Требования к здоровому питанию в детском саду

Автор: | 27.08.2018

Требования к здоровому питанию в детском саду

Питание детей – это одна из тем, которая всегда волновала родителей. Возвращается мама с дочкой или сынишкой из детского сада и в череде вопросов «Как? Что? Где?.» обязательно прозвучит : «А что ты сегодня ел на обед?» Родители очень внимательно следят за тем, чем кормят детей в детском саду, дошкольное учреждение не меньше заботы и внимания уделяет питанию своих воспитанников…

Организация питания в детских дошкольных учреждениях регулируется с помощью норм, которые закреплены в Постановлении Главного санитарного врача РФ № 26 от 15.03.2013 года «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Этим документом установлены следующие обязательные требования:

Категории продуктов, которые не допускаются к употреблению в детском дошкольном учреждении;

Наборы продуктов, которым должен быть обеспечен каждый ребенок в течение дня;

Перечень продуктов, которые должны быть включены в меню в течение недели.

Применяемые нормы Меню в дошкольных учреждениях разработаны в соответствии с физиологическими потребностями детей, соответствующими их возрасту.

Утверждение меню осуществляется руководителем дошкольного учреждения сроком не менее чем на 14 дней.

Набор продуктов, включаемых в меню, основан на территориальных особенностях питания детей, их здоровье.

В режиме питания предусмотрены завтрак, обед, полдник и ужин.

В завтрак включены:

В случае, когда какой-либо продукт отсутствует, допускается его заменить равноценным. Обед состоит:

Булочное или кондитерское изделие.

Ужин состоит из:

Для составления дневного рациона используются:

Мясные и рыбные продукты;

Куриные яйца (подаются в вареном виде или в виде омлета);

Продукты, содержащие пищевые жиры (растительные и сливочные масла);

Не допускается включение следующих продуктов:

Полученных из мяса диких животных,

Продуктов, не прошедших процедуру обработки теплом;

Не пастеризованных молочных продуктов;

Кондитерских изделий, имеющих в своем составе крем;

До утверждения основного меню, разработано единое примерное десятидневное, которое составлено на основе кулинарных методик и сборников с рецептами, предназначенными для детских садов. Руководителями дошкольных учреждений осуществляется обязанность по ежедневному информированию родителей о перечне продуктов, подаваемых во время приема пищи.

Эта обязанность исполняется путем вывешивания в каждой группе меню на соответствующий день, в котором указываются:

Список замененных продуктов для детей, страдающих аллергическими реакциями и иными заболеваниями.

Режим приема пищи

Режим питания представляет собой процедуру нормирования продуктов, которые получает ребенок, находящийся в дошкольном учреждении.

Режим зависит от двух факторов:

Времени пребывания ребенка в учреждении;

Количество приемов пищи определяется в соответствии с временем нахождения в ДОУ. Так для деток, время пребывания которых в учреждениях составляет от 8 до 10 часов, установлен следующий режим: Завтрак с 8 до 9; Обед с 12 до 13; Уплотненный полдник с 15. 30 до 16.00.

Руководителем по своему усмотрению может быть установлен второй завтрак. Время его проведения составляет с 10 часов 30 минут до 11 часов.

В случае, когда детки пребывают в детском саду до 12 часов, то для них установлен следующий режим питания: Завтрак с 8 до 9; Обед с 12 до 13; Полдник с 15.30 до 16; Ужин с 18.30 минут до 19;

Порядок проведения контроля над процессом питания начинается еще на этапе заключения договора с поставщиком продуктов. Выбор поставщика осуществляется посредством проведение тендера. Любой поставщик, желающий принять в нем участие, обязан представить документы о продукции, при этом они должны содержать сведения не только касаемо стоимости поставки, но процесс приготовления продукции, сертификаты её качества. После того, как договор о поставки продукции заключен, контроль над организацией питания осуществляется непосредственно в дошкольном учреждении ежедневно. Субъектами такого контроля являются: Руководитель детского сада; Медицинский работник учреждения; Комиссия, состоящая из родителей. Руководитель и медицинский работник проверяют сроки годности поставленных продуктов, сертификаты качества, маркировку и другие требования, которым должны соответствовать продукты, поставляемые в ДОУ. Комиссия, состоящая из родителей, может также участвовать в проверке качества приготовленной пищи. Для того чтобы попасть в такую комиссию, родителям следует написать заявление на имя руководителя. Также необходимо иметь санитарную книжку для того, чтобы иметь возможность попасть на кухню.

