Экологические требования современного производства

Автор: | 12.08.2018

Экологические требования, предъявляемые экономике

Практическая значимость экологии состоит в первую очередь в том, что она может и должна осуществлять научный контроль природопользования. Природопользование является главной частью ресурсной базы экономики. Имеются в виду не только природные биоресурсы, но и пространства территорий и акваторий, земля, вода, воздух, солнечный свет, агроресурсы, продукты недр — все, что, так или иначе, участвует в природных и антропогенных трансформациях энергии и круговоротах веществ. Однако экологический контроль природопользования и управления ресурсами еще крайне слаб. Из-за этого сохраняются серьезные противоречия между экономическими интересами и экологическими требованиями. Эти требования направлены на уменьшение природоемкости экономики, всего человеческого хозяйства. Перечислим основные из этих требований.

1. За короткий исторический срок должна произойти смена парадигмы экономики: в формации современного общества экономическую систему должна сменить эколого-экономическая система. Экологические условия, процессы и объекты, в том числе все возобновляемые ресурсы, должны быть включены в число экономических категорий как равноправные с другими категориями богатства.

2. Расчет фундаментальных экономических показателей (ВВП, национальный доход на душу населения и т.п.) должен производиться с обязательным учетом амортизации природной среды — ее загрязнения, расхода возобновляемых природных ресурсов и долгосрочного экологического ущерба. Только такой подход, с одной стороны, дает истинное представление об эколого-экономическом благополучии страны и ее населения, а с другой — заставляет пересмотреть концепцию и критерии экономического роста.

3. Необходимо отказаться от затратного подхода к охране природы и защите окружающей среды, включить природоохранные функция непосредственно в экономику производства, осуществить переход экономики к стратегии качественного роста на основе технологического перевооружения производства под эколого-экономическим контролем.

4. Эксплуатация природных ресурсов и экономика производства должны быть подчинены экологическим ограничениям и принципу сбалансированного природопользования, согласно которому размещение и развитие материального производства на определенной территории должно осуществляться в соответствии с ее экологической техноемкостью. Реализация этого требования должна происходить под контролем жесткой платности природопользования: нарушение требования автоматически включает прогрессивные экономические санкции, обязательно превышающие величину нанесенного ущерба.

5. Смена приоритетов и структурные преобразования в экономике должны включать:

а) количественную и качественную перестройку экономики ресурсов энергетики и промышленности, ориентированную на максимальную экономию и эффективность;

б) изменение отраслевой и технологической структуры производства с постепенным исключением из нее производства значительной части вторичных средств потребления и минимизацией ресурсоемкости и отходности производства;

в) поэтапное включение в механизмы ценообразования всех экологических издержек хозяйственной деятельности и стоимостной оценки риска экологических поражений;

г) ослабление диктата предложения в производстве и торговле и постепенное исключение той части маркетинга, которая навязывает и стимулирует избыточные ассортименты вторичных средств потребления.

Для большинства экономистов эти требования звучат как мечты экологов, как непомерный и нереальный запрос или приговор экономике, крушение ее привычного образа. Однако в данном случае экологический императив лишь завершает логику тех «мягких рекомендаций», которые уже давно звучат со стороны западной экологической экономики.

1. Объемы изъятия возобновляемых природных ресурсов не должны превышать объемов их воспроизводства.

2. Использование невозобновляемых природных ресурсов должно соответствовать включению в экономическую практику их возобновляемых заменителей.

3. Производство отходов не должно превышать ассимиляционной способности окружающей среды к их поглощению (экологической техноемкости территории).

Совершенно очевидно, что для осуществления этих «мягких рекомендаций» необходима глубокая экологизация экономики в духе тех требований, которые сформулированы выше. Многие экономисты, не желающие задумываться над возможными альтернативами, скажут, что такая смена курса нереальна, невозможна по таким-то причинам, что она приведет к краху экономики. Другие, «технологические оптимисты», уверены, что научно-технический прогресс в конечном итоге приведет к тому, что ограниченность природных ресурсов перестанет быть лимитирующим фактором роста и развития экономики. Однако в обоих случаях имеет место сочетание экологического невежества с отказом от долгосрочного мышления. Ни водородная, ни термоядерная энергетика, ни «завоевание Космоса и освоение Марса», ни «автотрофность человечества», ни другие мифические «перспективы» в будущем отнюдь не дают разрешения на продолжение прежнего курса. Глобальные экологические угрозы во временном масштабе гораздо ближе и отмахнуться от них невозможно.

Человечество вышло на очень ответственный рубеж в своей истории, требующий, наряду с изменением демографической ситуации, и смены парадигмы экономики — образа ее структуры и функционирования. Необходим переход на новую ступень материальной культуры, совместимой с уже оскудевшим природным потенциалом планеты.

Экологизация экономики — необходимое условие и одновременно главная составная часть экологически сбалансированного развития. Она сопровождается сдвигом центра экономического анализа с затрат и промежуточных результатов на конечные результаты экономической деятельности и далее на прогнозируемые тенденции развития. В сущности, она означает экологизацию всего социально-экономического уклада и развития общества.

