Содержание:
Минздрав России предлагает отменить монетизацию льгот на лекарства
В ходе состоявшегося на прошлой неделе специального заседания Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека эксперты обсудили ряд проблем, связанных с монетизацией льгот на лекарственное обеспечение. Заместитель Министра здравоохранения Наталья Хоровая отметила, что в России почти 76% льготников отказались от бесплатного лекарственного обеспечения, выбрав монетизацию льготы. Напомним, что с 1 февраля 2018 года ежемесячная стоимость набора социальных услуг составляет 1075 руб., из которых на обеспечение необходимыми медикаментами предусмотрено 828 руб. (Информация Пенсионного фонда России от 29 января 2018 г.). Всего на монетизацию, по данным министерства, направлено 118 млрд руб. «Таким образом нарушается страховой принцип предоставления лекарств. Это привело к дефициту средств на закупку медикаментов для остальных льготников, – убеждена Наталья Хоровая. – В связи с чем мы ставим в министерстве вопрос либо об отмене монетизации, либо о совершенствовании нормативно-правовых актов, в том числе в рамках реализации действующего постановления о поддержке развития медпромышленности и улучшения лекарственного обеспечения».
С тем, что монетизация социального обеспечения приводит к разбалансированию системы льготного предоставления лекарственных препаратов, согласен также руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко. «Значительная часть отказавшихся от льготного лекарственного обеспечения в пользу денежной компенсации имеют инвалидность и должны принимать лекарства. Конечно, не все из них нуждаются в постоянном приеме лекарственных препаратов, но для большинства – эта помощь необходима, – убежден он. – Система льготного обеспечения лекарствами создана была для того, чтобы минимизировать проблемы со здоровьем, а также лечение в стационарах». С такой позицией согласен и заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор Игорь Бондарь. «Если дать человеку бесплатно вовремя таблетку, дальнейшая экономия будет колоссальная: на стационары, больничные листы и вызов скорой помощи. Увеличится количество рабочих дней, а значит, и налогов», – считает он.
В связи с отказом федеральных льготников от набора соцуслуг в пользу ежемесячной денежной выплаты (далее – ЕДВ) страдают также и региональные льготники, имеющие право на бесплатное лекарственное обеспечение только в рамках п. 5 постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», считает заместитель председателя Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров.
Напомним, что к примеру, инвалиды, дети-инвалиды, блокадники, участники и ветераны войн, «чернобыльцы» и «семипалатинцы» имеют право на получение социальной услуги по лекарственному обеспечению по двум основаниям и из двух источников финансирования: из федерального бюджета (ст. 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; далее – Законом о государственной социальной помощи) и по региональной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (постановление Правительства РФ № 890). Однако ветераны войны и труда, многодетные и малоимущие семьи, а также беременные женщины и безработные имеют право на дополнительные льготы на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения только за счет региональной программы помощи гражданам (абз. 4 п. 5 постановления Правительства РФ № 890). «При этом в случае отказа от получения лекарств по федеральной программе в пользу ЕДВ федеральные льготники полностью получают необходимые лекарства за счет средств регионального бюджета. Это уменьшает объем финансирования лекарственного обеспечения граждан, которые не имеют права на предоставление набора социальных услуг или денежной компенсации, и обеспечиваются бесплатными лекарствами только за счет средств регионального бюджета», – пояснил Бобров.
В целях обеспечения социальной справедливости и исключения получения одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям СПЧ предложил Правительству РФ исключить это дублирование путем отмены постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890.
Эксперты также отметили, что отсутствие надлежащего финансирования либо перебои с финансированием поставок лекарств приводят к их хроническому отсутствию для лечения даже распространенных заболеваний по рецептам врачей (диабет, онкозаболевания, астма, глаукома и др.). «Требуется оптимальное решение вопроса соотношения федерального и регионального источников обеспечения населения лекарственными средствами», – считает Евгений Бобров. Он предложил правительству оценить возможность привлечения источников внебюджетного финансирования, а также проработать другие эффективные гарантии поддержки реализации права граждан на лекарственное обеспечение.
Добро пожаловать!
Медико-фармацевтический холдинг «Северо-Запад» — это группа компаний, включающая в себя предприятия оптовой и розничной торговли медицинскими товарами, медикаментами, медицинской техникой и оборудованием, медицинскими расходными материалами, парафармацией, изделиями медицинского назначения и другой аптечной продукцией; организации строительства и комплексного оснащения медицинских учреждений.
