Содержание:
3. Полномочия таможенных органов
Полномочия таможенных органов определены Таможенным кодексом РФ, Законом «О таможенном тарифе» , другими законами Российской Федерации, указами Президента, нормативными актами Правительства РФ. Эти органы осуществляют взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный и валютный контроль, а также дознание и оперативно-розыскную деятельность.
Взимание таможенных платежей (таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов, плат и т.
В случае выявления фактов уклонения от уплаты соответствующих платежей таможенные органы наделены правом принудительного взыскания платежей с должников: обращать взыскание на имущество плательщика, отзывать лицензии на проведение банковских операций, привлекать к ответственности виновных должностных лиц и т.д.
Таможенное оформление — это совокупность процедур и мероприятий, включая заполнение документов для таможенных целей, осуществляемых должностными лицами таможенных органов и другими лицами, обладающими полномочиями в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств (например, перевозчик, владелец склада, должностные лица ветеринарного, экологического и других видов государственного контроля).
Таможенный и валютный контроль — это совершаемые таможенными органами действия в целях проверки соблюдения юридическими и физическими лицами установленных законом порядка и правил ввоза, вывоза или транзита товаров и транспортных средств, валюты и валютных ценностей.
Контроль проводится путем проверки документов, таможенного досмотра (товаров, транспортных средств, личного досмотра), устного опроса, осмотра территорий, помещений, складов и других мест, где могут находиться товары, транспортные средства, валютные ценности, подлежащие контролю, и т. д.
В осуществлении таможенного оформления, таможенного и валютного контроля находит свое отражение правоохранительная деятельность таможенных органов. Однако этим она не завершается. На них возложена борьба с некоторыми видами экономических преступлений, связанных с посягательством на таможенное дело. В их числе: контрабанда; незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения; невозвращение на территорию России предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран; невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте; уклонение от уплаты таможенных платежей и др.
Непосредственно функции дознания в таможенных органах реализуют только подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают правомочиями:
принимать меры, предусмотренные Таможенным Кодексом РФ (далее ТК РФ), в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;
требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с ТК РФ;
проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;
осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;
осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении.
задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых операций;
получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с ТК РФ;
выносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства Российской Федерации и контролировать выполнение указанных требований;
предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:
о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов;
об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов;
в иных случаях, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами;
14) устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэконо- мической деятельности, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельно- сти, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам вне- дрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;
15) осуществлять иные правомочия, предусмотренные ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 408 ТК РФ) .
2. Полномочия и основные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации
Согласно ст. 10 Таможенного кодекса таможенные органы выполняют следующие функции:
1) участвуют в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализуют эту политику;
2) обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
3) обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета Российской Федерации;
4) защищают экономические интересы Российской Федерации;
5) взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
6) обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
7) ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, пересекают незаконный оборот через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом;
8) осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление;
9) содействуют развитию внешнеэкономических связей республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;
10) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
11) осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;
12) осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции и др.
За перемещение товаров и транспортных средств через границу таможенные органы взимают таможенные платежи. К ним относятся таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, таможенный сбор, таможенная плата.
Таможенное оформление представляет собой совокупность осуществляемых таможенными органами действий (транспортировка, взвешивание, заполнение документов и др.), связанных с пропуском в Россию или за границу товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.
Таможенный и валютный контроль представляет собой совершение таможенными органами действий в целях проверки соблюдения физическими и юридическими лицами установленных правил ввоза, вывоза и транзита грузов, товаров, транспортных средств, валюты и валютных ценностей. Таможенный и валютный контроль осуществляется путем проверки документов, таможенного досмотра товаров, транспорта, личного досмотра, устного опроса, осмотра помещений, складов и других мест, где могут храниться товары, транспортные средства, валюта и валютные ценности, подлежащие таможенному и валютному контролю.
Выявив нарушение таможенных правил, влекущее административную ответственность, таможенные органы осуществляют производство по делу, руководствуясь правилами, установленными Таможенным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях. К виновным лицам применяют меры административной ответственности: предупреждение, штраф, отзыв лицензии, выдаваемой таможенными органами на осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела, конфискация товаров и транспортных средств, валюты и валютных ценностей. В случае уклонения от уплаты таможенных платежей таможенные органы имеют право обращать взыскание на имущество плательщика, отзывать лицензии на проведение банковских операций.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, отнесенных законом к их компетенции, таких, как контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и др. Кроме того, оперативно-розыскные мероприятия таможенные органы проводят также по запросам международных таможенных организаций, таможенных органов иностранных государств. Оперативно- розыскная деятельность также осуществляется в целях борьбы с такими преступлениями, как терроризм, незаконный оборот наркотиков и оружия, во взаимодействии с оперативными подразделениями других правоохранительных органов.
