Страховка и самостраховка в туризме

Автор: | 18.05.2018

Страховка и самостраховка в туризме

Источник: Владивостокский клуб спелеологов

Конспект лекции по страховке предназначен для обучения спелеологов, но может быть полезен и в других направлениях туризма.

Страховка — это мероприятие, обеспечивающее безопасное преодоление (спуск, подъем, траверс) вертикальных и прочих опасных участков местности и пещер

К опасным участкам местности относятся крутые травянистые склоны и осыпи, вертикальные колодцы, уступы и все прочие неровные участки ландшафта на которые человек может потерять равновесие, оступиться, поскользнуться, сорваться, свалится, упасть и повредить свою целостность.

Страховка бывает верхняя и нижняя, эти два вида страховки имеют очень важные и существенные отличия друг от друга.

Нижняя страховка — это страховка человека подымающегося вверх через промежуточные точки крепления веревки, через которые происходит страховка страхуемого, при этом страхующий находится ниже страхуемого. Фактор падения при нижней страховке может колебаться от 2 до 0.

В спелеотуризме такая страховка применяется редко, т.к. требует от страхующего большого опыта страхования и навыка гашения ударных динамических нагрузок при срыве страхуемого с большой высоты, методом протравливания веревки. Такой метод приемлем на скалах с хорошей видимостью и применяется в основном скалолазами и альпинистами, т.е. всеми теми кто ползет вверх.

Верхняя страховка — это страховка человека подымающегося или спускающегося через организованную точку опоры находящеюся выше страхуемого. При этом страхующий может находится как выше так и ниже страхуемого. Фактор падения при верхней страховкой колеблется около 0. Верхняя страховка имеет ряд неоспоримых преимуществ по равнению с нижней страховкой, главное из них это минимум ударных динамических нагрузок на все элементы навески и на тело человека. Верхняя страховка допускает жесткое страхование схватывающими приспособлениями и узлами.

При любом способе подъема, спуска и преодоления опасных участков в спелеотуризме в основном применяют один из двух видов страховки: самостраховку, посредством технического приспособления, или верхнюю страховку, организуемой другим участником группы.

Применение самостраховки оставляет за подымающимся (спускающимся) большую свободу действий и не требует постоянного обмена информацией со страхующим. Но при свободном лазании со самостраховкой затрачивается много времени и сил, а так же всегда есть возможность срыва и как следствие динамические нагрузки на элементы навески. Поэтому использование самостраховки допускается подготовленными и опытными спелеотуристами, имеющими для этого соответствующее снаряжение.

Цель страховки — удержать страхуемого от падения и уменьшение ударных динамических нагрузок на все элементы навески и на тело человека.

Безопасное применение того или иного вида страховки обеспечивается лишь накоплением определенной суммы знаний и навыков, которые спелеотуристы получают в процессе обучения и в результате тренировок. Необходимый опыт, для самостоятельного использования техники страховки и самостраховки, сразу приобрести невозможно — необходимы постоянные тренировки и решение тактических задач.

Техника верхней страховки

Страхующий находится выше страхуемого:

Виды страховки: через дерево; через поясницу; через глыбу; через дополнительную точку опоры (крюк) с использованием фрикционного или схватывающего устройства; через беседочный карабин, как с использованием ФСУ, так и без него

Страхующий находится ниже страхуемого, страховка осуществляется через организованную дополнительную точку крепления веревки в которую встегнут карабин через который проходит веревка посредством которой происходит страховка:

Виды страховки: страховка через беседочный карабин, как с использованием ФСУ, так и без него;

страховка через дополнительную точку перегиба веревки, как с использованием ФСУ, так и без него; страховка через поясницу.

Следует знать, что использование схватывающих узлов и технических приспособлений в пещерных условиях более надежна и не требует больших энегрозатрат страхующего. Однако следует помнить, что при страховке через самозахват утрачивается контакт страхующего с поднимающимся, поэтому такая страховка должна быть максимально жесткая и спуск сорвавшегося участника на страховочной веревке технически труднее осуществим, но возможен.

Золотые правила страховки. Правила страховки внедряются в сознание не сразу, а с годами и опытом, психологическими и физическими травмами.

Не стой под впереди (вверху) идущим

Не используй неопробованные точки опоры (крюк, камень, дерево)

Правильно выбирай точки крепления веревки и ее направление с учетом возможных динамических нагрузок

Не применяй для страховки старую либо поврежденную веревку

Правильно применяй личное снаряжение (муфты на карабинах, пряжки на поясах и системах)

Не отвлекайся от страхуемого

Страхуй только после того как сам пристраховался

Доверяй страховку, только тому в ком уверен

Ошибки при страховке и самостраховке

Несовпадение направления возможного рывка с положением опорной ноги

Чрезмерный наклон вперед или назад при выбирании веревки

Намотка веревки на обе руки, выбирание веревки захватом а не скольжением

Страховка человека передвигающегося прямо над страхующим

Страховка через неопробированную точку опоры (крюк, карабин, скальный выступ)

Страховка страхуемого и самостраховка страхующего через одну и туже точку опоры

Страховка через необработанный острый скальный выступ, край

Рука находится слишком близко к карабину, скальному выступу и т.п. и может быть зажата

Неправильный выбор площадки для размещения страхующего

Неправильно выбран способ страховки

Недостаточное внимание к страхуемому, длине и состоянию свободной веревки

Отсутствие чувства партнера при выбирании и выдаваниии веревки

Нехватка свободной веревки при протравливании для предотвращения рывка при падении

Недостаточная координация рук при выбирании и выдавании веревки

Запутывание веревки на площадке где стоит страхующий

Большое провисание веревки

Страховка без перчаток или рукавиц

Страховка без организации собственной самостраховка

Неправильная организация собственной самостраховки

Использование немуфтованных карабинов

При самостраховке слишком короткая или длинная петля –ус

Самостраховка через неопробированную точку опоры или необработаный уступ

Страховка до организации самостраховки

Опасное опробывание надежности самостраховки

Использование для самостраховки неприемлемых для этого технических приспособлений

Устиновский Н.Н. Обеспечение страховки на туристских соревнованиях

Личная самостраховка участников на этапах дистанции

Самостраховка участников на этапах дистанции осуществляется на горизонтально закрепленных перилах из одинарной основной веревки, предназначенных для опоры и страховки участников на траверсе. Горизонтальность перил определяется отсутствием опасного разгона, при скатывании по ним на скользящей самостраховке. Крутизна горизонтальных перил не превышает 10-15º.

