Приказ мо рф 100

Автор: | 10.02.2018

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 21.03.98 N 100 «О ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • На момент включения в базу документ опубликован не был

ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 21.03.98 N 100 «О ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В целях укрепления юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, повышения эффективности ее деятельности в укреплении законности и правопорядка в войсках (силах) и правового обеспечения строительства и реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Общее руководство юридической службой Вооруженных Сил Российской Федерации возложить на Управление делами Министерства обороны Российской Федерации.

3. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками округов (флотами), командующему Воздушно-десантными войсками, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации:

обеспечить законность и правильное применение приказов и директив Министра обороны Российской Федерации в подчиненных штабах, воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях;

организовать служебную деятельность подразделений юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации в строгом соответствии с прилагаемым Положением.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Управление делами Министерства обороны Российской Федерации.

5. Считать не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации:

приказ Министра обороны СССР 1973 года N 15;

директиву Генерального штаба Вооруженных Сил СССР 1990 года N ДГШ-1.

Министр обороны
Российской Федерации
Маршал Российской Федерации
И.СЕРГЕЕВ

Приложение
к приказу Министра обороны РФ
от 21 марта 1998 г.
N 100

1. Настоящее Положение определяет основы организации и деятельности юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации*(1).

*(1) Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, именуются: Вооруженные Силы Российской Федерации — Вооруженными Силами, Министерство обороны Российской Федерации — Министерством обороны, Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации — Генеральным штабом, а юридическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации — юридической службой.

2. Подразделения (отдельные должности) юридической службы создаются в органах военного управления, соединениях, воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Вооруженных Сил для обеспечения законности в их деятельности, оказания им правовой помощи, защиты прав и законных интересов.

3. Подразделение юридической службы является структурным подразделением в штате соответствующего органа военного управления и непосредственно подчинено (в том числе и отдельные должности) командиру (начальнику) данного органа.

4. Структура юридической службы определяется штатами, утверждаемыми Генеральным штабом.

5. Юридическая служба предназначена для правового обеспечения деятельности органов военного управления, соединений, воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны, содействия улучшению их деятельности при помощи правовых средств.

6. Начальник Управления делами Министерства обороны — начальник юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет руководство юридической службой по специальным, отнесенным к его ведению вопросам*(2).

*(2) Под специальными вопросами подразумевается подчинение по отдельным вопросам или по какому-либо специальному кругу деятельности.

Он является главным специалистом в Вооруженных Силах по правовым вопросам и подчиняется непосредственно Министру обороны Российской Федерации.

7. На начальника юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации возлагаются:

а) проведение правовой экспертизы проектов приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и его заместителей*(3);

*(3) Под правовой экспертизой понимается определение в установленном порядке соответствия представленных проектов документов международным обязательствам Российской Федерации, действующему законодательству Российской Федерации, а также принятие мер в пределах своих полномочий по устранению выявленных нарушений.

б) правовое обеспечение законопроектных работ в Министерстве обороны, анализ законопроектов, поступающих из органов государственной власти Российской Федерации, и подготовка заключений по ним для доклада Министру обороны Российской Федерации и его заместителям, правовая экспертиза законопроектов, разрабатываемых в Министерстве обороны;

в) контроль за соответствием нормам международного права и законодательства Российской Федерации разрабатываемых или поступающих в Министерство обороны из других федеральных органов исполнительной власти проектов международных договоров и иных документов по вопросам, касающимся интересов Вооруженных Сил;

г) участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на эффективное использование правовых средств в укреплении воинской и трудовой дисциплины;

д) проведение правовой экспертизы документов, представляемых Министру обороны Российской Федерации и его первым заместителям на утверждение в целях списания с учета в установленном порядке материальных и денежных средств;

е) консультирование по правовым вопросам, возникающим в деятельности органов военного управления Министерства обороны;

