Содержание:
Посмертная судебно-медицинская экспертиза: случаи и этапы проведения
Огромную роль в выяснении различных причин и обстоятельств смерти человека играет посмертная судебно — медицинская экспертиза. Данная процедура является обязательной при случайном обнаружении трупов без свидетельства факторов смерти. Множество судебных разбирательств и уголовных дел было успешно завершено с помощью данной посмертной экспертизы. Именно она помогает пролить свет на истинную причину, ставшую роковой в жизни человека. Благодаря проведению данной экспертизы можно не только выявить причины, вызвавшие смерть человека, но и раскрыть имеющиеся у него заболевания с возможным летальным исходом, о которых он умалчивал. Судебно-медицинские эксперты в ходе проведения экспертизы детально исследуют труп, определяют дату и время, когда умер человек, а также указывают на истинные обстоятельства его смерти. Обстоятельствами, ставшими причиной смерти могут быть различные ранения, полученные умершим от орудий или окружающих предметов. К тому же благодаря данной процедуре по трупным признакам выясняется давность наступления летального исхода.
Случаи проведения
Иногда имено посметрная СМЭ может установить причину смерти человека
Осуществление мероприятий посмертной судебно-медицинской экспертизы на теле мертвого человека происходит, когда:
- Умирает недавно поступивший человек в стенах медицинского учреждения с неустановленным диагнозом;
- Наступает смерть от насильственных действий;
- Обнаружен труп без подтверждающих личность документов;
- Наступает скоропостижная ненасильственная смерть.
В приведенных случаях правоохранительными органами назначается в порядке необходимости проведение данной посмертной экспертизы. Только она помогает определить истинную картину наступления летального исхода у человека. Если при обращении в больницу, человек скончался, не проведя в учреждении и одного дня, да еще не установлен точный диагноз его болезни, тогда только заключение посмертной судебно-медицинской экспертизы смогут определить виновность тех или иных лиц в случившемся инциденте. Методы посмертной судебно-медицинской экспертизы помогают не только найти виновного в смерти человека, но и защитить невиновного от незаслуженного наказания.
В случае обнаружения на улице прохожими трупа с признаками насильственной смерти, только посмертная экспертиза прольет свет на обстоятельства его смерти. Благодаря проведению посмертной судебно-медицинской экспертизы на трупе могут быть обнаружены следы от ударов, ставшие причиной смертельного исхода. Также результаты экспертизы помогут выявить по следам на теле умершего причастность тех или иных лиц к смерти найденного трупа.
В судебной практике имеются случаи, когда обнаруживались неизвестные трупы без наличия удостоверяющих личность документов. Особенно часто такие трупы выявляются на заброшенных участках, в лесных зонах и водоемах. Используя методы судебно-медицинской экспертизы можно не только установить причины, повлекшие за собой наступление смерти, но и установить личность пострадавшего.
Иногда смерть может наступить внезапно и без предварительного применения насильственных действий к человеку. Организация судебно-медицинской экспертизы позволяет выявить именно такие смертельные обстоятельства и поможет представителям закона раскрыть преступление.
Вместе с посмертной судебно-медицинской экспертизой часто назначается патологоанатомическое обследование имеющегося мертвого тела. Совокупность таких исследований позволяет точнее выяснить причины смерти, а также воссоздать полную картину последних часов жизни умершего.
Этапы проведения экспертизы
Посмертная судебно-медицинская экспертиза проводится экспертами
Деятельность экспертов, занимающихся организацией и проведением посмертной судебно-медицинской экспертизы многогранна и неординарна. Если анализировать все действия таких экспертов, то можно выделить следующие этапы из деятельности:
- Тщательное изучение материалов в уголовном процессе;
- Постановка задач, необходимых для организации судебно-медицинской экспертизы;
- Длительный осмотр находящейся на мертвом теле обуви и одежды;
- Осмотр умершего по внешним признакам: по выражению лица, положению тела, расположению повреждений, биологическим жидкостям;
- Внутреннее исследование умершего;
- Изучение найденных с трупом предметов, необходимых для проведения расследования. Такими вещественными доказательствами могут служить: орудия убийства, найденные волосы посторонних лиц, фрагменты тканей одежды, биологические жидкости, пули. Найденные предметы обязательно упаковываются, с целью сохранения следов виновника смерти;
- Проведение анализов в лабораторных условиях на изъятых предметах;
- Составление заключения о полученных результатах исследования трупа экспертом.
Данные этапы являются неотъемлемой частью работы любого судебно-медицинского эксперта. Обычно действия таких экспертов проводятся в порядке, изложенном в данной статье. Если обнаружены отдельные части трупа умершего, то перед проведением посмертной экспертизы данные части предварительно сшиваются. Только после этого идет полное обследование тела погибшего. Случаи обнаружения отдельных органов человека, разделённых между собой, относятся к деятельности маньяка, либо следствие железнодорожной аварии.