Головная компания холдинга – НАО «МФК Северо-Запад» основана 16 апреля 1992 года.
Обзор региональных закупок льготных препаратов по итогам 1 квартала 2018 года
Помимо федеральной также существует и территориальная программа, реализуемая за счёт региональных бюджетных средств, которая предусматривает получение лекарственных средств бесплатно или с 50%-ной скидкой и регламентируется Постановлением Правительства РФ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В некоторой степени программа дублирует и может являться заменой федеральной программе ОНЛС, потому что льготник может быть, как федеральным, так и региональным.
По оценкам, объём региональной льготы сравним с федеральной программой. В 1 квартале 2018 года было закуплено 23,9 млн. упаковок лекарств на сумму 25,6 млрд. рублей. При сравнении с аналогичным периодом прошлого года закупки выросли на 68,7% в стоимостном и на 35,7% в натуральном выражении.
В региональной программе доля отечественных препаратов выросла на 1,3% относительно первого квартала 2017 г. и составила 64,2% в упаковках. Однако из-за более низкой цены российские лекарства занимают в денежном выражении долю только 26,7% (-3,1%).
Средневзвешенная стоимость одной упаковки отечественного средства составила 445 рублей, в то время как упаковка лекарства иностранного производства стоит дороже почти в пять раз – 2 192 рубля.
В 1 квартале 2018 года в региональной программе участвовало 495 компаний. В рейтинге производителей в основном представлены иностранные корпорации. В текущем году производители Johnson&Johnson и Novo Nordisk показали максимальный прирост закупок (+265,3% и +159,0% соответственно), в результате чего отечественная компания «Биокад» потеряла свои позиции (-2 строчки). Другая российская фирма «Натива» сумела сохранить за собой 8 место, нарастив объём продаж на 104,2%. Реализация бронходилатирующего средства компании «Формисонид» увеличилась на 110,0%. Кроме того, в 2018 году регионы стали закупать два новых противоопухолевых средства «Сунитиниб-Натив» и «Дазатиниб-Натив», производимых «Натива», — аналоги импортных препаратов компаний Pfizer и Bristol-Myers Squibb.
ТОП-10 производителей в программе «Региональная льгота» за 1 квартал 2018 года
Для обеспечения работы ОНЛС, мы предлагаем ИТ-решение 1С.ОНЛС
Обеспечения Населения Лекарственными Средствами
Программный продукт 1С:ОНЛС предназначен для автоматизации обеспечения населения льготными лекарственными средствами. Централизованная база позволяет оперативно получать любую отчетность по системе. Продукт имеет встроенные средства интеграции в сторонние медицинские системы.
Лекарственное обеспечение
Уважаемые пациенты!
Мы рады приветствовать Вас на нашей страничке по льготному лекарственному обеспечению!
- Что надо знать о льготном лекарственном обеспечении.
Программа «Обеспечение необходимыми лекарственными средствами» ( ОНЛС), реализуемая во исполнение закона № 122 – ФЗ « О государственной социальной помощи» от 22.08 2004г, — это грандиозный и масштабный проект по оказанию лекарственной помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на меры государственной социальной поддержки.
Нормативные документы по организации льготного лекарственного обеспечения:
— Конституция Российской Федерации;
— Федеральный закон от 17. 07. 99 №178- ФЗ « О государственной социальной помощи»
— Постановление Правительства РФ № 890 от 30.07.1994г «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
— Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ№ 110 от 12. 02. 2007г. « О порядке назначения и выписывания лекарственных средств , изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания»;
— Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1175н г. Москва «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»
— Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18. 09. 2006г № 665 « Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение социальной помощи»;
— Приказ правительства Московской области от 04. 02. 2013г № 106 «Об утверждении Перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно и с 50% скидкой»;
— Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам РФ на территории Московской области бесплатной медицинской помощи».
II. Кто относится к льготной категории граждан (согласно Постановления Правительства РФ № 890 от 30.07.1994г) :
Существует 2 категории льготного обеспечения граждан РФ:
— за счет средств федерального бюджета ( федеральные льготники);
— за счет средств регионального бюджета ( региональные льготники);
1. Категории населения, получающие льготное лекарственное обеспечение из федерального бюджета:
— инвалиды войны;
— участники Великой Отечественной войны;
— военнослужащие, ставшие инвалидами;
— ветераны боевых действий;
— лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
— члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
— граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы
в 1986-1987 годах;
-инвалиды труда 1, 2, 3 группы;
— несовершеннолетние узники концлагерей, признанные инвалидами;
— несовершенные узники концлагерей, созданных фашистами.