Экология СПРАВОЧНИК

экологические требования к размещению

К природоохранным мероприятиям относятся все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение и ликвидацию антропогенного воздействия на природную среду, улучшение и рациональное использование природных ресурсов. К числу таких мероприятий относятся: развитие природосберегающих строительных технологий с применением специальных машин и механизмов, оказывающих минимальное воздействие на природу; размещение строительных баз, обслуживающих объектов и систем транспортных потоков с учетом экологических требований; строительство очистных и обезвреживающих сооружений и устройств; рекультивация земель; меры по борьбе с деструкцией ландшафтов; мероприятия по защите от загрязнения и разрушения геологической среды, по охране и воспроизводству ресурсов растительного и животного мира.[ . ]

Экологические факторы при принятии решения о строительстве новых объектов, реконструкции или техническом перевооружении действующих являются определяющими. Эти факторы предусматривают жестокие экологические требования к разрабатываемой документации при принятии проектных решений, требуют оценки характера использования природных ресурсов определения параметров воздействия объекта на компоненты природной среды, анализа альтернативных вариантов размещения объекта, а также составления прогноза экологических и социальных последствий строительства и эксплуатации объектов.[ . ]

В основе экологического менеджмента лежит управление, дополненное и подкрепленное смежными родственными дисциплинами. Необходимость и своевременность внедрения экологического менеджмента определяется не только ухудшающейся экологической обстановкой, но и возросшими требованиями к системе управления, связанными с закономерными тенденциями развития современного производства, новыми тенденциями научно-техни-ческого прогресса (биотехнологией, ядерными технологиями, генной инженерией); дифференциацией регионального размещения производства; увеличением производственных мощностей для новых технологий; обострением влияния производства не только на региональную природу, но и общее мировое пространство; разделением стран в мировой экономике на производителей опасных отходов и их поглотителей; возникновением политического содержания экологического сознания и мировоззрения.[ . ]

Далее изложены частные требования — отдельно к размещению, проектированию, реконструкции и вплоть до ликвидации. Например, важное положение (его не было в прежнем Законе) -проекты работ, по которым нет положительного заключения государственной экологической экспертизы, утверждению не подлежат, и работы по их реализации финансировать запрещается [ст. 36 ФЗ ООС].[ . ]

Обширное поле экологии и экологически ориентированных наук охватывает все области практики. Принято считать, что ныне возникает экологическая культура или, во всяком случае, человечество переходит к формированию экологического этапа общемировой культуры. Для высокоразвитых стран такая точка зрения может быть принята. Для стран третьего мира едва ли она справедлива. Там лишь начинают говорить о проблемах среды жизни в основном как о неизбежных и пока не устранимых или с трудом ликвидируемых тяготах. Сама мысль о необходимости экологизации в этих странах так или иначе подавляется, а экологические движения нередко считаются антигосударственными, подрывающими социально-экономические устои страны. Обладая значительными территориями и не предъявляя высоких требований к сохранению среды жизни, многие развивающиеся страны стали ареной вывоза загрязнений в двух основных формах: 1) размещения предприятий с вредными выбросами и, как правило, с устаревшей технологией, в том числе очистки и 2) размещения полигонов захоронения химически вредных и радиоактивных веществ. Наука о географии загрязнений (геомолисмология) пока не существует ни в физико-географическом, ни в экономико-географическом плане. Между тем глобально от перемены места загрязнения сумма воздействий изменяется очень мало (главным образом лишь в смысле отсутствия островных эффектов — равномерность распределения загрязнений несколько повышает буферные свойства глобальной среды).[ . ]

Правовое регулирование общих экологических требований к природопользователям. Базовым актом в области охраны среды является Закон РФ от 19.12.91 г. «Об охране окружающей природной среды». В ст.ст. 40-44 предусматриваются общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.[ . ]

Переход от принципа минимизации к принципу оптимизации затрат на захоронение отходов предполагает установление единого тарифа на захоронение отходов на всей территории конкретного региона вне зависимости от источников их образования. Тариф должен обосновываться не произволом местных властей, а экономическими, технологическими и экологическими нормами и требованиями. Осуществление принципа оптимизации затрат также предполагает размещение полигонов отходов не только с целью минимизации транспортных расходов, но и с учетом экологических и планировочных решений, принятых в регионе схем размещения производительных сил и объектов социальной сферы.[ . ]

Органами, на которые возложено решение экологических споров в области охраны окружающей природной среды, являются структуры представительной власти. Руководствуясь статьей 28 Земельного кодекса и статьей 11 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы определяют места размещения объекта, затрагивающего экологические интересы населения, а также рассматривают предложения о прекращении, приостановлении или ограничении деятельности предприятий, организаций или учреждений, независимо от форм собственности, если эта деятельность признана экологически вредной или нарушает требования природоохранительного законодательства. Порядок разрешения споров устанавливается законодательством РФ применительно к объектам охраны окружающей природной среды (ст. 4), а в случаях, связанных с земельными отношениями, порядок регламентирован ст. 121 Земельного кодекса РФ.[ . ]

