Содержание:
Конец сладкой жизни: учителей и врачей лишат подарков
Врачам и учителям запретят брать подарки
Учителям и врачам запретят принимать любые подарки за исполнение должностных обязанностей, кроме цветов и канцелярских принадлежностей. Работники этих сфер должны будут информировать работодателя о ситуациях, когда их пытались склонить к коррупции. Сейчас врачи, учителя и другие госслужащие имеют право получать презенты, стоимость которых не превышает 3000 рублей.
Министерство труда внесло в Госдуму законопроект, который введет антикоррупционные стандарты для сотрудников федеральных организаций. В числе прочего, служащим предложат сообщать работодателю о фактах склонения к коррупции, а также введут для них запрет на получение подарков в связи с исполнением должностных обязанностей. Это касается, в частности, сотрудников бюджетных учреждений — например, врачей и учителей.
Директор Департамента развития государственной службы Минтруда Дмитрий Баснак рассказал о внесенном в Госдуму законопроекте РИА «Новости» и пояснил, что теперь работникам больниц и школ нельзя принимать в качестве подарков даже привычные конфеты и алкоголь.
«К тому же, Минздрав России неоднократно предупреждал, что чрезмерное употребление алкоголя вредит здоровью. Поэтому дарить врачу бутылку коньяка в целом сомнительно», — отметил депутат.
По словам Баснака, сейчас для учителей и врачей действует статья 575 Гражданского кодекса, в которой прописано, что работникам культуры, образования, здравоохранения нельзя дарить подарок дороже 3000 рублей. Теперь же, кроме ценовых ограничений, появились и другие — среди разрешенных подарков остались только цветы, канцелярская продукция и ценные подарки от руководства в качестве поощрения.
«Мы предлагаем установить, что служащий должен сдать подарок, если он получен на официальном, протокольном мероприятии в орган вне зависимости от его стоимости. Конечно, предусмотрены и исключения, так, например, служащий может оставить себе цветы, канцелярскую печатную продукцию и ценные подарки, которые получены в качестве поощрения и награды от работодателя. То есть получается, что вне зависимости от того, протокольное мероприятие, непротокольное, если цветы принесли, то чиновник может их взять, если блокнот, календарь — тоже может взять, а все остальное он брать не имеет права. Если подарок подарен на протокольном мероприятии, то он сдает его», — уточнил собеседник агентства.
В случае уклонения от исполнения новых норм работников сфер образования и здравоохранения ждет дисциплинарная ответственность, предусмотренная Трудовым кодексом.
При этом серьезность наказания оставляется на усмотрение работодателя — провинившемуся работнику могут сделать замечание или выговор, однако в крайних случаях дело может дойти и до увольнения.
«Всегда нужно соблюдать баланс интересов как работника, так и работодателя. Если никакой коррупционной составляющей нет, то и увольнять, по нашему мнению, по общему основанию нецелесообразно», — считает Баснак. Говоря об учителях, он также отметил, что Минтруд положительно оценивает такие акции, как «Дети вместо цветов», когда не каждый ученик в классе покупает цветы учителю, а от класса дарится один букет, а сэкономленные деньги идут на помощь больным детям.
Пока что введение новых правил — только в планах Минтруда. Законопроект был внесен правительством в Госдуму в конце ноября. «Надеюсь, что он будет принят в середине 2019 года», — заявил директор департамента.
Как отмечала ранее педагог и журналист Марина Ярдаева в колонке для «Газеты.Ru», традиция бурного поздравления педагогов в России существовала всегда, однако в последние годы она приобрела особый размах. Поздравлять теперь принято не только с профессиональными праздниками: дорогие подарки от всей группы и класса дарятся педагогам и администрациям и на Новый год, и в дни рождения, и на Рождество, и даже по случаю какого-нибудь Дня ангела.
«Когда моя старшая училась в начальной школе, родители на полном серьезе предлагали осчастливить классного руководителя сертификатом ювелирного салона к 30 сентября — ко Дню веры, надежды и любви. Еще как-то предлагали скинуться хотя бы рублей по 300 от каждой семьи, чтоб поздравить учителя с Днем матери — она же вторая мама!», — поделилась личным опытом журналист и педагог.
Ярдаева уверена, что вина в основном лежит на родителях, которые уверены, что величина материальных вложений прямо пропорциональна добросовестному отношению воспитателей и учителей к своим обязанностям. В качестве примера она также привела одну из реплик с родительского форума: «Вы всегда можете отказаться от сбора денег на подарки педагогам, конкретный педагог будет извещен родкомитетом, что родители такого-то ребенка деньги на подарок этому педагогу сдавать отказались. Последствия додумывайте сами».