Такие перила имеют две основные точки крепления на особо надежных элементах рельефа (стволы живых деревьев диаметром не менее 25см, скальные выступы или проушины в монолите скалы, особо прочные шлямбурные крючья анкерного типа с глубиной пробивки 8см и др.). Перила оснащаются промежуточными точками крепления из обычных скальных крючьев с карабинами. Перила пристегиваются к крючьевым карабинам узлами проводника или в скользящем варианте. Участник пристегивается к перилам посредством отрезка основной, динамической веревки с карабином, привязанной или пристегнутой к личной страховочной системе. Длина самостраховки, при движении вдоль перил ограничивается длиной вытянутой руки. Это необходимо, чтобы избежать зависания на перилах на сложном стенном маршруте, а так же чтобы исключить глубокий пролет падения и сильный динамический рывок амортизации срыва.

При движении по вертикальным перилам, когда веревка закреплена хотя бы одной своей верхней точкой и лежит на склоне по линии его падения или вертикально, самостраховка участника осуществляется механическими фиксирующими устройствами, описанными ниже.

Зажим (механический зажим) — механическое устройство для надежного захвата веревки при работе с ней. МЗ применяются при подъеме на вертикально подвешенной веревке, при вытягивании груза и при натяжении перил.

На настоящий момент существует несколько марок стандартных механических зажимов для работы с веревкой. Они имеют гарантированную прочность до 500кГ и не портят веревку. Они удобны и надежность в работе.

Зажимы типа Жумар применяются на сухой и мокрой веревке. Они проскальзывают на обледенелой веревке. Специальные механические зажимы, в частности зажимы «Урал-Альп» не проскальзывают и на обледенелой веревке. Стандартные механические зажимы держат на веревке значительно надежнее веревочного схватывающего узла. Они не пережигаются, не проскальзывают и не затягиваются на веревке. Работать с ними удобнее и безопаснее.

Современные, стандартные механические зажимы применяются для опоры и самостраховки на вертикальных перилах, а так же как элемент верхней, фиксирующей страховки (при выходе, вытягивании из трещины, из под козырька и др.).

Механический зажим нельзя использовать в цепи динамической страховки.

Самодельные механические зажимы. Как правило, они имеют низкое качество и надежность. Они не должны допускаться на соревнования.

Петля «прусик» (петля схватывающего узла) — веревочная петля, выполненная из вспомогательной веревки (репшнура), диаметром сечения 6-8мм. Петля служит для завязывания на основной веревке схватывающего узла (симметричного, австрийского, узла Бахмана и др.). Схватывающий узел служит аналогично механическому зажиму.

Практика показала ненадежность самостраховки схватывающим узлом. Особенно ненадежен, рекомендованный в туризме, схватывающий узел, из двойной петли 6мм репшнура, на одинарной 10 -11мм веревке. В большинстве случаев он не схватывается и проскальзывает по веревке.

По этой причине самостраховка схватывающим узлом должна тщательно проверяться и применяться только в крайних ситуациях. На соревнованиях такая самостраховка должна дублироваться верхней судейской страховкой, а схватываемость узла проверяться судьей на этапе.

Пример неправильной крючьевой страховки. Этот пример так же связан с ограниченной подвижностью карабинов промежуточных пунктов страховки. Кроме того он связан и с недостаточными навыками работы участников с промежуточными пунктами страховки. Такие ошибки можно видеть на соревнованиях, на скальных дистанциях с судейскими промежуточными крючьями.

При отсутствии у команды крючьевых оттяжек первый участник связки пристегивает страховочную веревку к промежуточному пункту одним карабином. При этом существует два варианта пристегивания карабина к проушине скального крюка. При правильном пристегивании связочная веревка проходит в карабине снизу вверх, вслед за поднимающимся участником. Заметного сопротивления в карабине, при такой подстежке, веревка не имеет.

При неправильном пристегивании веревка проходит через крючьевой карабин сверху вниз. При движении страхуемого участника вверх веревка делает зигзаг в карабине. При этом образуется значительное трение веревки, мешающее движению участника. Все эти мучения хорошо видны судьям и зрителям соревнования. При повторной ошибке на следующем крюке первый участник, как правило, не может протягивать за собой связочную веревку.

Описанная ситуация, кроме «зрительного» эффекта и возникших трудностей, имеет и фактор опасности. При движении без верхней, судейской страховки, при срыве участника, зигзаг в карабине препятствует нормальному протравливанию страховочной веревки по крючьевой цепи и создает жесткий страховочный рывок, который может привести к травме страхуемого и к срыву страховочных крючьев.

Пример срыва дюльферной веревки с судейского карабина

Такой срыв произошел на одних из вузовских соревнований по пешему туристскому многоборью в Екатеринбурге.

Судейский карабин, для навески и сдергивания командного дюльфера, был пристегнут на скальный крюк и подстрахован металлическим тросом, охватывающим вершину скалы. Карабин был жестко сориентирован муфтой вверх, и не имел свободы поворотов.

По условиям соревнования участники могли раскрывать судейский карабин для подстежки дюльфера. Спуск с 10 м. скалы происходил с самостраховкой схватывающим узлом, на беседочном спусковом устройстве (восьмерке, шайбе и др.). Верхняя судейская страховка не обеспечивалась. Соревнования проходили в виде личного первенства. Злополучный этап на дистанции соревнования был третьим по счету. От старта участники пробегали «параллельные перила», затем «подъем по склону с самостраховкой схватывающим узлом на судейские перила, затем прибегали на «дюльфер».

На очередном забеге участница, поднявшись на скалу, пристегнула свою дюльферную веревку к судейскому карабину, подключилась к дюльферу схватывающим узлом и спусковой восьмеркой, отстегнула самостраховку от судейского пункта, и … упала со скалы. Судья на этапе был уверен, что все видимые действия участницы были правильны.

Дюльферная веревка после падения сохраняла форму охвата судейского карабина, и была подготовлена для последующего продергивания. Схватывающий узел участницы был пристегнут к дюльферу в его вершине. Т.е. дюльфер выпал из самого судейского карабина, до того, как участница успела по нему спуститься на заметное расстояние.

