Презентация правоотношения и правонарушение

Автор: | 08.10.2018

Содержание:

Презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация к уроку «Правоотношения и правонарушения» 10 класс — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемБорис Тунин

Презентация к уроку «Правоотношения и правонарушения» 10 класс, Боголюбов

Похожие презентации

Презентация 10 класса по предмету «История» на тему: «Презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация к уроку «Правоотношения и правонарушения» 10 класс». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Подготовила: учитель истории и обществознания ГБОУ ЦО 633 Калининского района г. Санкт-Петербурга Устинова Мария Михайловна

2 план 1. Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность. 1. Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность. 2. Система судебной защиты в РФ. 2. Система судебной защиты в РФ. 3. Развитие права в РФ. 3. Развитие права в РФ.

3 1. Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность. Основные признаки правоотношения Возникает только на основе норм права Предполагает наличие у сторон взаимных прав и обязанностей Охраняется государством Общественное отношение, которое всегда предполагает наличие двух сторон

4 правоотношение- это охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности

5 1. Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность. Основные признаки правонарушения Противоправное деяние Общественное вредное деяние Виновное деяние Всегда деяние

6 1. Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность. Виды правонарушений Преступления (уголовные правонарушения) Правовые проступки: гражданские, административные, дисциплинарные и др.

7 1. Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность. Юридическая ответственность Возлагается только от имени государства Предполагает применение мер государственного принуждения Возлагается только за правонарушения

8 2. Система судебной защиты в РФ Система судов РФ Конституцион- ные суды Конституцион- ный суд РФ. Конституцион- ные суды субъектов РФ Суды общей компетенции Верховный суд РФ. Районные суды. Военные суды. Суды субъектов РФ Арбитражные суды Высший арбитражный суд РФ. Федеральные арбитражные суды. Арбитражные суды субъектов РФ

9 3. Развитие права в РФ Конституция Федеральные конституционные законы Федераль- ные законы, кодексы

Презентация к уроку по праву (11 класс) на тему:
Правоотношения и правонарушения

Презентация к уроку

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Правонарушения и юридическая ответственность Выпонил Беленков В.Н. , учитель обществознания МОУ ВСОШ при ФГУ ИК №16

Цель урока Дать представление о правоотношениях, их признаках и субъектах правоотношений. Сформулировать представление учащихся о правонарушениях , их видах и юридической ответственности Сформировать навыки работы с юридическими источниками

правоотношения Это отношения между людьми, урегулированные нормами права

субъекты правоотношений Физические лица — граждане данного государства, иностранцы или лица без гражданства Юридические лица – предприятия , организации ,госу- дарственные органы и муниципальные образования

Для участия в правоотношениях субъектам необходимо иметь правоспособность Способность обладать правами и нести юридические обязанности дееспособность Способность своими действиями осуществлять права и исполнять юридические обязанности

Правонарушение – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу в целом и каждому его представителю в частности, наказываемое в соответствии с законом

СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ 1.Субъект правонарушения ( физическое лицо или юридическое лицо ( организация )).Субъектом может быть лишь человек, достигший определенного возраста ( 14 лет) и психически вменяемый. 2.Объект правонарушения, т.е. общественные отношения, регулирующиеся и охраняемые правом ( например, отношения собственности) 3.Объективная сторона правонарушения , т.е. его характеристика как противоправного деяние, направленного на определенный объект –общественные отношения, охраняемые правом. 4.Субъективная сторона правонарушения , показывающая виновность лица, совершившего противоправное деяние, характеризующая его психическое отношение к содеянному

ПРИЗНАКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ общественная опасность противоправность виновность наказуемость

Виды правонарушения ПРЕСТУПЛЕНИЯ Общественно опасные виновные деяния, предусмотренные уголовным законодательством ПРОСТУПКИ Виновные противоправные деяния, имеющие меньшую степень опасности по сравнению с преступлениями

виды проступков АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОСТУПОК Деяние, наносящее ущерб отношениям, складывающимся в сфере государственного управления ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОСТУПОК Нарушение трудовой ,служебной , воинской ,учебной дисциплины, противоправное виновное неисполнение своих трудовых обязанностей, нарушающее правила внутреннего распорядка ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ Правонарушение ,совершенное в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека ценность , например, достоинство

