Методика и технология работы социального педагога учебное пособие

Автор: | 29.09.2018

Год публикации: 2010

Библиографическая ссылка:: Голоухова Г.Н. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие. — Архангельск: ПГУ, 2010. — 152 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В учебном пособии представлены материалы лекций и практических занятий по дисциплине ДПП.Ф.09 Методика и технология работы социального педагога ГОС ВПО по специальности 050711 «социальная педагогика». Разработаны задания к практическим занятиям. Самостоятельная работа студентов представлена решением проблемных вопросов и заданий к практическим и лабораторным занятиям, а также учебно-исследовательскими проектами. Учебное пособие рекомендовано для студентов очной и заочной формы обучения специальности «социальная педагогика», а также специалистов.

Программа курса «Методика и технология работы социального педагога» Специальность 03. 13. 00 социальная педагогика

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова

Кафедра социальной педагогики

Программа курса

«Методика и технология работы социального педагога»

Специальность 03.13.00 – социальная педагогика


Составитель: ст. преподаватель кафедры социальной педагогики

Общая программа утверждена на заседании кафедры социальной педагогики «_____» _____________2008 года протокол № _____________

Зав. Кафедрой: _______________________ А.Г. Корнилова

Рабочая программа утверждена на заседании научно-методического совета ЯГУ «______» ______________ 2008 года, протокол №__________

Председатель метод. совета ____________________ С. Е. Захарова

Председатель научно-методического совета ЯГУ

Выписка из учебного плана


Специальность – социальный педагог

Факультет – социальная педагогика

Кафедра – социальная педагогика

Всего аудиторных часов – 57

Семинарских занятий – 12

Лабораторных занятий – 20

Часов самостоятельной работы – 20

Итоговый контроль – зачет -6

Всего часов – 77

I.Требование стандарта

Специалист должен уметь:

Отбирать адекватные социально-педагогическим задачам методы диагностики и прогнозировать последствия принятия педагогических решений.

Стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению.

Анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений и социальных служб.

Поддержать контакт с родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания.

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки социального педагога по специальности 03.13.00 Социальная педагогика

Сущность понятий «методика», «технология», их иерархия, соподчиненность и взаимосвязь. Методика социально-педагогического взаимодействия в системе социальных служб. Методика диагностики ребенка и окружающей его микросреды. Технология педагогического разрешения конфликтов. Методика социальной профилактики, коррекция и реабилитация. Технология реабилитации воспитательной предметно-пространственной среды. Педагогические основы клубной деятельности и работы детских и молодежных объединений и движений. Социальная природа досуга. Основные направления и методики досуговой деятельности. Технология социального планирования и управления.

Цели и принципы курса

После изучения курса «Методика и технология работы социального педагога» студент будет:

о содержании деятельности социального педагога, методах его работы; о слагаемых профессионального мастерства социального педагога;

о назначении, содержании функций профессиональной деятельности;

об организации социально-педагогической деятельности с учетом потребностей разных категорий населения.

цели и задачи, содержание работы социального педагога, квалификационные требования;

общую характеристику функций социального педагога сущность, особенности реализации функциональных технологий;

способы анализа и планирования своей образовательной деятельности и профессиональной карьеры, которыми он владеет;

использовать современные социально-педагогические технологии в процессе профессиональной деятельности, в оказании социально-педагогической помощи и поддержки детям, молодежи, взрослому населению в решении личностных проблем в процессе их социализации;

проектировать собственную систему социальной деятельности, определять пути реализации теоретических идей в вариантах массовой практики.

оценивать у себя уровень сформированности ключевых и иных компетенций, а также определять перспективы профессионального развития.

Принципы построения курса

Курс «Методика и технология работы социального педагога» является дисциплиной предметной подготовки для обязательного изучения, входит в федеральный компонент, характер дисциплины – практико-ориентированный.

Данный курс разработан для студентов 3 года обучения в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учитывая, что дисциплина «Методика и технология работы социального педагога» изучается на протяжении трех семестров (3 и 4 годы обучения), задачами данного курса, как начального, мы определили: дать общую панораму практической деятельности социального педагога; способствовать формированию стартовых качеств личности студента, необходимых для самоорганизации и самопрезентации своих компетентностей в процессе обучения, стимулировать профессиональное саморазвитие будущего специалиста.