Читайте так же:  Осаго на машины с прицепом

Одна из наиболее вероятных версий отстегивания дюльфера от судейского карабина сводится к следующему: После пристегивания дюльфера к карабину участница, находясь на самостраховке на судейском пункте, Пристегивалась к нему своей восьмеркой и схватывающим узлом. Режим личного первенства торопил ее и заставлял работать на пределе своих возможностей. Во время манипуляций с веревкой она сместила петлю дюльферной веревки из обычного положения, в нижней вершине карабина, на его муфту (см. рисунок 6). При нагружении дюльфера во время спуска муфта раскрылась, и дюльфер с пристегнутой к нему участницей отстегнулся от карабина.


Рис. 6.

Описанная ситуация ставит сразу несколько проблем страховки на соревнованиях. Подтверждается опасная несовместимость скоростных действий участников при перестежках самостраховок и других манипуляциях на всех высотных и потенциально опасных этапах. Возникает вопрос о необходимости введения на таких этапах дополнительной судейской страховки.

В данном, конкретном случае под вопрос ставится безопасность применения жестко закрепленного судейского карабина, а так же возможность его раскрывания участниками команды. Описанная ошибка участницы не привела бы к срыву дюльфера при закрытой, замуфтованной и заблокированной изолентой защелке судейского карабина. Судейский карабин должен имитировать лишь расходную веревочную петлю, не перетираемую командными веревками. Подвеска судейского карабина на свободной веревочной петле снизила бы вероятность нагружения защелки карабина.

Подвеска на спускающемся участнике рабочих инструментов и негабаритного снаряжения

При спуске по веревке участнику приходится транспортировать на себе все то снаряжение, которое ему необходимо в походе. Емкостью для транспортировки является рюкзак. Но имеется такое снаряжение, которое необходимо участнику сразу после спуска, в частности ледоруб, который ему будет необходим для дальнейшего движения по склону, или лыжи, если поход проходит в зимних условиях.

В зимних походах, в которых основным средством передвижения являются лыжи, участнику при спуске приходится подвешивать на себе лыжи. При спуске по веревке лыжи являются достаточно неудобным объектом транспортировки. Наиболее просто для участника, подвесить их под собой (рис. 7, п.1).


Рис. 7. Спуск с лыжами и ледорубом

Именно так поступает основная часть участников соревнований по Туристскому многоборью в лыжном виде, когда судьи этапа «Дюльфер» не нормируют правила подвески лыж на участнике.

Для экономии времени и упрощения действий, участники пристегивают лыжи за носочные петельки (отрезки 4-6мм шнура, продетые в просверленные отверстия в носках лыж и завязанные в виде петли) свободной самостраховкой участника, или отрезком шнура, привязанного к личной системе. На спуске лыжи висят вертикально, прямо под участником. К чему это может привести на дистанции соревнований, показывает пункт 2 рисунка 7.

При такой подвеске лыж, на соревнованиях происходит основная доля поломок лыж. Лыжи в таком положении, упираются в склон или в площадку приземления, а участник просто садится на них и ломает. Следует отметить, что такая «посадка» может привести к очень серьезным травмам.

Наиболее безопасная для спускающегося участника подвеска лыж, требует зафиксированное, вертикальное их положение за плечами участника.

В лыжных походах, при движении без лыж, пешком, а так же на «лазательных» участках, лыжи крепят к рюкзаку в горизонтальном Т-образном положении, или вертикально, к боковой шнуровке рюкзаков. И в том и в другом случае получаются достаточно большие и неудобные «рога».

Горизонтальное положение лыж на участнике получается несовместимым с прохождением густого леса или кустарника. На узкой полке, при спуске или подъеме по склону, такими лыжами участники мешают, и могут даже поранить друг друга.

Аналогичное неудобство на спуске доставляет и основной инструмент горного туриста, его ледоруб. Он так же может стать причиной травмы при неправильной подвеске на участнике, когда он висит под участником или на руке спускающегося, а так же, когда он расположен горизонтально под клапан рюкзака. В последнем случае участник может нанести травму своему соседу.

Наиболее безопасное положение ледоруба при его транспортировке, когда он крепится вдоль задней поверхности рюкзака, в вертикальном положении. Штычек ледоруба при транспортировке желательно отвинтить или накрыть защитным колпачком. Аналогичное необходимо сделать с клювиком и лопаточкой ледоруба. В таком положении ледоруб не опасен для окружающих и самого участника. Он не цепляется за ветки деревьев, страховочную веревку и др.

Судейская страховка на воде

Судейская страховка на этапе «переправа вброд» менее разработана, чем на скальных и других (рельефных) этапах туристских соревнований.

Достаточно эффективна на переправе вброд, даже при предельно сильном водном потоке верхняя судейская страховка. Она организуется следующим образом: Над переправой, на высоте 4-6 м над водой, вдоль пути переправляющегося участника жестко натягиваются судейские перила из двойной основной веревки или 6мм металлического трос. Чем шире предполагается маневрирование страхуемого участника в русле реки, тем выше натягиваются перила.

Переправляющийся участник пристегиваются к этим перилам отрезком судейской, основной веревки. Этот отрезок пристегивается к грудной точке системы участника. Верхняя точка этого отрезка, скользящим карабином, или стандартным блоком пристегивается к перилам. Длина этого отрезка должна быть отрегулирована так, чтобы он не имел опасного провиса, и не мог зацепиться за подводные предметы.

В то же время, если судейские перила будут натянуты низко, длина судейской самостраховки будет ограничивать движение участника и сужать коридор переправы.

Длина судейской самостраховки должна быть такой, чтобы она не стесняла движение переправляющегося, а при сносе течением удерживала участника с вертикальным углом к поверхности водного потока порядка 45º (ни в коем случае не меньше 30º).

На дистанции личного первенства (при отсутствии командной страховки, блок перемещается за страхуемым участником судьями, посредством, пристегнутого к блоку, двухстороннего сопровождения основной веревкой или веревкой, закольцованной на береговых точках. Веревка сопровождения не должна касаться воды. При сносе участника течением и повисании на судейской самостраховке, судья подтягивает участника к исходному берегу.