Читайте так же:  Как подать заявление на помощь молодой семье

При формировании планов развития территорий экологические требования могут исходить также от местных органов управления. В частности, предусматриваемое планами выделение участков под строительство невозможно без положительного заключения местных органов Минприроды России, санэпид надзор а. В необходимых случаях вопрос о разрешении строительства может быть вынесен на обсуждение общественности или референдум. Вопрос о размещении крупных объектов может решаться лишь на уровне высших представительных органов власти Федерации или республики. Это тем более необходимо, что, как показывает опыт, местные органы власти часто лоббируют экологически опасные проекты, так как только через реализацию этих проектов видят реальную возможность получить средства на развитие социальной инфраструктуры подведомственных территорий [13]. Практика привязки социальных планов развития городов и населенных пунктов к ведомственным проектам одна из наиболее важных причин финансирования социальных и природоохранных мероприятий по остаточному принципу.[ . ]

В руках у разработчиков (исполнителей), приступающих к проведению ОВОС проекта, уже имеется некоторое количество материалов, характеризующих замысел предлагаемого проекта (Декларация о намерениях инвестора, экологические требования к объекту, экологическое обоснование инвестиций, результаты мониторинга и, наконец, справочные данные по характеристикам собственно проекта и его ТЭО). Эти материалы служат канвой, по которой развиваются исследования технических решений, начиная с выбора площадки размещения объекта и заканчивая программами экологического мониторинга и послепроектного экологического менеджмента. При этом многие вопросы рассматриваются с высокой степенью детальности, получают количественные характеристики, обрастая все новыми подробностями.[ . ]

Экологизация экономики будет проводиться согласно закону на основе экологических требований к экономике на трех уровнях: первый относится к хозяйствующим субъектам; второй — к стадиям хозяйственного процесса: планирование, проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация объектов; третий — к видам хозяйственного воздействия (сельское хозяйство, мелиорация, энергетика, строительство городов и т. д.). При этом в законе обращается внимание на размещение объекта, его экологическую безопасность. Органам охраны окружающей среды и санэпиднадзора дается право запрета на размещение объектов, если экологические нормативы не выполняются. Предусматривается также возможность вмешательства общественности в форме обсуждения проекта либо референдума по нему.[ . ]

При положительных результатах согласования устанавливаются дополнительные требования к размещению объекта строительства, условиям природопользования и ООС. Эти требования должны быть учтены на следующем этапе при проведении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в рамках экологического обоснования намечаемого места (или вариантов мест) размещения объекта, а также при проектных работах.[ . ]

До недавнего времени эта Инструкция была единственным документом, определявшим требования к материалам ОВОС, которые должны присутствовать в составе документации, представляемой на экологическую экспертизу. Инструкция охватывает ЭО стратегического и проектного уровня, поскольку она содержит разделы, посвященные экологическому обоснованию предынвестиционной, проектной градостроительной, предпроектной и проектной документаций, экологическому обоснованию техники, технологии и материалов, материалов лицензий, а также экологические требования к нормативной документации. Например, в составе обосновывающих материалов в предпроектной и проектной документации должны быть приведены характеристика природных условий в месте размещения объекта, информация об историко-культурном наследии, прогноз ожидаемых изменений в окружающей среде.[ . ]

В современных проектах организации и развития лесного хозяйства при выборе способов экологического лесопользования недостаточно учитываются экономические факторы, а при обработке лесоустроительной информации и составлении проектов не применяется системный подход. Есть и другие важные хозяйственные вопросы, которые не обосновываются в проектах организации и развития лесного хозяйства. К таким вопросам относятся: территориальное размещение древесных пород в соответствии с требованиями к условиям местопроизрастания, определение сортиментной структуры лесного фонда, обоснование оптимальности возрастов рубок и размера лесопользования обоснование, расчетной лесосеки. Поэтому для осуществления экологического лесопользования необходим научно-обоснованный пересмотр методов современного лесоустроительного проектирования с разработкой новых, более современных.[ . ]

Актуальность разработки и применения показателей ПДН очевидна. Пренебрежение подобными требованиями чревато серьезными последствиями. Нерациональное размещение химических и нефтеперегонных предприятий в городах Уфа, Стерли-тамак привело к тяжким экологическим последствиям, отравлению населения этих регионов. Нежелание считаться с объективными нормами нагрузки скота на единицу пастбищных угодий в Калмыкии явилось причиной опустынивания земель.[ . ]

При размещении С. должны учитываться требования экологические общие. В частности, запрещается размещение С. в водоохранных зонах, лесопарковых и заповедных зонах. Все вновь открываемые, действующие и закрытые С. и отдельно стоящие С. берутся главным гос. ветеринарным инспектором р-на (города) на учет. Специалисты гос. ветеринарной службы регулярно, не менее двух раз в год, проверяют ветеринарносанитарное состояние С. Известны случаи, когда нарушение правил устройства С. вызывало опасные экологические последствия: так, в г. Екатеринбурге такое нарушение привело к угрозе заражения населения сибирской язвой.[ . ]