Помимо внутреннего контроля, за процессом питания в дошкольном учреждении осуществляется внешний контроль. Его субъектом является Роспортебнадзор. Им осуществляется проверка соответствия всем нормам: Санитарного состояния пищеблоков; Рациона питания, разрабатываемого в учреждении; Качества и безопасности используемой пищи. При выявлении нарушений требований, предъявляемых нормативно-правовыми актами, сотрудниками Роспотребнадзора могут быть составлены протоколы о привлечении к административной ответственности руководства и наложение штрафа, также допускается приостановление деятельности дошкольного учреждения.

В целях пропаганды здорового питания среди детей и родителей и создания условий для формирования знаний о правилах правильного питания в нашем дошкольном образовательном учреждении с 17 по 21 сентября 2017 года прошла неделя здорового питания .

В течение двух недель проводились различные мероприятия по плану, утвержденному заведующим ДОУ.

Прежде всего, было проведено анкетирование родителей по теме «Питание в семье» . Результаты анкетирования : все родители понимают роль правильного питания для развития и роста ребенка и обсуждают вопросы правильного питания в семье , знают вкусы и предпочтения своего ребенка в еде, считают, что пища, которую употребляет их ребенок, разнообразна и полезна. Но, проанализировав анкеты родителей, мы видим, что родители при организации здорового питания не придают особого значения таким блюдам в питании детей , как каши, супы, овощные и молочные блюда. Исходя из результатов анкетирования, считаем необходимым проведение просветительской и консультативной работы с родителями воспитанников по вопросам здорового питания .

Очень полезной стала консультация «Организация питания в детском саду» для родителей, в которой медсестра рассказала о меню детского сада и какие нормы по каждому виду продуктов должны соблюдать родители. А родители «малоежек» с помощью информационных бюллетеней получили советы, как накормить детей, имеющих плохой аппетит.

С детьми проводились беседы «Здоровая пища» , «Витамины полезные для здоровья» , «Умеем ли мы правильно питаться» .

Организация питания детей

Дети находятся в дошкольном учреждении10,5 часов и их питание, в основном, обеспечивается именно детским садом, поэтому от того насколько правильно организовано питание в доу, во многом зависит здоровье и развитие дошкольников. основным принципом правильного питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие пищевого рациона. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов- мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить малышей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов, равно как и избыточное потребление каких-либо из них, неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир, творог, сыр являются источником высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторв. Пэтому следует постоянно включать их в рацион питания дошкольников.

Правильное рациональное питание- важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста, развития организма, условие сохранения здоровья в любом возрасте.

Факторы, определяющие соответствие питания принципам здорового образа жизни и гигиены питания в организационной форме, следующие:

-состав продуктов питания

-качество и количество

-режим и оганизация

В нашем детском саду большое внимание уделяется правильному составлению меню и строгому соблюдению правил приготовления пищи.

Составление меню и контроль за соблюдением правил приготовления пищи осуществляет заведующий хозяйством. В соответствии с Положением она осуществляет постоянный контроль за правильной постановкой питания детей. В её обязанности входит осуществление контроля за качеством доставляемых продуктов питания, их правильным хранением, соблюдением норм продуктов при составлении меню-раскладок, качеством приготовления пищи, соответствии её физиологическим потребностям детей в основных пищевых веществах. Завхоз детского сада также контролирует санитарное состояние пищеблока, соблюдение личной гигиены его работниками, доведение до пищи детей, постановку питания детей в группах.

Контроль за качеством получаемых продуктов, условиями их хранения и сроками реализации осуществляется ежедневно. Все продукты поступающие в доу проверяются на соответствие требованиям государственных стандартов. При получении скоропортящихся продуктов обязательно требуются качественные удостоверения с указанием срока выработки, сорта или категории, срока реализации, ряда лабораторных данных.

Для эффективной организации питания, в детском саду составлена картотека технологических карт блюд где указана раскладка, калорийность блюд, содержание белков и углеводов. Использование таких карт позволяет подсчитать химический состав каждого блюда и пи очередном составлении меню, с учетом этих отклонений, вносится необходимая коррекция. Таким образом, достигается необходимое содержание в меню детей полноценных продуктов и соответствии химического состава рациона действующим нормам.

