Какой договор подписан в марте 1992 года

Автор: | 22.07.2018

Какой договор подписан в марте 1992 года

Федеративный договор, подписание которого было одним из пунктов программы Б.Н.Ельцина при избрании в мае 1990 главой российского государства, подписан в Москве 31 марта 1992 года Президентом РФ Б.Н.Ельциным, Председателем Верховного Совета РФ Р.И.Хасбулатовым и руководителями 86 из 88 субъектов Российской Федерации. Под договором оставлены места для подписей представителей Татарстана и Чечено-Ингушетии, которые так и не были поставлены. 10 апреля 1992 постановлением Съезда народных депутатов РФ Федеративный договор был включен в Конституцию (Основной закон) Российской Федерации как ее составная часть. В новую Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Федеративный договор не включен. В соответствии с ее заключительными положениями, в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции РФ действуют положения Конституции РФ.

15 февраля 1994 подписан Договор с Татарстаном. Только после этого (13 марта) Татарстан избрал депутатов в Федеральное Собрание РФ (выборы 12 декабря 1993 года в 2 округах не состоялись из-за недостаточного числа кандидатов, а в остальных 4 — из-за неявки избирателей). После этого подписание договоров вошло в моду. В 1994 году подписаны 3 договора, в 1995 — 4, в 1996 — 17, в 1997 — 12, в 1998 — 6. Подготовкой проектов договоров о разграничении полномочий занималась Комиссия при Президенте РФ по подготовке договоров о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которую возглавлял С.М.Шахрай. Исключение составила Чеченская Республика Ичкерия, переговоры с которой вели с лета 1996 года секретари Совета Безопасности — сначала А.И.Лебедь, затем — И.П.Рыбкин.

К середине 1998 подписаны 42 индивидуальных договора с 46 субъектами Федерации. Первые три (с Татарстаном, Кабардино-Балкарией и Башкирией) именовались договорами о разграничении предметов ведения и ВЗАИМНОМ ДЕЛЕГИРОВАНИИ полномочий, остальные 39 (условно под вопросом — неопубликованные NN35, 37-41) — о разграничении предметов ведения и полномочий. Точные названия этих 39 договоров полностью (за исключенем названий регионов) совпадают с одним исключением — в название договора с Красноярским краем и его составными частями не включены названия регионов.

15 июля 1998 С.М.Шахрая сменил тогдашний заместитель Руководителя Администрации Президента В.В.Путин, с тех пор ни один договор подписан не был. Указом N 1003 от 8 августа 2001 Президент в связи с созданием 21 июня «Комиссии по подготовке предложений. » отменил все ранее принятые указы о «Комиссии по подготовке договоров. «.

Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (119-фз от 24 июня 1999, основные авторы проекта — В.Н.Лысенко и Р.Г.Абдулатипов) установлен приоритет федеральных законов перед Федеративным договором и Договорами о разграничении полномочий между РФ и ее субъектами. Тем же законом установлено, что договоры до подписания Президентом РФ должны быть рассмотрены в законодательном (представительном) органе региона и в Совете Федерации. Предписано привести ранее заключенные договоры и соглашения в соответствие с этим законом в течение трех лет со дня вступления его в силу.

Указом Президента Путина N741 от 21 июня 2001 Комиссия по подготовке договоров была упразднена с одновременным созданием Комиссии при Президенте РФ по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления под председательством заместителя Руководителя Администрации Президента РФ Д.Н.Козака.

Летом 2001 года ряд регионов выступили с инициативой расторжения договоров о разграничении полномочий, заключенных ими с федеральным центром. С 21 декабря (?) 2001 по 21 апреля 2002 подписаны 28 двустороних (трехсторонних) актов о прекращении действия договоров . Остальные 14 договоров продолжают действовать. Список 16 договоров, договоры о расторжении которых к началу мая 2002 еще не были опубликованы: — 14 двусторонних: с органами государственной власти Республики Татарстан, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Башкортостан, Республики Северная Осетия — Алания, Республики Саха (Якутия), Удмуртской Республики, Свердловской области, Калининградской области, Республики Коми, Хабаровского края, Чувашской Республики, Москвы, Брянской области, Мурманской области; — 1 трехсторонний: с органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа; — 1 четырехсторонний: с органами государственной власти Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов.

