Ндс в бюджет и возврат

Автор: | 02.10.2018

Содержание:

Как возвращается НДС: схема возврата (возмещения)?

Возврат НДС: что это такое и в чем его особенности

Вопрос о возврате НДС возникает в том случае, если по итогам налогового периода сумма вычетов по НДС оказывается больше, чем сумма налога, исчисленного к уплате в бюджет с осуществленной за этот период реализации и иных операций, требующих начисления налога. Отражается эта картина в декларации. Причем возврат НДС для юридических лиц и возврат НДС для ИП базируются на одних и тех же правилах.

В самой сути ситуации возникновения возврата заложены 2 основных момента, требующих одновременного наличия у лица, формирующего декларацию:

  • статуса плательщика НДС;
  • права на применение вычетов по налогу.

Подробнее о плательщиках и неплательщиках НДС, а также о том, кто может воспользоваться правом на вычет, читайте в статье «Кто является плательщиком НДС?».

Статус плательщика НДС – это удел тех, кто работает на ОСНО. Они обязаны начислять НДС с реализации и иных операций, подлежащих обложению этим налогом (в т. ч. при возврате товара поставщику с НДС от ИП или юрлица), оформлять счета-фактуры, вести книги покупок-продаж, сдавать НДС-декларации. И они вправе применять вычеты в объеме налога, предъявляемого поставщиками и возникающего при некоторых иных операциях (например, по капвложениям, осуществленным собственными силами).

У неплательщиков НДС в определенных случаях возникает обязанность по начислению НДС к уплате и сдаче декларации в отношении начисленного налога, однако право на вычет у них не появляется никогда.

О том, когда у неплательщика НДС возникает обязанность начислить этот налог, читайте в этом материале.

Возврат НДС подразумевает последовательное осуществление ряда определенных действий, по завершении цепочки которых налогоплательщик получает на свой расчетный счет сумму налога из бюджета.

Что может дать гарантию возврата НДС

Чаще всего с ситуацией возврата НДС сталкиваются экспортеры, применяющие по отгрузкам на экспорт ставку 0% (ст. 165 НК РФ) и имеющие право на вычет налога, уплаченного поставщикам, при приобретении у них товаров, работ, услуг, относящихся к продажам за рубеж. Для них вопрос о возврате НДС при экспорте из России в зависимости от доли продаж на экспорт в общем объеме реализации может возникать ежеквартально.

О возврате НДС при экспорте подробно можно узнать, ознакомившись с нашей рубрикой «НДС при экспорте товаров в 2018 — 2019 годах (возмещение)».

Сразу отметим, что само по себе превышение суммы вычетов над суммой начисленного НДС за налоговый период — это еще не гарантия возврата НДС. Для возвращения НДС необходимо пройти установленную на законодательном уровне процедуру.

Ключевое место в ней занимает камеральная проверка, проводимая ИФНС после подачи декларации с суммой налога к возмещению. Для этой проверки у налогоплательщика запрашивается достаточно объемный пакет документов, которые для экспортера делятся на 2 группы:

  • подтверждающие право на применение ставки 0% по реализации;
  • обосновывающие сумму вычета.

Схема возврата НДС

Представим схему возврата НДС в виде пошаговой инструкции. Данная схема возврата НДС позволит налогоплательщику проконтролировать соблюдение процедуры по возврату налога и при выявлении нарушений поможет отстоять свои права.

Шаг 1. Подача декларации с суммой НДС к возврату.

Ее камеральная проверка проводится налоговой инспекцией в течение 2 месяцев, но в отдельных случаях может продляться до 3 месяцев (п. 1 ст. 176, ст. 88 НК РФ).

В ходе такой проверки налоговики вправе истребовать документы, подтверждающие применение налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ, п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

Если налоговые органы в ходе проверки выявили нарушения, то переходите к шагу 2.

Возможность возврата НДС из государственного бюджета при переплате

НДС – налог косвенный и его специфика состоит в том, что плательщик налога уплачивает его при покупке (приобретении) товара или материальной выгоды в полном объеме. Но если на этот товар, приобретаемый для коммерческих целей, (например, перепродажи) при реализации НДС насчитали меньше, то получается переплата. Итак, возможен ли возврат налога НДС из бюджета, как реализуются проводки в этом случае?

Возможен ли возврат НДС из бюджета

Если это произошло в течение одного налогового периода, то налогоплательщик имеет право на возмещение (возврат) НДС. На это прямо указывают статьи №173, №172 и №176 НК России. Но государство неохотно расстается с деньгами, попавшими в его казну. Поэтому сама процедура связана с некоторыми сложностями, да и не всегда возможна.

О том, есть ли возврат НДС с субсидий местного бюджета, а также в каких еще случаях его можно получить, читайте ниже.