Читайте так же:  Ответы на тесты исполнительное производство

Условия рационального питания детей дошкольного возраста и режим питания – это необходимый и самый важный коипанент в правильной организации питания. В дошкольном возрасте необходимо и рекомендуется четырёхразовое питание с промежутками между отдельными приемами пищи 3-3,5 ч. Правильный режим питания предусматривает также соответствующее распределение потребляемых продуктов в течение суток. В первую половину дня в рацион ребёнка рекомендуется включать продукты, богатые белком и жиром, на ужин следует давать легкоусвояемые продукты овощи, фрукты, молочные, творожные, рыбные блюда. Основную часть суточного рациона дети получают именно в доу, поэтому организация питания должна предусматривать обеспечение детей большей частью необходимых им пищевых веществ и энергии.

Принципы организации питания

Основой является соблюдение рекомендуемых наборов продуктов питания.Они включают в себя основные группы поодуктов, позволяющие удовлетворить физиологические потребности дошкольников в основных пищевых веществах и обеспечить их необходимой калорийностью.

Здесь большое значение имеет создание благоприятной эмоциональной и окРужающей обстановки в группе. Дети должны быть обеспечены соответствующей посудой, удобно сидеть за столом. Организация питания детей должна сочетаться с правильным питанием ребёнка в семье. Нужно стремиться к тому, чтобы домашнее питание дополняло рацион детского сада. С этой целью родителей необходимо информировать о продуктах и блюдах, которые ребёнок получил в течении дня. ПРоводя с родителями беседы о питании, важно предуппеждать их о том, чтобы до отправления ребёнка в детский сад, его не кормили, т к это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита. Но если ребёнка приводят очень рано, можно дать ему чай, сок или какие- либо фрукты.

Питание в период адаптации .

Рассматривая организацию питания детей, мы особенно обращаем внимание на особенности питания ребёнка в период адаптации. Переход ребёнка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем младше ребёнок , тем труднее ему адаптироваться в коллективе. Часто в это время нарушается сон, ухудшается аппетит, снижается общая сопротивляемость организма к заболеваниям. Правильная организация питания в этот период способствует ускорению адаптации ребёнка в коллективе.

С воспитателями проводятся консультации об организации питания, соответственно детей, которые не приучены есть самостоятельно, нужно подкармливать и наоборот, если ребёнок в этот период отказывается от пищи ни в коем случае насильно не кормить, это ещё больше усилит негативное отношение к детскому саду.

Санитарные требования к пищеблоку.

Важнейшим условием правильной организации питания детей , является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хРанения пищи. Работники пищеблока должны четко знать и строго соблюдать правила личной гигиены и санитарные нормы и правила.

В организации процесса по эстетике питания детей обязательно привлекаем родителей воспитанников. Для них проводим собрания, семинары, консультации, беседы, дни открытых дверей, анкетирования, дегустацию различных блюд и советы по их приготовлению, праздники и развлечения, совместные мероприятия, создание проектов…

Ознакомиться с нашем 20- дневным цикличным меню вы можете в разделе документы.

Как организовать правильное питание в детском саду?

Питание для ребенка: вкусно и правильно

Дошкольникам необходимо получать незаменимые пищевые вещества для нормального развития внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Как организовать сбалансированное питание детей, работники дошкольных образовательных учреждений узнали на вебинаре «Выстраивание системы питания детей дошкольного возраста: проблемы и современные решения», который прошёл 28 апреля 2017 года. Экспертом онлайн-мероприятия стал Андрей Владимирович Мосов, научный сотрудник НИИ детского питания (филиала «ФИЦ питания и биотехнологии»), руководитель экспертного направления НП «РОСКОНТРОЛЬ», врач-гигиенист.

На вебинаре Андрей Мосов рассказал о принципах здорового питания, как проводить профилактику инфекционных заболеваний и как вести контроль качества продуктов питания.

Показатели пищевой ценности рациона

  1. Макронутриентный состав – соотношение животных и растительных белков, жиров и углеводов.
  2. Микронутриентный состав – содержание витаминов, минеральных веществ, аминокислот и полиненасыщенных жиров.
  3. Энергетическая ценность.

Суточная норма калорий для детей 1,5 – 3 лет составляет 1500 ккал, для детей 3 – 5 лет – 1800 ккал, 5 – 8 лет – от 2000 ккал.

При правильном питании белки составляют 10-15% от калорийности, жиры – менее 30%, углеводы – 55-60%. Гидрогенизированные жиры и маргарины исключаются из рациона, так как повышают риск появления атеросклероза. Животные жиры повышают уровень холестерина в крови, поэтому потребление мяса и молочных продуктов ограничивается. Используются растительные масла: льняное, соевое, рыжиковое, горчичное, рапсовое и подсолнечное. Андрей Мосов рекомендует использовать соевое масло, так как оно богаче по содержанию микроэлементов, чем подсолнечное, и не обладает специфическим привкусом, как льняное.

