Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физи¬ческую готовность, а с другой — научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма.
Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.
К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специ¬альности). Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез качеств ума, чувств и воли личности. В частности, В.А.Крутецкий выделяет дидактические, акаде¬мические, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение и способность к распределению внимания.
А.И.Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он также считает, что в психологической структуре личности учителя долж¬ны быть выделены общегражданские качества, нравственно-пси¬хологические, социально-перцептивные, индивидуально-психоло¬гические особенности, практические умения и навыки: общепе¬дагогические (информационные, мобилизационные, развиваю¬щие, ориентационные), общетрудовые (конструктивные, органи¬заторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний и их применение при ре¬шении педагогических задач и получении новой информации).
Учитель — не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения че¬ловека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессио¬нальное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:
высокая гражданская ответственность и социальная актив¬ность;
любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
высокий профессионализм, инновационный стиль научно-пе¬дагогического мышления, готовность к созданию новых ценно¬стей и принятию творческих решений;
потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
физическое и психическое здоровье, профессиональная рабо¬тоспособность.
Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.
В профессиограмме учителя ведущее место занимает направ¬ленность его личности. Рассмотрим в этой связи свойства лич¬ности учителя-воспитателя, характеризующие его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познаватель¬ную направленность.
К.Д.Ушинский писал: «Главнейшая дорога человеческого вос¬питания есть убеждение, а на убеждение можно действовать толь¬ко убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убе¬ждения воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть сле¬пым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его лично¬го убеждения, она не будет иметь никакой силы».*
В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность. В частности, социаль¬ные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Именно поэтому она по праву считается наиболее глубокой фун¬даментальной характеристикой личности учителя. Учитель-граж¬данин верен своему народу, близок ему. Он не замыкается в уз¬ком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью села, города, где он живет и работает.
В структуре личности учителя особая роль принадлежит про¬фессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессио¬нально значимые свойства личности педагога.
Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профес¬сионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмо¬циональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогиче¬ское призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастаю¬щую из осознания способности к педагогическому делу.
Наличие или отсутствие призвания может выявиться только при включении будущего учителя в учебную или реальную про¬фессионально ориентированную деятельность, ибо профессио¬нальная предназначенность человека не обусловлена прямо и однозначно своеобразием его природных особенностей. Между тем субъективное переживание призвания к выполняемой или даже избранной деятельности может оказаться весьма значимым фактором развития личности: вызывать увлеченность деятельно¬стью, убежденность в своей пригодности к ней.
Таким образом, педагогическое призвание формируется в про¬цессе накопления будущим учителем теоретического и практиче¬ского педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Отсюда можно сделать вывод, что недостатки спе¬циальной (академической) подготовленности не могут служить поводом для признания полной профессиональной непригодно¬сти будущего учителя.
Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосо¬вершенствования, целенаправленного саморазвития многих про¬фессионально значимых качеств, характеризующих профессио¬нально-педагогическую направленность учителя.
Среди таких качеств — педагогический долг и ответствен¬ность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требовате¬лен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педа¬гогической морали.
Высшим проявлением педагогического долга является самоот¬верженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду. Учитель, имеющий данное качество, работает, не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной са¬моотверженности является жизнь и деятельность А. С. Макаренко и В.А.Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженно¬сти и самопожертвования — жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога, презревшего предложения фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками.
Требования к педагогу прошлых лет
Период обсуждения: 6 июля 2017 года — 20 сентября 2017 года.
Для общественного обсуждения представлены проект уровневого профессионального стандарта педагога и модель Национальной системы учительского роста (НСУР).
В целях упрощения обсуждения в тексте проекта уровневого профессионального стандарта педагога указаны только состав обобщенных трудовых функций, трудовых функций и перечень трудовых действий в соответствии с Национальной системой учительского роста.
Документы подготовлены рабочей группой Ассоциации «Педагог XXI века».
Приглашаем к обсуждению.
- Замечаний: 93
- Предложений: 98
- http://стандартпедагога.рф/обсуждение/2
Наталья Николаевна Петрова 20.09.2017 в 10:54
Директор, МБОУ ДО ДПЦ (Республика Саха (Якутия))
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Считаю, что такой стандарт сейчас остро необходим и своевременен.Новые требования, предъявляемые к педагогу достаточно сложные, но достижимые. У педагога расширяются возможности профессионального и личностного роста. Мне, как руководителю, понравилось то, что появляется дополнительная возможность к мотивированию педагогов и их материальному стимулированию.