С учетом того, что в законодательстве об охране окружающей среды отсутствует пока толкование понятия экологической безопасности и его требований, принцип обязательности учета требований экологической безопасности при ее проведении выглядит в известной степени абстрактно. Как минимум, он обязывает субъектов эколого-экспертного процесса обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, устанавливаемых на уровнях, безопасных для здоровья человека, объектов животного и растительного мира, правовых экологических требований к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации объектов, влияющих на состояние природной среды, и в конечном счете права каждого на благоприятную окружающую среду.[ . ]

Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия является экономическим стимулом к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с вредными воздействиями на ОПС, сами (добровольно) предпринимали меры по уменьшению ее загрязнения в соответствии с требованиями экологического законодательства. Установлено два вида подобных платежей: 1) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов; 2) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.[ . ]

Большие объективные возможности социалистической общественной системы в деле охраны окружающей среды и предотвращении экологического кризиса реализованы только частично. Интенсивное развитие промышленного производства в условиях периодически допускавшихся нарушений санитарных требований к размещению предприятий и недостаточности очистных сооружений привели к возникновению в стране участков интенсивного локального загрязнения окружающей среды. В ряде отраслей техники допущены диспропорций между основными элементами материального производства (технологическими процессами, оборудованием, предметами труда) и уровнем развития технических средств, предотвращающих неблагоприятное влияние этих элементов на окружающую среду. Динамика развития техники промышленного производства за последние годы свидетельствует о том, что достижения современного на— учно-технического прогресса используются в деле охраны и улучшения окружающей среды недостаточно. В условиях быстрого развития производительных сил существующие и возможные в перспективе диспропорции между основными элементами материального производства и защитными средствами обусловливают тревожную динамику загрязнения окружающей среды, что требует срочного вмешательства с использованием широкого арсенала научных, технических и организационных средств.[ . ]

Из-за интенсификации технологических процессов по переработке нефти и газа вблизи городов и поселков усугубились «старые» экологические требования к размещению этих производств. Здесь и необходимость обеспечения высокой надежности их функционирования, и избежание аварийных выбросов вредных веществ в окружающую среду. Важна и организация оптимальной работы каждого аппарата и всей технологической схемы с учетом требований энерготехнологии, экономики и экологии. Необходимо оптимальное распределение нагрузок по аппаратам, реакторам и т. п., обеспечивающее наиболее эффективное использование материальных ресурсов и полную утилизацию всех возможных выбросов и сбросов вредных веществ.[ . ]

Как бы ни совершенствовались ветви и органы власти, ключ правовой реформы находится у граждан, у населения. Особенно это относится к проблемам экологии. Законодательство предоставило гражданам обширные права в области защиты окружающей среды, о чем говорилось выше: требовать назначения экологической экспертизы, экологической информации, в судебном или административном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, возмещения причиненного здоровью и имуществу вреда, закрытия или приостановления экологически вредных производств. Таким образом, законодательство дало гражданам права требовать. Однако таких требований предъявляется немного, несмотря на ухудшающуюся окружающую среду, понижение ее качества.[ . ]

Довольно серьезным источником загрязнения территорий (особенно городских) является энергетическое производство и промышленность. Экологические требования к энергетическим объектам определяются характером технологии производства энергии. На ТЭС внимание обращается прежде всего на обеспеченность очистными сооружениями, а также тип применяемого топлива, на АЭС — на особенности размещения и надежности реакторов. Токсичные отходы АЭС должны быть утилизированы и захоронены. На территории РФ находится 15 полигонов для захоронения радиоактивных отходов. Для ГЭС основные экологические требования предъявляются на стадии проектирования и строительства.[ . ]

Аварийные загрязнения водных источников сопровождаются остановкой городских и поселковых водозаборов, нарушением режима водоснабжения. Размещение промышленных предприятий и других экологически опасных объектов в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения привело к тому, что вся вода, забираемая из поверхностных источников, подвергается специальной обработке. В большинстве городов Российской Федерации ощущается недостаток мощностей водопроводных сооружений. Вследствие этого около 50% населения России вынуждено использовать для хозяйственнопитьевых нужд воду, не соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям.[ . ]

На выходе экодизайна формируется образ динамического равновесия образующейся единой природно-технической си-стемы, который р скрыв ется через экологические критерии профессионализма персонала, исходные требования к технике и технологии, функциональную организацию мест бурения (размещение и компоновка бурового оборудования, выбор места сооружения шламового амбара и т.д.). Причем акцент должен делаться в первую очередь на технику и технологию как на наиболее гибкий элемент системы, а затем на организационные связи, т.е. принципиальные технологические управленческие решения.[ . ]