Подписан: Москва, 31 марта 1992 10 апреля 1992 постановлением Съезда народных депутатов РФ включен в Конституцию РФ

Состоит из трех договоров и двух протоколов: 1. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации Подписан полномочными представителями Республик Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Горный Алтай, Дагестан, Кабардино-Балкарской, Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесской ССР, Республики Карелия, Коми ССР, Марийской ССР — Республики Марий Эл, Мордовской ССР, Республики Саха (Якутия), Северо-Осетинской ССР, Республики Тува, Удмуртской Республики, Републики Хакасия, Чувашской Республики — Чаваш республики, Российской Федерации.

1а. Протокол к Федеративному договору (Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации) Согласован полномочными представителями тех же сторон, что и договор (1). В нем представители республик «доводят до сведения органов власти», что «необходимо обеспечить предоставление не менее 50 процентов мест в одной из палат высшего законодательного органа РФ представителям республик в составе РФ, автономных областей и автономных округов».

2а. Протокол к Федеративному договору (Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации) Согласован полномочными представителями тех же сторон, что и договор (2), но представителями Калужской, Ленинградской областей и Санкт-Петербурга — с оговорками. Протокол относит к совместному ведению разграничение государственной собственности на территории регионов, установление общих принципов бюджетной системы и налогообложения в РФ, изменение границ краев и областей, и для сторон, подписавших протокол, делает перечень предметов совместного ведения (ст.II Договора) закрытым.

Индивидуальные договоры с субъектами РФ

1. Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» Москва, 15 февраля 1994 Вступил в силу через 7 дней после подписания Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Президент РТ М.Шаймиев, Премьер-министр РТ М.Сабиров

2. Договор Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики» Москва, 1 июля 1994 Вступил в силу с момента подписания Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Президент КБР В.Коков, Премьер-министр КБР Г.Черкесов

3. Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» Москва, 3 августа 1994 Вступил в силу с момента подписания Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Президент РБ М.Рахимов, И.о.Премьер-министра РБ Р.Бакиев

4. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Северная Осетия — Алания Москва, 23 марта 1995 Вступил в силу с момента подписания Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Президент РСОА А.Галазов, Председатель Правительства РСОА Ю.Бирагов

5. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) Москва, 29 июня 1995 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Президент РС(Я) М.Николаев, Председатель Правительства РС(Я) Ю.Кайдышев

6. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Бурятия Москва, 29 августа 1995 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Президент РБ Л.Потапов

7. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Удмуртской Республики Москва, 17 октября 1995 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Председатель Государственного Совета УР А.Волков, Председатель Правительства УР П.Вершинин

8. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области Москва, 12 января 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Свердловской области Э.Россель

Читайте так же:  Договор стажировки с последующим трудоустройством

9. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области Москва, 12 января 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Глава администрации Калининградской области Ю.Маточкин, Председатель Калининградской областной Думы В.Устюгов

10. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Оренбургской области Москва, 30 января 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации — Председатель Правительства Оренбургской области В.Елагин

11. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Краснодарского края Москва, 30 января 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Краснодарского края Е.Харитонов

12. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Коми Москва, 20 марта 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава Республики Коми Ю.Спиридонов

13. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Хабаровского края Хабаровск, 24 апреля 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Хабаровского края В.Ишаев

14. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Омской области Омск, 19 мая 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Омской области Л.Полежаев

15. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики Москва, 27 мая 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Президент Чувашской Республики Н.Федоров

16. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Москва, 27 мая 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Иркутской области Ю.Ножиков, Глава администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа А.Батагаев

17. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Сахалинской области Москва, 29 мая 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Сахалинской области И.Фархутдинов

18. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Пермской области и органами государственной власти Коми-Пермяцкого автономного округа Москва, 31 мая 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Пермской области Г.Игумнов, Глава администрации Коми-Пермяцкого автономного округа Н.Полуянов

19. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Нижегородской области Москва, 8 июня 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Нижегородской области Б.Немцов

20. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ростовской области Ростов-на-Дону, 11 июня 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Ростовской области В.Чуб

21. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ленинградской области Санкт-Петербург, 13 июня 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Ленинградской области А.Беляков

22. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга Санкт-Петербург, 13 июня 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Санкт-Петербурга В.Яковлев

23. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Тверской области Москва, 13 июня 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Тверской области В.Платов, Председатель Законодательного Собрания Тверской области В.Курбатов

24. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Алтайского края Москва, Барнаул, 29 ноября 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Алтайского края Л.Коршунов

25. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Брянской области Москва, 4 июля 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Брянской области Ю.Лодкин Опубликован: Российские вести, 25 сентября 1997

26. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Вологодской области Москва, 4 июля 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Вологодской области В.Позгалев Опубликован: Российские вести, 25 сентября 1997

27. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Магаданской области Москва, 4 июля 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Магаданской области В.Цветков Опубликован: Российские вести, 26 сентября 1997

28. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Саратовской области Москва, 4 июля 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Саратовской области Д.Аяцков Опубликован: Российские вести, 3 октября 1997

29. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Челябинской области Москва, 4 июля 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Челябинской области П.Сумин Опубликован: Российские вести, 26 сентября 1997

30. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Самарской области Самара, 1 августа 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Самарской области К.Титов Опубликован: Российские вести, 25 сентября 1997

31. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ульяновской области Москва, 30 октября 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Ульяновской области Ю.Горячев Опубликован: Российские вести, 12 ноября 1997

32. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Астраханской области Москва, 30 октября 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Астраханской области А.Гужвин Опубликован: Российские вести, 16 декабря 1997

33. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ярославской области Москва, 30 октября 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Ярославской области А.Лисицын Опубликован: Российские вести, 17 декабря 1997

33. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Мурманской области Москва, 30 октября 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Мурманской области Ю.Евдокимов Опубликован: Российские вести, 25 декабря 1997

35. 30 октября 1997 подписан также договор с Кировской областью

36. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий [между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов] Красноярск, 1 ноября 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Красноярского края В.Зубов, Губернатор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Г.Неделин, глава администрации Эвенкийского автономного округа А.Боковиков, первый заместитель Председателя Правительства РФ Б.Немцов. Опубликован: Российские вести, 27 ноября 1997

С апреля 1998 года сплошное опубликование договоров прервалось, т.к. Администрация Президента отказалась от издания газеты «Российские вести», после чего выпуск газеты был приостановлен.

37-41. 20 мая 1998 подписаны 5 договоров: с Республикой Марий Эл, Амурской, Воронежской, Ивановской и Костромской областями.

42. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы Москва, 16 июня 1998 Заключен сроком на 10 лет Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Мэр Москвы Ю.Лужков Опубликован: Российская газета, 23 июня 1998

Читайте так же:  Ликвидация чем заканчивается

ИТОГО к 29 июня 1998 подписаны 42 индивидуальных договора с 46 субъектами Федерации. ДОГОВОРЫ С ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ:

  • Хасавюртские соглашения от 31 августа 1996
  • Договор о мире и принципах взаимоотношений от 12 мая 1997
  • Проекты нового Договора на октябрь 1997ССЫЛКИ
  • Тексты договоров анонсированы и постепенно появляются на региональном сервере Центра регионального анализа и прогнозирования

    31 марта 1992 г. Подписан Федеративный договор в России.

