Обучение грамоте методическое пособие пнш

Автор: | 21.07.2018

Регион РФ: Москва

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Методическое пособие к комплекту пособий для обучения детей грамоте на коммуникативно-познавательной основе, особенность которого состоит в том, что чтение и письмо раскрываются перед ребенком как виды письменной речи, имеющие свою предысторию. Благодаря введению коммуникативно-речевых ситуаций и специально подобранному литературно-художественному материалу дети получают первые представления об основных функциях языка, о языке как средстве общения, познания и воздействия, как особой знаковой системе. Подробно эти вопросы рассматриваются в первом разделе методического пособия «О новых подходах к обучению родному языку в период освоения грамоты». Второй раздел данной книги полностью посвящен методике проведения уроков обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе. Кроме общепринятых уроков чтения и письма, в пособии даются образцы уроков-диалогов, уроков игрового типа на литературно-художественной основе, уроков общения с писателем и его произведением и др.

Обучение грамоте методическое пособие пнш

В основе «Русской азбуки» лежит творческое использование теоретических положений, которые нашли свое воплощение в стабильных учебниках «Букварь» и «Азбука».

Значительная часть принципиальных положений опробована в массовой школе, подтвердившей их высокую надежность и результативность. Эти положения, своими корнями уходящие в глубь методической традиции, освоены широким кругом учителей и методистов. Накоплен огромный практический опыт. Поэтому переход учителя к работе с учебником «Русская азбука» будет значительно облегчен.

Методическая основа обучения грамоте по «Русской азбуке» раскрывается в следующем:

построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков;

одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;

непременное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых слияниями), а также овладение плавным слоговым чтением;

применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;

использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучении их главных свойств и признаков;

усвоение учениками ряда грамматико-орфографических правил и выработка умений пользоваться ими в письменных и устных формах речи;

формирование у детей ведущих видов речевой деятельности — говорения и слушания, чтения и письма;

развитие эмоциональной сферы детей на основе нравственно-воспитательного воздействия.

Особо отметим, что в учебник «Русская азбука», подготовленный специально для использования его в условиях массового обучения, впервые вводятся тексты, предназначенные для учеников, умеющих читать или знающих все буквы алфавита.

В отличие от всех издававшихся ранее азбук и букварей, «Русская азбука» проиллюстрирована одним художником С. Р. Ковалевым, что позволило избежать стилистической пестроты иллюстраций. Дополняя тексты, они достаточно широко и многообразно отражают окружающую действительность, служат богатым источником познания детьми жизни.

Обучение детей грамоте в 1 классе школы 1—3 (168 ч по программе) рассчитано на 3—3,5 месяца и на 7—7,5 месяца (243 ч по программе 1—4). Для занятий внеклассным чтением, которые проводятся с 1 сентября один раз в неделю, отводится 15—20 мин во второй половине урока чтения.

В ходе проведения уроков по обучению грамоте учитель, учитывая особенности своего класса и результаты усвоения детьми учебного материала, может сократить время, отведенное для прохождения всего курса, допустим, до 2,5—3 месяцев в 1 классе (1—3) или 3,5—5 месяцев в 1 классе (1—4) .

Вследствие этого в настоящем пособии не дано даже примерного планирования, распределения материалов учебника по отдельным урокам.

Каждый вариант построения урока, который дается в пособии, является одним из возможных. Учитель может его принять целиком, использовать частично, может составить свой вариант урока, объединить несколько вариантов в один.

Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Русская азбука» и предполагает три этапа:

первый — подготовительный — делится на две ступени: вводную безбуквенную и изучение пяти гласных букв и связанных с ними звуков;

второй — основной — посвящен изучению первых согласных звуков и их буквенных обозначений [Н] и [H’], H, н, . знакомству с буквами Ь, ь;

третий — повторительно-обобщающий и закрепляющий все пройденное.

Азбука. 1 класс. Обучение грамоте и чтению. Методическое пособие. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.

