Пояснительная записка к рабочей программе во 2 младшей группе

Автор: | 19.10.2018

Рабочая программа (младшая группа) на тему:
Рабочая программа педагога ДОУ с учетом ФГОС второй младшей группы

Рабочая программа

педагога ДОУ с учетом ФГОС

второй младшей группы № 8

Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования

«От рождения до школы»

под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Срок реализации программы 2017-2018 учебный год

Вахрушева Татьяна Сергеевна

2017г.

Содержание

1 . Целевой раздел

1.2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса………. 5

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей второй младшей группы (3-4 лет)………………………………………………………………….. 6

1.4. Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы…………………………………………………………………………7

1.5. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики……………………………………………………………………8

2. Содержательный раздел

2.1 Учебный план реализации программы ОО во второй младшей группе №5………………………………………………………………………………….9

2.3.Содержание психолого-педагогической работы…………………………..11

2.4.Формы взаимодействия с родителями……………………………………. 24

3. Организационный раздел

3.2.Расписание непрерывной образовательной деятельности во второй младшей группе №8 на 2017-2018 учебный год…………………………….…28

3.3. Организация жизнедеятельности детей второй младшей группы. ……..28

3.5. Физкультурно-оздоровительная работа…………………………………. 30

3.6.Методическое обеспечение образовательного процесса…………………33

3.7. Индивидуальная карта развития ребенка второй младшей группы

(в соответствии с ФГОС ДО)……………………………………………………33

3.8.Развивающая предметно – пространственная среда………………………36

4.Внесенные изменения………………………………………………………..40

Пояснительная записка к рабочей программе во второй младшей группе

Любовь Романова
Пояснительная записка к рабочей программе во второй младшей группе

Презентация рабочей Программы во 2 младшей группе.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и вариативная часть. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

Пояснительная записка раскрывает: цели и задачи деятельности по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей в соответствии с пятью образовательными направлениями.

. Вариативная часть Программы учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, их родителей (законных представителей) и педагогов.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, включает режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие» и «социальное партнерство». Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Социальное партнерство — особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

В настоящее время в Учреждении реализуется задача по установлению с семьями родителей партнерских отношений.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления:

• Социально – коммуникативное развитие;

• Художественно – эстетическое развитие;

Реализация Программы предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных направлений. Конкретное содержание указанных образовательных направлений зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (в игре, в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками, восприятии художественной литературы и фольклора, самообслуживании и элементарном бытовом труде, конструировании из разного материала, музыкальной и двигательной формы активности ребенка – как сквозных механизмах развития ребенка).

Развитие ребенка идет как увлекательная проблемно – игровая деятельность, которая осуществляется в микрогруппах и носит интегративный характер, поэтому в основе организации психолого – педагогической работы группы лежит принцип интеграции.

Организационной основой реализации комплексно – тематического принципа построения Программы являются темы (праздники, события).

Построение режима дня дошкольников зависит от времени года. В весеннее – летний период увеличивается время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов и самостоятельную деятельность детей в игровых центрах, увеличивается время прогулок.

Количество организованной образовательной деятельности в неделю и продолжительность по времени спланировано с учетом требований Санитарных правил и норм. Согласно годовому календарному учебному графику, образовательная деятельность с детьми начинается с 1 сентября 2017г., заканчивается 31 мая 2018г.

Продолжительность организованной образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня до 30 минут в день. В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерыв между периодами организованной образовательной деятельности – не менее 10минут.

Деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда).

Кроме организованной образовательной деятельности организуется образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Основной формой ОД с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.

Целью Программы является обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей детей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.

Программа направлена на решение задач:

• охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;

• обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

• обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

• создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

• формирования общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

• обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

• формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

• обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Пояснительная записка к программе «Мир шахматных фигур глазами дошкольника» «Польза игры в шахматы значительна и многогранна, это отмечали многие выдающиеся деятели на протяжении многих веков. Примечательно то, что.

Пояснительная записка к программе «Охрана здоровья и физическое развитие» для воспитанников 5 группы детей с ОВЗ Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Пояснительная записка к программе оздоровительного кружка «Здравик» Пояснительная записка к рабочей программе кружка «Здравик» Данная программа составлена на основе программ воспитания и обучения в детском.