Обстоятельства, исключающие преступность деяния необходимая оборона крайняя необходимость причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление физическое или психическое принуждение обоснованный риск исполнение приказа или распоряжения

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния

ПРИНЦИПЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗАКОННОСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ НЕОТВРАТИМОСТЬ НАКАЗАНИЯ

ПРИНЦИПЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ НАКАЗАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВИНУ НЕДОПУСТИМОСТЬ УДВОЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ УГОЛОВНАЯ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Ответственность за административные проступки, предусмотренные административным законодательством

КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ( извлечения)

Статья 3.2 Виды административных наказаний 1.За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания : 1). предупреждение 2).административный штраф 3).возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения 4).конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения 5).лишение специального права, предоставленного физическому лицу 6).административный арест 7).административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Статья 3.2.Виды административных наказаний ( продолжение) 8).дисквалификация 9).административное приостановление деятельности 2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1-4, 9 части 1 настоящей статьи. 3. Административные наказания , перечисленные в пунктах 3-9 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС (извлечения)

Статья 12.Способы защиты гражданский прав Защита гражданских прав осуществляется путем : Признания права Восстановления положения , существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения Признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки Признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления Самозащиты права Присуждения к исполнению обязанности в натуре Возмещения убытков

Статья 12.Способы защиты гражданских прав (продолжнение) Взыскание неустойки Компенсации морального вреда Прекращение или изменения правоотношения Неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления ,противоречащего закону Иными способами, предусмотренными законом

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Применяется за нарушение трудовой , учебной , воинской , служебной дисциплины

ТРУДОВОЙ КОДЕКС (извлечения)

Статья 192.Дисциплинарные взыскания За совершение дисциплинарного проступка , то есть неисполнение или ненедлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей , работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания : 1)Замечание 2) Выговор 3) Увольнение по соответствующим основаниям Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий , не предусмотренных федеральными законами , уставами и положениями о дисциплине.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Наступает за ущерб , причиненный предприятию , организации , учреждению рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей

Читайте так же:  Справка о неполучении пособия по уходу за ребенком до 15 лет образец

Трудовой Кодекс .Глава 39. Материальная ответственность работника Статья 238.Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю Статья 239.Обстоятельства,исключающие материальную ответственность работника Статья 241. Пределы материальной ответственности работника Статья 242. Полная материальная ответственность работника. Статья 243. Случаи полной материальной ответственности Статья 246. Определение размера причиненного ущерба. Статья 248. Порядок взыскания ущерба.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Применяется только за преступления и является наиболее жесткой формой государственного принуждения , направленной преимущественно на личность виновного

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ ( извлечения)

ПРАКТИКУМ Под какую ответственность попадают: а)ограбление банка б ) опоздание на работу в ) проезд без билета в общественном транспорте

Г ) нелегальное хранение оружия д ) превышение скорости на личной машине е ) нанесение тяжких телесных повреждений в драке ж ) подделка паспорта

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания в 9 классе по теме «Правоотношения и субъекты права».

Презентация к уроку обществознания в 9 классе «Правоотношения и субъекты права».

Урок для профильного 10 класса.

Презентация к уроку «Правоотношения и правонарушения» 10 класс, Боголюбов.

План-конспект и презентация для урока обществознания в 9 классе.

Материалы по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Конспект урока по обществознанию «Правоотношения и субъекты правоотношений» ( 9 класс) разработан на основ ФГОС о основной образовательной программе.

Правоотношения и правонарушение

Данная презентация будет доступна и понятна детям. Можно использовать при организации подготовки к экзаменам по предмету.Презентация дает представление детям о том, что такое правоотношение и правонарушение,чем отличаются эти два понятия друг от друга. Можно получить представдление о видах правонарушения: проступок и преступление.

Просмотр содержимого документа
«Правоотношения и правонарушение »

Правоотношения и правонарушения

Что такое правоотношение

Что такое правонарушение

Система судебной защиты человека

Развитие права в современной России

Правоотношение – это прежде всего общественные отношение, т.е. отношение между людьми. Не может быть правоотношения меду человеком и вещью, между человеком и животным. Правоотношения могут возникать только по поводу этих объектов.

