Содержание:
Оформление земли в собственность — самая простая инструкция
Для оформления земельного участка в общую долевую собственность необходимо изготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, провести межевание и поставить земельный участок на кадастровый учет.
Владивосток, ИА Приморье24. Дляоформления земельного участка в общуюдолевую собственность необходимоизготовить и утвердить схему расположенияземельного участка на кадастровом планетерритории, провести межевание ипоставить земельный участок на кадастровыйучет.
Уполномоченное лицо либо собственникпомещений (как жилых, так и нежилых) вмногоквартирном доме обращается сзаявлением на имя главы города Владивостокао формировании земельного участка подмногоквартирным домом. Образцы заявленийразмещены на сайте, и на первомэтаже управления градостроительстваи архитектуры по адресу: ул. Западная,15. В заявлении указывается обратныйадрес для отправки корреспонденции,телефон для связи. К заявлению от одногособственника помещений в многоквартирномдоме прилагаются следующие документы:
1. Копия документа, удостоверяющеголичность заявителя;
2. Копия свидетельства о государственнойрегистрации права собственности напомещение в данном доме;
3. В случае если заявление подает лицо,уполномоченное общим собраниемсобственников, необходим протоколобщего собрания собственников помещенийв доме о выборе уполномоченного лица ирешении общего собрания всех собственниковпомещений в доме о формировании земельногоучастка под многоквартирным домом(включая собственников нежилых помещений);
4. Решение по каждому вопросу повесткидня, с подтверждением волеизъявлениялица при очном голосовании или копиирешений собственников, принимавшихучастие при заочном голосовании.
После получения обращения отсобственников управлением градостроительстваи архитектуры администрации городаВладивостока с учетом градостроительногои земельного законодательстваизготавливается схема расположенияземельного участка на кадастровом планетерритории, которая утверждаетсяраспоряжением.
Далее управлением градостроительстваи архитектуры администрации городаВладивостока проводятся мероприятияпо подготовке и заключению муниципальныхконтрактов на выполнение межевания споследующей постановкой на государственныйкадастровый учет земельных участков,которые оплачиваются за счет бюджетныхсредств в течение финансового года.
После предоставления кадастровыхпаспортов организацией, заключившеймуниципальный контракт, кадастровыепаспорта земельных участков направляютсясобственникам помещений многоквартирногодома заказным письмом с уведомлением.
С момента кадастрового учета земельныйучасток является общей долевойсобственностью.
По всем интересующимвопросам, Вы можете обратиться вуправление градостроительства иархитектуры администрации города,которое расположено по адресу ул.Западная, 15, или созвониться соспециалистами отдела градостроительногомежевания, которые занимаются работойпо формированию земельных участков подмногоквартирными домами, по тел. 252-76-25в рабочие дни с 9.00 до 18.00.
Как получить землю в Приморье: поправки в законодательство и оригинальные нововведения. АНАЛИТИКА
14 Апреля 2017, 16:30
Самостоятельный выбор бесплатного гектара, упрощенное оформление участка для резидентов Свободного порта Владивосток, выдача земли многодетным – о том, как в Приморье обзавестись наделом для строительства собственного дома или развития бизнеса – в нашем аналитическом обзоре.
Большой дом с садиком – мечта многих семей. Первое, что требуется для ее воплощения в жизнь, – наличие подходящего земельного участка. Возможность обзавестись наделом дал многодетным семьям Приморья инициированный Президентом РФ закон №837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, в Приморском крае» .
Согласно закону, принятому в 2011 году, граждане, имеющие трех и более детей, могут бесплатно получить для индивидуального жилищного строительства от 7 до 20 соток земли. Для этого необходимо подать заявление на включение в реестр в своем муниципальном образовании и дождаться жеребьевки участков, которые проводят местные администрации. На сегодняшний день более 7,5 тысяч многодетных семей Приморья уже получили бесплатную землю.
В 2013 году по инициативе главы Приморья Владимира Миклушевского разработан краевой закон, который дал возможность получить бесплатную землю у государства молодым семьям и с двумя детьми – закон № 250-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края.