Читайте так же:  Образец заявления кредитора при ликвидации должника

Согласно этому документу проект должен содержать информацию о предполагаемых выбросах и сбросах, технических решениях по их предотвращению, отходах, подлежащих размещению. В состав проектной документации должен входить раздел «Охрана окружающей среды», требования к которому также установлены дополнительными документами МПР России. Содержание этого раздела определяется «Инструкцией по экологическому обоснованию. ».[ . ]

Производство и окружающая среда о помощью антропогенных средств должны поддерживаться в динамическом соответствии. Нарушевие era чревато, с одной стороны, ухудшением ооотояния окружающей среды и увеличением экологической опаснооти, с другой — снижением производственной деятельности и ухудшением потребления. Как показывает практика, указанное соответствие не всегда выдерживаетая, нарушается оно чаще воего в сторону усилевия экологической опасности. В результате, если не так давно при размещении производства учитывались дашь наличие сырья и рабочей силы, то в последнее тремя вое больше приходится учитывать экологические пооледотвия размещения о позиции сохранения оптимальных условий жизни человека. Таким образом, под давлением негативных изменений окружающей среда производство вынуждено приспосабливаться не только к возрастающим материальным потребностям человечества, но в в увели чйеэпци моя экологичеоким требованиям. В нем происходят соответствующие этим требованиям технические и технологические преобразования, совершенствуется его организация. При этом нужно учесть, ч?о экологическая опаоность определяется не столько развитием производства, околько негативными тенденция!» этого развития.[ . ]

Процессы утилизации шламов и оборудование для их реализации являются в настоящее время одним из основных и энергоемких процессов современных производств, включая химическую чистку одежды. В первую очередь это связано с платным принципом размещения отходов, резким скачком цен на хлорорганичес-кие растворители и введением жестких требований по экологической безопасности хлорсодержащих продуктов, к которым и относится растворитель — перхлорэтилен, подлежащий рекуперации из шлама вышеназванного производства.[ . ]

При характеристике содержания ОВОС важно иметь в виду те факторы, которые постоянно учитываются в деятельности по оценке. Прежде всего необходимо обладать достоверными данными о состоянии окружающей среды по месту осуществления деятельности. Если, к примеру, в районе предполагаемого строительства экологически опасного предприятия уже превышены нормативы предельно допустимого загрязнения вод или атмосферного воздуха, то будет, во всяком случае должно быть, весьма проблематичным строительство в нем дополнительного источника загрязнения. С учетом состояния окружающей среды особенно остро встает вопрос об обосновании размещения объекта, принимая во внимание его специфику. Как представляется, на решение влияет или должно влиять не только состояние окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, но и такие физические характеристики местности, как сейсмоопасность, лавиноопасность и т.п. В законодательстве пока недостаточно конкретно определены экологические требования относительно размещения экологически опасных объектов.[ . ]

В расследовании причин аварии и ее последствий участвуют территориальные органы Госкомэкологии России. По получении информации об аварии они проводят такую работу немедленно и независимо от того, будет ли создаваться специальная комиссия органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. В случае создания указанной комиссии представители территориальных органов Госкомэкологии подключаются к ее работе. Факт аварии и величины вредного воздействия на окружающую среду оформляется протоколом о нарушении экологических требований законодательства РФ. В протоколе должны содержаться сведения о времени и месте аварии; времени проведения обследования; лицах, составивших протокол; реквизитах юридического или физического лица, виновного в аварии; характере аварии и ее последствий (воздействие на окружающую среду, выбросы, сбросы, размещение отходов, затопление и т.д.); краткая оценка состояния окружающей среды, сведения о виде, размере и продолжительности воздействия на природную среду (загрязнение воздуха, вод, почвы, повреждение или гибель растительного и животного мира, людей), месте нанесения вреда и его проявлениях; о статьях законодательных актов и пунктах нормативных документов, нарушение которых констатируется при обследовании; о сборе доказательств (отбор проб, выполнение измерений и т.п.) в процессе первоначального обследования; обязательства виновной стороны по ликвидации последствий аварии. Результаты обследования, зафиксированные в протоколе, подтверждаются подписями всех участников обследования и представителем виновной стороны, а также свидетелями. В случае несогласия с какими-либо обстоятельствами, указанными в протоколе, каждый из них вправе изложить особое мнение. Итогом работы по расследованию аварии является расчет денежных средств, характеризующий размеры ущерба и убытков.[ . ]

Экология СПРАВОЧНИК

Экологические требования к производству продуктов и продукции

До последнего времени экологическое право было сосредоточено на установлении требований к обороту веществ, в первую очередь опасных — химических и других отходов, к производству отдельных видов продукции (см. гл. учебника XVII — XIX). Сейчас делаются попытки рассматривать все это как единый процесс и выработать систему правил, его регулирующих, в том числе ограничительных и запретительных.[ . ]

При таком анализе, который в определенном смысле выходит за пределы компетенции юристов, должны учитываться географические, экономические и иные особенности. Для Российской Федерации это, например, огромные расстояния транспортировки, распространенность вредных технологий, неразвитость транспортного парка и способов перевозки и др.; для других стран — противоположные факторы: большая плотность населения, сверхконцентрация производства, высокий уровень потребления и пр.[ . ]