    В сфере государственного строительства важнейшей задачей российского руководства являлось решение вопроса о сохранении территориальной целостности страны. Еще в 1990 г. автономные республики в составе РСФСР получили статус союзных, что значительно расширило их государственно‑правовую компетенцию и повысило суверенитет.

    Этот документ разграничивал предметы ведения и полномочия между федеральными органами власти и управления и органами власти и управления субъектов Федерации. К числу субъектов Федерации были отнесены республики в составе РФ (которые и раньше были субъектами Федерации), края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт‑Петербург. От подписания Договора уклонились лишь лидеры Татарстана и Чеченской республики. Последние заявили о своей полной независимости от федеральных органов. Как показали последующие события, подписание Договора не оказало ожидаемого воздействия на укрепление российского государственно‑политического единства. Сохранение органов представительной (советской) власти как в федеральном центре, так и на местах, к тому же находившихся в этот период в состоянии конфронтации с органами исполнительной власти, значительно тормозило процесс государственного строительства.

    Вскоре текст договора был интегрирован в Конституцию Российской Федерации.

    Значение Федеративного договора от 31 марта 1992 года «О разграничении предметов ведения и полномочий» для развития Федеративных отношений в России

    юридические науки

    • Иксанов Радмир Аузагиевич , ассистент
    • Башкирский государственный аграрный университет
    • Усманова Светлана Маратовна , студент
    • Башкирский Государственный Аграрный Университет
    • РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ
    • ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР
    • ФЕДЕРАЛИЗМ
    • ВОПРОСЫ ВЕДЕНИЯ
    • МЕЖСУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

    Похожие материалы

    После распада СССР в России существовали негативные тенденции к дестабилизации внутриполитической ситуации во взаимоотношениях между федеральным центром и другими субъектами государства и внешнеполитической ситуации во взаимоотношениях между федерацией и другими государствами. Во внешнеполитических отношениях Российская Федерация, как правопреемница СССР, является участницей огромного количества международных договоров и соглашений. Проблема укрепления международно-правовой законности и установления верховенства международного права всегда была актуальна для России[1]. Особенную актуальность это приобретает тогда, когда Россия активно начинает участвовать в международных торговых организациях. После распада Советского Союза проблема федерализма встала очень остро, ведь союзные республики получили суверенитет. Понимая это, государственная власть разработала очень важный для того периода документ это Федеративный договор, и годом позднее Конституция Российской Федерации. Целью этих преобразований послужила угроза распада и угроза целостности государственной власти в России, разграничение полномочий между субъектами и федерацией представлялось необходимым. Исследователи производят периодизацию развития Российского федерализма в соответствии с принятием актов о федерализме.

    В нашем исследовании мы постараемся акцентировать внимание на внутриполитической ситуации во взаимоотношениях между федеральным центром и другими субъектами государства.

    Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., имеет важное историческое значение для Российского государства. Он способствовал сохранению России как целостного государства, положил начало дальнейшему ее развитию на принципах подлинного федерализма. Профессор С.А. Авакьян отмечает, «с одной стороны, желают усиления своих позиций республики, с другой — не очень довольны своим положением края, области, города республиканского значения — они остаются в статусе административно-территориальных единиц, хотя зачастую обладают сильным хозяйственным потенциалом и вносят более весомый вклад в экономику России»[2]. Итогом разрешения сложившихся непростых внутренних отношений в России явилось то, что центральное руководство государства и лидеры регионов признали необходимым подписать договоры, которые фиксировали бы официальное признание территориальных единиц субъектами Российской Федерации, способствовали бы укреплению федеративных связей во внутренних отношениях; оговаривали бы статус отдельных групп субъектов.

    Федеративный договор — уникальный политико-юридический документ, на основе которого реализуется крупная государственно-правовая реформа конституционного строя России.

    Задачами, которые перед собой поставили авторы являются: исследование значения Федеративного договора в процессе развития межсубъектных отношений в РФ; изучение договорного принципа Федеративного договора в пределах его «триединости», выработка предложений по совершенствованию правового регулирования конституционных принципов и порядка разграничения предметов совместного ведения.