В отношении взяток врачам ранее высказывался известный детский хирург Леонид Рошаль, который уверен, что конверт с деньгами в качестве благодарности медику, — это не взятка. «Если пациент благодарен доктору и приносит конверт с 2 тысячами рублей или дарит «Мерседес», я взяткой это не считаю. Это как нищему дают», — заявил медик порталу «Национальная медицинская палата».
Как отметил сам врач, наказывать нужно только тех, кто предлагает делать медицинские услуги, входящие в перечень бесплатных, за определенную плату «в карман».
«Бывают ситуации, когда человек сам приходит к врачу и говорит: «Я ХОЧУ сделать ЭМРТ». Пожалуйста — плати деньги. А если поликлиника назначает анализы, то они должны делаться бесплатно. Когда врач определяет сумму, говоря: «Я тебе сделаю операцию с разрезом бесплатно, лапароскопическим методом — платно», — это неправильно. А если врач просто предлагает: «Ты мне заплатишь, я сделаю», — это сразу в прокуратуру», — считает Рошаль.
Подарок, откат или взятка?
Что такое взятка или откат, в общих чертах сегодня знают практически все. Бизнесу нередко приходится «благодарить» чиновников за решение важных вопросов. О негативных последствиях обе стороны, как правило, забывают. Но достаточно зайти на сайт Генпрокуратуры, чтобы убедиться: возбужденных уголовных дел и вступивших в силу приговоров по фактам взяток становится все больше. Когда подарок становится взяткой? Как изобличить коррупционера и не потерять свое имущество?
Подарок без последствий
В статье 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен запрет для госслужащих получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждение от граждан и компаний (подарки, денежные средства, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Подарки, полученные госслужащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются по акту в государственный орган, в котором государственный служащий замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ.
Исключение сформулировано в ст. 575 ГК РФ: госслужащим и служащим органов муниципальных образований можно преподносить подарки не дороже 3000 руб.
Подчеркнем: речь идет именно о дарении, не предусматривающем «встречной передачи вещи или прав либо встречного обязательства» (ст. 572 ГК РФ) со стороны того, кто принимает подарок. Подобные подношения распространены в канун Нового года и других общепринятых праздников.
Подарок или взятка?
Если одаряемому необходимо выполнить определенное действие (бездействие) с использованием служебного положения, презент независимо от стоимости является взяткой. Факт одной взятки предусматривает совершение двух видов преступлений — получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дача взятки (ст. 291 УК РФ), и наказание понесут обе стороны.
Взятка признается таковой, если одаряемый является представителем государственной или местной власти. Это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в госорганах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание к ст. 285 УК РФ).
Согласно ст. 290 УК РФ получение должностным лицом лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно и за общее покровительство или попустительство по службе наказывается штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. Максимальное наказание — лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Если за взятку совершаются незаконные действия (бездействие), получателю вознаграждения «светит» лишение свободы от 3 до 7 лет с запретом занимать определенные должности или вести определенную деятельность на срок до 3 лет.
Под действиями (бездействием) должностного лица, которые оно должно совершить в пользу взяткодателя, понимаются такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями.
Незаконные действия должностного лица не вытекают из его служебных полномочий, совершаются вопреки интересам службы и могут содержать признаки преступления либо иного правонарушения. Такие разъяснения дал Пленум ВС РФ в постановлении от 10.02.2000 № 6 (далее — постановление № 6).
Представители власти: кто они?
Пленум ВС РФ в постановлении от 10.02.2000 № 6 отметил, что к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности. Организационно-распорядительные функции включают руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям, в частности, относятся полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений.
Крупный размер взятки (свыше 150 000 руб.), участие в передаче и приеме взятки группы лиц по предварительному сговору, а также сопряженное с вымогательством — это квалифицирующие признаки преступления, усиливающие ответственность. В этих случаях наказание ужесточается до лишения свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет.
Не останется безнаказанным и тот, кто дает взятку. По статье 291 УК РФ дача взятки должностному лицу лично или через посредника наказывается штрафом до 200 000 руб. или лишением свободы до 3 лет. Взятка должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) влечет более суровое наказание: штраф до 500 000 руб. или лишение свободы на срок до 8 лет.
