Спецоценка условий труда 2018 приказ

Автор: | 13.10.2018

Содержание:

Специальная оценка условий труда в 13 шагов: к проведению готовы!

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет. Тем не менее есть и ряд особенностей, которые необходимо учитывать работодателю, чтобы избежать административной ответственности (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Рассмотрим порядок проведения спецоценки подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией.

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению

Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда

Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Договор на проведение специальной оценки условий труда

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволяет делать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Читайте так же:  Судебные приставы республики башкортостан адрес

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 ТК РФ).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Екатерина Добрикова,
редактор-эксперт портала ГАРАНТ.РУ

Документы по теме:

Читайте также:

Определен порядок обжалования результатов спецоценки условий труда
Госуслуга бесплатна, воспользоваться ею могут как работодатели, так и работники.

Иван Шкловец: «Не исключено, что нас будет ожидать многочисленная фальсификация результатов спецоценки условий труда в 2017-2018 годах»
Заместитель руководителя Роструда связывает такой прогноз с тем, что именно на этот период придется пик мероприятий по спецоценке.

Как условия труда на рабочих местах влияют на дополнительные тарифы взносов в ПФР?
Минтруд России рассказал, в отношении кого применяются дополнительные тарифы взносов в ПФР, а также как на их размер и порядок уплаты влияет специальная оценка (аттестация рабочих мест).

Минтруд России: СОУТ рабочих мест военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов не проводится
А в отношении рабочих мест госслужащих сотрудников религиозных организаций является обязательной.

Приказ о проведении специальной оценки условий труда

Скачать образец приказа о создании комиссии по СОУТ

Образец приказа о проведении СОУТ

Здравствуйте! Спасибо большое, очень помогут Ваши образцы!

С уважением, Татьяна!

Спасибо, очень помогли Ваши образцы и коментарии.

Оставить комментарий Отменить ответ

© 2018 Налог-справка.Ру · Копирование материалов сайта без указания активной ссылки на источник запрещено · Обратная связь

Приказ о проведении СОУТ

Комплекс мероприятий, которые проводятся работодателем совместно с экспертами организации, проводящей идентификацию и классификацию условий труда сотрудников, определяется приказом о проведении специальной оценки условий труда (СОУТ).

Этот нормативный документ доводится до сведения всех заинтересованных должностных лиц организации под роспись и определяет последовательность действий спецоценки.

Образец приказа о проведении спецоценки условий труда

Приказ о создании комиссии по СОУТ

Является документом, которым работодатель:

Создает комиссию по спецоценке.

Определяет сроки ее работы, права и обязанности председателя и членов комиссии.

Утверждает график проведения спецоценки.

Назначает ответственных за порядок взаимодействия и работы с экспертами организации, которые непосредственно проводят замеры и классифицируют результаты.

Устанавливает порядок ознакомления работников с результатами СОУТ.

Определяет перечень мероприятий, направленных на улучшения условий труда по итогам спецоценки.

Образец приказа о создании комиссии по СОУТ (график)

При создании комиссии необходимо учитывать, что общее количество ее членов должно быть нечетным.

График проведения спецоценки работодатель может утвердить приложением к приказу о создании комиссии по СОУТ или отдельным локальным нормативным актом (на усмотрение).

Основные права и обязанности комиссии заключаются в:

предоставлении необходимых документов и сведений экспертам организации, которые проводят спецоценку;

принятии мер по недопущению каких-либо действий, которые могут сузить круг вопросов и негативно повлиять на результаты спецоценки;

информировании персонала предприятия по вопросам проведения этого мероприятия;

ознакомлении сотрудников предприятия с ходом и результатами спецоценки.

Работник, рабочее место которого подлежит спецоценке, имеет право:

присутствовать при ее проведении;

обращаться к работодателю и экспертам за разъяснениями и предложениями по вопросам проведения СОУТ.

Права сотрудников не стоит игнорировать, в противном случае это может быть признано дискриминацией или пренебрежением прав работника, что в любом случае неблагоприятно для работодателя.

Образец приказа о специальной оценке условий труда (внеплановая)

При подготовке приказа о проведении спецоценки необходимо руководствоваться следующими документами:

Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ;

Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н;

Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Федеральный закон регламентирует общие принципы и основные положения о порядке проведения СОУТ в организации.

Приказ 33н утверждает Методику проведения специальной оценки условий труда.

Приказ 80н устанавливает форму и порядок подачи декларации по итогам спецоценки условий труда.