    В настоящее время исследуемая тема не потеряла своей актуальности. В 2014 году в состав РФ были приняты новые субъекты (Республика Крым и город федерального значения Севастополь), и резонно возникает вопросы о разграничении предметов ведения между новыми субъектами и Россией; о внесении изменений в российское законодательство, регулирующее конституционно-правовые отношения.

    В современной юридической науке значение Федеративного договора для России оценивается неоднозначно. Утверждается, что с подписанием Федеративного договора Россия из унитарного государства превратилась в федеративное [3]. Обращаясь к истории, мы можем сделать вывод, что Россия появилась как единая, централизованная страна, которая во многие периоды своей истории получала свое расширение. Объединение различных государств в федерацию при помощи договора- является особенностью развития российского государства нового и новейшего времени, в моменты изменения социально-политической ситуации в государстве. Преобразование России в Федерацию произошло по инициативе центральной власти России. Это позволяет нам сделать вывод, что процесс федерализации российского государства шел «сверху».

    Считаем, что различия в статусах и типах субъектов РФ явились результатом существования трех договоров, составляющих структуру Федеративного договора и отсутствие единого, цельного текста Федеративного договора.

    В договоре упоминается в основном о разграничении полномочий между этими органами, но на деле подразумевалось регулирование отношений между Российским государством и его составными частями, т.е. субъектами. Выражение «суверенные республики» было использовано в связи с тем, что к моменту заключения Федеративного договора все республики в составе России провозгласили себя суверенными государствами. Представляется, что это, безусловно противоречило бы общепризнанным принципам федеративного устройства России. В свою очередь, нельзя не отметить, что Федеративный договор не является союзным договором, а договором о разграничении предметов ведения и полномочий с учетом особенностей РФ и её субъектов.

    Федеративный договор после его подписания стал документом конституционного значения. Поэтому не случайно 10 апреля 1992 г. Постановлением Съезда народных депутатов РФ он был одобрен и включен в действующую Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации как ее составная часть[4]. Отношение к Федеративному договору неоднозначное. На тот момент возникал вопрос: считать ли его основополагающим документом конституционного значения или же рассматривать как временную уступку национальным государственным образованиям и территориям в целях сохранения целостности Российского государства? На наш взгляд, здесь имеются элементы и того и другого. В условиях политической нестабильности и углубления экономического кризиса, необходимости сохранения государственности и целостности России на основе качественного обновления федеративных отношений он имел принципиально важное значение для стабилизации конституционного строя Российской Федерации.

    Подписание Федеративного договора во многом способствовало сглаживанию политической остроты отношений России с ее составными частями. Оно ознаменовало начало крупной государственно-правовой реформы. Принятый документ оценивался как Договор, имеющий самостоятельное конституционное значение.

    Однако в силу ряда причин: в связи со сложностью установления правовой природы Федеративного договора (многие субъекты Федерации на тот момент настаивали на том, чтобы Федеративный договор рассматривался как исключительно договорный акт, стоящий над Конституцией и близкий по своему духу к классическим международным договорам), с трудностями определения его места в системе актов федерального законодательства, отсутствием нормативно прописанного механизма внесения изменений и дополнений в Федеративный договор, неопределенностью применения на практике положений Договора, в котором существуют дублированные в части исключительных и совместных полномочий формулировки, а также в связи с интенсивной работой над проектом новой Конституции РФ, обладающей учредительным характером — указанные законопроекты не были официально рассмотрены на законодательном уровне. Учредительный характер конституции означает, что её правовые нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, создают уникальные по своей структуре государственные институты, благодаря которым реализуется государственная власть, так же обуславливают новый порядок формирования правовой системы[5].

