Содержание:
Создание службы охраны труда в организации
Когда необходимо создавать службу охраны труда в организации или вводить должность специалиста по охране труда?
Какие требования предъявляются к работникам этой службы?
Какие документы необходимо оформить, создавая службу охраны труда?
Когда необходимо создавать службу охраны труда?
Вопросы создания и организации деятельности службы охраны труда регламентируются ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации), а также другими нормативными актами и документами рекомендательного характера.
Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели) обязаны создавать службу охраны труда либо вводить в штатное расписание должность специалиста по охране труда, если соблюдаются следующие условия (ч. 1 ст. 217 ТК РФ):
- численность работников превышает 50 человек;
- работодатель ведет производственную деятельность.
К сведению
Под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию. Такая деятельность включает производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ).
Производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами (организациями). Это деятельность по производству не только материальных, но и нематериальных благ, оказание различных услуг во всех сферах (см. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
Организации, которые не занимаются производством, а оказывают услуги, считают, что нормы ч. 1 ст. 217 ТК РФ на них не распространяются. Однако это не так. Согласно разъяснениям Минтруда России указанные нормы в полной мере распространяется на организации, оказывающие различные виды услуг. Поэтому организации, которые оказывают услуги, обязаны создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда (письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, может создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда — в зависимости от специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если у работодателя нет службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда, их функции выполняют:
- работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
- руководитель организации;
- другой уполномоченный работодателем работник;
- сторонняя организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Договор о выполнении функций службы охраны труда можно составить на основе примерной формы, приведенной в приложении к письму Минтруда России от 16.11.1994 № 2207-КВ.
Обратите внимание!
Оказывать услуги в области охраны труда могут только аккредитованные организации. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.
Нормы ч. 3 ст. 217 ТК РФ распространяются только на работодателей, численность работников которого не превышает 50 человек.
Если численность работников превышает 50 человек, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации (письмо Минтруда России от 11.11.2016 № 15-2/В-3673). Руководствоваться нормами ч. 3 ст. 217 ТК РФ в этом случае нельзя!
Таким образом, у любого работодателя, включая малые предприятия и микропредприятия, индивидуальных предпринимателей, должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда.
Если у работодателя нет ни службы охраны труда, ни специалиста по охране труда и никто не выполняет их функции, он может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства об охране труда по ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Например, отсутствие штатной единицы специалиста по охране труда в организации, численность работников которой превышает 50 человек, является нарушением требований ч. 1 ст. 217 ТК РФ. Это может послужить основанием для привлечения должностных лиц и организации к административной ответственности (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).
Структура и численность службы охраны труда
При определении структуры службы охраны труда и численности ее работников работодателю следует руководствоваться:
- Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации);
- Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденными Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10 (далее — Межотраслевые нормативы).
На основе Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную деятельность, разрабатываются Положения о службе охраны труда, с учетом специфики их организационно-правовых форм (письма Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698, от 30.01.2017 № 15-2/ООГ-222).
Как оформить создание службы охраны труда?
Решение о создании службы охраны труда в виде отдельного структурного подразделения или введении в штат должности специалиста по охране труда необходимо оформить документально.
В первую очередь необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание работодателя. Для этого издают приказ (распоряжение) по основной деятельности (примеры приказов о создании службы охраны труда и внесении изменений в штатное расписание и о введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда см. далее).
Какие требования предъявляются к сотрудникам службы охраны труда?
Функции службы охраны труда (разделы II–III Рекомендаций):
- учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
- помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;
- организация и участие в проведении специальной оценки условий труда;
- проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
- участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;
- согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;
- разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.
- участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;
- помощь руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда;
- организация расследования несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда), в соответствии с установленными сроками;
- участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
- составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;
- разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;
- организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
- составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
- оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);
- обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
- организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях;
- организация совещаний по охране труда;
- ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т. д.;
- доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ, коллективного договора, соглашения по охране труда организации;
- рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков;
- осуществление контроля за:
– соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
– обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
– расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
– выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
– наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
– проведением специальной оценки условий труда;
– своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
– эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
– состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
– своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
– организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
– санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
– организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
– правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
– своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
– использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.
- анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Чтобы организовать деятельность службы охраны труда, работодатель может разработать и утвердить локальный нормативный акт — Положение о службе охраны труда.
На практике в структуру службы охраны труда входят:
- руководитель службы охраны труда;
- специалисты по охране труда.
На должность специалиста по охране труда работодатель вправе назначить работника, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в области охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ).
При этом следует учитывать квалификационные требования, установленные разделом «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов (далее — ЕКСД), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н (см. письма Роструда от 06.08.2012 № ТЗ/6389-3-5, от 24.01.2013 № ТЗ/297-3-5).
К сведению
С 1 июля 2016 г. работодатели вправе применять профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный Приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н, в соответствии с ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).
Квалификационные требования:
- к должности «руководитель службы охраны труда»:
– высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности;
– либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет;
- к должности «специалист по охране труда»:
– высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности;
– либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы;
– либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда и стаж работы в области охраны труда не менее трех лет.
Помимо квалификационных требований в ЕКСД содержатся должностные обязанности, а также требования к знаниям таких работников. Их можно использовать при составлении трудовых договоров и должностных инструкций работников службы охраны труда.
Оформить работников на соответствующие должности в службе охраны труда можно посредством:
- приема на работу (ст. 68 ТК РФ);
- перевода на другую работу (ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ);
- поручения работникам дополнительной работы в порядке совмещения должностей (ст. 60.2 ТК РФ) или по совместительству (ст. 60.1, 282 ТК РФ).
Обратите внимание: дополнительные обязанности и функции в рамках совмещения или работы по совместительству должны возлагаться только на основании добровольного решения работника (письмо Роструда от 24.06.2015 № ПГ/32250-3-2).
Введение должности специалиста по охране труда
Вопрос-ответ по теме
Если в нашей организации 59 человек, возможно ли наделение полномочиями специалиста по охране труда штатного сотрудника. Если отдельной единицы не предусмотрено в штатном расписании? Какие возможные выходы из данной ситуации?
Нет, не возможно.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ)
Подробно как создать в организации службу охраны труда см. материалы в обосновании.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры».
Рекомендация: Как создать в организации службу охраны труда
«Наличие службы охраны труда
Обязательно ли создавать в организации службу охраны труда
Для обеспечения соблюдения требований охраны труда и осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, занимающейся производственной деятельностью, с численностью сотрудников более 50 человек должна быть создана служба охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ).* Если численность персонала не превышает указанного предела, решение о создании службы руководитель организации (предприниматель) принимает по своему усмотрению.
Указанный порядок распространяется на все организации независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и сферы (абз. 3 ст. 11 ТК РФ).*
Вопрос из практики: обязана ли организация, которая занимается оказанием услуг, создавать службу охраны труда. Организация оказывает услуги по переработке продукции
Да, обязана, если занимается производственной деятельностью и ее численность составляет более 50 человек.
В каждой организации, занимающейся производственной деятельностью, где численность сотрудников превышает 50 человек, должна быть организована служба охраны труда. Об этом сказано в статье 217 Трудового кодекса РФ.
Под производственной деятельностью понимается деятельность организации, которая направлена на производство продукции, работ, услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ). Таким образом, производственная деятельность – это не только деятельность по непосредственному производству продукции, но и оказание любых услуг.
Из вышесказанного следует, что организации, деятельность которых связана с оказанием услуг и численность сотрудников в которых превышает 50 человек, должны создать службу охраны труда.
Правомерность данного вывода подтверждена письмом Банка России от 13 марта 2007 г. № 31-3-8/562. В нем указано, что действие статьи 217 Трудового кодекса РФ распространяется в том числе и на кредитные организации, оказывающие услуги в банковской сфере.
Вопрос из практики: обязана ли некоммерческая организация создавать службу охраны труда
Да, обязана, если занимается производственной деятельностью и ее численность составляет более 50 человек.
Создавать службу охраны труда нужно при одновременном выполнении следующих условий:
- организация занимается производственной деятельностью. При этом под производственной деятельностью понимается деятельность организации, которая направлена на производство продукции, работ, услуг;
- численность сотрудников организации превышает 50 человек.