Людмила Викторовна Данилова 20.09.2017 в 02:25
Замдиректора по УВР, МОБУ СОШ 25 (Республика Саха (Якутия))
Приветствую педагогическую общественность РФ, всех неравнодушных людей участвующих в обсуждении НСУР. В пояснительной записке видно, что горизонтальная карьера педагога не отражает качественных отличий между молодыми педагогами и опытными. Хотя жизнь показывает, что молодым коллегам необходимо определенное шефство, профессиональное сопровождение в каждодневной рабочей жизни. Представленная вертикальная карьера педагога. на мой взгляд, осуществляется и в данный период. Например, посредством работы школьных методических объединений. Руководители данных объединений являются кураторами и вдохновителями педагогической деятельности педагогов, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Также, необходим четкий, прозрачный механизм присвоения профессиональных уровней педагога. В новой концепции виден возврат к тем временам, когда существовали такие категории учителей, как учитель-наставник, старший учитель, учитель-новатор. возможно необходимо учесть опыт прошлых лет. Спасибо за внима
Людмила Владимировна Кивилева 19.09.2017 в 13:19
ст. научный сотрудник, ИРО ПК (Пермский край)
Уважаемые коллеги! Расширение обобщенных трудовых функций будет проходить в рамках той же самой часовой нагрузки, что и у просто учителя? Сколько может быть старших и ведущих учителей в школе? Чем будет заниматься методист и завуч, которые координируют профессиональную деятельность педагогов в процессе разработки и реализации ООП в образовательной организации? Вертикальная карьера педагога неубедительна, это те же категории, только названы иначе. Выполнение дополнительных ОТФ – это расширение обязанностей, а не повышение уровня квалификации…
Любовь Юрьевна Колодкина 17.09.2017 в 19:20
Директор, МБОУ ЦПМСС ГО город Якутск (Республика Саха (Якутия))
Вывод: исходя из содержания представленного проекта, мы не видим особой разницы между Учителем высшей категории горизонт. уровня и Ведущим учителем вертикального.
Любовь Юрьевна Колодкина 17.09.2017 в 19:19
Директор, МБОУ ЦПМСС ГО город Якутск (Республика Саха (Якутия))
если Учитель высшей категории …осуществляет воспитание обучающихся …, при этом использует для этого …прежде всего, свои собственные личностные качества; Учитель первой категории – …эффективные методики и ресурсы, то, что использует Учитель? Вывод: хотелось бы, чтобы модель НСУР была конкретной и опиралась на четкие ориентиры и критерии. Как видно из пояснительной записки, горизонтальная карьера – последовательный рост квалификации педагога, а вертикальная предполагает возможность занятия учителем новых должностей. Но, при этом, в пояснительной же записке указано, что вертикальная карьера не предполагает переход учителя к управленческой деятельности, а основана на выполнении новых ОТФ В и ОТФ С. Этими новыми функциями, по логике, можетдолжен обладать Учитель высшей категории? Но, при этом, как таковой управленческой должности он не занимает. Какова материальная составляющая мотивации? Вывод: исходя из содержания представленного проекта, мы не видим особой разницы между Учителем высш
Любовь Юрьевна Колодкина 17.09.2017 в 19:17
Директор, МБОУ ЦПМСС ГО город Якутск (Республика Саха (Якутия))
Здравствуйте, уважаемые коллеги и разработчики проекта! Благодарю за предоставленную возможность интерактивного ознакомления с моделью НСУР: увидеть мнение педагогов из разных мест России и озвучить собственное. На мой взгляд, технически проект легко читаем, понятен, доступен. Колесо изобрести уже невозможно, и я, к примеру, знакомясь с моделью, видела каноны классической педагогики А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского, Януша Корчака и многих других великих педагогов. Другое дело: его прикладная часть вызывает некоторые вопросы. Я напишу только пару из них, в надежде, что малобуквие будет прочитано и, возможно, кто-нибудь из коллег ответит мне. Модель построена на реализации компетенций педагога – от специальных до личностных. Обратим внимание на Трудовое действие 3. Воспитание обучающихся. Здесь, мы понимаем, что педагог должен в большей степени проявить личностные компетенции. Тогда возникает вопрос: если Учитель высшей категории …осуществляет воспитание обучающихся …, при эт