ж) участие по указанию Министра обороны Российской Федерации и его первых заместителей в осуществлении судебной защиты прав и законных интересов органов военного управления, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил по вопросам их служебной деятельности;

з) представление соответствующих приказов и директив Министра обороны Российской Федерации на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации;

и) методическое руководство правовой работой в Вооруженных Силах, анализ ее состояния по результатам периодических проверок и итоговым годовым докладам подразделений юридической службы, подготовка предложений по ее улучшению;

к) участие в организации и осуществлении изучения личным составом центральных органов военного управления Вооруженных Сил действующего законодательства Российской Федерации и норм международного гуманитарного права;

л) методическое руководство подготовкой курсантов и слушателей Военного университета для юридической службы, профессиональной подготовкой и переподготовкой должностных лиц юридической службы;

м) организация систематизированного учета и хранения законов Российской Федерации, нормативных актов органов государственной власти Российской Федерации, систематизация приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и его заместителей, ведение их контрольных экземпляров;

н) издание справочника (перечня изменений и дополнений в справочник) по приказам и директивам Министра обороны Российской Федерации;

о) оказание методической помощи военным кафедрам государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющим обучение по программам подготовки офицеров запаса студентов юридических факультетов по юрисконсультской специализации.

8. Начальник юридической службы вида Вооруженных Сил подчиняется непосредственно главнокомандующему видом Вооруженных Сил, а по специальным, отнесенным к его ведению вопросам руководствуется указаниями начальника юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

9. На начальника юридической службы вида Вооруженных Сил возлагаются:

а) проведение правовой экспертизы проектов приказов и директив главнокомандующего видом Вооруженных Сил, проектов приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и его заместителей, разрабатываемых органами военного управления вида Вооруженных Сил;

б) правовая экспертиза разрабатываемых или поступивших в органы военного управления вида Вооруженных Сил из Министерства обороны законопроектов, проектов международных договоров и иных проектов нормативных документов по военным вопросам;

в) участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на эффективное использование правовых средств в укреплении воинской и трудовой дисциплины;

г) методическое руководство правовой работой в виде Вооруженных Сил, анализ состояния правовой работы по результатам периодических проверок и итоговым годовым докладам подразделений юридической службы вида Вооруженных Сил и подготовка предложений по ее улучшению;

д) руководство по специальным вопросам подразделениями юридической службы вида Вооруженных Сил;

е) участие по указанию главнокомандующего видом Вооруженных Сил в осуществлении судебной защиты прав и законных интересов органов военного управления, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала вида Вооруженных Сил по вопросам их служебной деятельности;

ж) правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы, проводимой в виде Вооруженных Сил;

з) участие в организации и осуществлении изучения личным составом органов военного управления вида Вооруженных Сил действующего законодательства Российской Федерации и норм международного гуманитарного права;

и) оказание методической помощи соответствующим должностным лицам в ведении контрольных экземпляров приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, приказов и директив главнокомандующего видом Вооруженных Сил;

к) организация совместно с соответствующими кадровыми органами профессиональной подготовки и переподготовки должностных лиц юридической службы вида Вооруженных Сил;

л) правовая экспертиза документов, представляемых главнокомандующему видом Вооруженных Сил и его первым заместителям на утверждение в целях списания с учета в установленном порядке материальных и денежных средств;

м) консультирование по правовым вопросам, возникающим в деятельности органов военного управления вида Вооруженных Сил;

н) подготовка к изданию справочника (перечня изменений и дополнений в справочник) по приказам и директивам главнокомандующего видом Вооруженных Сил;

о) участие в проводимых главнокомандующим видом Вооруженных Сил и его заместителями приемах по личным вопросам военнослужащих и членов их семей, лиц гражданского персонала;

п) участие в работе нештатных юридических консультаций гарнизона;

р) подготовка ежегодного доклада о состоянии правовой работы в виде Вооруженных Сил и представление его после рассмотрения главнокомандующим видом Вооруженных Сил начальнику юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Читайте так же:  Каким документом оформить возврат товара поставщику

10. Требования пункта 9 настоящего Положения распространяются на юридические службы заместителей Министра обороны Российской Федерации, начальников центральных органов военного управления Вооруженных Сил, округов, флотов, старшего юрисконсульта рода войск Вооруженных Сил с учетом специфики их деятельности.

