Каждый школьник имеет право

Автор: | 08.06.2018

Права и обязанности школьников

ВАШИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

В нашей стране каждый, кто пришёл учиться в школу, пользуется определёнными правами и одновременно должен выполнять ряд обязанностей.

Каждый школьник имеет право:

• получить качественное образование;

• обучаться, если необходимо, по ускоренным программам, по индивидуальным учебным планам или дома;

• получать дополнительную помощь со стороны учителя, если возникли трудности в освоении учебного предмета или занятия были пропущены по болезни;

• бесплатно пользоваться школьной библиотекой;

• получать отметки по учебным предметам исключительно в зависимости от своих знаний и умений;

• свободно выражать своё мнение;

• участвовать в управлении школой, вносить предложения, касающиеся школьной жизни.

Каждый школьник обязан:

• действовать на благо родной школы, заботиться о её чести, поддерживать её авторитет и традиции;

• строго соблюдать режим работы школы, посещать занятия в соответствии с расписанием, не опаздывать на уроки;

• добросовестно учиться, расширять свои знания, умения и навыки, систематически и вовремя выпол­нять домашние задания;

• в случае пропуска занятий предъявлять классному руководителю справку от врача или объяснительную записку от родителей;

• выполнять распоряжения и требования директора, администрации, учителей и других работников школы;

• относиться с уважением к работникам школы и другим ученикам, помогать младшим школьникам;

• предъявлять дневник по требованию учителя;

• записывать в дневник домашние задания по всем предметам;

• приносить на занятия все необходимые принадлежности: учебники, тетради, дневник, ручки, карандаши ит. п.;

• выглядеть чисто и опрятно, соблюдать требования школьной и личной гигиены, заботиться о соответствии своей одежды и внешнего вида строгому деловому стилю;

• заботиться о собственном здоровье и безопасности, о здоровье и безопасности других учащихся, соблюдать требования техники безопасности;

• обнаружив в школе или на пришкольном участке брошенную сумку (пакет, свёрток, коробку) или заметив незнакомого подозрительного человека, немедленно сообщить об этом учителю или другому работнику школы;

• беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок в здании школы и на её территории;

• принимать участие в мероприятиях по благоустройству школы и её территории.

Декларация прав школьника

Генеральная Ассамблея ООН провозглашает настоя­щую Декларацию прав школьника в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы обеспечить школьникам защиту их прав и свобод на территории школы, а также призывает местные власти и всех участников образовательного процесса в школах соблюдать права, закрепленные данной Декларацией.

Для целей настоящей Декларации школьником признается каждый человек без дискриминации по любому признаку, как-то раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство, касающееся школьника или его семьи, который посещает учреждение начального и среднего образования, далее называемое Школа.

1.Каждый школьник имеет право обладать всеми правами и свободами, перечисленными в настоящей Декларации, а также закрепленными в других международных и внутригосударственных документах. Каждый школьник имеет право свободно осуществлять свои права, если он при этом не оскорбляет нравственные, религиозные и иные чувства окружающих, не нарушает прав других людей, не наносит вреда их здоровью и не препятствует учебному процессу.

1. Каждый школьник имеет право на свободу мыс­ли, мне­ния и слова. Каждый школьник имеет право на свободу убеждений и вероисповедания. Ни один школьник не может быть принужден к участию в религиозных и иных обрядах. Каждый школьник имеет право отправлять свои религиозные обряды, если это не мешает учебному процессу. Каждый школьник имеет право на свободу самовыражения. В том числе:

а) право самостоятельно определять свой внешний вид;

б) право на свободу творчества.

Каждый школьник имеет право на свободу от эксплуатации. Никто не может использовать как физический, так и интеллектуальный труд школьника без его согласия.

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по крайней мере, начальное и общее. Начальное образование должно быть обязательным.

Каждый школьник имеет право получать качественное и полное образование, что включает в себя:

а) право учиться у квалифицированных учителей, стандарты для квалификации должны быть установлены государством;

б) бесплатный доступ к информационным ресурсам, в том числе и получение учебников от государства, учебники должны содержать точную и достаточно современную информацию;

в) равные для всех возможности доступа к технологическим ресурсам, которые предназначены для использования школьниками;

г) право изучать родной язык;

д) содействие иностранным школьникам в изучении нового языка и помощь в выполнении работ на этом языке;

е) знания, как минимум, соответствующие общим требованиям, установленным государством;

Каждый школьник имеет право посещать школу во все учебные дни и присутствовать на всех занятиях, кроме случаев принятия школьной администрацией дисциплинарных мер, требующих исключения школьника из учебного процесса на некоторое время.

