Законы рф по социальной работе

Автор: | 25.10.2018

Нормативно-правовая база социальной работы

Вопросы правового обеспечения социальной защиты населения и современной системы социального обслуживания в России очень актуальны.

Смена политической ориентации государства и экономический кризис затронули все сферы жизнедеятельности общества. На протяжении ряда лет идёт устойчивое снижение жизненного уровня основной части населения. В особо тяжёлой ситуации оказались пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные семьи. Поэтому главной целью социальной политики нашего государства стало повышение уровня социальной защищённости личности и дальнейшее развитие, совершенствование социальной сферы. Способствовать этому призвана правовая база.

Нормативно — правовые акты, регламентирующие вопросы социальной защиты населения отражают три уровня правовой системы: международный, федеральный и уровень субъектов Российской Федерации:

I группа — «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей» и др.

ІІ группа — Конституция РФ, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (15.02.95), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (17.05.95) и др.

ІІІ группа — нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектах Российской Федерации.

На основе принципов, закреплённых в Конституции РФ и международных договорах, в России принят ряд других законодательных актов, которые регулируют государственную адресную социальную помощь.

Среди нормативных актов, особое место занимает Федеральный закон РФ «О государственной социальной помощи», который был принят Государственной Думой 25 июля 1999 года[4]. Данный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной адресной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Закон «О государственной социальной помощи» закрепляет понятие государственной адресной социальной помощи, её источники, виды и размер, а также порядок назначения, категорию получателей и другие важные вопросы.

Этот важнейший Федеральный закон также выделяет полномочия Российской Федерации в области оказания адресной социальной помощи. В соответствии со ст. 4 к ведению РФ в области оказания государственной адресной социальной помощи относятся:

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания гражданам государственной адресной социальной помощи;

разработка и реализация федеральных целевых программ оказания государственной адресной социальной помощи на всей территории РФ;

формирование федерального бюджета в части расходов на оказание данного вида помощи;

установление видов государственной адресной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории РФ.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона » О государственной социальной помощи», данный закон вступает в силу со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом » О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Во исполнение федерального закона «О государственной социальной помощи»:

— разработаны рекомендации по оценке уровня нуждаемости при реализации адресной социальной помощи от 17 марта 2000 г. № 85-СК;

— разработано программное обеспечение организации социальной адресной помощи (автоматизированная система «Адресная социальная помощь).

Данный закон в существующем виде не может обеспечить решение задачи оказания государственной адресной социальной помощи малоимущим. Основной причиной бездействия указанного закона является то, что он оказался не в состоянии обеспечить концентрацию бюджетных ресурсов всех уровней на оказании помощи наиболее нуждающейся части населения. Закон основывается на принципе гарантированного прожиточного минимума для всего населения страны и предполагает оказание адресной социальной помощи в размере разницы между среднедушевым доходом и величиной прожиточного минимума всем малоимущим семьям и одиноким гражданам независимо от причин их малообеспеченности, что противоречит ч. 2 ст. 6 данного закона. Кроме того, в действующем законе предусмотрена возможность применения единственного механизма оценки нуждаемости, который основывается исключительно на проверке и учете только денежных доходов, а не на данных о реальном потреблении граждан. Однако значительную часть доходов население получает в натуральной форме, которая остается неучтенной. Закон не предусматривает возможности применения косвенных методов оценки нуждаемости, которые были апробированы в ряде регионов Российской Федерации и продемонстрировали позитивные результаты, в соответствии с которыми многие домохозяйства, официальные душевые доходы которых не превышают прожиточного минимума, не являются бедными по показателю потенциальных потребительских расходов.

Положение закона о размере предоставляемой государственной адресной социальной помощи, которая “не может превышать разницу между фактическим денежным и/или натуральным доходом семьи заявителя и суммой установленных в регионе прожиточных минимумов всех членов семьи заявителя” (ст. 11), в регионах однозначно интерпретируется как безусловное доведение государственной адресной социальной помощи до величины прожиточного минимума. Вследствие указанных недостатков в действующем Законе необоснованно расширяется круг получателей государственной адресной социальной помощи и завышается объем выплат социальной помощи.

