Содержание:
Что обозначают понятия «сублимация» и «сублимационный эффект»?
Если рассматривать сублимацию в контексте работ Зигмунда Фрейда, то данное понятие будет обозначать выход накопившейся сексуальной энергии в результате преобразованной в несексуальную энергию для достижения цели. Фрейд описывает сублимацию как положительную защитную реакцию психики, которая помогает человеку не игнорировать личные конфликты и переживания, а перенаправить ее в полезное русло.
Сублимационный эффект выражается в следующем: человек может не принимать в реальной жизни насилие, как физическое, так и сексуальное, жестокость и другие негативные проявления человеческой сущности, выступать категорически против, но при просмотре фильмов или видеосюжетов с показом подобных действий испытывать вполне положительные эмоции. Таким образом, происходит некая компенсация нереализованных желаний при просмотре подобных видеоматериалов.
Сублимация – защитный механизм человеческой психики, отвечающий за снятие внутреннего растущего напряжения, которое может быть расценено как социально неприемлемые импульсы, и его переключение для достижения социально приемлемых задач и целей. Сублимация может принимать самые различные формы и находить выход в творчестве, спорте, религии.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .
Философский энциклопедический словарь . 2010 .
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .
Психологические механизмы защиты
Особая ситуация повышения активности возникает в условиях внутриличностного конфликта и в сложных ситуациях обострения межличностных отношений. Здесь проявляют свое действие соответствующие психологические механизмы. Среди них вычленяется механизм психологической защиты. Последний, в сущности, создает интрапсихический механизм переформирования личности как малоосознаваемого столкновение противоречивых потребностей, мотивов и отношений.
Термин «психологические защитные механизмы» был впервые введен 3. Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы
Компенсация (фантазия и сублимация)
Фантазия — восполнение реального или воображаемого недостатка путем фантазирования или идентификация себя с идеалом. Построение сцен мести в своем воображении.
Сублимация – достижение сверхудовлетворения в других сферах. Восполнения недостатка в чем-то одном (любви, например) приобретением достатка в другом, например, в творчестве, занятии любимым делом и т.п.
Сублимация— перевод избыточной сексуальной или агрессивной энергии человека в творчество, наиболее приемлемое и поощряемое обществом русло.
Она является наиболее адаптивной формой защиты, т.к. «убивает двух зайцев»: снижает чувство тревоги и приводит к социально одобряемому результату.
5. Проекция. Экстернальная локализация и приписывание другим неприемлемых для личности чувств, мыслей и желаний. Это вид защиты, при котором происходит бессознательный перенос неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других. Таким образом, человек перекладывает ответственность за то, что происходит в его сознании, на окружающий мир. Осознание своей вины полностью блокируется. Ворую, потому что все воруют.
Акцентирование проекции ведет к усилению в характере: гордости, самолюбия, злопамятности, обидчивости, честолюбия, ревности, нетерпимости к возражениям, тенденции к уличению окружающих.
5а. Идентификация— разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя желаемых чувств и качеств.
Это возвышение себя до другого осуществляется путем расширения границ «Я». Как кстати и при проекции. Однако, в отличие от проекции, процесс направлен в другую сторону. Не от себя, а к себе.
6. Замещение. — Переключение отрицательных эмоций (агрессии) с тех объектов и людей, которые их вызвали, на посторонние объекты и третьих лиц.
Это переадресация реакции на посторонние объекты и третьих лиц. Так, замещение дает возможность справиться с гневом, который не может быть выражен прямо и безнаказанно.
В таком случае снятие напряжения осуществляется путем переноса агрессии с более сильного или значимого объекта (являющегося источником гнева) на более слабый и доступный объект или на самого себя.
Акцентуация замещения усиливает импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакцию протеста в ответ на критику. Вызывает увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борьба и т. п.), интерес к фильмам со сценами насилия,
6а. Сновидение и фантазия— вид замещения, в котором происходит переориентация, т. е. перенос недоступного действия в иной план: из реального мира в мир сновидений и фантазий.
7. Рационализация— это подбор аргументов, оправдывающих фрустрирующую ситуацию и смиряющих с ней человека без ее переживания. Это подыскивание разумных объяснений постфактум, с целью получения для себя индульгенции.
Для этого неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, переформулируется и осознается уже в измененном виде.
Одна из разновидностей рационализации — уклончивость. Их трудно поймать на слове, они отказываются от всего, что сказали, уверяя, что имели в виду совсем другое.
8. Реактивные образования (гиперкомпенсация). Предотвращение проявления неприемлемых чувств, мыслей и поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. (Лицемерие и ханжество). Неконгруэтность слов и действий, с одной стороны и желаний и мотивов, с другой.
Общая характеристика совладающего поведения и его диагностика.
Копинг-поведение – это совладающие поведение, синоним — психологическое преодоление.