Итоговый приказ по СОУТ

При завершении мероприятий по оценке условий труда на производстве, организация, проводившая оценку, должна составить отчет, который подписывают все члены комиссии. Далее работодатель обязан:

утвердить отчет по итогам СОУТ;

подписать необходимую рабочую документацию (карты, сводные ведомости и др.);

в течение 30 календарных дней подать декларацию в территориальный орган ГИТ (если рабочие места по итогам СОУТ признаны оптимальными или допустимыми, или отсутствуют вредные или опасные производственные факторы)

не позднее 30 календарных дней ознакомить работников с результатами проведенных мероприятий под роспись;

не позднее 30 календарных дней разместить при наличии сайта в сети Интернет сведения о результатах проведения оценки и перечне мероприятий для улучшения условий работы сотрдуников.

Кроме того, работодатель обязан в течение 3 рабочих дней уведомить организацию, проводившую оценку, об утверждении отчета. Это необходимо, поскольку результаты оценки условий труда, в том числе декларируемых как соответствующих нормативным государственным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений лежит на экспертной организации в десятидневный срок со дня утверждения отчета. Поэтому в случае невыполнения этого требования неприятности будут обеспечены всем — и работодателю и экспертной организации.

Чтобы этого избежать и реализовать все обязанности в срок и должным образом, работодателю необходимо издать нормативный документ, которым определить ответственных должностных лиц и сроки исполнения.

Образец приказа о завершении специальной оценки условий труда

Как уже было сказано, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 426-ФЗ, работодатель обязан реализовывать мероприятия, направленные на улучшения условий труда с учетом результатов проведенной спецоценки.

К указанным мероприятиям можно отнести:

приобретение новых средств индивидуальной и коллективной защиты;

модернизацию имеющегося оборудования;

реконструкцию или приобретение новых вентиляционных систем;

перепланировку размещения оборудования;

улучшение социальных и бытовых условий труда и др.

С этой целью целесообразно подготовить отдельный приказ по результатам СОУТ, который определит:

перечень конкретных мероприятий;

финансовое планирование и обеспечение;

Образец приказа об окончании СОУТ (профилактические мероприятия)

Заключительные положения

Все разногласия, которые могут возникнуть у работников, работодателя и организации, проводящей спецоценку, решаются в территориальных органах ГИТ.

Приказ о создании комиссии

Общество с ограниченной ответственностью «______________»

«____» ________ 2018 г. г. Санкт-Петербург

Читайте так же:  Договор на режимно-секретное обслуживание

о проведении специальной оценки условий труда

В целях реализации требований ст. 212 Трудового Кодекса РФ и в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в ООО «___________________________».

  1. Создать комиссию для организации и проведения специальной оценки условий труда в следующем составе:
  1. Председатель: (например, директор)должность Ф.И.О.
  2. Член комиссии: должность Ф.И.О.
  3. Член комиссии: должность Ф.И.О.

(В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии); общее количество членов комиссии, включая председателя, должно быть не менее 3-х и нечетным)

  1. Комиссии приступить к специальной оценке условий труда в ООО «_______________» с «___» ____________ 2018 г.
  2. Составу комиссии подготовить и утвердить Перечень рабочих мест, на которых необходимо провести специальную оценку условий труда.
  3. Составу комиссии подготовить и подать на утверждение График проведения специальной оценки условий труда с указанием срока по каждому мероприятию.
  4. Составу комиссии осуществлять руководство и контроль за проведением специальной оценки условий труда на всех ее этапах.
  5. Назначить специалиста (например, представителя отдела кадров или секретаря) ответственным за хранение документации по специальной оценке условий труда.
  6. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на председателя комиссии (или возлагаю на себя).

ООО «__________________________» _____________ ФИО

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2018 году

Специальную оценку условий труда работодатели во всех сферах экономики обязаны провести до конца 2018 года. Расскажем об особенностях проведения СОУТ для малых и микропредприятий.

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2018 году

Малое предприятие (МП) – это одна из наиболее распространенных форм ведения бизнеса. Владельцы малых предприятий привыкли к особым условиям ведения дел, в частности, к некоторым льготам. Речь идет об упрощенном бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. Также для таких организаций запрещены плановые проверки вплоть до 31 декабря 2018 года.

Скачать полезный документ

Особенности СОУТ для малых предприятий

Однако льготы для малых предприятий не распространяются на проведение СОУТ. Работодателям нужно осуществить спецоценку на всех рабочих местах и присвоить им определенные классы вредности. Некоторые особенности спецоценки условий труда для малого бизнеса все-таки имеются.

На малых предприятиях распространена практика заключения договоров с надомными работниками и дистанционными сотрудниками. Для этих рабочих мест, а также для сотрудников, работающих по найму у физических лиц, СОУТ не проводится.

