Содержание:
Договор об организации перевозок
Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.
По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец -предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст.
Договор об организации перевозок имеет характер предварительного договора (ст. 429 Гражданского кодекса РФ), на основании которого заключаются конкретные договоры перевозки грузов.
Сторонами договора выступают перевозчик и грузовладелец.
Содержание договора. В договоре об организации перевозки грузов определяются: — объемы, — сроки и другие условия предоставления транспортных средств и
предъявления грузов для перевозки, — порядок расчетов, — а также иные условия организации перевозки.
Виды договоров об организации перевозок. В зависимости от вида транспорта договора об организации
перевозок делятся на: — годовой договор (автомобильный транспорт), — долгосрочный договор (морской транспорт), — навигационный договор (внутренний водный транспорт), — специальный договор (воздушный транспорт).
Так, в соответствии с п. 36 Устава автомобильного транспорта по годовому договору на перевозку грузов автомобильным транспортом автотранспортное предприятие или организация обязывается в установленные сроки принимать, а грузоотправитель предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В годовом договоре устанавливаются объемы и условия перевозок, порядок расчетов и определяются рациональные маршруты и схемы грузопотоков. По годовому договору на перевозку грузов автомобильным транспортом автотранспортное предприятие или организация обязывается в установленные сроки принимать, а грузоотправитель предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В годовом договоре устанавливаются объемы и условия перевозок, порядок расчетов и определяются рациональные маршруты и схемы грузопотоков.
На железнодорожном транспорте в соответствии со ст. 10 Устава железнодорожного транспорта РФ грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. Договор об организации перевозок заключается в письменной форме.
В соответствии с указанными договорами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в согласованном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок. Перевозки грузов, предусмотренных указанными договорами, осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки.
§ 2. Договор об организации перевозок
Понятие и определение. Юридическая природа. Значение.
1. Данный договор не носит обязательного характера, но на практике всегда заключается при необходимости осуществления систематических перевозок.
2. Договор об организации перевозок — это организационный договор, устанавливающий для одной стороны (грузовладельца) предпосылки и порядок предъявления в обусловленном объеме грузов к перевозке, а для другой стороны (перевозчика) — предпосылки и порядок предоставления в установленном объеме транспортных средств и приема грузов к перевозке в установленные сроки (ст. 798 ГК).
В договоре определяется порядок расчетов сторон на будущее время при возникновении в ходе транспортного процесса конкретных денежных обязательств. Договор может содержать иные условия организации перевозки.
В договорах об организации перевозок могут детально и подробно регламентироваться порядок подачи заявки (заказа) на выделение транспортных средств; минимальные и максимальные объемы грузов, предъявляемых к перевозке ежемесячно (подекадно, ежесуточно); графики подачи транспортных средств, их типы (модели) и грузоподъемность; порядок погрузки (выгрузки); требования в отношении тары и упаковки предъявляемых грузов; порядок взвешивания отправляемых (прибывающих) грузов; сроки уведомления грузовладельца о прибытии или о подходе грузов, прибывающих в его адрес; виды механизмов, используемых при погрузочно-разгрузочных работах, и другие условия.
3. Договор об организации перевозок груза является:
— двусторонне обязывающим (взаимным).
Поскольку договор устанавливает обязанности неимущественного характера (является организационным), следует квалифицировать его как безвозмездный.
4. Значение договора. Договор об организации перевозок груза нельзя рассматривать как предварительный договор, поскольку его содержание не сводится к обязанности заключения в будущем собственно договора перевозки или иных транспортных договоров. Все транспортные договоры в равной степени элементы регулирования транспортного процесса. Нельзя рассматривать договор об организации перевозок как подчиненный договору перевозки груза.
Договор об организации перевозок стоит несоизмеримо выше, нежели договор перевозки конкретного груза, который по своему правовому значению представляет собой лишь облеченные в договорную форму действия сторон по исполнению договора об организации перевозок грузов (то есть именно реальный договор перевозки конкретного груза служит средством выполнения обязательств сторон, вытекающих из договора об организации перевозок).
Автотранспорт — правила, нормы, положения
эксплуатация автомобильного транспорта
5. Договор об организации перевозок грузов.
Договор об организации перевозок грузов.
Такие договоры заключаются при осуществлении долгосрочных и систематических перевозок грузов. Сроки действия таких договоров могут составлять от нескольких недель до одного года.
Заключение договоров об организации перевозок грузов предусмотрено статьей 798 ГК РФ, статьей 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ) и Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272.
В договорах об организации перевозок предусматриваются следующие условия и показатели перевозок:
1. Номенклатура подлежащих перевозке грузов.
2. Объемы перевозок грузов (в тоннах, литрах, кубических метрах и т.д.) на весь срок действия договора.
3. Объемы перевозок грузов по срокам, являющимися частями срока действия договора (на неделю, месяц, квартал).
Пример.
Объединив первые три пункта, получим конкретный раздел договора.
I. Предмет договора.
1.1. «Перевозчик» обязуется принимать, а «Грузовладелец» предъявлять к перевозке в течение календарного года нижеуказанные грузы в следующих объемах:
1.2. Объем перевозок щебня на каждый месяц устанавливается в равных долях от квартального объема перевозок.
Дальнейшие условия и показатели перевозок:
4. Условия перевозок (порядок подачи ежедневных заявок, установление согласованного графика подачи автомобилей в пункты погрузки, порядок загрузки грузов, нормативное время погрузки и разгрузки грузов, определение ответственности за сохранность груза в пути и т.д.).
5. Объемы перевозок грузов, оплачиваемых по разным видам тарифов.
6. Перечень транспортно-экспедиционных операций и услуг, выполняемых перевозчиком (прием и сдача груза, оформление ТТН, охрана груза в пути, уплата пошлин и сборов и т.д.).
Комментарий к пункту 4 в части подачи заявок.
Заявки подаются перевозчику в письменной форме, факсом или по телефону:
а) не позднее 14 часов дня, предшествующего дню перевозки, при осуществлении внутригородских, пригородных и технологических перевозок;
б) не позднее 48 часов при осуществлении междугородных перевозок.
В заявке указываются: грузовладелец, дата подачи заявки, ФИО ответственного лица за использование автомобилей, наименование груза, дата перевозки, наименование грузоотправителя, время подачи первого автомобиля под погрузку, время подачи последнего автомобиля под разгрузку, наименование грузополучателя, расстояние перевозки, масса груза.
В договоре также указываются разделы и пункты:
7. Расчет за перевозки.
8. Ответственность сторон (за неподачу АТС, за непредъявление груза к перевозке, за сверхнормативный простой и т.д.).
9. Обязанности «Перевозчика».
10. Обязанности «Грузовладельца».
11. Особые условия.
12. Срок действия договора.
13. Юридические адреса сторон.
14. Сроки действия договора и возможность его пролангации.
Договор об организации перевозки грузов
Договору об организации перевозки грузов принадлежит важная роль в придании транспортному процессу стабильности при осуществлении перевозчиком систематических перевозок грузов постоянного клиента-грузовладельца (грузоотправителя). Этот договор устанавливает между ними правоотношения на долгосрочной основе для обеспечения гарантированных разовых перевозок грузов с установленной периодичностью в течение длительного времени.
Договор закреплен ГК (ст. 798) и транспортными законами. Только в ВК такой договор вообще не упоминается.
В других транспортных кодексах и уставах степень конкретизации предмета договора, его условий, обязанностей сторон, формы договора неодинакова.
В УАТГНЭТ договор об организации перевозки грузов лишь упоминается в связи с регулированием вопроса о порядке заключения разового договора перевозки груза. В ч. 5 ст. 8 этого Устава указывается, что договор перевозки груза заключается посредством принятия перевозчиком к исполнению заявки грузоотправителя, если имеется договор об организации перевозки грузов. Между тем в ранее действовавшем Уставе автомобильного транспорта РСФСР 1969 г. он именовался годовым договором на перевозку грузов автомобильным транспортом и был детально урегулирован в ст. 36.
УЖТ в отличие от УАТГНЭТ не только сохранил положения норм действовавшего ранее Транспортного устава железных дорог Российской Федерации 1998 г., которые регулировали договор об организации перевозки грузов, но и дополнил их положениями о письменной форме договора, а также принятия на его основе заявок на перевозку конкретных грузов (ст. 10 УЖТ).
КВВТ в регулировании указанного договора пошел дальше дублирования положения ст. 798 ГК. Воспроизведя определение договора об организации перевозки грузов, данное в ГК, он урегулировал соотношение между этим договором и договором разовой перевозки груза. Оно выражается в том, что условия перевозок грузов, согласованные сторонами в договоре об организации перевозок [1] , считаются включенными в договор перевозки груза в определенном рейсе, если иное не предусмотрено таким договором (п. 2 ст. 68 КВВТ). КВВТ закреплены условия договора об организации перевозок грузов.
Возможность заключения перевозчиками и грузовладельцами при осуществлении систематических морских перевозок грузов долгосрочных договоров об организации перевозок предусмотрена КТМ (ст. 118). Он регулирует вопросы соотношения между долгосрочным договором об организации морских перевозок и договором морской перевозки груза [2] .
Таковы основные особенности регулирования договора об организации перевозки грузов в транспортных кодексах и уставах.
Понятие договора об организации перевозки грузов
В соответствии со ст. 798 ГК это соглашение, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
Правовая природа договора об организации перевозки грузов оценивается цивилистами по-разному. Одни рассматривают его как предварительный договор [3] , другие считают, что он относится к числу организационных договоров [4] . Сторонники предварительного характера указанного договора исходят из того, что «заключение договора об организации не освобождает, а, наоборот, предполагает необходимость заключения соответствующего договора перевозки груза, ибо только такой договор обеспечивает реальное перемещение груза от пункта отправления до места назначения» [5] .
Авторы причисления договора об организации перевозки грузов к организационным договорам обращают внимание на тот факт, что в соответствии с законом (ст. 429 ГК) предварительные договоры заключаются в форме, установленной для основного договора, но «форма реального договора перевозки груза (транспортная накладная) никак не может служить формой договора об организации перевозок грузов» [6] . Еще один аргумент сводится к тому, что договор об организации перевозки предполагает заключение не одного, а множества договоров [7] .
При оценке характера договора об организации перевозки грузов следует исходить из положений теории гражданско-правовых договоров, согласно которой организационные договоры подразделяются на предварительные, генеральные, многосторонние [8] . Так называемые генеральные договоры заключаются в сфере предпринимательской деятельности. На основании и во исполнение указанных договоров стороны заключают целый ряд конкретных однотипных договоров. Именно такую функцию выполняет разновидность генеральных договоров – договоры об организации перевозок грузов, на основании которых заключаются договоры перевозки конкретных грузов. На это указывает Е. А. Суханов, который в качестве примера генеральных договоров называет «направленные на организацию перевозок грузов годовые и аналогичные им договоры перевозок с грузоотправителями, служащие основанием для последующего заключения договоров перевозки конкретных грузов» [9] .
По своей правовой природе договор об организации перевозки грузов является консенсуальным. Он считается заключенным с момента, когда стороны достигли согласия по всем существенным условиям и оформили договор в установленном порядке. К существенным условиям договора относятся объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, а также порядок расчетов.
Договор является взаимным. На стороны возлагаются встречные обязательства по организации перевозочного процесса на длительное время. Этот договор относится к числу формальных. Он заключается в простой письменной форме.
- [1] В отличие от ГК, в УЖТ и УАТГНЭТ, транспортных кодексах (КВВТ и КТМ) в наименовании этого договора слово «перевозка» применяется во множественном числе, что, на наш взгляд, более точно отражает суть договора.
- [2] Соотношение долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов с договором морской перевозки груза рассматривается в параграфе 12.2 данного учебника.
- [3] См.: Завидов Б. Д. Комментарий к Федеральному закону «О транспортно- экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. М., 2003. С. 7; Ковалкин А. Ю. Толкование и классификация договоров // Российская юстиция. 1996. № 7. С. 40; Косовская В. А. К вопросу определения понятия договора морской перевозки груза // Транспортное право. 2002. № 3. С. 14.
- [4] См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 4. С. 264; Морозов С. Ю. Транспортное право: учеб. пособие. С. 153.
- [5]Савичев Г. П. Транспортные и экспедиционные обязательства // Гражданское право: учебник. Т. II. Полутом 2 / отв. ред. Е. А. Суханов. М.: БЕК, 2000. С. 35–36.
- [6]Брагинский М. И., Витрянский В. В. Указ. соч. С. 264.
- [7] См.: Морозов С. Ю. Указ. соч. С. 155.
- [8] См.: Суханов Е. А. Общее положение о гражданско-правовом договоре // Российское гражданское право: учебник. Т. II / отв. ред. Е. А. Суханов. С. 142.
- [9] Там же. С. 144.
Договор об организации перевозок грузов
Любые студенческие работы — ДОРОГО!
100 р бонус за первый заказ
Договор перевозки груза является чаще всего только завершением очень сложного организационного процесса по перевозке груза. При необходимости осуществления систематических перевозок грузов перевозчик и грузовладелец могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.
Договор об организации перевозки грузов – это соглашение, согласно которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.
Его значение заключается в определенной стабильности отношений грузоотправителя (грузовладельца) и перевозчика, позволяющей уменьшить имущественные потери сторон, спланировать экономическую и организационную сферы предпринимательской деятельности. Заключение подобного договора подчеркивает длительные, устоявшиеся хозяйственные связи сторон, постоянную и взаимную имущественную выгоду.
Договор об организации перевозок грузов носит длящийся характер и по своей юридической характеристике является:
— консенсуальным, поскольку считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по его существенным условиям, а момент вступления договора в силу не связывается с передачей перевазчику груза;
— двусторонне обязывающим (или взаимным), что означает, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы.
Форма договора — простая письменная.
Существенные условия. В договоре об организации перевозок определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок.
Иными словами, в таком договоре могут детально и подробно регламентироваться:
— порядок подачи заявки (заказа) на выделение транспортных средств;
— минимальные и максимальные объемы грузов, предъявляемых к перевозке ежемесячно (ежесуточно);
— графики подачи транспортных средств, их типы (модели) и грузоподъемность;
— порядок погрузки (выгрузки);
— требования, предъявляемые к таре и упаковке предъявляемых грузов;
— порядок взвешивания отправляемых (прибывающих) грузов;
— сроки уведомления грузовладельца о прибытии или о подходе грузов, прибывающих в его адрес
Но в договоре об организации перевозок не определяются конкретное количество груза, который должен быть перевезен в результате одноразовой отправки, сроки подачи транспортных средств и предъявления груза для каждой отправки и т.д. В нем могут быть определены лишь общие объемы груза, подлежащего перевозке в течение обусловленного периода (года, трех или пяти лет и т.д.) и установлены меры ответственности за невыполнение перевозок груза в этом объеме в целом по итогам обусловленного в договоре периода, в связи с тем что грузовладелец и перевозчик достигают соглашения об осуществлении перевозок в течение длительного времени.
Значит договор об организации перевозок грузов определяется как соглашение сторон о намерении дальнейшего заключения договора перевозки грузов.
Таким образом, договоры об организации перевозок имеют длящийся характер, они заключаются на предстоящий квартал, предстоящий год. И по правовой природе имеют признаки предварительного договора (т.е. когда стороны планируют заключить договор в будущем на условиях предварительного договора), поскольку заключение договора об организации перевозок не освобождает, а, наоборот, предполагает необходимость заключения соответствующего договора перевозки груза, ибо только такой договор обеспечивает реальное перемещение груза от пункта отправления до места назначения.
Договор организации перевозки грузов
Однако, по справедливому замечанию Б.М. Гонгало, О.А. Красавчиков говорил именно об отношениях, а не об организованности как свойстве общественных явлений. Организованность обозначалась в качестве непосредственной цели организационных отношений 4 См.: Гонгало В.М. Предмет гражданского права // Проблемы теории гражданского права / Институт частного права. М., 2003. С. 19.. Поэтому следует согласиться с точкой зрения Б.Н. Мездрима о том, что «сущность (характер, природа) гражданско-правового организационного договора и возникающего на его основе неимущественного обязательства должны устанавливаться не по его признакам (правовым цели и результату, специфике содержания и функций), а из содержания опосредуемых им общественных отношений — тех отношений, которые организуются» 5 Мездрин В.Н. Моделирование гражданско-правовых неимущественных обязательств // Антологии уральской цивилистики: 1925-1989: Сб. статей. М., 2001. С 199.. Как верно отмечает автор, «объект организующих отношений — это организация организуемых отношений, а именно: определенная упорядоченность, взаимосвязь и взаимодействие организационных элементов организуемых отношений». Это обстоятельство находит свое отражение в действующих нормах права и подтверждает существование организационных отношений. Договор об организации перевозок является убедительным доказательством такого утверждения, поскольку направлен на заключение в будущеморганизуемого основного договора, а отнюдь не на оказание услуг или на выполнение работ. Отношения, возникающие из такого договора, носят неимущественный характер.
Во-вторых, договор об организации перевозок можно именовать организационным еще и потому, что он организует будущие отношения, возникающие до заключения реального договора перевозки грузов. Речь идет об отношениях по подаче транспортных средств под погрузку и по предъявлению груза к перевозке, возникающих из факта подачи разовой заявки и складывающихся на начальной стадии транспортного процесса. На этой стадии стороны своими действиями, которые носят теперь глее имущественный характер, также организуют будущую перевозку путем конкретизации условий договора об организации перевозок и предопределяют содержание конкретного договора перевозки грузов.
Таким образом, договор об организации перевозок можно считать организационным «в квадрате», поскольку он организует будущие правоотношения, которые сами в свою очередь направлены на организацию реального договора перевозки грузов. В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора то другая сторона имеет право обратиться в суд с требованием заключить основной договор на условиях предварительного.
Представляется, что сточки зрения действующего законодательства признать договор об организации перевозок предварительным нельзя. Следует отметить, что формулировка ст. 798 ГК РФ, а также положения ст. 429 ГК РФ породили множество различных мнений по этому поводу.
Сторонниками признания договора предварительным является достаточно большой круг ученых. К ним относятся А.Ю. Кабалкин 6 См.: Кабалкин А.Ю. Классификация и толкование договоров // Российская юстиция. 1996. № 7. С 14., В.А. Косовская 7 См.: Косовская В.А. К вопросу определения понятия договора морской перевозки груза // Транспортное право. 2002. №3. С 14., Б.Д. Завидов 8 См.: Завидов Б.Д. Комментарий к федеральному закону о транспортно-эксплуатационной деятельности от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. М.. 2003. С. 7. и др. Например, Г.П. Савичев аргументирует свою позицию следующим образом: «. заключение договора об организации перевозок не освобождает, а наоборот, предполагает необходимость заключения соответствующего договора перевозки груза, ибо только такой договор обеспечивает реальное перемещение груза от пункта отправления до места назначения. Все они (договоры об организации перевозок) имеют единую правовую природу, направлены на организацию будущих перевозок, не порождают прав и обязанностей сторон по перевозке данного конкретного груза, относятся к категории предварительных договоров, в соответствии с которыми стороны заключают в будущем конкретные договоры перевозки грузов (ст. 429 ГК)».
Противником модели предварительного договора выступает В.В. Витрянский, который отмечает следующее: «Смысл предварительного договора состоит в том, что стороны договариваются о том, на каких условиях и в какой срок должен быть заключен основной договор, причем форма предварительного договора должна отвечать требованиям, предъявляемым к основному договору (ст. 429 ГК РФ). Как уже отмечалось, реальный договор перевозки грузов не может рассматриваться в качестве основного (главного) договора по отношению к договору об организации перевозок грузов, напротив, реальный договор перевозки груза оформляет конкретные действия сторон по исполнению договора об организации перевозок грузов. Форма реального договора перевозки груза (транспортная накладная) никак не может служить формой договора об организации перевозок грузов. То обстоятельство, что договор об организации перевозок грузов предшествует заключаемым для его исполнения договорам перевозки конкретных партий грузов и зачастую предопределяет их условия, не дает оснований считать его предварительным договором».
На наш взгляд, точку зрения сторонников модели предварительного договора в настоящее время нельзя признать убедительной по следующим основаниям. Во-первых, если проводить аналогию с предварительным договором, то в качестве основного договора можно было бы считать лишь договор о подаче транспортных средств под погрузку и о предъявлении грузов к перевозке, но не реальный договор перевозки конкретного груза. Дело в том, что в случае неисполнения обязанности грузоотправителя предъявить груз к перевозке в соответствии с поданной заявкой, равно как и в случае неисполнения обязанности перевозчика подать транспортное средство под погрузку, отношения между сторонами МОГУТ прекратиться с уплатой штрафа нарушившей стороной (ст. 794 ГК РФ, ст. 94 УЖТ, ст. 180-182 УВВТ РФ, ст. 86 ВК РФ, ст. 127 УАТ РСФСР). В этом случае конкретный договор перевозки грузов не будет заключен вообще. Поэтому грузов не договор об организации перевозок влечет за собой неизбежность заключения реального договора перевозки грузов.
Во-вторых» справедливо приведенное выше утверждение В.В. Витрянского о невозможности применения требований ст. 429 ГК РФ относительно совпадения формы предварительного и основного договоров. Хотя договоры об организации перевозки грузов заключаются в простои письменной форме, которая присуща и заявке на подачу транспортных средств, при этом, однако, не соблюдаются требования ст. 160 ГК РФ. Правила этой статьи устанавливают, что законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т.п.), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований. Если такие последствия не предусмотрены, применяются последствия несоблюдения простой письменной формы сделки. Между тем заявка, как было отмечено в предыдущей теме, составляется в соответствии с требованиями законодательства на бланке установленной формы. Такой бланк не годится для размещения в нем условий договора об организации перевозок.
В-третьих, особенностью договора об организации перевозок является то, что договоры об организации перевозок грузов являются долгосрочными. Это означает, что действие этих договоров распространяется на отношения сторон в течение достаточно длительного периода времени. Законодатель названное обстоятельство подчеркнул следующим образом. Во-первых, в п. 1 ст. 798 ГК РФ указывается, что долгосрочные договоры об организации перевозок могут заключаться присистематических перевозках грузов. Во-вторых, п. 2 названной статьи устанавливает, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать (а не принять;, а грузовладелец —предъявлять (а не предъявить) к перевозке грузы в обусловленном объеме. Следовательно договор об организации перевозок предполагает заключение не одного, а множества договоров, что не в полной мере согласуется с буквальным смыслом ст. 429 ГК РФ, в соответствии с которой по предварительному договору стороны обязуются заключить (а не заключать) в будущем договор (а не договоры) о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Правда, М.И. Брагинский, являясь сторонником того, что договор об организации перевозок грузов строится по модели предварительного договора, утверждает, что «предварительный договор может быть заключен в равной мере по поводу либо одного основного договора (пример — запродажа дома), либо определенного их числа (пример — договор на открытие кредитной линии). Последнее — заключение на основе организационного (навигационного) договора определенного числа основных договоров — как раз и имеет место главным образом применительно к договорам на организацию буксировки или организацию перевозки грузов. Речь идет о том, что договор на организацию буксировки тем самым признается исполненным и по этой причине прекратившим свое действие лишь с момента заключения последнего по счету из предусмотренных в нем основных договоров» 9 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 4: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 1981. С. 583.. Однако такое утверждение, к сожалению, не согласуется с буквальным смыслом требований ст. 429 ГК РФ. Кроме того, правила о сроках заключения основного договора, предусмотренные ст. 429 ГК РФ, неприменимы к договору об организации перевозок грузов. Не в полной мере согласуются с положениями ст. 79S ГК РФ и правила п. 6 ст. 429 ГК РФ. Согласно этим правилам обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор. Однако, как известно, подать заявку, т.е. сделать оферту, может только грузоотправитель, но не перевозчик. Между тем в современных условиях именно перевозчик в большей степени заинтересован в своевременном заключении конкретного договора перевозки. Ведь он зарабатывает, что называется, «от колеса», т.е. его прибыль зависит от объемов перевозимого груза, которые может обеспечить грузовладелец. Наконец, следует учесть, что предварительный договор должен содержать все существенные условия основного договора, к которым, исходя из определения договора перевозки грузов относится и пункт назначения. В противном случае договор будет беспредметным. Поскольку договор об организации перевозок является «рамочным» и долгосрочным, не представляется возможным в нем указать все пункты назначения будущих перевозок.
Между тем следует отметить, что и в позиции сторонников модели предварительного договора есть рациональное зерно. Дело в том, что предусмотренные в ст. 798 ГК РФ обязанности перевозчика предъявить транспортные средства под погрузку и грузоотправителя — предъявить груз к перевозке означают не что иное, как обязанность заключить на основании разовой заявки договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке, причем на условиях договора об организации перевозок. Иная ситуация просто немыслима. Таким образом, предмет договора об организации перевозок и предмет предварительного договора почти полностью совпадают. Оговорка «почти» в данном случае касается возможности заключения на основании договора об организации перевозок не одного, а множества договоров перевозок. Однако прямого запрета на такие действия в ст. 429 ГК РФ не содержится. И если абстрагироваться от правил ныне действующего законодательства о сроке и форме предварительного договора, то можно было бы договор об организации перевозок рассматривать в качестве предварительного договора. В этом случае многие не урегулированные ст. 798 ГК РФ положения компенсировались бы общими положениями о предварительном договоре (например, правила о существенных условиях договора, об ответственности). Однако пока это лишь одно из возможных направлении развития гражданского законодательства, которое к тому же не получило всеобщего одобрения специалистов в области транспортного права.
Особенностью договоров об организации перевозок является то обстоятельство. что они всегда являются взаимными.
Поскольку договор об организации перевозок не имеет своим предметом оказание услуг, выполнение работ, передачу вещей, а является договором организационного типа, то его следует отнести к категории безвозмездных договоров.
Таким образом, договоры об организации перевозок можно охарактеризовать как разновидность консенсуального, двустороннего, взаимного, безвозмездного организационного договора.
Статья 798. Договоры об организации перевозок
Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.
По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
Комментарий к Ст. 798 ГК РФ
1. Договор об организации перевозок не имеет обязательного характера, но на практике всегда заключается при необходимости осуществления систематических перевозок и только в отношении перевозок грузов. Данный договор предусматривается в отдельных транспортных уставах и кодексах: в ст. 10 УЖТ; в ст. 118 КТМ РФ; в ст. 68 КВВТ РФ. Упоминается о возможности заключения договора об организации перевозок груза в ст. 8 УАТ РФ.
В ч. 2 комментируемой статьи содержится указание на права и обязанности сторон договора. Основное содержание договора сводится к тому, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы. Иные предписанные условия договора — объемы, сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов — дают основания считать, что из данного договора возникают вполне определенные права и обязанности сторон, касающиеся обязательств по подаче транспортных средств и по погрузке груза (ст. 791 ГК). Перечень условий договора не является исчерпывающим. Так, В.В. Витрянский указывает, что в договорах об организации перевозок могут детально и подробно регламентироваться порядок подачи заявки (заказа) на выделение транспортных средств; минимальные и максимальные объемы грузов, предъявляемых к перевозке ежемесячно (подекадно, ежесуточно); графики подачи транспортных средств, их типы (модели) и грузоподъемность; порядок погрузки (выгрузки); требования в отношении тары и упаковки предъявляемых грузов; порядок взвешивания отправляемых (прибывающих) грузов; сроки уведомления грузовладельца о прибытии или о подходе грузов, прибывающих в его адрес; виды механизмов, используемых при погрузочно-разгрузочных работах; и другие условия .
Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.
См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 339.
Договор об организации перевозок не избавляет стороны от необходимости заключать в установленном порядке договоры на подачу транспортных средств (и собственно договоры перевозки конкретной партии груза). Так, в соответствии с ч. 4 ст. 10 УЖТ РФ и п. 5 ст. 8 УАТ РФ, если между сторонами заключен договор об организации перевозок грузов, процедура предоставления перевозчиком транспортных средств все равно начинается с подачи грузовладельцем заявки. В соответствии со ст. 73 КВВТ РФ наличие договора об организации перевозок является предпосылкой для заключения договора перевозки конкретного груза, и в этом случае судно подается в соответствии с этим договором. В ст. 118 КТМ РФ, с одной стороны, утверждается, что перевозка конкретной партии груза осуществляется по договору морской перевозки, который заключается в соответствии с долгосрочным договором об организации перевозок, но, с другой стороны, указывается, что стороны могут своим соглашением установить совершенно иные условия перевозки конкретного груза. Как отмечает В.В. Витрянский, «долгосрочный договор об организации морских перевозок не носит для его сторон обязательного характера, а, следовательно, утрачивает признаки гражданско-правового договора и выглядит как некий протокол о намерениях» .
Таким образом, договор об организации перевозок нельзя рассматривать как предварительный договор, поскольку его содержание не сводится к обязанности заключения в будущем собственно договора перевозки или иных транспортных договоров.
2. Правовая природа договора об организации перевозок представляется спорной. Является ли данный договор действительно только «протоколом о намерениях» или устанавливает конкретные обязанности сторон, опосредуя заключение договора перевозки конкретной партии груза на заранее согласованных условиях? Согласно наиболее распространенной точке зрения договор об организации перевозок относится к организационным договорам. Современная доктрина трактует организационный (рамочный) договор как действующий гражданско-правовой договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами при заключении отдельных договоров на основании или во исполнение рамочного договора .
———————————
См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. М.: Статут, 2009. С. 122 — 123.
С этой точки зрения договор об организации перевозок — это организационный договор, устанавливающий для одной стороны (грузовладельца) предпосылки и порядок предъявления грузов в обусловленном объеме к перевозке, а для другой стороны (перевозчика) — предпосылки и порядок предоставления в установленном объеме транспортных средств и приема грузов к перевозке в установленные сроки. Договор является двусторонним и консенсуальным. Поскольку договор устанавливает обязанности неимущественного характера (является организационным), следует квалифицировать его как безвозмездный.
В то же время существует другой взгляд на значение договора об организации перевозок. По мнению В.В. Витрянского, «с точки зрения интересов сторон (грузоотправителя и перевозчика), целей заключения договоров и их роли договор об организации перевозок стоит несоизмеримо выше, нежели договор перевозки конкретного груза, который по своему правовому значению представляет собой лишь облеченные в договорную форму действия сторон по исполнению договора об организации перевозок грузов» (т.е. «именно реальный договор перевозки конкретного груза служит средством выполнения обязательств сторон, вытекающих из договора об организации перевозок») . В связи с этим В.В. Витрянский предлагает даже различать реальный договор собственно перевозки конкретного груза и консенсуальный договор перевозки груза — договор об организации перевозок . Но, очевидно, для реализации подобного предложения необходимо внесение изменений в законодательство.
Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.
Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 256 — 257.
См.: Витрянский В.В. Некоторые итоги кодификации правовых норм о гражданско-правовом договоре. С. 132.