Туйаара Семеновна Макарова 15.09.2017 в 06:39
специалист, МКУ Улусное управление образования (Республика Саха (Якутия))
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Ознакомившись с проектом модели дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогиченских работников, думаю, пока трудно говорить, что выйдет из этой инициативы, но в целом поддерживаю. Понятно, что профессиональный стандарт – это инструмент реализации стратегии образования в меняющимся мире, ведь современный мир диктует свои правила: модернизация образования, нововведения и т.д. без внедрения новых проектов в систему образования не будет продвижения вперед. Здесь актуальны слова Ушинского о том, что никакие изменения в школьном деле не возможны, минуя голову учителя. Главное «не переборщить», ведь ни у кого не вызывает сомнения, что учитель – профессия творческая, не совместимая с жесткими ограничениями и шаблонами. Наиболее яркие успешные педагоги, волшебная встреча с которыми оставляет неизгладимый след в жизни юного гражданина, — всегда выламываются за рамки стандартов, воспитывая прежде всего масштабом своей лич
Лена Станиславовна Мельник 14.09.2017 в 06:03
заместитель директора по УВР, МОБУ СОШ № 3 (Республика Саха (Якутия))
Документ написан общими фразами, за которыми не виден четкий и понятный механизм измерения, отсутствуют измеряемые показатели. Механизм должен быть единым на всей территории РФ. Предложена модель вертикального и горизонтального роста, но при этом говорится, что уровни «могут соответствовать существующим сейчас категориям». То есть при получении соответствующей категории учитель может получить новую должность? Автоматически? Или необходима еще одна процедура? Не понятно, чем продвижение по горизонтали отличается от продвижения по вертикали. И зачем учитель должен это делать, по каким мотивам. Какие преференции будут у старшего учителя по сравнению с просто учителем первой категории, у ведущего учителя по сравнению с просто учителем высшей категории. Расширение его трудовых функций будет проходить в рамках той же самой часовой нагрузки, что и у просто учителя? Сколько может быть старших и ведущих учителей в школе? Какую роль будут играть в процедуре аттестации профессиональные сообщест
Лена Анатольевна Винокурова 13.09.2017 в 15:10
Заместитель директора по учебной части, III Мальжагарская основная общеобразовательная школа (Республика Саха (Якутия))
Мне кажется, что стандарт учителя и воспитателя должен быть разный. Необходимо более конкретно прописать процедуру и критерии оценки деятельности педагога
Виктория Леоновна Козицкая 10.09.2017 в 12:22
Учитель русского языка и литературы, МБОУ г.Мурманска ООШ 26 (Мурманская область)
Уважаемые коллеги! Прочитала проект. За красивыми, четко сформулированными фразами увидела все тот же огромный пласт бумажной работы , который будет выполнять учитель. А что тогда останется многочисленным ИРО, Центрам развития и т.п. Правильно, только контролирующая функция. Считаю некорректным формулировки в Трудовом действии 3: демонстирует образцы(далее по тексту), используя . и прежде всего свои собственные личностные качества. А простой учитель и старший учитель свои личностные качества не использует в работе с детьми?
Алексей Николаевич Аржаков 20.09.2017 в 11:39
заместитель директора, МБУ ДО Дворец детского творчества (Республика Саха (Якутия))
Здравствуйте! Думаю, данная система увеличит бумажную работу педагогам и администрации образовательных учреждений. Отношение к самой системе скорее положительное, чем отрицательное, введение НСУР увеличит возможности карьерного роста педагогов и будет способствовать к творческому подходу на работе.
Максим Отечество Гуринов 20.09.2017 в 09:34
Педагог-организатор, МОБУ СОШ №21 (Республика Саха (Якутия))
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сложилось довольно сложное мнение и противоречивое. Суть по большей степени не изменилась а поменялось название. А также не нашел критерии оценивания работы учителя. Более того, прибавится бумажной работы, проверяющих инстанций и затруднит решение главной проблемы: привлечение в школы молодых талантливых педагогов. Но тем не менее считаю, что введение стандарта актуально на данном этапе развития российского образования. Стандарт дорабатывается в верном направлении, нужно продолжать.