Несмотря на указанные недостатки, закон “О государственной социальной помощи” впервые предоставляет возможность определить тех лиц, которые испытывают острую потребность в получении социальной адресной помощи. Тем самым делается первый шаг на пути перехода от принципа категориальности в оказании адресной социальной помощи к осуществлению адресного принципа на основе оценки материальной обеспеченности. Однако даже ряд новых для законодательства положений не спасет закон от бездействия в силу своих расплывчатых и неопределенных формулировок.

Следующим законодательным актом, который регулирует оказание государственной социальной адресной помощи, является Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ».

Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учёта при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан нашей страны.

Читайте так же:  Узнать срок действия триколор тв

Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ» регулирует следующие вопросы: назначение прожиточного минимума, определение потребительской корзины, порядок её установления, величина прожиточного минимума, периодичность её исчисления и порядок установления, а также учёт величины прожиточного минимума при оказании государственной адресной социальной помощи гражданам в субъектах Российской Федерации. В целях реализации данного закона приняты:

Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ «О порядке разработки методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ»;

Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ;

Постановление Правительства РФ «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам по РФ»;

Необходимо также выделить ещё один немаловажный документ Правительства РФ, Постановление «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» от 20 августа 2003г. № 512. Данное постановление определяет, какие виды доходов должны учитываться при определении среднедушевого дохода, а также как должен рассчитываться среднедушевой доход, для предоставления указанным в законодательстве категориям граждан государственной адресной социальной помощи. Данное постановление имеет огромное значение, так как определяет за какой период должны учитываться доходы, какие именно должны быть эти доходы и как рассчитывать среднедушевой доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего человека за необходимый расчётный период, следует отметить, что оно заменило Постановление Правительства РФ «О порядке расчета среднего дохода малоимущих семей и одиноко проживающих граждан для предоставления им социальной помощи» от 22 февраля 2000 г. №152.

Издание нового постановления своеобразно дополняет Федеральный закон РФ » О государственной социальной помощи» и является более усовершенствованным по сравнению с предыдущим. Постановление внесёт необходимую ясность как для органов социальной защиты населения, так и для граждан обращающихся в эти органы за необходимой помощью. Оно было принято во исполнение Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»

Специалист по социальной работе

Подборка наиболее важных документов по запросу Специалист по социальной работе (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Специалист по социальной работе

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Специалист по социальной работе

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Специалист по социальной работе

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Федеральные законы

05 декабря 2017

Федеральный закон № 392-ФЗ от 5 декабря 2017 г.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы»

Федеральный закон №64-ФЗ от 3 апреля 2017 г.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции»

19 декабря 2016

Федеральный закон №444 от 19 декабря 2016 г.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»»

29 декабря 2015

Федеральный закон №388 от 29 декабря 2015 г.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости »

22 декабря 2014

Федеральный закон №428 от 22 декабря 2014 г.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации»

01 декабря 2014

Федеральный закон №419 от 1 декабря 2014 г.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»

Федеральный закон № 256-ФЗ от 21 июля 2014 г.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»

28 декабря 2013

Федеральный закон №442-ФЗ от 28 декабря 2013 г.

«Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

28 декабря 2013

Федеральный закон №397-ФЗ от 28 декабря 2013 г.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

28 декабря 2013

Федеральный закон №426-ФЗ от 28 декабря 2013 г.

6.3. Государственно-правовые основы социальной работы

Социальная политика и социальная работа опираются на Конституцию Российской Федерации как Основной закон Российской Федерации, на законы и нормативно-правовые акты.

Для осуществления социальной работы основную роль играет ст.

Правовой статус – это правовое положение личности в обществе, установленное Конституцией и другими законами.

Субъективное право – это право человека распоряжаться принадлежащими ему экономическими и духовными благами.

Юридическая обязанность – это должное поведение обязанного лица.

Гражданство – устойчивая правовая связь лица с определенным государством.

Читайте так же:  Штраф за сдачу квартир

Субъективные права и обязанности граждан закреплены Конституцией РФ:

1. Личные права и свободы.