Это следует из части 9 статьи 209 и статьи 217 Трудового кодекса РФ.
Соблюдать требования трудового законодательства должны все организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (абз. 3 ст. 11 ТК РФ). Никаких исключений для некоммерческих организаций не установлено. Поэтому, если некоммерческая организация занимается производственной деятельностью и численность ее сотрудников превышает 50 человек, она обязана создать службу охраны труда».
«Задачи и функции службы охраны труда
Какие задачи и функции выполняет служба охраны труда
Среди основных задач службы охраны труда можно выделить:
- контроль за соблюдением сотрудниками законов и иных правовых актов об охране труда (в т. ч. локальных);
- организацию профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний;
- информирование и консультирование сотрудников организации по вопросам охраны труда.
Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагают следующие функции:
- организацию и методическое руководство специальной оценкой условий труда, сертификацию работ по охране труда и контроль за их проведением;
- измерение параметров опасных и вредных производственных факторов, оценка травмобезопасности оборудования, приспособлений;
- проверку технического состояния зданий, механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты, а также состояния санитарно-технических устройств на соответствие требованиям охраны труда;
- организацию расследования несчастных случаев на производстве и участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая;
- содействие своевременному обучению сотрудников организации по охране труда;
- другие функции.
Полные перечни задач и функций службы охраны труда в организации изложены в разделах II и III рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14. На основе этих рекомендаций работодатели разрабатывают свое положение об охране труда, которое учитывает специфику деятельности организации.
Ответственность за деятельность службы несет руководитель организации (ст. 212 ТК РФ).*
Внимание: за нарушение нормативных требований охраны труда предусмотрена административная ответственность (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Кроме того, для сотрудника, ответственного за соблюдение правил охраны труда, может наступить уголовная ответственность, если нарушение по неосторожности повлечет причинение тяжкого вреда здоровью людей или их смерть (ст. 143 УК РФ).*
Нарушение ответственным сотрудником правил охраны труда также может стать основанием для дисциплинарного взыскания: замечания или выговора, а в крайних случаях и для увольнения, если нарушение повлечет тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо создаст угрозу их наступления (подп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81, ст. 192 ТК РФ). Факт нарушения может быть зафиксирован комиссией или специалистом по охране труда в акте.
Права службы охраны труда
Какие права есть у специалистов службы охраны труда
Примерный перечень прав для специалистов службы охраны труда приведен в разделе IV рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14. В документе перечислены следующие права:
- в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;
- предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;
- требовать от руководителей подразделений отстранения от работы сотрудников, которые не прошли медосмотры и инструктажи по охране труда, не используют в своей работе предоставленные средства индивидуальной защиты, а также нарушают требования законодательства об охране труда;
- направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда;
- запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию и документы по охране труда, а также требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;
- привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда;
- представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных сотрудников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;
- по поручению работодателя представлять интересы организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.
На основе предложенного перечня работодатели разрабатывают свое положение об охране труда и должностные инструкции специалистов, которые учитывают специфику деятельности и структуру, правила внутреннего взаимодействия персонала внутри организации.
Варианты организации службы охраны труда
В какой форме можно организовать службу охраны труда
Служба охраны труда в организации может быть представлена:
- отдельным структурным подразделением;
- штатным специалистом по охране труда;*
- руководителем организации (предпринимателем лично) или другим уполномоченным сотрудником;
- сторонней специализированной организацией, которая имеет соответствующую аккредитацию, или специалистом, с которым заключен гражданско-правовой договор.
Это предусмотрено статьей 217 Трудового кодекса РФ.
Служба охраны труда. Отдельное подразделение
Как создать службу охраны труда в виде отдельного структурного подразделения
Если организация создает службу охраны труда в форме отдельного структурного подразделения, необходимо:
- определить структуру службы;
- рассчитать численность сотрудников, которые будут в ней трудиться;
- издать приказ о создании службы;
- составить положение о службе охраны труда;
- утвердить должностные инструкции ее сотрудников;
- внести изменения в штатное расписание.
Сделать это нужно с учетом рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.
Это следует из части 4 статьи 217 Трудового кодекса РФ.