М.: 201 2 . — 2 08 с.

Методическое пособие включает «Программу по обучению грамоте: чтению и письму», а также методические указания по работе с «Азбукой» и «Тетрадями по письму» (№ 1-3). В пособии раскрываются технологии обучения первоначальному чтению и первоначальному письму. Пособие может быть полезно учителям, работающим по разным образовательным программам, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Читайте так же:  Материнский капитал 2018 как оформить

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К «АЗБУКЕ. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И ЧТЕНИЮ» (авторы Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков, под ред. М.Л. Каленчук). . 3
ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» 6
Пояснительная записка 6
Общая характеристика учебного курса 10
Место учебного предмета в учебном плане 14
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса 14
Содержание курса, тематическое планирование, основные виды учебной деятельности учащихся 18
Подготовительный период 19
Основной (звукобуквенный) период 21
Заключительный период 26
Система заданий, ориентированных на формирование УУД 27
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 30
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К «АЗБУКЕ» И «ТЕТРАДЯМ ПО ПИСЬМУ № 1, № 2, № 3» 31
Графическое действие — основа обучения грамоте . 31
Теоретические основы обучения первоначальному чтению 33
Структура и содержание «Азбуки» 36
Технология обучения первоначальному чтению 40
Подготовительный период 40
Основной период 42
Заключительный период 46
Комментарий к подготовительному периоду «Азбуки» . . 47
Структура уроков чтения основного периода 57
Примерные планы уроков чтения 59
Теоретические основы обучения первоначальному письму 69
Технология обучения первоначальному письму 76
Структура и содержание тетрадей по письму 82
Примерные планы уроков письма 87
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УРОКОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА) 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Тексты русских народных и литературных произведений 114
Заюшкина избушка 114
Колобок 115
Лиса и журавль 117
Г. Новицкая. Тропиночка дождей! 118
В. Берестов. Змей-хвастунишка 119
В. Бурыгина. Перепутаница 119
Лисичка-сестричка и серый волк 119
К. Ушинский. Наше отечество 121
B. Берестов. Аист и соловей 121
Л. Толстой. Белка и волк 122
C. Михалков. Аисты и лягушки 122
Н. Сладков. Крот и филин 123
Г. Новицкая. Непослушные цыплята 123
Е. Чарушин. Олениха с оленёнком 124
К. Ушинский. Лиса Патрикеевна 125
Н. Сладков. Сорока и енот 125
Н. Сладков. Кабанчик и лисёнок 126
Г. Новицкая. Учусь молчать 126
Е. Чарушин. Лисята 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Первичное знакомство первоклассников
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Элементы-шаблоны печатных букв 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Поурочное планирование изучения элементов-шаблонов печатных букв на подготовительном периоде 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Описание последовательности начертания элементов букв (полное и краткое). Счёт при тактировании. Разлиновка тетради для 1 класса 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Описание последовательности начертания письменных букв (полное и краткое). Разлиновка тетради для 1 класса 145
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Виды соединений букв 166
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Элементы-шаблоны письменных букв 168
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Таблицы 168
Таблица 1. Последовательность изучения звуков и букв 175
Таблица 2. Поэлементный состав печатных букв («ключ» к конструированию) 176
Таблица 3. Русский алфавит 177
Таблица 4. Образцы письменных букв (разлиновка «рабочий стан») 178
Таблица 5. Образцы письменных букв (разлиновка с дополнительной линейкой) 179
Таблица 6. Образцы письменных букв (разлиновка без дополнительной линейки) 180
Таблица 7. Образцы письменных букв (обычная разлиновка «в линейку») 181
Таблица 8. Система письменных букв 182
Таблица 9. Соотношение зрительных и двигательных элементов 190
Таблица 10. Тактирование процесса воспроизведения букв 195
Таблица 11. Поэлементный состав письменных букв («ключ» к конструированию) 201

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Методическая разработка по чтению (1 класс) по теме:
Разработка урока обучения грамоте 1 класс

Урок обучения грамоте 1 класс

(УМК Перспективная начальная школа)

Тема урока: «Звуки [х], [х’]. Буквы Х,х. Работа над текстом «Храбрый петух».