Впрочем, взяткодатель может избежать уголовной ответственности, если имеет место вымогательство взятки со стороны должностного лица.
Взятка или откат?
Многие полагают, что откат равнозначен взятке, но это не совсем так. Если речь идет о вознаграждении чиновников, то есть лиц, приближенных к власти, включая представителей органов местного самоуправления, откат имеет все признаки взятки. Как правило, откат используется в отношениях между хозяйствующим и иными субъектами, не обладающими властными полномочиями на уровне государства, субъекта РФ или местного органа власти. Еще одно отличие отката от взятки: он вызывает заинтересованность не в решении конкретного вопроса, а в полном и успешном осуществлении сделки (обычно откат составляет определенный процент от суммы сделки).
В качестве получателя отката может выступать любой более или менее влиятельный сотрудник коммерческой или некоммерческой организации: главный бухгалтер, финансовый директор, начальник отдела продаж, начальник отдела поставок организации — контрагента по данной сделке. Такое подношение называется коммерческим подкупом и наказывается по ст. 204 УК РФ (ответственность несут обе стороны).
Незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно и незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением наказывают, в частности, штрафом до 200 000 руб. либо лишением свободы на срок до 3 лет. Однако негативные последствия в виде уголовного преследования лиц, дающих и берущих откат, могут наступить при выполнении двух условий:
• о преступлении узнали правоохранительные структуры и стимулирующим деянием причинен вред интересам других организаций, интересам граждан, общества или государства;
• вред причинен коммерческой или иной организации, где работает лицо, привлекаемое к ответственности, и уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.
Ответственность за откат наступит при наличии причиненного вреда, тогда как взятка наказуема в любом случае, если правоохранительные органы узнали о преступлении и должным образом отреагировали.
Предмет взятки или подкупа
Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.).
Под выгодами имущественного характера, как разъяснил Пленум ВС РФ в постановлении № 6, следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.
О взятке можно говорить и в ситуации, когда имущественные выгоды предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.
Судьба взятки и подкупа
Деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате передачи взятки или подкупа, подлежат конфискации (ст. 104.1 УК РФ) и обращению в доход государства на основании п. 4 ч. 3 ст. 81 УПК РФ как нажитые преступным путем. Это общее правило.
Бывает, что взяткодатель либо лицо, совершившее коммерческий подкуп, добровольно сообщают о совершении преступления и на этом основании освобождаются от уголовной ответственности. Но это не означает, что в их действиях нет состава преступления, поэтому их нельзя признать потерпевшими и они не могут требовать возвращения ценностей, переданных в виде взятки или подкупа.
Иное дело, когда тот, у кого требуют взятку (подкуп), добровольно заявит об этом в правоохранительные органы, которые имеют право возбуждать уголовное дело и под контролем которых и пройдет передача ценностей, — с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этом случае ценности вернут владельцу.
Еще одно исключение предусмотрено для тех, кто столкнулся с вымогательством и для предотвращения вредных последствий был вынужден передать вымогателю, например, деньги. Они подлежат возврату их владельцу. Однако факт вымогательства подтвердить практически невозможно.
Так что, становясь участником операции по изобличению коррумпированного чиновника, помните, что подготовку предмета взятки лучше возложить на правоохранительные органы, дабы не остаться с чистой совестью и без денег.
Запрет на взятки
Новый регламент ГИБДД обрел доработанную версию: выделяем пункты, которые стоит знать автовладельцам Марий Эл.
На портале проектов нормативных правовых актов опубликован доработанный проект нового регламента ГИБДД. Сейчас документ находится на рассмотрении в Министерстве экономического развития РФ. Выделяем самые существенные по версии ряда СМИ изменения, которые могут произойти в ближайшее время в деятельности сотрудников Госавтоинспекции, в том числе в Марий Эл.
Новый регламент обязывает инспекторов ГИБДД быть вежливыми и корректными, обращаться к участникам дорожного движения на «Вы». Запрещается быть грубыми и заносчивыми, запрещаются оскорбления, пренебрежительный тон, заносчивость.
В регламенте записан запрет на высказывания дискриминационного характера по признакам пола, расы, возраста, национальности, социального положения.
Если участник дорожного движения предлагает сотруднику взятку, сотрудник обязан подать уведомление об этом факте в установленном порядке. При наличии признаков преступления участник дорожного движения может быть задержан.
Кроме того, при проверке документов инспектор обязан обращаться с документами аккуратно. Документы должны подаваться инспектору без обложки и без удерживающих устройств.
