Содержание:
РАЗЪЯСНЕН ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ В ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ДОХОДОВ В ВИДЕ ЦЕЛЕВЫХ СРЕДСТВ, ПОЛУЧАЕМЫХ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОТ ТФОМС
С 1 января 2012 г. страховые медицинские организации, являющиеся участниками обязательного медицинского страхования и получающие целевые средства от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, должны отражать указанные целевые средства в листе 07 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.
Об этом Письмо Минфина РФ от 02.03.2012 N 03-03-06/1/116
Согласно п. 1 ст. 289 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 289 НК РФ, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном ст. 289 НК РФ.
Декларация по налогу на прибыль организаций заполняется по форме , утвержденной Приказом ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/[email protected]
В соответствии с п. 1.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (Приложение N 3 к Приказу ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/[email protected]) организации при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в п. п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ, при составлении декларации за налоговый период должны заполнить лист 07 »Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования».
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитывается в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
С 1 января 2012 г. Федеральным законом от 29.11.2010 N 313-ФЗ »О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона »Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» пп. 14 п. 1 ст. 251 дополнен новым абзацем, согласно которому к средствам целевого финансирования относится, в частности, имущество в виде целевых средств, получаемых страховыми медицинскими организациями — участниками обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Таким образом, с 1 января 2012 г. страховые медицинские организации, являющиеся участниками обязательного медицинского страхования и получающие целевые средства от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, должны отражать указанные целевые средства в листе 07 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.
До 1 января 2012 г. указанные поступления не отражаются в листе 07 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, поскольку до 2012 г. они не включались в состав средств целевого финансирования и целевых поступлений, приведенных в ст. 251 НК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
Разъяснено, когда доход медицинской организации не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль
Денежные средства, получаемые организацией, осуществляющей медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих ОМС этих лиц, не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль организаций. Такой вывод содержится в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 июля 2018 г. № 03-03-06/1/45466 «Об особенностях определения налоговой базы по налогу на прибыль медицинской организацией, осуществляющей медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования».
Финансисты отметили, что только такой доход в виде получаемого имущества в рамках целевого финансирования медицинская организация вправе не учитывать в налоговой базе по налогу на прибыль (абз. 19 подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса).
При это налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) денежных средств, которые получили по целевому финансированию что-то тут со склонением. Если налогоплательщик не ведет раздельного учета таких средств, то средства целевого финансирования подлежат обложению налогом на прибыль с даты их получения.
Вправе ли налогоплательщик переносить на будущее убытки, полученные при определении только налоговой базы, в отношении которой применялась ставка 0%? Узнайте из материала «Запрет на перенос на будущее убытков, полученных в периоде применения ставки по налогу на прибыль 0%» в «Энциклопедии решений. налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Ведомство напомнило, что абз. 2 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ установлен перечень имущества, которое может относиться к средствам целевого финансирования, полученное налогоплательщиками и использованное по назначению, определяемым источником финансирования (организация, физлицо).
Анализ судебной практики: нецелевое использование средств ОМС
Приведен обзор арбитражной практики по вопросам нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования
Правоотношения в сфере обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 № 326‑ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326‑ФЗ). Как следует из ст. 4 данного закона, одним из основных принципов обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС. Медицинские организации, получающие средства в рамках реализации программ ОМС, должны расходовать эти средства только в соответствии с теми направлениями, которые поименованы в п. 7 ст. 35 Закона № 326‑ФЗ (п. 5 ч. 2 ст. 20 названного закона, Письмо ФФОМС от 06.06.2013 № 4509/21‑и). Однако в ходе проверок, осуществляемых территориальными фондами ОМС, вскрываются случаи нецелевого использования внебюджетных средств. Предлагаем рассмотреть факты нарушений, которые выносятся на рассмотрение арбитражных судов.
ПРИОБРЕТЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ СТОИМОСТЬЮ СВЫШЕ 100 ТЫС. РУБ.
Больница приобрела за счет средств ОМС медицинское оборудование, необходимое для оказания медицинской помощи пациентам. В ходе проверки ТФОМС решил, что данный вид расходов является нецелевым использованием средств ОМС. Как отметили чиновники ведомства, ч. 7 ст. 35 Закона № 326‑ФЗ, п. 157 Правил № 158н[1], а также территориальной программой ОМС по субъекту РФ установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи в системе ОМС, предусматривающая такое ограничение, как приобретение за счет названных средств основных средств стоимостью более 100 тыс. руб. за единицу.
