Вечер с Владимиром Соловьевым
Требования МВФ: на что придется пойти Украине ради кредита
США могут предоставить Украине кредит в миллиард долларов, сообщил госсекретарь Соединенных Штатов Джон Керри, накануне прибывший в Киев. По его словам, частично это будет сделано с помощью Международного валютного фонда. Украине готовы помочь Евросоюз и Международный валютный фонд.
Как сообщалось ранее, в Киеве работает миссия МВФ, которая обсуждает с украинской стороной условия предоставления кредита. Арсений Яценюк, которого Верховная Рада назначила на пост премьер-министра Украины, заявил, что страна готова на любые условия – у нее просто нет другого выбора. В числе главных требований кредиторов фигурирует, в первую очередь, сокращение расходов. Хотя, некоторые дипломаты не исключают, что Украина обсуждает вопрос о размещении на своей территории американской системы ПРО в обмен на финансовую поддержку. Впрочем, глава МИД РФ Сергей Лавров считает заявления о таких переговорах попыткой обострить отношения России и Запада.
Если Украина согласится на условия МВФ, то ей придется увеличить тарифы на электроэнергию и услуги ЖКХ. В США, впрочем, готовы помочь Украине пережить непростые времена. «Будут приняты меры для того, чтобы помочь наиболее уязвимым домохозяйствам Украины перенести удар из-за вынужденных экономических перемен», – сказал представитель казначейства США Джек Лью.
Переговоры по программе помощи Украине со стороны МВФ могут длиться несколько месяцев. Даже если представители МВФ и Евросоюза попытаются как-то ускорить этот процесс, полномасштабную экономическую помощь Украина сможет получить только после досрочных президентских выборов, которые назначены на май. Украина рассчитывает получить от МВФ три миллиарда евро в ближайший месяц. Власти США, между тем, считают, что стране нужна экономическая поддержка в более короткие сроки, пишет Financial Times.
Еще в 2010 году, когда обсуждался вопрос о предоставлении Украине кредита от МВФ в размере 15,5 миллиарда долларов, американские власти составили и направили в международную финансовую организацию список требований, на основании которых Украина может получить кредит. Известно об этом списке стало после того, как соответствующую переписку американских дипломатов опубликовал портал WikiLeaks. 10 пунктов выглядят так:
1. Повышение пенсионного возраста: на два года для мужчин, на три – для женщин. Ликвидация права на досрочный уход на пенсию и принципа «год за два» на опасных предприятиях. Пенсионный возраст для офицеров армии – с 60 лет.
2. Ликвидация института специальных пенсионных пособий, которые выделяются ученым и госслужащим. Ограничение пенсий работающим пенсионерам.
3. Повышение цены на газ для муниципальных предприятий на 50%, в два раза – для частных потребителей. Увеличение стоимости электричества на 40%. Разрешение устанавливать цены на услуги ЖКХ. Возможность роста цен соответственно росту стоимости газа. Увеличение акциза на бензин на 60 евро.
4. Отмена льгот и повышение налогов на транспорт на 50%. При этом предлагается не повышать прожиточный минимум и балансировать социальную ситуацию за счет точечных субсидий.
5. Приватизация всех шахт и отмена всех субсидий. Отмена льгот для предприятий ЖКХ, транспорта и прочего. Отмена государственной поддержки родов, бесплатного питания, учебников.
6. Ограничение практики упрощенного налогообложения. Отмена практики льгот по НДС в сельской местности. Обязанность аптек и фармацевтов платить НДС.
7. Отмена моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения. Отмена субсидии для производителей свинины и курятины.
8. Сокращение состава министерств до 14 при наличии лишь одного вице-премьера. Ликвидация шесть министерств. Подчинение всех государственных органов министерствам. Присоединение налоговой администрации, таможни и фонда госимущества к министерству финансов.
9. Ограничение излишней оплаты труда государственных лиц.
10. Начисление пособий по безработице только после минимального периода в шесть месяцев работы. Оплата больничных на уровне 70% от заработной платы, но не ниже прожиточного минимума. Оплата больничных начиная только с третьего дня болезни.
