Содержание:
Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!
История — семинары, лекции, методические материалы
Государственный строй Речи Посполитой в XVI в.
Конец XV в. в Польском королевстве окончательно сформировалась сословно-представительная монархия. Власть короля ограничивалась сеймом, который состоял из двух палат: Сената и Посольской Избы.
В Сенат входили магнаты и высшие представители духовенства. Посольская Изба состояла из представителей шляхты — послов, которых избирали на местных сеймиках — собраниях шляхты. На заседание сейма изредка допускались представители городов, но в них не имели права участвовать зависимые крестьяне, составлявшие большинство населения страны. Как и в других странах Европы, польские короли стремились укрепления своей власти и ослабление влияния магнатов. Однако в отличие от Западной Европы, где власть королей постепенно усиливалась, в Польше, а затем и в Речи Посполитой полномочия сейма, особенно нижней палаты — Посольской Избы — значительно расширялись.
Это произошло потому, что польская шляхта, в отличие от западноевропейского дворянства, была многочисленная (до 10% населения) и благодаря поместье очень богатая и независимая от короля и его подарков. Польские города, ослабли, не могли стать надежными союзниками королю. Поэтому короли вынуждены были идти на постоянные уступки шляхте.
В 1505 г. король Александр I (1501-1506) согласился на то, что новые законы будут приниматься только с согласия сейма. В 1572 г. умер последний представитель династии Ягеллонов Сигизмунд II Август, и шляхта добилась права участвовать в выборах нового короля. В 1573 г. новым королем Речи Посполитой был избран Генрих Валуа (1573-1574), который принял так называемые «Генрихе артикулы». Документом закреплялись обязательные выборы короля, ограничивалось право короля нанимать войска, объявлять войну. Впоследствии полномочия королей еще больше ограничили, сейм мог также решать вопрос королевского бракосочетания.
Конце XVI в. сейм ограничил полномочия короля, и Речь Посполитая превратилась в «благородную республику», в которой шляхта пользовалась практически неограниченной свободой.
Король Речи Посполитой.
Короля Речи Посполитой шляхта избирала пожизненно. Впервые это произошло после смерти Сигизмунда II Августа. В мае 1573 г. на чрезвычайном сейме победу одержала кандидатура французского герцога Генриха Валуа (Валезы). Его шляхта прозвала «Гавэндским» («разговорчивым»).
ГЕНРИХ ВАЛУА (1551-1589) являлся последним представителем династии Валуа на троне Франции. Будучи католиком, он вел активную борьбу с протестантами. Получил предложение жениться на дочери Сигизмунда I Анне Ягеллонке и стать королем Речи Посполитой. Генрих Валуа пробыл королем только четыре месяца. В ночь на 19 июня 1574 г. он бежал в Париж, где был избран монархом Франции.
Полномочия короля определяли следующие документы — Пакта конвента и Генриховы артикулы. Пакта конвента представляла собой соглашение между шляхтой и новоизбранным королем, определяла условия избрания на престол Речи Посполитой. Документ предусматривал обязанности монарха: оказание финансовой помощи государству, выплату долгов предыдущего короля, сохранение шляхетских вольностей, неиспользование войска против шляхты и др. Пакта конвента составлялась отдельно для каждого короля.
Генриховы артикулы предусматривали свободное избрание короля шляхтой, свободу христианского вероисповедания, обязанность монарха собирать сейм один раз в два года. Королю запрещалось без согласия сейма вводить новые налоги, созывать шляхетское ополчение. Каждый новый монарх должен был подтверждать этот документ.
Сейм контролировал деятельность короля через совет, состоявший из 16 членов Сената. Они пристально следили за исполнением монархом дозволенных ему функций и обязанностей. Если шляхта не соглашалась с королем или стремилась достигнуть определенных политических целей, то она имела право создавать конфедерации (временные военно-политические союзы). Дело порой доходило до рокоша: шляхта могла отказаться от повиновения королю и с оружием в руках выступить против него.
После Генриха Валуа выборными королями Речи Посполитой и одновременно великими князьями литовскими были Стефан Баторий (1576—1586), Сигизмунд III Ваза (1587-1632), Владислав IV Ваза (1632-1648), Ян II Казимир Ваза (1648—1668), Михал Вишневецкий (1669—1673), Ян III Собесский (1674—1696), Август II (1697—1706, 1709—1733), Станислав Лещинский (1704—1709, 1733), Август III (1733-1763), Станислав Август Понятовский (1764—1795).