Как указал суд, ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным:
либо законом о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением);
либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
С учетом изложенного расходование средств на не предусмотренные структурой тарифа, установленного ч. 7 ст. 35 Закона № 326‑ФЗ и тарифным соглашением, цели – приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу, является нецелевым использованием средств ОМС. Такого понятия, как «лимит тарифа на обязательное медицинское страхование» или «лимит бюджетного обязательства», законодательство об обязательном медицинском страховании не содержит.
Следовательно, больница не имела правовых оснований приобретать за счет средств территориальной программы ОМС основные средства стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу. Таким образом, расходы на приобретение данных основных средств за счет средств ОМС признаются нецелевыми в полном объеме стоимости этих основных средств (см. Постановление АС ВВО от 05.05.2017 № Ф01-1261/2017 по делу № А29-2185/2016).
Отметим, что аналогичное нарушение было рассмотрено Верховным судом в Определении от 27.04.2017 № 307‑КГ16-17712 по делу №А21-9950/2015. В нем высшая судебная инстанция повторила вывод арбитражных судов о том, что приобретение основных средств стоимостью свыше 100 тыс. руб. является нецелевым использованием средств ОМС.
РАСХОДЫ НА НАЕМ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ МЕДРАБОТНИКОВ И УПЛАТА НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО.
Департамент имущественных и земельных отношений субъекта РФ передал в оперативное управление стоматологической поликлинике имущество – две квартиры, предоставленные по договору служебного найма врачам-специалистам. Указанное имущество является необходимым для эксплуатации медицинской организации (без врачей медицинской организации как таковой не существует). ТФОМС при проверке расходов, произведенных за счет средств ОМС, указал, что расходы на уплату налога на имущество в отношении квартир, предоставленных по договору найма служебного жилого помещения врачам, не относятся к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации, и являются нецелевым использованием указанных средств. Свои выводы он аргументировал следующим.
В пункте 158 Правил № 158н установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации:
непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления;
необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Пунктом 158.3 Правил № 158н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются группы затрат, в том числе затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенного медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Выводы ТФОМС поддержал суд. Он отметил: Правила № 158н не включают расходы на наем жилого помещения медицинским работникам (в том числе уплату налога на имущество в отношении данного помещения) в расчет тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС. Кроме того, субъект РФ в рамках своих полномочий по утверждению территориальной программы не включил расходы подобного рода в состав тарифа. Таким образом, медицинское учреждение совершило нецелевое расходование средств ОМС (см. Постановление АС ВВО от 19.04.2017 № Ф01-930/2017 по делу № А31-6577/2016).
ОПЛАТА ДЕЖУРСТВА ВРАЧАМ В НЕРАБОЧИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ, УСТАНОВЛЕННЫЙ ЗАКОНОМ СУБЪЕКТА РФ.
В силу Закона Республики Коми от 05.05.2014 № 30‑РЗ «О Дне Республики Коми» (далее – Закон № 30‑РЗ) 22 августа 2014 года – нерабочий праздничный день. Кардиологический диспансер произвел оплату труда медицинских работников, дежуривших в этот день, в двойном размере за счет средств ОМС. ТФОМС при проведении проверки квалифицировал данные расходы как нецелевое использование средств ОМС.
При рассмотрении спора суд указал на следующее. Согласно ч. 1 и 2 ст. 72 Закона № 323‑ФЗ[2] медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, а также дополнительные гарантии и меры социальной поддержки, устанавливаемые Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
В статье 6 ТК РФ говорится, что более высокий уровень трудовых прав работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
Арбитры отметили, что в нарушение территориальной программы ОМС и Закона № 30‑РЗ медучреждение за счет средств ОМС произвело оплату в двойном размере труда работников, дежуривших в установленный данным законом дополнительный нерабочий праздничный день – 22 августа 2014 года.
В связи с тем, что введение субъектом РФ дополнительных нерабочих праздничных дней связано с выделением дополнительных средств из бюджета субъекта, вопрос об источниках финансирования должен быть решен в законодательном акте субъекта РФ.
В статье 2 Закона № 30‑РЗ указано, что предоставление дополнительного нерабочего праздничного дня в государственных учреждениях Республики Коми осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных на содержание указанных учреждений.
Таким образом, источник финансового обеспечения оплаты в двойном размере работы в нерабочий праздничный день 22 августа 2014 года в силу прямого указания Закона № 30‑РЗ – средства бюджета субъекта РФ, которые являются расходными обязательствами республиканского бюджета Республики Коми. Довод кардиологического диспансера о возможности использования на данные цели средств ОМС основан на неправильном толковании норм права (см. Постановление АС ВВО от 01.11.2016 №Ф01-4526/2016 по делу № А29-12875/2015).
УПЛАТА ВЗНОСОВ НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ.