По закону молодым семьям и семьям, воспитывающим двух детей, земельный участок предоставляется на пять лет в аренду по стоимости земельного налога. В этот срок семья должна построить на участке жилой дом. Если жилье построено, по истечению пяти лет семья получает данный участок в собственность бесплатно. Подать заявление на включение в очередь можно в администрации своего муниципального образования.
Сегодня на такие участки претендуют около 13,5 тысяч семей, но поскольку приоритет в получении земли имеют многодетные семьи, пока получателями участка по краевому закону стало всего около 700 человек. Выдавать участки молодым семьям муниципалитет имеет право только тогда, когда на территории отработаны все заявки многодетных.
Для ускорения данного процесса принят ряд поправок на краевом уровне. Во-первых, претендовать на участок молодые семьи и семьи, воспитывающие двух детей, теперь могут в границах другого муниципального образования. Во-вторых, регулярно «прогуливающие» жеребьевки многодетные лишаются приоритета перед молодыми при получении земли.
Данный закон подразумевает предоставление любому гражданину Российской Федерации участков независимо от их места жительства площадью не более одного гектара на территории Дальнего Востока. Земля предоставляется сроком на пять лет на основании договора безвозмездного пользования. Использовать участок можно для любых целей, не запрещенных законами РФ, например, для строительства дома, ведения сельского хозяйства, предпринимательства. Если гражданин в течение пяти лет освоил полученный гектар, он получает право подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду на срок до 49 лет.
Подать заявку на получение гектара можно в специальной информационной системе НаДальнийВосток.РФ , в Центре поддержки или в МФЦ.
Право на получение земельных участков в аренду без торгов, по кадастровой стоимости предоставили компаниям, получившим статус резидента Свободного порта Владивосток – Федеральный закон № 212-ФЗ «О Свободном порте Владивосток» .
Режим порто-франко распространяется на 16 муниципальных образований Приморского края, включая их морские акватории, – это Артем, Владивосток, Большой Камень, Находка, Партизанск, Спасск-Дальний, Уссурийск, Надеждинский, Октябрьский, Ольгинский, Партизанский, Пограничный, Ханкайский, Хасанский, Шкотовский и Лазовский муниципальные районы.
ТОР – это территория с особым правовым режимом ведения предпринимательской деятельности с масштабными налоговыми и административными государственными преференциями
Подать заявку на резидентство в Свободном порту Владивосток можно на сайте Корпорации развития Дальнего Востока. Критерии получения статуса резидента СПВ:
– и ндивидуальный предприниматель или юридическое лицо планирует реализовать на территории Свободного порта новый инвестиционный проект, либо указанные в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности виды предпринимательской деятельности являются для него новыми, то есть не осуществлялись им до даты направления заявки;
– объем капитальных вложений не может быть менее пяти миллионов рублей в срок, не превышающий трех лет со дня включения ИП или юридического лица в реестр резидентов Свободного порта Владивосток.
Земельный участок с готовой инфраструктурой , инженерной и дорожной, предлагают инвесторам в рамках режимов территорий опережающего развития – Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» .
Сегодня в Приморье четыре таких территории – ТОР «Михайловский», распространяющая свое действие на Спасский, Черниговский и Михайловский районы, а также ТОР «Надеждинская» в Надеждинском районе, ТОР «Большой Камень» в одноименном городском округе и недавно созданная ТОР «Нефтехимический» в Партизанском районе.
Компания, желающая стать резидентом ТОР, должна быть зарегистрирована и базироваться на территории ТОР, не иметь филиалов вне ТОР. Необходимый минимальный объем инвестиций должен составлять 500 тысяч рублей. Бизнес-проект должен соответствовать видам экономической деятельности.
До 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право бесплатно, без проведения торгов приобрести в собственность земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства. Для этого земельный участок должен соответствовать ряду критериев – № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) .
Этот же документ предусматривает, что получить бесплатно участок гражданин может, если имеет на этом участке жилой дом, право собственности на который возникло у него до 2001 года.