Копинг-поведение индивидуальный способ совладания человека с трудной жизненной ситуацией, вызывающей эмоциональный стресс.
В структуре копинга выделяются когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии. Они интегрируются в индивидуально своеобразные стили копинга.
Копинг зависит от субъективной значимости затруднительной ситуации, личностных и средовых ресурсов, которыми располагает человек для ее преодоления.
Понятие «копинга» тесно связано с понятием психологическая защита.
Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на активную и продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях.
В случае неэффективного копинга включаются защитные механизмы пассивной адаптации. Они являются полиативными, (полумерами), дающее временное облегчение или его иллюзию.
Копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессах, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем.
2. Копинг как личностная черта, предрасположенность отвечать на стрессовые ситуации определенным способом. А.Биллингс и Р.Моос выделяют три способа совладания со стрессовой ситуацией.
1. Копинг, нацеленный на когнитивную оценку ситуации. Стратегии: «ведущее вниз сравнение», «ведущее вверх сравнение».
2. Копинг, нацеленный на проблему, — совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса.
3. Копинг, нацеленный на эмоции, — преодоление стресса, включающее в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие.
4. Копинг нацеленный на избегание
Копинг – рациональное поведение, направленное на устранение стрессовой ситуации.
Эффективность копинга оценивается по состоянию человека, его самочувствию, субъективному благополучию, снижению тревожности, раздражительности, психосоматической симптоматики, депрессивных показателей. Ослабление чувства уязвимости к стрессам, стабилизация состояния, изменяется отношение к проблеме.
Копинг- стратегии изучаются применительно к трем ситуациям:
— в условиях неспецифического стресса,-
в конфликтных ситуациях,-
в неблагопрятных условиях жизнедеятельности, провоцирующих включение психологических эго-защит.
Копинг – стратегии в срессовых ситуациях (Опросник Крюковой).
Стратегия 1. Ориентированная на решение задач, практическое преодоление стресса.
Стратегия 2. Ориентированная на эмоции.
Стратегия 3. Ориентированная на избегание.
Стратегия 4. Избегание способом отвлечения
Стратегия 5 Избегание способом социального отвлечения.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. С. 436.)
1. Проблема определения сознания. Свойства сознания.
2. Структура сознания.
3. Неосознаваемые явления в психике.
4.Защитные механизмы психики: эго-защита и копинг-поведение.
5. Проектное сознание.
Среди всех загадок психологии наиболее таинственно выглядит проблема сознания.
«Центральной тайной человеческой психики» назвал сознание А.Н. Леонтьев (1975). По Леонтьеву сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния.
В сознании отражаются пространственные и временные характеристики мира. Человек воспринимаем мир и самого себя с непосредственной очевидностью.
Декарта утверждал: первое, что человек обнаруживает в себе, — это его собственное сознание. Существование сознания – главный и безусловный факт. Я мыслю, следовательно, я существую (cogito ergo sum). Доказывать такое утверждение нет необходимости.
У. Джемс называл уверенность людей в существовании сознания самым фундаментальным постулатом психологии.
C конца XIX века сознание с легкой руки Декарта стало предметом психологии. Первой задачей новой психологии стало описание свойств сознания.
1. Непосредственная наблюдаемость явлений сознания.
2. Гетерогенность сознания, большое разнообразие его содержания: образы, мысли, чувства, цели, значения, смыслы и т.п.
3. Относительная ясность сознания. Уменьшение ясности сознания от центра к периферии. В сознании выделяются две области. Центральная область, наиболее ясная и отчетливая. Это «поле внимания» или «фокус сознания». И «периферия сознания». Ее содержание смутно и неотчетливо.
4. Непрерывность сознания. Брушлинский называл это свойство – недизъюнктивность. Содержание сознания находится в непрерывном движении. В.Джеймс выделяет два вида состояний сознания: устойчивые и изменчивые, быстро преходящие.
Мысль может фиксироваться на предмете размышления. Но бывают неуловимые переходы от одной мысли к другой. Если человек пытается эти переходы отфиксировать, то исчезает само движение мысли.
Вспомнить переходы мысли не удается, т.к. устойчивые образы затмевают моменты движения.
Движение сознания, непрерывное изменение его содержания и состояния В.Джеймс назвал «потоком сознания».
Поток сознания невозможно остановить. Его останавливает только смерть.
5. Ни одно минувшее состояние сознания не повторяется. Тождественным может быть только объект сознания, а не впечатление о нем. Удерживается сознание на объекте только в том случае, если в нем открываются все новые и новые стороны. В среднем 5-7 минут.
В психологии действует закон повторения неповторимого (В.П.Зинченко). Даже любое движение руки неповторимо (А.Н.Бернштейн). Движение не повторяется, а творится. Тезис автора физиологии активности.
6. Процессы сознания, с одной стороны, спонтанны и хаотичны. Это непроизвольные процессы. А, с другой стороны, направляются и контролируются субъектом. Это произвольные процессы.