Кроме того, на малых предприятиях в состав комиссии включают:

  • работодателя (индивидуальный предприниматель, руководитель организации);
  • других полномочных представителей работодателя;
  • специалиста по охране труда, либо другое лицо, исполняющее его функции;
  • представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного аналогичного органа.

Пошаговый алгоритм проведения СОУТ

Порядок проведения спецоценки для малых предприятий

СОУТ на МП, как и во всех других организациях, проводится по методике, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Это мероприятие необходимо провести в течение 6 месяцев для всех новых рабочих мест, а для всего МП – 1 раз в 5 лет. Исключением станут те рабочие места, на которых в ходе предыдущей СОУТ не было обнаружено вредных для здоровья сотрудников факторов и оформлена декларация соответствия.

Если последний раз малое предприятие проверялось по отмененной к настоящему моменту схеме аттестации рабочих мест, то спецоценку следует провести через 5 лет, но завершить не позднее 31 декабря 2018 года.

Как и в случае с другими формами ведения бизнеса, специальную оценку на МП нельзя производить своими силами. Работодателю нужно заключить договор со специализированной экспертной организацией. Критерии выбора такой организации:

  • она должна быть независима от заключающего договор работодателя;
  • проведение спецоценки должно быть основным видом её деятельности;
  • наличие аккредитации Минздравсоцразвития РФ;
  • наличие испытательного центра (лаборатории), аккредитованной для проведения исследований и измерений вредных и опасных факторов производства.

После заключения договора с аккредитованной организацией работодателю необходимо выпустить приказ о создании комиссии, которая будет осуществлять проверку совместно с экспертом. О ее составе мы написале выше. Затем нужно подготовить график проведения и составить список рабочих мест.

Откройте для себя возможности карьерного роста!

Как и для всех остальных организаций, при проведении спецоценки на МП действует принцип аналогичных рабочих мест, то есть имеющих одинаковые признаки (одинаковые должности, функции, условия труда, расположение в одном помещении и т.д.).

После того как процедура специальной оценки будет завершена, работодателю необходимо проанализировать ее результаты и отдельным приказом закрепить за сотрудниками полагающиеся им по закону льготы.

Отдельно стоит упомянуть о санкциях за непроведение СОУТ. Для малых предприятий штрафы за подобные нарушения могут быть весьма существенными. Штраф для руководителя может составить 5-10 тысяч рублей, а для всего юридического лица – 60-80 тысяч. В случае если работодатель повторно «забудет» провести спецоценку, то сумма для предприятия возрастет до 200 тысяч рублей.

Перед тем как приступать к процедуре СО, будет полезно изучить основные правоустанавливающие документы в этой сфере:

  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
  • Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях (статья 5.27.1).

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Оформление результатов СОУТ

Чтобы соблюсти все требования законодательства, после проведения специальной оценки необходимо правильно оформить ее результаты. Все тонкости этого процесса отражены в приказе Минтруда РФ №80н.

Для рабочих мест, на которых определены оптимальные (класс 1.0.) и допустимые (класс 2.0.) УТ, заполненную по всей форме декларацию необходимо передать в территориальное отделение инспекции по труду в течение 30 дней с момента ее утверждения.

Если все было оформлено правильно, то декларация будет действительна в течение 5 лет, а при отсутствии случаев производственного травматизма и профзаболеваний у работников она может быть продлена еще на 5 лет.

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Спецоценка условий труда для микропредприятий в 2018 году

Далее рассмотрим особенности организации СОУТ на микропредприятиях. Эта не так давно появившаяся форма ведения бизнеса характеризуется небольшим размером годовой выручки, балансовой стоимости активов и численности работников. Есть и другие условия, которые изложены в следующих документах:

  • Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»;
  • Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям».

Владельцам таких компаний важно помнить, что им также на общих основаниях предстоит пройти процедуру спецоценки условий труда. Федеральный закон № 426-ФЗ не делает особых различий между формами ведения бизнеса, поэтому проводить СОУТ на микропредприятиях необходимо. В общем, условия, требования и порядок проведения спецоценки будут те же, что и для малых предприятий.

При этом многие микропредприятия имеют дело с надомниками и дистанционными сотрудниками, для которых закон не требует проводить специальную оценку. То же правило верно и в случае, когда в организации в штат оформлен всего один руководитель, который выполняет свои обязанности на дому.