Король Речи Посполитой – глава исполнительной власти
Короля Речи Посполитой шляхта избирала пожизненно. Впервые это произошло после смерти Сигизмунда II Августа. В мае 1573 г. на чрезвычайном сейме победу одержала кандидатура французского герцога Генриха Валуа (Валезы).
Полномочия короля определяли следующие документы — Пакта конвента и Генриховы артикулы. Пакта конвента представляла собой соглашение между шляхтой и новоизбранным королем, определяла условия избрания на престол Речи Посполитой. Документ предусматривал обязанности монарха: оказание финансовой помощи государству, выплату долгов предыдущего короля, сохранение шляхетских вольностей, неиспользование войска против шляхты и др. Пакта конвента составлялась отдельно для каждого короля.
Генриховы артикулы предусматривали свободное избрание короля шляхтой, свободу христианского вероисповедания, обязанность монарха собирать сейм один раз в два года. Королю запрещалось без согласия сейма вводить новые налоги, созывать шляхетское ополчение. Каждый новый монарх должен был подтверждать этот документ.
Сейм контролировал деятельность короля через совет, состоявший из 16 членов Сената. Они пристально следили за исполнением монархом дозволенных ему функций и обязанностей. Если шляхта не соглашалась с королем или стремилась достигнуть определенных политических целей, то она имела право создавать конфедерации (временные военно-политические союзы). Дело порой доходило до рокоша: шляхта могла отказаться от повиновения королю и с оружием в руках выступить против него.
После Генриха Валуа выборными королями Речи Посполитой и одновременно великими князьями литовскими были Стефан Баторий (1576—1586), Сигизмунд III Ваза (1587-1632), Владислав IV Ваза (1632-1648), Ян II Казимир Ваза (1648—1668), Михал Вишневецкий (1669—1673), Ян III Собесский (1674—1696), Август II (1697—1706, 1709—1733), Станислав Лещинский (1704—1709, 1733), Август III (1733-1763), Станислав Август Понятовский (1764—1795).
Король Речи Посполитой считался обладателем верховной власти, одновременно с тем, с 16 века, особым чином-сословием, законодательствованием в Сейме наряду с Сенатом и посольской избой. Во второй половине 15 века Казимир Ягеллончик и Ян Ольбрахт применяли систему личного правления, опираясь на среднюю шляхту, и ограничивали влияние магнатов и церкви. По их концепции, король является единственным субъектом власти в государстве. Символическим выражением этого была введенная в 16 веке так называемая закрытая корона с небольшим яблочком и крестиком наверху, сделанная по образцу императорской короны.
С 16 века Сигизмунд I Старый, опираясь на магнатов, стремился затормозить шляхетское движение. Находившаяся в оппозиции к короне и его жене Боне Сфорца, которая со своей родины Италии вынесла абсолютистские идеи, средняя шляхта выдвинула программу ограничения королевской власти. Выражением этого была концепция верховенства права в государстве, которому подчинялся также и король. Верховенство права означало, в сущности, то, что без согласия шляхетского сословия, представленного в Сейме Посольской избой, не могли издаваться никакие законы.
Ослабление королевской власти проявилось в элекциях, имевших место после 1572 года. Король, ограниченный элекционными пактами и Генриковскими артикулами, не обладал уже теми позициями, что прежде. Ища опоры в шляхте против бунтовавших магнатов, Стефан Баторий должен был создать Коронный трибунал, ограничивший судебную власть короля.
Попытки укрепления королевской власти, предпринятые Августом Вторым Саксонским, опирались главным образом на внешние силы. Успеха эти попытки не имели. Модель Речи Посполитой коренным образом отличалась от того, что было в других европейских государствах.
Законодательную власть король осуществлял вместе с Сеймом. Королю принадлежало право законодательной инициативы и санкционирования постановлений Сейма. Король влиял на законодательство и «модерованием», то есть путем окончательного редактирования законов перед их публикацией.