Пояснительная записка к рабочей программе для старшей группы на 2017–2018 учебный год 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка Рабочая программа по развитию детей старшей группы (5-6 лет) составлена на основе Федерального.

Пояснительная записка к воспитательной программе «Расту гражданином» для детей II ступени с ОВЗ (продолжение) Структура и организация воспитательной Программы строятся с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями.

Пояснительная записка к работе театральных гостиных Предисловие к работе театральных гостиных Если дети – это «цветы жизни», то растут они в семье. Воспитывают детей прежде всего родители.

Приложения к рабочей программе второй младшей группы Приложение №1. Перечень событий, праздников, мероприятий Праздники. Новогодняя елка, «Мамин праздник», День защитника Отечества, «Тематические.

«Профилактика социально-значимых заболеваний и здоровьесберегающие технологии» (пояснительная записка к программе) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ В настоящее время все более актуальным становится внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих.

Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №3 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.

Пояснительная записка к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО «Познавательное развитие» Пояснительная запискаНастоящая рабочая программа «Познавательное развитие» разработана на основе программы дополнительного образования «Все.

Рабочая программа второй младшей группы (от 3 до 4 лет) на учебный год

1 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 38 Московского района Санкт-Петербурга «СОГЛАСОВАНО» Протокол педагогического совета 3 от «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий ГБДОУ 38 Драницын А.Ф. 02 февраля 2015г. Рабочая программа второй младшей группы (от 3 до 4 лет) на учебный год Программа разработана воспитателями: Сазоновой Г.С. Михайловой С.В. г. Санкт-Петербург 2015г. 1

2 Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3 1. Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы 1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 1.4 Планируемые результаты освоения Программы 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Содержание работы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Содержание работы по образовательной области «Познавательное развитие» 2.3. Содержание работы по образовательной области «Речевое развитие» 2.4. Содержание работы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» 2.5. Содержание работы по образовательной области «Физическое развитие» 2.6. Физическая культура. Содержание работы с детьми второй младшей группы 2.7. Организация взаимодействия с воспитателями группы 2.8. Организация взаимодействия с семьями воспитанников 2.9. Традиции группы Комплексно-тематическое планирование на учебный год 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Распорядок и режим дня 3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды группы

3 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе общеобразовательной программы государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 38 Московского района Санкт-Петербурга и программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с: — Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; — Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; — Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»; — Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. 26 «Об утверждении СанПин «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социальнокоммуникативному, познавательному, речевому и художественно эстетическому Цели и задачи реализации Рабочей программы Цель: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Задачи: 1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка. 2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. 3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. 4. Творческая организация воспитательно-образовательного процесса. 5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. 6. Уважительное отношение к результатам детского творчества. 7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. 8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения. 3

4 1.2 Принципы и подходы к формированию Рабочей программы: 1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. 2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики). 3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»). 4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников. 5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. 7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. 8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра) 9. Строится с учётом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. Парциальные программы, используемые в работе с детьми второй младшей группы ГБДОУ 38 в учебном году Образовательная область Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Парциальные программы 1. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников». — М.: «Мозаика- синтез», Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Младшая группа». — М.: «Мозаика- синтез», Князева О.Л. «Я ТЫ -МЫ». — М.: «Мозаика- синтез», Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду». — М.: «Мозаика- синтез», Саулина Т.Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения». — М.: «Мозаика- синтез», Часть, формируемая участниками образовательных отношений 6. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников». М.: «Вако», Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа». — М.: «Мозаика- синтез», Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений: Младшая группа». — М.: «Мозаика- синтез»,