Каждый школьник имеет право получать образование в условиях, являющихся необходимыми для здорового, полноценного и качественного обучения. Для этого должны обеспечиваться:

1.Здоровая атмосфера в школе, включающая в себя:

а)качественную и своевременную медицинскую помощь, которая должна

а1. быть бесплатной и доступной для каждого школьника;

а2. быть доступной в течение всего учебного дня;

а3. оказываться профессиональными медицинскими работниками;

б) чистоту учебного заведения и его территории;

в) достаточное дневное и искусственное освещение;

г) нормальный уровень шума, не мешающий учебному процессу;

д)поддержание температуры, необходимой для полноценной умственной и физической деятельности;

е) здоровую и качественную пищу, на прием которой отводится достаточное количество времени. Еда должна быть бесплатной или иметь стоимость, приемлемую для школьников из малообеспеченных семей.

2) Техническая безопасность здания, включающая в себя:

а) отсутствие в конструкции здания опасных для здоровья материалов;

б) организацию системы уборки мусора;

в) наличие безопасных и предназначенных для индивидуального использования туалетных принадлежностей;

г) наличие системы вентиляции;

3. В случае, если школа не может обеспечить соблюдение какого-либо из перечисленных в пунктах 1 и 2 этой статьи условий, администрация школы обязана вынести на обсуждение вопрос о необходимости временного приостановления занятий в школе до разрешения проблемы.

1. Безопасная обстановка:

а) государство обязано принять все соответствующие меры для защиты школьников от незаконного использования наркотических средств и психотропных веществ в школе и на ее территории;

б) государство обязано принять все соответствующие меры для защиты школьников от незаконного применения оружия в школе и на ее территории;

в) государство обязано принять все соответствующие меры для защиты школьников от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуальных домогательств, включая:

а1) принуждение школьников к участию в любых незаконных сексуальных действиях,

а2) вовлечение школьников в занятия проституцией,

а3)вовлечение школьников в изготовление порнографической продукции;

г) школьная администрация обязана обеспечивать отсутствие принуждения к любым незаконным действиям на территории школы;

д) Школьная администрация обязана принимать все необходимые меры для предотвращения физических домогательств и насилия в отношении школьников в школе.

е) Школьная администрация обязана принимать все необходимые меры для предотвращения оскорблений и других форм психологического насилия в отношении школьников в школе.

1.Каждый школьник имеет право на неприкосновенность своей собственности и ее охрану на территории школы.

Каждый школьник имеет право лично присутствовать при осмотре, обыске и изъятии своих вещей.

а) Осмотр, обыск и изъятие вещей школьника должны производиться только уполномоченными лицами в соответствии с установленной школой процедурой.

б) Школой должен быть установлен точный перечень вещей, подлежащих изъятию. В него должны входить оружие, алкоголь, наркотики и другие опасные для окружающих предметы. Данный перечень должен быть доведен до сведения школьников, их родителей или лиц, их заменяющих.

Осмотр, обыск или изъятие вещей школьника при других обстоятельствах на территории школы запрещены.

1. Каждый школьник имеет право на уважение своей личности окружающими, а именно:

а) никто не должен унижать личное достоинство школьника, оскорбляя его лично или в присутствии посторонних, а также придумывая ему прозвища и совершая другие действия, оказывающие психическое, физическое или иное воздействие на школьника.

б)никто не должен обсуждать личность или поступки школьника, а оценка любой его работы может быть предана огласке только с разрешения самого школьника.

2. Каждый школьник имеет право на то, чтобы школьная дисциплина основывалась на методах, отражающих уважение человеческого достоинства школьника.

3. Каждый школьник имеет право на сохранение тайны личной жизни, в том числе:

а)право на тайну корреспонденции;

б)право не давать публичных объяснений;

в)право строить любые отношения с любыми учащимися.

Каждый школьник имеет право не давать каких-либо объяснений учителю или администрации школы без присутствия родителей или лиц, их заменяющих.

Каждый школьник имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение количества уроков в день и контрольных работ, периодические каникулы, несокращение времени перемен учителем.