2. Политические права и свободы.

3. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина.

4. Основные обязанности граждан.

Закрепленные Конституцией права, свободы и обязанности составляют правовую основу социальной работы с населением.

Льготы – это преимущества, устанавливаемые законом дополнительные права. Например, материальная и моральная поддержка материнства, льготы многодетным семьям, инвалидам и участникам войн, семьям погибших воинов.

Государство осуществляет правовое регулирование социальной работы. Так, в Законе РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.) определена сущность отрасли социального обслуживания. Это оказание социальными службами социальной поддержки, социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Закон дает определение понятия «трудная жизненная ситуация». Это такая ситуация, которая нарушает жизнедеятельность граждан (инвалидность, болезнь, безнадзорность, малообеспеченность, безработица и т.п.) и которую человек не может разрешить самостоятельно.

В ст. 5 Закона закреплены принципы социального обслуживания: 1.

Адресность – нуждаемость конкретного клиента. 2.

Доступность услуг. 3.

Добровольность – не нарушать волю гражданина. 4.

Гуманность – заботливое, внимательное отношение. 5.

Приоритетность в предоставлении социальных услуг несовершеннолетним. 6.

Конфиденциальность – неразглашение. 7.

Профилактическая направленность помощи.

Закон определяет государственные службы по основным видам услуг: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, предоставление временного приюта, консультативная помощь, реабилитационные услуги инвалидам, лицам с ограниченными возможностями и гражданам с асоциальным поведением.

В соответствии с Законом социальное обслуживание осуществляется бесплатно или за плату в порядке, установленном Правительством РФ. Бесплатно обслуживаются люди преклонного возраста, больные, инвалиды, а также оказавшиеся в критической ситуации в результате стихийных бедствий, катастроф.

Ст. 17 Закона определяет перечень учреждений социального обслуживания, на деятельность которых он распространяется. Это центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, дома ночного пребывания.

В порядке, установленном законодательством, социальные службы обеспечиваются земельным участком, имуществом и финансируются из федерального бюджета, государственные – из бюджетов субъектов Федерации, муниципальные из местного бюджета. Закон разрешает использовать дополнительные средства, поступающие от целевых социальных фондов, доходы от предпринимательской деятельности, плату за социальные услуги, благотворительные взносы.

В 1995 году вышел Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В Законе предусмотрены формы социального обслуживания:

1. Социальное обслуживание на дому.

2. Полустационарное социальное обслуживание (дневное или ночное пребывание).

3. Стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (дома-интернаты, пансионаты и др.).

4. Срочное социальное обслуживание.

5. Социально-консультативная помощь.

Социально-правовой основой для социальной работы с инвалидами является Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.). Издан Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (1993 г.). Приняты нормативно-правовые акты по регулированию социальной работы с мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами, безработными. Следовательно, социальному работнику необходима юридическая компетентность, знание Конституции как Основного закона государства и нормативно-правовых актов для защиты прав и законных интересов людей.

Законы рф по социальной работе

Все файлы на нашем сайте сжаты 7-Zip.7-Zip — это архиватор файлов с высокой степенью сжатия. Скачать новую версию.

ВЕТЕРАНЫ

ИНВАЛИДЫ

ПОЧЕТНЫЕ ДОНОРЫ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

СЕМЬЯ И ДЕТИ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Электронная библиотека

В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, и регламентировано законодательством. Согласно статье 7 Конституции, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.37, 38 Конституции РФ). В нашей стране каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца (Конституции РФ, ст. 39).

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. В нашей стране создана многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения, в которой используются практически все организационно-правовые формы.

Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты населения нашей страны в настоящее время являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание.

Пенсионное обеспечение – это государственная регулярная денежная выплата, пенсия, которая выплачивается в установленном порядке определенным категориям граждан из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

Пенсионные отношения в России до 1 января 2002 года регулировались законом № 340-ФЗ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 года. Начиная с 1 января 2002 года пенсионная система реформирована в связи с принятием федеральных законов: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166 – ФЗ, «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании» от 15 декабря 2001 года № 167 – ФЗ.