Как определить структуру службы охраны труда в виде отдельного подразделения
По структуре служба охраны труда в организации должна состоять из штата специалистов во главе с ее начальником (п. 3 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14). Подчиняется служба непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей (п. 2 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14).
В состав службы охраны труда, как правило, входят сотрудники, имеющие:
- высшее профессиональное образование по направлению подготовки «техносферная безопасность» или по аналогичному направлению либо высшее профессиональное образование с обязательным наличием дополнительного профессионального образования в области охраны труда;
- стаж работы в области охраны труда – для руководителей и специалистов с категорией.
Все сотрудники, принимаемые в состав службы, должны пройти обучение по охране труда.
Такие требования следуют из совокупности положений единого квалификационного справочника, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н, пункта 17 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.
Штатная численность службы
Как рассчитать оптимальную численность службы охраны труда в виде отдельного структурного подразделения
Чтобы определить штатную численность сотрудников, необходимых для функционирования службы, нужно учесть:
- численность работающих в организации сотрудников;
- характер условий труда;
- степень опасности производства;
- другие факторы.
Это предусмотрено пунктом 14 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.
Для расчета штатной численности сотрудников службы рекомендовано пользоваться Межотраслевыми нормативами, утвержденными постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10. В этом документе приведены таблицы, содержащие данные по количеству человек, которые должны выполнять ту или иную функцию по охране труда в организации.
Например, чтобы выяснить, сколько человек потребуется для проведения инструктажей сотрудников, необходимо рассчитать среднемесячную и среднесписочную численность сотрудников в организации (п. 3.2.4Межотраслевых нормативов, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10). А чтобы определить, сколько человек должны заниматься контролем охраны труда в организации, нужно определить среднесписочную численность всех работающих, количество сотрудников, которые имеют дело с вредными и тяжелыми условиями труда, а также количество структурных подразделений организации (п. 3.2.6Межотраслевых нормативов, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10)».
«Документальное оформление создания службы
Какие документы нужно оформить для создания в организации службы охраны труда в виде отдельного структурного подразделения
Для документального оформления создания службы охраны труда в организации потребуются:
- приказ руководителя о создании службы охраны труда в организации;
- положение о службе охраны труда;
- должностные инструкции сотрудников службы охраны труда (например, инженера по охране труда).
Служба охраны труда. Штатный специалист
Как создать службу охраны труда в организации путем введения должности штатного специалиста по охране труда
Если организация создает службу охраны труда путем введения должности штатного специалиста, необходимо:
- утвердить его должностную инструкцию;
- внести изменения в штатное расписание.
Это следует из части 4 статьи 217 Трудового кодекса РФ.
На должность специалиста охраны труда, как правило, принимают работника, который имеет:
- высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или аналогичному направлению по обеспечению безопасности производственной деятельности;
- либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы;
- либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда, а также стаж работы в области охраны труда не менее трех лет.
Квалификационные требования к специалисту по охране труда закрепите в его должностной инструкции.
Сотрудник, принимаемый на должность специалиста охраны труда, должен пройти обучение по охране труда.
Это предусмотрено единым квалификационным справочником, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н, пунктами 15, 17 Рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14».
«Вопрос из практики: может ли организация, которая осуществляет производственную деятельность, с численностью сотрудников более 50 человек заключить договор о выполнении услуг по охране труда с подрядной организацией
Работодатель при отсутствии у него службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда может оформить гражданско-правовой договор с организацией, оказывающей услуги в области охраны труда. При этом такая организация должна быть аккредитована по Правилам, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Это следует из положений частей 2–3 статьи 217 Трудового кодекса РФ.
Однако аккредитация организаций проводится только для осуществления функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность сотрудников которого не превышает 50 человек. Аккредитация подобной услуги для работодателя с численностью сотрудников, превышающей 50 человек, не предусмотрена (п. 1 перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н).
Таким образом, организация с численностью сотрудников более 50 человек не может заключить договор о выполнении услуг по охране труда со сторонней организацией.