1. Школьники имеют право на создание и распространение любых Средств Массовой Информации. СМИ независимы и имеют право на свободу слова и печати.

Школьные СМИ обязаны подчиняться внутригосударственным и международным правилам и ограничениям, установленным для прессы.

1. Каждый школьник имеет право на участие в управлении школой и в создании школьных правил, в том числе школьного документа о правах школьника.

Школьники имеют право на создание независимого органа самоуправления, в деятельности которого может принимать участие каждый школьник. Орган школьного самоуправления формируется путем выборов представителей от каждого класса.

Читайте так же:  Приказ мз рк no 796

Каждый школьник и его родители или лица их заменяющие, имеет право на информацию обо всех правилах, регулирующих школьную жизнь, в том числе о:

а) критериях выставления оценок;

б) правилах контроля за посещаемостью и отчетности в случае пропуска занятий;

в) требованиях, предъявляемых к содержанию и оформлению письменных работ и качеству устных выступлений.

Школьники имеют право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо организацию.

1. Все школьники имеют право изучать объективный курс всемирной истории. Школьная программа не должна включать пропаганду.

Каждый школьник имеет право на личную и профессиональную консультацию с привлечением профессиональных психологов и лиц, специально назначенных школой. Информация, полученная в течение консультации, остается конфиденциальной между школьником и консультантом, если это не угрожает безопасности школьника или другого человека.

Школьники имеют право на информацию о времени консультаций.

1. Беременные школьницы, школьник, являющиеся родителями и школьники, несущие ответственность за малолетних детей, имеют право продолжать образование.

а) Государство и школа обязаны предоставлять таким школьникам помощь в уходе за детьми.

1. Каждый школьник имеет право выбора курсов помимо основной программы в зависимости от своих интересов и способностей, если такие курсы предусмотрены школой. Дополнительные занятия, рекомендованные учителем, не могут быть объявлены обязательными, их посещение не может оказывать влияние на итоговую аттестацию, а кроме того за них не может взиматься дополнительная оплата.

Весь обязательный материал должен изучаться на обязательных занятиях.

1.Каждый школьник имеет право на недискриминацию со стороны учителей, школьной администрации и других работников школы, а также школьников и их родителей независимо от пола, возраста, религии, политических и иных убеждений, национальной и социальной принадлежности, имущественного положения, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся школьника или его семьи.

Каждый школьник с физическими недостатками имеет право посещать обычную школу наравне с остальными школьниками или специальную школу в соответствии со своими желанием и возможностями. Школа обязана предоставлять все необходимые условия для обучения школьников с физическими недостатками.

Каждый школьник имеет право на равное, беспристрастное и справедливое отношение к себе при выставлении оценок, распределении благ и обязанностей.

1. Каждый школьник имеет право на справедливый дисциплинарный процесс, основанный на равноправии сторон. Каждый школьник имеет право оспаривать любое принятое в отношении него решение.

Каждый школьник имеет право быть информированным на понятном ему языке и доступным ему способом о своих права, перечисленных, но не ограниченных в Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции и законах его страны, а также Декларации прав школьника.

Ничто в настоящей Декларации не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав школьника и могут содержаться:

Права и обязанности учащихся

Неотъемлемой составляющей образования является воспитание — педагогически рациональное управление процессам развития личности ребенка. Такое его понимание закреплено в Законе РФ «Об образовании» и находит подтверждение в практике работы образовательных учреждений Российской Федерации. Современная школа строит свою деятельность, опираясь на права и свободу человека и гражданина, которые закреплены в международных и правовых документах.
В Корпусе сложилась самобытная воспитательная система. В ее основе лежит комплекс педагогических идей, системообразующей деятельности, своеобразной структуры. Ядром, этой системы стал спаянный коллектив детей, родителей и педагогов, использующий в своей работе демократические формы управления. В их основе лежит изучение прав и основных свобод человека.
Знание своих прав и свобод, умение их реализовать, защитить, четкое понимание личной свободы и ответственности, способность разрешать споры и конфликты правовыми способами — вот что в настоящее время составляет основу правовой культуры граждан.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Ученик имеет право:

  1. Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.
  2. Право на обучение в рамках государственного образовательного стандарта по индивидуальным учебным планам, в порядке, определяемом уставом школы (обучение на дому по медицинским показаниям). Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, определяются Уставом школы на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
  3. Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме, не унижающей прав других людей. Взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.
  4. Право быть выслушанным.
  5. Право на получение информации, соответствующей его возрасту, целям и задачам учебно-воспитательного процесса.
  6. Право на свободу мысли, совести и религии.
  7. Право на уважение человеческого достоинства.
  8. Право на помощь учителя на дополнительных занятиях, предусмотренных графиком работы школы.
  9. Право на получение дополнительных платных образовательных услуг, в соответствии с Уставом школы.
  10. Право на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
  11. Право на заблаговременное уведомление в проведении контрольных работ в соответствии с графиком.
  12. Право знать о количестве контрольных работ в течении дня и в неделю в соответствии с санитарными нормами.
  13. Право знать о поставленных ему оценках за устные ответы и письменные работы.
  14. Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу.
  15. Право на ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.
  16. Право на отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.
  17. Право на участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.
  18. Право принимать участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы (Совет школы).
  19. Право на участие в выступлениях школьной прессы, конференциях, открытых микрофонов.
  20. Право обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.
  21. Право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующие образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

Обязанности ученика:

Общие правила поведения

  1. Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий, чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
  2. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; алкогольные напитки, сигареты, наркотические средства.
  3. В школе не разрешается жевать жевательную резинку.
  4. Не разрешается пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.
  5. Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.
  6. Нельзя без разрешения классного воспитателя и дежурного администратора, (медицинской сестры) уходить из школы в урочное время. Выйти из школы можно, предъявив записку от классного воспитателя и дежурного администратора, (медицинс­кого работника) охраннику школы который вместе с дежурным по 1-му этажу записывает в тетрадь дежурства время выхода из школы учащегося.
  7. В случае пропуска занятий до 3 дней, учащийся должен предъявить классному воспитателю справку из поликлиники или заявление от родителей (лиц их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. Более 3 дней учащийся обязан представить справку из медицинского учреждения.
  8. Курение на территории школы запрещено. При неоднократном нарушении данного пункта родители учащегося привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством.
  9. Учащийся школы должен уважать достоинство обучающихся и работников школы.
  10. Физическое насилие, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному признаку являются недопустимыми формами поведения. Учащийся, нарушивший данный пункт привлекается к административной или уголовной ответственности в соответствии с законом.
  11. К ученику, не соблюдающему чистоту и порядок на территории и в здании школы, применяются меры дисциплинарного характера.
  12. Учащийся бережет имущество школы, аккуратно относится к своему и к чужому имуществу. В случае причинения ущерба имуществу школы (поломка или порча мебели, оборудования, посуды, стен и др.) родители (законные представители) обязаны возместить его.
  13. Учащийся обязан уважать право собственности. Школьные принадлежности, одежда и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.
  14. К ученику, присвоившему или испортившему чужие вещи, принимаются дисциплинарные меры, вплоть до уголовного ответственности.
  15. Учащийся, нашедший потерянные или забытые вещи, сдает их дежурному администратору или дежурному охраннику.
  16. Принимает участие в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории, в меру своих физических возможностей.

Поведение на занятиях

  1. Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме времени работы на компьютере и проведения контрольных работ и лабораторных работ).
  2. Учащийся обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные учителем.
  3. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.
  4. Учащиеся с 1-11 классы обязаны вести дневник. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.
  5. Учащийся обязан иметь на занятиях необходимые учебники, тетради, пособия инструменты и письменные принадлежности.
  6. На уроках запрещается отвлекаться самому и отвлекать других от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами
  7. Учащийся поднимает руку, если хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя.
  8. Ученик вправе задавать вопросы учителю во время урока, если не понял материал объяснения.
  9. Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешение педагога.

Поведение учащихся в перерывах и после окончания занятий.
1. Во время перемены учащийся обязан:
• навести чистоту и порядок на своем рабочем месте;
• находиться в рекреациях школы.
2. Время перемены — личное время каждого учащегося. Ученик не должен нарушать правила поведения в школе:
• запрещается бегать по школе, толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу.
• Самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках.
• Подчинятся требованиям дежурного учителя по этажу.
3. Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.
4. На перемене каждый учащийся может обратиться к своему классному воспитателю, дежурному учителю, дежурному администратору или уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса за помощью, если против него совершается противоправное действие.