В любых случаях существующие правовые инструменты должны быть оценены как адекватные или неадекватные применительно к реальным состояниям потоков продуктов и веществ.[ . ]

К числу правовых инструментов, используемых для регулирования оборота веществ и продуктов, относятся: сертификация продукции и услуг, установление стандартов и нормативов, закрепление запретов и обязанностей, государственная регистрация, экологическая экспертиза, юридическая ответственность. О многих из них говорилось выше.[ . ]

Таким образом, даже только неполное перечисление законодательных и иных правовых средств, регулирующих оборот веществ и продуктов, показывает, что основа для формирования современной и достаточно эффективной регламентации в этой сфере создана. Вопрос заключается в определении и проведении обоснованной, экологически и экономически эффективной правовой политики.[ . ]

Статистические и иные официальные данные, характеризующие оборот веществ и продуктов, не концентрируются специально для описания движения веществ и продуктов. Разумеется, имеется информация о добыче полезных ископаемых, затратах энергоресурсов, негативных воздействиях на состояние окружающей среды в промышленности, сельском хозяйстве, об объемах, видах отходов и т. п. Только для иллюстрации несколько примеров.[ . ]

Несколько групп данных другого рода. Отмечается снижение загрязнения пестицидами водоисточников, почв, растениеводческой продукции в результате снижения объемов применения пестицидов. Тем не менее в России накоплено 13 тыс. т непригодных или запрещенных к применению пестицидов.[ . ]

Ключевым моментом обеспечения экологической безопасности на перспективу является создание системы госконтроля за безопасным обращением с токсичными химическими и радиоактивными веществами и отходами, безопасным функционированием промышленных предприятий, добывающих и перерабатывающих комплексов, особенно топливно-энергетических и ядерных. Ясно, что задача организации движения потоков веществ и продуктов, контроля за ним решается лишь в отношении некоторых веществ и производств и правовое обеспечение данных процессов имеет аналогичные ориентиры. Сейчас активно приводятся в соответствие с новым федеральным законодательством подзаконные акты об отходах, пестицидах, о качестве продуктов питания и др.[ . ]

Эта проблема недавно стала привлекать внимание зарубежных специалистов. Так, М. Фюр отмечает, что внутри ЕС постоянно ведутся дискуссии по поводу интеграционной продукционной политики (Integrated Product Policy.— IPP). В начале мая 1999 г. в Веймаре на Совете министров экологические министры (Umweltminister) 15 государств — членов ЕС дали поручение Европейской комиссии разработать «Зеленую книгу 1РР». Целью данного проекта должно было стать изменение парадигмы европейской экологической политики.[ . ]

Рекомендуемая литература: Фюр М. Постановка проблем экологически ориентированной продукционной политики // Экологическое право. 2002. №1. С. 41—45; Дубовик О. Л. Экологические требования к обороту веществ и продуктов // Государство и право на рубеже веков (Материалы Всероссийской конференции). М., 2001. С. 54—59; Дубовик О. Л. Правовое регулирование оборота веществ и продуктов: постановка проблемы // Экологическое право. 1999—2000. Вып. 2./Под ред. А. К. Голиченкова. М., 2001. С. 315—319.[ . ]

Экологические требования современного производства

Безопасность производственного оборудования — свойство производственного оборудования сохранять соответствие требованиям безопасности труда при выполнении заданных функций в условиях, установленных нормативно — технической документацией.
Безопасность производственного процесса — свойство производственного процесса сохранять соответствие требованиям безопасности труда в условиях, установленных нормативно — технической документацией.

Общие требования безопасности к производственному оборудованию и производственным процессам установлены ГОСТ 12.2.003-91 и ГОСТ 12.3.002-75. Безопасность производственных процессов в основном определяется безопасностью производственного оборудования.

Производственное оборудование должно отвечать следующим требованиям:

1) обеспечивать безопасность работающих при монтаже (демонтаже), вводе в эксплуатацию и эксплуатации как в случае автономного использования, так и в составе технологических комплексов при соблюдении требований (условий, правил), предусмотренных эксплуатационной документацией. Все машины и технические системы должны быть травмо-, пожаро- и взрывобезопасными; не являться источником выделения паров, газов, пыли в количествах, превышающих на рабочих местах установленные нормы; генерируемые ими шумы, вибрации, ультра- и инфразвук, производственные излучения не должны превышать допустимые уровни;

2) иметь органы управления и отображения информации, соответствующие эргономическими требованиям, и располагаться таким образом, чтобы пользование ими не приводило к повышенной утомляемости, являющейся одной из определяющих причин травматизма. В частности, органы управления должны быть в зоне досягаемости оператора; усилия, которые необходимо к ним прилагать, должны соответствовать физическим возможностям человека; рукоятки, штурвалы, педали, кнопки и тумблеры должны быть спрофилированы таким образом, чтобы они были максимально удобны в использовании. Число и различимость средств отображения информации должны учитывать возможности оператора по ее восприятию и не приводить к необходимости чрез- мерной концентрации внимания;

Читайте так же:  Помощник адвоката вакансии томск

3) иметь систему управления оборудованием, обеспечивающую надежное и безопасное ее функционирование на всех предусмотренных режимах работы оборудования и при всех внешних воздействиях в условиях эксплуатации. Система управления должна исключать создание опасных ситуаций из-за нарушения работающими последовательности управляющих действий.