Читайте так же:  Как признать договор страхования недействительным

5 Развитие речи Художественноэстетическое развитие Физическое развитие 3. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа». — М.: «Мозаика- синтез», Султанова М.Н. «Путешествие в страну математики: рабочая тетрадь для детей 3-4 лет». — «Вентана-Граф», 2013 Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 5. Панова Е.Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст)». Воронеж: «ТЦ Учитель», Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-4 лет. Программа. Методические рекомендации».- «Вентана-Граф», Колесникова Е. В. «Раз словечко, два словечко: Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет».- «Ювента», Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа». — М.: «Мозаика- синтез», Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий». «Сфера», Голицына Н.С. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».- М.: Скрипторий 2003», Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду: Младшая группа». — М.: «Мозаика- синтез», Значимые для разработки и реализации Рабочей программы характеристики Возрастные особенности развития детей младшей группы 3-4 лет. В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. — В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам культурно- 5

6 выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов Планируемые результаты освоения Рабочей программы Социально-коммуникативное развитие. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание: У ребёнка сформированы элементарные представления о том, что хорошо, и что плохо. Ребёнок доброжелательно относится к окружающим, может делиться с товарищем. Соблюдает правила элементарной вежливости. Ребёнок в семье и сообществе: У ребёнка сформированы первичные представления о себе (имя, пол, возраст) Знает имена членов семьи, чем они занимаются. Сформировано положительное отношение к детскому саду. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание: Сформированы простейшие культурно-гигиенические навыки, навыки поведения во время режимных моментов (еда, умывание). 6

7 Ребёнок самостоятельно одевается и раздевается в определённой последовательности. Приучен к опрятности. Самостоятельно выполняет элементарные трудовые поручения. Ребёнок знаком с понятными ему профессиями взрослых, о трудовых действиях и результатах труда данных профессий. Положительно относится к труду взрослых. Формирование основ безопасности. Понимает простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе. Знаком с правилами поведения в природе. Имеет первичные представления о правилах дорожного движения и о безопасном поведении на дорогах. Соблюдает правила безопасного поведения в играх с мелкими предметами, песком, водой, снегом; при передвижении в помещениях. Обращается за помощью к взрослым. Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений. Умеет группировать предметы по общему признаку ( форма, цвет, размер). Составляет группы их однородных предметов, может выделять из них отдельные предметы. Различает понятия «один»- «много». Может сравнивать количественное соотношение групп предметов, понимает понятия «больше», «меньше», «поровну». Различает и знает названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Ребёнок может определять пространственные отношения от себя, двигаться в заданном направлении. Обозначает словами положение предметов по отношению к себе. Имеет представление о частях суток, их характерных особенностях, последовательности. Знаком с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением. Развитие познавательно-исследовательской деятельности Способен совершать совместно со взрослым практические действия экспериментального характера, выделяя ранее скрытые свойства изучаемого объекта. Ознакомление с предметным окружением. Знаком с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением. Вычленяет некоторые особенности предметов домашнего обихода, устанавливает простейшие связи между строением и функцией. Знает некоторые свойства материала (дерево, бумага, ткань, глина). Может группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы. Ознакомление с социальным миром: Имеет представление об основных объектах ближайшего окружения (дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская). Знает название своего города, рассказывает о любимых местах посещения в выходные дни. 7

8 Ознакомление с миром природы: Отличает и называет по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды. Знает и называет домашних и диких животных и их детёнышей; знаком с особенностями их поведения и питания. Знает и называет птиц прилетающих на участок. Знает и называет некоторых насекомых. Имеет элементарные представления о растениях: деревьях, цветущих травянистых растениях, комнатных растениях. Понимает, что растениям для роста нужны земля, вода и воздух. Знаком с характерными особенностями времён года, с теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей. Имеет первичные представления о свойствах воды, песка, снега Понимает простейшие взаимосвязи в природе. Речевое развитие. Развитие речи: Ребёнок общается со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений. Может взаимодействовать и налаживать контакты в быту и самостоятельных играх со сверстниками посредством речи. Называет и понимает назначения предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Различает и понимает существенные детали и части предметов, качества предметов, особенности поверхности предметов. Ребёнок понимает обобщающие слова. Разговаривает спокойно, с естественными интонациями. Согласовывает прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Употребляет существительные с предлогами. Употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа. Способен вести диалог со взрослым, слушать и понимать заданный вопрос, понятно понимать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивать. Испытывает потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Приобщение к художественной литературе: Внимательно слушает новые сказки, стихи, рассказы. Следит за развитием действия, сопереживает героям произведения. Художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность: Испытывает интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Может правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая кисть и не сжимая сильно пальцы. Различает и знает названия цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный). Рисует простые предметы, прямые линии. Умеет раскатывать комочки пластилина прямыми и круговыми движениями; создаёт предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путём прижимания друг к другу. 8