По делам о преступлениях, отнесенных законом к их компетенции, таможенные органы обладают правами органа дознания. Обнаружив признаки такого преступления, таможенные органы (это, как правило, подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил) возбуждают уголовное дело, производят неотложные следственные действия и не позднее 10 дней с момента возбуждения уголовного дела передают дело по подследственности, выполняя в дальнейшем поручения следователя.
При реализации этих функций таможенные органы Российской Федерации взаимодействуют с иными правоохранительными и другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
Правовой статус сотрудников таможенных органов. Должностными лицами таможенных органов могут быть граждане РФ, способные по своим личным, деловым качествам и состоянию здоровья выполнять должностные обязанности. При первом назначении на должность кандидата может быть установлен испытательный срок до одного года. Должностным лицам таможенных органов присваиваются специальные звания, соответствующие определенным должностям, для них установлено ношение форменной одежды. Сотрудники таможенных органов как представители федеральных исполнительных органов находятся под зашитой государства. Все их законные требования подлежат обязательному исполнению гражданами и должностными лицами. В случаях и порядке, установленных законом, должностные лица таможенных органов вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Так же как и сотрудникам других федеральных правоохранительных органов, им запрещается совмещать работу в таможенных органах с другой оплачиваемой работой, коммерческой и предпринимательской деятельностью.
Надзор и контроль за деятельностью таможенных органов. Надзор за точным и неуклонным исполнением законов таможенными органами осуществляет прокуратура. Полномочия прокурора зависят от вида деятельности таможенных органов и определяются действующим законодательством.
Судебный контроль, как правило, осуществляется при рассмотрении жалоб на незаконные действия и решения таможенных органов и их должностных лиц.
Общее руководство и контроль со стороны государства таможенных органов осуществляют Президент и Правительство РФ.
Ведомственный контроль осуществляется подразделениями вышестоящих таможенных органов, которые проводят периодическую проверку соответствующих нижестоящих подразделений. Служба безопасности таможенных органов выявляет из числа сотрудников этих органов лиц, совершающих должностные преступления.
Таможенные органы
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу ТС в соответствии с ТЗ ТС и законодательством РФ о таможенном деле, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Должностные лица таможенных органов несут обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности в соответствии с ТЗ ТС и законодательством РФ о таможенном деле.
Федеральным министерством, уполномоченным в области финансов, является Минфин России.
Таможенные органы — федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы РФ, за исключением случаев, когда в НК РФ упоминаются таможенные органы иностранных государств.
Таможенными органами являются:
- 1) федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба Российской Федерации — ФТС России);
- 2) региональные таможенные управления;
- 3) таможни;
- 4) таможенные посты.
Компетенция конкретных таможенных органов но осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются ФТС. Данная служба вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.
Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов
Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.
Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение 2 месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должностных лиц
Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.
За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники указанных органов несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
§ 2. Таможенные органы и их полномочия
В Российской Федерации правоохранительные органы, непосредственно осуществляющие таможенное дело, составляют единую федеральную централизованную систему таможенных органов (см. схему 16).
Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмеши-
Система таможенных органов Российской Федерации» />
С х е м а 16. Система таможенных органов Российской Федерации
ваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.
Таможенными органами являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления РФ; таможни; таможенные посты.
Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действует на основании положений, утверждаемых ГТК России.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются ГТК России1.
Никакие государственные органы, кроме Президента РФ и Правительства РФ, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в деятельность этих органов, которая соответствует законодательству РФ.
В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов (таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации (полиграфические, строительно-эксплуатационные и т.д.).
В соответствии с указанными конституционными положениями о монополии государства на таможенную деятельность все таможенные органы являются федеральными органами, а их сотрудники — федеральными служащими, их имущество — федеральной собственностью, нормы таможенного права — федеральными нормами.