Сеймовые конституции (постановления) оглашались от имени короля с упоминанием, что они изданы с согласия Сейма. Самостоятельным законодателем король остался по отношению к королевским городам, евреям, крестьянам домениальных имений и т.д. За королем сохранялось верховенство над ленными землями — княжеская Пруссия (Восточная), Курляндия. Он имел право назначения чиновников, ограниченное, однако, тем, что кандидатуры на пост в земских судебных учреждениях предварительно выдвигались сеймиками. Король вершил дисциплинарное судопроизводство над чиновниками, однако мог наказывать только штрафами. Он не мог устранить чиновника, кроме случаев, когда они совершали преступление.
Король являлся главнокомандующим армией, но на практике был сильно ограничен властью гетманов, направлял внешнюю политику. Переход значительной части королевских угодий в пожизненное пользование держателей и контроль Сейма над расходами казны значительно ограничивали возможности короля распоряжаться финансовыми ресурсами государства. Наиболее же ограниченной после создания в 1578 году Коронного трибунала была судебная власть короля. Король принимал участие только в сеймовых судах и не имел права помилования и амнистии.
Доходы короля складывались из поступлений от королевских имений, занимавших шестую часть территории государства. Доходы позволяли королю содержать двор, а раздача части этих имений в пожизненное пользование в качестве «хлеба хорошо заслужившим» либо во временное пользование позволяла ему приобретать сторонников. Король был, следовательно, самым крупным феодалом, а при прогрессивном ущемлении его государственных функций он оставался с конца 16 века фактически пожизненным президентом шляхетской Речи Посполитой. 6.
§ 3. Государственный строй Речи Посполитой
История Беларуси, 8 класс (Белозорович, Крень, Ганущенко, 2010)
Вспомните
Какие органы государственного управления действовали в Великом Княжестве Литовском в XV — первой половине XVI в.?
1. Сейм Речи Посполитой. Высшим органом государственной власти в Речи Посполитой являлся общегосударственный вальный сейм. Обычные сеймы созывались королем один раз в два года. На них представители шляхты избирали короля, объявляли войну, заключали мирные соглашения с другими странами, давали согласие на сбор посполитого рушенья (шляхетского ополчения), введение военного налога, присваивали или отменяли шляхетское звание.
Сейм состоял из Сената и Посольской Избы. В Сенат входили представители католического духовенства, прежде всего епископы, высшие должностные лица государства. Их количество составляло около 140—150 человек. Посольская Изба формировалась из представителей шляхетского сословия страны. В каждом повете шляхта избирала в ее состав по два депутата. В середине XVIII в. общее количество шляхетских послов в Посольской Избе составляло 236 человек.
Каждый посол (депутат) владел правом «либерум вето», или правом свободного запрета. Согласно этому праву все решения на вальных сеймах Речи Посполитой должны были приниматься единогласно. Если хоть один из послов не был согласен с постановлением сейма, то оно не принималось. Выражалось право в выкрике депутата «не позволяем», что вело к прекращению заседания сейма и отмене принятых на нем постановлений. Шляхта очень гордилась этим правом.
Оно свидетельствовало о широких свободах шляхетского сословия. Но постепенно магнаты стали использовать это право для достижения собственных целей, что очень ослабило страну.
Историческая справка
Первый раз сейм Речи Посполитой был сорван в 1652 г. Право «либерум вето» использовал шляхтич-посол от Упитского повета Трокского воеводства Владислав Сицинский.
В Речи Посполитой действовали и чрезвычайные сеймы. Их созывал примас. Поводом для чрезвычайного сейма могла быть смерть короля или отказ монарха от престола. На чрезвычайном сейме представители шляхты
обсуждали кандидатуры будущего короля. Из нескольких предложенных претендентов выбирали одного и возводили на трон Речи Посполитой.
Коронация происходила в Кракове. Новый король торжественно въезжал в город, руководил похоронами своего предшественника, совершал паломничество к мощам Святого Станислава. Церемонию завершал примас. Он опоясывал нового короля мечом, возлагал ему на голову золотую корону, давал в руки скипетр и яблоко (золотой шар с крестом). Только коронация последнего короля Речи Посполитой — Станислава Августа Понятовско-го — прошла в Варшаве.
2. Король Речи Посполитой. Короля Речи Посполитой шляхта избирала пожизненно. Впервые это произошло после смерти Сигизмунда II Августа. В мае 1573 г. на чрезвычайном сейме победу одержала кандидатура французского герцога Генриха Валуа (Валезы). Его шляхта прозвала «Гавэндским» («разговорчивым»).