Специалисты предлагают поспешить с решением еще одного важного земельного вопроса. С вступлением в силу нового Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» 2007 года возник термин «ранее учтенный земельный участок» – права собственности на такой участок есть, а информация в Кадастровой палате о нем отсутствует. Для внесения этих данных необходимо провести межевание участка.
На данной поправке акцентируют особое внимание, поскольку не имеющие границ в государственном кадастре участки не отражены и в федеральной информационной системе «На Дальний Восток», с помощью которой сегодня по закону ведется предоставление гектаров. По сути, такая земля становится возможной для предоставления. Избежать спорных случаев и судебных тяжб можно, вовремя обратившись к кадастровым инженерам.
Крупной реформой в области земельных отношений стали принятые в 2015 году изменения в Земельный Кодекс – полностью поменялся порядок предоставления земельных участков.
Предоставление земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта строительства (без проведения торгов) разрешает 171-ФЗ.
Документ отменил необходимость подготовки и согласования акта выбора земельного участка, порядок же предоставления земельных участков опирается на генеральный план территории, правила землепользования и застройки, а также документацию по планировке территории. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, передаются в аренду, в том числе для целей строительства, на торгах, проводимых в форме аукциона.
Также Земельный кодекс РФ дополнен новой главой, устанавливающей закрытый перечень случаев предоставления земельных участков без проведения торгов для юридических лиц: предоставление земельного участка для комплексного освоения территории; участка, образованного в границах застроенной территории, лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории; лицам, являющимся собственниками зданий и сооружений; для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и ряд других случаев. Срок процедуры предоставления участка составляет три месяца.
Новеллой является появившаяся возможность обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности. Обмен допустим в случаях, если земельный участок у частного собственника изымается для государственных или муниципальных нужд либо если в соответствии с документацией по планировке территории предназначен для размещения объекта социальной инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры или на нем уже расположены указанные объекты.
Закон предусмотрел возможность предоставления земельных участков без проведения аукциона и некоторым льготным категориям физических лиц для осуществления индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства. Перечень конкретных территорий и категорий льготников должен быть установлен в законодательстве субъектов Российской Федерации. Земельные участки будут предоставляться в безвозмездное пользование, по истечении 6 лет граждане вправе приобрести их в собственность по кадастровой стоимости. Отметим, что ранее существовавший титул «право безвозмездного срочного пользования» с 1 марта 2015 года именуется как «право безвозмездного пользования», следовательно, признак срочности утрачивает свое значение.
Изменения коснулись и порядка установления сервитута, теперь его можно устанавливать по соглашению с законным владельцем земли, а не только с ее собственником.
Примечательным новшеством является появление в Земельном кодексе РФ статьи, устанавливающей случаи использования земельных участков, находящихся в публичных формах собственности, без прохождения процедуры их предоставления и установления сервитута, а только на основании разрешений уполномоченного органа – это проведение инженерных изысканий, капитальный или текущий ремонт линейного объекта, строительство временных или вспомогательных сооружений, размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, перечень которых установлен Правительством РФ. Указанная норма призвана существенно облегчить жизнь владельцам торговых павильонов и киосков. Для получение указанного разрешения не требуется межевание и присвоение кадастрового номера земельному участку, что снижает затраты для предпринимателей.
Чтобы посвятить граждан во все тонкости внесенных изменений департамент земельных и имущественных отношений установил приемный день для граждан – каждый вторник с 10.00 до 17.00 (время обеда – с 13.00 до 14.00) по адресу: Владивосток, улица Бородинская, 12. Специалисты отвечают на интересующие граждан вопросы и помогают с оформлением необходимых документов.
По адресу: Владивосток, улица Бородинская, 14, 1 этаж, ежедневно с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00 работает Центр поддержки получателей дальневосточного гектара. Здесь также можно получить консультацию по вопросам, связанным с земельным законодательством.
« Горячая линия » департамента работает каждый четверг с 10.00 до 11.00.