Читайте так же:  Нотариус золотова юВ

Поведение учащихся в столовой
1. Во время приема пищи учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно:
• Учащийся уважительно относится к работникам столовой.
• Учащиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.
• В столовой не допускается громко разговаривать, бегать, играть.
• Учащийся обязан после приема пищи убрать со стола посуду.
2. Не разрешается выносить из столовой напитки, бутерброды, и другие продукты питания, приобретенные в буфете.
3. Учащийся имеет право принести в столовую принесенный из дома завтрак.
4. Дежурные от классов заблаговременно ( за 10 мин. до конца урока) накрывают стол для приема пищи всему классу ( экспресс-завтраки, обеды)
5. Дежурный класс следит за чистотой и порядком в столовой, помогает накрывать столы для начальных классов.
6. Запрещается приходить в столовую в верхней одежде.

Обязанности дежурного по классу
1. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.
2. Помогают педагогу подготовить класс для урока, производят посильную уборку классного помещения.
3. Во время перемены проветривают класс, помогают учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздают тетради по просьбе учителя.
4. После окончания уроков готовят класс для следующего рабочего дня (протирают пыль с мебели, поливают цветы, моют пол, выносят мусор).
5. Дежурные 1-4 классов осуществляют посильную уборку (протирают парты, поливают цветы, выносят мусор).

Обязанности дежурного класса по школе.
Дежурный класс приходит в школу на утреннюю линейку в 7 часов 45 минут. Сдают дежурство дежурному администратору после уроков.
1. Дежурные по школе:
— следят за чистотой и порядком в школе;
— выполняют поручения дежурного учителя и администратора;
— сообщают о нарушителях дисциплины дежурному учителю и администратору;
2. Дежурные по столовой:
— следят за чистотой и порядком в столовой;
— помогают накрывать столы для начальных классов;
— не допускают выхода из столовой с бутербродами и напитками. Для принятия мер к нарушителям порядка обращаются за помощью к дежурному воспитателю
или дежурному администратору;
— после перемен убирают оставшуюся на столах посуду, подметают пол в столовой и на территории школы .
3. Дежурный у входа:
— выполняет поручения охранника и дежурного администратора. Приглашает для беседы учителей и учащихся на 1-й этаж, если к ним обращаются родители.

Рекомендации к внешнему виду учащихся

  1. Учащиеся приходят в школу в опрятной одежде, предназначенной для занятий. Запрещается приходить в школу в топиках, мини-юбках, в одежде с декальтированным верхом, шортах.
  2. Нельзя применять излишнюю косметику и носить украшения в школе.
  3. В школе все учащиеся ходят в сменной обуви.
  4. Спортивная одежда предназначена только для уроков физической культуры.
  5. Находится в школе в верхней одежде, без особых на то причин, не разрешается.
  6. На торжественные школьные мероприятия учащиеся приходят в парадной форме (мальчики — костюм, галстук; девочки белый верх, темный низ)
  7. На праздничные дискотеки, вечера учащиеся выбирают одежду по рекомендации родителей и по своему усмотрению.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ

Учитель, воспитатель имеет право:

  1. На защиту профессиональной чести, человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, родителей учащегося или ученика.
  2. На свободу совести.
  3. Высказывать (устно или письменно) в корректной форме без нарушения правового пространства учителя или воспитателя критические замечания о деятельности любого работника школы или системы образования.
  4. Обращаться к администрации по интересующим его вопросам. Быть услышанным и получить ответ.
  5. Обращаться индивидуально или в составе группы лиц к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.
  6. Знакомиться с Уставом школы, нормативными и законодательными актами связанными с образовательным процессом.
  7. Знать о своих должностных обязанностях.
  8. Повышать квалификацию, самостоятельно определять формы и методы своей образовательной деятельности в рамках образовательной концепции школы. Использовать современные и традиционные методики обучения.
  9. Требовать у администрации школы создания условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями иными материалами.
  10. На материальное стимулирование в форме доплат, надбавок, премий.
  11. Участвовать в организации и управлении школы, выдвигать свою кандидатуру на любую должность.
  12. На творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.
  13. Быть информирован заранее о замене уроков. Учитель имеет право отказаться от замены уроков, изложив причину отказа.
  14. Отказаться от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.
  15. На отгулы за работу в выходные дни. Количество отгулов определяется директором школы совместно с профсоюзным комитетом, согласно Правила внутреннего трудового распорядка.
  16. Воспитатель группы продленного дня, работающий в соответствии с установленным графиком, имеет право поставить в известность администрацию о нарушении родителями договора, если родители не приходят за ребенком в положенное время.
  17. Учитель не имеет права не допускать учащегося на урок.
  18. Учитель физической культуры имеет право не допускать учеников к занятиям без спортивной формы (ученик, забывший форму и освобожденные от занятий, находятся в спортивном зале)
  19. В деликатной форме высказывать претензии и замечания к ученику.
  20. Требовать от родителей создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня).
  21. Требовать от родителей посещения родительских собраний, согласно конституционных обязанностей родителя.
  22. В случае необходимости, совместно с родительским комитетом и социальным педагогом, посещать ученика на дому с целью выявления условий проживания и обучения ребенка,
  23. На защиту от неоправданного вмешательства родителей в круг профессиональных обязанностей учителя.
  24. Требовать от учащегося соблюдения Правил школьной жизни, уважения к традициям учебного учреждения.
  25. Приобщать учащихся к ведению здорового образа жизни.