Историческая личность
ГЕНРИХ ВАЛУА (1551-1589) являлся последним представителем династии Валуа на троне Франции. Будучи католиком, он вел активную борьбу с протестантами. Получил предложение жениться на дочери Сигизмунда I Анне Ягеллонке и стать королем Речи Посполитой. Генрих Валуа пробыл королем только четыре месяца. В ночь на 19 июня 1574 г. он бежал в Париж, где был избран монархом Франции.
Полномочия короля определяли следующие документы — Пакта конвента и Генриховы артикулы. Пакта конвента представляла собой соглашение между шляхтой и новоизбранным королем, определяла условия избрания на престол Речи Посполитой. Документ предусматривал обязанности монарха: оказание финансовой помощи государству, выплату долгов предыдущего короля, сохранение шляхетских вольностей, неиспользование войска против шляхты и др. Пакта конвента составлялась отдельно для каждого короля.
Генриховы артикулы предусматривали свободное избрание короля шляхтой, свободу христианского вероисповедания, обязанность монарха собирать сейм один раз в два года. Королю запрещалось без согласия сейма вводить новые налоги, созывать шляхетское ополчение. Каждый новый монарх должен был подтверждать этот документ.
Сейм контролировал деятельность короля через совет, состоявший из 16 членов Сената. Они пристально следили за исполнением монархом дозволенных ему функций и обязанностей. Если шляхта не соглашалась с королем или стремилась достигнуть определенных политических целей, то она имела право создавать конфедерации (временные военно-политические союзы). Дело порой доходило до рокоша: шляхта могла отказаться от повиновения королю и с оружием в руках выступить против него.
После Генриха Валуа выборными королями Речи Посполитой и одновременно великими князьями литовскими были Стефан Баторий (1576— 1586), Сигизмунд III Ваза (1587—1632), Владислав IV Ваза (1632—1648), Ян II Казимир Ваза (1648—1668), Михал Вишневецкий (1669—1673), Ян III Собесский (1674—1696), Август II (1697— 1706, 1709—1733), Станислав Лещинский (1704— 1709, 1733), Август III (1733—1763), Станислав Август Понятовский (1764—1795).
3. Формирование единого шляхетского сословия в Речи Посполитой. В XVII в. на господствующее сословие Великого Княжества Литовского распространяются вольности (права) польской шляхты. Именно их добивалась большая часть шляхты ВКЛ во время заключения Люблинской унии. В июне 1697 г. на чрезвычайном сейме было принято постановление «Уравнение прав», согласно которому великокняжеская шляхта полностью уравнивалась в правах с польской. Она получила возможность контролировать деятельность высших государственных лиц, таких как гетман, подскарбий, канцлер. Этим же постановлением сейма вместо официального белорусского языка в государственных учреждениях ВКЛ вводился польский язык.
Одновременно влияние Польши проявилось в полонизации шляхты Великого Княжества Литовского. Шляхта копировала образцы общественного строя Польши, переходила в католичество, приобщалась к польской культуре, стала разговаривать на польском языке. Процесс полонизации фактически не затронул нижние слои общества — крестьян и мещан.
Как результат, во второй половине XVII в. в Речи Посполитой начало формироваться единое сословие, которое называли «народ шляхетский». Его представители противостояли «люду простому» — крестьянам и городским низам.
29.Компетенция и полномочия Великого князя Литовского как главы государства (XIV – середина XVI вв).
Великий князь не принадлежал ни к одному из феодальных сословий, но его правовой статус был самым высоким: он обладал всей полнотой имущественных и личных прав, а также обладал большим объемом политических прав. Великий князь Литовский осуществлял законодательную, исполнительную и судебную власть, административно-хозяйственное управление, занимался вопросами внешней политики, командовал вооруженными силами, издавал привилеи (грамоты) и другие правовые акты, осуществлял высший суд в государстве по своему усмотрению. Великое княжество Литовское по форме было феодальной монархией. В процессе его развития авторитаризм монарха в какой-то степени ограничивался радой ВКЛ.
30. Сейм вкл как высший орган законодательной власти: порядок формирования и деятельности (XIV – середина XVI вв).