    Несмотря на то, что Федеративный договор явился важным политико-правовым актом, способствовавшим сохранению государственности и целостности России, он не стал основополагающим документом, на основе которого в последующем осуществлялось бы реформирование государственного устройства России. Анализ дальнейших событий в стране показывает, что тогдашнее политическое руководство страны, составители проекта новой Конституции Российской Федерации относились к Федеративному договору как к временному документу, фактически отрицая его самостоятельное конституционное значение, принижая его роль и сводя его к материалу, который может быть учтен или не учтен при принятии новой Конституции.

    В настоящее время трудно говорить о нем как о документе, имеющем конституционное значение. К тому же нужно учитывать тот факт, что в соответствии с заключительными и переходными положениями действующей Конституции РФ в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции РФ действуют положения Конституции (ч. 4 п. 1).

    Читайте так же:  Выписку из егрп можно получить в мфц

    Федеративный договор закрепил общие принципы федеративного устройства России и установил разграничение полномочий по ряду вопросов осуществления государственной власти. Но он не установил такого же разграничения по многим другим вопросам осуществления этой власти, и прежде всего в части хозяйственно-экономической компетенции субъектов Российской Федерации.

    Отсутствие в Федеративном договоре указания на конкретную хозяйственно-экономическую компетенцию, а также механизма реализации его положений сделало Федеративный договор труднореализуемым на практике. Ситуация усложнялась и тем, что в условиях перехода на рыночные отношения, отказа от централизованной плановой системы управления возникла острая необходимость выработки новых форм и механизмов реализации хозяйственно-экономической компетенции субъектов Федерации. Особенно острая необходимость выработки новых механизмов наблюдается в сельском хозяйстве. Механизм взаимоотношений между государственными органами и хозяйствующими субъектами в агропромышленном комплексе должен быть чрезвычайно гибким, четким и эффективным, чтобы соответствовать требованиям не только правовых и экономических, но и естественных законов и обеспечивать стабильное функционирование самостоятельных производственных элементов, находящихся в разных природно-климатических и метеорологических условиях[6]. В целом анализ становления и развития договорного процесса в федеративных отношениях показывает, что он имел большое политико-правовое значение на начальных этапах формирования новой обновленной Федерации в России.

    В процедурном плане конечное решение вопроса о начале действия соглашения, внесении в него изменений и дополнений, а также о прекращении его действия передано Правительству РФ.

    Федеральный центр и субъекты РФ осуществляют взаимодействие при принятии решений, имеющих огромное значение для развития федеративных отношений все эффективнее. В основу взаимодействия законодательных и исполнительных органов России и её субъектов заложены элементы договорных начал.

    Федеративный договор в сфере регулирования федеративных отношений играет огромную роль в качестве одного из основных источников государственного права РФ. Даже после этого, Федеративный договор, как самостоятельный конституционно-правовой документ, не прекратил своего существования. В Конституции РФ 1993 г. закреплены нормы о верховенстве своих норм над нормами Федеративного договора.

    Договорно-согласительная процедура разработки концепции федеративного устройства России, воплощенная в Конституции 1993 г., не стала гарантией беспроблемного и эффективного формирования законодательной компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и практического осуществления субъектами РФ своих законодательных полномочий. Соответствующие проблемы уже на протяжении 20 лет неизменно, но уже с новыми аспектами их постановки поднимаются в федеративной практике и являются предметом обсуждения на научных и научно-практических конференциях, чем и объясняется обращение к теме настоящего исследования.

    Таким образом, на относительно большой территории в России нужно учитывать не только административно территориальный принцип, но и особенности национального сосуществования на одной территории множества национальностей.

    Но существуют и другие пути решения проблем в развития федерализма. На сегодняшний день существует и прекрасно осуществляет свои функции Федеральная программа «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения» утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 307. [7]. Целью указанной программы является обеспечение сбалансированного развития субъектов Российской Федерации. Задачи данной целевой программы представляют нам современные проблемы в области развития федерализма с направленным решением.