Возможен ли возврат НДС из бюджета, расскажет видео ниже:

Можно рассмотреть три случая, когда компания или предприниматель могут рассчитывать на возврат НДС:

  1. Налог, уплаченный за покупку товара у поставщиков, превышает налог, насчитанный на этот товар при его реализации.
  2. Экспортеры могут вернуть НДС, если по итогам календарного налогового периода они подтвердили нулевую ставку на реализованный товар.
  3. Компания по каким-либо причинам перечислила НДС на большую сумму.

Про срок возврата НДС из бюджета читайте ниже.

Сроки подачи заявления на возврат НДС ограничены:

  • Тремя годами со дня перечисления излишней суммы при переплате или превышении суммы перечисленной НДС.
  • Тремя годами по окончании квартала, когда произошло перечисления «лишнего» налога при экспортных операциях.

При принятии положительного решения по результатам проверки деньги обязаны вернуть не позднее:

  • Одного месяца при переплате налога либо при экспорте и заявлении поданным после завершения проверки.
  • Трех с половиной месяцев со дня подачи декларации, при заявлении, поданном до окончания проверки.

В случае срыва срока возврата, государство должно заплатить проценты, зависящие от невозвращенной суммы и срока затяжки перечисления.

Далее рассмотрен порядок возврата НДС из бюджета.

Специалист расскажет об условиях возврата НДС из бюджета в данном видеоролике:

Порядок возврата

Усложняет процедуру возврата и то, что он не является автоматическим, то есть ФНС не будет сама рассчитывать сумму переплаты и перечислять ее компании. Компании-налогоплательщики обязаны самостоятельно доказывать обоснованность своих притязаний. И начинать надо с написания заявления.

Ответственный орган

Заявление пишется и подается в инспекцию ФНС по месту регистрации компании-заявителя.

Составление заявления

В заявлении, написанном от имени директора компании или предпринимателя, указывается:

  • Порядок возмещения переплаты (возврат).
  • Кратко суть проблемы, за какой период и сколько переплачено НДС.
  • Ссылка на статью НК, которая предусматривает возврат в этом случае.
  • Просьба о возврате с указанием номера р/с для перечисления.
  • Напоминание о том, что компания не является налоговым должником.

Но до подачи заявления следует выполнить внутреннюю проверку всей финансовой отчетности для того чтобы во время камеральной проверки не возникли непредвиденные проблемы.

Образец-бланк заявления на возврат НДС из бюджета вы можете скачать здесь.

Бланк заявления на возврат НДС из бюджета

Согласно налоговому законодательству порядок возмещения НДС может быть:

Различие в том, что в первом случае возврат суммы переплаченного налога возможен после проведения проверки, а во втором не дожидаясь ее окончания. Второй случай приемлем только для компаний, которые стабильно платят в бюджет крупные налоги или под банковские гарантии возврата денег. Но процедура возврата НДС при обоих вариантах одинакова:

  1. Подача заявления и других документов в инспекцию ФНС. Надо подготовить декларацию за отчетный период и товарно-кассовые документы, подтверждающие покупку и реализацию партии товара, отраженную в декларации. Которые и дают право претендовать на возврат переплаченного налога.
  2. Проверка. Она проводится камерально, то есть без выезда на объект. Но ФНС может потребовать предоставить дополнительные сведения, и отказ им в этом повлечет штрафные санкции. Время, выделяемое на проверку – не более трех месяцев.
  3. Окончание проверки и оформление акта. Акт с решением по результатам проверки (вернуть или отказать) должен быть оформлен в течение семи дней. И плюс еще десять дней на оповещение заявителя об этом письмом. Отрицательное решение ФНС можно обжаловать.
  4. Возврат переплаты. Здесь есть два варианта. В первую очередь погашаются доги перед бюджетом по другим налогам. А если их нет, то деньги будут перечислены на указанный в заявке счет. При задержке перечислений налогоплательщик имеет право потребовать начисление пени.

В данном видео вы также найдете множество полезной информации по вопросу возврата НДС из бюждета:

Возмещение НДС из бюджета

Декларация по НДС у экспортера редко бывает с суммой налога к уплате в бюджет. Операции по реализации товаров на экспорт облагаются налогом по ставке 0%. При этом, в составе цены приобретения этих товаров экспортер уплатил российским поставщикам НДС в размере 18%. Эти суммы он включает в состав налоговых вычетов, уменьшая тем самым НДС с реализации. Не нужно быть гениальным математиком, чтобы понять: всю сумму вычетов экспортер вправе вернуть из бюджета. Но для этого налоговый орган должен подтвердить обоснованность возмещения соответствующим решением. Если решение вынесено, налогоплательщику можно вздохнуть спокойно: «живые» деньги обязательно поступят на его расчетный счет (если он, конечно, этого захочет). Сомневаться в таком исходе дела нет причин. Точнее, не было — до недавнего времени. Налоговики, которым по статусу положено бороться за каждую копейку бюджетных денег, придумали, как их не отдавать, если законных оснований для отказа они не смогли найти. Заинтересовались? Подробности — в Постановлении АС СЗО от 16.02.2016 по делу N А56-36302/2015. О нем и пойдет речь в данной статье.