В пункте 55 проекта регламента отдельно оговорено:
— Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги, другие ценные бумаги, какие-либо предметы, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег, ценных бумаг и предметов.
По новому регламенту если на медицинском освидетельствовании на состояние алкогольного или наркотического опьянения таковое не будет выявлено, инспекторы ГИБДД будут обязаны доставить водителя от места освидетельствования (медучреждения) к автомобилю.
Останавливать автомобили сотрудники ГИБДД смогут не только на стационарных постах, а в любом месте. В проекте указано, что основанием для остановки транспортного средства являются, в том числе проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров.
Новый регламент ГИБДД должен был вступить в силу с 1 апреля этого года, но был отложен на доработку. Полное название нового документа — Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением гражданами – участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.
Взятка должностному лицу
От редакции: Многие люди уверены, что взятка является приемлемым способом решения многих проблем. При этом в качестве аргумента используется принцип «минаг амаком» («обычай места»), которому следуют те, кто дает и берет мзду. В таком подходе мы видим две очевидные проблемы. Несмотря на то, что алаха действительно требует от нас в некоторых случаях следовать обычаям места, в котором мы находимся, это актуально лишь для той ситуации, когда у нас в законе нет четко определенного запрета, который будет при этом нарушен. И кроме того, «обычай места» не обязательно тождественен «закону царства» («дина демалхута»), который нас обязывает намного больше: многие дают и берут взятки и «откаты», но все же есть закон, который в целом запрещает взяточничество. Публикацией статьи рава Й. Пфеффера мы открываем в нашем издании важную, всегда актуальную тему взяток, дабы определить истинные границы запрета.
Запрет брать взятку трижды упоминается в Торе. Первый раз он сказан в книге «Шмот» (23:8): «И мзды не бери; ибо мзда ослепляет зрячих и искажает речи правые». Этот же запрет упомянут в книге Дварим: «Не покриви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрецов и искажает речи правые» и «Проклят берущий подкуп, чтобы убить человека, кровь невинную!» (27:25).
Пророки многократно упрекали евреев за нарушение строгого запрета взяточничества (Шмуэль I 8:3, Йешаяу 5:23, Миха 3:11, Амос 2:6, и др.) и мудрецы в Талмуде обсуждают тяжесть этого греха. В частности сказано в Гемаре, что «испустят дух те, кто берет взятки» («Ктубот» 105б), а также находим в трактате «Бава Батра» (9б) то, что сказал раби Ицхак: «Судья, берущий взятку, приводит в мир сильную жару». В мидраше на книгу «Мишлей» (гл. 1) наши мудрецы добавили: «Притча о человеке, который взял удочку и забросил ее в море. Большая рыба увидела крючок, подумала что это что-то маленькое и проглотила его. Если бы она понимала, что это на самом деле, разве она бы глотала его? Так же и тот, кто берет взятку — не остается в его руке ничего, он теряет [свое] имущество, а в итоге теряет свою жизнь».
Цель данной статьи состоит в том, чтобы изложить все аспекты запрета на взятку, и в том числе разобраться, распространяется ли этот запрет не только на судей, но и на других должностных лиц, а также выяснить, нельзя только брать взятку или давать ее тоже запрещено.
Непригодность судьи, который принял взятку
Судье запрещено брать взятку, этот закон носит абсолютный характер и не имеет исключений. Он действует и даже тогда, когда взятка на практике не влияет на судебный приговор, и даже если у судьи, который берет взятку, нет преступного намерения склонить мнение суда в ту или иную сторону.
Раши комментирует вышеприведенный стих «И мзды не бери…» (Шмот 23:8): «Даже с тем, чтобы судить по правде, и тем более, чтобы судить криводушно, ведь относительно неправого суда сказано в другом месте: “Не криви судом” (Дварим 16:19)». Понимание, предлагаемое Раши, основано на брайте (трактат «Ктубот» 105а): «И мзды не бери» — чему это пришло научить? Не оправдывать виновного и не обвинять невиновного? Но вот уже сказано: «Не криви судом». Выходит, что даже о мздоимстве с целью оправдать невиновного и обвинить виноватого сказала Тора: «И мзды не бери»!
Гемара (там же) учит из этой брайты, что взятка запрещена даже в ситуации, когда нет опасения, что судья покривит судом, как, например, в ситуации, когда судья берет взятку от обеих сторон. Рава объясняет это (там же 105б) следующим образом: «Почему нельзя брать взятку? Потому что тот, от кого он принял мзду, стал ему близок, и он его любит как самого себя, а [у нас] есть “хазака” (презумпция), что человек не склонен обвинять сам себя [а наоборот, склонен искать себе оправдание].»