Эксгумация — вид СМЭ
В судебно – медицинской практике имеют место многочисленные случаи, при которых причины смерти устанавливаются путем эксгумации. Обычно данная процедура проводится после похорон тела человека. Под эксгумацией понимается извлечение умершего из места его захоронения. Эксгумация назначается исключительно в особых случаях деятельности правоохранительных органов. В ходе проведения такого изучения трупа могут быть выявлены новые обстоятельства, меняющие ход всего следствия. Эта процедура проводится в случае первичного исследования тела умершего, либо повторно для подтверждения причин смерти, либо для дополнительного изучения признаков смерти, которые могут быть оставлены на теле умершего.
Порою только эксгумация тела помогает выяснить точные обстоятельства смерти человека и раскрыть совершенное преступление. Известны случаи, когда в процессе проведения эксгумации открывались существенные нарушения в ходе проведения предварительной экспертизы. Для посмертной судебно-медицинской экспертизы характерно многочисленное и длительное изучение материалов дела, а также совокупность действий, приводящих к решению уголовных задач. Без организации такого комплекса мероприятий невозможно достоверно выяснить причины смерти человека.
При правильной организации посмертной судебно-медицинской экспертизы умершего можно с максимальной точностью воспроизвести последние часы жизни и факторы, приведшие к смерти человека. К тому же только заключение данной экспертизы позволяет оправдать невиновного и наказать преступника в ходе осуществления розыскных мероприятий.
Судебно-медицинская экспертиза — независимая и судебная медицинская экспертиз: об этом в видеоматериале:
Экспертиза по проведению света
Об утверждении Порядка проведения судебно-психиатрической экспертизы
Мы рады вам сообщить, что в результате многолетних обсуждений и переговоров с Министерством здравоохранения наконец-то утвержден новый «Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы», о необходимости которого упоминалось практически в каждой резолюции Всероссийских психиатрических мероприятий.
При ознакомлении с его положениями советуем, в частности, обратить внимание на новые рекомендации штатных нормативов, в соответствии с которыми нагрузка на врача судебно-психиатрического эксперта стационарного отделения соответствует 6 экспертизам в месяц, а амбулаторного – 150 экспертным исследованиям в год. По-видимому, эти новые нормативы могут стать основой современной организации экспертной деятельности и предметом обсуждения при формировании государственного задания уже на 2018 год.
Экспертиза давности создания документа
Экспертиза давности написания документа применяется для определения настоящей даты изготовления документа. Это довольно популярный вид исследования, так как в суды предоставляется огромное количество подложных бумаг – справок, договоров, контрактов, доверенностей. Экспертиза давности создания документа способна выявить подлог, основываясь на несовпадении даты, указанной на бумаге, и времени, когда на самом деле был создан документ.
Экспертиза давности создания документов осуществляется физико-химическими методами, вследствие чего является одним из видов технической экспертизы документов. Однако ее выделяют в отдельный вид исследований из-за некоторых отличий в процессе проведения лабораторных экспериментов.
Часто случается так, что в ходе судебного разбирательства стороны предоставляют документы, якобы регламентирующие отношения сторон на момент совершения правонарушения. Такие документы могут быть сфабрикованы непосредственно в процессе разбирательства, уже после подачи иска или передачи дела в суд. Корпоративные, гражданские и прочие договоры могут быть изменены уже после их подписания. Особенно это важно в случае утери одним из контрагентов своего экземпляра договора. Например, в случае потери одним из супругов своей копии брачного договора другой супруг может внести невыгодные для первого условия. Для установления истины в таких ситуациях прибегают к экспертизе давности создания документов.
Подобные исследования могут производиться в двух направлениях. В первом случае анализируется давность всего документа в целом. Специалист может установить, что представленный на экспертизу экземпляр выполнен примерно в то или иное время. Например, не позднее такого-то года. В других случаях определяется относительная давность отдельных частей одного и того же документа. К такому исследованию прибегают, если есть подозрение, что документ был подписан позже (или раньше) написания основного текста, если в документ были добавлены фрагменты после его визирования и так далее.
Назначить экспертизу давности составления документа может следователь, опираясь на обстоятельства расследуемого дела. Также инициировать исследование может любое заинтересованное лицо, участник судебного процесса или его представитель.
Основные направления экспертизы давности создания документа
Экспертиза давности составления документа через определение очередности выполнения оттисков и штрихов в документе. Печати, штампы и подписи могут быть занесены в документ в разное время. Определить давность нанесения каждого из наложенных друг на друга штрихов или оттисков невозможно. Но можно установить, что было поставлено на документ в первую очередь – подпись или печать, и что – во вторую.