Читайте так же:  Закон о защите прав потребителя в туризме

Как возмещается НДС из бюджета

Прежде чем перейти к обозначенному судебному акту, напомним нормы закона, касающиеся процессуальных действий, которые должны совершить налоговые органы и органы Федерального казначейства для возврата из бюджета сумм НДС, заявленных экспортером в соответствующей декларации.

Итак, порядок возмещения налога прописан в ст. 176 НК РФ. Из п. 1 данной нормы следует: если по итогам налогового периода указанные в декларации налоговые вычеты превысили общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом обложения НДС по пп. 1 — 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, то полученная отрицательная разница подлежит возмещению налогоплательщику.

Указанная разница может быть зачтена инспекцией либо в счет имеющейся у плательщика НДС недоимки по этому и другим федеральным налогам, либо по заявлению последнего в счет предстоящих платежей. У экспортеров, своевременно подтверждающих правомерность применения нулевой ставки, как правило, долгов по НДС нет (так как налог к уплате декларируется крайне редко). Поэтому они просят налоговый орган зачислить причитающиеся им денежные средства на расчетный счет (п. п. 4, 6 ст. 176 НК РФ).

А поскольку это «живые» деньги, которые выделяются из средств федерального бюджета, закон предписывает контролерам тщательно проверить содержащиеся в декларации сведения. Делается это посредством камеральной проверки, порядок проведения которой закреплен в ст. 88 НК РФ.

Пункт 8 данной нормы предоставляет налоговикам право истребовать у налогоплательщика любые документы, которые подтверждают вычеты, заявленные в декларации с суммой НДС к возмещению (см. Письма Минфина России от 01.11.2011 N 03-07-08/302, ФНС России от 16.09.2015 N СД-4-15/16337).

Добавим, что согласно п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. При этом порядок возмещения налога зависит от результатов проверки.

К сведению. С 2015 г. для плательщиков НДС установлено обязательное расширенное декларирование (в электронной форме) с включением в состав декларации сведений обо всех операциях с контрагентами. В связи с этим налоговики внедрили в промышленную эксплуатацию программный комплекс «АСК НДС-2», принципом работы которого является зеркальное сопоставление сведений об операциях в декларациях покупателя и продавца. Использование данного комплекса позволяет в автоматизированном режиме выявлять налоговые разрывы, в отношении которых впоследствии проводится комплекс мероприятий.

Такой принцип осуществления камерального контроля, по замыслу налоговиков, должен сократить сроки проведения проверок и, соответственно, сроки возврата (зачета) добросовестным налогоплательщикам причитающихся им денежных средств. ФНС России считает, что завершение камеральной проверки декларации по НДС, в которой заявлены суммы налога к возмещению, до истечения трех месяцев с момента представления этой декларации не противоречит нормам НК РФ (см. Письмо от 30.12.2015 N ЕД-4-15/[email protected]).

Если у ИФНС есть претензии к вычетам

Если в ходе контрольных мероприятий инспектор обнаружит нарушения положений гл. 21 НК РФ, то в соответствии с п. 3 ст. 176 НК РФ он обязан составить акт налоговой проверки с соблюдением процедуры, прописанной в ст. 100 НК РФ.

Примечание. Форма акта налоговой проверки приведена в Приложении 23 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] С 12.06.2015 данным актом оформляются результаты как выездной, так и камеральной проверки (ранее для каждого вида проверки была предусмотрена своя форма акта).

Указанный акт и другие материалы проверки, а также возражения налогоплательщика (если он, не согласившись с проверяющим, их представил) должны быть рассмотрены руководством той инспекции, которая проводила проверку, в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.

По итогам такого рассмотрения налоговый орган обязан вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (Приложения 30, 31 к Приказу ФНС России N ММВ-7-2/[email protected]) (в отношении стопроцентных экспортеров, как правило, это решение об отказе, поскольку проверяющий снимает вычеты, не начисляя дополнительного налога, значит, штрафа быть не может).

Кроме того, одновременно с одним из названных ненормативных актов инспекцией принимается решение (п. 3 ст. 176 НК РФ):

  • о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению (если налогоплательщик сумел подтвердить обоснованность вычетов, обозначенных в декларации, или у налоговиков нет достаточных доказательств обратного);
  • об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению (если такие доказательства собраны);
  • о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению (если у налоговиков претензии только к части вычетов).