9 В аппликации может предварительно выкладывать на листе бумаги готовые детали создавая изображение и наклеивать их. Конструктивно-модельная деятельность: Умеет различать, называть и использовать основные строительные материалы (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трёхгранные призмы). Способен сооружать новые постройки используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание). Может обыгрывать свои постройки, объединять их по сюжету. Физическое развитие Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: Различает и называет органы чувств (глаза, уши, рот, нос), имеет первичные представления об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Имеет представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. Знает о том, что физические упражнения, утренняя зарядка, игры вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы. Сообщает о своём самочувствие взрослым, понимает необходимость лечения. Развитие игровой деятельности Сюжетно-ролевые игры: Ребёнок умеет выбирать роль, выполняет в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий. Взаимодействует в сюжетах с двумя действующими лицами, в индивидуальных играх с игрушками заместителями исполняет роль за себя и за игрушку. Пытается самостоятельно подбирать атрибуты для той, или иной роли. Старается взаимодействовать и ладить с другими детьми в непродолжительной совместной игре. Подвижные игры: Проявляет активность в двигательной деятельности. Выполняет правила подвижных игр. Дидактические игры: Подбирает предметы по цвету и величине, собирает пирамидку из уменьшающихся по цвету колец, чередуя в определённой последовательности 2-3 цвета. Собирает картинку из 4-6 частей. В совместных дидактических играх выполняет постепенно усложняющиеся правила. 9

10 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание работы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Цели и задачи: Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу. Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь). Сюжетно-ролевые игры: Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий. Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для роли. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре. Дидактические игры: Закреплять умения детей подбирать предметы по цвету и величине, собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определённой последовательности 2-3 цвета. Учить собирать картинку из 4-6 частей. В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила Театрализованные игры: См. тематический план 10

Читайте так же:  Увольнение в период декрета

11 Месяц Сентябрь Сюжетно-ролевые игры Дидактические игры Театрализованные игры С-Р игры. Игровые ситуации «Наши куклы» «Кормление кукол» «В супермаркете» «Машина едет по улице» «Ремонт машины» «Ёжик и котик» Дидактические игры «Большой-маленький», «Длинный-короткий», «Угадай, кто позвал?», «Сделай так, как я скажу», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Что делает предмет?» Театрализованные игры см. тематический план. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание «Ребёнок и кукла» Учить выделять общие и отличительные признаки человека и его подобия куклы. «Отражение в зеркале» Знакомить с отражением в зеркале Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Игра «Мы пришли умыться» Учить детей правильно умываться; «Одеваемся на прогулку» Познакомить с порядком одевания и раздевания. «Всему своё место» Познакомить детей с тем, где должны находиться игрушки; «Помоги наполнить водой емкости для отстоя воды» Знакомить детей с правилами ухода за растениями; «Помоги няне (убрать салфетницы )» Развивать элементарные трудовые умения и навыки; воспитывать желание помогать взрослым «Наша няня моет посуду» развивать интерес к трудовой деятельности взрослых Формирование основ безопасности ПДД «Рассматривание автомашин» (игрушки, иллюстрации) Учить детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, а так же их основные части. Безопасность «Соблюдаем режим дня» учить оберегать себя от различных инфекций «Не все грибы съедобны» учить оберегать себя от тяжелых последствий Октябрь С-Р игры. Игровые ситуации «Купание кукол» «Укладываем куклу спать» «У прилавка» «Вежливый продавец» «Заправка машины» «Автобус везёт пассажиров» «Цыплёнок и щенок» Дидактические игры «Три медведя», «Широкий-узкий», «Узнай на ощупь», «Найди пару», «Одинаковые предметы», «Смотри в оба?», «Что лишнее?», «На что похоже?», «Ветер в лесу». Театрализованные игры см. тематический план. «Какого цвета твои волосы и глаза?» Знакомить с отличительными особенностями внешности цветом глаз и волос. «Все мы разные» Знакомить с отличительными особенностями других детей (голос, имя) «Закатаем рукава» Учить детей закатывать рукава перед умыванием «Платочек» Учить своевременно пользоваться носовым платком, закрывать рот платком при чихании и кашле. Игра «Убери мусор в корзину» Объяснить детям, что для мусора есть специальная корзина; воспитывать привычку соблюдать чистоту и порядок «Полив комнатных растений» Учить детей правильно поливать растения (под листья); воспитывать желание ухаживать за растениями «Привлечение детей к помощи воспитателю» (подготовка к занятию) Развивать умение правильно расставлять оборудование на столах; воспитывать ответственность «Наблюдение за трудом дворника» Дать представления о труде взрослых ПДД «Рассматривание автобуса, трамвая, троллейбуса» (игрушки, иллюстрации) Учить детей различать по внешнему виду и называть автобус, трамвай и троллейбус, а так же их основные части. Ребёнок и его здоровье: «как надо одеваться чтобы не болеть» Безопасность «Моя семья любит меня» формировать чувство семейной защищенности «один дома» формировать навыки самостоятельного безопасного поведения 11