Аналогичный запрет действует и на привлечение стороннего специалиста по гражданско-правовому договору.*
Вопрос из практики: может ли организация, которая осуществляет производственную деятельность с численностью сотрудников более 50 человек, заключить со сторонним специалистом договор о выполнении услуг по охране труда
Работодатель с численностью сотрудников более 50 человек должен в обязательном порядке иметь собственную службу или штатного специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Работодатель же с численностью сотрудников, не превышающей 50 человек, самостоятельно принимает решение о создании службы охраны труда или введении отдельной должности специалиста по охране труда (ч. 2 ст. 217 ТК РФ). А при отсутствии собственной службы или специалиста такой работодатель может возложить обязанности по охране труда на себя или заключить гражданско-правовой договор со сторонней аккредитованной организацией или отдельным специалистом (ч. 3 ст. 217 ТК РФ, п. 1 перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н). То есть положения части 3 статьи 217 Трудового кодекса РФ являются продолжением части 2 указанной статьи и никак не связаны с ее частью 1.
Поэтому договор на оказание услуг по охране труда с аккредитованной компанией или соответствующим специалистом может заключить только организация с численностью сотрудников не более 50 человек. Если же численность сотрудников компании превышает 50 человек, то переложить обязанности по охране труда на стороннюю организацию или специалиста уже не получится. Такой вывод следует из последовательного толкования частей 2 и 3 статьи 217 Трудового кодекса РФ. Аналогичную позицию высказывают специалисты контролирующих ведомств в частных разъяснениях.
Совет: существует противоположная позиция, согласно которой работодатели с численностью сотрудников более 50 человек все-таки могут привлекать стороннего специалиста по охране труда. Однако пользоваться ей крайне рискованно, и существует большая вероятность претензий от контролирующих ведомств.*
Возможность привлечения стороннего специалиста для осуществления охраны труда в организациях с численностью более 50 человек объясняется следующим. В законодательстве сказано, что работодатель при отсутствии у него службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда может оформить гражданско-правовой договор с организацией, оказывающей услуги в области охраны труда, или с соответствующим специалистом. При этом организация должна быть аккредитована по Правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н, которые допускают аккредитацию только на выполнение услуг по охране труда в организациях с численностью до 50 человек. В отношении специалиста какие-либо дополнительные требования и ограничения по численности в обслуживаемой организации отсутствуют. Это следует из положений частей 2 и 3 статьи 217 Трудового кодекса РФ. При каких именно обстоятельствах в организации допустимо отсутствие собственной службы или штатного специалиста, в части 3 статьи 217 Трудового кодекса РФ также не уточняется. Все это позволяет сделать вывод, что организация с численностью более 50 человек все-таки может заключить ГПД о выполнении услуг по охране труда с отдельным специалистом. На такую возможность указывают и отдельные суды, см., например, апелляционное определение Ростовского областного суда от 21 июля 2014 г. № 33-9704/2014, кассационное определение Сахалинского областного суда от 20 декабря 2011 г. № 33-3689/2011.
Вместе с тем, с учетом возможности неоднозначной трактовки норм Трудового кодекса РФ и наличия устойчивой противоположной позиции контролирующих ведомств во избежание штрафных санкций и судебных разбирательств пользоваться данным подходом не рекомендуется. Наиболее безопасным вариантом для организаций с численностью более 50 человек представляется создание собственной службы охраны труда или прием штатного специалиста по охране труда».*
образец приказа о введении в действие инструкций по охране труда.