Примечание. Формы решений утверждены Приказом ФНС России от 18.04.2007 N ММ-3-03/[email protected]

Но и это еще не все. Если вычеты хотя бы частично подтверждены, то в соответствии с п. 7 ст. 176 НК РФ налоговый орган принимает решение о возврате (зачете) суммы НДС. Делается это одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).

О каждом из перечисленных решений инспекция обязана письменно известить налогоплательщика в течение пяти дней со дня принятия (п. 9 ст. 176 НК РФ).

Примечание. Здесь и далее все процессуальные сроки, в соответствии с п. 6 ст. 6.1 НК РФ, указываются в рабочих днях.

Далее налоговый орган начинает работать с казначейством. Не позднее следующего дня после вынесения решения о возврате налоговики формируют и направляют в территориальный орган Федерального казначейства соответствующее поручение (заявку). Последний, в свою очередь, в течение пяти дней со дня получения этого поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с БК РФ (п. 8 ст. 176 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 166.1 БК РФ средства, необходимые для возврата излишне уплаченных налогов, перечисляются Федеральным казначейством в силу Порядка, утвержденного Минфином. Из п. 27 Порядка следует, что казначейство должно вернуть налогоплательщику денежные средства на его расчетный счет в течение трех рабочих дней, следующих за датой поступления поручения (заявки) инспекции. Выполнив данные действия, казначейство уведомляет налоговиков о дате возврата и сумме перечисленных налогоплательщику средств. На это отводится пять дней со дня получения названного поручения (п. 8 ст. 176 НК РФ).

Примечание. Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ утвержден Приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н.

При нарушении указанных процедурных сроков плательщик вправе претендовать на проценты, которые начисляются налоговым органам исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возмещения (п. 10 ст. 176 НК РФ).

Если у ИФНС нет претензий к вычетам

Если камеральной проверкой нарушения не установлены, а заявленные в декларации суммы НДС к возмещению из бюджета подкреплены соответствующими документами, то налоговый орган обязан вынести решение о возврате (зачете) этих сумм. Пункт 2 ст. 176 НК РФ предписывает сделать это в течение семи дней по окончании проверки. Далее следует стандартная процедура (о ней мы рассказали выше) направления поручения в казначейство и возврата последним излишне уплаченного налога.

Таким образом, к концу 11-го дня после завершения камеральной проверки на счет налогоплательщика должны поступить денежные средства, обоснованность возмещения которых подтверждена проверкой. В противном случае с 12-го дня начинают «капать» проценты, что предусмотрено п. 10 ст. 176 НК РФ.

Представим порядок возмещения НДС из бюджета в схематичном виде.

Порядок возмещения НДС из бюджета

Добавим: в таком порядке налог возвращается из бюджета в том случае, если до дня вынесения решения о возмещении НДС налогоплательщик подал в инспекцию заявление о зачете соответствующих сумм в счет уплаты предстоящих платежей по этому или иным федеральным налогам или о возврате денежных средств на банковский счет (п. 11.1 ст. 176 НК РФ).

В противном случае зачет (возврат) налога производится в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. То есть зачет осуществляется в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика, а возврат — в течение месяца.

И еще один момент. Если у налогового органа возникли претензии не ко всем вычетам, а только к их части, то эта часть подлежит возмещению из бюджета в том же порядке, который предусмотрен для случая, когда нарушений законодательства проверкой не выявлено (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 N 13678/11 по делу N А27-15478/2010).

Переходим к спору

Суть его такова. Общество — экспортер с 12-летним стажем, в отношении которого регулярно проводились безрезультативные налоговые проверки (в том числе по вопросу правомерности применения нулевой налоговой ставки и заявленных вычетов), представило в инспекцию декларацию по НДС. В ней налогоплательщик, как всегда, предъявил к возмещению из бюджета НДС в сумме 18 214 730 руб. Но в этот раз что-то пошло не так.

У проверяющего возникли сомнения (вероятно, они были и раньше) относительно реальности осуществляемой обществом предпринимательской деятельности. Ведь у него нет имущества, необходимого для ведения бизнеса, отсутствуют финансовые ресурсы для операций с большим объемом товаров. В итоге результатом проверки стал акт, на который, по-видимому, были поданы возражения.

Читайте так же:  Льготы ветерана боевых действий на транспорт

Однако старания налоговиков успехом не увенчались (пока). Рассмотрев материалы проверки, они все же сочли, что выявленных проверкой фактов недостаточно для отказа в возмещении плательщику заявленных вычетов. Поэтому (дабы не проиграть дело в суде) были вынуждены вынести решения об отказе в привлечении к ответственности и о возмещении сумм НДС (как это делается, мы рассказали выше).