Последний меморандум между Украиной и МВФ был подписан летом 2010 года. Тогда фонд открыл для Киева новую программу финансирования на общую сумму 15,5 миллиарда долларов. Однако Украине удалось получить только первые два транша кредитов, а затем она отказалась выполнять ряд требований со стороны МВФ. Программа была приостановлена. В данный момент в качестве требований, необходимых для выделения Украине кредита, называются пенсионная реформа, установление гибкого курса гривны и повышение цен на газ для населения. Украина все еще претендует на 15 миллиардов долларов.
Содержание:
МВФ выдвинул Украине новое условие для получения кредита
Фонд отказывается предоставлять Киеву очередной транш макрофинансовой помощи, пока Верховная рада не примет бюджет на 2019 год
МВФ выдвинул новое требование к Киеву для предоставления очередного кредитного транша. Об этом сообщают «Украинские новости» со ссылкой на собственные источники.
Фонд отказывается выделять Украине деньги до тех пор, пока Верховная рада не примет бюджет страны на 2019 год. Обычно парламент принимает бюджет в декабре. Таким образом, получение средств МВФ до конца года практически нереально.
Для правительства Украины такая позиция Фонда была неожиданной.
«МВФ не принял никаких гарантий, решили не верить на слово и требовать конкретного решения. Это фактически подтверждает полную потерю у фонда доверия к украинской власти и наверняка вызвано тем, что в последние полтора-два года данные обещания не выполняются», — отмечает украинское издание.
В МВФ между тем заявили, что обсуждение по дальнейшему финансированию Киева продолжается, решение пока не принято. Об этом сообщил представитель фонда Джерри Райс в рамках регулярного брифинга в Вашингтоне. Он отметил, что никаких «специфических дат по принятию решения» о выделении очердного транша Украине у МВФ нет.
МВФ выдвинул Украине четыре условия для получения нового кредита — СМИ
Украине необходимо вновь поднять цены на газ на 23%, провести антикоррупционную реформу, принять сбалансированный бюджет и реорганизовать Государственную фискальную службу. Эти условия Киев должен выполнить для получения нового кредита от МВФ.
Как пишет «Экономическая правда», ссылаясь на собственные источники, из-за отсутствия возможности выполнить требования текущей программы украинская сторона вынуждена договариваться с Международным валютным фондом о stand-by кредите на пять-шесть миллиардов долларов сроком на 12-15 месяцев.
Издание отмечает, у МВФ пропало доверие к Киеву, поэтому, скорее всего, от руководства Украины потребуют сначала выполнить взятые на себя обязательства.
Действующая с 1952 года кредитная программа stand-by помогает в преодолении кризисных ситуаций и решении проблем с проведением платежей. Как правило, займы предоставляются на срок от одного до двух лет, а максимальная продолжительность данной программы составляет три года.
Ранее стало известно о проблемах Украины с получением транша от МВФ, который выдвинул новое условие.
По мнению политолога Игоря Друзя, получение Киевом транша от Международного валютного фонда в дальнейшем обернется для Украины тяжелыми последствиями.
МВФ выдвинул Украине четыре новых условия для получения кредита
Международный валютный фонд (МВФ) выдвинул четыре условия для получения Украиной нового кредита. Об этом сообщили украинские СМИ со ссылкой на свои источники.
Среди новых условий называются реорганизация Государственной фискальной службы, принятие сбалансированного бюджета, дальнейшее повышение цен на газ на 23%, а также антикоррупционная реформа, сообщает «РИА Новости».
Также отмечается, что сейчас Украина вынуждена договариваться с МВФ о stand-by кредите на $5–6 млрд сроком на 12–15 месяцев из-за неспособности выполнить требования текущей программы фонда.
Подобная кредитная программа действует с 1952 года и создана специально для преодоления кризисных ситуаций и решения проблем с проведением платежей. Правда, от Киева сначала потребуют выполнения взятых на себя обязательств, так как у МВФ низкий уровень доверия к Украине.