1 ı 5.qxp :05 Page 14 Приказ о введении в действие инструкций по охране труда Б.Т. Бадагуев, юрист, член Союза журналистов России 14 В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа. Порядок разработки инструкций по охране труда устанавливается Методическими рекомендациями по разработке инструкций по охране труда, утвержденными Министерством труда и социального развития РФ 13 мая 2004 г. с учетом требований постановления Минтруда РФ от В соответствии с ними инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы, на основе межотраслевой или отраслевой типовой по охране труда, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы. Служба охраны труда (специалист по охране труда) организации осуществляет контроль за своевременной разработкой, проверкой, пересмотром и утверждением инструкций по охране труда для работников, оказывает методическую помощь их разработчикам. Проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет. Если в течение срока действия по охране труда для работника условия его труда не изменились, то приказом (распоряжением) работодателя ее действие продлевается на следующий срок, о чем делается запись на первой странице (ставятся текущая дата, штамп «Пересмотрено» и подпись лица, ответственного за пересмотр, приводятся наименование его должности и расшифровка подписи, указывается срок продления ). У руководителя структурного подразделения (службы) организации должен храниться комплект действующих в подразделении (службе) инструкций по охране труда для работников данного подразделения (службы), а также перечень этих инструкций. Перед разработкой инструкций необходимо с учетом штатного расписания предварительно составить Перечень профессий работников и после этого Перечень инструкций, охватывающий профессии всех работников рабочих профессий организации. В дальнейшем при необходимости приказом руководителя Перечень может дополняться и изменяться. Перечень определяет комплект инструкций, которые должны разрабатываться и применяться в организации. Разработка инструкций должна осуществляться по определенным правилам. Для этого приказом необходимо ввести в действие соответствующий руководящий документ, определяющий все основные вопросы решения указанной проблемы. Ниже приведен образец приказа о введении в действие инструкций по охране труда.
2 ı 5.qxp :05 Page 15 Приказ Москва «О введении в действие инструкций по охране труда» В целях проведения инструктажей по охране труда в соответствии с требованиями ГОСТ «Организация обучения безопасности труда», Постановления Министерства труда и социального развития РФ, Министерства образования РФ от 13 января 2003 года 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», Постановления Минтруда РФ от «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда» приказываю: 1. Утвердить и ввести в действие с Перечень инструкций по охране труда (приложение 1). 2. Утвердить Положение по разработке, учету и применению инструкций по охране труда (приложение 2). 3. Ответственному за состояние охраны труда: 3.1. обеспечить сохранность оригиналов инструкций по охране труда; 3.2. обеспечить учет инструкций по охране труда в журнале установленной формы; 3.3. организовать передачу утвержденных инструкций в подразделения и службы организации; 3.4. обеспечить контроль за качеством проведения инструктажа по вопросам охраны труда и своевременным в установленные сроки пересмотром инструкций по охране труда. 4. Руководителям подразделений и служб: 4.1. обеспечить совместно со службой охраны труда разработку и согласование с профсоюзным комитетом инструкций по охране труда по профессиям и видам работ, а также своевременное их обновление; 4.2. обеспечить до проведение и оформление в журналах (число, месяц, год) инструктажей на рабочем месте внепланового инструктажа по вновь утвержденным инструкциям по охране труда; 4.3. своим письменным распоряжением (приложение 3) установить порядок выдачи и места хранения инструкций по охране труда на подчиненных участках работ. При установлении мест хранения обеспечить доступность инструкций для работников. 5. Секретарю обеспечить тиражирование инструкций по охране (фамилия, инициалы) труда и их передачу в структурные подразделения и службы до. (число, месяц, год) 6. Контроль за исполнением настоящего приказа возлагаю на заместителя генерального директора. (фамилия, инициалы) Генеральный директор Визы: (инициалы, фамилия) 15
3 ı 5.qxp :05 Page 16 Приложение 1 Утверждаю Генеральный директор / / 200 г. п/п Перечень инструкций по охране труда Наименование Инструкция по охране труда для подсобных рабочих Инструкция по охране труда слесарей-сантехников Инструкция по охране труда водителей грузовых автомобилей Инструкция по охране труда для электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования Инструкция по охране труда для электросварщиков Инструкция по охране труда для каменщиков Инструкция по охране труда для плотников Инструкция по охране труда для штукатуров-маляров Инструкция по охране труда для арматурщика Инструкция по охране труда для уборщиков производственных и служебных помещений Специалист по охране труда (инициалы, фамилия) Код Приложение 2 Утверждаю Генеральный директор / / 200 г. Положение по разработке, учету и применению инструкций по охране труда 1. Настоящее Положение разработано с учетом статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Минтруда и социального развития РФ от «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда», Методических рекомендаций по разработке инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом РФ г. 16
