Содержание:
Выступление прокурора в газете
Прокуратура Хакасии направила в региональный избирком представление, в котором утверждается, что при регистрации кандидатом на губернаторские выборы коммуниста Валентина Коновалова, ставшего лидером первого тура, был допущен ряд нарушений. В частности, указывается на ошибку в названии партии в поданных документах — «Коммунистическая партия Российской Федерации Хакасское отделение (КПРФ)» вместо «Хакасское региональное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации», как указано в свидетельстве о госрегистрации некоммерческой организации. Кроме того, как обнаружила прокуратура, постановление конференции избирательного объединения от 16 июня не было заверено подписью руководителя регионального отделения партии — самого Коновалова.
Избирком Хакасии 11 октября удовлетворил представление прокуратуры и, в свою очередь, обратился в Верховный суд Хакасии с заявлением о снятии кандидатуры Коновалова с выборов. Копия постановления регионального избиркома есть в распоряжении РБК.
В тот же день кандидат на пост главы Хакасии от Партии роста Александр Мяхар подал в прокуратуру заявление с требованием лишить Коновалова регистрации как кандидата в связи с многочисленными нарушениями в ходе избирательной кампании (копия заявления есть у РБК). Сам Мяхар отказался комментировать ситуацию.
Вечером 11 октября глава ЦИК Элла Памфилова заявила, что иск избиркома Хакасии об отмене регистрации Коновалова может нанести непоправимый ущерб избирательному процессу.
9 сентября, в первом туре выборов, Коновалов набрал 44,8% голосов, обойдя действующего главу региона Виктора Зимина, получившего 32,42%. Второй тур был назначен на 23 сентября, но за два дня до этого Зимин заявил, что снимает свою кандидатуру «по состоянию здоровья», а позже сообщил, что сделал это, не желая допустить «раскола» в республике. Реальной причиной снятия действующего губернатора с выборов стала невозможность выиграть второй тур, рассказали источники РБК. По их словам, Зимин отказался от участия в выборах по рекомендации Кремля. Затем с выборов снялся кандидат от «Справедливой России» Андрей Филягин. После этого соперником Коновалова по второму туру стал Мяхар.
Второй тур, который из-за снятия кандидатов дважды переносился, в итоге должен пройти 21 октября.
Коновалов, считавшийся фаворитом в состязании с кандидатом от Партии роста, получившим 6,61% в первом туре, заявил РБК о планах оспорить решение прокуратуры и регионального избиркома в суде. Соответствующее заявление он направил в Верховный суд республики. Он подчеркнул, что законных оснований для снятия его кандидатуры нет.
«Мы считаем позицию избиркома Хакасии противоречащей нормам закона. Более того, они пропустили сроки, в которые могли оспорить мою регистрацию, — в течение десяти дней с момента регистрации кандидата. На сегодняшний день снятие кандидата возможно только по вновь открывшимся обстоятельствам», — настаивает Коновалов. «Все документы, поступившие в избирком Хакасии при регистрации, очевидно, там видели», — заметил он.
В поддержку Коновалова высказался председатель КПРФ Геннадий Зюганов. На брифинге в Госдуме (корреспонденту РБК предоставили аудиозапись выступления Зюганова его однопартийцы) он заявил, что направил обращения на имя президента Владимира Путина и генпрокурора Юрия Чайки с требованием вмешаться в ситуацию.
Для отмены регистрации Коновалова решение суда должно вступить в законную силу, объяснил РБК эксперт по выборам Андрей Бузин. Это происходит через пять дней после его вынесения, если оно не будет обжаловано в следующей инстанции, отметил он. Коновалов заявил, что намерен оспаривать решение Верховного суда Хакасии, в случае если оно окажется не в его пользу.
Что же касается возможных действий ЦИК, то, как пояснил РБК представитель движения в защиту прав избирателей «Голос» Станислав Андрейчук, формально вмешиваться в ситуацию с заявлением хакасского избиркома в Верховный суд она не может. «В той же ситуации с Приморьем ЦИК только «рекомендовала» крайизбиркому отменить результаты выборов, — напомнил он. — Так что и здесь прямых полномочий у ЦИК нет». По словам Андрейчука, нехватка формальных рычагов для влияния на нижестоящие комиссии — одна из главных проблем, с которой сталкивается Центризбирком. Однако рекомендация из центра может повлиять на исход ситуации, уверен эксперт. «Памфилова может высказать свое мнение только в надежде, что его услышат там, где решается вопрос», — согласился с ним член экспертной группы при ЦИК Аркадий Любарев.
Как ранее рассказывали РБК источники в Кремле, власти рассматривали в качестве базового сценария отказ кандидата от Партии роста Александра Мяхара от участия во втором туре, с тем чтобы его единственным участником остался коммунист Валентин Коновалов. «Наиболее вероятно, что Коновалов останется один и встанет перед необходимостью набрать более 50% голосов», — пояснял замысел один из источников РБК. «Задача — чтобы Коновалов не набрал нужного [для победы] количества голосов», — добавил еще один близкий к администрации президента собеседник РБК.