Осуществив зачет имеющейся недоимки и задолженности по пеням и штрафам, инспекция приняла решение о возврате на расчетный счет общества 18 091 158,51 руб. В тот же день было сформировано поручение в виде заявки на перечисление указанной суммы на банковский счет общества, которая в виде электронного файла была направлена в казначейство.

Иными словами, инспекция исполнила процедуру возмещения налога из бюджета в полном соответствии с нормами НК РФ. Однако обещанных денег налогоплательщик так и не дождался, что и стало основанием для его обращения в суд.

Позиция налогоплательщика

По мнению общества, действия инспекции по исполнению требований ст. 176 НК РФ не должны ограничиваться направлением в территориальный орган Федерального казначейства (УФК) поручения на возврат сумм налога, поскольку в соответствии с п. 11 указанной статьи именно налоговый орган принимает решение о возврате процентов за нарушение сроков возмещения налога. В связи с этим общество потребовало:

  • признать незаконным бездействие инспекции;
  • обязать ее направить в УФК еще одно поручение на возврат из бюджета суммы НДС в размере 18 091 158,51 руб.;
  • обязать УФК осуществить возврат этой суммы на банковский счет налогоплательщика, а также перечислить сумму процентов за нарушение срока возврата налога, рассчитанную по день фактического исполнения обязательства.

Позиция арбитров

Суды трех инстанций не нашли оснований для того, чтобы признать бездействие налогового органа незаконным. Арбитры тщательно проанализировали все ненормативные акты, которые были вынесены инспекцией, просчитали процедурные сроки. В итоге они не установили никаких нарушений в цепи исполнения налоговым органом своих обязанностей по проведению камеральной проверки, принятию всех предусмотренных законом решений о возмещении налогоплательщику спорной суммы путем возврата из бюджета и своевременному направлению поручения на исполнение уполномоченному лицу — УФК. В силу указанных обстоятельств также оставлено без удовлетворения требование общества о взыскании с инспекции процентов за несоблюдение сроков возврата налога.

Так как же все-таки получилось, что направленное в казначейство поручение не было им исполнено? Вот что предприняли налоговики.

Понимая, что документы, которые общество представило в обоснование налоговых вычетов, в полном порядке, а предположения о создании последним формального документооборота с целью получения из бюджета «живых» денег так и остаются предположениями, инспекция направила материалы камеральной проверки в правоохранительные органы. Силовики, посчитав сомнения контролеров небезосновательными, спешно возбудили уголовное дело. В рамках осуществления следственных действий по данному делу в тот день, когда поручение (заявка) инспекции поступило в УФК, была произведена выемка документов, среди которых оказалось и названное поручение. Это и стало причиной того, что казначейство не смогло перечислить из бюджета спорную сумму на расчетный счет налогоплательщика.

Общество было в недоумении. Как же так?! Имеется положительное решение инспекции о праве организации на возмещение налога, которое она не может реализовать. К тому же спорная декларация ничем не отличалась от ранее поданных, поэтому у налоговиков не было оснований для передачи материалов проверки в следственные органы. Более того, уголовное дело почти сразу после возбуждения (причем не в отношении конкретного лица) было приостановлено на неопределенный срок. Все это, по мнению общества, привело к нарушению его прав как добросовестного налогоплательщика, а нелогичные и не основанные на положениях НК РФ действия налоговиков — к невозможности осуществления им предпринимательской деятельности.

Однако судьи сочли: действия инспекции и казначейства правомерны. Вот какие доводы они привели.

В отношении инспекции. Арбитры констатировали: передача материалов налоговой проверки правоохранительным органам входит в правомочия налогового органа как государственной структуры. Это допускается, если в рамках своей компетенции и методов осуществления деятельности налоговики не могут обеспечить контроль за исполнением налогового законодательства при выявлении признаков, свидетельствующих о совершении плательщиком действий, подпадающих под юрисдикцию уголовного законодательства.

В рассматриваемом деле в решениях по проверке налоговый орган зафиксировал, что в ходе контрольных мероприятий установлены факты, которые могут являться признаками мошенничества в целях получения необоснованного возмещения из бюджета НДС. Так, в решениях было указано на отсутствие у общества необходимого для ведения экономической деятельности имущества, финансовых ресурсов для осуществления операций со значительным объемом товаров, представление сведений и документов, не соответствующих действительности.

Таким образом, правовое обоснование направления в следственные органы материалов проверки закреплено в ненормативных актах инспекции. Насколько это законно, суды разбираться не стали. Дело в том, что подобные действия совершены в рамках распорядительной деятельности налогового органа, а потому не могут являться объектом судебного контроля в рамках арбитражного процесса.

