования по безопасному ведению горных работ
В горном производстве вопросам организации и осуществления безопасного ведения работ должно уделяться особенно большое внимание, поскольку сами технологические процессы объективно являются источником повышенной опасности. Это сейсмические работы, связанные с производством взрывных работ, бурение скважин с возможными, не всегда предсказуемыми выбросами, фонтанами и пожа рами нефти и газа, обвалы и взрывы в угольных и других шахтах, опасность радиоактивного заражения при разработке месторождений радиоактивного сырья и т.п. Уже этот перечень говорит о разнообразии и возможных тяжелых последствиях, которые могут произойти вследствие нарушения требований безопасного ведения работ.
Следует иметь в виду, что любой технологический процесс проектируется таким образом, что его осуществление при соблюдении заранее оговариваемых требований будет безопасным. Все в конечном итоге определяется полнотой установления требований, а главное — их соблюдением. Субъективный фактор здесь играет особенно важную роль, и его следует серьезно учитывать. Не случайно в [19] существовала даже специальная статья «обязанности лиц, занятых на горных работах, по соблюдению правил и норм безопасности» (ст. 31). Таким образом, закон прямо предписывал каждому лицу, занятому на горных работах, что оно обязано: —
выполнять требования правил и норм по безопасному ведению работ; —
систематически проводить осмотр рабочих мест и оборудования и применять меры к немедленному устранению выявленных нарушений правил и норм безопасности; —
находиться на работе в специальной одежде и пользоваться средствами индивидуальной защиты; —
не применять при выполнении работ способы, могущие создать опасность аварии или несчастного случая.
Придавая справедливо особое значение человеческому фактору в качестве первого, основного, требования, соблюдение которого должно быть обеспечено при выполнении работ, связанных с пользованием недрами, в качестве первого и основного требования было названо «изучение и выполнение работниками правил и норм безопасного ведения работ».
В настоящее время решение всех этих вопросов переместилось на уровень отраслевых и внутриведомственных нормативных правовых актов; это, с одной стороны, понижает уровень их легитимности, но, с другой — делает их существенно более конкретными и детальными и в этом плане более действенными.
Законодательство в настоящее время определяет основные принципы организации, а также перечень основных требований обеспечения безопасного ведения горных работ.
Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, прове дение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Органы государственной власти и пользователи недр обязаны обеспечить выполнение стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Органы государственного горного надзора в пределах своей компетенции обеспечивают государственное нормативное регулирование вопросов, безопасности работ, связанных с пользованием недрами, а также выполняют контрольные функции.
Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору.
Все работы, связанные с повышенной опасностью при пользовании недрами, проводят на основании лицензий на соответствующий вид деятельности.
Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений — профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами.
Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников этих предприятий обязаны немедленно приостановить работы и обеспечить транспортировку людей в безопасное место.
При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, руководители соответствующих предприятий обязаны незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Законодательные акты, регулирующие отношения в области добычи конкретных полезных ископаемых (уголь, нефть и газ, драгоценные минералы и т.п.), а также отдельных видов пользования недрами, должны конкретизировать, развивать и дополнять эти положения. 8.5.
Права и обязанности пользователей недрами. Основные требования по рациональному использованию и охране недр
Для обеспечения рационального использования и охраны недр важное значение имеет четкое закрепление в законодательстве прав и обязанностей недропользователей (ст. 22 Закона «О недрах»).
Статья 22. Основные права и обязанности пользователя недр
Пользователь недр имеет право:
1) использовать предоставленных ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции;
2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;
3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством;
4) использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции;
5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода;
6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции;
7) обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Пользователь недр обязан обеспечить:
1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;
2) соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;
4) представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации;
5) представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;
6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;
10) выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.
Общие требования по рациональному использованию и охране недр. Наряду с тем, что в законодательстве о недрах закреплены права и обязанности недропользователей, ст. 23 Закона РФ «О недрах» устанавливает основные требования по рациональному использованию и охране недр.
К ним относятся:
соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;
проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
государственная экспертиза и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
предотвращение загрязнения недр при работах, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод и др.