На командной переправе страховка с берега осуществляется участниками команды. Судейская самостраховка, в данном случае, не позволяет участнику сноситься вниз по течению, в опасную зону и удерживает его на поверхности потока.

Верхняя судейская страховка достаточно надежна при любом характере водного потока, исключая водопадные сливы и бочки. Она позволяет исключить опасные ситуации, возникающие при зацепах страховочных веревок за русловые камни.

Судейские перила на переправе

Натягиваются аналогично, как описано в разделе командные перила и, как правило имитируют командные перила. Они могут навешиваться в виде пересекающих вброд по наикратчайшей линии, в виде наклонных к течению перил и в виде глиссирующих перил. Судейские перила могут быть натянуты над бревном, на траверсе водного прижима и др.

Техника страховки на судейских перилах, в данном случае, не отличается от страховки на командных перилах (описано далее).

Страховка и ее виды

Прогресс не стоит на месте и неуклонно меняет условия горных восхождений. В лучшую сторону меняется качество страховочного снаряжения: появляется новое, более усовершенствованное и безопасное.

На программах по горному туризму туристам приходится преодолевать различные участки рельефа и для каждого участка требуется свое специальное снаряжение. Поэтому следует знать основные способы страховки.


Самостраховка это совокупность разных приемов, которые обеспечивают безопасность туриста во время подъема на разных участках маршрута.

Виды самостраховки

— На точке страховки. Используется на опасных участках при движении по перилам.

— По наклонным и вертикальным перилам. Используется при движении вниз или вверх по склону. Турист пользуется перильной веревкой для самостраховки и в качестве опоры.

— По горизонтальным перилам. Используется при движении вдоль склона или пересечении водных препятствий. Турист пристегивается карабином к перильной веревке на исходном участке и безопасно осуществляет движение.

— Без применения веревки. Используется для передвижения по разным формам рельефа. Эта техника позволяет без применения веревки осуществить комплекс мер, направленных на предотвращение срывов страховки и удержания на базе.

Виды взаимной страховки

Одновременная страховка

Выбор точек страховки осуществляется первым в связке. Веревка закладывается за выступы или защелкивается карабинами в точки страховки (крючья, ледобуры при движении по льду и др.). Второй движется за ним, не допуская, чтобы веревка цеплялась за выступы или задерживалась, мешая движению первого в связке. По ходу движения второй снимает точки страховки. В случае срыва первого второй в связке осуществляет удержание первого с помощью веревки за установленные точки страховки или выступы.

Попеременная страховка

Осуществляется выбор базы – удобного места для страховки. Организовывает место первый из связки. Обычно делается несколько точек, однако если точка хорошая (например, надежный выступ), то можно делать базу и на одной точке. Если же точки ненадежные, то делают пару баз, которые блокируются стропой или основной веревкой так, чтобы нагрузка равномерно распределялась на точки. Когда база будет готова, первый в связке начинает движение и не забывает делать точки страховки.

Эти виды страховки не применяются для нижней по причине их ненадежности, а для верхней страховки (первый в связке принимает к себе второго) эти способы идеально подходят.

Динамическая страховка


Этот вид страховки позволяет при срыве партнера уменьшить рывок на веревку и на все остальные звенья страховочной цепи и обезопасить последствия падения. При этом можно контролировать длину протравливания. Динамическая страховка разделяется на мягкую и жесткую. Первая выдерживает груз до 200 килограмм, вторая – до 400 и выше.

Техника туризма (07)

«Банный» костер. Этот вид костра, позаимствованный туристами у геологов, получил распространение в последнее время. Название костра определяет его назначение. Людям, подолгу находящимся в полевых условиях требуется помыться. А ведь далеко не все экспедиционные отряды оборудованы передвижной баней, а тем более парной. Для этого используют простой и удобный способ устроить парилку. При остановке на бивак место стоянки выбирают особенно тщательно. Лучше на небольшом обрывчике на берегу реки или озера. Наличие камней — обязательно, необходимы также песок или глина.

Любители попариться обычно начинают подготовительные работы с вечера, накануне банного дня. В береговом откосе находят углубление, обращенное к реке, глубиной от 0,5 до 1 метра, площадью 1,5 X 2 метра. Тщательно убирают его. Пол посыпают ветками или делают жердевой настил. В углу будущей бани укладывают основу «банного» костра, ею могут служить валуны или каменные плиты. Зазоры между плитами забивают мелким щебнем, песком, замазывают глиной. Это делается для того, чтобы в щели не проваливались мелкие угольки, не сыпалась зола.

Затем на каменном основании укладывается круговая стенка из булыжников, валунов, каменных плит. Диаметр и высота «каменной бочки» примерно 0,5 метра. Внутри «бочки» разводят костер. Чем дольше будет гореть костер, тем сильнее раскалятся булыжники в каменке. Тем временем вокруг ямы-бани следует установить колья, чтобы затем обтянуть их плотной, специально припасенной для этого тканью или полиэтиленом. Лучше всего подойдут 2—3 полиэтиленовые накрывки для палаток. Когда костер в каменке прогорит 5—6 часов (любители парной поддерживают огонь и больше), в баню вносят котлы с теплой водой и полиэтиленовые мешки — с холодной. Аккуратно выметают из каменки золу и угли и натягивают полиэтилен или палатку без дна. Баня готова — парьтесь на коровье.

Ну и, наконец, специальный костер для копчения рыбы и мяса. При изобилии дичи и рыбы, когда есть время и возможность заготовить продукты впрок, делается коптильня. В крутом береговом откосе прокапывают желоб — от уровня прибрежного пляжа до самого верха террасы. Высота желоба — не менее 2 метров. Затем с помощью камней, веток, дерна максимально перекрывают наружную часть. Снизу разводят костер. Для этого пригодны только лиственные породы. Сверху на палках или решетках опускают в дым подготовленные к копчению мясо и рыбу.

Несколько общих замечаний. Лучшим топливом в походе считается ель, сосна, лиственница, береза. Худшим — осина, пихта. Умение выбрать оптимальный тип костра, подходящее место, хорошее топливо — все это показатель квалификации путешественника. Опытный турист всегда имеет при себе герметично упакованную растопку — кусочки бересты, оргстекла, свечку, сухой спирт, на худой конец, кусочек резины. Костер — это не просто романтический атрибут похода. Это еда, свет, сухая одежда и, наконец, хорошее настроение.