В отношении казначейства. Судьи установили, что выемка документов была произведена полицейскими в соответствии с законом. Следовательно, изъятие в законном порядке документа, на основании которого УФК должно было перечислить из бюджета на расчетный счет налогоплательщика денежные средства, исключает возможность осуществления таких действий со стороны УФК. Получается, что казначейство тоже ни при чем.

Добавим: арбитры отклонили также требование налогоплательщика обязать инспекцию направить в УФК новое поручение на возврат налога. Аргументы следующие.

Во-первых, принятые налоговым органом документы по итогам рассмотрения материалов камеральной проверки (в том числе поручение на возврат из бюджета соответствующей суммы НДС) никем не оспорены. Следовательно, они являются действительными. А потому нет оснований для формирования нового поручения при наличии уже имеющегося, кстати, признаваемого налогоплательщиком законным и обоснованным.

Во-вторых, налоговое законодательство не предусматривает повторного вынесения решений по результатам налоговой проверки. Эти решения фактически будут дублировать обязательства бюджета перед налогоплательщиком и создавать ситуацию возможного повторного заявления требования о возмещении налога из бюджета на основании имеющихся двух исполнительных документов равной силы.

В-третьих, суды усмотрели в требовании общества направить в УФК новое поручение попытку вмешательства в деятельность правоохранительного органа в целях преодоления действий, осуществленных должностным лицом данного органа. Законность этих действий, которые не могут быть предметом оценки, рассмотрения и обжалования в рамках налогового законодательства, не опровергнута.

Итак, ни в отношении налогового органа, ни в отношении казначейства не выявлено признаков противоправного бездействия. Инспекцией были предприняты требуемые меры, направленные на возмещение НДС из бюджета в порядке ст. 176 НК РФ, а УФК не смогло выполнить поручение на перечисление денежных средств на счет налогоплательщика исключительно по объективным причинам.

Резюмируем сказанное. Ранее нам не приходилось встречать в правоприменительной практике подобных судебных решений. Из этого можно сделать вывод, что контролеры ищут новые законные способы борьбы с недобросовестными налогоплательщиками и необоснованным возмещением денежных средств из федерального бюджета. Вот и в данном случае инспекция вроде бы ничего не нарушила: удовлетворила требование организации возместить переплаченный налог, приняла положительные для нее решения. Какие могут быть претензии? Это все правоохранительные органы. Но, как говорится, дыма без огня не бывает. Может быть, горе-экспортер не такой белый и пушистый, каким хочет казаться? Вряд ли следственные органы возбуждают уголовные дела без веских на то оснований.

Если налогоплательщик осуществляет реальную деятельность в соответствии с законом, наверняка он будет отстаивать свое право на возмещение в следующей инстанции. Если это произойдет, мы непременно расскажем, чем закончилось противостояние между проверяющими и проверяемым.

Рассчитывать на возврат НДС из бюджета можно в следующих ситуациях.

Ситуация 1. Вы перечислили в бюджет сумму НДС больше, чем были должны. К примеру, по данным декларации сумма НДС к уплате составила 1000 руб., а вы пополнили бюджет (допустим, из-за ошибки в платежке) на 1500 руб. Тогда 500 руб. – переплата, которую можно вернуть из бюджета.

Ситуация 2. Сумма входного НДС, принятого в конкретном квартале к вычету, превышает сумму начисленного налога за этот же период (п. 2 ст. 173 НК РФ). Допустим, НДС, отраженный по строке 118 Раздела 3 Декларации (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/[email protected]), составил 2000 руб., а НДС по строке 190 Раздела 3 — 3000 руб. Соответственно, 1000 руб. вы можете вернуть из бюджета.

Ситуация 3. Вы реализовали товары на экспорт и смогли подтвердить нулевую ставку налога (п. 1 ст. 164, п. 1, 9 ст. 165 НК РФ). Поскольку в этом случае НДС, исчисленный по ставке 0%, равен 0, то весь входной НДС, относящийся к экспортной операции, можно будет принять к вычету и заявить к возмещению из бюджета (п. 1 ст. 176 НК РФ).

Что нужно сделать для возврата НДС

Скачать форму заявления о возврате налога можно здесь.

Сроки подачи декларации по НДС см. здесь.

Без камеральной проверки НДС не вернут

В ситуациях 2 и 3 инспекторы в обязательном порядке проведут камеральную проверку декларации по НДС, по результатам которой решат, имеете ли вы право на возврат (возмещение) НДС (п. 8 ст. 88, ст. 176 НК РФ). В соответствии с последними поправками максимальный срок камеральной проверки именно в отношении декларации по НДС составляет в общем случае 2 месяца со дня ее представления (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Если инспекторы решат, что права на возмещение налога у вас нет, можете представить возражения на акт камеральной проверки в течение одного месяца со дня получения этого акта (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Читайте так же:  Договор макулатура

Если же ждать 2 месяца (пока проводится проверка) не хочется, можно попробовать возместить НДС в заявительном порядке (ст. 176.1 НК РФ). Правда, он доступен лишь при определенных условиях.