8 сентября премьер-министр Украины Владимир Гройсман сообщил, что возможной причиной дефолта на Украине может стать невыполнение требований МВФ и повышение цен на газ. Госдолг страны по состоянию на апрель превысил $77 млрд. За следующую четырехлетку Киев должен выплатить $27 млрд.
С 2015 года Украина получила уже $8,7 млрд из обещанных МВФ $17,5 млрд. Очередное поступление средств было запланировано на конец прошлого года, но этого так и не произошло. Взамен на транши страны Европы требуют от Киева проведения ряда реформ, среди которых реформа пенсионной системы, создание антикоррупционного суда и рост тарифов на газ для населения от 30 до 60%.
Осенью 2017 года на Украине вступил в силу закон о пенсионной реформе, она предусматривает повышение максимально необходимого для выхода на пенсию стажа с 1 января 2018 года с 15 до 25 лет и последующее ежегодное его повышение на один год.
«4:0 в пользу МВФ»: Киеву выдвинули новые условия для получения кредита
МВФ выдвинул Украине четыре новых условия для получения кредита. Сейчас Незалежная неспособна выполнить требования текущей программы фонда.
МВФ выдвинул Украине четыре новых условия для получения кредита. Сейчас Незалежная неспособна выполнить требования текущей программы фонда.
Международный валютный фонд выдвинул четыре условия для получения Украиной кредита. Новых. Информацию тиражируют украинские СМИ, ссылаясь на свои источники.
Так, Незалежной нужно выполнить поную реорганизацию Государственной фискальной службы, принять сбалансированный бюджет, повысить на 23% цены на газ. В списке условий идет и антикоррупционная реформа. Это притом что цены на газ в стране повысили буквально несколько дней назад.
Отметим, что в настоящее время Украина вынуждена договариваться с МВФ о кредите на 5-6 млрд долларов сроком на 12-15 месяцев, поскольку страна неспособна выполнить требования текущей программы фонда. Напомним, что у МВФ низкий уровень доверия к Украине, потому от нее будут требовать выполнения всех обязательств, а уж затем выдадут кредит.
«4:0 в пользу МВФ», — иронизируют в этой связи пользователи в соцсетях, имея в виду, что Киев и со старыми условиями не успел справиться, а тут «подвезли» новые.
На прошлой неделе в ходе финансового форума представители МВФ в Одессе призвали Украину избавиться от таких «ненужных» вещей, как детские сады, железная дорога, таможня, больницы и школы. Следовало расширить список объектов, подлежащих приватизации. Если коротко, Украину призывают распродать всю государственную инфраструктуру.
С таким радикальным предложением выступил заместитель исполнительного директора Международного валютного фонда (МВФ) Владислав Рашкован.
Рашкован задался вопросом о том, почему нельзя приватизировать железную дорогу. После этого он спросил зал: «Кто сказал, что таможня должна быть государственной?» По его словам, есть примеры, когда частная таможня более эффективно справляется со своими функциями. Наконец, Рашкован призвал приватизировать больницы, детские сады, школы и университеты.
Все это продать чиновник МВФ предлагает под тем предлогом, что на Украине не знают, что все перечисленное для приватизации «отлично работает» в мире и в частной собственности.
При этом список объектов к приватизации должен постоянно расширяться.
«Нельзя оставлять даже маленького списка. Потому что завтра этот маленький список станет больше», — цитировали представителя фонда «Укринформ».
Когда и на каких условиях Россия получала кредиты от МВФ
По состоянию на 31 января 2014 года российская квота в МВФ составляет 5,945 миллиона СДР (специальные права заимствования).
С момента вступления России в МВФ сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики.
С 1992 года Россия воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 миллиардов долларов.
1 апреля 1992 года была обнародована первая международная программа помощи России при поддержке МВФ. В рамках помощи предполагалось учредить фонд стабилизации российского рубля (6 миллиардов долларов) для поддержания его валютного курса и конвертируемости с помощью интервенций на валютном рынке России. Во-вторых, МВФ должен был предоставить России резервный кредит (3 миллиарда долларов) для покрытия дефицита платежного баланса.