    Учитывая изложенное выше, мы можем сделать вывод, что Федеративный договор 1992 года имел несколько важных причин для его создания, а также соответствующие последствия его применения на практике. Безусловно, договор имеет важнейшее место в истории развития современной России, её федерализма. Но время не стоит на месте, развитие идет своим чередом, а значение и роль Федеративного договора сегодня постепенно удаляется на задний план. На сегодняшний день практически со всеми республиками подписаны Соглашения подобные Федеративному договору 1992 года, в которых обозначены основные вопросы содействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. И, наконец, недавние события по поводу присоединения Крыма к Российской Федерации свидетельствуют о развитости федерализма в России.[6] Существование договора о принятии республики Крым в состав Российской Федерации говорит о том, что федеративные отношения в современной России находятся на высоком уровне, в особенности по сравнению с начальным опытом подписания подобных договоров. Таким образом мы можем наблюдать развитие сильного государства через подписание таких договоров. При сохранении целостности государственного конституционного строя, смело можно говорить о том, что Российская Федерация – это демократическая страна, способная к дипломатическим методам решения важных вопросов федерализма.

    Список литературы

    1. Селезнева А.Х., Иксанов Р.А. Укрепление верховенства закона в России как необходимое условие участия во Всемирной торговой организации
    2. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: Учеб. пос.: В 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 2. М.: Норма; ИНФРА-М, 2010. С. 76.
    3. Козлов А.Е. Федеративные начала организации государственной власти в России. М., 1996. С. 11.
    4. Постановление Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 г. N 2689-1 «О Федеративном договоре» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 17. Ст. 898.
    5. Ефстифеев А.С., Иксанов Р.А. К вопросу о понятии конституции в конституционном праве РФ (историко-правовой аспект) // «Студенческий научный форум» — 2015 Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции, г. Саратов, 2014 г. 5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 307 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения»[Электронный ресурс] — Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70644074/#ixzz3KUEOyfc3
    6. Иксанов Р.А., Салаватов А.М. Государственное регулирование агропромышленного комплекса России в условиях членства в ВТО // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – №01(85).
    7. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. (Москва, 18 марта 2014 года)// «Собрание законодательства РФ», 07.04.2014, №14, ст.1570.

    Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    К 10-летию подписания Федеративного договора РФ

    10 апреля 1992 года V1 Съезд народных депутатов России одобрил Федеративный договор и включил его содержание в текст Конституции Российской Федерации.

    Необходимость в разработке Договора была вызвана политической и социально-экономической ситуацией, сложившейся после принятия I Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1991 года Декларации о государственном суверенитете РСФСР и Декларации прав и свобод человека и гражданина, утвержденной Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года.

    Федеративный договор включает в себя три взаимозависимых документа: Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.

    Все субъекты формально равноправны, имеют одни и те же права и полномочия, несут равные обязанности в социальной, экономической и культурной областях. Республики, входящие в состав Российской Федерации, имеют свои конституции, принимают законы, в них избираются законодательные органы /парламенты/, так как за ними закрепляется статус государства.

    Статья 11 Конституции РФ предусматривает возможность договорных отношений между Центром и регионами, а разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами субъектов РФ осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

    Согласно статье 78 Конституции РФ, Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

    15 февраля 1994 года Борис Ельцин и Минтимер Шаймиев подписали первый в истории России Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан». К июню 1998 года подобные договора были заключены с 46 субъектами Федерации, последним из них стала Москва.

    В начале 2002 года по инициативе глав некоторых регионов России были подписаны документы, прекращающие действия Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов России, в связи с тем, что «цели договоров достигнуты». Такие Договоры приняли главы Костромской, Воронежской, Самарской, Магаданской, Саратовской, Сахалинской, Ивановской, Тверской, Ростовской, Вологодской, Ярославской, Амурской, Ульяновской, Кировской, Омской, Астраханской, Челябинской областей, Республик Марий Эл и Бурятия, Коми-Пермяцкого автономного округа и Алтайского края.

    /По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА «Новости», 31 марта/.