При этом идеальным сценарием для Кремля источник РБК называл снятие всех кандидатов. В случае отстранения Коновалова от выборов остается две возможности — перенос второго тура, в котором Мяхар будет участвовать один и должен будет получить поддержку более 50%, или снятие всех кандидатов и назначение выборов на осень 2019 года.
Мяхар ранее заявлял, что может отказаться от участия во втором туре, если жителей региона устроит новый врио главы республики Михаил Развожаев. Президентский указ о его назначении на этот пост был подписан 3 октября. Во время встречи с Развожаевым Владимир Путин попросил его взять под свой контроль ситуацию в республике, поработать там в течение месяца, помочь провести чистые и открытые выборы
Активизация усилий по снятию Коновалова с выборов связана с нежеланием Кремля отдавать регион коммунистам, уверен политконсультант Дмитрий Фетисов: «Очевидно, что с ним вели консультации и предлагали уйти самостоятельно, но он отказался. Поэтому сейчас пошло давление на Коновалова через суд». Эксперт полагает, что КПРФ вслед за ЛДПР, выигравшей в двух регионах, хочет получить соответствующие преференции и поэтому Геннадий Зюганов вряд ли согласится со снятием коммуниста в Хакасии. Это приведет к обострению отношений КПРФ и Кремля. «Для Зюганова важно показать, что партия может отстаивать своих кандидатов в диалоге с Кремлем, что она субъект политического процесса, интересы которого власть как минимум уважает и как максимум готова с ними считаться», — полагает политолог Олег Игнатов.
В Хакасии выбраны жесткий сценарий снятия оппозиционного кандидата, отказ от диалога и учета общественного настроения, что углубит конфликт в политической системе, считает политолог Николай Миронов. «Возвращаются времена, когда с выборов без реальных оснований снимали кандидатов и списки, применяли силу к недовольным, — поясняет эксперт. — Это во многом спровоцировало протесты 2011–2012 годов, и нынешние действия также усугубляют кризис в обществе».
Интервью прокурора Удмуртской Республики Панова С.В. газете «Московский комсомолец в Ижевске», опубликованное 28.01.2015
Сергей Панов: «Я – за разумные решения!»
В гостиной редакции «Московский комсомолец в Ижевске» побывал прокурор УР Сергей Панов. Он подвел итоги прошедшего года, а также рассказал нам о самых громких уголовных делах. Кроме того, он признался, что с детства любит играть в футбол, а в свободное время уезжает рыбачить на Каму.
— Сергей Валентинович, в начале нашего разговора хотелось бы услышать, какие основные задачи стоят перед органами прокуратуры?
-Основные направления нашей деятельности – надзор за исполнением законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, коммерческими организациями и должностными лицами. В центре нашего внимания — вопросы по защите трудовых и социальных прав жителей Удмуртии, охране и поддержке прав детей, сохранности государственных финансовых и материальных ресурсов. Важным для органов прокуратуры является обеспечение законности в жилищно-коммунальной сфере, в том числе при обеспечении жильем социально незащищенных граждан – сирот, инвалидов и ветеранов. Также мы ведем борьбу с коррупционными правонарушениями и преступлениями. Кроме того, наши прокуроры участвуют в судах при поддержании государственного обвинения по уголовным делам, а также координируют деятельность правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Как видите, это очень большой круг вопросов.
— Каким был прошедший 2014 год для прокуратуры Удмуртии?
-В ближайшие дни должна состояться коллегия прокуратуры, на которой мы как раз будем подводить итоги работы в минувшем году. С точки зрения состояния законности и правопорядка прошедший год был стабильным. Можно сказать, что произошла стабилизация в области количественных показателей преступности – в республике было зафиксировано 27 тысяч преступлений. Это почти в два раза меньше, чем в 2006 году, когда был зафиксирован пик – 60 тысяч преступлений.
— На ваш взгляд, с чем связано сокращение их числа?
-Состояние законности и правопорядка в республике неразрывно связано с улучшением социально-экономической обстановки в республике. Как говорят, бытие определяет сознание. Однако большой проблемой по-прежнему остается ситуация с пьянством. Судя по статистике, реализация алкоголя уменьшилась, однако Удмуртия числится в «лидерах» среди регионов России по количеству преступлений, совершенных пьяными людьми. В целом нетрезвыми гражданами в прошлом году было совершено более 7 тысяч преступлений.
— Вспомните, пожалуйста, самые громкие дела минувшего года.
-Одним из нашумевших дел, которое имело большой общественный резонанс, безусловно, было чудовищное преступление в Балезино. Я не припомню такого жестокого убийства, чтобы преступник надругался над своими жертвами и убил двух неповинных детей – брата и сестру. Я сам был следователем и могу сказать, что расследование этого дела было проведено на высочайшем профессиональном уровне. Благодаря слаженным совместным действиям сотрудников полиции и Следственного комитета в кратчайшие сроки удалось найти и арестовать преступника.