Курс построен на основе использования современных образовательных технологий, в частности технологии «Портфолио», которая является одной из продуктивных в организации образовательного процесса в логике компетентностного подхода. Проблематика использования данной технологии в учебном процессе вуза обусловлена такими тенденциями, как:

оформление постиндустриального общества рыночного типа, в котором образование становится ключевым условием формирования «общества знаний», основанного на главенстве «производства» интеллектуального продукта;

поиск способов развития качеств личности, необходимых для самоорганизации и самопрезентации своих компетентностей на рынке труда и в осуществлении карьерного роста.

Задача технологии – организация рефлексивного сопровождения образовательного процесса для формирования компетентности по построению студентом собственной образовательной программы, оценки ее эффективности.

Суть использования Портфолио как технологии и как пакета документов — обеспечить эффективное взаимодействие студентов с преподавателем в рамках данной дисциплины. ПКП в этом случае служит как инстру­мент оценки, изменяющейся во времени по мере документально подтве­ржденного развития готовности к обу­чению и профессиональному росту в период нахождения в вузе. ПКП является оптимальным спо­собом подведения итогов учебных достижений студента.

В контексте данного курса Портфолио – индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов, которые:

представляют образовательные (профессиональные) результаты и достижение студента (профессионала);

характеризуют способы анализа и планирования своей образовательной деятельности и профессиональной карьеры, которыми он владеет.

Технология Портфолио способствует:

развитию ключевых компетенций студентов;

рефлексии студентами своей работы;

демонстрации индивидуального стиля обучения студента, особенностей его интеллекта и культуры;

установлению связи между предыдущим и новым знанием;

включению студента в процесс развития своих компетенций, в рефлексию своих изменений, «строительство» самого себя;

оцениванию промежуточных достижений.

Структура Портфолио

краткая биографическая информация о себе, о целях Портфолио, его структуре и особенностях.

материалы, представляющие успехи и продвижения в учебной и исследовательской деятельности: результаты учебной, общественной, исследовательской деятельности по годам обучения в вузе.

«Готовность к выполнению профессиональных функций

материалы, свидетельствующие о накопленном опыте социально-педагогической деятельности, межличностных контактов, уровень развития ключевых компетенций, уровень готовности к выполнению функций социального педагога.

сертификаты официально признанных международных, российских, региональных и городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий,

документы об участии в грантах, окончании музыкальной, художественной, спортивной или иной школы,

сертификаты о прохождении практик, стажировок, тестирования, участии в проектах и программах,

журнальные, газетные и фото документы и иные документы, свидетельствующие об успехах,

газетные, фото, видео и иные кинодокументы, свидетельства очевидцев,

характеристики, отзывы, оценки известных (и не только) лиц о вас,

отзывы с тех мест работы, где вы работали и т.п.)

список достижений, который, по тем или иным причинам (забыл, потерял, украли) не может быть задокументирован.

Творческие и исследовательские работы

творческие работы: эссе, статьи в периодической печати;

статьи, опубликованные в научных изданиях;

выступления на конференциях, семинарах;

анализ материалов студенческой практики;

методические разработки и др.

Внедрение технологии «Портфолио» осуществляется поэтапно:

Этап 1. Мотивация и целеполагание по созданию портфолио.

Этап 2. Разработка структуры материалов портфолио.

Этап 3. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации.

Разработка критериев оценивания материалов портфолио.

Этап 4. Сбор и оформление материалов.

Консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио.

Этап 5. Пробы в презентации портфолио.

Этап 6. Презентация в рамках цели создания и использования.

Рефлексия деятельности на этапе.

Этап 7. Оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов портфолио.

1. Содержание и оформление Портфолио:

наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы студента

творческое оформление материалов

факты, отражающие понимание студентом материала

материалы, отражающие размышления студента о своём познании

материалы, отражающие творческие способности студента

материалы, отражающие развитие студента

2. Презентация Портфолио

Зрелость создателя портфолио

Его способность к реальной и действенной самооценке

Умение добиваться результата и решать любые задачи

Сформированность социальных и профессиональных навыков

Электронный каталог библиотеки
ФГБОУ ВО МГППУ

  • Новые поступления
  • Простой поиск
  • Расширенный поиск
  • Помощь
  • Авторы
  • Издательства
  • Серии
  • Тезаурус (Рубрики)
  • Учебная литература:
    • Список дисциплин

Электронный каталог: Никитина, Н.И. — Методика и технология работы социального педагога

Никитина, Н.И. — Методика и технология работы социального педагога

Никитина, Н.И.
Методика и технология работы социального педагога : учебное пособие / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – Москва : Владос, 2007. – 399 с. – (Для средних специальных учебных заведений) . – ISBN 978-5-691-01382-9.