В задачи таможенных органов входят участие в разработке таможенной политики России и ее реализация, организация и совершенствование таможенного дела, обеспечение экономической безопасности и единства таможенной территории РФ, защита экономических интересов РФ, обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам и др.
Возглавляет систему таможенных органов ГТК России, Положение о котором утверждается Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ[341]. Руководит работой ГТК России его Председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ.
ГТК России осуществляет руководство нижестоящими таможенными органами. Для этих целей в его структуре образовываются управления и отделы, каждый из которых осуществляет деятельность в каком-либо одном направлении. ГТК России осуществляет организационные и контрольные функции, определяет структуру таможенной системы, определяет правовой статус подчиненных органов.
Региональные таможенные управления (РТУ) — промежуточные звенья в системе таможенных органов между центральным органом (ГТК России) и местными таможенными учреждениями (таможни и таможенные посты) — создаются для осуществления организации таможенного дела, руководства нижестоящими таможенными органами[342]. Границы РТУ могут не совпадать с административно-территориальным делением РФ. В настоящее время создано 10 РТУ. Они осуществляют финансирование подчиненных таможенных органов, взаимодействие с органами местного самоуправления, другими правоохранительными органами, коммерческими структурами.
Таможня — это государственный орган, через который осуществляется ввоз в страну и вывоз из ее территории экспортируемых и импортируемых товаров, багажа, почтовых отправлений и других грузов.
Границы деятельности таможни определяет ГТК. Различают пограничные таможни, создаваемые на таможенной границе, внутренние таможни, создаваемые в глубине территории страны. Наряду с сухопутными, создаются морские, речные и воздушные таможни.
Таможенный пост — подразделение таможни, уполномоченное в полном объеме проводить таможенное оформление и таможенный контроль в определенном пункте или на конкретной территории.
Таможенный пост обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых им. В этих целях его сотрудники разрабатывают и осуществляют мероприятия по противодействию иностранным техническим разведкам и защите информации; обеспечивают соблюдение режима секретности при осуществлении работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и нормативных правовых актов РФ о защите государственной тайны (гл. 40 ТК).
Таможенные органы выполняют следующие основные функции:
осуществляют таможенное оформление (процедуры) и таможенный контроль;
взимают таможенные платежи, налоги, антидемпинговые, специальные компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность упла
ты указанных пошлин, налогов, сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ, запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;
осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном контроле;
ведут таможенную статистику внешней торговли; обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, между народными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией но таможенным вопросам;
проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела (ст. 403 ТК).
Таможенное оформление (процедуры ) — это совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей (гл. ВТК).
Таможенные операции — отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможен-
ными органами в соответствии с Таможенным кодексом при оформлении товаров и транспортных средств.
Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами России к целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ (разд. IV ТК).
В соответствии со ст. 366 ТК формами таможенного контроля являются: 1) проверка документов и сведений; 2) устный опрос; получение пояснений; 4) таможенное наблюдение; 5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств; 6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств; 7) личный досмотр; 8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; 9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля; 10) таможенная ревизия.
Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе и прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи, а также личный багаж членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатов Государственной Думы, судей, если указанные лица пересекают Государственную границу в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей.
Освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом (ст. 386 ТК).
Таможенный режим — это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.
В целях таможенного регулирования в отношении товаров ст. 155 ТК устанавливаются следующие виды таможенных режимов: основные таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления; международный таможенный транзит;
экономические таможенные режимы: переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; переработка для таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; свободная таможенная зона (свободный склад); завершающие таможенные режимы: реимпорт; реэкспорт; отказ в пользу государства; специальные таможенные режимы: временный вывоз; беспошлинная торговля; перемещение припасов; иные специальные
1
таможенные режимы .
Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой (ст. 156 ТК).
Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций правомочны осуществлять:
оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено к их ведению, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для обеспечения собственной безопасности;
неотложные следственные действия и. дознание в пределах своей компетенции;
производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за их совершение;
задержание и доставление в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела.
Таможенные органы вправе предъявлять в суды, в том числе арбитражные, иски и заявления: о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов; об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов; в иных случаях, предусмотренных федеральными законами .•
При выполнении своих обязанностей ГТК России тесно сотрудничает как с другими государственными органами страны, так и с международными организациями. Например, в процессе сотрудничества со Счетной палатой происходит обмен аналитической, статистической и иной информацией, представляющей взаимный интерес. Специалисты каждого из ведомств принимают участие в планировании и осуществлении мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, связанных с использованием средств федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и уклонением от уплаты таможенных платежей.