Первые составляют внутреннюю сторону творческой активности и являются подлинными выразителями человеческой самости. Они иррациональны и неконтролируемы извне.
Вторые составляют содержание внутренней деятельности человека. Они подчинены рациональной логике и внешнему контролю.
7. В.Вундт установил, что сознание подчиняется определенному ритму, который проявляется в колебаниях внимания. Это свойство он изучал с помощью метронома.
8. В.Вудт выделил объем сознания. (Скорее это объем внимания). Он установил, что человек может услышать больше звуков, если будет их объединять в такты по два и более звуков.
От испытуемого требовалось сравнить два ряда звуков, и сказать одинаковые они были или нет. Было доказано, что при укрупнении единиц содержания объем сознания возрастает.
9. Опосредствованность сознания знаками. Л.С.Выготский полагал, что сознание существует объективно, в культуре народа, его языке и речи. «Сознание не внутри нас, а вне нас», оно опирается на внешние знаковые системы. Посредством общение коллективное сознание интериоризируется в индивидуальное. В этом состоял неклассический подход к сознанию у Выготского.
Индивидуальное сознание — специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности, продукт тех общественных отношений, которые возникают в ходе становления и развития общества.
Неразвитое сознание существует лишь в форме психического образа. Для развитого сознания предметом становится также и деятельность, когда осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Через отношение к другому человек учиться относиться к себе.
Действия коммуницируются в ходе их означивания с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания».
Сознание-образ становится также сознанием-деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться свободным от внешней, чувственно-практической деятельности. На самом деле сознание всегда вторично и производно от этой деятельности.
Вопрос 2. Структура сознания
Литература: Яновский М.И. Внимание как критерий оценки состояний сознания // Вопросы психологии. 2005. №6. С.91-97.
В современной психологии выделяется две модели сознания: модель З.Фрейда, получившая название топологической и модель А.Н.Леонтьева.
Первая рассматривает сознание как автономную пространственную структуру (топос) психики человека наряду с предсознанием и бессознательным.
Сознание в этой модели занимает свое стационарное место. Топологическая модель в этом смысле является статической моделью.
Но сознание – живой процесс. Фрейдовские уровни психического – это аспекты, присущие одновременно любому феномену сознания.
Так, бессознательное надо понимать, как находящееся не вне сознания, а внутри его.
Модель А.Н.Леонтьева выделяет три варианта интеграции внутреннего опыта человека: на основе эмоциональной, словесно-логической и образной памяти.
Соответственно этим вариантам установлены три типа «образующих» сознание компонентов (сфер или уровней): личностные смыслы, значения и чувственная ткань.
Сознание функционирует с доминированием в каждый конкретный момент времени одного из этих компонентов. Это доминирование и определяет режим функционирования сознания. Показателем режима функционирования выступает внимание.
Модель сознания А.Н.Леонтьева по своей сути является динамической.
Соотношение компонентов структуры сознания, видов памяти и внимания
Личностный смысл выражает субъективность, пристрастность человеческого сознания. Он проявляется в избирательности внимания, эмоциональной окрашенности ощущений, зависимости познавательных процессов от потребностей и влечений.
Лейбниц выразил эту зависимость в известном афоризме:
«. если бы геометрия так же противоречила нашим страстям и нашим интересам, как нравственность, то мы бы также спорили против нее и нарушали ее вопреки всем доказательствам Эвклида и Архимеда. » (Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. — М; Л, 1936. С. 88).
Традиционно субъективность человеческого сознания понимается как следствие двойной его детерминации: внешней и внутренней.
Внешняя детерминация исходит их окружающего мира и формирует познавательную сферу.
А внутренняя детерминация исходит из сферы потребностей и чувств и формирует субъективное отношение к происходящему вокруг.
Двойственность сознания рассматривается в контексте соотношения этих двух сфер: интеллекта и аффекта.
Но, как считает А.Н.Леонтьев, дело не в этом. Смысл заключен в отношении двух составляющих деятельности человека: мотива и цели.
Деятельность подчиняется побуждающим ее мотивам, а ее цели переходят в объективные продукты.
Личностный смысл задается отношением мотива деятельности к ее цели, мерой их совпадения / несовпадения.
Таким образом, смысл можно определить как переживание причастности цели действия какому-либо мотиву.
Смысл проявляет пристрастное отношение субъекта к тем или иным объектам.
В силу наличия какой-либо связи с мотивом объект приобретает смысл.
Синонимом смыслу в обыденной речи выступает интерес и вопросы: «А мне это нужно или надо»?
Объект, который для субъекта приобретает определенный смысл, становится стимулом.
Стимул – это влекущий к действию объект. Так, раздражитель становится условным по мере того, как приобретает смысл для животного.
Стимулы являются регуляторами непроизвольного внимания.