Виктория Григорьевна Петрова 18.09.2017 в 02:27
социальный педагог, МОКУ С(К) ООШ№22 (VIIвида) (Республика Саха (Якутия))
Здравствуйте, коллеги!Я с интересом прочитала проект Профессиональный стандарт педагога. Считаю, что его введение актуально на данном этапе развития российского образования. Время меняется и со временем должен меняться педагог, и предъявляемые требования к нему. Данный документ четко регламентирует требования предъявляемые к современному педагогу. Ровно 25 лет назад в России официально был введен институт социальных педагогов и социальных работников. Рождение новой профессии в то время совпало с неудержимым ростом социальных проблем различных слоев населения. Первые социальные педагоги образовательных учреждений столкнулись с множеством трудностей не только в практической работе с детьми и подростками, их семьями, работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, но и с недостаточной научно-методической базой по социальной педагогике. Сегодня же мы имеем высокопрофессиональный корпус специалистов, в школах города ведется научно-иссл
Аркадий Аркадьевич Гоголев 16.09.2017 в 10:24
учитель начальных классов, МОБУ СОШ №21 (Республика Саха (Якутия))
После ознакомления с проектом модели дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников, сложилось противоречивое мнение. Прежде всего кажется, что от замены названий не изменят принцип системы профессионального роста. Поскольку и понятие роста у всех трактуется по разному. А как школа будет оптимизировать количество методистов и наставников, конструирующих программы, тем более что сейчас этим зачастую занимаются завучи. А что же делать остальным? Также ничего не написано об изменении системы оплаты труда. В общем, бумажной волокиты у учителей в ближайшее время не уменьшится.
Ирина Сергеевн Родионова 13.09.2017 в 16:07
учитель, МОБУ СОШ 16 (Республика Саха (Якутия))
Поддерживаю позиции и предложения участников обсуждения. Согласна, что основная деятельность педагога – учить детей,а разработками программ должны заниматься методисты. Важно учитывать стаж и образование, курсы повышения квалификации. Также мне не ясно как изменится система оплаты труда, алгоритм присвоения категорий. А если мы говорим о независимой оценке, то следует ли учитывать мнения выпускников. Необходимо сформулировать четкие критерии оценивания предложенных категорий, которые не должны сводится лишь к оцениванию знания предмета и методики, ведь эти знания подтверждают дипломы об образовании и удостоверения о прохождении курсов (иначе зачем они). Сергей Алексеевич Павлов выразил и мою точку зрения, что аттестация должна стать мотивацией и поощрением. Не стоит торопится с апробацией новшеств до тех пор, пока не выработан четкий механизм использования и применения, пока реализация модели Национальной системы учительского роста не будет продумана полностью и перестанет вызывать оп
Светлана Сергеевна Хапаева 11.09.2017 в 20:36
доцент, МГОУ (г. Москва)
Коллеги, статья 47. пункт 3.3. Закона Об образовании в РФ гласит, что любой педагогический работник имеет право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Рабочая программа — это перспективное планирование учителя. Разработка рабочей программы не должна быть показателем более высокого уровня квалификации педагога. Если разрабатывать и проверять программы должны специально для этого обученные люди, то эти программы существуют только на бумаге и ничего общего с реальной работой учителя не имеют.
Светлана Сергеевна Хапаева 11.09.2017 в 20:35
доцент, МГОУ (г. Москва)
Коллеги, статья 47. пункт 3.3. Закона Об образовании в РФ гласит, что любой педагогический работник имеет право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Рабочая программа — это перспективное планирование учителя. Разработка рабочей программы не должна быть показателем более высокого уровня квалификации педагога. Если разрабатывать и проверять программы должны специально для этого обученные люди, то эти программы существуют только на бумаге и ничего общего с реальной работой учителя не имеют.