Сойм, как законодательный орган, берет начало с древнейших вечевых собраний, которые при феодализме превратились в сословно-представительные органы. Кроме того, соймом назывались и другие собрания, например, собрание жителей города или поветовой шляхты. На заседания сойма приглашались все епископы, князья вассальных княжеств, должностные лица центральных и местных органов управления, а также феодалы, которые пожелали присутствовать. Порядок созыва и работы сойма до XVI в. регулировался не законами, а обычным правом. Решения на сойме принимались, как правило, государем и радой. В XVI в. законодательные функции сойма и феодалов, на нем присутствующих, чуть увеличились, однако все решения готовились руководящими верхами — государем и радой.
Сейм ВКЛ как сословно-представительный орган окончательно сформировался именно в XVI в. В него входили представители шляхты, избираемые ежегодно от каждого повета по одному человеку. Но в работе сеймов помимо послов, избранных от шляхты, принимали участие гос-подар, паны-радные, католические и православные епископы и лица, занимавшие высшие и местные рады.
По мере накопления опыта работы постепенно законодательно закрепляется порядок рассмотрения судебных дел на Сейме (арт.5 р. VI Статута 1529 г), определяется исключительная его компетенция (арт. 12 р.III Статута 1566 г.). Четко установленных сроков созыва Сеймов, места и продолжительности их проведения не было. Они собирались по мере необходимости в разных городах (Вильно, Гродно, Слониме и др.) и могли продолжать работу в течение нескольких дней или месяцев, но чаще всего — в течение 2-4 недель.
31.Паны-Рада вкл: состав, компетенция и порядок работы (XIV – середина XVI вв.)
Ра́да, паны-рада — высший орган государственной власти в Великом княжестве Литовском в XV — первой половине XVI века. Известна с начала XIV века. Возникла первоначально как совещательный орган при великом князе, но с конца XV века значительно ограничила его власть.
В её состав входили наиболее влиятельные должностные лица государства — канцлер, подканцлер, маршалки, подскарбий, воеводы, каштеляны и некоторые старосты. Также в состав рады входили католические епископы и крупнейшие землевладельцы.
Согласно привилею 1492 года и привилею Сигизмунда I 1506 года важнейшие дела великий князь решал только вместе с радой. К вопросам, решаемым радой, относились: избрание великого князя литовского, утверждение законов, международные дела, оборона княжества, крупные судебные дела.
Заседания рады с участием послов поветовой шляхты назывались сеймами. После Люблинской унии 1569 лица, входившие в паны-раду, имели право заседать и в сенате Речи Посполитой.
По Конституции 3 мая 1791 года рада ликвидирована, но поскольку эта конституция в 1792 году отменена, рада просуществовала до 1795 года — третьего раздела Речи Посполитой, прекратившего её существование как независимого государства.
Рада: духовная часть (католики, епискапы), светская часть (по должности, по знатности и богатству)
Во главе государства, как и прежде, стоял монарх (господар, великий князь литовский, король польский – Преамбула Статута 1529 года). Должность господара была выборной. При избрании господар заключал ряд-договор, в котором содержались обещания (соблюдать прежние законодательство страны, новые нормативные акты принимать только с панами-радами, сохранять прежние права и льготы различных категорий населения и прежние должности (врады) и т.д.) – Статут 1529 г., разделы I и III.
Власть господара была весьма ограниченной, т.к. он не обладал единоличной властью: любые важные вопросы решались обязательно с участием панов радных.
В XVI в. на престоле ВКЛ сменилось 5 великих князей: Александр I (1492-1506 гг.), Жигимонт (Сигизмунд) I Старый (1506-1548 гг.), Жигимонт (Сигизмунд) II Август (1544-1572 гг.), Стефан Баторий (1575-1582 гг.) и Жигимонт (Сигизмунд) III Ваза (1587-1632 гг.).
Вторым по значительности высшим органом была Рада – постоянно действующий коллегиальный орган, который фактически осуществлял реальную власть в государстве. В состав Рады входили крупные светские феодалы – паны радные, католические епископы (в первую очередь Виленский и Жмудский) и лица по должности (канцлер, гетман, земский, маршалок земский, маршалок дворный, поскартий земский и ряд друних должностных лиц). Численный состав Рады законодательно небыл определен, а на практике колебался от трех до сорока человек в зависимости от важности рассматриваемых вопросов. Компетенция Рады была столь широкой, что фактически ни один вопрос, относящийся к компетенции различных высших органов, не решался без его обсуждения в Раде.
Система высших органов власти Речи Посполитой
Общественно-политический строй Речи Посполитой.