Срок возврата НДС

Если камеральная проверка прошла успешно, то налог вам вернут в следующие сроки.

Какой порядок возмещения НДС из бюджета?

Возмещение НДС из бюджета — ситуация, с которой достаточно регулярно сталкиваются экспортеры. Но не исключена возможность создания ее и для иных налогоплательщиков. Сама по себе процедура возмещения НДС несложна, однако все же вызывает вопросы. В статье мы расскажем, как возмещается НДС.

Право на возмещение НДС — у кого оно есть?

Всем известно, что у плательщиков НДС есть не только обязанность исчислять налог и платить его в бюджет, но и право на уменьшение исчисленной суммы за счет НДС, уплаченного продавцам в составе стоимости приобретенных ресурсов, так называемого входного НДС (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Напомним, что применить вычет по НДС можно только при соблюдении условий, установленных ст. 171–172 НК РФ.

Сумма принятых за налоговый период вычетов может превысить сумму исчисленного налога. В этом случае и возникает право на возмещение НДС из бюджета, то есть возможность вернуть себе разницу между вычетами и налогом к уплате (п. 2 ст. 173, п. 1 ст. 176 НК РФ).

Как возместить НДС из бюджета: процедура

Возмещение НДС из бюджета может осуществляться:

  • в общем порядке (ст. 176 НК РФ), который предусматривает возврат или зачет налога после проведения камеральной проверки;
  • в заявительном порядке (ст. 176.1 НК РФ), который предполагает возмещение НДС до завершения камералки при соблюдении определенных условий.

В рамках данной статьи мы остановимся на общем порядке, а заявительный рассматривать не будем.

Процедура возмещения проходит в несколько этапов.

Сначала вы подаете в инспекцию декларацию с суммой НДС к возмещению из бюджета.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вычет — это право налогоплательщика. Чтобы им воспользоваться, его нужно задекларировать. Само по себе наличие у налогоплательщика права на применение налоговых вычетов без отражения (указания, заявления) их суммы в налоговой декларации не является основанием для уменьшения налога, подлежащего уплате в бюджет (см. определение Верховного суда РФ от 15.06.2015 № 302-КГ15-5774 по делу № А10-5130/2013).

В течение 3 месяцев в рамках камеральной проверки (далее — проверка, КНП) контролеры проверяют обоснованность заявленного НДС к возмещению. Кстати, налоговики могут закончить проверку быстрее — это не нарушение (см. письма Минфина России от 19.03.2015 № 03-07-15/14753 и ФНС России от 13.04.2015 № ЕД-4-15/6266).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В ходе проверки инспекция может затребовать у вас документы и пояснения.

Если претензий нет, в течение 7 рабочих дней по окончании КНП инспекция выносит решение о возмещении НДС из бюджета (п. 2 ст. 176 НК РФ).

Если проверкой выявлены нарушения, составляется акт КНП, на который вы вправе подать возражения (п. 3 ст. 176 НК РФ).

Акт проверки, ее материалы и возражения рассматривает руководитель налогового органа (его заместитель). По результатам рассмотрения выносится решение о привлечении или отказе в привлечении плательщика к налоговой ответственности.

Если вы с ним не согласны, попробуйте оспорить решение инспекции.

Одновременно с указанным решением принимается (п. 3 ст. 176 НК РФ) еще одно:

  • о полном возмещении НДС из бюджета;
  • полном отказе в возмещении НДС;
  • частичном возмещении НДС и частичном отказе в возмещении НДС.

О принятом решении налоговики должны письменно известить вас в течение 5 рабочих дней (п. 9 ст. 176 НК РФ).

Как возмещается НДС при недоимке

При наличии у вас недоимки по НДС и иным федеральным налогам, а также задолженности по пеням или штрафам в федеральный бюджет налоговики самостоятельно зачтут в счет их погашения необходимые суммы из подлежащего возмещению НДС (п. 4 ст. 176 НК РФ). Причем на недоимку, образовавшуюся в период между датой подачи декларации и датой решения и не превышающую сумму НДС к возмещению, пени начислены не будут (п. 5 ст. 176 НК РФ).

Если недоимка отсутствует или перекрывается суммой возмещения НДС, вы вправе вернуть сумму возмещения (либо ее часть, оставшуюся после погашения недоимки) на счет или зачесть ее в счет предстоящих платежей по НДС или другим федеральным налогам.