Как установлено в ходе проверки, городская поликлиника в нарушение п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 326‑ФЗ из средств ОМС уплатила взносы на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. ТФОМС считает, что вышеуказанные расходы не входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС, предусмотренную территориальной программой государственных гарантий субъекта РФ на 2015 год, ввиду этого являются нецелевым их использованием.
Суд, проанализировав положения ст. 154 ЖК РФ, ст. 1 ГрК РФ, ст. 35 Закона № 326‑ФЗ, территориальной программы субъекта РФ, п. 157 Правил № 158н, пришел к такому выводу. Работы по содержанию имущества, определяемые понятием текущего ремонта, не совпадают с работами по капитальному ремонту ввиду следующего.
Первые работы связаны с текущим обеспечением возможности безопасного использования общего имущества именно в соответствующем многоквартирном доме (его систем, коммуникаций), вторые – с восстановлением конструктивных элементов и несущих строительных конструкций самого здания, а также сетей инженерно-технического обеспечения многоквартирных домов, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ. Закон разграничивает понятия «плата за содержание помещения» и «взнос на капитальный ремонт». Исходя из этого плата за содержание имущества не включает в себя взнос на капитальный ремонт такого имущества.
Структурой тарифа на оказание медицинской помощи по ОМС предусмотрены расходы только на оплату работ и услуг по содержанию имущества, в связи с чем взносы на капитальный ремонт за помещения, расположенные в многоквартирных домах и используемые для размещения подразделений медицинской организации, не могут уплачиваться такой организацией за счет средств ОМС (Постановление АС ЗСО от 20.02.2017 №Ф04-7108/2017 по делу № А70-4700/2016).
УПЛАТА СУММ НЕУСТОЕК, ПРОЦЕНТОВ И ПЕНЕЙ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОМС.
Районная больница за счет средств ОМС произвела оплату финансовых санкций – пеней и процентов за пользование чужими денежным средствами, начисленных на задолженность, образовавшуюся у медицинской организации до 1 января 2013 года (вступления в территориальные программы ОМС). ТФОМС при проверке указал на нецелевое использование средств ОМС. Суд, руководствуясь нормами ст. 147, 306.4 БК РФ, ст. 34, 35, 37, 39 Закона № 326‑ФЗ, согласился с выводами фонда, отметив, что в данном случае имеет место нарушение в виде нецелевого использования средств ОМС (Постановление АС ВСО от 23.01.2017 № Ф02-6496/2016 по делу № А19-4103/2016). Отметим: Определением ВС РФ от 23.05.2017 № 302‑КГ17-4991 по делу № А19-4103/2016 в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд согласился с выводами фонда о том, что оплата учреждением здравоохранения за счет средств ОМС задолженности, образовавшейся до вступления его в территориальную программу, является нецелевым использованием указанных денежных средств.
ОПЛАТА СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ВЫПЛАТЫ ЗА СТАЖ РАБОТНИКАМ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОМС.
В ходе проверки, проводимой ТФОМС, была выявлена оплата надбавок стимулирующего характера за стаж непрерывной работы и выслугу лет, которые не предусмотрены системой оплаты труда с 1 ноября 2015 года, не входят в состав тарифа на оплату медицинской помощи по программе ОМС и не подлежат оплате за счет средств ОМС. Арбитры отметили следующее.
Согласно п. 158.4 Правил № 158н затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются исходя из потребности в количестве персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с действующей системой оплаты труда, включая денежные выплаты стимулирующего характера.
Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинской организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (административно-управленческий и иной персонал), определяются исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем медицинской организации, с учетом действующей системы оплаты труда (п. 158.14 Правил № 158н).
Из норм Закона № 326‑ФЗ, Правил № 158н вытекает, что в состав тарифа на оплату медицинской помощи по программе ОМС входят только такие выплаты работникам медицинских учреждений, которые предусмотрены действующей системой оплаты труда.
При установлении системы оплаты труда нужно руководствоваться ст. 144 ТК РФ. Как следует из норм данной статьи, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов РФ коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, в силу ст. 3 Закона Хабаровского края от 26.11.2008 № 222 система оплаты труда работников государственных учреждений края включает в себя:
минимальный оклад (минимальный должностной оклад), минимальную ставку заработной платы сотрудников государственных учреждений края по профессиональным квалификационным группам;
ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ И ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕНСАЦИОННЫХ И СТИМУЛИРУЮЩИХ ВЫПЛАТ УТВЕРЖДАЮТСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КРАЯ.
В соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 12.04.2008 № 103‑пр системы оплаты труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений края устанавливаются главными распорядителями средств краевого бюджета, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, по согласованию с комитетом по труду и занятости населения правительства края.