Могу рассказать еще об одном громком деле, которое было связано с незаконным производством и оборотом наркотиков. В Удмуртии и в Татарстане действовала организованная преступная группа, которая занималась производством наркотика «амфетамин». Сотрудники прокуратуры Удмуртии совместно с коллегами из Наркоконтроля проследили всю цепочку — от распространителей наркотиков до руководителей группы. Все ее члены (в том числе 8 человек из Удмуртии) были задержаны, у них изъято 600 кг наркотиков. Сейчас это дело расследуют сотрудники Центрального аппарата Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Я уверен, что общество должно себя защищать от преступников и наркоманов. Если мы вовремя не поймаем наркоторговцев, то все может закончиться печально. И на стране можно поставить крест. Я лично убежден, что исправить этих людей почти невозможно.
— Вы отметили, что одно из главных направлений работы органов прокуратуры – борьба с коррупцией. Сколько подобных фактов было зафиксировано в Удмуртии в прошлом году?
-Надо понимать, что коррупция носит скрытый характер. И когда у нас был принят закон о противодействии коррупции, никто не обольщался, что мы раз и навсегда покончим с этим явлением. В прошлом году, например, в республике было выявлено 402 факта коррупционных преступлений, почти столько же, сколько в 2013 году, тогда было зафиксировано 408 подобных преступлений. Конечно, в последние годы многое делается в этом направлении. Например, чиновники обязаны ежегодно отчитываться о своих доходах и расходах. У правоохранительных органов появилось право запрашивать сведения из различных органов, например налоговой службы и Росрегистрации. То есть все понимают, что нужно выбить почву из-под ног коррупционеров. Однако, по данным социологического опроса, каждый второй опрошенный готов дать взятку чиновнику, чтобы получить какие-то преференции.
— Часто ли в нашей республике дают взятки?
-В прошлом году в Удмуртии было выявлено 34 факта получения взяток. Кстати, еще три года назад среди тех, кто брал взятки, были работники образования и здравоохранения. Но сейчас такие случаи стали редкостью. Гораздо меньше стало нареканий и в адрес сотрудников ГИБДД. Во-первых, после принятия Закона «О полиции» спрос с них стал больше. А во-вторых, материальное обеспечение у них улучшилось, поэтому люди стали дорожить своим местом. Отмечу, что по-прежнему самая большая часть среди взяточников – чиновники, которые отвечают за государственное и муниципальное имущество, размещение заказов на поставку товаров и услуг. Также выявлялись факты вымогательств в сфере ЖКХ и на предприятиях ВПК.
— Часто ли к вам обращаются с жалобами жители Удмуртии? На что обычно жалуются?
-В 2014 году в органы прокуратуры поступило 33 тысячи жалоб и обращений от жителей республики. Больше всего люди жалуются на нарушения трудовых прав, на невыплату зарплаты. Кстати, в результате вмешательства прокуратуры в прошлом году предприятия погасили долги по зарплате на сумму 123 млн рублей. Много жалоб, связанных с нарушением жилищного законодательства, социальных и пенсионных прав. Например, неправильно начислили пенсию или не дали положенные льготы. Также поступают жалобы, связанные с проведением следствия и дознания, в прошлом году мы получили около 3 тыс. таких жалоб.
— Сейчас все обеспокоены ростом цен. Как прокуратура реагирует на эту ситуацию?
-Мы получили указание из Генеральной прокуратуры провести проверку в торговых сетях в связи с ростом цен на продукты. По результатам проверки было выявлено, что в торговых сетях «Ижтрейдинг» и «Вкусный дом» с августа по январь почти одновременно увеличили цены на яйцо, гречневую крупу, сахар и капусту. То есть имеются все основания полагать наличие сговора между этими компаниями. По результатам первых проверок в Управление Федеральной антимонопольной службы по УР уже направлены материалы для возбуждения дела.
— Если не секрет, сколько сотрудников сегодня работает в органах прокуратуры?
-На территории Удмуртии в органах прокуратуры работает 351 сотрудник. Могу отметить, что они выполняют огромный объем работы, и нагрузка на каждого сотрудника очень большая. Приведу пример: за прошлый год к нам поступило 33 тыс. жалоб и обращений от граждан. Каждое обращение нужно рассмотреть и, в случае необходимости, принять меры. Также за год нужно было проверить примерно 70 тыс. постановлений об отказе или возбуждения уголовных дел, которые выносят все правоохранительные органы. Кроме этого, прокуроры участвовали в рассмотрении 11,5 тыс. уголовных дел и 8,5 тыс. гражданских дел в судах. Также нами было выявлено 33,5 тысячи нарушений закона. По ним было вынесено примерно 6 тысяч представлений, 5 тысяч протестов, привлечено к дисциплинарной ответственности порядка 5 тысяч человек. В интересах граждан нашими сотрудниками было предъявлено за год 6 тысяч исков. В целом в прошлом году в органы прокуратуры поступило около 400 тысяч документов, то есть примерно по 1000 документов в день.
— Да, цифры впечатляют. А сколько длится рабочий день прокурора?
-У нас ненормированный рабочий день. Официально он начинается с 9 часов утра. Но если вы пройдете мимо нашего здания по улице Сивкова в Ижевске, то увидите, что свет в рабочих кабинетах горит почти круглосуточно.
— На ваш взгляд, какими качествами должен обладать прокурор?