11. Старший юрисконсульт армии (флотилии) подчиняется непосредственно командующему армией (флотилией), а по специальным, отнесенным к его ведению вопросам руководствуется указаниями начальников подразделений юридических служб вышестоящих органов военного управления.

12. На старшего юрисконсульта армии (флотилии) возлагаются:

а) проведение правовой экспертизы проектов приказов командующего армией (флотилией), проектов нормативных актов вышестоящих органов военного управления, разрабатываемых в органах военного управления армии (флотилии);

б) участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на эффективное использование правовых средств в укреплении воинской и трудовой дисциплины;

в) методическое руководство правовой работой в армии (на флотилии) и анализ ее состояния по результатам проверок и итоговым годовым докладам подразделений юридических служб армии (флотилии), подготовка предложений по ее улучшению;

г) руководство по специальным, отнесенным к его ведению вопросам подразделениями (должностными лицами) юридической службы подчиненных воинских частей;

д) участие по указанию командующего армией (флотилией) в осуществлении защиты законных прав и интересов органов военного управления, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала армии (флотилии) по вопросам их служебной деятельности;

е) правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы, осуществляемой в армии (на флотилии);

ж) участие в организации и осуществлении изучения личным составом органов военного управления армии (флотилии) действующего законодательства Российской Федерации и норм международного гуманитарного права;

з) участие в работе внештатной юридической консультации гарнизона;

и) ведение контрольных экземпляров приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, главнокомандующего видом Вооруженных Сил, командующего армией (флотилией);

к) ежегодное издание указателя по приказам командующего армией (флотилией);

л) организация совместно с кадровыми органами профессиональной подготовки и переподготовки должностных лиц юридической службы армии (флотилии);

м) правовая экспертиза документов, представляемых на подпись командующему армией (флотилией) на утверждение в целях списания с учета в установленном порядке материальных и денежных средств;

н) консультирование по правовым вопросам, возникающим в деятельности органов военного управления армии (флотилии);

о) участие в проводимых командующим армией (флотилией) и его заместителями приемах по личным вопросам военнослужащих и членов их семей, лиц гражданского персонала;

п) подготовка ежегодного доклада о состоянии правовой работы в армии (на флотилии) и представление его после рассмотрения командующим армией (флотилией) начальнику подразделения юридической службы вышестоящего органа военного управления.

13. Требования пункта 12 настоящего Положения распространяются на помощников командиров корпусов, эскадр, дивизий и им равных частей по правовой работе, а также на помощников начальников военно-учебных заведений Министерства обороны, военных комиссариатов по правовой работе с учетом специфики их деятельности.

14. На помощника командира полка*(4) по правовой работе возлагаются:

*(4) Все, что в настоящем Положении говорится о помощнике командира полка по правовой работе, в равной степени относится к помощнику командира корабля 1 ранга и ему равным по правовой работе.

а) проведение правовой экспертизы проектов приказов командира полка;

б) участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на эффективное использование правовых средств в укреплении воинской и трудовой дисциплины;

в) участие по указанию командира полка в осуществлении защиты законных прав и интересов полка, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала полка по вопросам их служебной деятельности;

г) правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы, проводимой в полку;

д) участие в организации и осуществлении изучения личным составом полка действующего законодательства и норм международного гуманитарного права;

е) ведение контрольных экземпляров приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, главнокомандующего видом Вооруженных Сил, командующего родом войск Вооруженных Сил, иных вышестоящих начальников, командира полка;

ж) правовая экспертиза документов, представляемых на подпись командиру полка на утверждение в целях списания с учета в установленном порядке материальных и денежных средств;

з) консультирование по правовым вопросам, возникающим в деятельности должностных лиц полка;

и) ежегодное издание указателя действующих приказов командира полка;

к) участие в проводимых командиром полка и его заместителями приемах по личным вопросам военнослужащих и членов их семей, лиц гражданского персонала полка;

л) участие в работе внештатной юридической консультации гарнизона;

м) подготовка ежегодного доклада о состоянии правовой работы в полку и представление его после рассмотрения командиром полка начальнику подразделения юридической службы вышестоящего органа военного управления.