12 Ноябрь Декабрь С-Р игры. Игровые ситуации. «Куклы просыпаются» «Куклы собираются на прогулку» «Новые товары в магазине» «Разные машины» «Продуктовая машина везёт продукты» Дидактические игры Широкий-узкий», «Разрезные картинки», «Узнай по голосу», «Найди пару», «Одинаковыйнеодинаковый», «Будь внимательным», «Что досталось тебе, дружок?», «Классификация», «Зоопарк» Театрализованные игры см. тематический план. С-Р игры. Игровые ситуации «Обед для кукол» «Кукла заболела» «Приём в кабинете врача» «Вызов врача на дом» «Скорая помощь везёт больного» «Поросёнок потерялся» Дидактические игры «Найди свой автобус», «Что куда положить?», «В чем отличия?», «Из каких коробок выпали животные?», «В чем он был одет?», «Новоселье куклы», «Сложи предмет», «Что лишнее?», «Снежки». Театрализованные игры см. тематический план. «Что тебе нравится?» Помочь детям понять, что их вкусы и предпочтения могут быть разными. «Выбор игры, любимая игрушка» Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и игрушках. «Вкусный невкусный» Определять вместе с детьми их предпочтения в еде. «Обычный странный» Дать самое общее представление о том, что такое «обычное необычное». «Выверни колготки» Учить детей правильно выворачивать колготки; «Моя помощница расчёска» учить детей пользоваться расчёской. Упражнение «Расставим стулья» Учить детей действовать в соответствии с заданием; «Опрыскивание растений водой» Продолжать знакомить с правильным уходом за растениями; «Помоги няне развесить полотенца в умывальной комнате» Учить детей расправлять полотенца, вешать его за вешалку «наблюдение за трудом повара» Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых «Надо, надо умываться» Вызвать желание соблюдать культурногигиенические навыки «Застегни пуговицы» Учить детей застегивать пуговицы; воспитывать желание доводить дело до конца Упражнение «Разложи карандаши» Учить детей раскладывать заточенные карандаши в подставки; воспитывать умение доводить начатое дело до конца «Посадка лука» Учить детей втыкать луковицы в землю; воспитывать положительное отношение к труду «Помоги няне в накрывании столов к обеду (салфетницы)» Учить детей правильно сервировать столы; воспитывать желание помогать взрослым «Экскурсия в медицинский кабинет» закреплять представления о трудовых действиях медсестры ПДД «Рассказ воспитателя о средствах передвижения, рассматривание картины «Едем на автобусе» Уточнить представления детей о некоторых транспортных средствах: грузовых и легковых автомобилях, автобусах. Безопасность «Я потерялся» Учить вести себя адекватно в неожиданных ситуациях. «Кошки и собаки» Учить быть осторожными с домашними животными ПДД «Чтение сказки С.Михалкова «Бездельник светофор» Дать детям понятие о светофоре, о его назначении, познакомить с сигналами светофора. Безопасность «Небезопасные зимние забавы» Учить правилам игр со снегом «Огонь, пожар» правила пользования фейерверками, петардами 12