Отражен многоаспектный характер деятельности социального педагога, приведены описания методик и технологий работы специалиста с различными категориями подопечных (дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями, одаренные дети) и в разных типах учреждений (школа, детский дом, социальный приют, учреждения дополнительного образования)

Электронный каталог библиотеки
ФГБОУ ВО МГППУ

  • Новые поступления
  • Простой поиск
  • Расширенный поиск
  • Помощь
  • Авторы
  • Издательства
  • Серии
  • Тезаурус (Рубрики)
  • Учебная литература:
    • Список дисциплин

Электронный каталог: Шакурова, М.В. — Методика и технология работы социального педагога

Шакурова, М.В. — Методика и технология работы социального педагога

Шакурова, М.В.
Методика и технология работы социального педагога : учебное пособие / М.В. Шакурова. – 2-е издание, стереотипное. – Москва : Академия, 2004. – 272 с. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности) . – ISBN 5-7695-1777-8.

Представлены методика и технология работы, охарактеризованы нормативно-правовые основы деятельности социального педагога. Особое внимание уделено проблеме определения содержания и системы работы с различными категориями детей

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата

Досуговая деятельность — важная составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку без умения работать с детской аудиторией, навыков игрового взаимодействия с детьми, развития детского игрового творчества невозможна эффективная организация детской деятельности. В пособии раскрыто воспитательное значение игры и детского праздника для ребенка. Разработана программа курса по выбору цикла общепрофессиональных дисциплин «Организация детских школьных праздников», которая может быть интересна социальным педагогам, классным руководителям и организаторам детского досуга.

Читайте так же:  Возврат компенсации с материнского капитала

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для ‘ class=»text-primary»>Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для ‘ class=»text-primary»>Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.

‘ class=»text-primary»>Наличными оплата принимается через терминалы. Без процентов можно оплатить через отделения салонов связи Евросеть или Связной или через Сбербанк. В терминалах других систем возможно взимание комиссий.

Если оплата производится через салон связи: код платежа необходимо назвать оператору и указать, что платеж для Яндекс.Денег.

Если Вы находитесь за пределами РФ, список компаний, принимающих подобные платежи в Вашей стране, будет виден в окне с кодом платежа.

Возможен ли возврат моего заказа? Возврат средств?

Согласно Постановлению 55 Правительства РФ, книги входят в список непродовольственных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Поэтому, если Вы оплатили и получили заказ, надлежащего качества и в составе, аналогичном оплаченному, возврат не производится.

В остальных случаях возврат заказа и денежных средств обговаривается отдельно. Вы можете связаться с нами по телефону +7 (495) 744-00-12 или электронной почте [email protected] .

Доставка заказов печатных книг осуществляется через партнерскую сеть службу доставки. Доставка данной службой осуществляется в пределах Российской Федерации. В некоторые страны СНГ доставка возможна через транспортные компании по согласованию с сотрудниками Издательства.

Обратите внимание, что для корректной и своевременно доставки необходимо верно указать свой ‘ class=»text-primary»>мобильный телефон , чтобы сотрудник курьерской службы мог с Вами связаться. Указывать телефон необходимо, начиная с цифры 9 (без восьмерки)!

При оформлении заказа можно выбрать один из способов доставки:

    С амовывоз с пункта выдачи заказов. На территории России открыто большое количество пунктов выдачи. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа в блоке «Доставка» нажмите на « ‘ class=»text-primary»>Самовывоз », выберите населенный пункт. (Начните печатать название, появится выпадающий список городов. Выбрать нужно из тех, что есть в списке.) После выбора на карте отразятся все возможные пункты выдачи в данном населенном пункте. Карту можно приблизить. Справа от подходящего пункта выдачи в открывшемся окне необходимо нажать кнопку «Выбрать пункт», тогда адрес появится в строке «Адрес самовывоза». В отдельном окне видны часы работы пункта выдачи, ориентировочная дата готовности заказа, стоимость доставки и поясняющая информация (если таковая имеется). В этом же блоке Вы увидите стоимость доставки и срок хранения заказа.