Оформление земли в собственность владивосток
Согласно статье 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение. Аукцион является открытым по составу участников и по форме подачи заявок. Порядок проведения аукционов закреплен в статье 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
Информацию о проведение аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, зарегистрированных в собственность Владивостокского городского округа, под индивидуальное жилищное строительство, Вы можете найти в одном из следующих печатных изданий: газетах «Владивосток», «Утро России», а также на официальном сайте администрации города Владивостока www.vlc.ru и на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.
Также сообщаем, что в соответствии с Законом Приморского края от 18.12.2006 №21-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» с 01.02.2007 функциями распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделен Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (690110, г.Владивосток, ул.Светланская, 22, тел. 237-12-98), куда Вы можете обратиться с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка из числа не разграниченных.
Приморцам расскажут, как получить землю и оформить участок в крае
На эти и другие вопросы ответит директор департамента земельных и имущественных отношений Приморья Наталья Соколова.
Одной из главных социальных программ в Приморье является выделение земель многодетным семьям. Работа в этом направлении ведётся регулярно и планомерно. О том, как многодетной или молодой семье получить землю, каким образом правильно оформить земельный участок читателям ИА «Дейта» расскажет директор департамента земельных и имущественных отношений Наталья Соколова.
Вопросы можно задавать уже сейчас!
Геннадий: Скажите можно ли оформить участок под ИЖС в пределах города Владивостока в общем порядке без взяток и знакомств.
Наталья Соколова: Особенности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства регулируются статьями 39.15, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ)
В случае, если земельный участок предстоит образовать, заинтересованный в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории г. Владивостока гражданин подает в департамент заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, соответствующее п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ, с обязательным приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ.
Содержание и форма схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории должны соответствовать требованиям, установленным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».
В случае, если заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка соответствует требованиям ст. 39.15 ЗК РФ и отсутствуют основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка департамент обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, департамент принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе департамент в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае департамент обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также форма заявления и необходимый пакет документов прописан в административном регламенте департамента по предоставлению государственных услуг «Предоставление земельных участков, находящихся в собственности и в ведении Приморского края, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, а также гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности»
С текстом регламента можно ознакомиться на официальном сайте Администрации Приморского края в разделе департамента земельных и имущественных отношений.
Николай: Добрый день. Являюсь многодетным родителем. На жеребьевке в декабре 2014 получен участок в районе улицы Калиновой, кадастровый номер 25:28:050065:535. Всего в данном районе выдано порядка 49 участков. Оформление земли проводилось не совсем корректно с точки зрения оформления документов, поэтому на текущий момент к группе участков абсолютно отсутствуют подъездные пути и возможность освоения участков. Проход возможен только по территории окружающих участков, либо большим крюком через лес. Обращения в архитектуру результата не принесли. Сроки решения вопросов с дорогой неизвестны. Самостоятельно организовать проезд к участку невозможно юридически. Прошу сообщить сроки решения вопроса с подъездными путями к нашему участку.
Наталья Соколова: Обеспечение земельных участков объектами инженерной и дорожной инфраструктуры относится к обязанностям муниципалитетов. Уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований разрабатываются соответствующие программы. Со стороны Администрации Приморского края предусмотрено субсидирование таких мероприятий.
Постановлением Администрации Приморского края от 14 апреля 2014 года № 134-па внесены изменения в государственную программу Приморского края «Развитие транспортного комплекса Приморского края» на 2013 – 2017 годы», которым предусмотрена возможность предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Приморского края на проектирование, строительство подъездных автомобильных дорог, проездов к земельным участкам, предоставленным (предоставляемым) на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей.
Для получения субсидий муниципальные образования в срок до 1 ноября текущего финансового города направляют документы, указанные в
п. 6 порядка предоставления и расходования субсидий за счет средств дорожного фонда Приморского края бюджетам муниципальных образований Приморского края на осуществление дорожной деятельности, утвержденного постановлением администрации края от 7 декабря 2012 года № 394-па.
Кроме того, в Приморском крае действует утвержденная постановлением Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года
№ 398-па государственная программа Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013 — 2017 годы». Данная Программа включает мероприятие «Предоставление субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на обеспечение земельных участков, предоставленных (предоставляемых) на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой».