В случае нарушения этих требований право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
Статья 24 Закона «О недрах» определяет также основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. Эти требования относятся в первую очередь к таким видам недропользования, как геологическое изучение недр, добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Суть этих требований в следующем. Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:
допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами – лиц, имеющих соответствующее специальное образование;
обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;
применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам;
правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;
проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон;
систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей и др.
Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений – профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .
Экологические требования при использовании и охране недр
Закон «О недрах» определяет основные требования в области использования и охраны недр (ст.23). К ним следует отнести следующие:
1) соблюдение установленного законодательства, порядка предоставления недр в использование и недопущение самовольного пользования недрами;
2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального, комплексного использования и охраны недр;
3) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, пожаров и других факторов, снижающих количество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
4) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами и особенно при подземном хранении нефти, газа или
других веществ и материалов, захоронение вредных веществ и отходов производства, сброс сточных вод;
5) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
6) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка пользования этих площадей в иных целях;
7) предотвращение накопления промышленных бытовых отходов на площадях водосброса и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.
В случае нарушения требований указанной статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством. Эти требования охраны недр являются составной частью прав и обязанностью субъекта права недропользования и конкретизируются в законодательстве применительно к отдельным видам пользования недрами.
В основе регулирования охраны недр лежат принципы отраслевых и межотраслевых приоритетов. Законодательство о недрах устанавливает правовой приоритет охраны и использования полезных ископаемых, как основного невоспроизводимого богатства недр. И в этой связи основные требования охраны недр связаны с порядком использования минеральных ресурсов для разработки и добычи этих ископаемых.
При обнаружении в процессе пользования недрами объектов, представляющих интерес для науки и культуры, пользователи недрами обязаны приостанавливать работу и сообщать об этом заинтересованным организациям.
В данном случае действуют общие приоритеты охраны уникальных, редких объектов, являющихся памятниками природы или культуры. Реализация норм и приоритета в области охраны недр осуществляется в процессе учета и использования недр, на стадиях геологического изучения недр, проектирования и строительства предприятий и сооружений, разработки месторождений полезных ископаемых и иных пользований недрами.
В ст.6 Закона «О недрах» определены следующие виды пользования недрами: недра предоставляются в пользование для регионального геологического изучения, включающего геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр. Как видно из п.1 ст. 6 Закона, основные требования охраны недр должны предъявляться в
процессе изучения недр, геологических работ, мониторинга, а также изучения подземных вод.
Требования к охране недр предъявляются в процессе разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающей
промышленности и связанного с ней перерабатывающего производства, исключая вредное воздействие на окружающую среду (ст. 6 п.2 Закона «О недрах»).
Предъявляются требования к охране недр в процессе строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В этой связи закон требует предусматривать меры, обеспечивающие обезвреживание вредных веществ, отходов производства либо локализацию их в строго определенных границах, гарантирующую предотвращение их проникновения в горные выработки, на земную поверхность и водные объекты. Особыми правилами регулируются порядок сбора минералогических, палеонтологических и других геологических, коллекционных материалов, захоронение радиоактивных отходов.
Места захоронения таких отходов определяются Федеральным агентством по недропользованию, Федеральной службой надзора в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии РФ по согласованию с Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию, а также с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В литературе по экологическому праву выдвигаются предложения по определению новых объектов в области охраны недр. Так, О. Л. Дубовик относит к таковым; «собственно недра», «полезные ископаемые», «порядок деятельности», «экологическая безопасность» и др. Далее, она называет в качестве объектов охраны минеральные ресурсы континентального шельфа, площади залегания полезных ископаемых и т.п.1. Можно согласиться с такими суждениями. Они отвечают развитию нынешней экономики в стране. Вместе с тем, следует отметить, что в законодательстве о недрах, о таких объектах ничего не говорится.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .
Недропользователь (Subsoil user) — это
Недропользователь — это субъект предпринимательской деятельности с правами пользования на недры
Недропользователь: реестр пользователей недр, госзакупки, права и обязанности, недропользование России и Казахстана
Недропользователь — это, определение
Недропользователь — это субъект предпринимательства, который наделен определенными правами на пользование недрами. Эти права законодательно подтверждаются государственной лицензией на определенные виды деятельности в отношении недр. В частности, это может быть — исследовательская деятельность или добыча полезных ископаемых.