Сергей Алексеевич Павлов 10.09.2017 в 18:50
Директор, Школа 113 (Нижегородская область)
Уважаемые коллеги! Отсутствуют измеряемые показатели работы. Общие фразы и не понятно, кто будет определять лучшую практику? Есть измеряемые вещи: качество знаний, подтверждённое независимым аудитом; оценка учащихся и родителей; результаты ГИА выпускников. Экзаменовать человека имеющего высшее педагогическое образование кто будет? Допустимо, чтобы экзаменатор сначала сдал экзамен? Пусть экзамен, но открытые 1000 вопросов, а не наугад, как ГИА. Аттестация должна стать мотивацией и поощрением, а получается издевательством над учителями со стажем и именем. Мы их экзаменуем. В результате статисты с результатами СЗД, а девочки после педвуза — высшая категория. В былые времена учитель методист возглавлял методические объединения, кабинеты. Если это вертикальный рост, то все учителя в школе могут быть методистами? Предложения подумать над измеряемыми, независимыми, взаимно признаваемыми показателями. С уважением
Елена Геннадьевна Жаркова 05.09.2017 в 22:51
преподаватель, ДШИ (Владимирская область)
Уважаемые коллеги! Необходимость зримо видеть возможности для профессионального роста в педагогической практике явно назрела. Данная мотивация была бы весьма нужной, если бы подкреплялась не только необходимостью постоянного движения к новым знаниям вместе и или впереди обучающихся. Дело еще и в том, что у каждого работающего в школе есть диплом. Далее. Каждые три года педагоги обязаны повышать свою квалификацию. Т.е. эти критерии существуют, их можно оценить. А вот каким образом диагностируются образцы лучшей практики формирования личностных образовательных результатов обучающихся? О лучшей практике уже было сказано в комментариях. Есть смысл подумать и о диагностике личностных образовательных результатов. Методы этой диагностики пока находятся в стадии разработки учеными. Еще сложнее обстоит дело с учреждениями дополнительного образования в сфере искусства — с ДШИ и ДМШ. Применение информационных технологий, инновационных подходов не всегда оказывается оправданным и необходимым в
Лилия Вячеславна Филипповская 05.09.2017 в 09:50
Библиотекарь, МБОУ гимназия А.В. Кольцова (Воронежская область)
Стандарт для учителя и воспитателя должен быть разный. Необходимо более конкретно прописать процедуру и критерии оценки деятельности учителя. Система материального поощрения должна быть прозрачной и точно выверенной.
Требования к педагогу прошлых лет
Успешное решение задач национального воспитания непосредственно связано с совершенствованием подготовки педагогов, их профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Ни одна другая профессия не ставит таких в требований к человеку, как профессия педагога, учителя, воспитателя. Педагог обязан быть яркой, неповторимой личностью, носителем общечеловеческих ценностей, глубоких и разнообразных знаний, высокой культ. Ури; стремиться к воплощению в себе человеческого идеаллу.
Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду у объективных судей — своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования ги к личности учителя, его морального облика. Требования к учителю — это императивная система профессиональных качеств, которые определяют успешность педагогической деятельностиі.
Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональных технологиях, вторая ее половина — искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу — наличие педагогических способностей. При этом возникает вопрос: существуют специальные педагогические способности?
Вопрос о педагогических способностях находится в стадии разработки. Педагогические способности — это качества личности, интегрирована выражаются в наклонах к работе с детьми, любви к детям, получение удовольствия от общения с ними. Выделены основные группы способностей
1. Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учеников, привлечь их к труду, распределять обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и тд
2. Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно излагать учебный материал, стимулировать развитие познавательных х интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т.д.
3. Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в душевный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики
4. Коммуникативные способности, которые проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учениками, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения
5. Суггестивные способности, которые проявляются в умении учителя осуществлять эмоциональное воздействие на учащихся
6. Исследовательские способности проявляются в умении познавать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы
7. Научно-познавательные способности предусматривают усвоение научных знаний в своей области
Научные исследования последних лет показали»ведущие»и»вспомогательные»способности. К ведущим относятся: педагогическая бдительность (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные, остальные могут быть и отнесена к вспомогательнымднесена до допоміжних.
Многие специалисты разделяют мнение о том, что отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсировано развитием других важных профессиональных качеств — трудолюбия, честного и серьезного отношением ния к своим обязанностям, систематической и постоянной работы над собо.
Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны признать важной предпосылкой овладения педагогической профессией, но не решающим профессиональным качеством. Сколько кандидатов в учителя, имею кая блестящие задатки, так и не стали педагогами, и сколько поначалу казалось бы малоспособных окрепли, вознеслись к вершинам педагогического мастерства. Педагог — это всегда большой трудивныик.
Поэтому важнейшими профессиональными качествами педагога должны быть признаны: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, умение определить цель, выбрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, от дповидальнисть стремление постоянно повышать качество своего труда.
В условиях перехода к рыночным отношениям особую значимость приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе си. К этим качествам относятся: человечность, доброта, терпение, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность во, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культур и ряд других
Обязательное для учителя качество — гуманизм, т.е. отношение к развивающей личности как к высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения складываются я из интереса к личности ученика, из сострадания к ученику, помощи ученику, уважения к его мнению, личностей его развития, с высокой требовательности к его учебной деятельности, заботы о развитии йог в личности. Учащиеся видят эти проявления и сначала подражают их бессознательно, а затем постепенно приобретают опыт гуманного отношения к людией.