4 ı 5.qxp :05 Page Инструкции по охране труда для работников рабочих профессий разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых инструкций по охране труда (а при их отсутствии межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности работника или ввиду выполняемой работы. Примерный вид титульного листа инструкций по охране труда для работников при их издании рекомендуется оформлять в соответствии с приложением 2.1 к настоящему Положению. 3. Администрация обеспечивает разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников с учетом изложенного в письменном виде мнения профсоюзного комитета. 4. При разработке инструкций следует исходить, прежде всего, из профессии работников с учетом особенности их работы. При этом следует из соответствующей типовой выбрать то, что относится к этим условиям, и дополнить материалами, указанными в п. 2. Во вводной части по охране труда следует указать наименование и номер типовой, на основе которой она подготовлена, а также наименование других документов, используемых при ее разработке. 5. Инструкции по видам работ следует применять как дополнение к инструкциям по профессиям. При этом по профессиям и видам работ могут объединяться в одну инструкцию или применяться отдельно. 6. Инструкции по охране труда для работников должны разрабатываться руководителями соответствующих структурных подразделений при участии службы охраны труда и утверждаться приказом генерального директора по согласованию с профсоюзным комитетом. 7. Для вводимых в действие новых и реконструируемых производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников. Временные по охране труда для работников обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Они разрабатываются на срок приемки указанных производств в эксплуатацию. 8. Проверка и пересмотр инструкций по охране труда для работников организуется руководством. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет. 9. Инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться: а) при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда; б) при изменении условий труда работников; в) при внедрении новой техники и технологий; г) по результатам анализа материалов расследований несчастных случаев на производстве; д) по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда. Если в течение срока действия по охране труда для работников условия его труда не изменились, то ее действие продлевается на следующий срок. 10. Действующие в подразделении по охране труда для работников структурного подразделения компании, а также перечень этих инструкций хранятся у руководителя этого подразделения. 11. Инструкции по охране труда должны храниться у руководителя подразделения, а их копии выдаваться под роспись работникам для изучения при первичном инструктаже либо быть вывешены на рабочих местах или участках. Учет инструкций по охране труда в организации осуществляется службой охраны труда. 17
5 ı 5.qxp :05 Page Рекомендуемые формы журналов учета инструкций по охране труда для работников и учета выдачи инструкций по охране труда для работников подразделений организации приведены в приложениях 2.2 и 2.3 к настоящему Положению. Приложение 2.1 Согласовано: Утверждаю: наименование должности руководителя наименование должности руководителя профсоюзного органа (подпись) (инициалы, фамилия) (подпись) (инициалы, фамилия) Дата согласования Дата утверждения Инструкция по охране труда (наименование профессии или вида работ) (наименование населенного пункта) Примечание. На оборотной стороне рекомендуется наличие виз: разработчика, руководителя (специалиста) службы охраны труда, энергетика, технолога и других заинтересованных лиц. п/п Дата Журнал учета инструкций по охране труда для работников (рекомендуемая форма) Наименование Обозначение Дата утверждения (номер) Плановый срок проверки Ф.И.О., должность работника, производившего учет Приложение 2.2 Подпись работника, производившего учет п/п Дата Журнал учета выдачи инструкций по охране труда для работников (рекомендуемая форма) Обозначение (номер) Наименование Количество выданных экземпляров Ф.И.О., профессия (должность) получателя Подпись получателя
6 ı 5.qxp :05 Page 19 Приложение 3 РАСПОРЯЖЕНИЕ 200 г. «О введении перечня инструкций по охране труда для подразделения (службы)» Во исполнение приказа 200 г. «О введении в действие инструкций по охране труда» ДАЮ РАСПОРЯЖЕНИЕ: 1. На основании Перечня инструкций по охране труда, утвержденного приказом от 200 г., утвердить Перечень инструкций по охране труда для подразделения (службы) (Приложение 1 к настоящему распоряжению). 2. Установить следующие места хранения инструкций и программ инструктажа по охране труда: 3. Ответственными лицами за сохранность инструкций и программ инструктажа по охране труда назначить 4. Мастерам и бригадирам: 4.1. Обеспечить проведение и оформление внепланового инструктажа по охране труда работникам по вновь введенным инструкциям в срок до 200 г Обеспечить сохранность инструкций по охране труда и программ инструктажа. 5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой. Руководитель подразделения (службы) (инициалы, фамилия) 19