Экспертиза давности написания документа посредством сравнения образцов. Для установления времени написания или печати документов берутся образцы, достоверно созданные в то или иное время. Это возможно при наличии больших массивов документов. Например, если на экспертизу представлен документ организации со значительным документооборотом, то для сравнения изымаются образцы официальных бумаг, составленных в разное время. Это позволяет определить уровень и объем произошедших изменений и составить заключение о времени, прошедшем с момента создания спорного документа. Образцы бумаг, взятых для сравнения, должны быть выполнены с помощью тех же единиц офисной техники (принтеры, копировальные машины), написаны теми же шариковыми или гелиевыми ручками. Штемпельная краска печатей на образцах также должна совпадать с той, что использована в спорном документе. Если все предоставленные образцы не совпадают со спорным документом, то применяются другие методики анализа давности создания документа либо же составляется заключение о невозможности проведения экспертизы.
Экспертиза давности документа с помощью сопоставления спорного документа с материалами специально собранного архива экземпляров надписей, оттисков и печатных текстов. Это наиболее современный способ экспертизы документов. К тому же применение этого метода позволяет повысить точность определения даты создания или изменения документов. Тем не менее, у этой методики есть и своя темная сторона. Дело в том, что процесс создания базы данных эталонных образцов может занимать значительное время и потребляет огромное количество трудовых ресурсов. Это, в конечном итоге, значительно повышает стоимость исследования.
Предметы (материалы) исследования при выполнении экспертизы давности создания документа
В процессе определения давности создания документа анализу подвергаются жидкие и полужидкие (вязкие) материалы, с помощью которых написан или напечатан документ:
- Пишущий состав гелиевых и шариковых ручек.
- Чернила для струйных принтеров.
- Краски для штемпельных подушек (для выполнения оттисков печати).
Принципы исследования всех перечисленных материалов похожи. Для определения давности используют сравнительную степень высыхания этих материалов. Дело в том, что все они содержат органические растворители (чаще всего это фенилгликоль). Органические растворители испаряются со временем. В процессе экспертизы давности создания документа, содержащего надписи или печатный текст, выполненный с помощью поддающихся исследованию материалов, проводят лабораторные исследования, для которых необходимо предоставить соответствующие экземпляры материалов. Материал наносится на бумажный носитель, идентичный предоставленному на экспертизу. Затем с помощью специальной техники и особых методов определяется степень ежедневного испарения и составляется подробный график испарения. Этот график позволяет установить примерное время создания документов.
К сожалению, не поддаются экспертизе давности создания документов тексты, отпечатанные на лазерных принтерах . Это напрямую связано с принципом печати лазерного принтера. Струйная печать выполняется жидкими чернилами, что позволяет определять давность выполнения печати по степени высыхания органических растворителей, содержащихся в краске. При лазерной же печати мельчайшие частицы сухой краски припекаются к бумаге с помощью лазера. Соответственно, испарения не происходит, и давность документа стандартными методами установить нельзя.
Объекты исследования при выполнении экспертизы давности создания документа
Экспертиза давности создания документа применяется к следующим объектам:
- подписи, внесенные в документ от руки;
- рукописные тексты (чаще всего расписки, доверенности, бытовые договоры займа или аренды);
- тексты, отпечатанные на струйных принтерах;
- оттиски штампов, печатей, штемпелей.
Методы проведения экспертизы давности создания документов
Методы для проведения экспертизы давности документов во многом совпадают с методами технической экспертизы документов, однако имеют отличия в процедуре применения.
- Органолептические методы. Позволяют анализировать и оценивать качества объектов окружающей среды на основе данных, полученных посредством органов чувств (зрения, обоняния, слуха, вкуса и осязания). Органолептические методы позволяют визуально оценить многие характеристики исследуемого документа – цвет, блеск, фактуру материала и др.
- Микроскопические методы. Применяются в основном для определения очередности нанесения надписей и оттисков штампов.
- Фотографические методы. Развитие технологий позволяет использовать фотографические методы практически во всех областях криминалистики. Специальные виды съемки (цветоделительная съемка, репродукционная, макросъемка, ультрафиолетовая и инфракрасная съемка и пр.) широко используются для определения давности документов.
- Химические методы. Позволяют проанализировать состав пишущих и красящих веществ, определить основные свойства веществ и спрогнозировать изменение свойств во времени.
- Методы хроматографии. Определяют динамику процессов испарения органических растворителей в составе пишущих веществ, чернил для принтера или штемпельных красок.
- Спектрографические методы. Предназначены для определения состава пишущих веществ и чернил, а также для установления наличия в них определенных примесей, которые являются основанием для составления тех или иных выводов.
- Методы, основанные на использовании современных информационных технологий. Компьютерные системы анализа документов также широко используются в данных видах исследований.
Случаи, когда невозможно провести экспертизу давности документов
Несмотря на обширный список методов исследования и стремительное развитие современных технологий, в ряде случаев все же нельзя установить давность создания спорного документа. Это может быть связано с обстоятельствами изготовления документа, условиями его хранения, специфическими свойствами использованных при создании документа материалов. К сожалению, экспертиза давности создания документов является невыполнимой в следующих ситуациях:
- несвоевременное предоставление документов для исследования. По прошествии определенного времени испаряются все летучие фракции пишущих составов, чернил и красок, в результате чего извлечение информации о давности их нанесения становится невозможным;
- отсутствие достаточного количества образцов для проведения сравнительного анализа. Если для анализа предоставлен единственный документ, другими документами для сравнения инициатор экспертизы не обладает, а в архиве образцов отсутствуют подходящие экземпляры;
- ненадлежащее состояние документа. Если в результате неправильного хранения или умышленной порчи документ значительно видоизменен. Если утеряны первоначальные характеристики документа. Загрязненные, выцветшие, ломкие, покрытые плесенью документы не подлежат экспертизе определения срока давности.