Что значит «шохад» (мзда, взятка)? «Шэу хад» — «что он один». Объясняет Раши: «Дающий и принимающий становятся одним сердцем»2 Отсюда мы учим, что взятка затрагивает возможность человека быть судьей и может повлиять на итог рассмотрения дела таким образом, что судья этого даже не заметит. Судья становится «единым целым» с одной из сторон: когда он подкуплен, то становится «ближе» к тому, кто дал взятку, и уже не может четко оценивать недостатки его позиции — точно так же, как человек не может полностью объективно смотреть на себя и на своих родственников. И даже если он уверен в своей правоте, его решение может быть ошибочным, поскольку взятка оказывает влияние на это решение.
Таким образом, мы начинаем понимать, почему Тора не довольствовалась лишь запретом «кривить судом» и категорически запретила судье получать мзду. Автор «Хинух», объясняя причину запрета на получение взятки, пишет (заповедь 83) важную вещь: «Запрещено нам брать взятку даже чтобы судить верно, дабы искоренить в нас привычку к тому, что запрещено, и чтобы мы не пришли судить со взяткой ложно»3.
Неочевидная взятка
Запрещено принимать не только имущественную взятку («шохад мамон»), но и неимущественную («шохад дварим»). Таким образом, даже если судья получил какуюлибо пользу от человека — этот судья не пригоден к заседанию в суде, где рассматривается дело этого человека, даже если у полученной пользы нет, на первый взгляд, никакой связи с судебным процессом.
Рамбам (Законы Санэдрина гл. 23 алаха 3), а вслед за ним и «Шулхан Арух» («Хошен Мишпат» гл. 9), постановили, что под запрет попадает не только «шохад мамон», но и «шохад дварим». Сма обясняет, что «шохад дварим» не обязательно означает «словесную взятку» (дословный перевод) — это «шохад иньяним» («взятка делами»), то есть любое удовольствие, любая неимущественная польза, которую получает судья от тяжущейся стороны (сторон), включается в этот запрет. Примеры таких «взяток» приводит Рамбам (там же): «Был случай с судьей, который залезал в лодку, чтобы пересечь реку, один человек протянул ему руку и помог ему. Както раз после этого этот человек пришел судиться, и сказал ему судья: “Я непригоден тебя судить”. Также был случай, когда один человек убрал перо с одежды судьи, а другой закрыл плевок на пути судьи, и [в обоих случаях] судья сказал: “Я не пригоден тебя судить”».
Рамбам приводит еще ряд примеров, из которых следует, что запрет мздоимства трактуется удивительно широко: даже той в ситуации, где идет речь о косвенной выгоде, о малой неимущественной пользе, которая не может оказать заметного влияния на личность судьи — судья должен приложить все усилия что бы не получить вообще никакой пользы от тех, кого он собирается судить.
Важно отметить, что, по мнению Тосафот («Ктубот», там же), все эти вдохновляющие истории о праведности наших судей, которые приведены также и в Гемаре, не отражают сам закон, а являются примерами того, как амораим отдалялись от нарушения запрета, руководствуясь «мидат хасидут» (качеством благочестия). Однако из слов Рамбама и «Шулхан Аруха» видно, что «шохад дварим» однозначно запрещен.
Запрет давать взятку, и статус решения подкупленного суда
В «Шулхан Арухе» («Хошен Мишпат» гл.9 параграф 1) написано, что запрет взяточничества распространяется и на того, кто дает взятку: «Также как тот, кто берет взятку, нарушает запрет мздоимства — тот, кто дает взятку, нарушает [запрет] “перед слепым не клади преткновения” (Ваикра 19:14).»