Система высших органов власти Речи Посполитой
Общий Вальный Сейм, Сенат, Палата депутатов, посольская изба, либерум вето, конфедерации, конвакационный сейм, элекционный сейм, коронационный сейм, «Генриховские артикулы», «Пакт конвента», совет короля.
В связи с образованием конфедеративной Речи Посполитой определенные изменения произошли и в государственном строе самого союза Литвы и Польши. В связи с образованием Речи Посполитой и учреждением общего органа — двухпалатного вального сейма, нижней палатой которого была польская изба, шляхта Великого княжества Литовского из 170 представителей этой палаты на своих сеймиках избирала 48. До середины XVII в. действовал учрежденный в Великом княжестве новый орган — Генеральный сеймик, который проходил в г. Волковыске или г. Слониме. Он обычно созывался перед вальным сеймом Речи Посполитой. На Генеральном сеймике вырабатывалась инструкция послам, которой они должны были придерживаться на вальном сейме при решении вопросов.
С середины XVII в. Генеральный сеймик прекратил созываться, а вместо него был учрежден Генеральный литовский съезд (Вильнюсская, или Виленская, конвокация), выполнявший те же функции, что и Генеральный сеймик.
Принимая во внимание, что во второй половине XVII в. отношения между Короной и Великим княжеством Литовским обострились и все чаще на вальном сейме нельзя было принять решения из-за разногласий, то послы Короны и Великого княжества Литовского стали во время работы вального сейма собираться на особые совещания — «сессии народов» для согласования своих позиций по вопросам повестки дня. Этот факт свидетельствует о том, что послы княжества последовательно отстаивали суверенные права и интересы своего государства. Об этом же говорит и то, что с 1673 г было установлено, что каждый третий вальный сейм Речи Посполитой должен проходить в г Гродно, т е. на территории Беларуси.
Однако ущемление суверенных прав осуществлялось медленно, но постоянно, на протяжении ХУП-ХУШ вв. Так, в 1696 г по постановлению всеобщей конфедерации сословий Речи Посполитой вводилось делопроизводство только на польском языке, а в 1717г в результате проведения реформы в армии в Речи Посполитой войско княжества было сокращено и не должно было превышать 6200 человек, не считая частных войск отдельных магнатов.
Большое распространение в XVIII в Речи Посполитой получили конфедерации (своеобразный съезд единомышленников шляхты). Они создавались либо в поддержку проводимой королем Речи Посполитой политики, либо против короля с целью заставить его положительно решить тот или иной вопрос Конфедерация создавалась, как правило, первоначально в одном воеводстве, а другие воеводства присоединялись к ней. Если большинство воеводств Великого княжества Литовского присоединялось к конфедерации, то она получала название Генеральной конфедерации. Члены конфедерации приносили присягу, а акт конфедерации, в котором излагались требования конфедератов, заносился в судебные книги. В каждом из двух государств — Великом княжестве Литовском и Короне — создавалась своя Генеральная конфедерация, которая имела собственные органы, действующие параллельно с государственными (Бальная рада или Общий совет; маршалок конфедерации, военачальники войска конфедерации и др.). Например, в марте 1767 г в г Слуцке была образована конфедерация жителей-некатоликов, а в 1768 г. — в г. Баре -конфедерация жителей-католиков Короны в связи с вопросом об уравнении в правах православных с католиками Создание конфедераций сопровождалось гражданской войной, что ослабляло Речь Посполитую
Что касается действующего законодательства рассматриваемого периода, то по прежнему основным источником права в Беларуси и в целом Великого княжества Литовского в составе Речи Посполитой являлся нормативный акт, носящий различные названия: «Статут», «постановление», «грамота» и др Самым главным нормативным актом, регулирующим большинство общественных отношений, продолжал оставаться Статут 1588 года, хотя много раз делались попытки внести в него поправки и изменения. Но они отклонялись. Требовали внесения поправок в Статут представители Польши. Они считали, что статьи, которые запрещали им занимать должности и покупать земли в Великом княжестве Литовском, противоречат акту Люблинской унии Вопреки их требованиям Статут оставался без коренных изменений. Вместе с тем принимались новые законы, которые частично дополняли Статут, даже вносили в него небольшие изменения. В 1668 г. был издан закон, по которому за отход от католической веры виновники наказывались конфискацией имущества и изгнанием из государства. В 1689 г обвиненный в атеизме Казимир Лыщинский был по приговору сеймового суда наказан смертью. По Уложению 1733 г православные и протестанты были лишены прав быть депутатами вального сойма и судьями Главного трибунала.