Приказом Минздрава Хабаровского края от 09.07.2015 № 8 утверждено Примерное положение об оплате труда работников краевых государственных бюджетных, автономных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края. При этом вышеуказанное положение в разд. 5 «Условия осуществления стимулирующих выплат» не предусматривает возможности выплаты работникам выплаты стимулирующего характера за стаж непрерывной работы, выслугу лет.
Таким образом, проанализировав в совокупности положения ст. 144 ТК РФ, судьи пришли к обоснованному выводу о применении с 1 ноября 2015 года в краевых государственных бюджетных учреждениях, подведомственных министерству здравоохранению Хабаровского края, новых систем оплаты труда, не предусматривающих выплаты работникам стимулирующего характера за стаж непрерывной работы, выслугу лет.
Поскольку выплата заработной платы сотрудникам за ноябрь 2015 года произведена больницей с нарушением, суд признал спорную сумму выплаченной работникам стимулирующей выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет не входящей в состав тарифа на оплату медицинской помощи по программе ОМС и, следовательно, не подлежащей оплате за счет средств ОМС (Постановление АС ДВО от 12.05.2017 № Ф03-1451/2017 по делу № А73-12548/2016).
В заключение обратим внимание читателей вот на что.
Как следует из ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, Постановления КС РФ от 27.04.2001 № 7‑П, юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые согласно закону, действующему на момент их совершения, признаются правонарушениями.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, регулируются Законом № 326‑ФЗ. В соответствии с п. 9 ст. 39 этого нормативного акта средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда ОМС в течение десяти рабочих дней со дня предъявления им соответствующего требования.
Кроме того, за расходование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, она уплачивает в бюджет территориального фонда ОМС:
штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств;
пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ[3], действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
При этом, как отмечено в Постановлении АС ПО от 26.02.2016 № Ф06-6171/2016 по делу № А55-10292/2015, п. 9 ст. 39 Закона № 326‑ФЗ не связывает ответственность медицинской организации за использование средств ОМС не по целевому назначению с тем, кем установлен данный факт и возмещены ли средства, израсходованные не по назначению. Ответственность медицинской организации наступает за сам факт использования средств ОМС не по целевому назначению. Последующее устранение совершенного правонарушения не может служить основанием для освобождения от ответственности.
В постановлении сделан вывод, что государственное бюджетное учреждение здравоохранения правомерно привлечено территориальным фондом ОМС к ответственности, предусмотренной п. 9 ст. 39 Закона № 326‑ФЗ.
[1] Правила обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 № 158н.
[2] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
[3] С 1 января 2016 года к отношениям, регулируемым Правительством РФ, в которых используется ставка рефинансирования ЦБ РФ, вместо указанной ставки применяется ключевая ставка ЦБ РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340).
Возможности оплаты услуг за счет средств ОМС
Можно ли медицинской организации оплачивать налоги на имущество и на землю за 4 квартал 2014 года за счет средств ОМС, полученных в 2015 г.?
Нет, нельзя. Согласно ч. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС включает в себя расходы на оплату работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
При этом в письме ФФОМС от 06.06.2013 № 4509/21-и отмечается, что уплата налога за счет средств ОМС возможна в случае, если обязанность уплаты указанных расходов совпадает с годом реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Таким образом, уплата налогов на землю и имущество за 4 квартал 2014 года должна быть произведена за счет средств, полученных медицинской организацией в рамках реализации территориальной программой ОМС на 2014 год.
Может ли бюджетное учреждение здравоохранения оплатить услуги специализированной организации для выполнения функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) за счет средств ОМС?
В соответствии с п.11 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ специализированная организация — это юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, структура тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС включает в себя расходы на оплату различного рода услуг (транспортных, коммунальных, услуг связи, прочих услуг) (см. материалы в ЭС «Экономика ЛПУ» — получить доступ >> ).
Согласно Методике расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 № 158н), в расчет тарифа ОМС включаются затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Такими затратами являются, в частности, затраты на приобретение услуг и затраты на общехозяйственные нужды.
Таким образом, оплата услуг этой организации может осуществляться из средств ОМС.
Восстановление средств ОМС по результатам проверки
Автор: Т. Сильвестрова
В соответствии с Законом об обязательном медицинском страховании[1] ТФОМС осуществляет контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС, а также целевого использования средств ОМС. Нарушение порядка оказания медицинской помощи учреждениями здравоохранения приводит к тому, что страховая медицинская организация частично или полностью не возмещает им расходы на ее оказание, уменьшая последующие платежи по счетам на сумму выявленных дефектов медицинской помощи.