Основным законом, регулирующим пенсии по старости, является закон о трудовых пенсиях, внесший значительные изменения в условия их предоставления. Впервые в структуру трудовой пенсии вводится накопительный элемент и устанавливается новый порядок исчисления, основанные не на величине прошлого заработка, а на сумме уплаченных страховых взносов и средней продолжительности предстоящей жизни после выхода на пенсию. Все пенсии индексируются в установленном порядке в связи с повышением стоимости жизни.

Читайте так же:  Приказ 33н методика проведения соут

Другой организационно-правовой формой социальной защиты населения является обеспечение социальными пособиями и льготами особо нуждающихся категорий граждан.

В современных условиях в стране число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000, они установлены более чем для 200 категорий граждан, численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 100 миллионов человек (инвалиды, ветераны, дети, безработные). С помощью социальных пособий и льгот обеспечивается реализация социальных гарантий граждан, полнее учитываются индивидуальные ситуации и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство и безработица.

Вместе с тем сложившаяся практика выплаты социальных пособий несовершенна. Не удалось обеспечить справедливость использования средств, выделяемых на эти цели, предоставлять их адресно, полнее использовать возможности регионов в укреплении финансовой базы обеспечения социальных гарантий.

С 1995 года органы социальной защиты населения получили прочную законодательную базу, на основе которой установлено правовое регулирование в области социального обслуживания населения. В неё вошли федеральные законы: «Об основах социального обслуживания

населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», постановление Правительства РФ от 24 июня 1996 № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами»; постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27 июля 1999 года № 31 «Об утверждении Примерного устава муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения», а также федеральный закон от 8 декабря 1995 года «О некоммерческих организациях».

Впервые было законодательно закреплено, что система социального обслуживания основана на использовании всех форм собственности и состоит из равноправных секторов: государственного и негосударственного.

Законодательством предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе: социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания, социально-консультативная помощь, срочное социальное обслуживание. Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты. Ряд нормативно-правовых актов Российской Федерации регулирует социальную защиту отдельных категорий граждан (ветеранов; инвалидов; детей; лиц пожилого возраста и др. (таблица 1.2).

Так, федеральный закон № 48 от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является предоставление инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Закон определяет полномочия органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов.

Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещение ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в РФ», принятые в 1995 году. Этими нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране.

Одной из проблем органов социальной защиты населения в нашей стране является проблема незащищенности детей. Социальная защита детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Система пособий семьям с детьми установлена федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Она включает пять видов пособий:

1) пособие по беременности и родам – служит компенсацией утраченного заработка (дохода) женщины в период отпуска по беременности и родам;

2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, – должно играть стимулирующую роль для раннего медицинского наблюдения, профилактики осложнений беременности и сохранения здоровья женщины и будущего ребенка;

3) единовременное пособие при рождении ребенка – выполняет функцию частичного и равного для всех получателей возмещения разовых расходов семьи при рождении ребенка;

4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет должно частично компенсировать утраченный заработок или доход лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком раннего возраста;

5) ежемесячное пособие на ребенка, которое должно по замыслу частично компенсировать расходы семьи в связи с воспитанием ребенка.

Федеральное законодательство в области социальной защиты населения

Законодательная база социального служения

Акция проходит в Москве и 10 других регионах, среди которых Смоленская, Астраханская, Кемеровская, Ижевская и другие области

В первом вебинаре приняли участие более пятисот человек из России, Беларуси, Украины, Эстонии, Литвы, Казахстана, Киргизии, Швеции, Германии, Испании, Италии, Норвегии, Тайланда и ЮАР

С докладом выступил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

Заседание возглавил председатель Комиссии епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

В Храме Христа Спасителя прошла Божественная Литургия, на которой собрались Друзья милосердия

На соборной молитве в Храме Христа Спасителя во главе со Святейшим Патриархом Кириллом будут молиться о нуждающихся, людях в беде и о тех, кто оказывает им помощь