15. Требования пункта 14 настоящего Положения распространяются на помощников командиров бригад по правовой работе, юрисконсультов учреждений, служб, отделов, комитетов, инспекций, предприятий и организаций Вооруженных Сил.

16. Командир (начальник), имеющий в непосредственном подчинении подразделение (должностное лицо) юридической службы, обязан:

а) утвердить должностные обязанности начальника подразделения (должностного лица) юридической службы, разработанные в соответствии с настоящим Положением и с учетом особенностей и задач, решаемых органом военного управления;

б) обеспечивать подразделение (должностное лицо) юридической службы материалами, техническими и другими средствами, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей и его служебной деятельности;

в) рассматривать заключения, справки и доклады подразделения (должностного лица) юридической службы и принимать меры в пределах своих полномочий по устранению выявленных нарушений законности.

17. Переподчинять военнослужащих и лиц гражданского персонала подразделений юридической службы другим должностным лицам, а также возлагать на них обязанности, не предусмотренные данным Положением, запрещается.

18. Должностные лица юридической службы имеют право:

а) проверять состояние правовой работы в соответствующих органах военного управления, а также организацию деятельности подразделений юридической службы нижестоящих органов военного управления;

б) получать от соответствующих должностных лиц в установленном порядке документы, справки, расчеты, договора и другие сведения, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;

в) давать заключения по вопросам правового характера, возникающим в деятельности органов военного управления;

г) представлять соответствующим командирам (начальникам) предложения об устранении нарушений законности и о привлечении к ответственности виновных лиц;

д) участвовать в заседаниях военных советов, служебных совещаниях, проводимых соответствующими командирами (начальниками).

19. Должностные лица юридической службы несут ответственность за соответствие действующему законодательству Российской Федерации визируемых ими проектов приказов, директив и других документов. В случае несоответствия действующему законодательству Российской Федерации, приказам и директивам Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, других должностных лиц представленных на подпись проектов приказов, директив и другим документов правового характера начальники подразделений юридической службы, не визируя эти проекты, дают соответствующие разъяснения или заключения с предложениями о законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов.

20. При обнаружении нарушений законности в деятельности органа военного управления или должностных лиц начальник подразделения юридической службы (должностное лицо) докладывает об этом соответствующему командиру (начальнику) для принятия необходимых мер по их устранению и предупреждению.

21. Назначение военнослужащих на должности в юридическую службу и их переназначение производятся в установленном порядке с учетом мнения начальника вышестоящего подразделения юридической службы, а по категориям должностей от помощника командира соединения по правовой работе, им равных и выше — по согласованию с начальником Управления делами Министерства обороны — начальником юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Должности в подразделениях юридической службы комплектуются лицами с высшим юридическим образованием:

воинские должности — военнослужащими;

должности гражданского персонала — гражданскими лицами.

Лица гражданского персонала Вооруженных Сил принимаются на работу в подразделения юридической службы и выполняют свои должностные обязанности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

При невозможности укомплектования должностей юридической службы в бригадах, полках и им равных, а также в службах, отделах, комитетах, инспекциях, учреждениях, на предприятиях, в организациях Министерства обороны лицами с высшим юридическим образованием допускается комплектование этих должностей лицами, обучающимися на последних курсах образовательных учреждений высшего профессионального образования по юридической специальности или же имеющими среднее специальное юридическое образование, полученное в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.