Питание должно быть щадящим: ограничить потребление соли и сахара, исключить кислое, острое и жареное.

Показатели качества питания

  1. Потребительские свойства блюд:
  • внешний вид;
  • оформление блюд и кулинарных изделий.
  1. Соответствие требованиям качества организации питания:
  • разнообразие;
  • режим питания;
  • условия для соблюдения правил личной гигиены;
  • культура и эстетика питания (благоприятная обстановка для приёма пищи).
  1. Предоставление обучающимся, воспитанникам и их родителям необходимой информации о продуктах и рационе питания.

В обеденном зале вывешивается меню, в котором указываются:

  • дата и перечень наименований блюд и кулинарных изделий (с указанием их веса или объёма);
  • информация о пищевой и энергетической ценности каждого блюда и каждого приёма пищи в совокупности;
  • сведения о составе продукции.

Безопасность питания

При производстве продукции для дошкольников используются принципы концепции HACCP – в русской транскрипции ХАССП. Аббревиатура расшифровывается как Hazard Analysis and Critical Control Points – анализ рисков и критические контрольные точки. Концепция предусматривает систематическую оценку и управление опасными факторами, которые влияют на безопасность продукции. Контроль обеспечивается на этапах производства и хранения продуктов питания.

Принципы ХАССП с июля 2001 года закреплены в российской нормативной базе государственным стандартом ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования». Стандарт устанавливает требования к управлению качеством и безопасностью пищевых продуктов по принципам ХАССП:

  1. Анализ факторов риска.
  2. Определение критических контрольных точек.
  3. Установление критических пределов для каждой критической контрольной точки.
  4. Разработка системы мониторинга.
  5. Определение корректирующих действий.
  6. Установление процедур проверки.
  7. Разработка документации.

При внедрении ХАССП готовят рабочие инструкции и процедуры, которые определяют задачи персонала в каждой ККТ.

Факторы риска

При организации питания детей существуют риски попадания в продукты инородных веществ и организмов, которые не лучшим образом повлияют на здоровье детей. Риски бывают трёх видов: биологический, химический и физический. В группу биологического риска входят микроорганизмы, паразиты, их токсины и продукты жизнедеятельности. Опасные химические факторы включают пестициды, токсичные элементы и соединения, которые содержатся в сырье и материалах, моющие и дезинфицирующие средства, пищевые добавки. К физическим факторам риска относятся механические примеси – стекло, металл, пластик.

Снижения рисков обеспечивается:

  • соблюдением холодовой цепи;
  • шоковым охлаждением полуфабрикатов и готовой продукции;
  • использованием герметичных контейнеров и термобоксов;
  • санитарной обработкой и дезинфекцией;
  • механизацией и автоматизацией производства;
  • тепловой обработкой.

Дезинфекционные мероприятия проводятся в плановом порядке. Профилактическая дезинфекция проводится систематически, чтобы предотвратить возникновение очагов инфекционных заболеваний. Дезинфекция по эпидемиологическим показаниям проводится во избежание распространения инфекций в коллективе. Дезинфицирующие средства используются при генеральной уборке раз в месяц и при ежедневной уборке туалетов, душевых и медпунктов.

Требования к дезинфицирующим средствам:

  • свидетельство о госрегистрации;
  • сертификат соответствия ГОСТ Р;
  • инструкция, утверждённая производителем.

Процедура контроля определяет:

  • конкретный фактор;
  • объект проверки;
  • периодичность: ежегодно, ежемесячно, ежедневно;
  • методы: лабораторные исследования, аттестация персонала, визуальный и документальный контроль;
  • ответственные лица: медработник, завхоз, кладовщик, повар и сторонние лица и организации, которые привлекаются для осуществления контроля.

Ведение документации

По каждому фактору, показателю и ККТ определяется форма и регистрация информации:

  • технологическая документация;
  • контрольные журналы;
  • формализованные карты;
  • копии или дубликаты деклараций о соответствии продукции ГОСТ и накладных поставщика;
  • протоколы результатов лабораторных исследований;
  • акты комиссионного контроля и т.д.

Ведение документации допускается в электронном виде с использованием систем управления базами данных (1С: Плановое питание).

Сбалансированное и разнообразное питание — гарантия того, что детский организм получит необходимые для роста и развития витамины и минеральные вещества. Задача работников ДОУ — привить воспитанникам принципы здорового питания.