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цель:

-совершенствовать навыки сознательного и правильного чтения слогов, слов и предложений со звуками[х], [х’], обозначающих буквы Х,х ;

-развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения;

-формировать универсальные учебные действия: умение находить и выделять нужную информацию, умение контролировать себя, умение организовывать и осуществлять сотрудничество, умение анализировать, синтезировать.

Оборудование: модели слов-предметов (признаков, действий, помощников), шаблоны – элементы печатных букв, рисунки: художник, петух, 4 воздушных шара для словарной работы, для рефлексии перья различных цветов.

Литература:

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Азбука. 1 класс: Учебник. Под ред. М. Л. Каленчук. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Азбука. 1 класс: Методическое пособие, — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте 1 класс

(УМК Перспективная начальная школа)

Тема урока : «Звуки [х], [х’]. Буквы Х,х . Работа над текстом « Храбрый петух ».

Тип урока : урок закрепления знаний.

-совершенствовать навыки сознательного и правильного чтения слогов, слов и предложений со звуками [х], [х’] , обозначающих буквы Х,х ;

-развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения;

-формировать универсальные учебные действия: умение находить и выделять нужную информацию, умение контролировать себя, умение организовывать и осуществлять сотрудничество, умение анализировать, синтезировать.

Оборудование : модели слов-предметов (признаков, действий, помощников), шаблоны – элементы печатных букв, рисунки: художник, петух, 4 воздушных шара для словарной работы, для рефлексии перья различных цветов.

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Азбука. 1 класс: Учебник. Под ред. М. Л. Каленчук. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Азбука. 1 класс: Методическое пособие, — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

— Прозвенел и смолк звонок,

Мы за парты тихо сели

Читайте так же:  Пособие для безработных томск

И на доску посмотрели.

2.Определение темы, цели урока. Мотивация.

А) Работа со звуковыми значками:

— Ребята, посмотрите на звуковые значки, подумайте и скажите, что вы можете сказать о звуках, которые они обозначают? , (Согласные, глухие, один –твердый, другой – мягкий).

— Вам, наверное, интересно узнать, какие же звуки скрываются за ними?

— Помочь раскрыть секреты этих знаков нам поможет х удожник Х аритон.

— Может быть кто-то уже догадался, с какими звуками мы будем сегодня работать на уроке?

— Будем читать слоги, слова и предложения с данными звуками.

— Дайте характеристику этим звукам.

— [х] – согласный, глухой, твердый звук,

[х’] – согласный, глухой, мягкий звук.

Б) Конструирование печатных букв, обозначающих звуки [х], [х’] :

— Выберете необходимые элементы для конструирования большой и малой печатной буквы Х,х.

— Для конструирования нам понадобятся: 2 длинные прямые полоски и 2 короткие прямые полоски.

В) Постановка учебной задачи:

— Художник Харитон хотел вас сегодня познакомить со своим любимым домашним животным, он его очень долго и старательно рисовал для вас, но, к сожалению, у Харитона в мастерской развелось очень много мышей, которые ночью утащили рисунок. А отдавать назад никак не хотят!

— Но мы можем помочь художнику вернуть рисунок, если выполним задания, которые приготовили мыши. За их правильное выполнение на доске будет появляться какая-то часть рисунка, на котором как раз и изображен питомец Харитона.

3.Основная часть урока.

А) Первое задание мышей «Эхо»:

— Итак, сначала мыши предлагают вам поиграть в «Эхо». Я буду называть слово, а вы его «эхо», т.е. повторяете только ударный слог в слове один раз. Например: коса – СА.

Слова: меха –ХА, халат – ЛАТ, хлеб – ХЛЕБ, холод – ХО, смех – СМЕХ, уха — ХА.