Правовое обеспечение экспертизы давности создания документа
Статья 41 Федерального закона от 31 мая 2001 г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в которой говорится, что судебная экспертиза может проводиться не только экспертами в государственных организациях судебно-экспертного характера, но и другими лицами, имеющими специальные знания в соответствующей области.
Статья 292 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность служебных лиц за совершение подлога документов, в том числе путем внесения в готовые документы изменений, не соответствующих истине.
Статья 327 Уголовного кодекса Российской Федерации предписывает ответственность за подделку, изготовление или сбыт документов. Также ответственность может наступить за использование заведомо подложного документа.
Вопросы, которые можно адресовать специалисту по экспертизе давности создания документа
Перечень вопросов, задаваемых эксперту, проводящему анализ документов, продиктован методами выполнения исследования и областью выполнения анализа. Точность и емкость поставленных перед исследователем вопросов позволяют получить наиболее достоверные ответы. Вот примерный список вопросов:
- Соответствует ли дата составления документа, указанная на нем, истинному возрасту документа?
- Есть ли признаки более позднего внесения поправок в спорный документ?
- Возможно ли, что подпись в документе выполнена пишущими веществами, произведенными в недавнее время (несколько лет)?
- Возможно ли, что документ определенной давности был подписан именно такими пишущими средствами?
- Какова очередность внесения обязательных реквизитов спорного документа?
- Мог ли спорный документ быть создан раньше определенного года?
- Какова давность нанесения оттиска печати в спорном документе?
- Какова очередность нанесения пересекающихся штрихов и/или оттисков в спорном документе?
- Могут ли различные части одного и того же рукописного документа иметь различную давность создания?
- Есть ли свидетельства добавления приписок, комментариев, исправлений, не совпадающих по давности создания с основным текстом документа?
Экспертиза качества специальной оценки условий труда
Государственная экспертиза условий труда (ГЭУТ) осуществляется в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников.
Основание для осуществления государственной экспертизы качества СОУТ и ее финансирование
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании:
- обращений органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов ФСС, а также иных страховщиков;
- определений судебных органов;
- представлений государственных инспекций труда в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований 426-ФЗ , в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков.
Если заявителем является работник, то ГЭУТ проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте.
ГЭУТ в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Государственная экспертиза по заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей и их объединений осуществляется на платной основе.
Подача заявления о проведении государственной экспертизы условий труда
Для проведения ГЭУТ в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда заявитель направляет в орган государственной экспертизы условий труда заявление.
В заявлении указывается:
- полное наименование заявителя (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя (для физических лиц);
- почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты (при наличии);
- наименование объекта ГЭУТ;
- индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте, с указанием структурного подразделения работодателя (при наличии), в отношении условий труда которого должна проводиться ГЭУТ;
- сведения о ранее проведенных ГЭУТ (при наличии);
- сведения об оплате ГЭУТ в случае ее проведения в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда.
В случае, если объектом ГЭУТ является оценка качества проведения специальной оценки условий труда, то в заявлении дополнительно указываются сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда.
В случае, если заявление подано работодателем, то к нему прилагаются следующие документы:
- отчет о проведении специальной оценки условий труда;
- предписания должностных лиц государственных инспекций труда об устранении выявленных в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору);
Порядок подачи заявлений
Заявление и документы, могут быть представлены (направлены) заявителем в орган государственной экспертизы условий труда на бумажном носителе лично или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе с использованием федеральной государственный информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
В случае направления заявления и документов в виде электронного документа они должны быть подписаны видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов.
Предоставление дополнительной информации
Орган ГЭУТ вправе запросить необходимые для проведения ГЭУТ документацию и материалы у работодателя, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится ГЭУТ.
Работодатель в срок не позднее десяти рабочих дней с даты поступления запроса органа ГЭУТ направляет запрашиваемые документацию и материалы либо письменно уведомляет о невозможности их представления с указанием причин.
При необходимости орган ГЭУТ труда может запросить в уполномоченных государственных органах, органах местного самоуправления или подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, документацию и материалы, необходимые для проведения ГЭУТ посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Процедуры государственной экспертизы условий труда
Государственный эксперт (экспертная комиссия) проводит ГЭУТ путем последовательной реализации следующих процедур:
- рассмотрение оснований для ГЭУТ в целях определения полноты содержащихся в них сведений об объектах ГЭУТ и их достаточности для проведения ГЭУТ;
- проведение экспертной оценки объекта ГЭУТ;
- проведение (при необходимости) исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров);
- оформление результатов ГЭУТ.