О нововведениях в сфере дошкольного образования, Вы сможете узнать на Всероссийской научно-практической конференции «Проектирование устойчивого развития ДОУ: платные услуги, стандартизация, экспертиза программ».

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ

Здоровое питание детей дошкольного возраста является залогом полноценного развития ребенка, именно правильно составленный рацион закладывает фундамент для нормальной жизнедеятельности организма в течении всей жизни. Правильное питание обеспечивает улучшение здоровья, укрепляет организм, придает физических и духовных сил. Дошкольник должен получать такое питание, чтобы оно полностью покрывало норму белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ.

Дети дошкольного возраста получают питание дома или в дошкольном учреждении, оно должно состоять из продуктов животного и растительного происхождения. Меню должно быть разнообразным – это главное условие полноценного питания, но также следует помнить, что все продукты должны быть доброкачественными, без вредных примесей, болезненных микробов. Особенности здорового питания детей дошкольного возраста

Читайте так же:  Размер выплаты пособия по безработице по сокращению

Пища должна давать «материал» для роста детского организма, от питания зависит и развитие ребенка дошкольного возраста. Особое значение имеют белки, ведь они являются строительным материалом для тканей и органов. Поставщиками белка в организм являются мясные, рыбные, молочные продукты, яйца в питании дошкольников, хлеб и крупы, овощи и бобовые. В организм должны поступать белки животного и растительного происхождения, в противном случае нельзя говорить о нормальном росте и развитии дошкольника, так как нарушаются функции головного мозга, страдает иммунная система.

Поскольку дети дошкольного возраста не любят сидеть на месте и постоянно находятся в движении: много бегают, прыгают, гуляют, то организму требуется много энергии, и главным ее источником являются углеводы и жиры. Углеводы поступают в организм из сахара, меда, ягод и фруктов. Данные простые углеводы быстро усваиваются организмом, а в муке, овощах (особенно в картофеле) присутствуют сложные углеводы. Масло сливочное, растительное, молоко, сливки, другие молочные продукты (сметана, сыр, творог), мясо, рыба поставляют в организм жиры. Нельзя допускать, чтобы в организм ребенка поступало избыточное количество углеводов и жиров, потому что это станет причиной нарушения обмена веществ.

Если говорить про рацион питания ребенка, то нельзя забывать про воду, которая имеет большое значение, она необходима для протекания жизненных процессов. Дошкольнику в сутки необходимо выпивать около полутора литров очищенной воды.

Дошкольный возраст – это период бурного роста ребенка, поэтому важно обеспечить организм всеми необходимыми микроэлементами, которые участвуют в строительстве органов, тканей и клеток. Поэтому правильное питание ребенка – дошкольника: меню на неделю должно включать молоко, кисломолочные продукты, рыбу, яйца, бобовые (эти продукты богаты фосфором и кальцием), крупы, хлеб (они богаты магнием), печень (говяжью и свиную), овсяную крупу, яйца, рыбу, яблоки и персики, зелень и изюм (они богаты железом).

«Неделя здорового питания в детском саду»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Воспитатель Голоскокова Елена Евгеньевна Россошь, 2017 год «Неделя здорового питания в детском саду»

Питание детей – это одна из тем, которая всегда волновала родителей. Возвращается мама с дочкой или сынишкой из детского сада и в череде вопросов «Как? Что? Где. » обязательно прозвучит: «А что ты сегодня ел на обед?» Родители очень внимательно следят за тем, чем кормят детей в детском саду, дошкольное учреждение не меньше заботы и внимания уделяет питанию своих воспитанников… В целях пропаганды здорового питания среди детей и родителей и создания условий для формирования знаний о правилах правильного питания в нашем дошкольном образовательном учреждении с 17 по 21 октября 2016 года прошла «Неделя здорового питания».

В течение двух недели проводились различные мероприятия по плану, утвержденному заведующим ДОУ. Прежде всего, было проведено анкетирование родителей по теме «Питание в семье». Результаты анкетирования: все родители понимают роль правильного питания для развития и роста ребенка и обсуждают вопросы правильного питания в семье, знают вкусы и предпочтения своего ребенка в еде, считают, что пища, которую употребляет их ребенок, разнообразна и полезна. Но, проанализировав анкеты родителей, мы видим, что родители при организации здорового питания не придают особого значения таким блюдам в питании детей, как каши, супы, овощные и молочные блюда. Исходя из результатов анкетирования, сочли необходимым проведение просветительской и консультативной работы с родителями воспитанников по вопросам здорового питания.