13 Январь С-Р игры. Игровые ситуации «Комната для куклы» «Новая кукла» «Аптека» «Работа физиокабинета» «Грузовая машина везёт груз» Дидактические игры Высокий-низкий», «Подбери игрушку», «Чем похожи?», «Что я видел?», «Где что найдешь?», «Найди ошибку», «Кто я?», «Широкий-узкий», «Найди пару», «Будь внимательным», «Смотри в оба», «Классификация», «Угадай, кто позвал?». Театрализованные игры см. тематический план. «Грусть и радость» Помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний (радость грусть), учить определять их по внешним проявлениям «Чтение К. Чуковский Мойдодыр» «Все мы делаем по порядку» Учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке «Протереть от пыли полки для игрушек» Продолжать развивать трудовые умения и навыки; воспитывать желание доводить начатое дело до конца «Полей комнатных растений» Продолжать учить правильно поливать растения; воспитывать заботливое отношение к растениям «Помоги воспитателю стирать кукольное белье» Воспитывать положительное отношение к просьбам взрослых ПДД «Знакомство с плоскостным светофором и его сигналами» Дать детям понятие о светофоре, о его назначении, познакомить с сигналами светофора Безопасность «безопасность на льду» правила нахождения на льду «Опасные ситуации дома» Февраль С-Р игры. Игровые ситуации «Куклы идут в детский сад» «Куклы отдыхают» «Ателье по пошиву одежды» «Ремонт обуви» «Железная дорога» Дидактические игры «Высокий-низкий», «Волшебный мешочек», «Узнай по запаху», «Узнай по звуку», «Игра с флажком», «Повторим рассказ», «Отгадай», «Когда это бывает», «Кто как работает», «Длинный-короткий», «Четвертый лишний», «Классификация», «Выкладываем орнамент» Театрализованные игры см. тематический план. «Изменение настроения» Помочь понять причины и внешние проявления изменения настроения. «Страшно» Помочь понять причины возникновения страха; способствовать профилактике страхов у детей. «Научим Куклу Катю правильно мыть руки» Закрепить навыки заворачивать рукава, пользоваться мылом, вытираться своим полотенцем «Одежкин домик» Учить детей правильно складывать одежду в шкафчике; воспитывать любовь к порядку «Протрём игрушки» Учить правильно протирать игрушки; воспитывать бережное отношение к игрушкам «Помоем листья фикуса» Продолжать учить детей правильному уходу за растениями; «Помоги воспитателю в ремонте бумажных атрибутов» Учить детей прижимать склеенные детали; воспитывать ответственное отношение к порученному делу «Наблюдение за работой дворника» ПДД «Знакомство с дорогой и её частями (на макете)» Познакомить детей с понятием «дорога», её частями ( проезжая часть, тротуар, разделительная полоса. Безопасность «Не шали с огнём» воспитывать осторожность при общении с огнеопасными предметами 13