В соответствии с законодательством Речи Посполитой во главе исполнительной власти стоял король, который с конца 16 века уже избирается. Правовое положение короля регулировалось общегосударственными актами — «Пактом конвента» и «Генриховскими артикулами». Полномочия короля на территориии ВКЛ дополнительно к названным актам определялись дополнительно Статутом 1588 года.
«Генриховские статьи» (или артикулы) — это договор, впервые заключенный между претендентом на трон Речи Посполитой Генрихом Валуа и шляхтой в 1573 году. Он содержал ряд обязательств, которые серьезно ограничивали власть монарха в пользу шляхтичского сословия, здесь определялись полномочия королевской власти и сейма. В случае нарушения монархом какой-либо статьи договора шляхта имела право на неповиновение, объявив о создании конфедерации, выступить с оружием против короля и великого князя. В отличие от «Пакта конвента», который составлялся для каждого претендента на королевский престол в отдельности и заключался с ним «Генриховские артикулы носили неизменный характер и каждый вновь избранный король обязан был их подтвердить. В связи с тем, что Генрих Валуа их не подтвердил они приобрели силу закона только при коронации Стефана Батория 30 мая 1576 года- короля польского и великого князя литовского-одного из самых деятельных руководителей РП.
Присоединение восточных районов Беларуси к России в 1772 г. вызвало необходимость внести изменения в порядок рассмотрения дел в Главном суде (Трибунале). По сеймовому постановлению 1775 г. Главный суд должен был проводить свои сессии вместо Менска и Новогрудка только в Вильно и Гродно.
Важнейшим источником права в XVIII в стал сборник законов, сеймовых постановлений и других правовых актов под названием «Книга законов» Первые б томов этой книги были изданы в Варшаве в 1732-1739 гг. В них было собрано все законодательство Речи Посполитой. Определенное значение имели акты, помещенные как дополнение к Статуту 1588 г. Они издавались на польском языке в 1648, 1693, 1744 и 1786 гг. В новом издании Статута» 1786 г. содержался закон об образовании Главного трибунала, алфавитно-предметный указатель (реестр) и некоторые сеймовые постановления XVIII в.
Наиболее значительные изменения в праве произошли во второй половине XVIII в. В этом плане большую роль сыграл 4-х летний сойм Речи Посполитой, который утвердил Конституцию 3 мая 1791 г. В ней были отражены многие буржуазные принципы организации и деятельности государственного аппарата, прогрессивные положения касающиеся основных отраслей права.
Таким образом, неспособность государственной власти Речи Посполитой обеспечить в обоих государствах -Великом княжестве Литовском и Короне — стабильный порядок, привели к трем разделам этого многонационального славянского государства. В результате Речь Посполитая прекратила свое существование, а территория Беларуси в конце XVIII в. вошла в состав Российской империи
Изменения в государственном строе (XVII – вторая половина XVIII в.)
— Новые органы государственной власти:
1. Генеральный сеймик ВКЛ (до сер XVII в , в г Волковыске, Слониме)
2. Генеральный литовский съезд (Вильнюсская, или Виленская, конвокация с середины XVII в ),
— реформа армии в 1717 г — только 6200 человек,
— о ведении делопроизводства только на польском языке (1696 г ),
Сенат и Посольская изба Речи Посполитой
Изменения в государственном строе (XVII – вторая половина XVIII в.):
Новые органы государственной власти:
1. Генеральный сеймик ВКЛ (до сер XVII в., в г Волковыске, Слониме)
2. Генеральный литовский съезд (Вильнюсская, или Виленская, конвокация с середины XVII в.),
— реформа армии в 1717 г — только 6200 человек,
— о ведении делопроизводства только на польском языке (1696 г. ),
— о лишении магдебургского права мелких городов и местечек ВКЛ (1776 г.),
— выбор на магистратские должности в Полоцке только католиков и униатов (1668 г.),
По Конституции 3 мая 1791 г.:
форма правления – конституционная монархия,
форма государственного устройства – унитарное государство,
политический режим – демократический,
государственный аппарат – законодательный орган (Сейм), исполнительный орган (Король и министры), судебная власть (суда первой инстанции в воеводстве и повете, главный трибунал в провинции и др. суды).