Первый транш в рамках кредита стэнд-бай был переведен 5 августа 1992 года. Кредит был открыт на сумму 719 миллионов СДР (около 1 миллиарда долларов) со сроком использования в течение пяти месяцев.
Главным условием предоставления резервного кредита стали удержание дефицита госбюджета в пределах до 5% ВВП и темпа инфляции (менее 10%).
Бюджетный дефицит и инфляция в России не удовлетворяли стандартным требованиям МВФ, поэтому последующие транши резервного кредита Россия в 1992 году не получила.
Второй пакет помощи России был принят на встрече «семерки» в апреле 1993 года и подтвержден на совещании на высшем уровне в Токио в июле 1993 года.
Токийский пакет предусматривал кредит на «первоочередные стабилизационные меры» в размере 3 миллиардов долларов в рамках механизма МВФ по финансированию системных преобразований в странах с переходной экономикой. Процедура предоставления кредита была упрощенной. Условиями кредитования стало сокращение дефицита госбюджета наполовину — до 10% ВВП, а также сдерживание темпа инфляции не выше 7-9% в месяц.
6 июля 1993 года и 25 апреля 1994 года в рамках механизма финансирования системных преобразований Россией были получены два транша по 1078,3 миллиона СДР (около 1,5 миллиардов долларов).
Дальнейшее осуществление стабилизационной программы вновь было отсрочено, поскольку Россия и на этот раз оказалась не в состоянии выполнять жесткие условия кредитов МВФ.
После 11 октября 1994 года главной макроэкономической целью России стал курс на ужесточение финансовой и кредитно-денежной политики и подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели. Подобная политика встретила поддержку со стороны МВФ. Результатом стало предоставление России 11 апреля 1995 года первого стандартного полномасштабного кредита стэнд-бай в объеме квоты страны в МВФ — 4313,1 миллиона СДР (6,8 миллиарда долларов) со сроком использования в течение 12 месяцев.
Были детализированы и ужесточены требования предоставления кредита: сокращение дефицита госбюджета до 6% ВВП; снижение инфляции до 1% в месяц; устранение внешнеторговых льгот, окончательная ликвидация количественных ограничений экспорта и импорта, либерализация экспорта нефти и отмена до 1 января 1996 года экспортных пошлин. Предполагался ежемесячный мониторинг выполнения этих обязательств.
В марте 1996 года МВФ через механизм расширенного финансирования предоставил России новый кредит в размере 6901 миллион СДР (10,1 миллиарда долларов), который подлежал использованию в течение трех лет.
Сумма кредита соответствовала 160% российской квоты; однако предполагалось, что предоставление средств будет неравномерным: в первый год — 65% квоты, во второй — 55%, в третий — 40%. На протяжении первого года действия кредитной линии валюта поступала в виде ежемесячных, а в последующие два года квартальных траншей.
В качестве условий кредитования было выдвинуто сокращение к 1998 году дефицита госбюджета до 2% ВВП; снижение инфляции — до 6,9% в год. Также продолжилась либерализация внешней торговли: ликвидировались экспортные пошлины на газ и нефть с одновременным компенсирующим повышением акцизов; отменялась обязательная предтаможенная экспертиза экспортируемых товаров; понижалось таможенное обложение импорта; снимались ограничения на импорт алкоголя.
Этот кредит стал на тот момент крупнейшим в истории МВФ кредитным соглашением, из которого было использовано 5,8 миллиарда долларов.
В июле 1998 года в связи с обострением финансовой ситуации МВФ одобрил увеличение объема выдаваемых России ресурсов в рамках механизма расширенного финансирования, а также предоставление специального стабилизационного кредита (в размере около 2,5 миллиардов долларов). Предполагалось предоставление кредита тремя траншами: 20 июля, 15 сентября и 15 декабря 1998 года.