В Вавилонском Талмуде мы находим однозначный запрет приводить других людей к нарушению, который выводится из упомянутого стиха в Торе: например, в трактате «Псахим» (22б) определено, что тот, кто протягивает стакан вина «назиру» (человеку, принявшему на себя обет, исключающий употребление вина), нарушает запрет «перед слепым не клади преткновения». Следует отметить, что запрет давать и брать взятку относится не только к еврейскому судопроизводству, но и к нееврейскому суду тоже, изза того, что «бней Ноах» (потомки Ноя, т.е. все люди, а не только евреи) обязаны сформировать справедливые суды, и им тоже строжайшим образом запрещено искривлять правосудие, т.е. принимать и давать взятки (см. комментарий Рамбана на Берешит 34:13). И тот, кто предлагает судье взятку — не только поступает незаконно, но и ставит перед судьей преткновение. Многие алахические авторитеты прошлых поколений занимались вопросом дачи взятки нееврейским судьям. Поскольку власти часто проявляли особенную пристрастность и жестокость по отношению к евреям, был поднят вопрос: «Можно ли давать взятку судьям чтобы спасти притесняемого ближнего»? Автор «Питхей Тшува» (пункт 3) привел несколько мнений, которые сходятся на том, что давать взятку неевреям запрещено, однако он специально оговаривает, что раньше, когда власть была жестока по отношению к евреям, разрешалось давать взятку, но исключительно с целью оправдать невиновного еврея.
В «Шулхан Арухе» не написано, каков статус судебного решения, которое было принято после получения взятки, но про судью, который взял плату чтобы судить (что запрещено, даже если обе тяжущиеся стороны дали судье одинаковую взятку) написано буквально следующее: «Все его приговоры отменяются, кроме тех, о которых доподлинно известно, что он не брал [перед их вынесением] плату» (там же, параграф
5). Из этого закона, который имеет статус постановления мудрецов, Бах в своем сборнике респонсов делает вывод («Шут Бах» глава 51): «Кажется очевидным, что тем более если он принимает [деньги] как взятку (что запрещено Торой), его решения отменяются». Таким образом, мы видим, что постановление судьи, который взял взятку, отменяется, и об этом же прямо пишет Радваз, комментируя Рамбама («Законы Санэдрина» гл.23 алаха 6).
Получение взятки должностными лицами (общественными деятелями)
На первый взгляд, запрет взяточничества, исходя из смысла заповеди, не может быть ограничен рамками системы судопроизводства. Не только от судей, но и от любых других людей, занимающих общественно-значимые должности, ожидается тщательное и взвешенное изучение ситуации и объективная оценка фактов, так как их деятельность неизбежно сопряжена с принятием различных решений. И когда их ладонь открыта для принятия подарков и других выгод от частных лиц, организаций и представителей органов власти, с которыми они ведут дела — эти деятели могут принимать пристрастные и ошибочные решения, даже не имея на то намерения.
В связи с несколько иным вопросом, а именно в отношении запрета назначать судьей злодея5, мы находим у автора «Трумат адешен»6 имеющие непосредственное отношение к нашей теме слова о том, что существует сходство между судьей и важными людьми общины. Рамо устанавливает закон по его мнению («Хошен Мишпат» гл.37 пар.22): «Важные люди общины, уполномоченные заниматься нуждами общины в целом и каждого члена общины в частности — их закон как закон судей, и нельзя назначать того, кто непригоден к судейству, т.е. злодея». На это алахическое решение полагается автор «Хатам Софер» (Респонсы «Хатам Софер» на «Хошен Мишпат» 160) в своем постановлении, где он отменяет решение в пользу одного из соискателей, которое приняло руководство общины, получившее от этого соискателя взятку, поскольку их выбор был не во Имя Небес, а «они так решили изза взятки, став единым целым с дающим и это ослепило их глаза».
Однако, в решении, которое приняли руководители той общины, была одна важная деталь: проблема была в том, что каждый из них должен был высказывать свое мнение «во Имя Небес», а поскольку они приняли взятку — то их мнения стали не во Имя Небес, и таким образом, можно рассматривать постановление Хатам Софера как источник запрета должностным лицам брать взятку. Но из его слов невозможно доказать, что существует также и запрет давать взятку.