Согласно Концепции национальной безопасности, одним из приоритетных направлений деятельности государства по обеспечению экономической безопасности страны является предотвращение вывоза капитала из России, отток которого превышает 20 млрд долл. в год[343]. Практика показывает, что одним из основных каналов «утечки» денежных средств являются валютные операции, которые осуществляются в ходе исполнения резидентами экспортно-импортных контрактов. В связи с упразднением Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России)[344] и приданием ГТК России статуса органа валютного контроля экспортно-импортных операций в его аппарате создано Управления валютного контроля. Оно разрабатывает в пределах своей компетенции проекты приказов нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения валютного контроля во внешнеторговом обороте, а также осуществляет анализ и обработку информации, получаемой по каналам автоматизированной системы таможенно-банковского валютного контроля[345]. Указанное Управление вместе с Комитетом по финансовому мониторингу при Минфине России[346] даже с точки зрения сбора, обработки и анализа информации об операциях с денежными средствами будет играть важную роль в области валютного контроля экспортно-импортных операций. По инициативе нашей страны в рамках Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) создана специальная рабочая группа по предотвращению проникновения международной преступности в мировую финансовую систему.
Правоохранительное обеспечение таможенного валютного контроля экспортно-импортных операций реализуется в рамках предусмотренной законодательством формы — производство расследования по делам о нарушении таможенных правил,
являющихся одновременно нарушениями валютного законода-
1
тельства .
Должностными лицами таможенных органов могут быть только граждане РФ, способные по своим личным, деловым качествам и состоянию здоровья выполнять должностные обязанности. Им присваиваются специальные звания, соответствующие определенным должностям[347].
Надзор и контроль за деятельностью таможенных органов осуществляют соответственно прокуратура и суд. Кроме того, вышестоящие подразделения осуществляют ведомственный контроль (периодические проверки) деятельности нижестоящих подразделений (ст. 412 ТК).
За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ Что такое таможенное дело (таможенная деятельность)? Каковы цели таможенного дела? Охарактеризуйте задачи, систему и основные полномочия таможенных органов РФ. Определите место таможенных органов в системе правоохранительных органов РФ.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
Указ Президента РФ от 25 октября 1994 г. № 2014 «Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации».
Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации».
Положение о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов РФ. Утв. приказом ГТК России от 27 декабря 2000 г. № 1216.
Общее положение о региональном таможенном управлении; Общее положение
о таможне; Общее положение о таможенном посте. Утв. приказом ГТК России от 10 октября 2002 г. № 1082.
Правоохранительные органы в Российской Федерации. Учебник / Под ред.
В.П. Божьева. М., 2000. Гл. 14.
РыжаковА.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. М., 2001.
Таможенные органы — подробно о системе таможенных органов
Таможенные органы – это органы исполнительной власти, в чьи полномочия входит реализация мероприятий в области таможенного дела на подведомственной территории. Подчиняются высшему органу исполнительной власти, в нашей стране им является Правительство Российской Федерации. Таможенные органы принимают участие в выработке государственной политики в области таможенного дела, нормотворчестве и практической реализации и применении принятых нормативно-правовых актов на всей подведомственной территории. Таможенные органы осуществляют свою деятельность руководствуясь:
- основным законом – Конституцией
- таможенным кодексом
- иными законами
- указами и распоряжениями главы государства
- распоряжениями и постановлениями правительства страны
- нормативно-правовыми актами исполнительных органов власти
- нормативными актами Центрального банка
- нормативно-правовыми актами руководящих органов таможенной службы
- ратифицированными международными договорами и соглашениями.
Функции, деятельность и задачи таможенных органов
Осуществляя свою деятельность, таможенные органы руководствуются задачами и функциями, которые на них возложены.
Правоприменительная — таможенные органы являются органом исполнительной власти и участвуют в реализации государственной таможенной политики, а также реализации международных договоров и соглашений в области таможенного дела, ратифицированных правительством страны.
Законотворческая — таможенные органы разрабатывают и инициируют принятие законодательных актов, регулирующих таможенное дело, или вносят изменения в уже существующие. Также они наделены правом издавать собственные нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции.
Таможенное оформление товаров и транспортных средств. — таможенные органы, будучи органом государственной власти, наделены монопольным правом на осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.