22. Организационно-штатные мероприятия юридической службы или ее отдельных подразделений осуществляются по согласованию с начальником Управления делами Министерства обороны — начальником юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Начальник Управления делами
Министерства обороны —
начальник юридической службы
Вооруженных Сил
Российской Федерации
генерал-лейтенант юстиции
Г.ЗОЛОТУХИН

На сайте «Zakonbase» представлен ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 21.03.98 N 100 «О ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 21.03.98 N 100 «О ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

Читайте так же:  Статья 267 ук

При этом скачать ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 21.03.98 N 100 «О ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Приказ Министра обороны РФ от 30 ноября 2006 г. N 100 «Об утверждении Регламента Министерства обороны Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Приказ Министра обороны РФ от 30 ноября 2006 г. N 100
«Об утверждении Регламента Министерства обороны Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

1 ноября 2007 г., 24 января 2008 г., 3 октября 2011 г.

Приказом Министра обороны РФ от 10 января 2015 г. N 1 настоящий приказ признан утратившим силу

1. Утвердить прилагаемый Регламент Министерства обороны Российской Федерации.

2. Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службе по оборонному заказу, Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, Федеральному агентству специального строительства:

руководствоваться в практической деятельности положениями Регламента Министерства обороны Российской Федерации в части, касающейся подведомственных Министерству обороны Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти;

учитывать положения Регламента Министерства обороны Российской Федерации при разработке регламентов подведомственных Министерству обороны Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти.

3. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, начальникам служб Министерства обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации обеспечить изучение и неукоснительное соблюдение в подчиненных органах военного управления положений Регламента Министерства обороны Российской Федерации.

4. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации от 19 марта 2005 г. N 100 «Об утверждении Регламента Министерства обороны Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 декабря 2005 г., регистрационный N 7313).

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Аппарата Министра обороны Российской Федерации.

Министр обороны
Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 января 2007 г.

Регистрационный N 8826

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Утвержден новый Регламент Министерства обороны РФ.

Данный Регламент в отличие от прежнего определяет полномочия руководящих должностных лиц Минобороны России, детально регламентирует такие вопросы планирования и организации деятельности Министерства, как порядок формирования планов и показателей деятельности, особенности организации подготовки материалов по разработке перспективного финансового плана РФ и проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, порядок подготовки к участию в заседаниях Правительства РФ, планирования деятельности должностных лиц Министерства и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, командирования и ухода в отпуск. Регламентирован порядок организации и деятельности координационных и совещательных органов, рабочих групп, Коллегии Минобороны России.

Установлены правила осуществления законопроектной деятельности, подготовки проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства РФ на законопроекты. Определен порядок взаимоотношений с органами судебной власти.

Кроме того, установлен порядок представления нормативных правовых актов Минобороны РФ на государственную регистрацию. Направлению на государственную регистрацию подлежат акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, принятые после 14 мая 1992 года, а также акты, устанавливающие правовой статус организаций, принятые начиная с 4 июня 1996 года.

Новым Регламентом обязаны руководствоваться также федеральные органы власти, подведомственные Минобороны России, — Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное агентство специального строительства.

Прежний Регламент Министерства обороны РФ, утвержденный приказом Министра обороны РФ от 19 марта 2005 г. N 100, признан утратившим силу.

Приказ Министра обороны РФ от 30 ноября 2006 г. N 100 «Об утверждении Регламента Министерства обороны Российской Федерации»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 января 2007 г.

Регистрационный N 8826

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 9 февраля 2007 г. N 28

Приказом Министра обороны РФ от 10 января 2015 г. N 1 настоящий приказ признан утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Министра обороны РФ от 3 октября 2011 г. N 1785

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Министра обороны РФ от 24 января 2008 г. N 26

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Министра обороны РФ от 1 ноября 2007 г. N 458

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Главному управлению кадров 100 лет

Четвертое управление Главного управления кадров

«Днем рождения» системы прохождения военной службы на добровольной основе можно считать 18 ноября 1699 г., когда Петром I был издан указ «О приеме на Великую Государеву службу в солдаты изо всяких вольных людей».