Основными требованиями безопасности к производственным процессам являются следующие:

— устранение непосредственного контакта работающих с исходными материалами, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими вредное действие;

— замена технологических процессов и операций, связанных с возникновением травмоопасных и вредных производственных факторов, процессами и опера-циями, при которых указанные факторы отсутствуют или обладают меньшей интенсивностью;

— комплексная автоматизация и механизация производства, применение дистан-ционного управления технологическими процессами и операциями при наличии травмоопасных и вредных производственных факторов;

— применение средств коллективной защиты работающих;

— рациональная организация труда и отдыха с целью профилактики монотонности и гиподинамии, а также ограничения тяжести труда;

— своевременное получение информации о возникновении опасных производствен-ных факторов на отдельных технологических операциях;

— внедрение систем контроля и управления технологическим процессом, обеспечива-ющих защиту работающих и аварийное отключение производственного оборудования;

— своевременное удаление и обезжиривание отходов производства, являющихся источниками травмоопасных и вредных производственных факторов, обеспечение пожаровзрывобезопасности.

Кроме того, ГОСТ 12.3.003-75 устанавливает принципы безопасной организации производственных процессов, общие требования безопасности к производственным помещениям, площадкам, размещению производственного оборудования и организации рабочих мест, к хранению и транспортировке исходных материалов, готовой продукции и отходов производства, к профессиональному отбору и проверке знаний работающих, а также требования к применению работающими средств защиты.

При определении необходимых средств защиты руководствуются действующей системой стандартов безопасности труда (ССБТ) по видам производственных процессов и группам производственного оборудования, используемым в этих процессах.

В рамках системы ССБТ проводятся взаимная увязка, систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда.

В стандартах подсистемы 2 ССБТ «Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию» указываются средства коллективной защиты, применение которых необходимо в рассматриваемом производственном оборудовании. Во всех стандартах подсистемы 3 ССБТ «Стандарты требований безопасности к производственным процессам» имеется раздел «Требования к применению средств защиты работающих», определяющий перечень средств индивидуальной защиты.

Общие требования экологичности к производственному оборудованию и процессам установлены СН 1042-73 и стандартами системы «Охрана природы».

Основными нормативными показателями экологичности производственного оборудования и технологических процессов являются предельно допустимые выбросы в атмосферу, предельно допустимые сбросы (ПДС) в гидросферу и предельно допустимые энергетические воздействия (ПДЭВ).

Предельно допустимый выброс в атмосферу (ПДВ) – норматив, устанавливающий содержание загрязняющих веществ в приземном слое воздуха от источника или их совокупности, не превышающего нормативов качества воздуха для населенных мест. Норматив ПДВ направлен на ограничение выбросов и обусловлен тем, что при существующих методах сокращения отходов производства практически невозможно избежать проникновения в атмосферу вредных веществ, которые необходимо уменьшить до уровней, обеспечивающих соблюдение предельно допустимых концентраций (ПДК).

Нормы предельно допустимого сброса веществ в водный объект устанавливают с учетом ПДК веществ, загрязняющих водную среду в местах пользования, ассимилирующей способности водного объекта и оптимального распределения массы сбрасываемых веществ между водопользователями.

Нормативы ПДЭВ являются основой для проведения экологической экспертизы источника. Реализация нормативных показателей источника достигается за счет его совершенствования на этапах проектирования, постановки на производство и эксплуатации.

Контроль учета требований безопасности производится на всех этапах с помощью экспертизы. Порядок экспертизы безопасности проектов на новую технику и технологии и выдачи на них заключений установлен Минтрудом РФ и проводится Государственной экспертизой условий труда с участием органов Санэпидемнадзора РФ, а в некоторых случаях и в других надзорных органах. Применительно к оборудованию и технологическим процессам, имеющим аналоги, как правило, производятся расчетная оценка ожидаемого уровня негативных факторов и сопоставление полученных величин с предельно допустимыми значениями. При создании опытных образцов определяются фактические значения воздействия этих факторов. Если эти значения превышают допустимые величины, установленные ССБТ, производится доработка оборудования за счет введения соответствующих средств защиты или повышения их эффективности.

Применительно к оборудованию и технологическим процессам, не имеющим аналогов, производится идентификация опасностей и связанных с их возникновением негативных факторов. Здесь для выявления производственных опасностей применяют метод моделирования с использованием диаграмм влияния причинно-следственных связей на реализацию этих опасностей.