— Молодцы, мышата дали нам первый кусочек рисунка Харитона. ( 1 часть рис.)

Б) Второе задание мышей – чтение пар слов, отличающихся одним звуком (работа по учебнику с. 93):

— Следующее задание, которое предлагают выполнить вам мыши – откройте учебники на стр. 93, обратите внимание на слова, которые записаны на розовом и голубом фоне и значок, который показывает какое задание нужно выполнить с этими словами.

— Итак, что же мы будем делать?

— Нам нужно прочитать слова и сравнить пары слов по звучанию и значению.

— Слова на розовом фоне :

у р а (проявление радости) – у х а (суп из рыбы),

б ор (большой густой хвойный лес) – х ор (группа, выступающая с пением либо пляской),

у хо (орган слуха) – э хо (отзвук, отражение звука от предметов).

— Слова на голубом фоне:

хорь (животное – хорек) – х в орь (болезнь),

мех (изделие из шкурки животного) – с мех (выражение радости),

лев (животное) – х лев (специальное помещение для домашнего скота).

— Смотрите, ребята, вы справились еще с одним заданием мышей – и у нас появилась еще одна часть рисунка питомца художника. (2 часть рис.)

В) Чтение и анализ текста «Храбрый петух»:

— А сейчас мыши предлагают вам выполнить сразу несколько заданий, для начала надо отгадать загадку:

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

— Все знают петуха, непременного персонажа многих сказок, поговорок, стихов, потешек.

— Какие сказки или поговорки читали, либо слышали вы о петухе?

— А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», русская народная сказка «Заюшкина избушка».

— Мы познакомимся еще с одним произведением, где одним из главных героев является петушок и называется оно «Храбрый петух».

— Сейчас я прочитаю вам этот рассказ, а вы должны внимательно слушать, так после моего прочтения вам нужно будет ответить на вопрос мышей: А кто же похвалил петушка?

(Чтение учителем текста).

— Итак, мышкам очень интересно узнать, кто же похвалил петушка?

— Старуха – хозяйка и хохлатки.

— Вот какие молодцы! Мышата дают нам еще одну частичку рисунка. ( 3 часть рис.).

— Но при этом приготовили для вас следующее задание, они передали три воздушных шарика, на которых написаны слова, вам нужно их правильно по слогам прочитать и объяснить, что они обозначают.

— Хорошо поработали и у нас появляется еще одна часть рисунка Харитона. (4 часть рис.).

— А сейчас мышки хотели бы послушать, как вы умеете читать. Для этого откройте учебники на странице 94, читать будем следующим образом, кого я буду называть тот и читает, каждый читает по одному предложению, а все остальные следят. И опять же после прочтения вам нужно будет ответить на вопросы.

(Чтение текста учениками).

— Что же делал петух Петя? ( (Охранял хохлаток).

— Каким был петух? ( Cильным, храбрым).

— Кто спал под лопухом? ( Кот Пух).

— Что сделал кот-хитрюга? ( Напал на малых деток хохлатки).

— Прочитайте, как поступил петух Петя.

— Прочитайте, как хвалили Петю хохлатки.

Читайте так же:  Как сделать возврат в 1с 7

— Ну, вот, еще одну часть рисунка нам отдали мыши. ( 5 часть рис.).

Г) Дифференцированная работа:

— Осталось нам выполнить последние самые трудные задания мышей, чтобы получить самый важный кусочек рисунка художника. Задания будем выполнять по группам:

1 группа: на листочках нужно составить и записать схемы двух слов: ПЕТУХ, ХВАЛИТЬ. После того, как задание выполните – проверьте его в парах. После чего сравните выполнение задания с правильным ответом на доске.

2 группа: составьте схему 1 предложения в рассказе: Хромой петух Петя ходил по двору. После того, как задание выполните – проверьте его в парах. После чего сравните выполнение задания с правильным ответом на доске.