Подавив стрелецкое восстание в Москве (1698 г.), царь своим указом распустил стрелецкие полки и приступил к созданию новой армии, которая строилась на добровольной основе – в нее записывались свободные люди, годные к воинской службе. Пожелавшие стать солдатами «охочие» люди (добровольцы) принимались с жалованьем по 11 руб. в год на полном государственном содержании.

За время первого набора было принято на службу 32 тыс. человек, из которых сформировали 25 пехотных и 2 кавалерийских полка. Первоначально полки назывались «новоприборными тысячными» и состояли из 1152 солдат.

Набор 1699 года стал первым этапом на пути к регулярной системе комплектования армии. Сама же реформа была завершена уже в ходе Северной войны.

Датой отсчета для военной службы по контракту в современной России можно считать 18 января 1994 г. когда был подписан Указ Президента Российской Федерации № 166 «О наборе в 1994 году граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации».

Указом предписывалось принять на военную службу по остродефицитным специальностям рядового и сержантского состава до 150 тысяч человек.

Для реализации указа из бюджета федерального бюджета было выделено 6 млрд. рублей. Однако объема денежных средств для достижения поставленных целей было не достаточно, поэтому массовый набор на военную службу по контракту в тот период времени не состоялся, а с ноября 1995 года был практически приостановлен.

С выходом Указа Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 722 прием граждан на военную службу по контракту был возобновлен.

При этом общая численность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к концу 1998 года составила уже около 250 тысяч человек.

7 мая 2012 г. Президентом Российской Федерации был издан Указ № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», которым предусматривалось ежегодное, в течение пяти лет, увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. человек.

В рамках реализации новых концептуальных подходов к организации поступления и прохождения военной службы по контракту возникла необходимость полноценного кадрового обеспечения данной категории военнослужащих.

В связи с этим с 1 февраля 2012 г. в составе Главного управления кадров Министерства обороны было создано четвертое управление. Перед управлением стояла задача разработать основы четкой и прозрачной системы отбора (а не набора) кандидатов на военную службу по контракту и реализовать на практике выполнение задач по комплектованию Вооруженных Сил военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях рядового, сержантского состава и прапорщиков (мичманов).

С 1 июля 2012 г. в соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации от 30 мая 2012 г. (доклад СС-ЗМО от 30 мая 2012 г. № 173/4/55653) приступили к работе первые 66 пунктов отбора на военную службу по контракту. На сегодняшний день сеть пунктов отбора охватывает большинство субъектов Российской Федерации и насчитывает 84 пункта.

Пункт отбора на военную службу по контракту предназначен для проведения отбора кандидатов для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами (матросами), сержантами (старшинами), прапорщиками (мичманами) из числа граждан Российской Федерации и иностранных граждан, не находящихся на военной службе, а также для проведения агитационной и информационно-разъяснительной работы по популяризации военной службы по контракту и привлечению потенциальных кандидатов.

На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2017 г. № 287 «О конкурсе «Лучший пункт отбора на военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации» в целях совершенствования системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими по контракту и повышения эффективности мероприятий, направленных на улучшение качества отбора граждан для поступления на военную службу по контракту, проводится конкурс на лучший пункт отбора.

Читайте так же:  Нотариус на рубинштейна 34

Победитель конкурса определяется по итогам прошедшего календарного года в два этапа (первый этап – с 25.01. по 10.03., второй – с 20.03. по 25.04.).

В соответствии с решением принятым Коллегией Министерства обороны Российской Федерации 27 ноября 2012 г. (подпункт «ж» пункта 10 протокола заседания Коллегии Министерства обороны Российской Федерации от 27 ноября 2012 г. № 6) Генеральному штабу Вооруженных Сил Российской Федерации, Главному управлению кадров Министерства обороны Российской Федерации совместно с центральными органами военного управления, объединенными стратегическими командованиями военных округов поручено подготовить предложения по совершенствованию организационно-штатной структуры с учетом восстановления института прапорщиков (мичманов).