Экологическая экспертиза техники, технологий, материалов включает отраслевую и государственную экспертизу. Отраслевая экологическая экспертиза проводится организациями, определенными в качестве головных, которые рассматривают документацию новой продукции или ее образцы. Государственная экологическая экспертиза осуществляется экспертными подразделениями органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды на республиканском и региональном уровне.

Экологическая экспертиза направлена на предупреждение возможного превышения допустимого уровня вредного воздействия на окружающую среду в процессе ее эксплуатации, переработки или уничтожения. Следовательно, главная задача экологической экспертизы заключается в определении полноты и достаточности мер по обеспечению требуемого уровня экологической безопасности новой продукции при ее разработке.

Такими мерами по обеспечению экологической безопасности могут быть:

* определение соответствия проектных решений создания новой продукции современным природоохранным требованиям;

* оценка полноты и эффективности мероприятий по предупреждению возможных аварийных ситуаций, связанных с производством и потреблением (использованием) новой продукции, и ликвидации их возможных последствий;

* оценка выбора средств и методов контроля воздействия продукции на состояние окружающей среды и использование природных ресурсов;

* оценка способов и средств утилизации или ликвидации продукции после отработки ресурса.

По результатам экологической экспертизы составляется экспертное заключение, включающее вводную, констатирующую и заключительную части.

В вводной части содержатся сведения об экспертируемых материалах, организации, их разработавшей, сведения о заказчике, органе, утверждающем указанные материалы.

В вводной части содержатся сведения об экспертируемых материалах, организации, их разработавшей, сведения о заказчике, органе, утверждающем указанные материалы. Здесь же приводятся данные об органе, осуществляющем экспертизу, и времени ее проведения

В констатирующей части дается общая характеристика отражения экологических требований в представленном на экспертизу проекте.

Заключительная часть экспертного заключения содержит оценку всего комплекса мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды. Завершается эта часть рекомендациями к утверждению представленных материалов либо решением о направлении их на доработку. При возвращении на доработку должны быть конкретно сформулированы замечания и предложения по проектным решениям с указанием срока доработки и представления проекта на повторную экспертизу.

Экспертное заключение в полном объеме является обязательным для организаций — авторов проекта, заказчиков и других исполнителей.

Государственной экологической экспертизе предшествует (как правило) отраслевая экспертиза.

При постановке продукции на производство обязательно учитываются требования безопасности и экологичности, предусмотренные ГОСТ 15.001—88. Согласно данному стандарту проверка новых технических решений, обеспечивающих достижение новых потребительских свойств продукции, должна осуществляться при лабораторных, стендовых и других исследовательских испытаниях моделей, макетов, экспериментальных образцов продукции в условиях, имитирующих реальные условия эксплуатации.

Опытные образцы подвергают приемочным испытаниям, в которых независимо от места их проведения вправе принять участие изготовитель и органы, осуществляющие надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы.

Оценку выполненной разработки и принятия решения о производстве и применении продукции проводит приемочная комиссия, в состав которой входят представители заказчика, разработчика, изготовителя и Государственной приемки. При необходимости к работе комиссии могут быть привлечены органы, осуществляющие надзор за безопасностью, эксперты сторонних организаций.

Для исключения возможности эксплуатации оборудования, не соответствующего требованиям безопасности, на предприятии проводится его проверка как перед вводом в эксплуатацию, так и в процессе эксплуатации. Новое оборудование и машины при поступлении на предприятие проходят входную экспертизу на соответствие требованиям безопасности.

В процессе эксплуатации оборудования ежегодно проводится проверка его соответствия требованиям безопасности и экологичности. Отдел главного механика и энергетика обязан ежегодно проводить проверку состояния всего парка станков, машин и агрегатов по техническим показателям, показателям безопасности, по результатам которых составляются планы ремонтов и модернизации.

Важнейшей составной частью по обеспечению экологичности оборудования и технологических процессов при эксплуатации является составление экологического паспорта предприятия согласно требованиям ГОСТ 17.0.0.004-90.

Экологический паспорт состоит из следующих разделов: титульный лист; общие сведения о предприятии и его реквизиты; краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия; краткое описание технологии производства и сведения о продукции, балансовая схема материальных потоков; сведения о использовании земельных ресурсов; характеристика сырья, используемых материальных и энергетических ресурсов; характеристика выбросов в атмосферу; характеристика водопотребления и водоотведения; характеристика отходов, сведения о рекультивации нарушенных земель, сведения о транспорте предприятия, сведения об эколого-экономической деятельности предприятия.

Основой для разработки экологического паспорта являются основные показатели производства, проекты расчетов ПДВ, нормы ПДС, разрешение на природопользование, паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, формы государственной статистической отчетности и другие нормативные и нормативно-технические документы.

Экологический паспорт разрабатывается предприятием и утверждается его руководителем, согласуется с территориальным органом экологического надзора, где и регистрируется.

Хранится экологический паспорт на предприятии и в территориальном органе по охране окружающей природной среды.