Читайте так же:  Что говорит закон о защите прав потребителей о возврате товара

Группа преодолевает препятствие. Будь то скальный выступ или ледовая трещина, всегда можно услышать такой (или похожий) диалог:

— Страховка готова?
— Готова!
— Приготовься выбирать, я пошел. Жестче страховку!
— Понял, есть жестче.
— Все, стою на полке.
— Становлюсь на самостраховку.
— Выдай веревку! И вновь:
— Страховка готова.

Такой диалог можно услышать в любой туристской группе, вынужденной в силу особенности выбранного маршрута, реже — из-за возникших обстоятельств (заблудились, стихийное бедствие, участие в спасательных работах) преодолевать различного рода естественные препятствия.

Что же это такое — страховка, самостраховка? Пожалуй, это самый важный для сохранения жизни и здоровья путешественника комплекс навыков и приемов. Начнем с простейшего. Вам нужно снять с костра закипевший котелок. Вы беретесь за нагревшуюся дужку рукой, на которую натянута рукавица, — это самостраховка. Вы усаживаетесь в байдарку, на вас спасательный жилет и шлем — это средства самостраховки. Товарищ переходит ров по бревну, вы подаете ему руку — это страховка. То есть любое действие, предупреждающее возможное падение, срывы, травмы, аварии, потерю снаряжения или его порчу — это страховка и самостраховка. Опытные путешественники стараются предусмотреть и учесть все сложности, возможные во время прохождения маршрута, и, естественно, меры и способы их преодоления. Оговариваются также меры на случай экстраординарных ситуаций, чрезвычайных происшествий, необходимости сойти с маршрута.

Все эти соображения и породили понятия «страховка» и «самостраховка». В основе большинства страхующих действий лежит работа с воровкой и различными приспособлениями, так или иначе с нею связанные. Расскажем по порядку.

Туристская техника страховки

Главная > Учебное пособие >Физкультура и спорт

Понятие страховки на горных склонах и переправах через водные препятствия. Средства страховки

В предыдущих лекциях мы уже упоминали, что спортивный туризм является деятельностью, которая характеризуется повышенным риском. Участники спортивных походов в горах стремятся осуществить восхождения на горные вершины, преодолеть запланированные на маршруте перевалы, горные реки и ручьи – препятствия, представляющие собою объективную опасность и требующие специальных усилий по управлению рисками. Безопасность преодоления таких препятствий во многом определяется правильной организацией страховки для участников туристской группы.

Более того, применение техники страховки не ограничивается спортивным туризмом. Современные формы рекреационно-спортивных туристских соревнований (например «веревочные курсы») зачастую так же требуют организации страховки для их участников. Для участников подобных соревнований весьма важно ощущение риска, которое подталкивает их к оригинальным решениям ситуационных соревновательных задач, преодолению присущих человеку страхов и неуверенности в себе; к расширению их обычной «комфортной зоны» мышления и деятельности. Участники таких соревнований могут преодолевать искусственно созданную «полосу препятствий» на высоте от 7 до 15м над уровнем земли, где ощущение риска зримо присутствует, но действительный риск для участников должен быть сведен к минимально приемлемой величине. Безопасность туристских соревнований обеспечивается благодаря применению специального страховочного снаряжения и разнообразных приемов страховки. Таким образом, владение участниками спортивного похода, инструкторами рекреационно-спортивных туристских мероприятий техникой страховки на необходимом уровне является одним из важнейших факторов, повышающим безопасность и успешность туристской деятельности.

Как принято определять понятие страховки в спортивном и рекреационно-спортивном туризме? Из всего комплекса мероприятий, которые могут отвечать понятию страховки в туризме, мы рассматриваем исключительно мероприятия, связанные с обеспечением безопасности участников активной туристской деятельности, преодолевающих естественные и искусственные препятствия на маршрутах походов и дистанциях соревнований. Как и в предыдущих лекциях, технику страховки мы рассмотрим лишь в применении к горно-пешеходному и лыжному туризму. В таком случае, объективно опасными естественными препятствиями, требующими организации страховки, будут являться, прежде всего, горные склоны различной природы и крутизны и преодолеваемые туристами водные преграды. При этом техника страховки за редким исключением определяется приемами работы туристов с основной веревкой, обеспечивающими уверенное задержание сорвавшегося на любых формах рельефа и на переправах. Определим понятие страховки, как совокупность индивидуальных и коллективных технических приемов и средств, применяемых для обеспечения безопасности туристов, преодолевающих объективно опасные участки спортивных маршрутов и дистанций соревнований.

Вначале в данной лекции мы рассмотрим важнейшие средства обеспечения безопасности участников туристских походов и соревнований, а затем – порядок применения этих средств (основные приемы страховки на склонах и переправах через водные преграды).

Какими качествами должна обладать основная страховочная веревка? Туристская техника страховки на горных склонах и переправах через водные и иные препятствия за редким исключением связана с применением т.н. основной веревки (Рис. 1). Естественно, что основная страховочная веревка должна удовлетворять целому ряду специальных требований. Например, основная веревка, применяемая для страховки первого участника, преодолевающего склон (с учетом возможности его срыва и падения по склону) должна сочетать следующие особенности: быть весьма прочной, обладать низким импульсным усилием (усилием рывка), быть удобной в обращении, износостойкой, относительно легкой. Низкое импульсное усилие (усилие рывка), развивающееся в веревке под воздействием падающего тела – это важнейшее качество страховочной веревки, применяемой в целях взаимной страховки на горных склонах (см. ниже, в разделе 2 данной лекции). Именно это качество веревки значительно снижает те нагрузки, которые приходится выдерживать страхующему участнику, страховочному снаряжению, первому (страхуемому) участнику в случае его срыва со склона и падения.

Основная веревка изготавливается по специальной технологии; состоит из прочной внешней оплетки и внутреннего, подкрученного сердечника, «сплетенного» из многих волокон. Для ее изготовления применяются синтетические материалы, такие как нейлон, полиэстер.