Приказ о специальной оценке условий труда: образец

Похожие публикации

Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее закон № 426-ФЗ) не содержит прямого указания на то, что работодатель должен издавать приказ о специальной оценке условий труда, но он требует организовать ряд мероприятий, факт проведения которых обычно отражается в распорядительных документах (приказах).

Приказ о проведении спецоценки условий труда: образец

  • Утвердить комиссию для проведения специальной оценки условий труда (СОУТ).
  • Определить график проведения проверки, дату ее начала и окончания.
  • Определить перечень рабочих мест подлежащих СОУТ.

Все это отражается в специальном приказе (или нескольких отдельных приказах).

Законодательство не утверждает форму такого приказа, поэтому его можно делать в свободной форме.

Примерная структура распорядительной части такого приказа может выглядеть следующим образом:

  • Непосредственное распоряжение о проведении аттестации.
  • Утверждение комиссии, ответственной за это мероприятие.
  • График проведения работ. Указывают начальную и конечную дату. Если объем работ достаточно большой, то их можно разбить на несколько этапов (например, с 01.10.2018 по 21.10.2018 – филиал №1, с 22.10.2018 по 12.11.2018 – филиал № 2 и т.д.).
  • Перечень мест, подлежащих спецоценке, либо указание комиссии на необходимость его составить.

Приказ оформляется на официальном бланке организации, по форме, утвержденной у данного работодателя. В нем должны присутствовать следующие реквизиты:

  • Полное наименование работодателя.
  • Дата и номер приказа.
  • Преамбула, в которой делают ссылку на нормативный документ, согласно которому проводится СОУТ.
  • Подпись руководителя.
Читайте так же:  Приставы ворошиловского

Печать на данном документе не предусмотрена.

Приказ составляют в нескольких экземплярах (либо делают копии). Один подшивают в книгу приказов, другой вместе с прочими документами передают организации, которая будут проводить проверку. На его основании, она внесет в карты аттестации сведения о членах комиссии, которые должны их подписать.

Сам приказ (его заверенную копию) также подшивают вместе со всеми документами об аттестации.

obrazec_prikaz_specocenka_provedenie.jpg

Приказ о завершении специальной оценки условий труда

После того, как все мероприятия спецоценки завершены, а исполняющая проверку организация передала все документы необходимо сделать следующее:

  • Утвердить и подписать отчет о проведенной спецоценке, тем самым выразить согласие с содержащейся в них информацией, либо направить в адрес исполняющей организации письменный документ, в котором изложить все спорные моменты.
  • Ознакомить работников с результатами аттестации рабочих мест.
  • Если спецоценка выявила факторы, которые ранее не учитывались, произвести мероприятия по приведению документов в соответствие с требованиями законодательства (установить дополнительные отпуска, надбавки, медосмотры и т.д.).

Все это можно отразить в соответствующем приказе. В его распорядительной части нужно указать следующее:

  • Признать СОУТ завершенной.
  • Если имеют место разногласия по результатам работы с Исполнителем, указать на это.
  • Привести перечень мероприятий по приведению рабочих мест в соответствие с полученными результатами, либо дать распоряжение ответственным лицам разработать их.

Приказ составляется в свободной форме и содержит все реквизиты, предусмотренные для таких документов (наименование организации, дату и номер, подпись руководителя).

Приказ о проведении специальной оценки условий труда составляется в свободной форме. В нем работодатель отражает все требования законодательства о подготовке к проведению спецоценки. Можно издавать не один, а несколько отдельных приказов (о проведении СОУТ, об утверждении комиссии и т.д.). Завершение спецоценки также оформляют приказом.

СОУТ в 2018 году. Что нам ждать от специальной оценки условий труда в 2018. Реалии, проблемы, перспективы

В преддверии нового года мы подготовили статью о том, чего же ждать от СОУТ в 2018 году.

Наступивший 2018 год является самым важным для предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей в части проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), так как это последний год, отведенный Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» на проведение СОУТ с момента ее начала.

Обязанность по ее проведению возложена на работодателя статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда на всех рабочих местах – офис это или производство, стационарное это рабочее место или не стационарное (водители, курьеры, грузчики и т.д.).

В соответствии с Законом специальная оценка условий труда не проводится только на рабочих местах надомников, дистанционных работников (см. специальные разделы ТК РФ), а также работников, когда их работодателем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем.

Несмотря на разрешенную Законом этапность проведения специальной оценки условий труда, не стоит забывать о необходимости включения условий труда на рабочем месте работника в трудовой договор (существенное условие ст.57 Трудового кодекса Российской Федерации), которые могут быть установлены только по результатам специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест.

За непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель подвергается штрафным санкциям, вплоть до приостановления деятельности.