Тот, кто не судит по Торе
Источник запрета мы находим в комментарии «Пилпула Харифта». Гемара в трактате «Санэдрин» (27а) приводит следующий случай. Бар Хама был обвинен в убийстве и рав Аба бар Яаков был уполномочен Главой диаспоры разобраться в том, каков на самом деле статус бар Хамы, и если выяснится, что он действительно совершил убийство — пусть ослепит его (это наказание не являлось приговором суда Торы, но, как объясняет Раши, оно практиковалось «для ограды»). По итогам расследования рав Аба бар Яаков пришел к выводу, что бар Хама должен быть оправдан, и в знак благодарности бар Хама освободил рава Абу от подушной подати царю. Относительно этого случая Рош разъясняет (3:17), что в действиях бар Хамы не было проблемы с возможным нарушением запрета «шохад меухар» («поздней взятки», т.е. такого варианта взятки, которая принимается уже после приговора суда, а не до суда, как обычно), поскольку мудрецы и без этого освобождены от уплаты налогов. А если для рава Абы не было никакой пользы в поступке бар Хамы, то последний своими действиями не нарушил запрет давать взятку. «Пилпула Харифта»7 выводит из этого важный принцип относительно границ запрета взятки, о котором мы говорим: «А также приди и увидь вещь великую, которую сообщил нам наш господин (Рош), что взятка запрещена не только [в ситуации, когда решают дело] в суде Торы, но и в деле со штрафами, как в нашем случае, относительно которого объяснил Раши, что речь идет только о штрафе. И разъяснил наш господин, что конкретно в нашей ситуации, несмотря на то, что принял [бар Хама чужую] подушную подать на себя, это [все же] не было [сделано] путем взятки. А я написал это, чтобы указать тем, кто назначен над общиной, что несмотря на то, что они не представляют собой суд Торы, им все равно нельзя брать подарки за принимаемые решения».
Аналогичное постановление содержится и в книге «Арух аШулхан» («Хошен Мишпат» 91): «И не тол.ько судье нельзя брать взятку, но и всем назначенным и занимающимся нуждами общества: несмотря на то, что принимаемые ими решения не являются судом Торы, им запрещено искривлять решение вопроса изза любви, ненависти, и тем более из-за взятки».
«Взятка», которая не делает судью непригодным
Важно помнить, что не любое получение выгоды считается взяткой. Закон считается с различными случайно возникшими обстоятельствами, а также (в основном) с иными намерениями извлекающего выгоду, и с его ощущениями. Пример этому можно найти в том, что пишет Тур («Турей Заав» «Хошен Мишпат» гл. 9), который постановляет закон в соответствии с гемарой в трактате «Ктубот» (105б): «Судья должен быть очень и очень осторожен и не брать взятку даже чтобы оправдать невиновного… Поэтому каждый судья, который должен одолжить имущество у соседей, не может их судить. Но если он так же одалживает им — может, поскольку это8 лишь компенсация за то, что он им одалживает свое». Т.о. судья, который берет в пользование вещи другого человека — не может судить хозяина этих вещей из-за получаемой пользы, но стоит ему одолжить человеку свои вещи — он снова пригоден быть судьей в процессе с участием этого человека (несмотря на то, что извлеченная польза никуда не делась). В «Шулхан Арухе» содержится важное уточнение. Даже если судья одалживает первым, т.е. раньше, чем одолжили у него, но при этом у него есть что одолжить в ответ — судья по-прежнему может судить: «И каждому судье, который взял в пользование вещь, нельзя судить того, кто ему одолжил. Про какую ситуацию идет речь? Про ту, когда не было у судьи что одолжить, но если было — пригоден, ведь тот тоже одалживает у него». Рамо делает важное добавление (там же, от имени Маарика, «шореш» 17): судья теряет пригодность при одалживании у кого-либо имущества лишь в том случае, «когда он привычен одалживать у них, но при одноразовом одалживании, из которого никак не очевидно, что тот одалживает ему из-за суда — нет». Отсюда мы делаем вывод, что когда извлекаемая польза является частью обычных человеческих взаимоотношений (например, между соседями) — судье разрешается ее получать, и не следует рассматривать это как взятку.
В «Шулхан Арухе» (там же, параграф 2) приводится еще один закон, источник которого находится в респонсах вавилонских гаонов (приведены в «Туре» там же): «Если истец послал подарок судье до того, как пригласил обвиняемого в суд — обвиняемый не может заявить судье отвод, но сам судья может воздержаться от участия в суде изза качества благочестия (например, в ситуации, когда он знает, что истец стал ему симпатичен)».
Бах (там же) уточняет, что речь идет исключительно о ситуации, когда истец послал судье подарок еще до получения повестки в суд, и поэтому судья, принимая подарок, не чувствует, что тот приурочен к будущему судебному разбирательству. Поэтому отказ судьи исполнять свои обязанности возможен здесь лишь из-за благочестия, но не с т.з. требования закона. Однако в случае, когда судья чувствует, что подарок был дан в связи с последующим иском, он не может судить и это уже по закону. По мнению Баха, не имеет значения, обозначал ли даритель словами то обстоятельство, что его целью было склонить мнение судьи в свою пользу, или не обозначал — мы ориентируемся на судью, и если судья чувствует, что цель была именно такова — он непригоден судить это дело.