Сроки проведения процедуры государственной экспертизы условий труда
Срок проведения ГЭУТ определяется руководителем государственной экспертизы в зависимости от трудоемкости экспертных работ и не должен превышать тридцати рабочих дней со дня регистрации в органе ГЭУТ оснований для ГЭУТ.
Срок проведения ГЭУТ труда может быть продлен руководителем органа ГЭУТ, но не более чем на шестьдесят рабочих дней.
Рассмотрение оснований для государственной экспертизы условий труда
В течение семи рабочих дней со дня регистрации в органе ГЭУТ оснований для ГЭУТ государственным экспертом (экспертной комиссией) рассматриваются данные основания, определяется полнота содержащихся в них сведений об объектах ГЭУТ, их достаточности для проведения ГЭУТ и вносится предложение руководителю государственной экспертизы о проведении или непроведении ГЭУТ.
ГЭУТ не проводится при:
- отсутствии в заявлении предусмотренных сведений;
- непредставлении заявителем в случае, если заявителем является работодатель, предусмотренных документов, прилагаемых к заявлению;
- представлении подложных документов или заведомо ложных сведений.
Руководитель государственной экспертизы информирует заявителя о непроведении ГЭУТ в течение пяти рабочих дней со дня поступления к нему документов от государственного эксперта (экспертной комиссии) посредством направления соответствующего уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления заявления и документов в виде электронного документа. Заявителю возвращаются документы, представленные на бумажном носителе, а также обеспечивается возврат денежных средств, внесенных в счет оплаты ГЭУТ ( за исключением случая представлении подложных документов или заведомо ложных сведений).
Проведение измерений с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий
В случае, если в заявлении, определении судебного органа или представлении государственной инспекции труда указывается на несогласие с результатами проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также при проведении ГЭУТ в целях оценки фактических условий труда работников могут проводиться исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза условий труда, с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров), в том числе на основании гражданско-правовых договоров.
Оформление результатов государственной экспертизы условий труда
По результатам ГЭУТ государственным экспертом (экспертной комиссией) составляется проект заключения ГЭУТ, в котором указываются:
- наименование органа ГЭУТ с указанием почтового адреса, фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя, а также должности, фамилии, имени, отчества (при наличии) государственного эксперта (членов экспертной комиссии), проводившего (проводивших) ГЭУТ;
- основание для ГЭУТ с указанием даты регистрации в органе ГЭУТ;
- данные о заявителе, судебном органе, государственной инспекции труда — полное наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физических лиц), почтовый адрес;
- период проведения ГЭУТ с указанием даты начала и окончания ее проведения;
- объект ГЭУТ;
- наименование работодателя или его обособленного подразделения, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится ГЭУТ;
- сведения о рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится ГЭУТ (индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте);
- перечень документов, представленных в составе оснований для ГЭУТ.
В проекте заключения ГЭУТ, составленном по результатам проведения ГЭУТ в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, дополнительно указываются сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда, включающие:
- полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее порядковый номер и дата внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (для организаций, аккредитованных в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда и внесенных в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, до их внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, указывается номер и дата внесения в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда);
- фамилию, имя, отчество (при наличии) эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, номер его сертификата эксперта на право проведения работ по специальной оценке условий труда и дата его выдачи.
В зависимости от объекта ГЭУТ в проекте заключения ГЭУТ содержится один из следующих выводов:
- о качестве проведения специальной оценки условий труда
- об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- о соответствии фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.
Проект заключения ГЭУТ составляется в двух экземплярах, подписывается государственным экспертом (членами экспертной комиссии) и утверждается руководителем государственной экспертизы.
Члены экспертной комиссии в случае несогласия с выводами, содержащимися в проекте заключения ГЭУТ, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение и приложить его к проекту заключения ГЭУТ.
Особое мнение члена экспертной комиссии подлежит рассмотрению на заседании экспертной комиссии под председательством руководителя государственной экспертизы, по результатам которого может быть принято решение о внесении изменений в проект заключения ГЭУТ.
Решение экспертной комиссии принимается большинством голосов ее членов, фиксируется в протоколе заседания экспертной комиссии, который утверждается руководителем государственной экспертизы.
Не позднее трех рабочих дней с момента утверждения заключения ГЭУТ один экземпляр заключения:
- выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
- направляется в соответствующий судебный орган или государственную инспекцию труда почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Копии заключения ГЭУТ направляются работодателю (в случае, если работодатель не является заявителем) и организации, проводившей специальную оценку условий труда (в случае, если ГЭУТ проводилась в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда).
Сведения о результатах проведенной ГЭУТ направляются органом государственной экспертизы условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения.
Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда
Разногласия по вопросам проведения ГЭУТ в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда рассматриваются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации бесплатно.
Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда регулируются в соответствии с приказом приказ Минтруда России от 22 сентября 2014 г. № 652н «Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда»
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 12 января 2017 г. N 3н г. Москва «Об утверждении Порядка проведения судебно-психиатрической экспертизы»
Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 марта 2017 г. Регистрационный N 45823
В соответствии с частью 2 статьи 62 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 мая 2005 г. N 370 «Об утверждении Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 июля 2005 г., регистрационный N 6783).
Министр В. Скворцова
Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы
1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения судебно-психиатрической экспертизы в государственных судебно-психиатрических экспертных учреждениях либо специализированных судебно-психиатрических экспертных подразделениях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) (далее — ГСПЭУ).
2. Основаниями производства судебно-психиатрической экспертизы в ГСПЭУ являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя[1].
3. Руководитель ГСПЭУ по получении постановления или определения о назначении судебно-психиатрической экспертизы в ГСПЭУ поручает ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы[2].
4. В составе комиссии экспертов, которой поручено производство судебно-психиатрической экспертизы, каждый эксперт независимо и самостоятельно проводит исследования, оценивает результаты, полученные им лично и другими экспертами, и формулирует выводы по поставленным вопросам в пределах своих специальных знаний. Один из экспертов указанной комиссии может выполнять роль эксперта-организатора[3].
5. Производство судебно-психиатрической экспертизы осуществляется в виде:
а) однородной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы;
б) комплексной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы (живых лиц и заочной, в том числе посмертной, по медицинским документам и иным материалам), включая психолого-психиатрическую и сексолого-психиатрическую;
в) однородной стационарной судебно-психиатрической экспертизы;
г) комплексной стационарной судебно-психиатрической экспертизы в том числе психолого-психиатрической, сексолого-психиатрической.
6. Производство амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы начинается с момента изучения экспертами или комиссией экспертов предоставленных им объектов исследования и материалов дела.
7. Производство стационарной судебно-психиатрической экспертизы начинается с момента помещения лица, в отношении которого производится данная экспертиза, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.
8. Производство судебно-психиатрической экспертизы включает три этапа:
а) установление диагноза психического расстройства и его нозологической принадлежности (первый этап);
б) судебно-психиатрическая оценка выявленного психического расстройства с целью решения экспертных вопросов (второй этап);
в) подготовка заключения, содержащего ответы на вопросы, поставленные судом, судьей, лицом, производящим дознание, следователем (третий этап).
9. Первый и второй этапы производства судебно-психиатрической экспертизы включают:
а) психиатрическое исследование;
б) патопсихологическое (экспериментально-психологическое) исследование;
в) сексологическое исследование (при производстве комплексной судебно-психиатрической экспертизы).
10. Психиатрическое исследование включает:
а) сбор объективного анамнеза, включая данные о наследственной отягощенности психическими расстройствами, об особенностях психического развития, о семейном и социальном статусе, об особенностях реагирования на различные жизненные ситуации, о психических травмах, об особенностях психического состояния и поведения во время производства судебно-психиатрической экспертизы и в период действий, по поводу которых ведется производство по данному делу;
б) сбор субъективного анамнеза, включая опрос с целью выявления клинических фактов, определяющих психическое состояние лица, в отношении которого производится судебно-психиатрическая экспертиза. Во время сбора субъективного анамнеза оцениваются особенности внешнего вида, мимики, движения и речи лица, в отношении которого производится судебно-психиатрическая экспертиза, а также его манера держаться во время обследования. При выявлении кратковременных отключений сознания описывается их длительность, внешние проявления (побледнение кожных покровов, наличие дополнительных движений) для уточнения характера патологического состояния;
в) клиническое (психопатологическое) исследование, включая анализ письменной продукции, различных видов художественной и творческой деятельности лица, в отношении которого производится судебно-психиатрическая экспертиза, а также сведений, полученных из дневниковых записей наблюдения за ним медицинских работников (при производстве стационарной судебно-психиатрической экспертизы);
г) физикальное исследование, включающее соматическое и неврологическое обследование лица, в отношении которого производится судебно-психиатрическая экспертиза.
Соматическое обследование включает в том числе:
оценку цвета кожных покровов, выявление следов повреждений, в том числе самопорезов (с учетом их давности), расположения и особенностей татуировок;
осмотр волосистой части головы для выявления рубцов и шрамов после перенесенных травм;
выявление следов инъекций различной давности;
осмотр слизистой полости рта и языка (рубцы, наличие следов прикусов); исследование органов дыхания (осмотр, перкуссия, аускультация); исследование сердечно-сосудистой системы (осмотр, перкуссия, аускультация, измерение частоты пульса и артериального давления);
исследование желудочно-кишечного тракта (пальпация живота, определение границ и плотности печени методом перкуссии);
исследование мочеполовой системы.
Неврологическое обследование включает:
определение функций черепно-мозговых нервов;
определение рефлексов и их изменений;
определение экстрапирамидных нарушений;
определение мозжечковой патологии и расстройств координации движений;
определение чувствительности и ее нарушений;
определение расстройств функций вегетативной нервной системы;
определение расстройств высших мозговых функций;
д) функциональное исследование и консультация врачей-специалистов[4].