Очень полезной стала консультация «Организация питания в детском саду» для родителей, в которой медсестра рассказала о меню детского сада и какие нормы по каждому виду продуктов должны соблюдать родители. А родители «малоежек» с помощью информационных бюллетеней получили советы, как накормить детей, имеющих плохой аппетит.

С детьми проводились беседы «Здоровая пища», «Витамины полезные для здоровья», «Умеем ли мы правильно питаться».

Во время режимных моментов мы закрепляли с детьми элементарные правила сервировки стола, обращали внимание на правила поведения за столом в процессе приёма пищи.

Полученные представления дети могли применить в сюжетно-ролевых играх «Кафе», «Дружеское чаепитие», «Пекарня».

Так же дети с удовольствием приняли участие в веселом конкурсе «Испекли мы пирожок».

Самым запоминающимся оказался конкурс, в котором с удовольствием участвовали и дети, и взрослые: «Конкурс на самое красиво оформленное блюдо», где победила семья Александровых.

Совместное развлечение для воспитанников и родителей «В гостях у Здоровячков и Хлюпиков». В финале которого, дети сами приготовили фруктовый салат и угостили родителей.

Так же была организована выставка рисунков и творческих работ детей совместно с родителями «Мое любимое блюдо», «Мы за здоровое питание!»

Таким образом: вся организованная нами работа принесла положительные результаты, так как родители стали нашими союзниками в вопросах организации питания дошкольников, повысилась родительская компетентность и заинтересованность в вопросах здорового питания детей. При организации питания в семье родители стали больше уделять внимания разнообразию и витаминизации блюд.

Мы пришли к выводу , что работа по организации рационального питания детей дошкольного возраста будет эффективной лишь в том случае, когда она реализуется в системе, т. е. необходима слаженная работа всех участников (работающего персонала ДОУ, родителей и, конечно, детей.)

Номер материала: ДБ-960504

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Электронное образование в Республике Татарстан

МБДОУ «Чишма-Башский детский сад Кукморского муниципального района РТ»

Визитная карточка

Советы родителям о питании дошкольников

Чтобы расти и интенсивно развиваться, детям необходимо постоянно восполнять запасы энергии. Нехватка любых пищевых веществ может вызвать задержку роста, физического и умственного развития, а также нарушение формирования костного скелета и зубов. В особенности это касается детей дошкольного возраста. Почему вопросы питания дошкольников являются такими важными? Потому что, к сожалению, большинство заболеваний сегодня начинают формироваться именно в этом возрасте. Это хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, такие как хронические гастродуодениты, холецистохолангиты и даже язвенная болезнь. Более того: именно нарушения в питании детей являются одной из основных причин и других хронических заболеваний детей.

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают три раза в день необходимое по возрасту питание. Домашний рацион питания такого “организованного” ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому, забирая ребенка домой, не забудьте прочитать его и постарайтесь дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. В выходные и праздничные дни старайтесь придерживаться меню детского сада, используя рекомендации медицинского работника детского учреждения.

Утром перед отправлением ребенка в детский сад не кормите его, так как он потом будет плохо завтракать в группе. Ну а если вам приходится отводить его очень рано, напоите кефиром или дайте яблоко. А как же происходит в большинстве семей? Мама утром торопится на работу и начинает насильно кормить ребенка. Малыш нервничает, из-за этого у него не выделяются пищеварительные ферменты, спазмируется желчный пузырь и не выходит желчь для переваривания пищи. Мама считает, что у него плохой аппетит, но ведь нельзя его отпустить из дома голодным! И насильное кормление продолжается!

Несколько слов об аппетите

Если у ребенка плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе. Есть истина, которую должна знать каждая мама: не так важно, сколько съест ребенок, намного важнее – сколько он сможет усвоить! Еда, съеденная без аппетита, вряд ли принесет пользу организму. Для улучшения аппетита ребенка надо не перекармливать, следует больше гулять и двигаться, спать в проветренном помещении, в общем, максимально придерживаться требований здорового образа жизни. Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии, избегайте ссор и неприятных разговоров за столом — это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит. Не давайте малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положите чуточку добавки. И вообще: стоит ли так бояться голода? Лучше съесть с аппетитом кусок хлеба, тщательно его пережевывая, чем под материнский крик – ранний завтрак, который вряд ли переварится. Если прием пищи становится мучением для матери и ребенка, то у ребенка может возникнуть отвращение к еде. Еда должна быть для ребенка удовольствием. Не добивайтесь аппетита принуждением! Ведь это первый шаг к желудочно-кишечной патологии.