«Включение» смыслового уровня сознания вызывает появление непроизвольного внимания.
Оно при определенных условиях квалифицируется как неустойчивость внимания и повышенная отвлекаемость.
Внешним проявлением работы сознания в режиме смыслов является забота.
Она создает смысловую наполненность жизни, является сквозной характеристикой смысловой сферы сознания.
Забота удерживает человека в состоянии непроизвольного внимания или рассеянности.
«Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом. А одно лишь нужно» (Ев. от Луки, 10:41-42).
Если смыслы индивидуальные и текучие структуры сознания, то значения – это обобщенные и фиксированные константы сознания.
Значения – это культурные медиаторы, вторичные артефакты, по классификации М.Коула.
Переход работы сознания в режим значений предполагает выход за рамки заботы как таковой, заботы вообще, т.е. выход из смысловой сферы сознания в сферу общезначимых истин и ценностей, т.е. значений.
Такое освобождение от заботы и смысла необходимо в научном исследовании для обеспечения его объективности и собственно научности. Это одно из требований классического типа рациональности или научности.
Но в современном постнеклассическом типе рациональности заметное место отводится именно смыслам.
На уровне значений в сознании происходит распознавание, узнавание чего-либо.
Иначе говоря, сведение (редукция) чего-то нового к уже известному.
Значения устойчивы, стационарны. Они контейнируют познавательный опыт людей.
«Слова – замечательные контейнеры» (Дж.Макдугалл).
Носителем значений является язык. В языковых значениях кристаллизуется исторический опыт человеческой деятельности, общения и миропонимания.
С помощью значений происходит его репрезентация в сознании человека и культурная трансляция от поколения к поколению.
Этот опыт индивиду необходимо усвоить и построить на его основе опыт собственной жизнедеятельности.
При доминировании в сознании сферы значений возникает произвольное внимание.
Оно по определению Л.С.Выготского опосредствовано именно значениями, заключенными в словах.
Если наделенные смыслами предметы и ситуации приобретают функцию стимулов, то при означивании объектов реальности они сводятся (или подводятся) к знакомому, понятному, известному.
Таким образом, значения превращают предметы в знаки. Предмет становится знаком – носителем некоторого значения. Выходит, что значения как структурные единицы сознания первичны по отношению к объектам внешнего мира.
В значениях фиксируется достигнутый опыт человечества. И без него невозможно актуальное познание мира.
Познание как открытие нового не возможно без верификации (доказательства) и фальсификации (опровержения) имеющихся значений.
Смысл – это субъективная коннотативная окраска объективного значения, денотата понятия.
Значения локальны, они как островки в океане со всех сторон окружены смыслами.
Значения и смыслы – два полюса жизни сознания, два режима его функционирования.
При доминировании в сознании уровня значений возникает произвольное внимание.
Это фиксация сознания на уже известном. Если предмет нам хорошо знаком, то внимание к нему будет всегда произвольным, независимо от интереса к нему и без цели и усилий быть внимательным (П.Я.Гальперин).
Для произвольного внимания – волевое усилие является факультативным (необязательным) признаком.
Но функционирование сознания в режиме произвольного внимания кратковременно, оно быстро истощается по причине знакомости своего предмета.
Обычное, «житейское» сознание замкнуто на смыслы и значения. т.е. наполнено «заботами», переживаниями каких-либо пристрастий и «узнаваниями», подтверждениями каких-либо элементов своего опыта.
Смыслы и значения образуют рефлексивный слой сознания. Он делает недоступным для субъекта некоторых явлений сознания. Например, прощение как способ избавления об обиды, вины, стыда. Для избавления от обиды надо простить обидчика.
Для избавления от вины надо попросить прощения у того, кого ты обидел. Для изживания стыда надо попросить прощения у себя и простить себя. Для этого надо выйти в бытийный слой сознания, связанный с доминированием чувственной ткани.
Бытийный слой сознания – это работа сознания в режиме доминирования чувственной ткани. Чувственная ткань складывается из модальных характеристик актуально воспринимаемого образа предмета. Для возникновения в работе сознании режима чувственной ткани субъекту необходимо: дистанцироваться от смысловой сферы сознания и проблематизировать значения.
Проблематизация – это выявление в понятном непонятного, в известном – неизвестного. Хорошо узнаваемый предмет должен приобрести черты неузнаваемости, «странности».
Освободившись от стереотипов, навязанных смыслами и значениями, восприятие начинает выделять в предметах нечто новое, дотоле ускользавшее от сознания.
Происходит умножение мерности образа восприятия, возникает субъективное переживание, получившее название эффект «ауры» (от гр. дуновение ветерка – чувство, предшествующее приступам и припадкам мигрени, эпилепсии и др.).
Еще раз подчеркнем, что значения преломляют мир в сознании человека. Человек видит мир через призму значений.
Определение предмета, его категоризация предшествует его восприятию.