Учитель — это всегда активная, творческая личность. Он является организатором повседневной жизни школьников. Возбуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности принадлежит решающее значение. Педагогическое. Руководитель д.психол.н водство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив обязывает воспитателя бытьти изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельного решения любых ситуаций. Педагог — близкий и доступный образец для подражания, побуждающий учащихся следить за ним, равняться на него
Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже в самые неочикуваниших обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранять за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и безпора адности ученики не должны чувствовать и видеть. Еще. АСМакаренко отмечал, что учитель без тормоза — испорченная, неуправляемая машина. Это нужно помнить всегда, контролировать свои действия и поведение, не опускаться в образ на учащихся, не нервничать по мелочиібниць.
. Душевное чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позволяющий чувствовать состояние учащихся, их настроение, своевременно прийти на помощь тем, кто больше всего нуждается. Естественное состояние педагога — профессиональная забота о су участниками и будущее своих воспитанников. Такой учитель осознает свою личную ответственность за судьбу подрастающих поколенийнь.
Неотъемлемая профессиональная черта учителя — справедливость. По роду своей деятельности учитель должен систематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому необходимо, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития школьников. Именно эти суждения свидетельствуют ь об объективности воспитателя. Ничто так не укрепляет моральный авторитет педагога, как его умение быть объективным. Предвзятость, субъективизм учителя очень вредят делу воспитания. Воспринимая учащихся сквозь ь призму собственных оценок, необъективный педагог становится пленником схем и указаний. К обострению отношений, конфликта, невоспитанности, сломанной судьбы — рукой подать подати.
Воспитатель обязан требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования должен предъявлять учитель, прежде всего, к себе, потому что нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна бы быть разумной. Мастера воспитания учитывают возможности развивающей личностейості.
Воспитателю должно быть присуще чувство юмора. В его арсенале шутка, пословица, удачный афоризм, улыбка — все это позволяет создать в классе положительный эмоциональный фон, заставляет школьников смотреть на себя и на ситуацию с комического стороны
Отдельно нужно остановиться на такте педагога как особого рода умение строить свои отношения с воспитанниками
. Педагогический такт — это соблюдения чувства меры в отношениях с воспитанниками. Такт — это концентрированное выражение ума, чувств и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта является уважение к воспитаннику. Понимание своих воспитанников предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации
Личностные качества в учительской профессии неразделимы с профессиональными. К последним обычно относят приобретенные в процессе профессиональной подготовки и связанные с получением специальных знаний, умений, способе ей мышления, методов деятельности. Среди них:: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического пр раке, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения ^ риторских искусств и другие качества
. Увлечение наукой — обязательное учительская качество. Научный интерес помогает учителю формировать уважение к своему предмету, не терять научной культуры, видеть и учить учеников видеть связь своей науки с общими п процесс человеческого развитияу.
. Любовь к своей профессиональной работы — качество, без которого не может быть педагога. Составляющими этого качества является добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педа агогичнои квалификацииї.
Особенность современного учителя, воспитателя в значительной степени определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педа. Агого должен быть и носителем высокой индивидуальной культуры. Учитель всегда является наглядным образцом для учащихся, своеобразным эталоном поступки и поведениенки.
Идеальный педагог должен обладать следующими качествами:
. Специалист — знание педагогической теории, владение педагогическим мастерством, знание психологии, владение технологиями обучения и воспитания, умение рационально организовать труд, любовь к делу, любовь к. УЧН нов, вера в человека, педагогические способности, общая эрудиция, терпение, оптимизм, эмпатия, выдержка, находчивость, быстроту и точность реакции, душевная щедрость, эмоциональная уравновешенность, уме ния детей, желание работать с детьми, ясность и убедительность речи, требовательность, тактичность, самообладание, справедливость, организаторские умения, общительность, умение слушать.
. Работник — умение определять цель и достичь ее, распределять время, систематическое и планомерное повышение квалификации, направленность на повышение производительности труда, способности к творчеству, всесторонняя образованные ость, умный оптимизм, умеренный скептицизм, желание трудиться, преданность делу, умение работать в коллективе, настойчивость, дисциплинированность, ответственность, активность, ориентация на произ их ситуациях, умение распределять работу, готовность нести ответственность.
. Человек — высокие моральные качества, активное участие в общественной жизни, активная жизненная позиция, личный пример в семье во всем, уважение к законам государства, национальное достоинство, патриотизм, готовность к защиты Украины, крепкое здоровье, здоровый образ жизни, гуманизм, духовность, религиозность, потребность в общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своему ди.
Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
2.4. Профессиографический метод. Профессиограмма педагога
Первичное представление о профессиограмме той или иной профессии дает ее структурное содержание. В [2, с. 96] описаны про-фессиограммы профессий, включающие следующие разделы — общая характеристика профессии, ее значение; описание трудового процесса, выполняемые работы; требования профессии к личности; условия труда; необходимые знания; требуемые умения и навыки; где можно получить специальность; экономические условия труда.
Существует и профессиографический метод изучения личности и деятельности современного учителя [3].
Профессиограмма — это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога, образец, эталон, в котором представлены:
• основные качества личности, которыми должен обладать учитель;
• знания, умения, навыки для выполнения функций учителя.
Исходя из этого понимания смысла понятия «профессиограмма», можно говорить и о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у педагога знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Не трудно представить, что такой метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост педагога.
Вместе с тем профессиограмма учителя — документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки [4].
Такое представление о профессиограмме складывалось в предшествующие десятилетия. Так, можно говорить о профессиограмме классного руководителя, составленной Н. И. Болдыревым [5].
Н. И. Болдырев выделил приоритетные качества личности классного руководителя: идейность, нравственную и гражданскую зрелость, общественную активность, увлеченность профессией воспитателя, любовь к детям, гуманное, заботливое отношение к ним, высокую требовательность к себе и ученикам, коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении, психологическую совместимость с другими членами педагогического коллектива и другие, необходимые идеальному специалисту.
Для выполнения большого многообразия функций учителю, по мнению Н. И. Болдырева, необходимы следующие умения:
устанавливать деловые отношения с администрацией школы, с родителями, общественностью (умения общения, по сегодняшним представлениям, близкие к коммуникативным);
информационные умения и навыки;
умение ярко, выразительно, логично излагать свои мысли (по сегодняшним представлениям — дидактические и речевые);
умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником (по сегодняшним представлениям — дидактические, коммуникативные).
Для реализации данных умений необходимо создать высокий эмоциональный настрой, обеспечить деловой характер жизни, труда.
Немаловажную роль Н. И. Болдырев отводил качествам личности, которые помимо приоритетных неплохо было бы иметь учителю (классному руководителю): такт, выдержка, самообла-дание, наблюдательность, искренность, находчивость, твердость, последовательность в словах и действиях, аккуратность, внешняя опрятность.
Классному руководителю важно знать основы теории и методики воспитания, уметь:
работать с родителями (общественностью); планировать воспитательную работу;
отбирать на основе диагностики коллективов (групп), отдельных личностей необходимые виды деятельности;
правильно учитывать и оценивать результаты воспитания; выявлять и организовывать актив;
осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений.
Для выполнения сложных и многообразных функций педагогу хорошо было бы овладеть некоторыми прикладными творческими художественными умениями:
играть на музыкальных инструментах, петь (музыкальные); выразительно читать (художественно-литературные); танцевать (хореографические);
ходить в походы (спортивно-туристские или спортивно-трудовые).
А. С. Макаренко во вступительном слове к «Книге для родителей» написал: «Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем» [6, с. 438].
Если идти от функционального принципа, т. е. от тех действий функций, которые должен выполнять педагог, то можно пере-числить функции учителя. Так, одними из первых (в 1971 году) выделили восемь функций учителя в школе А. И. Щербаков, Н. А. Рыков. Им принадлежит следующая классификация функций учителя:
• информационная (учитель транслирует ту или иную инфор-мацию);
• развивающая (развивает мышление, воображение, те или иные умения, речь и т. д.);
ориентирующая (ориентирует в многообразии информации, нравственных ценностях);
мобилизационная (мобилизует на выполнение упражнений, заданий, дел);
конструирующая (конструирует урок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы, общение и многое другое);
коммуникативная (функция общения с родителями, другими учителями, администрацией, психологами, валеологами и пр.);
организационная (организует учащихся, других учителей, родителей, самого себя, а также организует уроки, внеклассные дела, которые проводит);
исследовательская (умеет исследовать как отдельную личность, группу учащихся — коллектив, так и обученность и воспитанность учащихся и т.
Упоминание последней функции, с нашей точки зрения, позволяет говорить о функциях не только учителя, но и педагога — в широком смысле слова.