20 июля 1998 года МВФ перевел транш в размере 675,02 миллиона СДР.
В связи с событиями 17 августа 1998 года (объявление дефолта по внутреннему государственному долгу, установление 90-дневного моратория на платежи по внешним обязательствам коммерческих банков и девальвация рубля) кредитный пакет помощи России был заморожен.
В июле 1999 года МВФ принял решение выделить России кредит стэнд-бай в размере 3300 миллионов СДР (4,5 миллиарда долларов), первый и последний транш которого 471,4 миллиона СДР (640 миллионов долларов) был получен в том же месяце со сроком использования полтора года.
С 2000 года Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ, а ее общая задолженность перед Фондом сократилась к 2004 году до 5,1 миллиардов долларов. В январе 2005 года в соответствии с положениями Устава МВФ о досрочном погашении кредитов членами Фонда, которые существенно улучшили сальдо своего платежного баланса и увеличили размер валютных резервов, Россия выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 миллиардов долларов), полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Международный валютный фонд — ведущий мировой финансовый институт, имеющий статус специализированного финансового учреждения ООН. И к его ключевым целям деятельности относится поддержка развития международной торговли и сотрудничества в сфере валютного регулирования. Также он способствует стабилизации финансового состояния стран, нуждающихся в денежной помощи, которая позволила бы им пополнить свои международные резервы, стабилизировать курс национальной валюты, производить оплаты импорта, восстановить условия для активного экономического роста. Одно из главных условий предоставления финансовой помощи для вышеназванных целей — это принятие правительством получающей кредит страны мер по исправлению первоначальных проблем. В отличие от банков развития МВФ не выдает кредиты на конкретные проекты.
Это полезно знать (финансовый ликбез)
Кто может рассчитывать?
Государство-член может запросить помощь в виде кредита у МВФ в том случае, если оно столкнулось с фактической или потенциальной финансовой проблемой, например, в связи с погашением внешнего долга, невозможностью финансировать платежный баланс и т.п. Предоставленные деньги дают возможность стабилизировать финансовую ситуацию и предполагают проведение реформ и принятие мер по восстановлению условий для дальнейшего экономического роста.
Механизм кредитования
Предоставление кредита зависит от трех ключевых факторов:
- потребности государства в ресурсах для выравнивания платежного баланса;
- квоты страны (кредит может превышать ее только при исключительных обстоятельствах);
- выполнение определенных Фондом требований.
Тот или иной применяемый инструмент кредитования может предполагать различные меры экономической политики и действия, на осуществление которых страна соглашается ради урегулирования проблемы.
Какие инструменты кредитования могут быть использованы? Например, государство с низким уровнем дохода может рассчитывать на кредит по льготным процентным ставкам, в том числе на механизм «стэнд-бай» (СКФ) и механизм ускоренного кредитования (РКФ). Также есть и нельготные кредиты, предоставляемые чаще всего через договоренности о кредите «стэнд-бай» (СБА), а также гибкую кредитную линию (ГКЛ), механизм расширенного кредитования и превентивную линию для предоставления ликвидности (ЛПЛ). Есть инструмент и для ускоренного финансирования, используемый в случае экстренной необходимости финансовой поддержки государства-члена.
Используемая МВФ система кредитования включает в себя четыре формы:
- непосредственное кредитование
Имеет прямую связь с квотой каждого государства и осуществляется в пределах ее резервной и кредитной частей; - поэтапное кредитование
Эта система применяется в случае более серьезных и продолжительных затруднений с платежным балансом страны-заемщика; - льготное кредитование
Финансирование осуществляется на льготных условиях для развивающихся стран, а также в условиях постоянного кризиса платежного баланса самым бедным странам. Срок кредита может составлять 10 лет, а процентная ставка — 0,5% годовых. Включает в себя фонд структурной перестройки и расширенный фонд структурной перестройки; - специальное кредитование
В частности, предназначен для стран, осуществляющих переход от плановой к рыночной экономике и включает в себя фонд поддержки структурных преобразований.