Язык, логика довлеют над непосредственно чувственным созерцанием мира.
Освобождение от их гнета позволяет ощутить все богатство и гармонию мира.
Доминирование чувственной ткани создает у субъекта состояние включенности в актуальный поток раскрывающихся перед субъектом качеств реальности.
Захваченность и заинтригованность этим потоком есть послепроизвольное внимание.
Такое внимание возникает, когда субъект направляет на объект само свое Я.
При этом Я не растворяется в объекте, а творчески его для себя раскрывает.
Это внимание есть творческое соучастие субъекта в жизни объекта.
Субъективно это внимание переживается как чувство возрастающей силы бытийности субъекта.
Переживание тотальной включенности в поток активного взаимодействия с объектом деятельности оказалось в центре внимания М.Чиксентмихайи. Это автор ввел понятие «переживание потока»
Таким образом, смысл – переживание соотнесенности объекта с мотивами субъекта.
Значение – отражение прошлого опыта в настоящем. Чувственная ткань — это то, что человек непосредственно ощущает, чувствует в процессе восприятия.
О детерминации будущим К.Маркс писал в «Капитале»: «Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем построить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е.идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю» [163, с.189].
Понятие «проектирование» произошло от латинского слова «proiectus» — «брошенный вперед». Проектирование в широком смысле означает процесс создания посредством специфических методов прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса. Иначе говоря, проектирование представляет собой концептуальный замысел и практическое воплощение того, что должно быть. Проект рассматривается как план, замысел чего-либо, что произойдет в будущем.
Н.Г.Алексеев выделяет три признака проектирования. Первый признак указывает на отнесение данного понятия к будущему, близкому или далекому. Второй признак показывает, в какой степени это будущее желательно либо нежелательно. Наконец, третий признак фиксирует мысль о том, что будущее просматривается в идеальном плане. На основе этих трех признаков Н.Г.Алексеев определяет проектирование как процесс промысливания того, чего еще нет, но должно (не должно) быть [4].
Проектирование предполагает осуществление актов рефлексии, которые организуют проектировочный процесс, выполняют функцию его обеспечения. Акт рефлексии включает остановку, фиксацию, объективацию и отстранение [4]. Схема рефлексивного акта приведена ниже на рис. 1.
Рис.1. Схема акта рефлексии
Начальным шагом в любой рефлексии является прекращение подвергаемого рефлексии действия. Далее требуется ранее проделанные действия удержать. Появляется второй этап – фиксация. Не нужно восстанавливать все в произведенной деятельности, достаточно выделить узловые пункты и характер (причинные связи) переходов между ними. Делать это надо одним, максимум двумя-тремя словами. Отдельные фиксации, чтобы они не утерялись в потоке сознания, должны быть закреплены на листке бумаги либо на доске, плакате. Третий этап – работа над фиксациями, их преобразование, сведение к некоторой целостной форме, к некоторому одному или нескольким объектам (первое представляется предпочтительнее). Данная процедура получила название объективации. Отстранение выражается в беспристрастности, в предотвращении ухода в анализе своей или чужой деятельности в ее оценки по типу «хорошо-плохо», которые всегда уводят в сторону от сути дела и не позволяют произвести качественную рефлексию.
Методология и практика проектирования во всех сферах жизни общества стала активно развиваться с 50-х годов ХХ века. На эти годы падает зарождение наиболее влиятельной у нас в стране школы проектирования Г.П.Щедровицкого в рамках Московского методологического кружка [4]. Г.П.Щедровицкий, применив инженерную терминологию к различным видам социальной и педагогической деятельности, отмечал, что современная социокультурная ситуация характеризуется становлением и частичным обособлением проектирования как деятельности особого рода. Он ввел различие между научным и проектным знанием. Первое описывает объекты, является результатом исследования, познания. Второе направлено на изменение объектов, описывает то, чего еще нет в реальности и является продуктом инженерной деятельности. Проектный тип знания интенсивно развивается в современных педагогических и психологических науках. Активное освоение педагогической теорией и практикой проектировочной парадигмы объясняется возникновением в образовании в 90-е годы ХХ века массового инновационного движения.
Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 185 . Нарушение авторских прав
По закону компенсации
Нам всем всегда чего-то не хватает…
Если в одном месте что-то убыло, в другом обязательно прибавится – эта народная мудрость вполне применима к взаимоотношениям человека со своими потребностями.
Но замена одних желаний другими часто происходит по детскому принципу: «а я сделаю вид, как будто все так и было» Некоторые из нас успешно делают вид годами: ходят на неинтересную работу, занимаются ненужными делами, живут с чужим человеком.
В романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» главный герой, взрослый мужчина, муж, отец и хороший работник однажды совершенно неожиданно для окружающих бросает свою налаженную жизнь и уезжает на острова писать картины. Он живет в крошечной хижине, общается с бедными туземцами и ни капли не жалеет о том, что совершил. На самом деле в нем все время шла большая внутренняя работа по осознанию своих истинных потребностей. То, что стало для окружающих неприятным и непонятным сюрпризом, для него было закономерным шагом, изменившим его судьбу в нужном ему направлении. Его мечтой было быть художником и человеком, свободным от условностей. В достаточно зрелом возрасте он смог реализовать свое призвание, хотя и ценой несчастья, которое он доставил близким.
А большинство из нас так и живут с невоплощенными мечтами, часть которых родом из детства, а часть – вполне взрослые. Мы заедаем их вкусными пирожными, занавешиваем новыми платьями и придавливаем годовыми отчетами.
Бывает и так, что человеку просто не хватает ни времени, ни желания осознать то, чего он действительно хочет от жизни. А мечты детства либо уже не актуальны, либо забыты.
Но бывает и по-другому. Когда мы четко знаем, чего хотим, но в силу определенных причин не можем этого достичь. И вот тогда в ход идут механизмы психологической защиты, одним и которых и является сублимация.
Сублимация: что это и зачем она нужна?
Сублимация — переключение энергетики желаний и влечений с одной цели на другую, обычно социально значимую. Механизм сублимации может трансформировать нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности и поведения. Сублимацию следует рассматривать как наиболее эффективную психологическую защиту.
Сублимация на русском языке означает «подмена». Так что сублимация влечений — это подмена влечений. Если принимать определение Фрейда, который впервые ввел этот термин, то сублимация влечений сводится к развитию творческого и иного асексуального потенциала за счет подавления сексуальных желаний, то есть получается своеобразная подмена сексуального влечения занятием творчеством, развитием карьеры и так далее.
История знает массу примеров известных людей, чьими достижениями мы обязаны механизму сублимации. Блистательные прорывы в науке и великие достижения в искусстве – это часто результат не только огромного таланта, но и следствие неудовлетворенных желаний, в том числе и в чувственной сфере.
Мы сталкиваемся с подменой влечений и последствиями этого каждый день. Это может происходить как неосознанно, так и вполне обдуманно. Одни прихоти успешно заменяются другими — и ничего, относящегося к сексу, тут зачастую нет.
Самые простые и чисто женские примеры — это протоптанная дорожка к холодильнику (нервничая, мы даже не всегда замечаем, что жуем) или к магазину (раз что-то не получилось, тогда хоть деньги на себя потрачу!) как следствие компенсации недостатка внимания дома или проблем на работе.
Мы часто с головой погружаемся в домашние дела, реализацию сложных рабочих проектов, творческие поиски, чтобы только не думать о том, что нас действительно волнует и на данный момент недоступно.
Идем конструктивным путем
Данная защита расценивается как здоровое средство разрешения психологических трудностей по двум причинам: во-первых, она благоприятствует конструктивному поведению, часто полезному для социальной группы; во-вторых, она разряжает импульс вместо того, чтобы тратить огромную эмоциональную энергию на трансформацию его во что-либо другое – негативное для человека или социально неприемлемое. Такая разрядка энергии считается положительной по своей сути.
По закону компенсации с нами происходят удивительные вещи. Девушка, которая всю жизнь мечтала о муже и ребенке, становится преуспевающей бизнес-вумен, потому что нужно было куда-то распределить энергетический потенциал невоплощенных желаний. Иначе он будет бродить внутри, постепенно отравляя, и еще неизвестно, куда добредет.
А когда мы заняты делом, к нам, бывает, незаметно подкрадываются наши мечты. И как-то легко претворяются в жизнь.
Существует масса способов проводить время с пользой, нежели горестно сожалеть о недостижимом. Шикарный парень из окна напротив или новая должность, вожделенные 90-60-90 или красная машина за бешеные деньги – нам всегда чего-нибудь не хватает. Но, компенсируя себе недоступное, лучше все-таки идти конструктивным путем. А если вы еще будете выбирать для приложения своих сил социально значимые объекты, то цены не будет вашим стараниям. Даже самый простой пример: переключить безудержное желание устроить мужу скандал на домашние дела, требующие активности, дает дивиденды сразу по трем направлениям:
— вам хорошо, потому что наступила разрядка;
— мужу хорошо, потому что не было скандала;
— всем хорошо, потому что домашние дела сделаны.
Таким образом, агрессивный импульс вылился в простую и полезную работу. А поговорить с мужем можно и спокойно.
И вообще, существует очень полезный и действенный совет: прежде чем сделать то, что ты хочешь, сделай то, что нужно. А потом подумай: действительно ли ты этого хочешь…
Самые распространенные типы психологической защиты — КОМПЕНСАЦИЯ И СВЕРХ (ГИПЕР) КОМПЕНСАЦИЯ.