Страховочные веревки, в зависимости от конструктивных особенностей, технических характеристик и конкретного назначения, принято подразделять на две категории: статические и динамические. Статическая веревка в малой степени растягивается под воздействием груза; ее применяют в качестве транспортной и страховочной веревки на переправах через водные препятствия, в качестве опорной и грузовой веревок при преодолении иных естественных препятствий. Динамическая веревка, напротив, более эластична, обладает относительно большим растяжением под воздействием груза. Растяжение веревки абсорбирует (поглощает) энергию падающего груза, поэтому динамическая веревка применяется обычно при страховке первого участника, преодолевающего горный склон (с учетом возможности его срыва, падения и динамической нагрузки на веревку).

Основная веревка должна иметь сертификат качества, и соответствовать европейским требованиям и требованиям международной федерации альпинизма и скалолазания UIAA ( Union internationale des association D ’ alpinisme ). Ниже мы приводим основные характеристики динамической веревки, которые указываются в ее сертификате качества.

Требования UIAA и EN892 (европейский стандарт) для динамической веревки:

Диаметр веревки (обычно в пределах10-12мм).

Сила рывка должна быть не более 12kN при факторе рывка 2 с массой падающего груза 80кг.

Веревка должна выдерживать не менее 5 рывков с фактором рывка 2 и массой падающего груза, указанной выше.

Относительное удлинение под статическим воздействием стандартного груза 80кг не должно быть более 8%.

Смещение оплетки веревки относительно ее сердцевины в стандартных испытаниях должно быть меньше 40мм.

Масса метра веревки (70-80г на метр для11мм веревки).

Ньютон ( N ) единица измерения усилий, воздействующих на веревку (СИ); сила сообщающая телу, массой 1кг ускорение 1м/с 2 в направлении действия силы. Один килоньютон ( kN ) равен 1000 N ; 1 N равен 0.102кгс (килограмм силы). Один кгс определяется как сила, действующая на тело массой в один килограмм и придающая ему стандартное ускорение свободного падения. Фактор рывка – это отношение глубины падения груза от точки его срыва до того места, где он зависнет на веревке, к длине веревки, на которой он завис (определяет возможность веревки поглощать энергию упавшего груза за счет работы по ее растяжению).

В качестве конкретного примера сертификата качества приведем данные фирмы «Beal», которая является одним из мировых лидеров по производству альпинистских страховочных веревок (табл. 1).

Характеристики веревок фирмы Beal

Тип веревки и ее диаметр

Количество выдерживаемых тестовых рывков (шт.)

Масса падающего груза (кг)

Масса одного метра веревки (г)

* – Усилия измерялись в испытаниях по стандартной методике: падение груза массой 80кг на веревке при факторе рывка 1.77.

При преодолении естественных препятствий в походе и технических этапов на дистанции соревнований зачастую в качестве группового (командного) средства страховки используются страховочные перила.

Что означает понятие «страховочные перила»? Страховочными перилами называется основная веревка, закрепленная с помощью специальных узлов и карабинов на опорных точках страховки (крючьях, деревьях, закладных элементах и пр.) Страховочные перила обязательно закрепляются в исходной и целевой точке участка движения команды по сложному участку рельефа или на исходном и целевом берегах переправы через водное препятствие. По отношению к расположению веревки относительно земной поверхности страховочные перила подразделяют на три категории: вертикальные, горизонтальные и наклонные. Например, перила, натянутые над водным препятствием чаще всего являются горизонтальными (могут быть и наклонными). Перила, для страховки при движении вверх или вниз по склону (свисающие со склона) – являются вертикальными (наклонными) перилами. Веревочные перила используются туристами не только для организации страховки, но и служат опорой, транспортным средством при движении по сложным участкам маршрута. Такие технические приемы как подъем на отвесные склоны по перилам на стременах (способ грудь-нога); спуски со склона по перилам, перемещение грузов по рельефу, движение через реку по навесной переправе, являются характерными примерами использования перильной веревки в качестве опорного (транспортного) и страховочного средства.

Какие иные средства страховки (кроме основной веревки) характерны для практики спортивного и рекреационно-спортивного туризма? Кроме основной веревки, к разнообразным средствам страховки относят страховочные карабины, тормозные устройства, петли из репшнура, скальные и ледовые крючья, закладные элементы и т.д. (Рис. 2). Обычными средствами самостраховки в движении (средствами самозадержания при срыве со снежного, травянистого, ледового склона и опорными средствами, предотвращающими падение) в туризме является ледоруб, альпеншток, лыжные палки. Средством самостраховки в движении по вертикальным и наклонным страховочным перилам является петля самостраховки, изготовленная из репшнура (6мм-8мм) (Рис. 3). Средством самостраховки в движении по горизонтальным перилам является ус самостраховки, выполненный из короткого отрезка основной веревки и подключенный одновременно к индивидуальной страховочной системе и к перилам (с помощью карабина). Средства страховки, как и прочие виды снаряжения, подразделяются на индивидуальные (петля самостраховки, индивидуальные карабины, страховочная система, ледоруб и пр.) и групповые (основная веревка, групповые карабины, опорные средства для организации точек страховки и пр.).

2. Классификация техники страховки с применением основной веревки

Как и в случае любой иной туристской техники, технику страховки принято разделять на индивидуальную технику (самостраховка) и групповую (командная страховка). Известный спортсмен, методист и педагог, обучавший технике и тактике горного туризма и альпинизма в СССР, Я. Аркин (1981) подразделял технику страховки в зависимости от числа применяющих ее индивидов и собственно от содержания страховочных действий на три категории: самостраховку, взаимную страховку и массовую страховку. Рассмотрим данные категории страховки более подробно.

Что подразумевается под понятием «самостраховка»? Очевидно, что под самостраховкой следует понимать совокупность приемов и средств самостоятельного обеспечения безопасности туриста при преодолении им объективно опасных участков маршрута. Понятие «самостраховка» комплексное и включает ряд ниже перечисленных важных приемов обеспечения собственной безопасности.

Статичная самостраховка туриста на точке страховки.

Организуется туристом на опасных участках горного рельефа во время его действий, направленных на страховку партнера, ожидания очереди на начало движения по перилам и т.д. (турист в это время занимает статичное положение и не передвигается по естественному препятствию). В качестве средства статичной самостраховки используется ус самостраховки закрепленный с одной стороны на опорной точке страховки (скальном крюке, камне, дереве и т.д.), с другой стороны – на индивидуальной страховочной системе туриста.