Правоотношения существуют в неразрывной связи с юридическими нормами.

Участники правоотношения связаны взаимным юридическими правами и обязанностями.

Правоотношения могут возникать только на основе норм права, следовательно, оно охраняется государством.

Правоотношение – это охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности.

Поведение добропорядочного человека можно определить как обычное, нормальное, хорошее. На языке юристов его называют правомерным, т.е. соответствующим требованиям права.

Поведение не соответствующее требованиям права – неправомерное, противоправное.

Правонарушение – неправомерное (противоправное) общественно вредное виновное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

1.Правонарушение – это всегда деяние (действие или бездействие).

Не могут считаться правонарушением мысли, чувства, политические и религиозные взгляды, если они не выражены в действиях.

2.Протвоправность. Имеется в виду деяние, которое нарушает закон, нормы действующего права.

3. Общественная вредность. Правонарушение всегда причиняет вред обществу. Общественно вредным признается все то, что ущемляет интересы участников правоотношения.

4. Виновность деяние, т.е. наличие вины. Без вины нет правонарушения – это правовая аксиома. Вина на юридическом языке – это особое отношение лица к своему противоправному поведению. Лицо признается виновным только в том случае, если будет доказано, что в момент совершения деяния у него был выбор: совершать его или воздержаться. Именно выбор свидетельствует о том, что лицо осознанно совершило правонарушение.

5. Правонарушение влечет за собой применение к нарушителю мер государственного принуждения.

Правонарушения разделяют на две группы

Признаки юридической ответственности

Юридическая ответственность возлагается:

  • только за правонарушение, т.е. за виновно совершенное деяние;
  • только от имени государства;
  • обязательно предполагает применение мер государственного принуждения, которое выражается в несении правонарушителем определенных неблагоприятных последствий.

Юридическая ответственность всегда связана с дополнительным юридическим бременем, которое ложится на плечи правонарушителя штраф, конфискация имущества, лишение свободы и т .д.).

Виды юридической ответственности классифицируются по отраслевой принадлежности: административная, гражданская, дисциплинарная, уголовная. Самый суровый вид ответственности – уголовный.

Система судебной защиты прав человека

Обычные суды, или суды общей компетенции

  • Несут основную нагрузку по защите прав и свобод граждан, рассматривают уголовные, гражданские и административные дела. Эти суды построены следующим образом:

а) нижним и вместе массовым звеном данной ветви являются районные (городские) суды, именно суда обращается основная масса граждан;

б) среднее звено – это суды субъектов РФ;

в) Верховный суд РФ возглавляет всю систему обычных судов.

Решают споры, возникающие в сфере экономики и управления, дела о банкротстве, о защите чести, достоинства и деловой репутации. В систему арбитражных судов входят:

а) суды субъектов РФ (нижнее звено);

б) федеральные арбитражные суды (среднее звено);

в) Высший арбитражный суд РФ.

Все суды этой ветви – в пределах своей компетенции – призваны защищать права и интересы различных организаций и граждан – предпринимателей.

Основной смысл деятельности судебной системы

Утверждать господство права и свободы граждан. Свою работу суды строят на основе единой системы права – материальных и процессуальных законов, имеют общие принципы организации и деятельности, а все судьи страны – единое правовое положение.

Право обращаться в суд имеют все граждане РФ, начиная с 14 лет. Нужно только подать составленное по определенной форме исковое заявление.

Реформирование судебной системы

  • Судебная власть наиболее слабая. Объясняется это тем, что она не опирается непосредственно на волеизъявление избирателей и не может найти у них поддержки.

2. Судебная власть не располагает такими значительными финансовыми и силовыми средствами, как исполнительная власть.

3. Основная опора судебной власти имеет нематериальный характер: в цивилизованном обществе такой опорой служит уважение общества к праву и суду.

Презентация по обществознанию в 10 классе «Правоотношения и правонарушения»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1. Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность. Основные признаки правоотношения Возникает только на основе норм права Предполагает наличие у сторон взаимных прав и обязанностей Охраняется государством Общественное отношение, которое всегда предполагает наличие двух сторон

1. Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность. Основные признаки правонарушения Противоправное деяние Общественное вредное деяние Виновное деяние Всегда деяние

Что такое правоотношение Правоотношение – это прежде всего общественные отношение, т.е. отношение между людьми. Не может быть правоотношения меду человеком и вещью, между человеком и животным. Правоотношения могут возникать только по поводу этих объектов. Правоотношения существуют в неразрывной связи с юридическими нормами. Участники правоотношения связаны взаимным юридическими правами и обязанностями. Правоотношения могут возникать только на основе норм права, следовательно, оно охраняется государством. Правоотношение – это охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности.