Учитель, воспитатель обязан:

  1. Уважать человеческое достоинство всех участников образовательного процесса.
  2. Быть нравственным примером для своих учеников.
  3. Содержать в порядке своё рабочее место, следить за сохранностью школьного имущества, своевременно сообщать о поломках дежурному администратору или завхозу.
  4. Уважать право ребёнка на собственное мнение и убеждение.
  5. Поддерживать дисциплину методами, исключающими физическое и психическое насилие, унижение и оскорбление личности учащегося.
  6. Не опаздывать на урок.
  7. Во время урока не отвлекаться.
  8. Еженедельно следить за ведением дневника. Один раз в две недели выставлять оценки в дневники учащихся.
  9. Оценивать не личность и поведение ребёнка, а его ответ.
  10. Учитель не имеет права ставить оценку в журнал за поведение учащегося на уроке или перемене.
  11. Не задавать домашнее задание на каникулярное время, кроме чтения художественной литературы.
  12. Не выгонять ученика с урока, даже если он нарушает дисциплину.
  13. Не имеет право сравнивать ученика с другим учеником.
  14. Не отпускать ребёнка из школы во время занятий без записки от родителей или медицинской справки.
  15. После окончания уроков сопровождать учащихся на 1-й этаж.
  16. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся на своём уроке и внеклассных мероприятиях.
  17. Нести наказание за нанесение ущерба здоровью ребенка, если это произошло по вине учителя.
  18. Предупреждать возможность травматизма учащихся на переменах.
  19. Осуществлять дежурство по школе в соответствии с графиком дежурства.
  20. Сдать в школьную библиотеку методическую и художественную литературу, уходя в очередной отпуск или увольняясь с данного места работы.
  21. Своевременно предупреждать родителей о родительских собраниях.
  22. Находится со своими учениками во время школьных мероприятий, слетах, туристических походах.
  23. Составлять график дежурства по классу и помогать дежурным.
  24. Организовывать и контролировать дежурство класса по школе.
  25. Проводить классные часы 1 раз в неделю.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Родители (или законные представители) имеют право:

  1. На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений.
  2. На прием детей в образовательное учреждение (школа №_____) в соответствии с Уставом школы.
  3. На ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. На полную информацию об учебном процессе.
  4. На участие в управлении образовательном учреждением, в котором обучаются их дети (Совет школы, Попечительский совет).
  5. На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей.
  6. На перевод ребенка, получившего образование в семье, для продолжения образования в образовательное учреждение при положительной аттестации.
  7. При возникновении спорных вопросов обсуждать их с учителями или администрацией школы и обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.
  8. Обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
  9. Оказывать добровольную материальную помощь образовательному учреждению в форме, предусмотренной Уставом; знакомится с материалами об использовании выделенных средств.
  10. Родители, проживающие отдельно от ребенка, имеют право на посещение родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку.
  11. Требовать соблюдения прав ребенка.
  12. На дополнительную встречу с учителем (после уроков), если родитель считает, что на то есть основания.
  13. Высказывать обоснованную критику в адрес школы на родительских собраниях, и при встрече с директором школы.
  14. На своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской общественности с директором школы.
  15. В случае конфликта между родителем и учителем, между учителем и учащимся, а также в случае конфликта между самими учащимися на перевод ребенка с согласия администрации в другой класс.
Читайте так же:  Ликвидация чем заканчивается