11. Патопсихологическое (экспериментально-психологическое) исследование включает:
исследование умственной работоспособности и внимания (не менее двух методик);
исследование памяти (не менее двух методик);
исследование ассоциативной сферы (не менее двух методик);
исследование мыслительной деятельности (не менее трех методик);
исследование индивидуально-психологических особенностей (не менее двух методик);
исследование общего уровня развития познавательной деятельности (не менее двух методик);
исследование организации интеллектуальной деятельности, конструктивного праксиса, обучаемости[5] (не менее двух методик).
12. Сексологическое исследование включает оценку своевременности и соответствия половой принадлежности различных проявлений сексуального развития в психической сфере и на соматическом уровне.
13. Первый и второй этапы производства амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы завершаются не позднее 20 дней со дня начала амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы.
В указанный срок не входит время, затраченное на предоставление эксперту или комиссии экспертов дополнительных материалов (по ходатайству эксперта или комиссии экспертов), и время, связанное с переносом экспертного исследования из-за несвоевременного прибытия лица, в отношении которого производится экспертиза.
14. Первый и второй этапы производства стационарной судебно-психиатрической экспертизы завершаются не позднее 30 дней со дня начала стационарной судебно-психиатрической экспертизы.
В случае необходимости по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов срок пребывания лица, в отношении которого производится стационарная судебно-психиатрическая экспертиза, в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, может быть продлен судом по месту нахождения указанной медицинской организации еще на 30 дней.
В исключительных случаях в том же порядке возможно повторное продление срока пребывания лица, в отношении которого производится стационарная судебно-психиатрическая экспертиза, в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях. При этом общий срок пребывания лица в указанной медицинской организации при производстве одной судебно-психиатрической экспертизы не может превышать 90 дней[6].
Производство стационарной судебно-психиатрической экспертизы может быть приостановлено на срок, необходимый для оказания лицу, в отношении которого производится судебно-психиатрическая экспертиза, специализированной медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в стационарных условиях.
15. Третий этап производства судебно-психиатрической экспертизы включает подготовку заключения, содержащего ответы на вопросы, поставленные судом, судьей, лицом, производящим дознание, следователем (далее — заключение)[7].
16. Заключение составляется не позднее 10 рабочих дней после окончания первого и второго этапа производства судебно-психиатрической экспертизы.
17. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной судебно-психиатрической экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной судебно-психиатрической экспертизы, подписывает ту часть заключения,которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.
Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода. Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это должно быть указано в заключении. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение[8].
18. Если по одним вопросам эксперт или комиссия экспертов могут дать ответы, а по другим имеются основания для сообщения о невозможности дать заключение, то составляется заключение, в котором наряду с экспертными ответами на вопросы, поставленные судом, судьей, лицом, производящим дознание, следователем, приводятся основания, по которым невозможно дать ответ на некоторые из поставленных вопросов.
19. Заключение подписывается экспертом или комиссией экспертов и удостоверяется печатью ГСПЭУ.
20. Заключение составляется в 3 экземплярах, первый из которых направляется органу (лицу), назначившему судебно-психиатрическую экспертизу, а два других остаются в ГСПЭУ.
Один из них хранится в медицинской карте пациента, получившего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, или в медицинской карте стационарного больного, второй — в архиве ГСПЭУ.
21. Материалы дела возвращаются органу (лицу), назначившему судебно-психиатрическую экспертизу, вместе с заключением.
Иной порядок возвращения материалов дела возможен только на основании запроса органа (лица), назначившего судебно-психиатрическую экспертизу, и соответствующего решения руководителя ГСПЭУ.
22. Амбулаторная и стационарная судебно-психиатрические экспертизы осуществляются экспертами во взаимодействии с иными врачами-специалистами.
23. С целью решения вопроса о наличии (отсутствии) у лица, в отношении которого производится судебно-психиатрическая экспертиза, психического расстройства и расстройства поведения, связанного с употреблением психоактивных веществ, эксперт (комиссия экспертов) может взаимодействовать с врачом-психиатром-наркологом.
24. Производство амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы осуществляется в отделении амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы медицинской организации в соответствии с приложениями N 1-3 к настоящему Порядку.
25. Производство стационарной судебно-психиатрической экспертизы осуществляется в отделении стационарной судебно-психиатрической экспертизы для лиц, не содержащихся под стражей, и отделении стационарной судебно-психиатрической экспертизы для лиц, содержащихся под стражей, медицинской организации в соответствии с приложениями N 4-6 к настоящему Порядку.
[1] Статья 19 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2291; 2007, N 31, ст. 4011) (далее — Федеральный закон).
[2] Статья 14 Федерального закона.
[3] Статья 21 Федерального закона.
[4] Объем функциональных методов исследования и необходимость консультации врачей-специалистов определяется диагностической потребностью.