В статье поговорим о том, как следует восстанавливать средства ОМС, подлежащие возврату (восстановлению) по результатам проведения контрольных мероприятий.
Оплата первичной медико-санитарной помощи, включая профилактическую помощь, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими учреждениями, производится исходя из установленного размера тарифа в рамках программы ОМС. Согласно п. 7 ст. 35 Закона об обязательном медицинском страховании структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя:
- расходы на заработную плату и начисления на оплату труда;
- расходы на осуществление прочих выплат;
- затраты на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;
- расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования);
- затраты на организацию питания (при отсутствии в медицинском учреждении организованного питания);
- расходы на оплату услуг связи, транспортных, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества;
- расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг;
- расходы на социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ;
- прочие расходы;
- расходы на приобретение основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря) стоимостью до 100 000 руб. за единицу.
Следует отметить, что в соответствии с ч. 3 – 5 ст. 36 Закона об обязательном медицинском страховании норматив финансового обеспечения территориальной программы ОМС может превышать норматив, установленный базовой программой ОМС. Такое происходит в случае установления:
- дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, предусмотренным базовой программой ОМС;
- перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой ОМС.
В случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, предусмотренным базовой программой ОМС, территориальная программа ОМС определяет свой перечень направлений использования средств ОМС.
Медицинские организации согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона об обязательном медицинском страховании обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
При проведении территориальными фондами ОМС и страховыми организациями проверок могут быть выявлены факты нецелевого расходования медицинскими организациями средств ОМС, факты нарушения объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. По результатам контрольных мероприятий может быть принято решение о возврате (восстановлении) средств ОМС медицинским учреждением. Нецелевое расходование средств ОМС может быть выявлено и при проведении мероприятий внутреннего контроля. В этом случае, чтобы проверяющие не заставили учреждение вернуть такие суммы в бюджет, оно восстанавливает их самостоятельно.
Контроль предоставления медицинской помощи в рамках программ ОМС
Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС утвержден Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230 (далее – Порядок № 230). В пункте 6 Порядка № 230 выделено несколько видов контроля (отобразим их ниже в форме схемы).
Применение к медицинской организации санкций за нарушения, выявленные в ходе контроля
Правила применения к медицинским учреждениям санкций установлены п. 65 – 72 Порядка № 230. Из положений п. 66 следует, что результатами контроля в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения ее оплаты) являются:
1) неоплата или уменьшение оплаты медицинской помощи в виде:
- исключения позиции из реестра счетов, подлежащих оплате объемов медицинской помощи;
- уменьшения сумм, представленных к уплате, в процентах от стоимости оказанной медицинской помощи по страховому случаю;
- возврата сумм, не подлежащих уплате, в страховую медицинскую организацию;
2) уплата медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества (по страховому случаю, при котором выявлены дефекты медицинской помощи и (или) нарушения при ее оказании).
Предлагаем ниже в форме таблицы показать, как в отношении медицинских учреждений применяются результаты контрольных мероприятий.
Наименование результата контроля
Разъяснения по применению результата контроля
Пункт Порядка № 230
Неоплата или уменьшение оплаты медицинской помощи
В зависимости от вида выявленных дефектов медицинской помощи и (или) нарушений при ее оказании они могут применяться раздельно или одновременно
Уплата медицинской организацией штрафов
Нарушение договорных обязательств в отношении объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи
Страховая медицинская организация частично или полностью не возмещает затраты медицинской организации по оказанию медицинской помощи, уменьшая последующие платежи по счетам медицинской организации на сумму выявленных дефектов медицинской помощи и (или) нарушений при ее оказании, или требует возврата сумм в страховую медицинскую организацию.
Сумма, не подлежащая уплате по результатам контроля, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинской организацией, либо подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС
Неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества
Медицинская организация уплачивает штраф в соответствии с перечнем оснований для отказа от оплаты (уменьшения оплаты) медицинской помощи
Наличие в одном и том же случае оказания медицинской помощи двух и более оснований для отказа в ее оплате или уменьшения оплаты медицинской помощи
К медицинской организации применяется одно (наиболее существенное) основание, влекущее больший размер неоплаты или отказ в оплате медицинской помощи. Суммирование размера неполной оплаты медицинских услуг по одному страховому случаю не производится
Возмещение застрахованному лицу вреда, причиненного по вине медицинской организации
Уплата медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества не освобождает ее от возмещения застрахованному лицу вреда, причиненного по вине медицинской организации, в порядке, установленном законодательством РФ
Бухгалтерский учет возврата средств ОМС медицинским учреждением
В соответствии с бюджетным законодательством РФ возврат средств ОМС подлежит учету по коду бюджетной классификации 000 1 13 02999 09 0000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования». При этом возврат средств, определенных актом реэкспертизы, бюджетными (автономными) медицинскими учреждениями следует отражать как уменьшение доходов, полученных от страховых медицинских организаций, вне зависимости от периода их поступления. В то же время возврат указанных средств федеральными казенными медицинскими учреждениямиотражается в качестве расходов по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ (Письмо ФФОМС от 21.03.2014 № 1621/21-1/и).
Порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета ТФОМС, государственными (муниципальными) медицинскими учреждениями установлен инструкциями № 157н[3], 162н[4], 174н[5], 183н[6]. Поэтому операции по возврату и восстановлению средств должны быть отражены в учете в соответствии с нормами данных инструкций.
Обращаем ваше внимание, что согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых получателями средств федерального бюджета застрахованным в системе медицинского страхования лицам, отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.
Приведем примеры отражения на счетах бухгалтерского учета результатов контрольных мероприятий.
Пример 1
За нарушение условий оказания застрахованным гражданам медицинской помощи по акту проверки бюджетное медицинское учреждение обязали вернуть в страховую медицинскую организацию денежные средства в размере 15 000 руб.
Операции по возврату денежных средств будут отражены на счетах бухгалтерского учета так:
Налог на имущество для медицинских организаций
Вопрос-ответ по теме
Согласно письма ФФОМС от 6 июня 2013г. № 4509/21-и в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного страхования включаются расходы на статью 290 «Прочие расходы», в том числе и на уплату налога на имущество,если обязанность уплаты налога за счет средств ОМС совпадает с годом реализации территориальной программы ОМС.
Вопрос:что значит обязанность уплаты налогов за счет средств ОМС совпадает с годом реализации территориальной программы ОМС. Согласно статьи 379 Налогового кодекса РФ налоговый период-календарный год, по окончании которого и определяется налоговая база и уплачивается налог, то есть уже в следующем календарном году. В учетной политике учреждения сказано, что начисление как в бухгалтерском, так и в налоговом учете налога на имущество производится в месяце следующем за отчетным.
Воспользуйтесь сервисами Системы Госфинансы:
Бюджетная классификация: КОСГУ от А до Я
Узнайте верный КБК
Учетная политика для госсектора
Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы
1. Согласно письму ФФОМС России от 06.06.2013 № 4509/21-И расходы медицинских организаций по уплате налога на имущество, других налогов и сборов относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. При этом уплата налога за счет средств обязательного медицинского страхования возможна в случае, если обязанность уплаты указанных расходов совпадает с годом реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Налогоплательщики уплачивают сумму налога по истечении налогового периода. Об этом сказано в пункте 1 статьи 383 Налогового кодекса РФ. Поэтому налог на имущество за 2011 год учреждение оплатило в 2012 году. Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощи на 2012 год утверждена Постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2011 № 391-П. Год реализации программы — 2012. Согласно письму ФФОМС России от 06.06.2013 № 4509/21-И оплата налога на имущество за 2011 год за счет средств ОМС является правомерной.
2. В соответствии с пунктом 3 Инструкции к Единому плану счетов № 157н все учреждения (независимо от типа) обязаны вести бухучет методом начисления. То есть расходы нужно отразить в том отчетном периоде, к которому они относятся. Из буквального толкования данной нормы следует, что налоги должны быть начислены последним числом отчетного периода (т. е. 31 декабря). При этом, если законодательством предусмотрен единственный способ учета конкретных операций, указывать его в учетной политике необязательно.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. ПИСЬМО ФФОМС РОССИИ ОТ 06.06.2013 № 4509/21-И
О вопросах расходования средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в связи с обращениями территориальных фондов обязательного медицинского страхования по вопросам расходования средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования сообщает следующее.Согласно части 7 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания. мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу. В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Медицинские организации обязаны согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.При определении соответствующих направлений расходования средств следует руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее — Указания), утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2012 года N 171н. Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от I января 2002 года N 1 (далее — Классификация основных средств) и Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 359.