Специальная оценка условий труда с 1 января 2014 года заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда.

С точки зрения Минтруда России, она должна была стать логическим продолжением аттестации рабочих мест, устранив ее недостатки и дополнив всем новым и перспективным, что имелось, к тому времени, в арсенале обеспечения охраны труда, стать для работодателей своеобразным стимулом к обеспечению еще более безопасных условий труда для своих работников, чем были до этого, а для работников — гарантом безопасности их здоровья, а в случае выполнения работы во вредных условиях труда — основой социальной защищенности, включая получение гарантий и компенсаций, контроль состояния здоровья (медосмотры), а также ранний выход на пенсию.

Однако, ситуация с проведением специальной оценки условий труда с самого начала складывалась иначе.

Несмотря на проводимую Минтрудом России работу по разработке Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и Методики проведения специальной оценки условий труда, огромное количество замечаний и предложений специалистов, ранее проводивших аттестацию рабочих мест, представителей профсоюзов различных отраслей, специалистов по охране труда не были услышаны и учтены, вследствие чего работа по специальной оценке условий труда не могла быть начата сразу с 1 января 2014 года, а началась только с апреля 2014 года, а сам Закон и Методика проведения специальной оценки условий труда содержали и содержат до настоящего времени формулировки не имеющие однозначного толкования и требующие пояснений и уточнений.

Методика проведения СОУТ, утвержденная приказом Минтруда №33н от 24.04.2014 года, должна была предусматривать проведение специальной оценки условий труда по единым критериям для всех рабочих мест всех отраслей экономики.

Однако, как показала практика первых дней проведения специальной оценки условий труда, Критерии, по которым оценивались условия труда и которые содержались в Методике были значительно сокращены в сравнении с аттестацией рабочих мест по условиям труда, вследствие чего, значительное число работников, осуществляющих трудовую деятельность в потенциально вредных и опасных условиях труда (водители, медперсонал, работники воздушного и морского транспорта и целого ряда других профессий) были вынуждены лишиться предоставляемых гарантий и компенсаций, так как по имеющимся критериям оценки ух условиях труда признавались допустимыми. А согласно требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, за работу в таких условиях труда гарантии и компенсации — не предоставляются.

Значительное количество обращений работников в Государственные инспекции труда, Минтруда и профсоюзы сдвинули ситуацию с «мертвой» точки, и, с целью снижения социальной напряженности, Минтруд вынужден был вносить изменения как в Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», так и в Методику проведения СОУТ, а также издавать приказы об особенностях проведения СОУТ работников отдельных категорий и профессий.

Специальная оценка условий труда должна проводиться с особенностями на:

  • Рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов.
  • Рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
  • Рабочих местах отдельных категорий медицинских работников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации.
  • Рабочих местах медицинских работников, расположенные в помещениях, к которым нормативными правовыми актами Российской Федерации предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные).
  • Рабочих местах медицинских работников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), перечень которой утверждается Минтрудом России по согласованию с Минздравом России и на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда.
  • Рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта.
  • Рабочих местах работников, перечень профессий и должностей которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 252 «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации».
  • Рабочих местах работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений.

В 2017 году этот перечень был дополнен медицинским персоналом, оказывающим медицинскую помощь больным психическими заболеваниями, а также с 25 декабря 2017 года вступают в действие особенности проведения специальной оценки условий труда водителей общественного транспорта.

Ситуация со стороны работодателей, в задачи которых входит приписанное ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение безопасных условий труда для работников, к настоящему времени, также неоднозначна.

Так, на крупных промышленных предприятиях, на которых имеется развитая служба охраны труда, до окончания 2013 года регулярно проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда.

Срок ее действия составлял 5 лет и для большинства работодателей к 2018 году результаты аттестации рабочих мест по условиям труда либо заканчивают свое действие, либо уже закончились.

Для многих работодателей среднего звена и микропредприятий, до настоящего времени, специальная оценка условий труда вообще является незнакомой процедурой, так как в первоочереные задачи работодателей этой группы входит получение максимальной прибыли, а не организация охраны труда на собственном предприятии.

Как правило узнают о необходимости проведения СОУТ от Государственной инспекции труда (после прихода инспектора) при расследовании несчастного случая или обращения работника, зачастую по вопросам даже несвязанным с условиями труда.

Поэтому проведение специальной оценки условий труда для таких работодателей должно в 2018 году стать первоочередной задачей, так как ее непроведение грозит работодателю штрафом в размере 60-80 тысяч рублей или приостановкой деятельности, согласно ст.5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.