Недропользователь — это субъект, осуществляющий деятельность по контракту на недропользование.
Недропользователь — это субъект предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.
Закон «О недрах» и полномочия государства в сфере регулирования отношений недропользования
Аспекты, связанные с недропользованием, в РФ регулируются несколькими нормативно-правовыми актами, но ключевую роль играет Закон РФ 2395-1 «О недрах «, принятый еще в 1992 году. Законом предусмотрено разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Изменения в законодательстве «О недрах», вступили в силу с 01 января 2013 года.
Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Пользователями недр на участках недр федерального значения, за исключением участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации и участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, если Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом не установлены дополнительные ограничения допуска к участию в аукционах на право пользования такими участками недр созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц с участием иностранных инвесторов.
Пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.
Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть юридические лица и созданные на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.
В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивных веществ и захоронению радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие выданные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрешения (лицензии) на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных веществ, по использованию токсичных и иных опасных отходов. Осуществляется государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр. Объединяются данные о состоянии минерально-сырьевой базы России, и возможностях её воспроизводство на текущий момент. Законом предусмотрено введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды.
Предусмотрен порядок заключения соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр. Проводится государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения. Есть положения к основанию и порядок досрочного прекращения права пользования недрами при нарушении условий лицензионного соглашения.При выдаче лицензии учитываются требования по рациональному использованию и охране недр, по использованию и утилизации попутного нефтяного газа.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о представляемых в пользование участках недр осуществляется на основании статьи 29 Закона РФ «О недрах», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005г. № 69.
К полномочиям государственных органов, регулирующих отношения недропользования, относятся: разработка и совершенствование действующего законодательства, определение и реализация политики недропользования, охрана недр, сбор, систематизация и экспертиза информации, классификация недр, построение государственного баланса запасов недр, введение ограничений на пользование, распоряжение государственными недрами, разрешение споров и контроль, а также заключение соглашений о разделе между участками.
Целью государственной экспертизы является создание условий для наиболее рационального пользования государственным фондом недр. Такая экспертиза проводится на основе оценки соответствующих данных. Порядок проведения экспертизы, определения, ответственные органы регламентируются нормами приказа 102 Министерства природных ресурсов РФ.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых является одним из основных отраслевых природно-ресурсных кадастров. Кадастровая информация в комплексном управлении природопользованием региона необходима прежде всего для того, чтобы стратегически правильно дать перспективную оценку находящимся на территории региона отраслям и предприятиям промышленности. Минеральные сырьевые ресурсы — первоисточник естественной основы производства. Любой природный минеральный ресурс, пока он в недрах, представляет для человека лишь потенциальную потребительскую стоимость.
Созданные природой минеральные ресурсы скрыты в глубине недр, их количество, свойства и местоположение неизвестны заранее. Поиски залежей начинаются, по существу, с нулевой информации, которая нарастает по мере поисковых и геологоразведочных работ и становится полной лишь после извлечения полезного ископаемого на поверхность. Поэтому одна из важнейших характеристик конкретных залежей минеральных ресурсов — степень их надежности. Она является одним из основных параметров, принятых в основу классификационного разделения минеральных ресурсов на «запасы» и собственно ресурсы. По мере разведочных работ все большая часть потенциальных ресурсов переходит в категорию «запасов», хотя этот переход никогда не бывает полным: риск неподтверждения прогнозных ресурсов, как правило, бывает довольно большим.
Важной характеристикой месторождений минерально-сырьевых ресурсов, которая отражается в кадастровой информации, является их потенциальная экономическая эффективность. Это зависит в первую очередь от условий залегания, качества и территориального размещения сырьевых ресурсов. Эти факторы определяют размеры затрат на промышленное освоение, вовлечение и использование минеральных ресурсов. Величина оценки природных ресурсов связывается с затратами на их освоение и с эффектом от их эксплуатации, различием затрат и денежной ценности вырабатываемых полезных продуктов из минерального сырья. Правовой основой для создания государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых (далее — Госкадастр) является Закон РФ «О недрах». В приказе Минприроды России от 14 июля 2009 г. N 207 [2] регламентированы процедуры ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых. Данная государственная функция возложена на Роснедра.