В учебниках педагогики прошлых лет [7, с. 276—279] авторы выделяют функции воспитателя, классного руководителя:
организационную (организует все воспитательные влияния и взаимодействия в коллективах, в том числе в виде воспитательных дел — экскурсии, поездки, собрания, классные часы, анкетирование как исследование и т. д.);
воспитательную (в результате которой разными путями и средствами осуществляется воспитание, формирование и развитие качеств личности, присущих ученику как члену детского коллектива, семьянину, гражданину России, гражданину Мира, творческой личности и индивидуальности);
стимулирующую (в результате которой осуществляется сти-мулирующая деятельность учащихся, детского коллектива, родителей, общественности и т. д.);
координационную (в результате которой осуществляется координация деятельности как детей, когда это необходимо, так и учителей, работающих в одном классе, параллели, а также может осуществляться связь с внешним миром, если образовательное учреждение рассматривается как открытая система;
работу с документами (журналами, дневниками учащихся, их личными делами, различными планами).
Функций, которые должны выполнять учителя, воспитатели, классные руководители, достаточно много. Какими же знаниями и умениями они должны для этого обладать? Представление об умениях и навыках, которыми должны обладать и учителя, и классные руководители, дает понятие профессиограммы, рассмотренное нами выше. Однако просто знаний и умений, о которых говорилось ранее, недостаточно. Как считают психологи, многое зависит от природных предпосылок, задатков личности (которые могут развиться в те или иные способности), от психологической готовности личности, ее стремления (желания) хорошо выполнять данные функции. Многое воспитывается, вырабатывается только в результате длительной работы над собой; главное в самовоспитании — терпение и контроль над своим поведением.
Психолог В. А. Крутецкий в учебнике «Психология» [8, с. 323— 333] предлагает структуру профессионально-значимых качеств личности и умений, которые необходимо иметь учителю. Если профессионально-значимые качества личности учителя мы вслед за В. А. Крутецким представим в виде совокупности четырех блоков (частей или подструктур) (1. Мировоззрение личности; 2. Положительное отношение к педагогической деятельности; 3. Педагогические способности; 4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки), то получим достаточно целостное представление о тех требованиях, которые предъявляются к профессии учителя и другим педагогическим профессиям.
Рассмотрим эти блоки профессионально-значимые качества личности учителя подробнее.
1-й блок. Гуманистическое мировоззрение (речь идет о тех убеждениях, идеалах, которые присущи учителю-воспитателю; воспитывает лишь тот, кто сам воспитан; желательно, чтобы воспитатель имел высокий уровень общей культуры и высокий моральный облик, а главное — любил бы других людей).
2-й блок. Положительное отношение к педагогической деятельности (речь идет о педагогической направленности личности, педагогических склонностях как устойчивом желании и стремлении посвятить себя педагогической деятельности; не может быть хорошим учителем тот, кто равнодушно относится к своей работе; дети безошибочно определяют тех учителей, которые их не любят или не любят педагогическую деятельность в целом).
3-й блок. Педагогические способности (основываясь на природных предпосылках, они при определенных условиях реализуются — или нет — в профессионально-педагогические знания, умения, навыки, иначе говоря — педагогические способности) — это обобщенная совокупность индивидуально-психологических особенностей и профессионально-значимых качеств личности, которые отвечают требованиям педагогической деятельности, обеспечивают достижение в ней высоких результатов, определяют успех педагога в целом в овладении этой деятельностью (подробнее см. в гл. 1).
4-й блок. Профессионально-педагогические знания, умения, навыки (речь идет о знаниях в области преподаваемого предмета и технологии обучения).
В. А. Сухомлинский [9, с. 53—66] упоминает о четырех признаках педагогической культуры. Кратко его мысли можно выразить так. Необходимо: 1) чтобы у педагога были академические знания, чтобы можно было обратиться к уму и сердцу воспитанника; 2) чтобы педагог читал литературу (педагогическую, психологическую, публицистическую и т. д.); 3) чтобы педагог знал богатство методов изучения ребенка; 4) обладал речевой культурой.
Итак, специалисты считают, что хорошими предпосылками для того, чтобы стать педагогом, обладают те, кто:
понимает, что представляет собой труд учителя (это трудно понять до работы в школе или до педагогической практики);
имеет качества (способности), помогающие становлению учителя — профессионала;
проявляет интерес к профессии (косвенно интерес может проявляться в педагогической эрудиции);
имеет профессионально-педагогическую направленность (в частности, до поступления в высшее учебное заведение работал в школе или учился в педагогическом классе, училище);
проявляет интерес к нравственным исканиям (что есть добро и зло, смысл жизни и т. д.).