МВФ предоставляет кредиты сроком от 3 до 5 лет, и процентная ставка нельготных кредитов соотносится с рыночным показателем; чаще всего он чуть ниже рыночной процентной ставки. Кредит выплачивается Фондом траншами с интервалом от одного до трех лет — интервал выдерживается с целью контроля за использованием предоставленных средств.
Механизм кредитования выглядит следующим образом: МВФ продает необходимую валюту за национальную валюту страны. Денежные средства переводятся в ЦБ страны-заемщика и используются для формирования валютных резервов.
Кредит от МВФ — гарантия успеха?
Может ли инструмент, используемый для улучшения финансового положения страны, оказаться инструментом, тянущим экономику государства и ее национальную валюту вниз? Или же кредит от Фонда — залог процветания государства-члена?
Увы, риски не исключены. В большей степени они актуальны в связи со следующей схемой: МВФ закупает национальную валюту и предоставляет взамен СПЗ в соответствии с оговоренным курсом, что предполагает выравнивание курса нацвалюты страны в силу сжатия объема национальной денежной единицы. Однако за то время, пока страна пользуется кредитом, а ее национальная валюта хранится в Фонде, печатаются новые банкноты национальной валюты. Когда наступает момент погашения кредита, объем национальной денежной массы становится настолько большим, что курс валюты опять имеет все шансы на движение вниз.
Государство-член МВФ развивается благодаря кредиту, но развитие осуществляется в том случае, если страна справляется с обязательствами, ее ВВП растет (желательно на уровне не менее 5 процентов роста). Но ВВП может и не расти, а оставаться на прежнем уровне, или даже падать. Если государство имеет внешний долг, при котором берется кредит МВФ, но ВВП страны продолжает снижаться, то баланс между долгом и ВВП становится еще более негативным, в связи с чем возможность государства обслуживать кредит оказывается под большим вопросом. При возвращении национальных денег страна окажется в еще худшем положении, если она не сможет укрепить свою экономику.
Можно отметить еще некоторые негативные последствия предоставления кредита. В частности, МВФ считает, что заемщик должен быть как можно более активным участником на рынке мирового товарооборота и выставляет требования для увеличения внешнеторгового сальдо страны. Последствием таких требований может стать уменьшение товарооборота внутри страны, что в свою очередь означает переориентацию экономики и сворачивание социальных программ. Государство становится очень зависимым от МВФ.
Примеры подтверждают
Можно привести ряд примеров с разными итогами оказания денежной помощи Фондом. Знаменитый кредит МВФ Греции с самого начала вызывал шквал негодования местного населения. С течением времени стало ясно, что предоставленная помощь действительно не смогла помочь этой стране — стратегия «затягивания поясов» оказалась неэффективной. В 2013 году МВФ признал, что выдвинутые условия были излишне жесткие и навредили экономике государства: неверный просчет последствий сокращения госрасходов в условиях уже начавшегося спада, ошибочное представление о шансах возвращения страны на долговой рынок и неготовность греческого правительства выполнять условия программы и действовать в их рамках привели к печальному результату.
Правда, Белоруссия не оценивает опыт сотрудничества с МВФ столь же негативно, а в 2015 году даже рассчитывает на получение нового транша финансовой помощи от Фонда. В частности, в 2009-2010 годах республика реализовала программу МВФ stand by, поддержанную кредитом на 3,5 миллиардов долларов. Тогда эксперты положительно оценивали влияние помощи Фонда на положение государства, отмечая, что кредит спасает Беларусь от социальных потрясений. Сейчас же ВВП страны ускоряется (вместо 1,0% в 2013 г. — 1,6% в 2014 г.), ожидается ускорение на 0,2-0,5% в 2015 году, и, таким образом, условия для обслуживания кредита есть.
Украина станет следующим примером выдачи кредита Фондом. Какой характер в итоге приобретет финансовая помощь МВФ для этой страны — покажет время, но это будет зависеть в первую очередь от ВВП, а также от действий правительства и Нацбанка.