Возврат НДС из бюджета

Для возврата и зачета НДС необходимо ваше заявление (п. 6 ст. 176 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вы не успеете подать заявление о зачете или возврате до дня вынесения решения, возврат НДС из бюджета будет осуществляться в порядке, установленном ст. 78 НК РФ (п. 11.1 ст. 176 НК РФ), а это, в частности, может отразиться на сумме процентов за несвоевременный возврат. По ст. 78 НК РФ они начинают начисляться позднее, чем по ст. 176 НК.

На основании решения о возврате инспекция оформляет поручение на возврат и направляет его в территориальный орган Федерального казначейства (это должно произойти на следующий день после дня принятия решения). Казначейство в течение 5 рабочих дней со дня получения поручения обязано перечислить деньги на ваш счет и известить налоговиков о дате и сумме возврата (п. 8 ст. 176 НК РФ).

Возврат просрочен? Получите проценты

Если деньги получены вовремя, значит, возмещение НДС из бюджета состоялось. Если же срок возврата нарушен, то с инспекции причитаются проценты — это предусмотрено п. 10 ст. 176 НК РФ. Проценты начисляются за каждый календарный день просрочки начиная с 12 дня после завершения КНП, по итогам которой было вынесено решение о возмещении НДС.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Начислить проценты налоговики должны с учетом дня фактического возврата, то есть дня поступления денег на ваш счет в банке (см. постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 11372/13 по делу № А53-31914/2012).

Ставка процентов равна ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей в дни нарушения срока возврата, деленной на количество дней в соответствующем году, то есть на 365 или 366 (постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 11372/13).

Если в возмещении вам было отказано, но вы доказали право на него в суде, проценты за несвоевременный возврат инспекция обязана посчитать так, как если бы изначально приняла положительное решение, т. е. с 12 дня по окончании КНП, а не с даты судебного решения (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» от 30.05.2014 № 33).

Проводки по возмещению НДС из бюджета

На момент подачи в ИФНС декларации с суммой НДС к возмещению в вашем бухгалтерском учете числится дебетовое сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по НДС»). Оно сформировано за счет сумм учтенных в декларации налоговых вычетов, которые отражаются проводкой Дт 68 Кт 19.

Поступление возвращенного НДС на банковский счет в размере суммы возврата отразится проводкой Дт 51 Кт 68.

Если вы не возвращаете налог, а засчитываете его в счет предстоящих платежей, сумма либо продолжает числиться в дебете субсчета «Расчеты по НДС», либо перекидывается внутренней проводкой по счету 68 в дебет субсчета того налога, в счет которого был зачтен НДС к возмещению.

Особенности возмещения НДС в 2018 году

Что делать, если к возмещению НДС в 2018 г. было заявлено в одной ИФНС, но в течение года компания перерегистрировалась по новому юридическому адресу и теперь находится в ведении другой ИФНС? Возместить заявленный НДС желательно до перерегистрации, поскольку в большинстве случаев фискалы настаивают на том, что возмещение налога должно происходить там, куда подавались декларация и заявление.

Получив такой отказ, руководитель предприятия может инициировать начало судебного процесса, и, скорее всего, суд примет его сторону и обяжет налоговый орган выплатить положенную сумму возмещения НДС при импорте товаров в 2018 г., к примеру. Рассчитывать на положительное решение суда позволяет сложившаяся судебная практика — постановление Президиума ВАС Ф от 22.04.2008 № 17520/07.

С 2016 года на заявительный порядок возмещения НДС получили право компании, которые за 3 года оплатили 7 млрд руб., хотя ранее эта сумма была больше — 10 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). А с июля 2017 года у них появилась возможность воспользоваться не только банковской гарантией, но и услугами поручителя.

В соответствии со вступившим в силу законом от 30.05.2016 № 150-ФЗ право на возмещение НДС при экспорте товаров в 2018 г., приобретенных для использования в операциях по реализации драгоценных металлов и экспортных товаров, можно заявить в общем порядке после того, как эти приобретения приняты на учет.

Возмещение НДС при экспорте в Белоруссию с 2016 г. возможно, если налогоплательщик сможет предоставить фискалам, кроме других обязательных документов и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя для подтверждения ставки налога 0%.

Сумма к возмещению из бюджета в НДС-декларации возникает тогда, когда сумма примененных вычетов превышает величину налога, исчисляемого к уплате. Камеральная проверка ИФНС такой декларации, как правило, производится с запросом первичных документов, подтверждающих правильность цифр, показанных в отчете.

Само возмещение может происходить 2 способами:

  • заявительным (воспользоваться им можно только при определенных условиях), когда налог возмещают до начала камеральной проверки;
  • общим, при котором возврат налога осуществляется после камеральной проверки.

За счет возмещаемой суммы ИФНС до ее возврата самостоятельно погасит имеющиеся у налогоплательщика долги по платежам в федеральный бюджет.