7 февраля 2013 г. по итогам рассмотрения доклада статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации (от 7 февраля 2013 г. № 173/4/3108) Министром обороны Российской Федерации принято решение о переводе на замещение прапорщиками (мичманами) 54 тыс. воинских должностей сержантов и старшин с их последующим поэтапным комплектованием.

В целях обеспечения оперативного и всестороннего решения проблемных вопросов по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими по контракту приказом Министра обороны Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 491 создана рабочая группа Министерства обороны Российской Федерации по вопросам ежегодного увеличения численности военнослужащих-контрактников.

В состав рабочей группы были включены представители большинства органов военного управления. Руководство деятельностью рабочей группы осуществляет статс-секретарь – заместитель Министра обороны Российской Федерации. Заседания рабочей группы проводятся ежемесячно с докладом Министру обороны Российской Федерации о результатах работы.

В целях комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации высококвалифицированными специалистами, способными качественно обслуживать и умело применять современные образцы вооружения и специальной военной техники с 1 августа 2009 г. в военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации организована подготовка специалистов по программам среднего профессионального образования.

Первый набор состоялся в соответствии с директивой Министра обороны Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № Д-114 «Об организации подготовки в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, предназначенных на воинские должности, подлежащие замещению сержантами (старшинами)».

Всего с начала возобновления подготовки по программам среднего профессионального образования с учетом выпуска 2018 года подготовлено и направлено в войска 6 099 специалистов.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 февраля 2013 г. № 114дсп воинские должности, на которые предназначены выпускники СПО, переведены на штатную категорию прапорщики (мичманы), и с июня 2014 года по окончанию обучения специалисты выпускаются с присвоением первого воинского звания прапорщик (мичман).

В настоящее время подготовка специалистов по программам среднего профессионального образования осуществляется в 24 вузах и 2-х учебных центрах Министерства обороны Российской Федерации по 74 военным и 34 гражданским специальностям.

За пять лет Министерством обороны Российской Федерации проведена беспрецедентная по своим масштабам работа. Общая численность военнослужащих по контракту возросла более чем в два раза и превысила численность военнослужащих по призыву.

Военнослужащими по контракту укомплектованы батальонные тактические группы, должности плавсостава, миротворческие силы, подразделения специального назначения, сержантский состав. Существенно увеличилось количество укомплектованных военными профессионалами должностей водительского состава и других должностей, связанных с эксплуатацией современного вооружения военной техники.

Было завершено формирование правовой основы функционирования новой системы комплектования, разработан и внедрен необходимый пакет документов, определяющих ее структуру и содержание.

Всего с 2014 по 2017 год подготовлено и реализовано 26 нормативных правовых актов, в том числе: четыре Федеральных закона, три указа Президента Российской Федерации, 19 приказов Министра обороны Российской Федерации, регламентирующих различные аспекты военной службы по контракту.

Благодаря сформированной системе комплектования, в том числе и законодательным инициативам Минобороны России в 2017 году количество военнослужащих по контракту, имеющих профессиональное образование, достигло 70%. Каждый четвертый из принятых на военную службу по контракту в 2017 году имеет высшее образование.

Обеспечен постоянный рост количества классных специалистов (в 2017 г. этот показатель увеличен на 10% в сравнении с 2016 г.).

Более чем в три раза возросло количество военнослужащих, которые выполняют квалификационные уровни физической подготовленности (в 2013 г. – 21,6 тыс. чел., к началу 2018 г. – более 66,8 тыс. чел.).

Новая система отбора на военную службу по контракту на практике показала свою эффективность и способность обеспечить потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в подготовленных военных кадрах.