-Приказом Генерального прокурора России утвержден кодекс профессиональной этики прокурора. Там очень много требований. На мой взгляд, самые главные качества для прокурора — порядочность и доброжелательность. Я всегда говорю своим подчиненным, что не надо сразу видеть в человеке нарушителя. Надо вначале попытаться понять его, а затем делать выводы.
— Есть ли у вас вакансии?
-Вакансий нет, потому что нет текучки кадров. В год примерно у нас уходит около 20 человек, но чаще всего они уходят в другие правоохранительные органы, например, работать судьей. Конечно, труд прокурора несладок. Наши сотрудники каждый день сталкиваются с различной несправедливостью. Каждый выражает свою боль и негодование, что нарушили его права, обманули. То есть на прокурора ежедневно обрушивается большой поток негативной информации. Кроме того, наша работа требует больших умственных и физических сил. По закону прокурор может состоять на службе до 65 лет. Но у нас работают всего лишь 12 человек старше 50 лет. Остальные, отработав положенные 20 лет, уходят на пенсию.
— Чем вы любите заниматься в свободное время?
-Как любой среднестатистический мужчина, я с детства играл в футбол. Я и до сих пор частенько хожу на тренировки, играю в составе сборной правительства на республиканских сельских играх. Ежегодно накануне нашего профессионального праздника, который отмечается 12 января, мы уже 17 лет подряд проводим турнир по футболу. Вот и на этот раз на стадионе «Торпедо» выступало 9 команд из числа работников прокуратуры. Я и сам провел на поле четыре матча.
Кроме футбола, я люблю охоту и рыбалку. Здесь в Удмуртии столько много прекрасных мест! Когда я жил в Томске, на рыбалку на Обь приходилось тратить на дорогу два-три часа. А в Ижевске можно проехать 30 километров и очутиться в прекрасном месте.
— Какой у вас девиз?
-Я всегда стараюсь разумно подходить к решению любого вопроса. Поэтому я – за разумные, взвешенные решения.
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:
Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки «Российской газете»
Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка ответил на вопросы корреспондента «Российской газеты».
Юрий Яковлевич, прокурорская проверка НКО вызвала шумную реакцию не только среди наших правозащитников, но и за границей. Почему она проводилась так массово, разве нельзя было сделать все постепенно?
Юрий Чайка: В прошлом году были внесены изменения в закон об НКО. Туда включены и организации, получающие иностранные средства. Кстати, именно они шумно выражают свое отношение к этому закону. Но закон есть закон, его надо выполнять. Были установлены сроки подачи необходимых документов, пришло время проверить, что и как сделано. В стране более 80 тысяч НКО. Если проверять по одной, представьте себе, на сколько лет растянется процедура. Поэтому Генпрокуратурой еще в конце прошлого года была запланирована такая проверка и направлены поручения прокурорам субъектов. Кстати, проверка ведется также и в отношении деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов.
Что будет с теми организациями, которые либо не уложились в отведенное время, либо демонстративно не хотят исполнять предписания закона. Их оштрафуют или закроют?
Юрий Чайка: Смотря о каких организациях идет речь. Если террористической или экстремистской направленности, то кроме ликвидации и запрета деятельности их ничего ожидать не может. В отношении тех, кто осуществляет внутриполитическую деятельность и получает иностранное финансирование, проверка носит профилактический характер.
Здесь наша цель не ликвидация или создание каких-либо препятствий для деятельности, а понуждение таких НКО к безусловному выполнению закона, предполагающего прозрачность и приобретение статуса иностранного агента путем включения в соответствующий реестр. Согласитесь, российское общество вправе знать о том, кто финансирует организации, стремящиеся оказать влияние на политику государства, повлиять на мнение граждан по поводу тех или иных государственных решений или проектов.
Говорят, что статистика — вещь упрямая. А она утверждает, что преступность в стране снижается. Но вот такие события, как жестокое убийство шести безвинных человек в Белгороде, как-то не вселяют уверенности. Так какова же истина?
Юрий Чайка: Это ужасная трагедия, и по результатам ее расследования необходимо сделать самые жесткие выводы, предпринять все возможные меры, чтобы не допустить повторения подобного преступления. Расследование этого уголовного дела находится на контроле органов прокуратуры. К счастью, такие страшные события происходят довольно редко. Понятно, что они надолго остаются в нашей памяти, и на этом фоне положительные моменты в деятельности правоохранительных органов несколько блекнут.
Тем не менее, если обратиться к статистике за прошлый год, то тенденция к снижению преступности действительно имеется. В 2012 году зарегистрировано на 102 639 преступлений меньше, чем в предыдущем. Но общее их количество еще очень велико — более 2,3 миллиона. Настораживает и то, что число заявлений граждан о происшествиях еще на порядок выше — органы внутренних дел зарегистрировали за год более 26 миллионов таких заявлений. Однако лишь по каждому четырнадцатому сообщению было принято решение о возбуждении уголовного дела.
Каких преступлений стало меньше, убийств или мелких краж и как меняется география преступности по стране?