2. Заболевания и категории граждан, зарегистрированных на территории Московской области, лечение которых происходит за счет средств бюджета Московской области:
2.1. бесплатное обеспечение лекарственными препаратами при заболеваниях:
-бронхиальная астма;
— сахарный диабет;
— онкологические заболевания
(и других заболеваний, согласно Постановлению Правительства РФ № 890 от 30.07.1994г);
2.2. обеспечение лекарственными препаратами с 50% скидкой со свободных цен:
— труженики тыла;
— реабилитированные;
— лица, родившиеся до 01.01 1935 года.
III. Какие документы необходимо предоставить пациенту при обращении в лечебно- профилактическое учреждение для выписки льготных рецептов впервые:
Для внесения данных о новом пациенте в компьютерную базу федеральных и региональных льготников необходимо предоставить оператору кабинета по выписке льготных рецептов ( кабинет № 23 в поликлинике на Матросова, 13 или в регистратуре поликлиники на Лётной ,34) следующие документы:
— паспорт гражданина РФ;
— документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг (справка, подтверждающая факт инвалидности);
— решение о назначении ежемесячной денежной выплаты, выданное Пенсионным фондом ( справка о ЕДВ);
-страховой медицинский полис;
-СНИЛС;
IV. Кто имеет право на выписку льготных рецептов:
Участковый терапевт, врач общей практики, врач- специалист, включенные в Регистр врачей, имеющих право на выписку льготных рецептов, и непосредственно осуществляющий лечение пациента.
V. Какие лекарственные препараты Вы можете получить по льготному лекарственному обеспечению:
-Перечень лекарственных препаратов для федеральных льготников формируется согласно приказу министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 сентября 2006 года № 665.
— Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых льготной категории населения Московской области ( региональные льготники), согласно Приказа правительства Московской области от 04. 02. 2013г № 106.
VI. Порядок выписки льготных рецептов:
После очного осмотра пациента из льготной категории, врач назначает лечение с учетом ассортимента и объема льготных лекарственных средств в аптеках Мытищинского района, делает запись в амбулаторной карте о наименовании назначенного лекарственного препарата. Лекарственные средства назначаются по медицинским показаниям, исходя из диагноза пациента и утвержденного Перечня лекарственных средств.
Пациент с рекомендациями лечащего врача идёт в кабинет компьютерной выписки льготных рецептов( кабинет № 23 в поликлинике на Матросова, 13 или в регистратуре поликлиники на Лётной ,34), где оператор, следуя алгоритму действий по вводу данных для оформления льготного рецепта, автоматически, с использованием программы «Корвет» , оформляет льготный рецепт.
Рецепт выписывается в 3 экземплярах, подписывается лечащим врачом или врачебной комиссией поликлиники. Один их экземпляров вклеивается в амбулаторную карту, два других отдаются пациенту.
На одном рецептурном бланке установленной формы для отпуска бесплатно выписывается одно наименование лекарственного средства на латинском языке по международному непатентованному наименованию. Указывается также форма выпуска, дозировка, необходимое количество лекарственного препарата на рекомендованный курс лечения. Рецепт заверяется печатью поликлиники.
Лекарственные средства для льготной категории граждан выписываются на курс лечения до 1 месяца. Льготной категории граждан пенсионного возраста и инвалидам 1 группы возможно оформление льготного рецепта на курс лечения до 3-х месяцев ( согласно приказу МЗ РФ №1175 от 20.12.2012г).
В отдельных случаях (дорогостоящие препараты, выписка на срок более 1 месяца и др.) рецепты подписываются врачебной комиссией поликлиники.
Лекарственные средства можно получить по предъявлению рецепта только в той аптеке, которая указана в информационном листе рецепта.
В случае временного отсутствия необходимого лекарственного средства, аптечная организация организует отсроченное обслуживание рецепта.
Пациенту, находящемуся на стационарном лечении, выписка бесплатных лекарственных средств и изделий медицинского назначения НЕ ДОПУСКАЕТСЯ. Исключением является лечение в дневных стационарах при амбулаторно-поликлиническом учреждении.
Формирование заявки на лекарственные препараты для льготной категории граждан:
Формирование заявки на лекарственные средства для обеспечения лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, осуществляется лечащими врачами поликлиники в соответствии со списками льготных категорий граждан и данными паспортов врачебных участков, с учетом Перечней лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача бесплатно.