Самые распространенные типы психологической защиты — КОМПЕНСАЦИЯ И СВЕРХ (ГИПЕР) КОМПЕНСАЦИЯ. Специальный смысл этих терминов примерно такой, какой вкладывает в них обыденное сознание: преодоление и компенсация своих недостатков при развитии частично сохранившихся в пораженной сфере функций (сверхкомпенсация) или интенсивном развитии своих способностей в другой, незатронутой сфере (компенсация).
С этими способами психологической защиты мы встречаемся на каждом шагу и используем их сами, успешно или безуспешно — это уже другой вопрос.
Когда я встречаю например, «качка», то немедленно задаю себе вопрос а какие же у него проблемы? Здесь я, естественно, не рассматриваю случаи, когда компенсировать просто нечего,— есть и такие индивиды, но мы не занимаемся сейчас зоопсихологией А вот что же заставляет по видимости здорового молодого человека истязать себя, безжалостно тренировать свое тело, часто превышая пределы допустимого, если он, конечно, не профессиональный cпoртсмен? Желание походить на Сталлоне, соответствовать — внешне — идеалу сверхмужчины, супермена? Чаще всего — это неуверенность в себе, неумение вести себя с девушками, иногда — сексуальная неудача. Возможно также, в детстве его били ребята во дворе, а он не умел дать сдачи…
Иногда такая сверхкомпенсация творит чудеса: вспомним Демосфена, величайшего оратора Древней Греции, преодолевшего свое косноязычие, или многих ныне знаменитых спортсменов, начавших занятия физкультурой, чтобы избавиться от хилости и болезней (таков, например, путь в спорт хоккеиста Валерия Харламова) Но бывает, что побуждение компенсировать свои недостатки, абсолютно здоровое желание доказать себе, что «могу, и не хуже других!» переходит в болезненное стремление всегда и всюду доказывать свою полноценность, становится самоцелью. Человек уже не занижается компенсацией своих недостатков, чтобы жить более полноценно, а живет для того, чтобы демонстрировать всем и всюду себя и свои достижения. Результат бывает очень печален, особенно, например, если большой или маленький начальник пытается компенсировать недостаток ума и компетентности.
Кстати, сексопатологи хорошо знают, что под одной из разновидностей синдрома донжуанизма (надеюсь, не надо пояснять?) скрывается импотенция: страдающий ею мужчина компенсирует свой дефект тем, что завоевывает женщину, доводит ее до «последней черты» и тут же бросает, переходя к следующей жертве. Недаром по одной из версий знаменитого сюжета Дон Жуан был женщиной. Кстати, при другом варианте донжуанизма «герой» может страдать психической несостоятельностью: женщина его привлекает только до момента первого обладания, после этого он теряет к ней всякий интерес и, снова одинокий, устремляется на свои бесконечные поиски. От таких «донжуанов», не знающих любви, надо отличать тех, кого мы часто в жизни называем донжуанами, или, проще говоря, бабниками,— здоровых молодых людей, обладающих избытком жизненных сил, горячим темпераментом и физическими данными себе под стать, которые вовсю наслаждаются жизнью. Таков Дон Жуан Байрона.
Просто компенсация, когда дефект в одной сфере заставляет человека реализовывать себя в другой, полностью сохранной, часто приводит к лучшим результатам, чем сверхкомпенсация, и это понятно строить заново всегда легче, чем ремонтировать и перестраивать, в чем мы все наглядно убедились на примере канувшей в лету перестройки. Примеры компенсации у всех на виду: неуклюжий мальчик-увалень, изгой в ребячьей компании, который зато лучше всех учится и впоследствии становится выдающимся ученым, оставляя далеко позади сверстников; некрасивая девушка, заставляющая за умными разговорами почти забыть о своей внешности, и т. п. Благодаря компенсации человек может развить свою личность, интеллект, реализовать себя, несмотря на свою действительную или мнимую ущербность, а может быть, и благодаря ей,
Крамольная мысль? Что ж, тогда давайте перейдем на конкретные личности. Вернемся немного назад, к тому, что уже стало достоянием истории. Трансляция I Съезда народных депутатов СССР — его смотрела тогда вся страна. И все видели, как депутат Илья Заславский, сильно хромая, поднимался на трибуну и своим выступлением вызывал бурю страстей, но уж никак не жалость. Можно не соглашаться с его взглядами, но нельзя отрицать, что этот человек по складу характера, темпераменту, интеллекту — неординарный политик. Как бы сложилась его жизнь, если бы в детстве он мог бегать, играть, носиться со сверстниками? Мы этого не знаем, не будем строить догадки; впрочем, можно вспомнить, что жертвой полиомиелита был и всеми признанный, вписавший свое имя в историю золотыми буквами Франклин Делано Рузвельт.