Юрий Чайка: Если оценивать криминальную ситуацию по количеству учтенных преступлений на 100 тысяч населения, то наиболее высокий показатель на востоке страны, средний — в Поволжье и на северо-западе, низкий — в центре и на юге России. Сложной следует признать ситуацию в Сибирском, Дальневосточном и Уральском федеральных округах, где коэффициент преступности более чем в 1,2 раза превышает среднероссийский. В то же время в Северо-Кавказском федеральном округе он меньше среднего по стране в 2,1 раза.
Есть изменения и в структуре преступности. Выросли преступления небольшой тяжести, стало меньше преступлений средней тяжести. Сократилась преступность среди несовершеннолетних. А вот удельный вес тяжких и особо тяжких остался практически на прежнем уровне. Изменения объясняются вступлением в силу поправок в УК РФ, в результате чего значительная часть преступлений средней тяжести переместилась в категорию небольшой тяжести. Почти половину всех преступлений составили хищения чужого имущества, совершенные путем кражи, грабежа или разбоя.
Наблюдается уменьшение числа криминальных посягательств экономической направленности, хотя каких-либо объективно обусловленных факторов для этого нет. За год они сократились почти на 15 процентов, с 202 до 172 тысяч. Материальный ущерб от них составил почти 145 миллиардов рублей, причем более половины относятся к тяжким и особо тяжким.
К сожалению, отмечается рост числа наркопреступлений и нарушений правил дорожного движения, повлекших смерть человека.
Наибольший удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, наблюдается в Ингушетии, Санкт-Петербурге, Северной Осетии — Алании и Тыве. В то же время просчеты и недостатки противодействия сбыту наркотических средств ведут к тому, что снижается число выявленных сбытчиков. Их доля за год составила всего 21,8 процента от общего числа лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.
Особую остроту всегда вызывают преступления коррупционной направленности. Наши граждане, по опросам социологов, считают коррупцию одной из главных нынешних бед. Как вы считаете, эффективно ли ведется борьба с этим злом?
Юрий Чайка: Здесь наметилась положительная тенденция: от противодействия низовой коррупции стали переходить к противодействию более опасным для общества ее проявлениям. Количество установленных коррупционных преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размере, выросло за год почти вдвое и составило более 5 тысяч. Около полутора тысяч — в составе организованных групп и преступных сообществ. Значительно активизировалась оперативная работа по выявлению наиболее значимых системных коррупционных преступлений, совершаемых высокопоставленными чиновниками. За год привлечены к уголовной ответственности 23 депутата различных уровней, 7 министров субъектов Федерации, 8 заместителей министров. Возбуждены уголовные дела, связанные с незаконной передачей федерального имущества в иную собственность или пользование третьим лицам. Например, пресечена преступная деятельность руководителя Управления экологического контроля Росприроднадзора, который получил незаконное денежное вознаграждение в размере 3,5 миллиона рублей за организацию фиктивной проверки акционерного общества и 11,8 миллиона за минимизацию штрафных санкций по результатам этой проверки.
Вместе с тем нужно признать, что число выявленных преступлений этой направленности не соответствуют реальному уровню коррупционной преступности в стране. Коррупция поразила ряд управленческих процессов, прежде всего в сфере распределения бюджетных средств в рамках государственного заказа, совершения операций с имуществом, находящимся в федеральной и муниципальной собственности, осуществления контролирующих функций в отношении субъектов предпринимательской деятельности. По-прежнему растет мошенничество, присвоение или растрата с использованием служебного положения. Причем растет безудержно, за год — на 83,3 и 44,9 процента соответственно.
На сегодняшний день рейдерами практически не используются схемы грубого силового захвата имущественных активов. Вместо явно незаконных силовых методов широкое распространение получили многоступенчатые схемы, включающие в себя скупку акций, банкротство, манипулирование реестрами, создание параллельных органов управления.
Если коррупция столь глубоко внедрилась в управленческий аппарат, почему посадки в этой среде сравнительно редки? Следователям легче воевать с учителями и медиками, нежели с чиновниками?
Юрий Чайка: С одной стороны, это объясняется объективными причинами. Сложно вести оперативную разработку таких преступных формирований: у них конспирация, большое количество посредников, сложные комбинации, связи фигурантов в правоохранительных органах. Трудно доказывать преступную связь лиц, участвующих в таких группах. Но, с другой стороны, следственно-оперативная практика говорит о том, что нередко просто слабы оперативные позиции у органов внутренних дел, отсутствуют источники оперативной информации, недостаточен уровень профессиональной подготовки оперативных сотрудников.
Как влияет судебная практика на антикоррупционную атмосферу в обществе? Люди часто слышат: осудили чиновника-казнокрада, дали срок, чаще условно. А о наворованном вообще ни полслова.
Юрий Чайка: По нашим данным, в соответствии со статьей 104 1 УК судами были приняты решения о конфискации имущества у 271 осужденного. Это существенно больше, чем годом раньше. Вместе с тем более чем в половине субъектов страны решения о конфискации имущества коррупционеров судами вообще не принимались. Существующий механизм конфискации предусматривает, что изъятие имущества возможно лишь в тех случаях, когда доказано, что оно получено в результате совершения преступления. Поэтому целесообразно расширить сферу действия статьи 104 1 УК. В частности, следует рассмотреть возможность конфискации имущества и у членов семьи осужденного, если будет установлено, что оно получено преступным путем.