В целях изыскания новых форм и методов работы по популяризации военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и привлечения граждан на военную службу по контракту в 2014 году был разработан и апробирован типовой сценарий проведения информационно-агитационных акций.

Особенностью данных форм работы стало проведение информационно-агитационных мероприятий с привлечением руководителей органов местного самоуправления, командования и личного состава соединений (воинских частей), артистов и творческих коллективов, а также средств массовой информации.

17 мая 2014 г. в г. Иваново на базе 98-й воздушно-десантной дивизии была проведена первая информационно-агитационная акция «Служба по контракту в Воздушно-десантных войсках – Твой выбор!», которую посетило около 10 тыс. человек.

За четыре последующих года проведено более полутора тысяч акций, которые посетило около 670 тыс. человек. В ходе акций проявили заинтересованность и прошли предварительный отбор более 100 тыс. человек, из них около 30 тыс. человек подали заявление на военную службу по контракту.

В 2017 году приказом Министра обороны Российской Федерации № 315 на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации для обеспечения проведения мероприятий отбора на военную службу по контракту и проведения информационно-агитационных мероприятий принят не имеющий подобных аналогов мобильный комплекс отбора на военную службу по контракту.

Мобильный комплекс отбора (МКО) размещен на базе грузового автомобильного шасси повышенной проходимости КАМАЗ имеет кузов переменного объема и состоит из двух модулей информационно-сценического и отбора.

Комплекс полностью автономен, обеспечен системами электроснабжения, отопления и кондиционирования воздуха. Оснащен средствами видеоотображения, звуковещательной и специальной аппаратурой, позволяющей выполнять мероприятия предварительного профессионального психологического отбора, агитационно-информационную работу и подбор вакантной воинской должности для кандидата.

Время развертывания (свертывания) мобильного комплекса расчетом из двух человек занимает до 30 минут.

В настоящее время МКО оснащены 19 пунктов отбора на военную службу по контракту.

Новая система комплектования и выстроенная в организационном отношении работа органов военного управления, соединений и воинских частей позволяют удовлетворить потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в военных профессионалах, способных используя потенциал новейших видов вооружения эффективно решать задачи по защите интересов Российской Федерации.

Краткая историческая справка

В рамках реализации новых концептуальных подходов к организации поступления и прохождения военной службы по контракту возникла необходимость полноценного кадрового обеспечения данной категории военнослужащих.

В связи с этим с 1 февраля 2012 г. в составе Главного управления кадров Министерства обороны было создано четвертое управление. Перед управлением стояла задача разработать основы четкой и прозрачной системы отбора (а не набора) кандидатов на военную службу по контракту и реализовать на практике выполнение задач по комплектованию Вооруженных Сил военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях рядового, сержантского состава, прапорщиков и мичманов.

Четвертое управление (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту) Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации предназначено для работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах.

Структурно управление состоит из трех отделов, осуществляющих руководство органами военного управления и кадровыми органами в интересах комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими по контракту.

На протяжении всего времени управление возглавляли:

  • генерал-майор Кучинский Евгений Владимирович – с марта 2012 г. по август 2014 г.,
  • генерал-майор Васильев Руслан Анатольевич – с августа 2014 г. по декабрь 2017 г.,
  • полковник Руг Анатолий Витальевич – с декабря 2017 г. по настоящее время.

Основными задачами Управления являются:

  • участие в формировании кадровой политики в Вооруженных Силах;
  • организация комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими по контракту;
  • организация прохождения военной службы военнослужащими по контракту;
  • обеспечение реализации Министром обороны Российской Федерации его полномочий по решению кадровых вопросов в отношении военнослужащих по контракту;
  • методическое руководство деятельностью управлений кадров военных округов и пунктов отбора на военную службу по контракту в субъектах Российской Федерации в части организации работы с военнослужащими и кандидатами, изъявившими желание поступить на военную службу по контракту;
  • реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих по контракту по вопросам, отнесенным к компетенции управления.