Обязанности родителей

  1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психическому здоровью, нравственному развитию.
  2. Воспитывать детей, исключая пренебрежительное; грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию.
  3. Обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении.
  4. Выполнять Устав образовательного учреждения.
  5. Контролировать посещаемость уроков, выполнение домашних заданий и результаты учебного процесса.
  6. Нести ответственность за ликвидацию задолженности у ребенка во время учебного процесса.
  7. Регулярно посещать родительские собрания, приходить в школу по вызову классного руководителя, учителя или администрации.
  8. Не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей.
  9. Обеспечить в меру своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка.
  10. Обеспечить ребенка необходимыми канцелярскими и школьными принадлежности, спортивной формой, дополнительными учебными пособия.
  11. Отпускать ребенка на внеклассные школьные мероприятия, если ребенок здоров и сам того желает.
  12. По возможности выделять из бюджета семьи материальные средства на посещение театров и музеев, если этого требует программа класса или школы.
  13. Родители обязаны следить за внешним видом ребенка.
  14. Участвовать в жизни класса и школы.

У школьников есть права.

Неужели всю школьную жизнь ребенок должен исполнять указания и следовать установленным правилам? А за непослушание получать двойки, нарекания со стороны учителей при одноклассниках?

Каждая школа имеет нормативно-правовые документы (они отличаются между собой статусом образовательного учреждения) и, если их просмотреть, то выясняется, что у школьника есть не только обязанности, но и права.

Вот отдельные пункты устава школы. Учащиеся имеют право:

— на получение бесплатного общего образования в соответствии с общеобразовательными стандартами;
— на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
— на получение дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных;
— на обучение в рамках общеобязательного стандарта по индивидуальному учебному плану в соответствии с законодательством;
— на бесплатное пользование библиотечным фондом Гимназии, на медицинское обслуживание;
— на участие в управлении Гимназией согласно Уставу и другим актам, поступать в любую школу.

Помимо внутришкольных документов, есть другие юридические документы, например Закон Республики Казахстан «Об образовании»

Статья 36. Права и обязанности обучающихся и воспитанников.

Из большого перечня пунктов хочется уделить внимание только нескольким следующим, на мой взгляд, очень важным:

8) свободное выражение собственных мнений и убеждений;
9) уважение своего человеческого достоинства;
10) поощрение и вознаграждение за успехи в учебе, научной и творческой деятельности.

Так же существуют и международные документы, Декларация прав школьника. Например, в ст.3 п.4 сказано: «Каждый школьник имеет право на свободу от эксплуатации. Никто не может использовать как физический, так и интеллектуальный труд школьника без его согласия». Если дать нашим ученикам почитать эту декларацию, то вряд ли их можно будет заставить подметать улицы и мыть пол в кабинетах после уроков… Хочется подробней остановиться на ситуациях, в которых права школьников нарушаются наиболее часто.

Часто учителя «снимают» с уроков учеников для выполнения внешкольных мероприятий. Дети жертвуют своими знаниями. Каждый школьник имеет право на свободу от эксплуатации. Никто не
может использовать как физический, так и интеллектуальный труд школьника без его согласия.

Ученик школы, не сделав домашнее задание, вынужден выслушать от учителя тираду по поводу того, какой он плохой, неисполнительный, малодумающий, все вечно забывающий и т.д. и т.п. Были упомянуты все возможные мелкие недочеты в предыдущих работах, промахи и ошибки, как показатель постоянства. Когда ученик пытался высказать свою точку зрения, учительница сказала, что тема обсуждению не подлежит. Ученику не дали возможность свободно высказать свое мнение, хотя он соблюдал все правила вежливого общения. Дети имеют право свободно выражать свое мнение, соблюдая при этом нормы вежливости, уважая собеседников, родителей, учителей.

Учительница в порыве гнева имеет привычку обзывать учеников, унижая их. уважение человеческого достоинства Каждый ученик имеет право на уважение своего человеческого достоинства. (Закон об образовании Республики Казахстан)

Мало того, права школьников, нарушаются не только в период всего обучения, но и на первом этапе знакомства со школой, буквально с подачи документов в первый класс. Во многих школах практикуется обследование детей при приеме всевозможными психолого-медико-социально-педагогическими и тому подобными комиссиями. Фактически это не что иное, как скрытый конкурсный отбор. По закону, все дети, достигшие школьного возраста, должны быть зачислены в 1-й класс общеобразовательного учреждения, независимо от уровня их подготовки. Исключение составляют частные школы, у них есть право отбора учащихся по отдельным категориям.