Вывод правоотношение- это охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности

Что такое правонарушение Поведение добропорядочного человека можно определить как обычное, нормальное, хорошее. На языке юристов его называют правомерным, т.е. соответствующим требованиям права. Поведение не соответствующее требованиям права – неправомерное, противоправное. Правонарушение – неправомерное (противоправное) общественно вредное виновное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

Признаки правонарушения 1.Правонарушение – это всегда деяние (действие или бездействие). Не могут считаться правонарушением мысли, чувства, политические и религиозные взгляды, если они не выражены в действиях. 2.Протвоправность. Имеется в виду деяние, которое нарушает закон, нормы действующего права. 3. Общественная вредность. Правонарушение всегда причиняет вред обществу. Общественно вредным признается все то, что ущемляет интересы участников правоотношения. 4. Виновность деяние, т.е. наличие вины. Без вины нет правонарушения – это правовая аксиома. Вина на юридическом языке – это особое отношение лица к своему противоправному поведению. Лицо признается виновным только в том случае, если будет доказано, что в момент совершения деяния у него был выбор: совершать его или воздержаться. Именно выбор свидетельствует о том, что лицо осознанно совершило правонарушение. 5. Правонарушение влечет за собой применение к нарушителю мер государственного принуждения.

Читайте так же:  Нотариус м дыбенко

Правонарушения разделяют на две группы Преступление считается самым опасным видом правонарушения. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. 2. Проступки.

1. Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность. Виды правонарушений Преступления (уголовные правонарушения) Правовые проступки: гражданские, административные, дисциплинарные и др.

1. Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность. Юридическая ответственность Возлагается только от имени государства Предполагает применение мер государственного принуждения Возлагается только за правонарушения

Юридическая ответственность Одним из средств борьбы с правонарушением служит юридическая ответственность. Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение.

Признаки юридической ответственности Юридическая ответственность возлагается: только за правонарушение, т.е. за виновно совершенное деяние; только от имени государства; обязательно предполагает применение мер государственного принуждения, которое выражается в несении правонарушителем определенных неблагоприятных последствий. Юридическая ответственность всегда связана с дополнительным юридическим бременем, которое ложится на плечи правонарушителя штраф, конфискация имущества, лишение свободы и т .д.). Виды юридической ответственности классифицируются по отраслевой принадлежности: административная, гражданская, дисциплинарная, уголовная. Самый суровый вид ответственности – уголовный.

2. Система судебной защиты в РФ Система судов РФ Конституционные суды Конституционный суд РФ. Конституционные суды субъектов РФ Суды общей компетенции Верховный суд РФ. Районные суды. Военные суды. Суды субъектов РФ Арбитражные суды Высший арбитражный суд РФ. Федеральные арбитражные суды. Арбитражные суды субъектов РФ

Система судебной защиты прав человека Судебная защита — это закрепленное в Конституции РФ право каждого гражданина на защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и имущество. Судебная защита прав гражданина осуществляется судом. Система судов в нашей стране имеет три ветви.

Конституционные суды Конституционные суды состоят из Конституционного суда РФ и конституционных судов в республиках РФ. Их главная задача проверять на соответствие требования Конституции РФ те нормативные акты, которые принимают органы государственной власти.

Обычные суды, или суды общей компетенции Несут основную нагрузку по защите прав и свобод граждан, рассматривают уголовные, гражданские и административные дела. Эти суды построены следующим образом: а) нижним и вместе массовым звеном данной ветви являются районные (городские) суды, именно суда обращается основная масса граждан; б) среднее звено – это суды субъектов РФ; в) Верховный суд РФ возглавляет всю систему обычных судов.