Фискальная — в обязанности таможенных органов входит сбор с участников ВЭД таможенных пошлин, налогов, акцизов и сборов в пределах своей компетенции.
Защита прав интеллектуальной собственности — таможенные органы ведут собственный Реестр объектов интеллектуальной собственности и защищают законные интересы правообладателей.
Борьба с контрабандой — борьба с незаконным оборотом наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, борьба с международным терроризмом.
Валютный контроль — перемещение крупных денежных средств через таможенную границу должно осуществляться под строгим контролем таможенных органов с заполнением таможенной декларации.
Ведение таможенной статистики — на таможенные органы возложена обязанность по ведению статистики об объемах внешней торговли, объемах экспорта и импорта товаров. Эти данные находят широкое применение, например, при разработке внешнеэкономической стратегии государства, принятии законов, новых видов таможенных ставок и пошлин.
Информационная — на таможенные органы возложена обязанность по информированию и консультированию населения по вопросам таможенного дела.
Научная — таможенные органы проводят или участвуют в проведении научно-исследовательских работ в области таможенного дела.
Задачи и обязанности таможенных органов:
- производство таможенного оформления товаров и транспортных средств
- обеспечение правильности исчисления и своевременности оплаты таможенных платежей, пошлин и сборов, соблюдения запретов и ограничений
- обеспечение соблюдения таможенного законодательства на вверенной территории
- борьба с контрабандой
- ведение статистики внешнеторговых операций
- валютный контроль
- возврат (зачет) излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей, остатков неизрасходованных авансовых платежей, денежного залога
- регистрация участников ВЭД
- регистрация объектов интеллектуальной собственности
- информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела;
- проведение экспертиз и исследований декларируемых товаров и транспортных средств, документов к ним, проведение криминалистических экспертиз
- производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел, анализ правоприменительной и судебной практики, анализ правоохранительной деятельности
- оперативно-розыскная деятельность, дознание и производство неотложных следственных действий
Права таможенных органов
Согласно статье 19 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы обладают следующими правами:
- принимают меры, предусмотренные законодательством
- требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства
- проверяют у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность
- требуют от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела
- осуществляют оперативно-розыскную деятельность, производство следственных действий и дознания
- осуществляют неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции
- привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством
- используют в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям, для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении
- задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела
- производят документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров и их вывозом
предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления:
- а) о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;
- б) об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
- в) о признании имущества бесхозяйным;
- разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты.
Система таможенных органов
Система таможенных органов Российской Федерации находится в подчинении Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.
Структура таможенных органов России:
- Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела
- Региональные таможенные управления (РТУ) – территориальный орган исполнительной власти, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации. РТУ ответственны в области реализации таможенного дела в пределах определённой территории. Находятся в непосредственном подчинении ФТС России. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 8 РТУ (по числу Федеральных округов РФ):
- Дальневосточное таможенное управление
- Приволжское таможенное управление
- Северо-Западное таможенное управление
- Северо-Кавказское таможенное управление
- Сибирское таможенное управление
- Уральское таможенное управление
- Центральное таможенное управление
- Южное таможенное управление
- Таможни – территориальные таможенные органы, входящие в единую систему таможенных органов. Находятся в прямом подчинении таможенного управления своего региона.
- Таможенные посты – территориальные таможенные органы. Подчиняются напрямую таможням.
Роль таможенных органов в защите экономических интересов страны
Имея в своем арсенале Слово Закона, таможенные органы Российской Федерации выполняют важную миссию – стоят на защите экономической безопасности нашей страны. Подобно надежному кордону, выстроенному на таможенной границе, таможенные органы защищают граждан страны от контрафактной и порой даже опасной продукции, циркулирующей на мировом рынке. Стоят надежным заслоном на пути проникновения в нашу страну наркотиков, оружия, взрывчатых веществ. Способствуют установлению в нашей стране благоприятного делового климата, защищают наших товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных партнеров. Помогают налаживать устойчивые экономические связи России с другими странами мира.
Таможенные органы РФ и таможенные представители
Подобно сотрудникам таможенных органов таможенные представители тоже являются специалистами в области таможенного дела. Это компании, в которых трудятся профессиональные таможенные декларанты. Их цель – помощь участникам ВЭД при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Подробнее об услугах таможенных представителей Вы можете узнать здесь >>>