Внутреннее ощущение ущемленности, заставляющее нас действовать, часто не соответствует степени выраженности реального дефекта, даже если он и существует. Например, все биографы Джорджа Гордона Байрона сходятся в том, что огромную роль в его становлении и развитии сыграла его легкая врожденная хромота, которую он воспринимал очень болезненно. Может быть, именно поэтому он стал лучшим боксером-любителем Англии, переплывал Геллеспонт и считался (и был) покорителем женских сердец? И не явилось ли это субъективное, явно преувеличенное восприятие своего физического недостатка одним из источников его поэтического творчества?
И здесь мы подошли еще к одному, может быть, высшему типу психологической защиты — СУБЛИМАЦИИ. Это перевод своих внутренних конфликтов, неудовлетворенных потребностей в творческую активность. Внутренняя неудовлетворенность, преображенная процессом творчества, перестает быть таковой и становится источником, побудительной силой созидания. Есть художники, которые просто органически не могут творить, если они счастливы. Иногда между внутренними проблемами человека и его творчеством можно проследить довольно явственную связь: например, известно, что Л.Н. Толстой, описывая дом Ростовых, в образе Сони выразил свое разочарование в жене (и даже дал ей то же имя), а в образе Наташи — свое восхищение сестрой жены, в которую был влюблен. Но чаще этот процесс происходит в скрытой форме.
Даже душевно больныx людей с глубоко нарушенной психикой может спасти причастность к искусству, вовлечение в творческую деятельность, иногда для них это последний шанс. Что же тогда можно сказать о людях здоровых? И не надо говорить, что ты бездарен и ни на что не способен: творчество — явление многоликое, вовсе не обязательно связаннее с наукой или искусством. Например, приготовление вкусного обеда тоже может быть проявлением творческих способностей, особенно в наших недавних обстоятельствах, когда готовить приходилось буквально из ничего. А какое удовольствие можно получить, творчески создавая свою семейную атмосферу!
Часто в нашей повседневной жизни психологическая защити проявляется так, что мы даже не подозреваем об этим. Как только не приходится изощряться нашей психике, чтобы уберечь нас, драгоценны с, от излишних, с ее точки зрения, переживаний! Например, человеку свойственно всегда ощущать себя правым, поступающим достойно и красиво. В таких случаях может вступить в действие РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, которая позволяет нам объяснить свои мотивы и поступки самым приемлемым образом. Например: мне не нужен этот виноград, потому что он зеленый. Я не люблю этого субъекта, потому что он подлец и сволочь (на самом деле я когда-то этому человеку сделал гадость, и потому я его не люблю, но не могу же я допустить, что сволочь — это я!).
Или вот еще один способ — ВЫТЕСНЕНИЕ Из сознания вытесняется все, чего не хочется знать. Человек может не верить ни своим глазам, ни ушам, а доверяет только своей версии событий, которая его устраивает. Некоторые владеют этим приемом виртуозно. Типичный пример: мать и жена, хозяйка дома, уверена, что домашние ее терроризируют, а она ведет себя как овечка. Если записать на магнитофон, как она кричит на близких, и дать ей прослушать запись, она может не поверить, что это ее голос. Или — от жены внезапно уходит муж, но внезапно только для нее, подруги пытались ее предупредить, поведение мужа изменилось давно, но она не верила ни им, ни своим глазам, да и сейчас уверена, что муж ее любит и вернется к ней, хотя он уже живет с другой. Как видите, такой способ защиты весьма успокоителен, но вовсе не всегда полезен для реальной жизни.
Существуют и другие способы психологической защиты, например: ПРОЕКЦИЯ, когда свои мотивы и действия приписываются другим людям (мелкий воришка убежден, что «все вокруг воруют»; поступать как все — одна из норм традиционной морали); стремление слиться с ПРИРОДОЙ (совсем не случайно многие предпочитают проводить выходные дни и отпуска на лоне природы, не считаясь с неудобствами).
А что же происходит, когда не срабатывают эти или другие, реже встречающиеся, нормальные механизмы психологической защиты? Тогда, чтобы спасти личность от распада, деградации, самоубийства, обычно вступают в действие другие механизмы — патологические. Увы, далеко не всегда эти способы защиты, сохраняя ядро нашей личности, помогают нам приспособиться к окружающему миру, чаще наоборот: невроз, депрессия, уход в болезнь — это тоже психологическая защита, только не самая лучшая, но, во всяком случае, она позволяет избежать ответственности.
Бывает, доходит до курьезов: известно, например, как внезапное помрачение сознания однажды спасло весьма легкомысленную даму. Когда, как в анекдоте, внезапно вошел муж и застал ее раздетою вдвоем с любовником, ей привиделось, что она на пляже. Она потребовала, чтобы муж подал ей полотенце: разве он не видит, что ей холодно. Психиатрическую больницу она приняла за санаторий в Крыму, а больных — за отдыхающих. Через два дня муж пришел ее навестить с цветами, через три — простил: ведь несчастная от потрясения сошла с ума! А еще через день она вышла из психоза, забыв абсолютно все: и содержание своего бреда, и то, что было до этого.