Арбитражные суды Решают споры, возникающие в сфере экономики и управления, дела о банкротстве, о защите чести, достоинства и деловой репутации. В систему арбитражных судов входят: а) суды субъектов РФ (нижнее звено); б) федеральные арбитражные суды (среднее звено); в) Высший арбитражный суд РФ. Все суды этой ветви – в пределах своей компетенции – призваны защищать права и интересы различных организаций и граждан – предпринимателей.

Основной смысл деятельности судебной системы Утверждать господство права и свободы граждан. Свою работу суды строят на основе единой системы права – материальных и процессуальных законов, имеют общие принципы организации и деятельности, а все судьи страны – единое правовое положение. Право обращаться в суд имеют все граждане РФ, начиная с 14 лет. Нужно только подать составленное по определенной форме исковое заявление.

Реформирование судебной системы Сложность реформирования Судебная власть наиболее слабая. Объясняется это тем, что она не опирается непосредственно на волеизъявление избирателей и не может найти у них поддержки. 2. Судебная власть не располагает такими значительными финансовыми и силовыми средствами, как исполнительная власть. 3. Основная опора судебной власти имеет нематериальный характер: в цивилизованном обществе такой опорой служит уважение общества к праву и суду.

3. Развитие права в РФ Конституция Федеральные конституционные законы Федераль-ные законы, кодексы

Презентация «Правоотношения и правонарушения», урок 2

Описание презентации по отдельным слайдам:

Повторим: Что такое: Правоотношение Правонарушение Преступление Проступок Приведите примеры: Правоотношения Правонарушения Преступления Проступка Домашнее задание: читать §27, стр. 295-297, отв. На вопр. 1,

Правоотношения и правонарушения Цель урока: познакомиться с судебной системой РФ

Требования к уровню подготовки ученика: Знать понятия: Юридическая ответственность: административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая Конституционный суд Суд общей юрисдикции Арбитражный суд Уметь: Приводить примеры ситуаций, в которых лицо может быть привлечено к различным видам юридической ответственности Объяснять компетенцию судов различного типа Домашнее задание: чит. стр. 299-303, отв. На вопр. 4,5,6,7; Доп. зад: 3,4.

Юридическая ответственность Что это? Когда и в отношении кого, для какой цели применяется юридическая ответственность? Какими признаками обладает юридическая ответственность? Стр. 299.

Виды юридической ответственности: Могут ли вас привлечь к уголовной ответственности за переход улицы на красный сигнал светофора? Характер юридической ответственности зависит от характера совершенного правонарушения (принцип справедливости) Дисциплинарная Трудовой кодекс, Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил, Дисциплинарный Устав Органов Внутренних Дел Административная Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) Гражданско-правовая Материальная Гражданский кодекс Российской Федерации Уголовная Уголовный кодекс Российской Федерации

Судебная защита Что это такое? Кто имеет право на судебную защиту и в каких случаях? Какие органы включает в себя судебная система РФ? Изобразите судебную систему России в виде схемы Стр. 300.

Судебная система РФ Конституционный суд РФ Суды общей юрисдикции Арбитражные суды соответствие нормативно-правовых актов Конституции уголовные, гражданские, административные споры споры хозяйствующих субъектов Какими органами она представлена? (стр. 300)

Бизнесмен Сидоров, управляя автомобилем «Мерседес-Бенц 600S», врезался в автомобиль «ЗАЗ-966» пенсионера Петрова, чем нанес ему крупный материальный ущерб. Бизнесмена привлекут к ________ Студент колледжа Сергей любит пить пиво и не любит посещать лекции. Администрация колледжа может привлечь Сергея к _____ Во время инвентаризации склада выявилась недостача на сумму 35000 рублей. Заведующего складом Нечипуренко привлекли к _____ Антон Васильевич любит ловить рыбу с помощью запрещённых орудий лова (сетей, неводов). Однажды за любимым занятием его застали сотрудники Рыбнадзора и привлекли к _______ Несовершеннолетний Виктор решил без спроса прокатиться на автомобиле «ВАЗ-21099», принадлежащем соседу. Он проехал два квартала и был задержан сотрудниками ГИБДД. Виктора привлекут к ___ А) Уголовная ответственность Б) Административная ответственность В) Материальная ответственность Г) Дисциплинарная ответственность Д) Гражданско-правовая ответственность Инструкция: заполните пропуски из левого столбца вариантами ответов из правого.

Правоотношения и правонарушения. Урок-презентация по обществознанию, 10 класс, базовый уровень

Презентация по обществознанию «Правоотношения и правонарушения» предназначена для учителей и учащихся 10 класса (УМК Л.Н. Боголюбова) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Обществознание. 10 класс, базовый уровень» раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Правоотношения и правонарушения. Урок-презентация по обществознанию, 10 класс, базовый уровень»

Обществознание, 10 класс

Читайте так же:  Форма 3 отчет об изменениях капитала приказ

ПРАВООТНОШЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ

таблицу «Виды юридической ответственности»

© ред. А.И. Колмаков

  • содействовать пониманию учащимися сущности и особенности источников права;
  • добиться осознания иерархии законов и подзаконных актов;
  • пробудить чувство правовой ответственности, продолжить правовое воспитание.

Знать определения основных

— разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура» личности;

— раскрывать важнейшие признаки правоотношений;

— определять особенности правонарушений;

— объяснять различия между проступком и преступлением;

— называть главные черты юридической ответственности;

— объяснять основные цели деятельности судебной системы.

  • правоотношения;
  • правонарушение;
  • юридическая; ответственность,
  • судебная защита

Изучение нового материала

  • Правоотношения и правонарушения.
  • Виды юридической ответственности.
  • Система судебной защиты прав человека.
  • Развитие права в современной России.

  • Может ли бездействие стать правонарушением?
  • Сколько шагов отделяет проступок от преступления?
  • Как защитить свои права?

Основные признаки правоотношения

Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность

Общественное отношение, которое всегда предполагает наличие двух сторон

Возникает только на основе норм права

Предполагает наличие у сторон взаимных прав и обязанностей

правоотношение — это охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности

Правоотношение – общественное отношение между людьми, регулируемое нормами права.

Основные признаки правонарушения

Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность

Общественное вредное деяние

Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность

гражданские, административные, дисциплинарные и др.

Правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность

Возлагается только за правонарушения

Возлагается только от имени государства

Предполагает применение мер государственного принуждения

Система судебной защиты в РФ

Суды общей компетенции

Конституционный суд РФ. Конституционные суды субъектов РФ

Районные суды. Военные суды. Суды субъектов РФ

Высший арбитражный суд РФ.

Федеральные арбитражные суды. Арбитражные суды субъектов РФ

Система судебной защиты в РФ

Развитие права в РФ

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы, кодексы

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

  • Баранов П. А. Обществознание: полный справочник. — М. 2011.
  • Боголюбов Л. Н. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень. – М.: 2006.
  • Махоткин А. В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: 2011.
  • Терентьева Г. Г. Краткий словарь обществоведческих терминов. – Чебоксары: 2008.

Модульный урок по обществознанию в 10-м классе по теме «Правонарушение»

Цели:

  • Вспомнить с учащимися понятие правонарушение, выделив его основные признаки: выражается в действии или бездействии; противоречит нормам права, имеет общественно опасный характер.
  • Рассмотреть с учащимися виды правонарушений: преступления и проступки.
  • Выделить основные причины правонарушений, а также попытаться выделить пути предотвращения правонарушений в обществе.
  • Воспитывать у учащихся правовую культуру, гражданское самосознание.
  • Способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, тестом, выделять причинно-следственные связи, анализировать, выделять главное и делать вывод.

Оборудование:

  • Л.Н. Боголюбов. Учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2010.
  • Уголовный кодекс РФ.
  • Презентация к уроку.
  • Кодекс об Административных правонарушений.

Дополнительная литература к уроку.

  1. Е.А.Певцова. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. 1 часть. М., Русское слово, 2006.
  2. П.А. Баранов, А.В. Воронцов, К.С.Романов. Право. 10-11 класс. М., «Вентана – Граф», 2008.
  3. Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. Право. Книга !. 10-11 класс. М., «Вита-пресс», 2008.
  4. Кафедра учителей обществознания и права. Концепция, методика, инновации. Составитель Е.А.Мавлютова. Волгоград, «Учитель» 2009.

Проблемно-познавательное задание: «Как предотвратить правонарушения в обществе?»

Ход урока

1. Мотивационный блок.

Учитель: подавляющее большинство людей добровольно исполняют нормы права. И в этом случае мы говорим, что они поступают правомерно. Антиподом правомерного поведения является правонарушение. Сегодня наша задача вспомнить из курса 9 класса понятие правонарушение, рассмотреть признаки, виды и причины правонарушений, а также попытаться выделить пути предотвращения правонарушений в обществе. Запишем тему урока «Правонарушение» и проблемно-познавательное задание: «Как предотвратить правонарушения в обществе?»
Информационный блок.

1) Понятие о правонарушении.

Работа с учебником. Учащиеся открывают с.297 учебника и вспоминают знакомое определение «правонарушение» – противоправное вредное виновное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Из определения можно выделить признаки правонарушения.

Учащиеся указывают признаки правонарушения (учебник с.297-298)

– это поведение, которое может выражаться в действии или бездействии.

– противоречат нормам права

– причиняет вред обществу

– правонарушение влечет за собой применение к нарушителю мер государственного принуждения.

2) Вина.

Вина – это психическое отношение правонарушителя к своему противоправному действию и его результату.

Различают две формы вины. Учащиеся с помощью Уголовного кодекса статей 24, 25, 26 создают схему «Формы вины»

А) прямой (лицо осознает общественную опасность своих действий)

Б) косвенный (лицо осознавало общественную опасность своих действий, не желало, но косвенно допускало эти последствия, либо относилось к ним безразлично.)

II. Неосторожность ( правонарушение по легкомыслию или небрежности)

А) легкомыслие – лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Б) Небрежность – лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, Но должно было предвидеть эти последствия.

3) Виды правонарушений.

Работа с учебником, с.298. Учащиеся выделяют виды правонарушений и записывают их схематично.

По степени вредности правонарушения делятся на две группы:

Преступления

Проступки

Виновное, общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания

Правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности:

  • административные
  • дисциплинарные
  • гражданские и т.д.

4) Причины правонарушений.

Уже не одно столетие выдающиеся умы человечества пытаются понять, почему люди совершают правонарушения. Но до сих пор однозначного ответа нет. Давайте подумаем вместе. Идет обсуждение проблемы.

Учащиеся делают запись.

Причинами правонарушений являются деформации в сознании людей, т.е. отрицательными обстоятельствами, имеющими место в социальной действительности. Они очень разнообразны.

  1. низкий материальный уровень жизни населения
  2. плохая обеспеченность жильем
  3. вредные привычки
  4. низкий уровень правовой и политической культуры граждан
  5. несовершенство законодательства
  6. недостаточно эффективная работа правоохранительных органов.

3. Проблемный блок

Работа над проблемно-познавательным заданием. Желательно обсуждение провести в форме дискуссии. После обсуждения самостоятельно записывается вывод по уроку.

Вывод: Правонарушения должны предотвращаться в обществе путем:

  1. воспитания политической и правовой культуры
  2. развитие экономики
  3. справедливые законы
  4. создания правового государства
  5. воспитание толерантности

4. Завершающий контроль

Учащимся предлагается сделать тест без использования тетради и учебника.

1) Основанием для разграничения правонарушений на преступления и проступки является:

А) определение закона

Б) количество совершаемых правонарушений

В) общественный вред правонарушения

Г) подобное разграничение может быть сделано только судом.

2) Верны ли следующие суждения?

А.Преступление есть правонарушение.

Б. Административный проступок есть преступление.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верно и А, и Б

г) оба суждения неверны

3) Административный и граждансско-правовой проступки относят к видам

4) Дополните перечень признаков преступления

А) общественная опасность

5) Виновны деянием может (могут) считаться

Г) ничего из перечисленного

6) Формой вины является

Ответы: 1В, 2А, 3А, 4 противоправность, 5В, 6Б.

5. Блок домашнего задания.

§27 с.297-298. Эссе на тему: «Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек » (Изречение из римского права)

6. Рефлексия.

Учащиеся оценивают свою работу.

Как я усвоил материал.

  • 9-10 баллов – получил прочные знания, усвоил весь материал.
  • 7-8 баллов – усвоил новый материал частично.
  • 4-6 баллов – мало что понял, надо поработать еще.
  • 9-10 – сам справился со всеми заданиями.
  • 7-8 баллов – допускал ошибки.
  • 4-6 – баллов – сделал много ошибок.