К урьерская (адресная) доставка. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа нажмите на слово « ‘ class=»text-primary»>Курьерская ». Необходимо указать Ваш населенный пункт (начните водить название в строке «Город», выбрать необходимо из появившегося списка). Затем заполните адрес доставки, начиная с улицы. В комментариях можно указать дополнительные сведения. Сотрудник курьерской службы всегда предварительно звонит перед приездом для согласования времени и адреса, однако можно дополнительно подчеркнуть необходимость звонка заранее. Просим обратить внимание, что без подтверждения от Вас готовности принять заказ, курьер не выезжает по адресу! Время ожидания курьера на адресе составляет строго 15 мин.

Выбрать удобную дату доставки можно из списка дней, что выделены зеленым. В этой же форме Вы увидите стоимость курьерской доставки.

galaguzova_m_a_mardahaeva_l_v_metodiki_i_tehnologii_raboty_s

УДК 37.013.42(075.8) ББК74.00я73

Издание осуществлено в рамках Государственной программы научно-методического обеспечения специальности «Социальная работа»

Научный руководитель — доктор исторических наук, профессор В.И.Жуков

А в т о р с к и й к о л л е к т и в :

Б.Н.Алмазов — гл. II, 2; М.А.Беляева — гл. III, 2; Н.Н.Бессонова — гл III 1-

С.А.Ветошкин — гл. IV, 3; М.А.Галагузова — Введениегл II 2- IV 2-‘

Ю.Н.Галагузова- гл. II, 5; III, 1; С. С. Гиль — гл. II, 4; И.Д.Жарков — гл

Л. В, Мардахаев — гл. I, 1, 5; II, 1; В.Л.Назаров — гл. IV 1-

ДЯ.Ойхер — гл. IV, 2; НА. Степанов — гл. II, 3; Е.Я. Тищенко — гл. IV

М.Ф. Черкасова— гл. III, 2; Г.Н.Шшинова — Введение; гл. II, 4; IV, 1, 4;’

А.А.Шунайлова — гл. II, 5

Р е ц е н з е н т ы :

доктор педагогических наук, профессор Р.А.Лишвак; доктор педагогических наук, профессор В.И.Беляев

Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. VI 54 пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Издательский центр «Акаде­

мия», 2002. — 192 с. ISBN 5-7695-0844-2

В учебном пособии представлены теоретические основы разработки и реализации социально-педагогических технологий, а также различные технологические подходы к решению наиболее типичных на сегодняш­ ний день социально-педагогических проблем. При этом даются не только технологии работы социального педагога в различных учреждениях, но и социально-педагогические технологии, используемые в профессиональ­ ной деятельности других специалистов социальной сферы.

Книга может быть полезна также преподавателям вузов и колледжей, слушателям системы дополнительного социального образования практи­ ческим работникам.

,, УДК 37.013.42(075.8) ББК74.00я73

© Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. и др., 2002

© Издательский центр «Академия», 2002

В самом начале 1990-х годов в школах, а также в функциониро­ вавших тогда повсеместно детских клубах по месту жительства и других детских досуговых учреждениях — домах и дворцах пионе­ ров была введена новая должность — социальный педагог. Хотя была разработана квалификационная характеристика этого спе­ циалиста, установлены его должностные обязанности, педагоги­ ческая среда не сразу приняла педагога нового типа. Во многих школах, даже в больших городах, должность социального педаго­ га долго оставалась незанятой, отчасти вследствие финансовых трудностей, не позволявших вводить новых работников в образо­ вательные учреждения, но в значительно большей степени пото­ му, что школьные педагоги, не понимали, чем этот специалист должен заниматься, каково его место в педагогическом коллекти­ ве школы.

В настоящее время социальный педагог стал привычным и не­ обходимым профессиональным работником, причем не только в сфере образования и досуга детей, но и шире — в социальной сфере вообще. Сегодня социальные педагоги работают в общеоб­ разовательных учреждениях и центрах помощи семье и детям, в детских домах и социальных приютах, в спецшколах для несовер­ шеннолетних правонарушителей и детских клубах, в школах-ин­ тернатах и домах творчества детей, досуговых центрах и центрах социальной реабилитации подростков и т.д.