Всего в 2012 г. приговорены к штрафу более половины осужденных за коррупционные преступления, к лишению свободы условно — треть, к реальному лишению свободы — десятая часть. В качестве дополнительного наказания чаще всего назначалось лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В отдельных случаях осужденные лишались специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Фигуранты наиболее скандальных уголовных дел почему-то оказываются, как правило, за границей раньше, чем им предъявят обвинение, и не с пустыми карманами. А где похищенные миллиарды? Где прячутся деньги «Банка Москвы», удается ли хоть что-то вернуть из украденного ?
Юрий Чайка: Выдача лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также возврат из-за рубежа имущества, полученного в результате преступлений, — одно из важнейших направлений деятельности Генпрокуратуры. В последние годы оно интенсивно развивается, мы активно взаимодействуем с партнерами более чем из 70 государств мира. Наиболее плодотворно — с Испанией, Швейцарией, Германией, а также с коллегами из стран СНГ, прежде всего с Украиной, Казахстаном и Белоруссией. В том числе и по конкретным делам, о которых вы упомянули.
В рамках международного сотрудничества по делам о тяжких имущественных преступлениях Генпрокуратура выработала новые, можно сказать, нестандартные методы розыска за рубежом имущества обвиняемых и подозреваемых. Кроме того, нам удалось согласовать с коллегами из ряда государств упрощенный порядок возврата похищенных активов, обнаруженных и арестованных за пределами РФ. Только за последние три года из-за границы российским собственникам было возвращено денежных средств и имущества на сумму около 15,3 миллиарда рублей. За тот же период в целях обеспечения возмещения ущерба, причиненного потерпевшим, и возможной конфискации имущества обвиняемых за рубежом разыскано и арестовано ценностей на сумму, превышающую 22,3 миллиарда. Причем речь идет лишь о денежных средствах и недвижимости — без учета стоимости арестованных ценных бумаг. Кроме того, при непосредственном участии Генпрокуратуры России в иностранные судебные органы заявлены иски о взыскании с лиц, виновных в причинении имущественного ущерба российским предприятиям, более 28,6 миллиарда рублей. Ряд исков уже удовлетворен.
Общая сумма, подлежащая возврату в пользу наших истцов, сейчас составляет около 9 миллиардов рублей. Налицо реальные достижения, хотя мы понимаем, что это лишь вершина айсберга из сотен миллиардов преступных капиталов, вывезенных из России, и сделать нам предстоит гораздо больше.
А что с выдачей беглых преступников?
Юрий Чайка: В этой сфере тоже есть подвижки. За год мы рассмотрели более 1600 запросов о выдаче лиц из России и направили иностранным партнерам более 400 запросов о выдаче таковых нам для привлечения к уголовной ответственности и для приведения приговоров в исполнение. Прежде всего совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе убийства, а также коррупционной и террористической направленности. Нам выданы обвиняемые Испанией, Швецией, Германией, Польшей, Турцией, Украиной и Белоруссией. Были успешно решены вопросы передачи в Россию лиц даже из стран, с которыми у нас нет договоров о выдаче, в частности из Чили, Ганы и Камбоджи.
Не могу не отметить, что стремительно укрепляется наш международный авторитет. Ярким примером положительного отклика иностранных коллег на деятельность российской прокуратуры стало принятие в сентябре прошлого года Комитетом министров Совета Европы рекомендации о роли прокуроров вне системы уголовного правосудия. А тема «Прокурор и верховенство закона» станет предметом обсуждения Общего собрания и 18-й конференции Международной ассоциации прокуроров (МАП), которые будут проведены в сентябре нынешнего года в Москве. Выбор столицы России в качестве места проведения Конференции МАП свидетельствует о растущем международном престиже российской прокуратуры, признании наших достижений в деле укрепления правового государства и защиты прав человека. Ожидается, что в этих мероприятиях примут участие более 700 человек из 150 стран, а также представители авторитетных международных организаций, в том числе ООН, Совета Европы, СНГ, Европейского союза, Интерпола.
Нередки случаи, когда после громкого преступления шумно начинается расследование, звучат обещания «найти и покарать», а потом все уходит, как вода в песок, ни суда, ни приговора. У вас как у надзорного ведомства такие факты не вызывают раздражения?
Юрий Чайка: К сожалению, за прошедший год более миллиона, а точнее, 1 миллион 14 тысяч 705 совершенных преступлений так и остались нераскрытыми. Хотя их количество по сравнению с 2011 годом все же уменьшилось на 6,1 процента, однако число нераскрытых особо тяжких преступлений даже выросло на 2,1 процента. При этом в ряде регионов эффективность работы правоохранительных органов по раскрытию снизилась значительно. Например, в Дальневосточном федеральном округе число особо тяжких преступлений, оставшихся нераскрытыми, выросло на 14,2 процента, в Центральном — на 11,7, в Уральском — на 9,6.