14 Март С-Р игры. Игровые ситуации «Кукла встречает гостей» «У куклы день рождения» «Кукла Катя выбирает новую кофточку» «Стрижка волос» «маникюр» Дидактические игры «Что ты съел?», «Длинный-короткий», «Ласковое имя», «Признаки животных», «Теремок», «Непохожие слова», «Соберем слова в корзинку», «Отгадай», «Когда это бывает», «Волшебные кляксы», «Четвертый лишний», «Много, мало, один», «Дорисуй». Театрализованные игры см. тематический план. «Друзья» Развивать элементарные представления о дружеских отношениях. «Ссора» Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры. «Предметы гигиены» Учить бережно относиться к предметам личной гигиены «Наши вещи ложатся спать» Учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное отношение к вещам «Раскладывание книг в книжном уголке» Продолжать учить раскладывать все на свои места; воспитывать любовь к порядку «Посадка крупных семян декоративных растений» Учить детей правильно помещать зерна в землю; воспитывать интерес к труду «Помоги воспитателю в подготовке к занятию» Продолжать правильно расставлять на столах подставки для карандашей «Рассматривание иллюстраций на тему: парикмахерская) ПДД «Знакомство с дорогой и её частями (на макете)» Познакомить детей с понятием «дорога», её частями ( проезжая часть, тротуар, разделительная полоса. «Опасные ситуации весной» закрепить знания об опасных ситуациях в весенний период Апрель С-Р игры. Игровые ситуации. «Мама и дочка» «Чья очередь гулять с собачкой» «Стрижка для собачки» «Причёски» «Корабль плывёт» «Поможем зайке» Дидактические игры «Рисование запахов», «Разминка», «В чем он был одет?», «Что изменилось?», «Я знаю, мы знаем», «Найди ошибку», «Где что найдешь?», «Составь рассказ», «Где звенит?», «Четвертый лишний», «Когда это бывает?», «Дорисуй». Театрализованные игры см. тематический план. «Как помириться» Учить простым способам выхода из конфликтов. «Совместная игра» Помочь понять, что играть вместе интересней. «Как и когда мы пользуемся салфеткой» Учить правильно пользоваться салфеткой «Мы заправим наши майки» Учить детей заправлять майки и футболки; воспитывать желание следить за своим внешним видом «Убрать строительный материал после игры» Учить компактно складывать строительный материал; «Помоем листья растений» Продолжать учить мыть листья растений; воспитывать бережное отношение к растениям «Помоги воспитателю в наведении порядка в игровых уголках» Закреплять умение убирать игрушки только на свои места; воспитывать любовь к порядку ПДД «Знакомство с дорогой и её частями (на макете)» Познакомить детей с понятием «дорога», её частями (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса. Безопасность «Правила поведения на воде» Познакомить с правилами поведения на воде 14

15 Май С-Р игры. Игровые ситуации «Бабушка приехала» «Папа-хороший хозяин» «Почта- поздравим мишек» «Посылка для мишек» «Самолёт летит» «Лётчики готовы к полёту» Дидактические игры «Волшебные звуки», «Красивые цветы», «Какой объект?», «Расскажи стихи руками», «Что спряталось за словом?», «Спрячем шар в ладони», «Зеркало», «Мастера», «Составь рассказ», «Где звенит?», «Классификация», «Когда это бывает?», «Величины», «Сложи предмет», «Найди ошибку», «Будь внимательным», Театрализованные игры см. тематический план. «Совместное дело» Помочь понять, что вместе легче справиться с любым делом. «Зачем нужно соблюдать гигиену?» Научим куклу Катю правильно и аккуратно одеваться» «Переоденем кукол в кукольном уголке» Учить одевать одежду на кукол; воспитывать терпение и ответственность «Мы умеем ухаживать за комнатными растениями» ПДД Обобщающий досуг «Что мы знаем о дороге?» Безопасность «Опасные насекомые» Учить распознавать опасных насекомых 15

16 2.2. Содержание работы по образовательной области «Познавательное развитие» Цели и задачи: Формирование элементарных математических представлений Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи круглые, эти все красные, эти все большие и т. д.). Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного». Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы. Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой маленький, одинаковые (равные) по величине). Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание. Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху внизу, впереди сзади (позади), справа слева. Различать правую и левую руки. Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день ночь, утро вечер. Развитие познавательно-исследовательской деятельности Познавательно-исследовательская деятельность Учить детей обобщённым способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта. Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера. Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения). 16

Читайте так же:  Госпошлина за регистрацию авто юридическим лицом

17 Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная). Дидактические игры. Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2 3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2 3 цвета; собирать картинку из 4 6 частей. В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила. Ознакомление с предметным окружением Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением. Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования. Расширять представления детей о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет не тонет, рвется не рвется). Предлагать группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда одежда) хорошо знакомые предметы. Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки). Формировать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т. д.). Ознакомление с социальным миром. Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игрыдраматизации по произведениям детской литературы. Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская. Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; самые любимые места посещения в выходные дни. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Обращать внимание детей на личностные (доброжелательный, чуткий) и деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека, которые ему помогают трудиться. Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр. Ознакомление с миром природы 17