Правовые основы деятельности короля Речи Посполитой
В соответствии с законодательством Речи Посполитой во главе исполнительной власти стоял король, который с конца 16 века уже избирается. Правовое положение короля регулировалось общегосударственными актами — «Пактом конвента» и «Генриховскими артикулами». Полномочия короля на территориии ВКЛ дополнительно к названным актам определялись дополнительно Статутом 1588 года.
«Генриховские статьи» (или артикулы) — это договор, впервые заключенный между претендентом на трон Речи Посполитой Генрихом Валуа и шляхтой в 1573 году. Он содержал ряд обязательств, которые серьезно ограничивали власть монарха в пользу шляхтичского сословия, здесь определялись полномочия королевской власти и сейма. В случае нарушения монархом какой-либо статьи договора шляхта имела право на неповиновение, объявив о создании конфедерации, выступить с оружием против короля и великого князя. В отличие от «Пакта конвента», который составлялся для каждого претендента на королевский престол в отдельности и заключался с ним «Генриховские артикулы носили неизменный характер и каждый вновь избранный король обязан был их подтвердить. В связи с тем, что Генрих Валуа их не подтвердил они приобрели силу закона только при коронации Стефана Батория 30 мая 1576 года- короля польского и великого князя литовского-одного из самых деятельных руководителей РП.
Сенат и Посольская изба – высшие сословно-представительные органы власти Речи Посполитой.
После Люблинской унии утвердилось новое многонациональное государство – Речь Посполитая. Законодательная власть в стране принадлежала Вальному сейму. Сеймы были обычные и чрезвычайные. Обычные сеймы созывались королем, чрезвычайные – главой католической церкви. Они собирались в случае смерти короля или его отстранения от трона.
Для избрания нового короля созывались 3 сейма:
► конвокационный (на нем определялось место и время выборов короля, вырабатывались условия договора с кандидатом на престол);
► элекционный (на нем проводились выборы короля, и заключалось соглашение с ним);
► коронационный (на нем проходила коронация короля, он приносил присягу).
Вальный сейм был двухпалатный и состоял из Сената и Посольской избы. Сенат являлся верхней палатой. Сюда входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхушка католического духовенства, число сенаторов доходило до 150 человек. Сейм из числа сенаторов выбирал 28 человек в Королевскую раду сроком на два года, которая делилась на 4 группы по семь человек, каждая из которых работала по шесть месяцев.
Основной была нижняя палата – Посольская изба. В нее входили представители шляхты (послы), а также небольшое количество депутатов от наиболее крупных городов. Депутаты избирались шляхтой на поветовых соймиках. В посольскую избу входило 200 – 236 депутатов.
Вальный сейм созывался королем через каждые два года в Варшаве, а с 1673 г. каждый третий сейм стал собираться в Гродно. Начиналась работа сейма торжественным богослужением, затем проверялись мандаты депутатов, избирался маршалок (председатель). Если сейм проходил на территории Польши, маршалком избирался поляк, если в ВКЛ – литвин. После этого сейм заслушивал отчет Королевской рады о своей работе за два года, утверждал вопросы, которые необходимо было рассмотреть на сейме. Затем палаты заседали отдельно, за неделю до конца работы сейма снова проводилось совместное заседание. После утверждения королем законопроектов, принятых сеймом, они становились законом.
Компетенция вального сейма:
— он имел право решать практически любой вопрос государственного управления и законодательства. Например, избрание короля, созыв ополчения, объявление войны и заключение мира, установление налогов для шляхты в период войны, принятие законов. Однако следует отметить, что необходимо было единогласное решение. Если даже один депутат накладывал «вето» на какой – то законопроект, то этот проект не принимался. Злоупотребление этим правом послужило причиной того, что в период 1652 по 1763 гг. каждый второй сейм был сорван. Это затрудняло эффективное управление страной.
Постановления сеймов Речи Посполитой делились на 3 групы:
— решения, которые касались всей страны (избрание короля, высших органов власти, налоги);
— решения, которые касались Польши;
— решения, касающиеся ВКЛ.
Постановления сейма фактически утверждались поветовыми соймиками, которые дополняли и исправляли их решения. Более того, местные соймики самостоятельно решали все вопросы местного значения: финансовые, военные, назначение на различные должности.