3 группа: рассматриваете иллюстрацию в учебнике и пытаетесь кратко пересказать содержание текста.

— Проверим, что получилось.

— Вот мы и справились со всеми заданиями мышей, открываем последнюю недостающую часть рисунка художника Харитона, и видим, с кем же он нас хотел познакомить. Кто это?

4. Итог урока. Рефлексия.

— Ребята, а всё ли художник нарисовал у своего петушка?

— И правда, у него не хватает хвоста.

— А давайте поможем художнику дорисовать хвост Пете. Но для этого я попрошу вас поделиться своими чувствами, своим настроением. Для этого у вас на партах лежат перышки: красного, желтого и зеленого цветов. Сейчас выберете только одно, перышко, которое отражает ваше настроение, которое было на уроке, и вставьте его в хвост петушку.

— Посмотрите, какой яркий и богатый хвост получился у петушка, у многих настроение было хорошим и художник остался доволен вашей помощью, даже мыши залюбовались и пообещали никогда больше не проказничать.

— А мыши еще хотели бы услышать от вас, что вам было делать просто, легко на уроке?

— Какое задание на уроке показалось наиболее трудным?

ВНИМАНИЕ! Вы пользуетесь устаревшей версией браузера.

Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайте могут работать не все функции.

В связи с этим рекомендуем для работы с сайтом использовать следующие браузеры. Все они бесплатны, легко устанавливаются и просты в использовании.

Маханева, Гоголева, Цыбирева: Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. ФГОС ДО

Аннотация к книге «Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. ФГОС ДО»

«Подготовка к обучению грамоте детей 5-7 лет» является последовательным продолжением методического пособия «Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет». В книге представлены тематическое планирование и сценарии занятий, разработанные на основе 15-летнего опыта работы учителей МОУ «Прогимназия № 117» Н.А. Гоголевой и Л.В. Цыбиревой. Тематическое планирование занятий по обучению грамоте детей 5-7 лет получило экспертное заключение НМЭС № 125 ГОУ ДПО НИРО.
Занятия основываются на литературном материале: загадки, стихи, сказки. В каждом занятии предлагаются задания по подготовке руки к письму. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слов. Предлагаемое методическое пособие дополняется рабочей тетрадью. Пособие и рабочая тетрадь адресованы воспитателям ДОУ, родителям, гувернерам — всем, кто готовит детей к школе.
2-е издание, исправленное.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Надежда Лаврова: Азбука. Обучение грамоте и чтению. Поурочное планирование. 1 класс. Методическое пособие

Аннотация к книге «Азбука. Обучение грамоте и чтению. Поурочное планирование. 1 класс. Методическое пособие»

Пособие адресовано учителям, работающим по комплекту учебников «Перспективная начальная школа». В нем представлены методические основы обучения грамоте в букварный период, а также поурочная система обучения чтению и письму. Все материалы пособия соответствуют ныне действующему компоненту государственного стандарта начального общего образования и концепции «Перспективной начальной школы» и полностью соотносятся с учебником «Азбука. Обучение грамоте и чтению» и «Тетрадями по письму» № 1, 2, 3 авторов Н. Г. Агарковой и Ю. А. Агаркова.
Пособие может быть полезно студентам педагогических колледжей и вузов.
2-е издание, стереотипное.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Педстаж 20 лет. Первый год работаю по ПНШ. Все мои затруднения разрешила эта методичка. Спасибо Лавровой Надежде Михайловне за огромную помощь учителям-практикам в виде новых пособий.

Прекрасное пособие! Для работы по прописям просто необходимо! Должно быть у каждого учителя, работающего по ПНШ. Без него не обойтись. Есть тематическое планирование и поурочно-тематические разработки, где кратко излагается материал и раскрываются секреты урока (ничего лишнего, все по делу). Хорошо написано введение. Раскрыты теоретические вопросы:
-УУД на уроках обучения грамоте
-Рефлексия способов и условий действия. Моделирование
-Система работы по формированию первоначальных умений.