18 Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания. Знакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птицами (волнистыми попугайчиками, канарейками и др.). Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.), о земноводных (на примере лягушки). Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой. Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.). Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.). Дать элементарные представления о растениях данной местности: деревьях, цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха и др.). Показать, как растут комнатные растения (фикус, герань и др.). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей. Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой рассыпается, влажный лепится), снега (холодный, белый, от тепла тает). Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло, нужно его поливать и т. п.). Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.). Сезонные наблюдения Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края. Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их. Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду). Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.; участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек. Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки. Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко потеплело появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную. Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки. Лето. Расширять представления о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах. Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды. 18

19 Месяц Сентябрь октябрь Формирование элементарных математических представлений Помораева И.А. 1. Закреплять умение различать и называть шар и куб независимо от цвета и величины фигур. 2. Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький. Султанова М.Н. 1 Страницы 1, 2, 3, 4, Помораева И.А. 1. Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало. 2 Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного. 3 Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного. 4Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного. Развитие познавательноисследовательской деятельности См. Тематический план «Блоки Дьенеша» См. Тематический план «Блоки Дьенеша» Ознакомление с предметным окружением и социальным миром «Транспорт» Учить определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки. «Мебель» Учить определять и различать мебель, выделять основные признаки предметов мебели. «Папа, мама, я- семья» Формировать первоначальные представления о семье. «Одежда» Упражнять в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды. «Чудесный мешочек» Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой. «Кто в домике живёт» Учить запоминать имена товарищей, обращать внимание на черты их характера. Ознакомление с миром природы «Овощи с огорода» Учить различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи. Расширять представления о выращивании овощных культур. «Фрукты» Учить различать по внешнему виду и вкусу и называть фрукты. Расширять представления о выращивании фруктов Султанова М.Н. 1 стр 5,6,7,8 19

20 ноябрь Помораева И.А. 1 Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный короткий, длиннее короче. 2Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много. 3Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат. 4Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. Продолжать учить различать и называть круг и квадрат. См. Тематический план «Блоки Дьенеша» «Помогите Незнайке» Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира. «Теремок» Знакомить детей со свойствами дерева, структурой его поверхности. «Варвара-краса, длинная коса» Знакомить детей с трудом мамы, формировать уважение к маме. «В гостях у бабушки» Продолжать знакомить с домашними животными и их детёнышами. Формировать заботливое отношение к домашним животным. Султанова М.Н. 1 Стр. 9, 10, 11, 12 20

21 декабрь Помораева И.А. 1 Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный короткий, длиннее короче, одинаковые по длине. Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке. 2Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный короткий, длиннее короче. 3Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну. Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки. 4Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько сколько. «Найди предметы рукотворного мира» Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира. «Хорошо у нас в детском саду» Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях детского сада. Воспитывать уважение к работникам детского сада. «Наш зайчонок заболел» Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своём любимом ребёнке. «Покормите птиц зимой» Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представление о зимующих птицах Султанова М.Н. 2 Стр. 1,2,3,4 21

22 январь Помораева И.А. 1Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словамиширокий узкий, шире уже. 2 Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий узкий, шире уже. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько сколько. 3Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру.совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько сколько. 4Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько сколько. См. Тематический план «Блоки Дьенеша» «Деревянный брусочек» Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами дерева. «Приключения в комнате» Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома. «Радио» Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм. «В январе, в январе, много снега во дворе..» Уточнить знания детей о зимних явлениях природы. Султанова М.Н. 2 Стр. 5,6,7,8 22

23 февраль Помораева И.А. 1Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько сколько. Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). 2Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий низкий, выше ниже. Упражнять в определении пространственных направлений от себя. 3Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий низкий, выше ниже. 4Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше меньше, столько сколько. См. Тематический план «Блоки Дьенеша» «Смешной рисунок» Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой её поверхности. «Мой родной город» Учить детей называть родной город. Дать элементарные представления о родном городе. «Вот так мама, золотая прямо!» Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек. «У меня живёт котёнок» Продолжать знакомить с домашними животными Султанова М.Н. 2 Стр. 9,10,11,12 23