Результаты нашей надзорной деятельности говорят и о том, что, несмотря на сокращение количества регистрируемых преступлений и связанное с этим снижение нагрузки на следователей и дознавателей, улучшения в соблюдении ими требований законодательства не произошло. За год прокуроры установили более 5 миллионов нарушений законов, допущенных правоохранительными органами на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Причем нарушения допускаются следственными органами всех без исключения ведомств и имеют тенденцию к стабильному росту. Скажем, в работе СКР количество нарушений выросло едва ли не наполовину — с 208 770 до 303 665. Большая их часть пришлась на стадию приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлении.
Широко распространены случаи необоснованных отказов в возбуждении уголовного дела из-за неполноты проведенных проверок, а также игнорирования фактов, явно свидетельствующих о наличии признаков преступлений. Увеличилось количество уголовных дел, производство по которым было прекращено, при этом практически каждое четвертое такое решение впоследствии было отменено прокурором по причине несоответствия требованиям закона. Однако особую тревогу вызывает возросшее более чем в 2,5 раза количество неправомерных отказов, когда сообщения о преступлениях не хотят принимать либо их не регистрируют.
Наибольшее количество преступлений расследуют органы МВД и Наркоконтроля. Как у них обстоит дело с соблюдением законности?
Юрий Чайка: Количество выявленных прокурорами нарушений в работе следственных органов МВД также увеличилось, примерно на четверть. Прокуроры отменили более 215 тысяч решений о приостановлении расследования дел по тем или иным причинам. Аналогичная ситуация и с постановлениями о прекращении уголовных дел. Все чаще прокуроры признают недопустимыми доказательства, полученные следователями МВД в ходе расследования. В целом за год прокуроры направили в органы внутренних дел более 70 тысяч требований об устранении нарушений федерального законодательства, привлечено к дисциплинарной ответственности более 19 тысяч следователей МВД.
Ухудшилось качество работы и следственных органов ФСКН. Общее количество установленных прокурорами нарушений выросло более чем наполовину — на 53 процента. Большая их часть была выявлена в ходе надзора за осуществлением предварительного расследования. Всего на досудебной стадии уголовного судопроизводства прокурорами направлено более 3 тысяч требований об устранении нарушений, по ним привлечены к дисциплинарной ответственности 1633 должностных лица следственных органов Наркоконтроля.
По мнению многих, кто попал в орбиту наших правоохранительных органов, следствие подчас тянется необоснованно долго, словно подозреваемого хотят взять измором. Как вы оцениваете ситуацию с соблюдением разумных сроков досудебного следствия?
Юрий Чайка: Общее количество уголовных дел, оконченных следственными органами, снизилось незначительно, примерно на 3 процента. Но вызывает тревогу рост числа дел, расследованных с превышением сроков, установленных УПК. Удельный вес таких дел дошел в СКР уже до 44,6 процента, в МВД — почти до 32, а в ФСКН перевалил за половину — 52,3. В ряде случаев продление сроков предварительного следствия объяснимо: из-за отсутствия специалистов и экспертных учреждений некоторые экспертизы надолго затягиваются. Но во многих случаях причины более прозаические. Прокуроры выявляют факты откровенной волокиты со стороны следователей. Мы направляем в адрес руководителей следственных органов информационные письма, представления и требования в связи с нарушением положений УПК РФ и считаем, что основной причиной несоблюдения разумных сроков при расследовании уголовных дел является низкий уровень ведомственного контроля.
У этой проблемы, ставшей большим раздражителем в обществе, есть решение. Нужно внести изменения в действующее законодательство и обязать следователя уведомлять прокурора о продлении срока предварительного следствия по уголовному делу. Это позволит прокурору не только эффективно осуществлять надзор за законностью и целесообразностью продления срока следствия, интенсивностью следственных действий, но и оперативно пресекать волокиту. Одновременно это будет повышать ответственность следователя и руководителя следственного органа за соблюдением сроков предварительного следствия.
Преступлений совершено на сто с лишним тысяч меньше, а СИЗО по-прежнему упакованы под завязку. Создается впечатление, что туда загоняют под метелку всех, кто попал под подозрение. Почему не приживаются иные меры пресечения, скажем, залог?
Юрий Чайка: Прокуроры выявили большое число случаев ущемления прав граждан при ограничении их свободы. Больше всего их зарегистрировано по делам следователей МВД. Однако такое положение характерно и для ФСКН, и для СКР. По этой причине за год прокуроры не поддержали в суде более 4,5 тысячи ходатайств об аресте из-за некачественной подготовки следователями материалов, а также отсутствия разумной аргументации.
Что касается залога, то эта мера применяется все реже из-за имущественного положения фигурантов. Мы порой и сами не поддерживаем такие ходатайства, если у подозреваемого нет ни заработка, ни подходящего имущества, ни денежных средств. Можно сделать вывод, что изменения в уголовно-процессуальном законе, принятые в 2010 году, не способствовали практике применения залога. Статьей 106 УПК РФ установлен минимальный размер залога при совершении преступления небольшой и средней тяжести не менее 100 тысяч рублей, а тяжкого и особо тяжкого — не менее 500 тысяч. Но такие суммы имеются не у всех обвиняемых или подозреваемых.