Расходы на приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу, в том числе не медицинского, относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» Классификации операций сектора государственного управления раздела V Указаний (далее — КОСГУ) и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Расходы на приобретение запасных частей и (или) составных частей для машин, оборудования, в том числе стоимостью свыше 100 тысяч рублей относятся на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования без ограничения стоимости. Услуги но обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Расходы на приобретение мебели, в том числе медицинской, кухонной мебели относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ и в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования не включаются, за исключением оборудования, которое согласно сертификату (декларации) соответствия относится в соответствии с Классификацией основных средств к виду 14 3311320 «Оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек» раздела 14 0000000 «Машины и оборудование».Расходы на оплату медицинскими организациями программного обеспечения и прочих услуг относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.Расходы на капитальный ремонт относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ и согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 11-9/10/2-5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» не включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Определение понятия капитального ремонта объектов капитального строительства приведено в части 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Расходы на текущий ремонт относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Расходы медицинских организаций на приобретение бытовых кондиционеров, холодильников, электрообогревательных приборов, приборов для приготовления пищи, стиральных машин, изделий текстильных швейных (шторы, тюль), жалюзи и другие предметы хозяйственного назначения относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. Согласно Классификации основных средств, указанные расходы относятся к разделу 16 0000000 «Инвентарь производственный и хозяйственный» и в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования не включаются. Расходы на приобретение горюче-смазочных материалов относятся на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.Расходы на приобретение автомобилей относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ и согласно Классификации основных средств указанные расходы относятся к классу 15 3410000 «Автомобили» раздела 15 0000000 «Средства транспортные» и в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования не включаются. Расходы по оплате арендной платы автомобилей в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма, проката) относятся на подстатью 224 «Арендная плата за пользование имуществом» статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Расходы на ремонт и техническое обслуживание транспортных средств относятся на подстатью 225 «Расходы, услуги по содержанию имущества» статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Расходы по страхованию транспортных средств относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Расходы на техническое обслуживание оборудования (медицинского. информационно-аналитического) относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Расходы медицинских организаций по уплате налога на имущество, других налогов и сборов относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. При этом уплата налога за счет средств обязательного медицинского страхования возможна в случае, если обязанность уплаты указанных расходов совпадает с годом реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.* Расходы медицинских организаций по уплате штрафов и пени, в том числе штрафов за нарушение требований пожарной безопасности относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ и могут быть осуществлены за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Расходы на социальное обеспечение работников медицинских организаций относятся на подстатью 262 «Пособия по социальной помощи населению» статьи 260 «Социальное обеспечение» КОСГУ и в рамках исполнения полномочий работодателя включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Возмещение физическому лицу морального и физического вреда, взысканного по решению суда в связи с некачественным оказанием медицинской помощи, относится на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ и включается в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется за счет всех источников, предусмотренных действующим законодательством. Оплата медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, включающим в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Медицинская организация использует средства обязательного медицинского страхования в условиях одноканального финансирования в соответствии с территориальной программой обязательного Медицинского страхования и осуществляет расходы на содержание медицинской организации из общего объема средств, поступивших по тарифам на оплату медицинской помощи. В соответствии с частями 3- 5 статьи 36 Федерального закона норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования. В указанных случаях финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования в размере разницы между нормативом финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования и нормативом финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования с учетом численности застрахованных лиц на территории субъекта Российской Федерации. В случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, территориальная программа обязательного медицинского страхования должна предусматривать перечень направлений использования средств обязательного медицинского страхования.
Председатель
Н.Н.Стадченко
2. ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ ОТ 01.12.2010 № 157Н
Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, . (с изменениями на 12 октября 2012 года)
I. Общие положения
3. При ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что:
бухгалтерский учет государственного (муниципального) имущества, обязательств, операций их изменяющих (фактов хозяйственной деятельности), финансовых результатов осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов субъекта учета;
бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций;*
3. Налоговый кодекс РФ
Часть вторая
Статья 379. Налоговый период. Отчетный период
1. Налоговым периодом признается календарный год.
2. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.*
3. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Статья 382. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
1. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.*
Статья 383. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
2. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.*
4. Рекомендация: Как составить учетную политику для целей бухучета
Независимо от типа каждое учреждение должно разработать и принять учетную политику для целей бухучета. Учетную политику формируйте исходя из особенностей своей структуры, выполняемых полномочий, отраслевых и иных особенностей деятельности. Об этом сказано в части 2 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, пункте 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
При наличии у учреждения филиалов и представительств учетная политика утверждается и применяется по учреждению в целом. Такой вывод следует из статьи 55 Гражданского кодекса РФ, где сказано, что представительства и филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами.
Кто должен разрабатывать учетную политику
Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в учреждении. Утверждает учетную политику руководитель учреждения (ч. 1 и 3 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Приказ об утверждении учетной политики можно составить в произвольной форме.
В учете бюджетных учреждений:
Пример оформления приказа об учетной политике
Главный бухгалтер бюджетного учреждения разработал учетную политику. Приказом руководителя данный документ был утвержден.