Электронный регистр персонифицированной потребности в лекарственных препаратах по федеральной и региональной льготе на основании заявок от лечащих врачей формирует ответственная за работу по льготному лекарственному обеспечению заместитель главного врача по КЭР Григорцовская Ирина Юрьевна.
Заявка на лекарственные средства для обеспечения льготной категории граждан ежемесячно составляется по бланку, утвержденному Министерством здравоохранения Московской области, в установленные сроки и в соответствии с установленными объемами финансовых средств.
Если пациенту по жизненным показаниям необходимо лекарство, не входящее в утвержденный перечень, выписка такого рецепта осуществляется по решению Контрольно-экспертной комиссии Министерства здравоохранения Московской области
Что надо делать в случае утери рецепта на бесплатные лекарственные средства?
В случае утери рецепта следует обязательно обратиться к врачу, выписавшему рецепт. Это необходимо как для получения нового рецепта, так и для того, чтобы никто не мог воспользоваться утерянным рецептом. Врач должен сделать запись в амбулаторной карте больного и направить информацию об утере рецепта в фармацевтическую организацию.
Актуальная информация о наличии лекарственных препаратов в аптеках:
Если у Вас возникли вопросы об обеспечении лекарственными препаратами обращайтесь
к Лоиковой Ольге Алексеевне (заведующей терапевтическим отделением №2 )
по адресу ул.Матросова д.13 каб. 10
Особенности льготного лекарственного обеспечения регионов России
Обеспечение необходимыми лекарствами на льготной основе получило неравномерное развитие по российским регионам. И совершенствование этой системы является основной задачей в сфере ОНЛС. Как развивалась программа ОНЛС в регионах России? Какими нормативными актами регулируется льготное лекарственное обеспечение в регионах? Как обстоит ситуация с финансированием и обеспечением необходимыми лекарственными средствами программы льготного лекарственного обеспечения в 2017 году? Ответим на эти вопросы в данной статье.
История развития льготного обеспечения ЛС
Развитие рыночной экономики обозначило проблему льготного предоставления лекарственных средств. В 90-е годы стали проявляться многочисленные проблемы: ухудшавшееся здоровье населения и снижение уровня и продолжительности жизни, дефицит финансирования здравоохранения. Все это привело к большим долгам фармацевтическим компаниям за производство и отпуск медикаментов по бесплатным рецептам. Тогда, в 1994 году, Постановлением Правительства №890 были утверждены категории граждан, заболевания которых требуют бесплатного или льготного отпуска ЛС. Однако должного финансирования программа не получала: долги накапливались по несколько месяцев на фоне роста товарооборота, что отрицательно сказывалось на качестве лекарственной помощи.
Контроль порядка отпуска ЛC в экономически стабильных регионах давал прекрасные результаты: больше не выдавались поддельные рецепты, выявлялась необоснованная выписка лекарств. Однако практически повсеместно обеспечение не производилось в полном объеме. Государством и регионами не выделялись необходимые средства для реализации программы. Реформирование системы здравоохранения в рамках льготного лекарственного обеспечения началось с 2005 года. В законодательстве были определены основополагающие идеи, на которых в 2017 году выстроено ОНЛС. К его основным принципам относятся:
- Персонификация учета помощи;
- Единство ценовой политики;
- Пропорциональное распределение финансирования регионов.
В настоящее время много внимания уделяется вопросам ценообразования. Предлагается несколько вариантов изменения ценообразования. При этом важно подчеркнуть, что практика показала необходимость возвращения к регулируемому подходу к ценообразованию. Для расчета референтных цен, безусловно, сначала придется зарегистрировать цены на ЛС, а потом производить необходимые расчеты.
Современное правовое регулирование ОНЛС
И сегодня в регионах система обеспечения бесплатными лекарствами функционирует нестабильно ввиду дефицита финансов. Современная структура, основанная на Федеральном законе «О государственной социальной помощи» значительно сужает охват граждан. По сути, она является дискриминационной для значительной части населения. Даже при наличии льгот в регионах значительную часть лекарств приходится покупать самостоятельно. Причин этому несколько: недостаточность закупок, их несвоевременность, низкое качество закупаемых по контракту ЛС.
С 2008 года в стране кардинально иначе стали распределяться полномочия между федеральными органами и властями субъекта. В соответствии с Федеральным законом №230 был внесен ряд поправок в отдельные законодательные акты. Так, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения стала реализовать и контролировать дополнительное лекарственное обеспечение для нуждающихся в дорогостоящем медикаментозном лечении гемофилией, болезнью Гоше, рассеянным склерозом и пр.