С учетом протекающих в настоящее время процессов либерализации уголовного судопроизводства представляется целесообразным вернуться к прежней редакции статьи 106 УПК по преступлениям небольшой и средней тяжести. То есть увязать залог с личностью обвиняемого и его имущественным положением. Естественно, исходя из характера совершенного преступления.
Остаются болевой точкой и условия содержания в СИЗО и тюрьмах. Можно ли считать цивилизованной ситуацию в местах не столь отдаленных?
Юрий Чайка: Прокуроры делают все, чтобы места лишения свободы отвечали требованиям нашего законодательства и нормам международного права. Справедливости ради нужно сказать, что все-таки удалось добиться сокращения населения пенитенциарной системы за прошлый год на 55 тысяч человек. Всего на начало нынешнего года в следственных изоляторах содержалось 113,5 тысячи человек, в исправительных учреждениях — 588,2 тысячи осужденных. А 465,7 тысячи лиц состояло на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
Прокуроры в 2012 году провели более 40 тысяч проверок. Наиболее распространенные нарушения — плохое коммунально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, отсутствие одежды по сезону, индивидуальных средств гигиены и постельных принадлежностей, а также применение недозволенных мер воздействия. В 54 следственных изоляторах 26 субъектов РФ норма санитарной площади в размере 4 кв. м на одного заключенного не соблюдается. Практически каждый третий следственный изолятор функционирует более 100 лет. Многие из них постройки XVIII-XIX веков, где улучшить условия содержания без больших капитальных затрат невозможно. Особенно неблагополучная обстановка в Башкортостане, Краснодарском крае, Кемеровской, Московской, Свердловской, Челябинской областях и ряде других регионов.
Переполнение следственных изоляторов привело к тому, что многие заключенные под стражу и осужденные не были обеспечены даже индивидуальными спальными местами. База лечебных подразделений изношена, в дефиците медикаменты, дезинфицирующие средства, инвентарь. Свыше 60 процентов медоборудования устарело, оно выпуска 70-80-х годов прошлого столетия и фактически непригодно для своевременного выявления заболеваний и их лечения. Более 50 процентов подозреваемых, обвиняемых и осужденных страдают социально опасными заболеваниями, в том числе туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, наркоманией, психическими расстройствами. За год в учреждениях УИС умерли 3907 человек.
Мы называем учреждения нашей уголовно-исполнительной системы исправительными, а судьи Европейского суда по правам человека — пыточными. Где же выход из положения, почему на местах не решаются те проблемы, которые входят в противоречие с законами?
Юрий Чайка: Число обращений в Европейский суд по правам человека с жалобами на условия содержания действительно ежегодно растет. Здесь очень многое зависит непосредственно от должностных лиц уголовно-исполнительной системы. К сожалению, порядка в системе пока нет. Обвиняемые и осужденные по-прежнему пользуются запрещенными предметами, употребляют спиртные напитки и наркотики. За год в ходе обыскных мероприятий было изъято более 4,2 миллиона рублей, в том числе непосредственно из камер, а также большое количество алкоголя, свыше 10 тысяч мобильных телефонов, причем каждый третий — у арестованных в камерах. Не соблюдаются нормы закона об обязанности осужденных трудиться, лишь каждый третий из них выводится на работу, как правило, на неквалифицированную и низкооплачиваемую. Поэтому не исполняются решения судов о компенсации вреда, причиненного преступлениями. Обостряется противостояние между осужденными и администрацией исправительных колоний. Цепь нарушений способствует совершению осужденными новых преступлений. За год зарегистрировано 961 преступление, в том числе 28 убийств и покушений на убийство.
В таких условиях особо значимой для уголовной политики становится альтернатива лишению свободы, применение наказаний без изоляции от общества. На наш взгляд, учитывая фактическое положение дел, и для улучшения ситуации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы есть необходимость в дальнейшей реализации реформы пенитенциарной системы, и в первую очередь принять безотлагательные меры по кадровому, материально-техническому и финансовому обеспечению.
В целом вы удовлетворены работой ваших подчиненных? Какие задачи ставите перед ними сегодня?
Юрий Чайка: Работа органами прокуратуры проводится большая, и с этим нельзя не согласиться. Но, конечно, полной удовлетворенности, и тем более успокоенности, быть не может, поскольку на повестке дня стоит слишком много проблем, которые необходимо решать ежедневно. Ведь даже если взять количество жалоб в органы прокуратуры, их меньше не становится, наоборот, их поток с каждым годом только увеличивается. Я считаю надзор за соблюдением прав и свобод человека, в первую очередь детей и других слабо защищенных групп населения — пенсионеров, инвалидов — одним из самых важных направлений нашей деятельности. Нельзя оставить без внимания и нарушения в сфере ЖКХ, они напрямую бьют по карману граждан. В приоритете также координация деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции, профилактика и пресечение проявлений экстремизма. Так что работы у прокуроров много, сидеть сложа руки нам не приходится.
Борис Ямшанов
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N6069 от 29 апреля 2013 г.