В соответствии со статьей 30 Закона РФ «О недрах» Госкадастр ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче. В него заносятся сведения по каждому месторождению, в том числе о количестве и качестве основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, о содержащихся в них компонентах, а также о горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условиях разработки месторождения.
Также Госкадастр содержит геолого-экономическую оценку каждого месторождения и данные по выявленным проявлениям полезных ископаемых. Госкадастр ведется и составляется, чтобы определить государственные балансы запасов полезных ископаемых в целях обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр, разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр и размещения предприятий горнодобывающей промышленности, рационального комплексного использования месторождений полезных ископаемых, а также для решения других народнохозяйственных задач.
Основанием для начала процедуры по внесению сведений в Государственный кадастр является сдача пользователем недр отчета о геологическом изучении недр в федеральный и территориальный фонды геологической информации. Составление и внесение изменений в Государственный кадастр осуществляются Роснедрами в установленном порядке на основании данных:
государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых;
заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденных в установленном порядке;
территориальных балансов запасов полезных ископаемых, поступивших из территориальных фондов геологической информации;
геологических отчетов о поисках, оценке и разведке месторождений.
Права и обязанности пользователей недр
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции — с даты вступления такого соглашения в силу.
Права пользования недрами:
— Переход прав на использование недр.
— Ограничение пользования недрами.
— Сроки пользования участками недр.
— Требования к пользователям недр.
— Лицензия на пользование недрами.
— Переход права пользования участками недр и переоформление лицензий на пользование участками недр.
— Основания для прекращения права пользования недрами.
Деятельность недропользователей, например в Казахстане, регламентируется Законом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» и ППРК №№133, 134 от 14.02.2013 года обязывает их проводить закупки товаров, работ и услуг для исполнения договора на выполнение работы.
Платежи, аукционы, лицензии и антимонопольные требования при пользовании недрами
Существует утвержденная система платежей при пользовании недрами.Сюда относятся разовые и регулярные платежи за пользование недрами, плата за геологическую информацию о недрах, сборы за участие в конкурсе (аукционе) и за выдачу лицензий. Регулярные платежи за пользование недрами. Конкурсы и аукционы на право пользования участками недр проводят согласно утвержденному порядку организации, подготовки, проведения и утверждения итогов аукционов и конкурсов. есть ряд оснований для отказа в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона.
Основанием для возникновения права пользованием недрами является постановление Правительства РФ, решение федерального органа управления гос.фондом недр или специально созданной комиссии, в случаях, перечисленных в ст.10.1 ФЗ «О недрах». Также законом регулируются вопросы получения лицензии, установления срок пользования и случаи, в которых право пользования может быть прекращено. Проектирование и строительство населенных пунктов на территории, где залегают полезные ископаемые, может быть санкционировано только управомоченными на то государственными органами. Это предусмотрено положением федерального горного и промышленного надзора о порядке выдачи разрешений на застройку.
Государственные органы обязаны постоянно следить за запасами полезных ископаемых и проводить периодическую, а если это становится необходимо — внеплановую экспертизу государственного фонда и вверенных пользователям недр с целью слежения за рациональным использованием ресурсов недр.Ст.13.1. ФЗ «О недрах» регламентирует проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами. Решение о победителе принимается специально сформированной комиссией в срок, не превышающий 30 дней с момента проведения конкурса или аукциона. Ст. 14 того же закона предусматривает основания для отказа в принятии заявки на конкурс или аукцион.Антимонопольные требования при пользовании недрами отражают проблемы государственного регулирования земельных отношений при пользовании недрами.Мерами антимонопольной политики признаются запрет или признание неправомочными действий органов власти, противоречащих антимонопольной политике РФ. Предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о недрах, осуществляется расчет ущерба, причиненного недрам. Роснедра и Росприроднадзор имеют установку отзывать лицензии у недропользователей.
Реестры недропользователей и тендерные государственные закупки
Для каждого региона составлены реестры или списки недропользователей, которые имеют лицензию на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на конкретной территории.Это перечень предприятий с данными об их планах по закупкам товаров и услуг. Осуществление деятельности недропользователя возможно лишь после проведения государственных закупок — конкурсного тендера, согласно положениям закона «о Госзакупках».