Вторая составляющая программы, предусматривающая выдачу лекарственных средств и лечебного питания для детей-инвалидов в формате компонента набора социальных услуг регламентирована Федеральным законом №178. В соответствии с этим законом ОНЛС реализуется на уровне субъекта, но за счет федерального бюджета. Часть денежных средств выделяется и из региона.
Проблемы обеспечения ЛС в некоторых регионах страны
За период реализации программы гражданам стали более доступны жизненно важные препараты, произошло снижение смертности среди населения, улучшилось качество жизни пациентов по ряду нозологий, снизилась нагрузка на госпитальный сегмент системы здравоохранения. Однако в каждом регионе есть свои проблемы и особенности реализации ОНЛС. К примеру, в Тамбовской области анализ сложившейся ситуации показывает следующее:
- Количество больных по семи высокозатратным нозологиям растет, при этом помощь получает меньше граждан, по сравнению с прошлыми годами;
- Снижение трат на лекарства при условии роста затрат на отпуск препаратов и увеличения количества выписываемых бесплатных рецептов;
- Уменьшение льготников в регионе, записанных в Федеральный реестр лиц, получающих НСУ, однако все больший процент из них обращается за обеспечением необходимыми лекарственными средствами;
- Увеличение численность льготников, обладающих правом на льготное обеспечение ЛС из средств региона, но вот обращаются за лекарственной помощью они реже, чем еще 5-7 лет назад.
В области случаются перебои с лекарственными средствами. Особенно чувствуется это в январе, когда поставки по новым государственным контрактам еще не произведены. Складские остатки в крайне малых объемах выдаются больным, однако порой этого не хватает, соответственно, людям приходится за собственный счет покупать дорогие препараты. Таким образом, в области намечена тенденция к постепенному увеличению выписываемых в поликлиниках рецептов, росту их стоимости и наращиванию финансирования контрактов на закупку отпускаемых медикаментов.
Санкт-Петербург, несмотря на статус города федерального значения, также не безупречен по части бесплатного отпуска ЛС. Жители отмечают нехватку лекарств, особенно, в начале года. Задержки могут длиться до четырех месяцев. При этом в дефицитный список попадают и жизненно важные препараты – инсулин, спреи, блокирующие приступы астмы. Их отсутствие может привести, в том числе к тяжелым последствиям и даже летальному исходу.
Недостающие препараты являются, как правило, дорогостоящими, что делает весьма затруднительным процесс их покупки. А дальнейшая компенсация становится возможной только после изучения комиссией социального положения гражданина. Кроме того, предоставление такого рода помощи обычно разовое и не покрывает значительной части расходов человека.
В Республике Дагестан недостаточное обеспечение лекарствами спровоцировало отказ многих льготников от набора социальных услуг. По мнению жителей региона, получение рецептов затруднено и затянуто. Добиться качественных зарубежных препаратов сложно. Так, практически повсеместно возникают перебои даже с жизненно необходимыми препаратами.
Стоит отметить, что, несмотря на реформирование системы обеспечения необходимыми лекарственными средствами в стране, все еще на современном этапе развития есть проблемы со стабильностью поставок, трудностью получения рецептов. Подобные трудности наблюдаются в большинстве регионов страны. В целом же, программа развивается и становится все более эффективной и экономически, социально оправданной.
Список льготных лекарств на 2017 год
Обеспечение необходимыми лекарственными средствами граждан происходит в рамках социальной программы. Одним из ее разделов является оказание помощи определенной категории граждан, выраженной в выдаче лекарств по рецепту. Лечение в Российской Федерации может обойтись гражданам достаточно дорого, а для некоторых категорий лиц и вовсе не доступно. Представители власти реализуют различные социальные программы для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан, одной из которых является схема их обеспечения необходимыми медикаментами. Ежегодно на мероприятие выделяется более 100 миллионов рублей. Какие лекарства входят в перечень льготных по программе ОНЛС? Какими нормативными документами регламентируются перечни таких препаратов на 2017 год? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Законодательное регулирование
Обеспечение необходимыми лекарственными средствами осуществляется в соответствии с ФЗ-178 от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи». Фактическая реализация мероприятия регламентируется Конституций Российской Федерации. Список лекарственных препаратов утвержден Приказом № 665 Министерства Здравсоцразвития от 18.09.2006 года, а порядок назначения и выписывания рецептов определяется Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 110 от 12. 02. 2007г.