Самостраховка туриста в движении по горизонтальным перилам.

При данной разновидности самостраховки турист двигается вдоль склона или пересекает водное препятствие (вброд, по бревну, камням, транспортной веревке и т.д.). Для обеспечения безопасности он пристегнут усом самостраховки и карабином к перильной веревке закрепленной на исходном и целевом участке движения (карабин уса самостраховки скользит по перилам во время преодоления препятствия туристом).

Читайте так же:  Заявление на постановку на учет ип усн

Самостраховка туриста в движении по вертикальным и наклонным перилам.

При данной разновидности самостраховки турист двигается вниз или вверх по склону (искусственным или природным объектам), используя перильную веревку в качестве опоры и для обеспечения самостраховки. Средством самостраховки в данном случае является петля самостраховки из репшнура, завязанная на перилах схватывающим узлом и закрепленная на индивидуальной страховочной системе туриста (Рис. 3).

Самостраховка в движении без применения перильной веревки (самозадержание на снежных, травянистых и ледовых склонах).

Данные действия включают в себя комплекс надежных (предотвращающих срыв) приемов передвижения по разным формам рельефа и приемов самозадержания при срыве, которые осуществляются с помощью специального снаряжения: ледоруба, альпенштока, ледовых молотков, лыжных палок и т.д. Более подробно техника самостраховки туристов на естественных препятствиях рассмотрена нами в специальном методическом занятии «техника преодоления естественных препятствий».

Средством страховки является петля из репшнура, завязанная на перилах схватывающим узлом и закрепленная на страховочной системе туриста.

В организации взаимной страховки принимают участие, как минимум, два человека (они страхуют друг друга с использованием основной веревки при преодолении объективно опасных участков маршрута). Два или более человека, объединенные (связанные) основной веревкой в туризме или альпинизме обозначают термином «связка». Взаимную страховку в свою очередь подразделяют на две разновидности: одновременную страховку и попеременную страховку.

В чем заключается одновременная взаимная страховка туристов? При одновременной страховке все партнеры по связке одновременно передвигаются по опасному участку маршрута. Страховка обеспечивается за счет действий лидирующего участника связки. На склоне он закладывает веревку за скальные выступы или включает ее в карабины установленных им самим точек страховки (карабины закладных элементов, крючьев, ледобуров и т.д.). По ходу движения последний участник связки снимает точки страховки. В случае срыва одного из участников связки, веревка, заложенная за скальные выступы или «прощелкнутая» в искусственные точки страховки предотвращает падение туристов на большую глубину.

Еще одним характерным примером применения одновременной страховки является страховка туристов при движении по закрытому леднику (см. лекцию 7 «Классифицированные участки маршрута»). В данном случае туристам грозит не срыв со склона, а падение в невидимые под снегом глубокие ледовые трещины. Движение по закрытому леднику осуществляется туристами в связке, с расстоянием между ними в 10 и более метров. Провалившийся в трещину турист, удерживается на веревке своим партнером (партнерами) по связке. При этом оставшиеся на поверхности ледника партнеры выступают в качестве своеобразного «тормоза» или «якоря» (особенно, в случае если приходится им приходиться останавливать падение товарища с помощью ледорубов). В случае, когда одновременная страховка не эффективна, используется попеременная страховка.

В чем заключается попеременная взаимная страховка туристов? Попеременная страховка применяется в случае преодоления технически сложных склонов или иных препятствий, когда одновременная страховка не эффективна. Само название данной разновидности страховки указывает на то, что в этом случае движение туристов осуществляется по очереди. Вначале лидер связки проходит опасный участок маршрута равный длине используемой веревки (обычно 40-50м в случае работы на горном склоне); в это время его партнер осуществляет его страховку основной веревкой в статичном положении. Затем роли партнеров по связке меняются: лидер останавливается, закрепляет себя усом самостраховки на опорной точке страховки и осуществляет страховку основной веревкой идущего (лезущего, прыгающего через ледовую трещину) к нему партнера.

Если мы рассматриваем попеременную страховку туристов на горных склонах, то она подразделяется на верхнюю и нижнюю страховку. В приведенном выше примере лидер связки передвигается вверх по склону с нижней страховкой (веревка «приходит» к его страховочной системе снизу, от оставшегося внизу, страхующего его партнера). Затем лидер страхует своего партнера, применяя верхнюю страховку (веревка «приходит» к нижнему партнеру по связке сверху, от лидера). Подробнее систему организации попеременной страховки мы рассмотрим ниже в разделе «Страховочная цепь и ее элементы», а так же в методическом занятии «техника преодоления естественных препятствий».

В чем заключается массовая страховка туристов? Данную разновидность страховки выделяют не на основании существа применяемых приемов и страховочных средств, а на основании массовости ее использования. Массовая страховка осуществляется с помощью страховочных перил заранее организованных на объективно опасных участках горного рельефа, переправах и т.д. Предполагается, что данные участки будут преодолеваться значительным количеством туристов, в течение относительно продолжительного времени. Например, перила из основной веревки (соответствующей по прочности металлической проволоки, троса) могут быть натянуты инструкторами альпинистского лагеря в месте переправы через горную реку по бревну; перила организуются в расчете на весь сезон горовосхождений с учетом их массового использования альпинистами лагеря. Сама же техника самостраховки туристов, альпинистов – это не что иное, как техника самостраховки в движении по перилам (см. выше). Указанная выше классификация техники страховки представлена на Рис. 4.

3. Страховочная цепь и ее элементы

Сутью страховки с применением основной веревки в горно-пешеходном, лыжном туризме является, в основном, снижение (недопущение) негативных последствий срыва туриста на горных склонах или иных объективно опасных участках маршрута, а именно прекращение его падения и удержание. С точки зрения физики, страховка – это гашение кинетической энергии падающего тела, осуществляемое за счет трения при протравливании веревки через руки страхующего, специальные механические устройства, элементы рельефа и амортизации (удлинения) нагруженной веревки. Рассмотрим этот процесс на примере взаимной нижней страховки, в случае когда (для упрощения рассуждений) связка преодолевает отвесный горный склон. Партнеров по связке и функциональную совокупность страховочных средств, которые обеспечивают безопасность связки на склоне принято называть страховочной цепью. Эффективность страховки зависит от надежности каждого компонента страховочной цепи и всей страховочной цепи в целом.