Ответственными исполнителями данных программ являются департамент градостроительства Приморского края и департамент дорожного хозяйства Приморского края, соответственно. Наш департамент актуальной информацией по данному вопросу не располагает.
Александр, Кировский район: Здравствуйте. Вопрос следующий! Проживаю в Кировском районе, у нас четверо детей. Наконец надумал взять законную землю в 20 соток. Но столкнулся со следующей проблемой. Поговорил с главой, он показал территорию, которую мне могут дать. Там есть поляна на окраине села, а остальное – это лес. Глава говорит, что нужно проходить процесс жеребьевки. Я могу взять землю без жеребьевки? На всю деревню нас две многодетных семьи и соседи уже давно свои 20 соток получили, т.е. мы одни остались. Боюсь, что нам предоставят участок в лесу, и что с ним делать?
Наталья Соколова: В целях исключения коррупционной составляющей Законом о многодетных предусмотрено предоставление земельных участков посредством проведения жеребьевки.
Решение о предоставлении земельных участков принимается уполномоченными органами местного самоуправления без проведения жеребьевки только в случае, если на дату включения сформированного земельного участка в Перечень земельных участков в Реестр включен один гражданин (семья), которому присвоен единственный реестровый номер.
Нужно отметить, что с 1 марта 2015 года распоряжение земельными участками находится в компетенции органов местного самоуправления поселений.
В настоящее время в Закон о многодетных также внесены изменения в части ведения Реестра многодетных и формирования земельных участков для таких целей. Данные полномочия отнесены к полномочиям органов местного самоуправления сельских и городских поселений.
На территории Приморского края действует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей Приморского края» на 2013-2017 годы, в рамках которой реализуются мероприятия по обеспечению жилыми помещениями молодых семей. По вопросам реализации данной программы необходимо обращаться в департамент по делам молодежи Приморского края, являющийся ответственным исполнителем.
Более того, согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются органами местного самоуправления гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие граждане и иные категории граждан, установленные ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14, п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации постановка на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Вадим: Здравствуйте. Мне 37 лет. Женат. Есть сын 1,7 жду второго ребенка. Своей жил площади нет.Квартиру снимаю. Жена не работает. Постоянную работу найти не могу, т.к. раннее (9 лет назад) был судим, и по этой причине, работодатели отказывают в трудоустройстве. Существует ли соц программа, которой я могу воспользоваться для улучшения жилищных условий.
На территории Приморского края действует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей Приморского края» на 2013-2017 годы, в рамках которой реализуются мероприятия по обеспечению жилыми помещениями молодых семей. По вопросам реализации данной программы необходимо обращаться в департамент по делам молодежи Приморского края, являющийся ответственным исполнителем.
Более того, согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются органами местного самоуправления гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие граждане и иные категории граждан, установленные ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14, п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации постановка на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Федор: Моим родителям в 1996 году колхозом был выделен участок земли из общественных земельных угодий выделяется в личное пользование семьи 0,25 га не включая постройки (согласно в то время действующего устава колхоза). В 1995 году после смерти моего отца, я вступил в наследство но мне оформили в собственность 1500 кв.м для личного подсобного хозяйство (это одно свидетельство государственной регистрации), (и вторым свидетельством) оформили в собственность дом. У меня 2 сына у которых п 2 ребенка у каждого, живем мы в г. Большой Камень. Где и как можно получить грамотную, за умеренную плату консультацию. Я – пенсионер.