Читайте так же:  Как формируется пенсия в 2018

Почему важно не спешить во время еды?

Переваривание пищи начинается во рту, где со слюной выделяется фермент амилаза, который уже в полости рта начинает расщеплять углеводы. Чем медленнее и спокойнее идет процесс обработки пищи во рту, тем лучше она будет переварена в желудке. Кроме того, слюна смачивает пищевой комок, и он легче проходит через пищевод. Таким образом, главное – научить ребенка жевать. Хуже всего, когда ребенок торопится и глотает куски. Эти куски плохо перевариваются, и организм почти ничего не усваивает. И тогда непереваренная пища проходит в двенадцатиперстную кишку, тонкую и толстую кишки – и травмирует их.

Почему надо избегать перекармливания?

Аппетит снижается и у перекормленных детей. Их бесконечно пичкают всякими вкусными яствами. Они не знают чувства голода, а следовательно, не знают положительных эмоций при его утолении. Оказывается, чувство голода, конечно, не хроническое и утоляемое, даже полезно.

Откажитесь от фаст-фуда!

Безусловно, каждый врач скажет, что чипсы и гамбургеры вредны, а молочные продукты и овощи полезны. С другой стороны, детям достаточно трудно внушить мысль о пользе несоленой пищи, приготовленных на пару овощей. Почему так изменились пищевые стереотипы? Почему вместо обычной картошки дети предпочитают картофельные чипсы, вместо хлеба – сухарики из пакетика? Несомненно, огромную роль играет реклама, формируя и у ребенка, и у его родителей образ современного чада. Кроме того, срабатывает чувство стадности. Стремление ребенка быть «как все» в большинстве случаев подавляет голос разума.

Родителям стоит помнить, что на формирование вкусовых пристрастий детей влияют в первую очередь гастрономические предпочтения членов семьи, атмосфера в доме и в обществе в целом. Если взрослые, ссылаясь на нехватку времени, питаются «на бегу», заменяя полноценные приемы пищи перекусами, то трудно ожидать от ребенка иного поведения. Продукты так называемого «фаст-фуда», например чипсы, достаточно калорийны, за счет чего подавляют активность пищевого центра, и ребенок не хочет есть основное блюдо. Именно в этом и заключается вредность так называемой мусорной еды.

Следует разъяснять детям, почему полезны те или иные продукты, что они дают организму и какой вред может причинить систематическое употребление еды «фаст-фуд».

Оказывается, наименьшее количество вредных веществ, включая азотистые соединения, а также радиоактивные элементы, содержится в крупах (зерна злаковых культур). Поэтому не забывайте о кашах! В них имеется много необходимого для роста, хорошо усвояемого растительного белка, углеводов, витаминов и микроэлементов. Для увеличения витаминов группы B можно в каши добавлять сырые отруби или дрожжи (по одной чайной ложке).

Все дети нуждаются в свежих фруктах. Если они вам недоступны, используйте лесные и дикие ягоды – их человек еще не успел испортить удобрениями. Заготовьте на зиму побольше клюквы (она хорошо сохраняется на морозе), черники, калины. Сделайте заготовки из садовых ягод: черной смородины, малины, облепихи и т.п. Витаминов в них достаточно.

Рацион дошкольника: рекомендации родителям

Принципы детского питания

В пищу дошкольнику годятся далеко не все блюда, которые едят не только его родители, но даже старшие братья и сестры.

Меню маленького ребенка состоит из более легко усваиваемых продуктов, приготовленных с учетом нежной и пока незрелой пищеварительной системы.
Также у маленьких детей другая потребность в энергетической ценности пищи.
Для организации правильного питания дошкольников родителям следует руководствоваться следующими принципами:
— адекватная энергетическая ценность,

— сбалансированность пищевых факторов,

— соблюдение режима питания.

На столе должна быть разнообразная и вкусная пища, приготовленная с соблюдением санитарных норм.

Рацион ребенка от трех до семи лет обязательно содержит мясо, рыбу, молочные продукты, макароны, крупы, хлеб, а также овощи и фрукты. Не меньше трех четвертей рациона должна составлять теплая и горячая пища.
Можно и нельзя

Источником белка − строительного материала для быстро растущего организма − являются мясо, яйца, творог и рыба. Для питания дошкольников лучшим мясом считаются нежирная телятина, куры, индейка. Из рыбы предпочтительнее всего треска, судак, минтай, хек, навага и горбуша.