Из каких компонентов состоит страховочная цепь при организации нижней страховки на горном склоне? Главным связующим элементом страховочной цепи является основная веревка: партнеры по связке объединены основной веревкой, концы которой ввязаны или закреплены карабинами на их индивидуальных страховочных системах. Создание страховочной цепи начинается с организации базового пункта страховки (базы, станции). База представляет собою максимально удобное место на склоне, с которого осуществляется страховка. Она оборудуется обычно несколькими (не менее чем двумя) надежными точками страховки (крючьями, закладными элементами, повешенными на скальные выступы петлями с карабинами), которые блокируются между собой фрагментом основной веревки или равнопрочной ей стропой. В случае выхода из строя отдельных точек страховки, это не должно сказаться на надежности базы в целом. Если «под рукой» имеется удобный и надежный скальный выступ, можно для организации базового пункта страховки ограничиться только им (сделать базу на одной точке страховки) (Рис.5).

Рис.5 Базовый пункт страховки. Рис.6 Промежуточные точки страховки.

После организации базы веревка, идущая от лидера в связке, закладывается в базовый карабин (первая точка страховки лидера), при этом страхующий участник удерживает входящую в карабин веревку руками, и сам закреплен усом самостраховки на базовой точке страховки (Рис. 5). Лидер связки начинает двигаться вверх по склону и тянет за собою страховочную веревку (ее выдает на базе страхующий его партнер). При этом лидер устанавливает на склоне промежуточные точки страховки и проводит («прощелкивает») веревку через карабины этих точек (Рис.6). Промежуточные точки страховки – скальные крючья с оттяжками и карабинами, оттяжки с карабинами, наброшенные за скальные выступы и пр. При срыве, лидирующий участник пролетает расстояние, на которое он поднялся выше последней промежуточной точки страховки и на такое же расстояние ниже данной точки (глубина падения). После чего веревка нагрузит карабин данной точки и остановит падение лидера. Таким образом, мы можем перечислить все элементы страховочной цепи при организации нижней страховки: партнеры по связке; объединяющая их основная веревка, проходящая через базовый пункт страховки и промежуточные точки страховки. Схематично страховочная цепь нижней страховки представлена на Рис.7

Рис. 7 Страховочная цепь при организации нижней страховки Страхующий участник находится в базовом страховочном пункте (организован с использованием надежного камня). Страховка лидера осуществляется через тормозное устройство «восьмерка» закрепленное на беседке страхующего (рисунок слева) или через карабин базового пункта (рисунок справа). Веревка, закрепленная на базе и на страховочной системе лидера, проходит через тормозное устройство или карабин базового пункта страховки, через три (крюк1-крюк3) промежуточных точки страховки.

Какие нагрузки приходятся при срыве лидера на спортсменов и элементы страховочной цепи? Какие нагрузки выдерживает страховочная цепь без разрушения? Страховочная цепь, и сама по себе страховка, эффективны, если сами участники и ключевые (критичные) элементы страховочной цепи выдерживают без негативных последствий усилия, которые приходятся на них вследствие срыва лидера связки; если страхующий партнер удерживает с помощью веревки сорвавшегося лидера. По данным многочисленных испытаний, элементы страховочной цепи выдерживают без разрушения следующие усилия.

Индивидуальная страховочная система рассчитана на рывок не более 1000-1600кгс (безболезненно переносится рывок в 400 кгс) (1кгс примерно равен 10 N ).

Правильно организованный базовый страховочный пункт рассчитан на рывок до 2200 кгс.

Какой рывок выдержат промежуточные точки страховки точно предсказать нельзя: все диктуется конкретным снаряжением и опытом лидера связки. Сами страховочные элементы изготавливаются с таким расчетом, чтобы выдержать усилие 1600-2500кгс, но условия их установки на рельефе подчас не обеспечивают их сохранность при сильном рывке и средства страховки могут вылететь из склона без разрушения их конструктивных элементов. При воздействии на скальный крюк усилия в 500 кгс – вылетают около 15% забитых крючьев, при воздействии 800 кгс – более 50% крючьев. Ледобуры (ледовые «крючья») считаются самыми надежными по сравнению с другими страховочными элементами и могут выдержать усилие вплоть до 2400кгс.

Карабины в среднем рассчитаны на нагрузку 2000 кгс.

Основная веревка является надежным элементом страховочной цепи (за исключением случая, если она обрежется об острый край скалы или получит повреждения от падающих камней или льда). Разрывное усилие веревки обычно не менее 2000 кгс.

Таким образом, практика альпинизма и горного туризма, исследование проблемы свидетельствуют о том, что наименее надежным звеном страховочной цепи при срыве являются промежуточные точки страховки (крючья, закладные элементы). Относительная величина усилий, приходящихся на последнюю, установленную лидером связки точку страховки (последний карабин) в страховочной цепи при его срыве показаны на Рис..

Рис.8 Усилия, приходящиеся на последнюю, установленную лидером связки точку страховки (последний карабин) в страховочной цепи при его срыве. Рисунок представлен на сайте Интернета

На рисунке изображена верхняя точка страховки, на которой произошло задержание сорвавшегося лидера связки. Кинетическая энергия сорвавшегося лидера поглощается упругим растяжением веревки и трением веревки в карабине при ее протравливании страхующим партнером. При этом на сорвавшегося лидера действует сила упругости F; эта же сила воздействует на карабин верхней точки страховки в направлении срыва. В карабине на веревку действует сила трения Fтрен., которая препятствует движению веревки. Сила трения зависит от коэффициента трения и силы давления веревки на карабин. В том же направлении, что и сила трения, действует сила F1, которая удерживает сорвавшегося от дальнейшего падения (прикладывается к веревке страхующим партнером). Удержание падающего человека возможно лишь при условии, когда F=F1+Fтрен. Сила трения, по оценкам фирм-производителей снаряжения, составляет около 34% от силы рывка F (в модельных условиях). При этом сила F1 составляет 66% от силы F. Тогда на карабин в случае жесткой страховки, без протравливания веревки, будет воздействовать сила N=F1+F=1.66F. При наличии грязи, влаги, дефектов веревки или карабина сила трения может увеличиться, так что, реальная нагрузка на карабин (а поэтому и на точку страховки) составляет: F