Формирование списка
Перечень препаратов состоит из постоянно меняющегося количества лекарственных средств, идентифицирующихся по международным непатентованным наименованиям. Их отличительная особенность заключается в распространенности применения льготной категорией граждан, в числе которых находятся и пожилые люди.
При составлении списка ответственными специалистами Минздравсоцразвития, были учтены такие факторы, как причины смертности конкретной категории граждан с учетом сферы хронической болезни, а также структура заболеваемости и распространенность недуга. Составители перечня изучали региональные программы льготников с целью придания актуальности списку лекарственных препаратов. В ходе анализа было решено выделять медикаменты для поддержания нормальной жизнеспособности граждан при следующих заболеваниях:
- Сахарный диабет;
- Бронхиальная астма;
- Глаукома;
- Ревматизм;
- Психические расстройства;
- Гипертензия;
- Онкология;
- Туберкулез.
При выборе обычно учитывается эффективность лекарства, показатели безопасности, наличие и тяжесть нежелательных побочных реакций, а также экономическая составляющая — как правило, это не просто стоимость упаковки лекарства, а стоимость всего курса лечения и возможных дополнительных затрат в случае неэффективного лечения.
Классификация лекарственных препаратов по фармакологической группе
В списке медикаментов, полагающихся к бесплатной выдаче льготной категории граждан, содержатся множество препаратов, предназначенных для обеспечения нормализации функционирования организма. Учитывая деление лекарств на фармакологические группы, можно классифицировать их в соответствии с видами заболеваний. Льготные препараты предназначены для устранения симптомов, лечения или поддержания организма. Учитывая общепринятую классификацию, можно отметить лекарства, которые, в соответствии с социальной программой, предлагаются к бесплатной выдаче:
- Витамины;
- Диуретики;
- Глюкокортикоиды;
- Анальгетики;
- Анестетики;
- Миорелаксанты;
- Антидепрессанты.
Главными критериями для всех препаратов, включаемых в перечень, являются качество, безопасность и эффективность. Учитывая популярность заболеваний, представители власти не обошли людей с хроническими болезнями и включили лекарственные средства, которые являются эффективными в лечении заболеваний:
- Пищеварительного тракта;
- Обмена веществ;
- Сахарного диабета;
- Сердца;
- Сосудов;
- Дерматоза;
- Тромбоза;
- Нервной системы;
- Мочеполовой системы;
- Половой системы;
- Щитовидной железы;
- Костей;
- Дыхательной системы.
Отдельно классифицируются препараты для лечебного питания, седативные и снотворные, противоэпилептические, противобактериальные, противоопухолевые, офтальмологические, противоревматические, инсектициды, репелленты. Каждый препарат из перечня получил заключения нескольких центров экспертизы, которые оглашаются на заседании комиссии, а также набрал определенное количество баллов, которые начисляются по различным, четко определенным критериям.
Категория граждан, которая может рассчитывать на помощь
Главной целью социальной политики Российского государства является последовательное повышение уровня и качества жизни населения, соблюдения основных социальных гарантий, организация дополнительного обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами по рецептам врачей.Лекарственные препараты выдаются гражданам при наличии конкретных хронических заболевания при условии отнесении их к льготному списку лиц:
- Участники военных действий, являющиеся ветеранами или ставшие инвалидами в результате выполнения боевых заданий;
- Военнослужащие, получившие при исполнении трудовых обязанностей увечья, которые послужили причиной потери трудоспособности и обусловили получение статуса инвалида;
- Узники мест лишения свободы, имеющие статус несовершеннолетних лиц, в период Второй Мировой войны;
- Военнослужащие, призванные на военные сборы в период с 1945 до 1957 года с целью проведения операций по разминированию и боевому тралению;
- Лица, которые осуществляли деятельность в период войны, связанную со строительством военных объектов;
- Члены семей погибших во время исполнения профессиональных обязанностей военнослужащих и участников боевых действий;
- Инвалиды;
- Лица, подвергшиеся радиационному воздействию во время техногенных аварий;
- Дети-инвалиды, дети до 3 лет и дети до 6 лет из многодетных семей.
Для каждой категории граждан существуют свои особенности в формировании перечня, и собственно, сами списки лекарственных препаратов существенно отличаются. Подробные перечни лекарств для определенных категорий граждан представлены в следующих статьях:
Многие граждане льготной категории не владеют информацией о положенных им льготах. Медицинские работники обязаны проводить разъяснительную работу о возможности получения лекарственных препаратов на бесплатной основе в случае, если пациент относится к льготной категории граждан, а также является обладателем хронической болезни, которая лечиться медикаментами из регламентируемого списка.