Какую силу имеют выводы и заключения таких приемных комиссий? Например, вам выдали заключение, что ваш ребенок не подготовлен, неадекватен, заторможен и прочее. В соответствии с действующим законодательством, заключение психолого-педагогической или медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению носит лишь рекомендательный характер для родителей и ни в коей мере не должно являться поводом для отказа в приеме.

Родителям следует знать, что Учеников не выбирают, и система образования создана для реализации вашего права на выбор школы. А не наоборот! Нет у директора школы конституционного права выбирать родителей и детей потому как право ребенка на образование не ставится Конституцией в зависимость от наличия в близлежащей (либо наиболее подходящей) школе свободных мест.

Зачастую, при возникновении конфликтных ситуаций, большинство родителей предпочитает не высказывать своих претензий школьной администрации, тем более с самого начала учебного года, опасаясь, что это впоследствии аукнется ребенку недоброжелательным, пристрастным отношением и заниженными оценками. Существуют и более сложные ситуации. Уже никого не удивляет психологическое насилие над учениками, как со стороны одноклассников, так и учителей.

Часто именно по этой причине дети прогуливают занятия. Конечно, кому будет приятно, когда при всем классе после очередного диктанта, делают замечания относительно постоянно повторяющихся ошибок. О каком уважении к учителю может идти речь? Да, неприятно, но это еще можно пережить, уладить ситуацию, обратиться к школьному психологу.

А что делать, когда происходит физическое насилие? Что может быть страшнее для родителей, отправляющих своего ребенка в школу? Несмотря на то, что в республике запрещено телесное наказание в образовательных учреждениях, факты применения неподходящих дисциплинарных методов, включая физическое наказание, существуют, что не может не настораживать. В 28-й статье Конвенции о правах ребенка говорится, что государства-участники помнят и заботятся об обеспечении школьной дисциплины гуманными методами.

Но случаи некорректного поведения отдельных педагогов в системе образования Республики — не редкость. Причем нарушители прав детей уверены в собственной безнаказанности, потому что они востребованы в своей школе, и администрация будет защищать каждого учителя, при этом не вспоминая о правах и интересах ребёнка. В подобных ситуациях пострадавших детей чаще всего характеризуют с отрицательной стороны. В Общественную приемную Рабочей группы по защите прав детей Республики Казахстан поступают обращения от родителей учащихся, свидетельствующие о плохом обращении с детьми со стороны учителей школ.

Подобные факты были выявлены в гг. Алматы, Павлодаре, Костанайской и др. областях. Так, например, из заявления А. А. следует, что в одной из музыкальных школ г.Алматы учитель, применив физическое насилие, посадил детей в шкаф, подперев дверь стулом и оставив их там на некоторое время. После того, как напуганные, задыхающиеся и заплаканные дети вышли из шкафа, учитель поставил их и стал бить головой о стену. Факт избиения был подтвержден одноклассниками. Все попытки А. А. (матери пострадавшего) защитить права ребенка и добиться справедливости с помощью администрации школы не увенчались успехом. При этом директор школы не только не наказал виновного педагога, но и встал на сторону зарвавшегося педагога.

В г. Павлодаре одна из мам, пытаясь защитить своего ребенка, сама оказалась жертвой несправедливого судебного преследования со стороны преподавателя К., который применил рукоприкладство и оскорбил ее ребенка нецензурными словами. В данном случае понес наказание только директор школы № 5, а сам педагог, который позволил себе такое малодостойное поведение в отношении ребенка, продолжает учить детей.

Но будем объективны: права учителей ущемляются не меньше. Им часто приходится выполнять те или иные задания по поручению руководства. Может, сам учитель не отрывал бы детей от урока, отправляя их подметать улицы, ведь у него есть определенный план занятий, но потерять работу за неподчинение, тоже не хочется. Нередко и сами ученики провоцируют учителя, мешая проведению занятия.

Но в любом случае педагог имеет больше возможностей не вступать в конфликт с ребенком. У него всегда есть право выбора: он может отказаться вести предмет в определенном классе, может поменять работу. А у ученика нет права выбора, даже несмотря на плохое поведение, ему все равно придется идти в школу. И, — нравится, не нравится, — ходить на уроки к учителям, к которым относится негативно.