Сотрудники департамента еженедельно по вторникам с 10 до 11 утра готовы оказать бесплатнуюконсультативную и методическую помощь по вопросу разъяснения порядка оформления земельных участков на территориях Владивостокского и Артемовского городских округов, Шкотовского и Надеждинского муниципальных районов по следующим телефонам:
237-20-23 — начальник отдела по управлению и распоряжению земельными участками, расположенными на территории Владивостокского городского округа — Фигуркина Татьяна Борисовна
260-48-57 — начальник отдела доходов и подготовки договоров на земельные участки — Гребенюк Ия Владимировна
236-31-86 — и. о. начальника отдела по организации торгов и учету расходов — Пашаева Татьяна Эхрамовна
236-27-23 — начальник отдела информационного обеспечения и управления землями сельскохозяйственного назначения — Аброськин Сергей Иванович
236-12-94 — начальник отдела по работе с территориями и управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Приморского края — Пынько Александра Александровна
236-61-34 — начальник отдела судебной практики и нормативно-правового обеспечения — Гуйдик Ирина Викторовна
236-00-65 — заместитель директора департамента по земельным отношениям — Терехов Илья Александрович.
Кроме того, еженедельно по вторникам с 10.00 до 17.00 ведется прием граждан по вопросам предоставления государственных услуг начальниками указанных отделов.
Если интересуемый участок расположен на территории города Большой Камень, консультацию возможно получить в администрации города. График приема граждан размещен на официальном сайте администрации http://www.bk.pk.ru/reception/howto/.
Валерий: Как оформить гараж в собственность, просьба по шагам? Ряд капитальных гаражей построен в 90-е. По сути самострой. Прежнего кооператива, который ранее получал разрешение на строительство, не существует. Старое разрешение утрачено. Хочу оформить только свой гараж, кооператив мне не нужен, ни создавать, ни вступать ни в какой не хочу.
Наталья Соколова: Земельным кодексом Российской Федерации (и в редакции, действовавшей до 01.03.2015, и в действующей после 01.03.2015 редакции) установлено, что исключительным правом на приобретение земельного участка в собственность или аренду обладают собственники зданий, сооружений, в том числе капитальных гаражей, расположенных на этих земельных участках.
Право собственности на объект недвижимости возникает с момента его государственной регистрации.
Таким образом, для того, чтобы оформить права на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости (в данном случае гараж), необходимо зарегистрировать право собственности на объект недвижимости.
В случае отсутствия прав на объект недвижимости, правовые основания оформления земельного участка под таким объектом без проведения торгов отсутствуют.
К сведению сообщаем, что капитальные гаражи, возведенные гаражно-строительными кооперативами, являются одним целым зданием, а гаражные боксы членов этих кооперативов являются нежилыми помещениями в этом здании. Соответственно члены ГСК являются собственниками нежилых помещений в здании ГСК.
После регистрации права собственности на нежилые помещения в ГСК члены кооператива вправе обратиться в департамент с совместным заявлением о приобретении прав на земельный участок, на котором расположено здание ГСК.
С порядком оказания государственных услуг по вопросам предоставления земельных участков (образцами заявлений, перечнем документов) можно ознакомиться на официальном сайте Администрации Приморского края на странице департамента земельных и имущественных отношений Приморского края.
Сергей: Как можно получить участок семье из двух человек и куда обратиться?
Наталья Соколова: Процедура предоставления земельных участков зависит от целей предполагаемого использования земельного участка.
С 01.03.2015 предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением строго установленных случаев, предусмотренных статьями 39.3, 39.5, 39.6, 39.9, 39.10, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с указанными нормами земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством предоставляются с предварительной публикацией извещения о предоставлении в средствах массовой информации.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, департамент принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе департамент в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае департамент обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
С перечнем документов необходимых для предоставления земельного участка, а также с процедурой предоставления земельного участка Вы можете ознакомиться на официальном сайте Администрации Приморского края в разделе документы и нормативно-правовые акты департамента земельных и имущественных отношений, во вкладке административные регламенты.
Кроме того, в Приморском крае действует Закон от 25.09.2014 № 250-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края», предусматривающий бесплатное предоставление молодым семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В рамках данного закона под молодыми семьями понимаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Приморского края, состоящие в зарегистрированном браке, не достигшие возраста 36 лет на дату подачи заявления.
Земельные участки предоставляются гражданам путем проведения жеребьевки и в границах тех муниципальных образований, которые являются их постоянным местом жительства.
В целях получения земельного участка в аренду в соответствии с настоящим Законом молодая семья подает в уполномоченный орган местного самоуправления поселения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг совместное заявление.