Деликатесы, копчености, икра и прочие «праздничные» блюда и давать лучше по праздникам − они раздражают слизистую желудка и кишечника, а большой ценности не представляют.

Вопреки распространенному мнению, жареную пищу давать маленьким детям можно, хотя лучше отдать предпочтение вареным или тушеным блюдам. Котлеты и фрикадельки можно зажаривать, но не сильно − жир, на котором их жарят, способен вызывать изжогу. Куда лучше приготовить их на пару или в соусе.

Каждый день ребенок должен получать молоко и молочные продукты − кефир, ряженку, нежирный творог и йогурт.Их можно приготовлять на завтрак, полдник или ужин, использовать как в натуральном виде, так и в запеканках, бутербродах и десертах.

Овощи, фрукты и соки из них также требуются дошкольнику ежедневно. Для полноценного питания дошкольнику необходимо 150–200 г картофеля и 200–250 г других овощей в день. В их числе − редис, салат, капуста, огурцы, помидоры и зелень. Фруктов и ягод нужно тоже немало − 200–300 г в свежем виде, плюс соки и нектары. Свежие овощи и фрукты − главный источник витаминов для ребенка.

Вдобавок к мясу и овощам, детям нужны хлеб и макароны из твердых сортов пшеницы, а также жиры в виде сливочного и растительного масел.

Чтобы ребенок ел хорошо, еда должна доставлять ему удовольствие. Капуста и каша вызывают не меньшую радость, чем кусок пирога, если и то, и другое равно вкусно и красиво. Дети любят интересно оформленные блюда из разнообразных продуктов.

Кроме того, очень важно соблюдать пищевой режим. Если ребенок ест слишком редко, с большими интервалами, от голода его умственные и физические способности снижаются, а стремление наестся поплотнее может стать дурной привычкой. Если же ребенок ест слишком часто, у него ухудшается аппетит, он не успевает проголодаться.

Оптимальным режимом считаются четыре приема пищи в день: завтрак, обед, полдник и ужин. Калорийность блюд должна распределяться так: 25 процентов суточной нормы приходится на завтрак, 40 процентов − на обед, 15 процентов − на полдник и 20 процентов − на ужин.

Ребенок, посещающий детский сад, чаще всего три из четырех раз ест там. Дома он получает только ужин. Родителям имеет смысл брать в саду копию меню на неделю, чтобы не готовить на ужин то, что в этот день ребенок уже ел.

Также стоит учитывать, что не все продукты необходимо давать детям ежедневно. Так, в списке продуктов на каждый день находятся молоко, масло, хлеб, мясо и фрукты. А вот рыбу, яйца, сметану и твердый сыр достаточно получать раз в два-три дня.

Маленьким детям следует готовить пищу так, чтобы она была безопасна для них. Малыш может подавиться куском мяса, поэтому его лучше готовить, предварительно нарубив или размолов в фарш.

Овощи можно отварить и измельчить, приготовить из них запеканку, котлеты или оладьи. Из рыбы при готовке нужно тщательно выбрать все кости, чтобы малыш не подавился.

А что делать, если ребенок не желает есть какие-то продукты? Для начала попробуйте выяснить, почему он не хочет их есть. Перед тем, как предложить еду малышу, попробуйте ее сами. Возможно, она просто не кажется ему вкусной.

Измените рецептуру, добавьте в продукт чего-нибудь еще, или, наоборот, добавьте его в какое-нибудь другое блюдо. Не заставляйте ребенка есть уговорами и тем более угрозами − этим можно добиться только полного отвращения.

Нельзя обойти вниманием и напитки. Ребенку можно предложить чай, компот, кисель, фруктовые и овощные соки и нектары, отвары ягод и молоко. Однако следует контролировать состав всех напитков – за исключением разве что чистой питьевой воды.

Особенно тщательно надо следить за количеством сахара. Для дошкольника дневная норма составляет 50 г. В стандартной банке сладкого газированного напитка содержится примерно недельная норма сахара, поэтому такие напитки лучше и вовсе исключить или разрешать в небольших количествах и очень редко.

В заключение можно сказать, что готовить ребенку отдельно − зачастую означает делать двойную работу. Так что соблюдение принципов рационального питания для малыша − хороший повод употреблять здоровую пищу и для взрослых. Сокращайте на столе долю острых, жареных и жирных блюд в пользу овощей, фруктов и полезных напитков.