Выбор способов ведения учета
В учетной политике закрепляют способы ведения бухучета, выбранные из нескольких предусмотренных законодательством. Если законодательством предусмотрен единственный способ учета конкретных операций, указывать его в учетной политике необязательно. *Если способ учета той или иной операции нормативными документами не установлен, разработайте его самостоятельно. Такой порядок установлен в частях 3, 4 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Состав учетной политики
Учетная политика должна включать в себя:
– рабочий план счетов (в нем указываются счета, применяемые учреждением для ведения синтетического и аналитического учета);
– методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
– порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
– правила документооборота и технологию обработки учетной информации (в т. ч. порядок и сроки передачи первичных (сводных)учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота);
– формы первичных документов, по которым не установлены обязательные для их оформления формы;
– порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля;
– иные решения, необходимые для организации и ведения бухучета.
Бюджетные и автономные учреждения в установленных случаях дополнительно указывают особенности организации и ведения бухучета в части операций по исполнению полномочий ПБС.
Такие правила следуют из пункта 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
Ситуация: можно ли в учетной политике для целей бухучета закрепить различные способы оценки для различных групп материальных запасов
Материальные запасы могут списываться в расход по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости ( п. 108 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). При этом ограничения, что выбранный способ должен применяться ко всем без исключения материальным запасам, законодательство не содержит.
Каждый из выбранных способов применительно к каждой группе материальных запасов нужно закрепить в учетной политике для целей бухучета. Например, списывать медикаменты по фактической стоимости каждой единицы, а прочие материальные запасы – по средней фактической стоимости.
Такой вывод следует из части 3 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Внесение изменений и дополнений
Учетную политику можно изменять или дополнять. Подробнее об этом см. Как изменить учетную политику для целей бухучета.
Хранение учетной политики
Документы учетной политики храните в учреждения не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз ( ч. 2 ст. 29 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 14 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).
Станислав Бычков,
начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России
5. Рекомендация: Как составить учетную политику для целей налогообложения
Кто и зачем разрабатывает учетную политику
В ряде случаев Налоговый кодекс допускает, что определять налоговую базу можно по-разному, так же как и по-разному можно платить конкретные налоги. Выбрать из возможных вариантов учреждение должно самостоятельно. Сделанный выбор закрепляют в учетной политике для целей налогообложения и утверждают приказом руководителя учреждения. *Чтобы выбрать наиболее оптимальный для вас вариант учетной политики, загляните в таблицу.
Избрав конкретный вариант учетной политики, использовать другой механизм налогообложения нельзя ( определение Конституционного суда РФ от 12 мая 2005 г. № 167-О).
Типовых образцов учетной политики нет, поэтому приказ составляйте в произвольной форме. Положения учетной политики можно включить как в текст приказа, так и оформить в виде приложения к нему.
Налоговое законодательство не конкретизирует, кто должен разрабатывать учетную политику. Поэтому руководитель может поручить эту работу любому сотруднику – специалисту в области налогообложения. Как правило, предпочтение отдают главному бухгалтеру.
Учетную политику утверждают заблаговременно: до налогового периода, начиная с которого будут применять ее положения. Разработанную учетную политику применяйте последовательно из года в год с момента создания учреждения и до его ликвидации. Либо до тех пор, пока в учетную политику не будут внесены изменения. Составлять новую учетную политикуежегодно не нужно.
Что указать про налог на прибыль
Основная часть решений, которые необходимо принять при формировании учетной политики для целей налогообложения, связана с ведением налогового учета для расчета налога на прибыль ( ст. 313 НК РФ). Этот раздел должен содержать:
элементы налогового учета, выбор которых прямо указан в законодательстве;
самостоятельно разработанные методы учета, если их разработка возложена на учреждение;
обоснование используемого метода (т. е. ссылки на законодательство, позволяющее его использовать).
В частности, в этом разделе нужно определить:
способ оценки материалов при отпуске в производство;
Перечень вариантов налогового учета, предлагаемых главой 25 Налогового кодекса РФ, приведен в таблице. Также предусмотрите порядок раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования ( целевых поступлений) ( абз. 1 подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ).
Какие правила, связанные с НДС, отразить
В разделе учетной политики об НДС нужно, в частности, определить:
порядок ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения;
порядок ведения раздельного учета входного НДС по товарам (работам, услугам), предназначенным для реализации на внутреннем рынке и для поставки на экспорт;
особенности нумерации счетов-фактур (например, если учреждение реализует товары (работы, услуги, имущественные права) через обособленные подразделения).
Как внести изменения
Изменения в учетную политику можно внести в двух случаях:
вы решили поменять ранее выбранный метод учета;
меняется законодательство о налогах и сборах.
Для этого нужно:
подготовить текст изменений или дополнений с их Обоснование
Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»