Однако, Меири бен Лев в своих респонсах (часть 3 глава 97) говорит подругому: даже в ситуации, когда нам кажется очевидным, что дающий подарок дает его лишь потому, что знает о предстоящем разбирательстве у этого судьи — одариваемый судья может быть непригоден только изза качества благочестия, ведь он берет не ради взятки, и по простому именно такой вывод можно сделать из слов «Шулхан Аруха».
Запрет брать взятку — это жесткий запрет из Торы, строгость которого очевидна уже применительно к основам функционирования суда. Выше мы объяснили, что судья, который принимает взятку, перестает быть подходящей кандидатурой для того чтобы судить, и его решения отменяются. Также мы увидели, что не только имущественная взятка запрещена, но и любая выгода, получаемая судьей. И еще мы выучили, что не только судье запрещено получать взятку, но также строго запрещено давать взятку. Особо следует отметить тот факт, что некоторые законодатели расширяют запрет взятки также и на людей, которых поставило над собой общество, а также и на государственных должностных лиц. На каждого, кто занимает «квазисудебную» должность, распространяется (согласно этому мнению) запрет получения взятки, и, разумеется, должностные лица обязаны максимально отдалиться от того, чтобы сами давать взятку.
В словах наших мудрецов («Сифра» на главу «Кдошим» гл.8 пар. 5) мы находим еще одно «расширение» определения судьи. На стих «Не творите неправды в суде, в мере в весе и в емкости» (Ваикра 19:35) мудрецы написали: «Чему это пришло научить? Если [обращено к] судье — то уже сказано [в другом месте], а здесь пришло научить, что тот, кто меряет — называется судьей [в том смысле], что если солгал относительно размера, то называется “творящим неправду”, и он ненавистен и отвратителен, проклят и мерзок». Автор комментария «Тора Тмима» на Тору объясняет параллель между тем, кто производит эталонные измерения, и судьей: «Поскольку своим решением относительно мер и весов он ограничивает долю покупателя или продавца как судья — он и порицается как судья, который искривляет правосудие».
Но поскольку законодатели не привели эти слова мудрецов в качестве алахи, то запрет Торы распространяется только на судей и на «квази-судебные» должности тех, кто избран и уполномочен обществом. Но совершенно ясно, что каждый, кто принимает важные решения, обязан помнить о том, что взятка ведет к «лицеприятствованию в суде», и должен максимально отдалиться как от дачи, так и от принятия взятки.
Уа алейкум ас-салям уа рахматуллах уа баракатух.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.
Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.
Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца, дабы все мы восприняли истину, и даровать нам благословение в этом мире и в День Последнего Суда, Аминь.
К незаконному присвоению имущества других людей относится и дача взятки, материальная ценность, даваемая должностному лицу как подкуп, дабы склонить его в свою сторону, или содействовать завершению своего дела, или же отложить прохождение дела соперника и тому подобное.
Ислам запретил мусульманину через взятку изыскивать благоволение власть предержащих и чиновников, а им в свою очередь принимать ее от него. При этом грешны и те, кто посредничает между этими двумя сторонами. Аллах говорит:
«Не присваивайте незаконно имущество друг друга и не подкупайте этим [имуществом] судей, дабы намеренно присвоить путем грешным часть собственности [других] людей» (Коран, 2:188).
Пророк (Мир ему) сказал: «Аллах проклял того, кто предлагает взятку, и того чиновника, кто принимает ее» .
Саубан также подчеркивал эту мысль: «Посланник Аллаха (Мир ему) проклял дающего и берущего взятки, а также посредничающего в этом».
Что может быть преступнее, чем даваемая взятка для злодеяния. И как можно брать мзду для совершения благодеяний?!
Пророк (Мир ему) послал Абдуллу Ибн Раваха к иудеям подсчитать их налог, который они должны были уплатить за пальмовые деревья. Иудеи захотели подкупить его своими подношениями, на что он сказал им: «Предложенная вами мзда — незаконна, и мы не принимаем ее» .
Неудивительно, что Ислам запретил взятки и предупредил о расплате тех, кто имеет к ним какое-либо отношение. Ведь распространение взяточничества ведет общество к коррупции и разложению: несправедливые решения принимаются в то время, как справедливые — блокируются, недостойным предоставляются возможности, в то время как достойные отодвигаются от положительного решения дел; и дух конъюнктуры пронизывает общество, вытесняя дух ответственности.