[5] При определении уровня психического развития лиц с интеллектуальной недостаточностью, в отношении которых производится судебно-психиатрическая экспертиза, а также несовершеннолетних лиц.
[6] Статья 30 Федерального закона.
[7] В случаях, когда эксперт или эксперты, проводившие исследования, не смогли ответить ни на один экспертный вопрос, наряду с констатацией факта невозможности ответить на все экспертные вопросы, эксперт или комиссия экспертов обязаны также указывать, могут ли эти вопросы быть решены в иных условиях.
[8] Статьи 22 и 23 Федерального закона.
Правила организации деятельности отделения
амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы
1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности отделения амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы (далее — Отделение).
2. Отделение является структурным подразделением медицинской организации, созданным для осуществления производства судебно-психиатрических экспертиз как в отношении лиц, содержащихся под стражей, так и не содержащихся под стражей.
3. Штатная численность Отделения определяется исходя из количества производимых судебно-психиатрических экспертиз и устанавливается руководителем медицинской организации, в состав которой входит Отделение, с учетом рекомендуемых штатных нормативов Отделения, предусмотренных приложением N 2 к Порядку проведения судебно-психиатрической экспертизы, утвержденному настоящим приказом.
4. Оснащение Отделения осуществляется в соответствии со стандартом оснащения Отделения, предусмотренным приложением N 3 к Порядку проведения судебно-психиатрической экспертизы, утвержденному настоящим приказом.
5. На должности медицинских работников Отделения назначаются специалисты, соответствующие квалификационным требованиям, предусмотренным приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438) и от 10 февраля 2016 г. N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41337).
6. Отделение осуществляет следующие функции:
а) производство однородной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы и комплексной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы в уголовном и гражданском процессе;
б) обеспечение прав и законных интересов лиц, в отношении которых проводится амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза;
в) обеспечение безопасности в Отделении (предотвращение совершения общественно опасных, суицидальных и других агрессивных действий, а также нарушений режима пребывания в Отделении);
г) оказание медицинской помощи в неотложной форме лицам, в отношении которых проводится амбулаторная судебно-медицинская экспертиза;
д) представление отчетности, сбор и представление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения.
Правила организации деятельности отделения стационарной судебно-психиатрической экспертизы для лиц, не содержащихся под стражей, и отделения стационарной
судебно-психиатрической экспертизы для лиц, содержащихся под стражей
1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности отделения стационарной судебно-психиатрической экспертизы для лиц, не содержащихся под стражей (далее — Отделение), и отделения стационарной судебно-психиатрической экспертизы для лиц, содержащихся под стражей (далее — Отделение для лиц, содержащихся под стражей).
2. Отделение и Отделение для лиц, содержащихся под стражей, являются структурными подразделениями медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях.
3. В Отделении могут содержаться:
а) подозреваемые и обвиняемые (включая подсудимых), не содержащиеся под стражей;
б) потерпевшие по уголовным делам, свидетели по уголовным и гражданским делам;
в) гражданские истцы и гражданские ответчики;
г) лица, в отношении которых решается вопрос об их гражданской дееспособности;
д) лица, по жалобе которых дело рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.
4. В Отделении для лиц, содержащихся под стражей, могут содержаться лица, содержащиеся под стражей и направленные на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу.
5. Штатная численность Отделения и Отделения для лиц, содержащихся под стражей, определяется исходя из количества производимых судебно-психиатрических экспертиз и устанавливается руководителем медицинской организации, в состав которой входят Отделение и Отделение для лиц, содержащихся под стражей, с учетом рекомендуемых штатных нормативов Отделения и Отделения для лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных приложением N 5 к Порядку проведения судебно-психиатрической экспертизы, утвержденному настоящим приказом.
6. Оснащение Отделения и Отделения для лиц, содержащихся под стражей, осуществляется в соответствии со стандартом оснащения Отделения и Отделения для лиц, содержащихся под стражей, предусмотренным приложением N 6 к Порядку проведения судебно-психиатрической экспертизы, утвержденному настоящим приказом.
7. На должности медицинских работников Отделения и Отделения для лиц, содержащихся под стражей, назначаются специалисты, соответствующие квалификационным требованиям, предусмотренным приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438) и от 10 февраля 2016 г. N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N41337).
8. Отделение и Отделение для лиц, содержащихся под стражей, осуществляют следующие функции:
а) производство однородной стационарной судебно-психиатрической экспертизы и комплексной стационарной судебно-психиатрической экспертизы в уголовном и гражданском процессе;
б) обеспечение прав и законных интересов лиц, в отношении которых производится стационарная судебно-психиатрическая экспертиза;
в) обеспечение безопасности в Отделении и Отделении для лиц, содержащихся под стражей (предотвращение совершения общественно опасных, суицидальных и других агрессивных действий, нарушений режима пребывания в Отделении и Отделении для лиц, содержащихся под стражей);
г) оказание медицинской помощи лицам, в отношении которых производится стационарная судебно-психиатрическая экспертиза;
д) представление отчетности, сбор и представление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения.