Содержание:
Учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа) по теме:
Наглядно-игровые пособия.
Многофункциональное пособие «ВЕСЕЛЫЕ КУБИКИ» авторская разработка.
Предварительный просмотр:
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, это вид непродуктивной деятельности, в которой важен не результат, а сам процесс. Игра для ребенка средство познания реальности. В игре моделируются объекты и явления окружающего мира, заменяются условной наглядностью.
Возникает противоречие: с одной стороны коррекция речевого дефекта требует специально организованных занятий, направленных на преодоление речевого дефекта, с другой – игре принадлежит ведущая роль в развитии детей дошкольного возраста.
Специально организованные игры повышают интерес к занятиям, сосредоточения внимания, речевой активности.
Наглядно-игровые средства – наглядное пособие со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С их помощью создается игровая ситуация формируя игровую и речевую активность. Процесс обучения ребенка становится интересными, эмоциональными, увлекательными в результате эффективными.
(пособие многофункционально его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии.)
- определение заданного звука в слове;
- определение первого звука в слове;
- упражнение в делении слов на слоги;
- формирование навыков образования относительных прилагательных, активизация глагольного словаря;
- упражнение в делении слов на слоги;
- умение производить подсчет количества звуков в словах;
Перед ребенком – схематический рисунок пирамиды. В основании пирамиды – пять квадратов, выше – четыре, потом – три и, наконец, два. Ребенок получает набор кубиков.
— Разложи кубики так, чтобы в самом нижнем ряду лежали кубики, названия которых состоят из пяти звуков, выше – названия из четырех, далее – трех звуков, и, наконец, сами придумайте слово.
«Подбери слова к схемам»
Перед ребенком схемы слов. Задание подобрать кубики к каждой схеме.
« Отгадай загадку, найди отгадку »
Ребенку загадывают загадку, он ищет среди кубиков соответствующую картинку-отгадку.
Предложить прочитать новое слово по первым звукам отгаданных слов.
(Например: слова-отгадки стол, окно, мешок — новое слово сом).
Педагог показывает кубик, на гранях которого условные обозначения: «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
— Сейчас этот кубик у нас заговорит. Вы будете его бросать по очереди находить и называть слова, начинающиеся с гласного, твердого согласного или мягкого согласного звука. Следите, какой значок будет на верхней грани кубика.
«Речевое панно» тематическое.
Многофункциональное наглядно-игровое средство. Его можно использовать на занятиях развития речи, математике, на занятиях по ознакомлении с окружающей действительностью, предметный мир.
- обобщение по лексическим темам, расширять словарный запас по темам;
- обогащение словаря путем подбора предметов по заданной теме;
- активизация глагольного словаря;
- упражнение в правильном произношении отрабатываемых звуков и в четком произношении фраз;
- работа над громкостью речи (например: подражание крикам животных)
- развивать пространственную ориентировку, уточнять и закреплять значение пространственных предлогов практическим путем;
- отрабатывать предложно-падежные конструкции (под елочкой, у елочки, к елочке, над елочкой, с елочки);
- уточнять и закреплять значения антонимов (высокий — низкий, широкий — узкий, темный — светлый, толстый — тонкий, гладкий — шершавый);
- формировать навык связного высказывания с элементами творчества (сочинение коротких рассказов-инсценировок).
Панно сделано из лоскутков ткани на основе. Картинки-аппликации крепятся к нему с помощью контактной ленты. В ходе занятия ребенок не просто созерцает картинку, а действует с ней, изменяет по своему замыслу, озвучивая свои манипуляции. При подборе и изготовлении инструментария к панно за основу взято несколько тем.
— «Город» — деревья, машины, животные, солнышко, тучки, птицы, звери.
— «Африка» — животные Африки, корабли, рыбы.
— «Лето» — цветы, трава, птицы, насекомые.
— «Природа и животные» — цветы, куст, трава, игрушечные звери и птицы.
Пособие дает возможность проводить индивидуальные игровые занятия с детьми разного возраста и решать различные коррекционные задачи. Необычное расположение игрушек, возможность свободного действия с ними повышает интерес детей, активизирует их речевую деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одна из проблем дошкольников с ОНР — трудности формирования слоговой структуры слова. В данной работе предложен ряд пособий, игр по формированию слоговой структуры , идеи для создания анал.
В статье представлен материал учителя-логопеда МБДОУ Д/с № 43 Божевой Т.М. «Презентация наглядных пособий по развитию речи» с городского методического мероприятия «Панорама педагогических достиж.
Из опыта работы «НАГЛЯДНО-ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В статье раскрывается логопедическая работа по развитию фонематических процессов. Более подробно описана работа по формированию навыков звукового анализа. представлена зрительная символика обозначения.
Картотека дидактических игр и наглядно-игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи дошкольников (автоматизация изолированных звуков, автоматизация звуков в слогах).
Для работы с детьми. имеюшими речевые нарушения, необходим постоянный поиск эффективных методов и пособий, способствующиховладению нормативным звукопроизношением. Чтобы повысить и поддержать интерес д.
Пособие «Учим цифры» поможет ребенку легче и быстрее запомнить цифры.
Учебно-методическое пособие по развитию речи по теме:
Дидактические игры и пособия своими руками
Дидактические игры и пособия своими руками для развития речи дошкольников.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка — детский сад «Аленький цветочек»
по русским народным сказкам
Дидактическое пособие разработано для усвоения и дифференциации формы единственного и множественного числа существительных именительного падежа дошкольниками в игровой форме.
Ребёнку предлагают самостоятельно разложить карточки – картинки.
Условие: возле домика с одним кругом надо положить один предмет, а возле домика, где несколько кругов, таких же предметов должно быть много.
После выполнения задания, ребёнок правильно называет один предмет и его множественное число, взрослый контролирует правильное употребление окончаний существительных в единственном и множественном числе.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Наглядно-дидактическое пособие для занятий с дошкольниками по развитию речи «Времена года»
Это пособие рекомендуется для занятий по развитию речи с детьми среднего и старшего дошкольного возраста! Такие занятия будут способствовать уточнению и расширению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе, развитию связной речи!
Учить ребенка рассказывать — значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу речевого развития детей дошкольного возраста.
Использование наглядно-дидактического пособия для фланелеграфа «Времена года» поможет реализации сразу 4 задач:
1. обогащение словаря ребенка
2. развитие связной речи
3. развитие психических процессов (мышления, памяти. внимания) .
4. формирование пространственно-временных представлений.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка — детский сад «Аленький цветочек»
Пальчиковый театр своими руками
Пальчиковый театр своими руками
Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе пальчикового театра.
Задачи: Формировать умение детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра;
Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;
Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру.
Пальчиковый театр — это прекрасная возможность для Вашего ребенка сыграть сказку на своей ладошке. Он может одеть любого персонажа себе на пальчик и поиграть. А если малыш еще совсем маленький, за него это сделает мама, и на маминой ладошке оживут герои любимой сказки. Театр – это уникальный речевой и сенсорно–двигательный «тренажер». Фигурки пальчикового театра помогут развить подвижность пальцев обеих рук, освоить речь персонажей и научат ставить домашние мини–представления. Игру можно использовать для изучения счета, для знакомства с героями и сюжетом сказки, для ознакомления с понятиями «справа-слева», «рядом» и т.д., для развития речи и мелкой моторики рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Такие игрушки развивают интонацию, исполнительские умения, творческие способности в передаче образа героя из сказки. А еще маленькие фигурки пальчикового театра составят вам компанию во время прогулки или похода в поликлинику, в дороге. Они не займут много места в маминой сумке и помогут развлечь малыша.
Вязаный пальчиковый театр
Персонажи театра, вязаные пальчиковые куклы, придут на помощь при развитии подвижности пальчиков рук, помогут сыграть выразительный говорок персонажей и обучат устраивать домашние представления. Это так объединяет семью. Игру можно использовать, чтобы развлечь ребенка в очереди поликлиники, отвлечь его от переживаний, чтобы обучить его счету и чтению.
Театр на палочках
Для изготовления этого театра понадобятся палочки и силуэты персонажей, изготовленные из картона. Секрет игрушек в том, что каждый силуэт прикрепляется к палочке и персонаж приводится в действие благодаря ее повороту.
Театр на палочке интересен для детей не только тем, что он очень легок в изготовлении, но и тем, что действия можно изображать и за ширмой, и свободно передвигаясь по комнате.
Театр на фланелеграфе
Иллюстративное показывание с фланелеграфом дети слушают и смотрят с большим интересом. Их поражает необычность зрелища: картинки не падают, держаться на доске, как волшебные. Старшие дети сразу начинают интересоваться техникой изготовления картинок и самого фланелеграфа. Дети ещё больше удивляются, когда педагог им говорит, что такой театр картинок они сами могут показать малышам. Дети с увлечением начинают готовиться к предстоящему спектаклю.
Наглядное дидактическое пособие «Развитие речи в детском саду»
На складе — 1 ком
Актуальную стоимость товара, с учетом доставки до Вашего учреждения, просим уточнять у менеджеров компании
Это наглядное пособие состоит из 12 плакатов формата А3 и небольшого методического пособия, благодаря которому вы сможете самостоятельно позаниматься со своим ребенком. Здесь вы найдете иллюстрации на разные темы: зимнюю (Зима, зима), новогоднюю (Дед Мороз), летнюю, плакат с иллюстрацией к .
Это наглядное пособие состоит из 12 плакатов формата А3 и небольшого методического пособия, благодаря которому вы сможете самостоятельно позаниматься со своим ребенком. Здесь вы найдете иллюстрации на разные темы: зимнюю (Зима, зима), новогоднюю (Дед Мороз), летнюю, плакат с иллюстрацией к сказке «Репка» (детям предлагается назвать, что художник нарисовал неправильно по сюжету этой сказки), плакаты с изображением различных действий детей в помещении («У аквариума», «Наряжаемся»).
Есть картинки, с помощью которых можно будет разобрать типичные ситуации в отношениях между малышами («В песочнице», «Не дает коляску», «Друзья», «Так нельзя»). Благодаря этому пособию вы не только пополните активный словарный запас вашего ребенка, но и закрепите представления малыша об окружающем мире. Рассматривание таких плакатов-картин — эффективное средство развития связной речи.
Такие занятия помогают развивать у детей сосредоточенность, произвольное внимание, понимание простейших связей. Обсуждение ситуаций по
Артикул: МОЗ-476422
Валентина Гербова: Развитие речи в детском саду. 2-3 года. Наглядно-дидактическое пособие
Аннотация к книге «Развитие речи в детском саду. 2-3 года. Наглядно-дидактическое пособие»
Настоящее пособие предназначено для занятий по развитию речи с детьми 2-3 лет.
В ходе занятий по этому пособию не только совершенствуется речь детей (обогащается словарный запас, дошкольники учатся правильно строить речевые высказывания), но и уточняются и закрепляются представления детей об окружающем мире.
Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений.
Художник-иллюстратор: В. Куркулина.
Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»
Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»
Данное пособие предлагаю использовать мамам, папам и воспитателям. Оно состоит из 12 картинок по развитию речи с различными сюжетами (формат картинок А3), в которых участвуют дети. К картинкам прилагается методическое пособие, которое поможет Вам заниматься с ребенком, а это очень большой плюс. Картинки яркие, красочные, демонстрирующие типичные ситуации в отношениях между малышами и просто сюжеты из их жизни, такие как: «не дает коляску», «наряжаемся», «так.
Наглядное пособие состоит из 12 плакатов формата А3 и небольшого методического пособия и может быть использовано как в качестве материала в детском саду, так и дома, однако надо иметь в виду то, что несколько плакатов относятся именно к детскому садику. Есть иллюстрации на зимнюю, новогоднюю, летнюю темы, репка, разные действия детей в помещении. Все 12 плакатов четкие, хорошего цветового разрешения, бумага плотная (не картон), слегка глянцевая.
Для более подробных занятий и интеграции.
Громова, Кабушко, Соломатина: Занятия по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие. ФГОС ДО
Аннотация к книге «Занятия по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие. ФГОС ДО»
В книге представлены конспекты логопедических занятий по развитию речи детей 4-5 лет с речевыми нарушениями для проведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов.
Содержание занятий соответствует основным требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развитию речи детей дошкольного возраста и является логическим продолжением методики логопедической работы по развитию речи детей 3-4 лет. Занятия обеспечены наглядным материалом.
В зависимости от уровня психического и речевого развития данные занятия могут быть адресованы также детям младшего дошкольного возраста с нормальным речевым онтогенезом.
Книга предназначена педагогам, методистам, логопедам дошкольных и медицинских организаций, родителям.
Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»
Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»
Методическое пособие «Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников»
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания короткие;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста
Цель методического пособия: использование метода наглядного моделирования в процессе формирования связно речи дошкольников.
- Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности.
- Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Развивать умение наблюдать, видеть в наблюдаемых объектах части и признаки.
- Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.
Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.
Научное философское обоснование
Исследование влияния обучения на умственное развитие ребенка занимает важное место в детской психологии и дошкольной педагогики. Эффект воздействия обучения ставится в прямую зависимость от её содержания и средств. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я Гальперин, В. В. Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перспективные интеллектуальные и практические действия.
При экспериментальном обследовании дошкольников (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова, Д. Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.
Соответствие современным достижениям педагоги
Материал соответствует требованиям примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Методическим рекомендациям к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, научно-методической литературе по развитию речи Бородич А.М., Соловьевой О.И., Федоренко Л.П., Сохина Ф.А., Алексеевой М.М.
Методическое пособие учитывает уровень развития детей со средней группы. Существует связь между возрастными группами. В каждой возрастной группе идет усложнение материала.
Методы, приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности:
- пересказ;
- рассказ по сюжетной картине;
- рассказ – описание;
- логопедическая сказка;
- сравнительное описание предметов;
- фрагментарное рассказывание по пейзажной картине;
- творческий рассказ;
- творческая сказка по силуэтным изображениям.
- занятия, часть занятия;
- чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, театры, кроссворды;
- наблюдения;
- упражнения лексико-грамматические, эмпатические;
- технические средства обучения (аудиозаписи текста, музыкальных фрагментов для развития темы произведения);
- элементы драматизации;
- дидактические игры.
Реализация данного пособия предполагает осуществление специально организованных занятий, его части.
Большая роль в реализации данной работы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми вне занятий.
Пособие предназначено воспитателям ДОУ и родителям. Рассчитано на детей 4 – 7 лет.
Эффективность проведенной работы подтверждают следующие результаты:
- Дети стали более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы.
- Научились проявлять творческую активность, самостоятельность.
- Научились обследованию предметов, выделению их основных признаков.
- Научились составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.
- У детей улучшилась память, внимание стало более устойчивым.
С 3–4 лет можно начинать разыгрывать сказки с помощью наглядного моделирования, что позволяет как бы немного «отодвинуть» эмоции ребенка и обратить его внимание на строение сказки. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогают установить смысловые связи между ними.
Прежде чем начать работу по построению и использованию наглядных моделей, необходимо, чтобы дети прослушали выразительное чтение сказки, ответили на вопросы, разыграли сюжет в настольном театре или по ролям, рассмотрели иллюстрации. Только после этого с помощью наглядных моделей можно развивать у детей умение самостоятельно анализировать содержание текста, выделять наиболее существенное.
В дальнейшем это поможет им самостоятельно понять любое художественное произведение, выразительно и последовательно рассказать о прочитанном и услышанном.
Наиболее простой вид наглядных моделей – модель сериационного ряда. Она может представлять собой постепенно увеличивающиеся полоски разной длины или кружки разной величины.
Разыгрывание сказки «Репка».
Модель: вырезанный из желтой бумаги кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей.
Первый этап: выразительное чтение сказки, обсуждение с детьми, кого из героев сказки будет заменять та или иная полоска.
Второй этап: по мере прочтения сказки, дети раскладывают заместители в нужном порядке.
Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки. Интересно, что если до проведения таких занятий большинство детей на вопрос «Кого надо пригласить, если мышка не поможет вытянуть репку?» – отвечали: «медведя, он сильный», то после моделирования большинство детей стали отвечать, что надо пригласить муху или комара, то есть дети начали следовать логике сказке.
Разыгрывание сказки «Лиса, заяц и петух».
Модель: круги одинакового размера, но разных цветов: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).
Воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и т.д.)
На столе декорации, вырезанные из бумаги: домики, лисы и зайца, елочки.
Воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и т.д.)
Сочетание оба вида моделирования.
Разыгрывания сказки Л. Толстого «Три медведя».
Модель: три круга: большой, средний и маленький.
Дети вспоминают сказку и решают, какому медведю, какой круг подходит. Затем воспитатель начинает рассказывать сказку, а дети указывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.
При проведении таких занятий особенно важно, чтобы дети понимали принцип замещения, поэтому до начала занятия следует обсудить, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Дети могут использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например, круг красного цвета будет обозначать Красную шапочку). Если брать за основу соотношение величин героев (например, в сказке «Теремок»), тогда заместителями будут полоски разной длины. Возможно также использование символики цвета, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный – темными.
Нужно научить дошкольников не просто играть с предметами – заместителями, а четко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет им анализировать основные события и связи между ними. В этом случае дети будут делать не то, что им хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи – показать основные действия и события сказки. Так постепенно закладываются элементы произвольных действий.
В 5–6 лет в работе с детьми используются временно-пространственные модели (блоки-рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки). Этот вид моделей позволяет понять, основную последовательность событий сказки.
Вариант модели русской народной сказки «Крошечка – хаврошечка».
Такая модель обязательно составляется вместе с детьми. Сначала обсудите, с чего начинается сказка, кто герои, как их обозначить. В качестве заместителей можно использовать схематические изображения фигурок, цветные круги, палочками разной длины. Постепенно заполняются все рамочки. Важно, чтобы их не было слишком много и они действительно соответствовали бы основным событиям произведения. Затем, глядя на модель, ребята пытаются пересказать сказку.
В 6–7 лет, когда дети научились составлять и использовать при пересказе подобные модели, можно предложить им самостоятельно и моделировать сказки и истории. Начинать лучше с небольших историй, которые можно сочинять самостоятельно. Или можно использовать короткие рассказы, например В. Сутеева. В этом случае воспитатель читает сказку или историю и просит детей составить «подсказку» к ней. Дети самостоятельно придумывают заместителей для персонажей сказки, мысленно делят ее на отдельные существенные эпизоды и рисуют модель на листе бумаги цветными карандашами или фломастерами. Задача – помочь детям проанализировать составленную модель оценить точность деления на отдельные эпизоды, проследить, чтобы в ней были представлены основные события произведения.
Пример. Составление «подсказки» к такой истории: «Жила-была девочка. Звали ее Таня. Однажды осенью выдался солнечный, ясный день. Тане очень захотелось пойти погулять в лес. Надела она свое любимое синее пальто, голубой беретик, взяла корзиночку и пошла. Шла она, шла, вдруг слышит, кто-то плачет. Посмотрела, а там медвежонок в яму провалился. Помогла Таня ему выбраться, и медвежонок позвал ее в гости. Побывала Таня в гостях в лесной избушке, а потом они вместе с медвежонком играли, бегали, веселились. А когда Тане пришла пора возвращаться домой, медвежонок подарил ей грибок, да не простой, а волшебный. Стоило Тане в руке его взять и шляпку повернуть, как тут же перед ней появлялся ее друг медвежонок. Таня пришла домой и положила грибок на самое видное место. С тех пор она часто виделась со своим другом».
Итак, моделирование, с одной стороны, помогает детям понять и воспроизвести текст художественного произведения, а с другой – развивает умственные способности, поэтому к концу дошкольного возраста дети начинают самостоятельно строить пересказ без предварительного моделирования, который становится более точным, последовательным и полным.
Отдел образования администрации города Рассказово
Наглядно-дидактическое пособие «Теремок»
Участник выставки
Минаева Татьяна Анатольевна МБДОУ «Детский сад №6 «Цветик»
Воспитатель:
Минаева Татьяна Анатольевна
МБДОУ «Детский сад №6 «Цветик»
Наглядно-дидактическое пособие «Теремок»
ФОТОГРАФИИ РАБОТ
Минаева Татьяна Анатольевна МБДОУ «Детский сад №6 «Цветик»
Наглядно-дидактическое пособие
«Теремок»
воспитатель Минаева Татьяна Анатольевна
МБДОУ «Детский сад № 6 «Цветик»
Наглядно-дидактическое пособие «Теремок».
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка. Она расширяет словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.
Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.
Для развития познавательного интереса детей можно использовать различные приемы и методы. Игра помогает поддерживать интерес детей к русским народным сказкам, развивать любознательность, логическое мышление, воображение, воспитывать любовь к животным.
Описание и характеристика пособия
Наглядно-дидактическое пособие “Теремок” способствует развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, творческих способностей, направлено на умственное развитие дошкольника в целом.
Данное пособие рассчитано для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Оно представляет собой изображение теремка с вырезанным окошком для героев сказки. Пособие выполнено из плотного картона, цветной самоклейки; может использоваться как при знакомстве детей младшего возраста со сказкой, так и в совместной игровой деятельности с детьми среднего возраста.
Часто после знакомства со сказкой, дети испытывают трудности в воспроизведении содержания сказки. Это происходит из-за большого количества героев. Дети путают последовательность, кто за кем появляется в сказке. С целью формирования умения рассказывать сказку правильно, можно использовать это пособие.
Цель: развитие речи и познавательной активности детей младшего и среднего дошкольного возраста; создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.
Задачи:
Младшая группа
- Способствовать формированию интереса к произведениям устного народного творчества – сказкам.
- Формировать умение у детей эмоционально воспринимать содержание сказки.
Запоминать персонажей и последовательность действий.
- Развивать речевую активность детей, внимание, любознательность, обогащать словарный запас.
- Уметь строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанной сказки.
- Учить воспроизводить действия персонажей сказки; играть дружно, вместе, не ссориться.
Средняя группа
- Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;
- Развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;
- Совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащение словаря, развивать звуковую культуру речи.
- Оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку.
- Развивать логическое мышление, воображение, внимание, наблюдательность;
- развитие представления об окружающем мире;
- Побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.
Игровое упражнение «Расскажи сказку».
Цель: развивать память, внимание, мышление, связную монологическую речь, учить воспроизводить последовательность действий героев.
Дети пересказывают сказку, используя картинки персонажей сказки, составляют предложения, используя разные части речи.
Игровое упражнение «Прятки»
Цель: Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (между, рядом, слева, справа)
Игровое упражнение «Назови правильно детенышей (детёныша)!»
Цель: упражнять детей в употреблении единственного и множественного чисел.
У лисы – лисята, лисёнок
У волка – волчата, волчонок
У зайца – зайчата, зайчонок и т.д.
Игровое упражнение «Слоговые песенки».
Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать поставленные звуки в слогах. Вечером все жильцы в “Теремке” устраивают концерт. Каждый поёт свою любимую песенку. Давай петь вместе с ними! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с мышкой. А теперь вместе с лисичкой, а теперь с медведем. Постарайся не ошибаться!
Игровое упражнение “Кто в теремочке живёт”.
Цель: развивать у детей звуковысотный и тембровый слух, воспитание внимание, музыкальной памяти.
Необходимо определить, кто из зверей живёт при помощи музыкальных произведений. Важно, что нельзя называть обитателя домика до окончания звучания музыкального отрывка, что воспитывает у детей выдержку воли.
Игровое упражнение «Отгадай героя сказки».
Цель: развивать двигательную активность детей.
Педагог загадывает загадку, а дети изображают персонажей сказки в движении.
Игровое упражнение «Терем-теремок».
Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении порядковых числительных.
Педагог задает детям вопросы, а дети отвечают полным ответом.
Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?
Игровое упражнение «Угадай, чей голосок?»
Цель: Развивать высоту и тембр голоса, интонационную выразительность речи. Педагог изображает персонажей сказки: мышку, лягушку, зайку, лису, волка, медведя. Ребёнок отгадывает. Затем ребенок и педагог меняются ролями.
Наглядно-дидактическое пособие «Теремок»: 3 комментария
Я уверена, что детям понравилось это пособие, ведь они так любят сказки. В этом теремке есть сюрпризный момент – окошко. С помощью сказок хорошо развивается речь детей, воображение, память, обогащается словарный запас.
Интересное красочное пособие! Как раз то, что нужно детям: и любимые сказки вспомнить, и поиграть. Хорошая идея!
Очень хорошее пособие, для развития памяти, мелкой моторики, развития речи ребенка. Замечательно!