К заявлению прилагаются:
– копии документов, удостоверяющих личности супругов, с предъявлением оригиналов. В случае изменения фамилии, имени или отчества супругов к заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих изменения указанных персональных данных;
– копия свидетельства о заключении брака с предъявлением оригинала;
– документ, подтверждающий факт постоянного проживания супругов на территории того муниципального образования, в уполномоченный орган местного самоуправления которого молодая семья подает заявление (в случае отсутствия такого документа — судебное решение об установлении факта их постоянного проживания на территории данного муниципального образования);
– копии свидетельств о рождении детей, паспортов для детей, достигших 14-летнего возраста, с предъявлением оригиналов в случае наличия детей.
Майкл: Когда планируете убрать с полуострова Эгершельд режим запретного района? Неужели придётся ждать до Нового года?
Наталья Соколова: Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.
Указанным Положением вменено в обязанность Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной службе охраны Российской Федерации до 31.12.2015 осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в соответствии с данным Положением. Целями установления запретных зон являются: а) обеспечение обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов;
б) безопасность эксплуатации военных объектов и хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения;
в) недопущение разрушающего и иного воздействия на военные объекты, в том числе вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта (далее — чрезвычайная ситуация);
г) защита населения при функционировании военных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций на них.
Основаниями для принятия решения об упразднении запретной зоны, об изменении границ запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта являются перепрофилирование, изменение характеристик военного объекта, послуживших основанием для установления этих зон, а также передислокация или ликвидация военного объекта.
При наличии указанных оснований, федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, для обеспечения функционирования которого были установлены запретная зона, зона охраняемого военного объекта и охранная зона военного объекта, в месячный срок со дня завершения передислокации или ликвидации военного объекта принимает решение об упразднении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.
В случае принятия решения об упразднении запретной зоны, федеральный орган исполнительной власти в 10-дневный срок уведомляет межведомственную комиссию о принятом им решении и направляет указанное решение в орган кадастрового учета для принятия им соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета и в 30-дневный срок организует подготовку документов для внесения изменений в схему территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства.
На основании изложенного, «снятие» режима запретного района с полуострова Эгершельд находится за пределами компетенции департамента земельных и имущественных отношений Приморского края.
Татьяна Новикова: Исчерпывающий список причин, по которым департамент может отказать в предоставлении земли?
Наталья Соколова: Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю.
В соответствии со ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе по следующим основаниям:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства или комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой некоммерческой организации либо этой некоммерческой организации, если земельный участок относится к имуществу общего пользования;
4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;
10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;
11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;
12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;
13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, превышает предельный размер, установленный в соответствии с федеральным законом;
17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;
21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
Кроме того Законом Приморского края от 03.06.2015 № 638-КЗ «О реализации отдельных полномочий органами исполнительной власти Приморского края, органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности» установлены дополнительные основания для отказа в предоставлении земельного участка, такие как:
1) наличие на земельном участке обременений (ограничений), предусмотренных действующим законодательством и (или) не позволяющих его использовать в соответствии с целевым назначением и (или) видом разрешенного использования;
2) вступившие в законную силу судебные акты, содержащие запрет на осуществление каких-либо действий в отношении земельного участка, при наличии соответствующих сведений в уполномоченном органе;
3) отсутствие доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к земельному участку, в том числе путем установления сервитута, за исключением случаев, если земельный участок является смежным с земельным участком, уже предоставленным заявителю.
Андрей – Здравствуйте. На косогоре примерно в 25 метрах от дома, где я проживаю в соответствии с пропиской, стоит мой гараж, этот косогор не входит по документам в придомовую территорию. На этом косогоре еще 3 гаража. Они стоят с постройки дома, то есть около 40 лет. Каким образом если это возможно, можно приватизировать землю под гаражам?
Наталья Соколова: В соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в границах населенного пункта для размещения гаража в собственность по договору купли-продажи осуществляется путем проведения торгов (п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В целях формирования земельного участка в границах населенного пункта гражданин обращается в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, с заявление о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
При отсутствии оснований для отказа в утверждении названной схемы, уполномоченный орган принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и предоставляет ее заявителю для проведения кадастровых работ и постановки участка на государственный кадастровый учат.
После постановки участка на государственный учат заявитель обращается в орган с заявлением о проведении аукциона.
В случае если объект недвижимости (гараж) находится в собственности гражданина, предоставление участка на котором расположен указанный объект, осуществляется без проведения торгов собственнику объекта (пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В целях формирования земельного участка под объектом недвижимости собственник такого объекта обращается с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прикладывается, в том числе подготовленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
После принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и проведения заявителем кадастровых работ, последний обращается в орган с заявления о предоставлении земельного участка, по результатам рассмотрения которого заключается договор купли-продажи земельного участка (ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Также сообщаем, что в случае если испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образование такого участка осуществляется исключительно на основании проекта межевания территории, при этом схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не утверждается (ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Бычкова Анна: Мы с мужем еще в начале 2014 года написали заявление по ппограмме «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства на территории ПК» для детей с двумя детьми. 16.04.14 мы получили уведомление о включении нас в реестр с присвоением номера. До сих пор больше ничего……Я неоднократно звонила в управление муниципальной собственности, отвечают – ждите, якобы мы в очереди за теми у кого 3 ребенка и более….Так простите, количество таких семей увеличивается постоянно, а нам как быть? М ы будем стоять так очень долго! А дети имеют свойство расти.
Наталья Соколова: В настоящее время действительно предоставление участков гражданам, имеющим двух детей, молодым семьям возможно после обеспечения участками многодетных семей, включённых в реестр.
Учитывая указанное ограничение, не все муниципальные образования имеют такую возможность по предоставлению земельных участков гражданам, имеющим двух детей, молодым семьям.
В настоящее время участки уже предоставлены на территориях 16 муниципальных образований – городской округ Большой Камень, Спасск-Дальний, Дальнереченский, Уссурийский городские округа, городской округ ЗАТО г. Фокино, Дальнереченский, Михайловский, Октябрьский, Партизанский, Пограничный, Спасский, Тернейский, Хасанский, Черниговский, Чугуевский и Шкотовский муниципальные районы.
В целях более эффективного предоставления участков гражданам, имеющим двух детей, молодым семьям в краевой закон внесены изменения организационного характера по заключению соглашений между муниципальными образованиями о возможности предоставления, с согласия граждан, участков не зависимо от места их постоянного проживания.
Елена: Решили в ТСЖ сформировать земельный участок для управления многоквартирным домом, который находится во Владивостоке, почти в центре города. В департаменте сообщили, что сейчас это невозможно сделать. Почему? И как долго ждать такой возможности?
Наталья Соколова: С 01 марта 2015 года, в связи с вступлением в силу поправок к Земельному кодексу Российской Федерации, в соответствии с п.3 ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры застроенного многоквартирными домами, то есть под многоквартирными жилыми домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. При этом издание распорядительного документа департамента об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не требуется.
В указанном случае образование земельного участка на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не допускается.
Данная норма введена в целях обеспечения устойчивого развития территорий и предотвращения «точечной застройки» и соответствует правилу, предусмотренному ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Для выделения элементов планировочной структуры осуществляется подготовка проектов планировки территории. Проект планировки территорий является основой для разработки проектов межевания территории.
В то же время, с учетом положений п. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 3.2.2. Инструкций о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденных от 29.10.2002 № 150 допускается подготовка проекта межевания на часть территории квартала, микрорайона (в границах установленных красных линий).
Подготовка документов территориального планирования, проектов межевания территорий с 01.03.2015 относятся к полномочиям департамента градостроительства Приморского края, в связи с чем, заинтересованные лица могут направить свои заявления и предложения в департамент градостроительства Приморского края для учета при подготовке документов по планировке и межеванию соответствующих территорий.
Сведения о наличии разработанных проектах планировки территорий и межевания жилых кварталов и сроках их подготовки можно также получить в департаменте градостроительства Приморского края.