Кроме того, становится все более очевидным, что социальный педагог нужен и в детских больницах и санаториях; и в медицин­ ских реабилитационных центрах для детей с ограниченными воз­ можностями, а также центрах различной направленности для этой категории детей (сегодня они во множестве создаются по иници­ ативе общественных и религиозных организаций, частных лиц, родителей детей-инвалидов); и в наркологических диспансерах для несовершеннолетних; и в исправительных учреждениях, значи­ тельную часть контингента которых составляет молодежь; и во многих других учреждениях и организациях, которые уже суще­ ствуют или появятся в ближайшем будущем в ответ на потребно­ сти активно развивающейся социальной сферы.

Таким образом, реальная и перспективная область профессио­ нальной деятельности социального педагога чрезвычайно широка и многообразна: Она*включает множество специфических разно­ видностей социально-педагогической деятельности, в зависимо-

сти от объекта, на который она направлена (учащиеся общеобра­ зовательных школ или воспитанники детских домов и школ-ин­ тернатов, дети с ограниченными возможностями или с отклоня­ ющимся поведением, имеющие психологические проблемы во вза­ имоотношениях с окружающими или лишенные элементарных ус­ ловий для полноценного развития и т.д.). И каждый из этих столь разных видов профессиональной деятельности социального педа­ гога должен быть обеспечен соответствующими, адекватными со­ держанию работы методами, методиками, технологиями.

Вообще говоря, социальный педагог должен быть подготов­ лен к столь многообразной профессиональной деятельности уже в процессе обучения в среднем или высшем профессиональном учебном заведении. Однако очевидно, что это невозможно. В соот­ ветствии с образовательным стандартом специальности «соци­ альная педагогика» обучающийся может освоить за время обуче­ ния общепрофессиональные знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности по данной специальности, и только одну из возможных специализаций этой деятельности. Однако далеко не всегда выпускник работает именно по данной специализации. Наоборот, чаще всего этого не происходит. И со­ циальному педагогу приходится, в зависимости от того, в каком учреждении и с какой категорией клиентов он должен работать, осваивать специфику своей профессиональной деятельности на практике.

Это делает чрезвычайно острой необходимость разработать тех­ нологии социально-педагогической деятельности самой разной направленности. Ибо полноценно технологически оснащенному специалисту значительно легче освоить профессиональную спе­ цифику в конкретной области практической деятельности и бо­ лее эффективно выполнить свои профессиональные функции. Ко­ нечно, в настоящее время пока еще рано говорить о полной технологизации работы социального педагога. Однако по многим на­ правлениям социально-педагогической деятельности уже выраба­ тываются определенные алгоритмы, формируются соответствую­ щие технологии.

Для того чтобы будущие социальные педагоги еще в стенах учеб­ ного заведения овладели знаниями и умениями, необходимыми для разработки социально-педагогических технологий и их твор­ ческого использования в практической профессиональной дея­ тельности, они должны хорошо понимать, что такое техноло­ гия вообще и социально-педагогическая технология в частности. Они должны знать,.каким образом технологии соотносятся с дру­ гими средствами педагогической деятельности (методами, мето­ диками, приемами и т.д.); хорошо представлять себе, какие виды* технологий существуют и какова их структура, как нужно выбрать из всех многочисленных технологий именно ту, которая позволит

наиболее эффективно решить конкретную профессиональную за­

дачу, и многое другое.

На овладение этими знаниями направлен предусмотренный образовательным стандартом учебный курс «Методика и техно­ логии работы социального педагога». Предлагаемое учебное посо­ бие ставит перед собой задачу помочь студентам в освоении дан­ ного курса, что и обусловливает его структуру и содержание.

В пособии раскрываются теоретические основы разработки со­ циально-педагогических технологий. Предлагаемый авторами под­ ход к пониманию сущности технологий, их систематизации и классификации станет полезным дополнением к другим точкам зрения на эту проблему, а творческое сопоставление и осмысле­ ние различных подходов поможет будущему специалисту вырабо­ тать свою собственную профессиональную позицию.

В пособии представлены также различные технологические под­ ходы к решению наиболее типичных на сегодняшний день социально-педагогических проблем, поскольку охватить все на­ правления социально-педагогической деятельности и представить все уже апробированные и только еще формирующиеся техноло­ гии работы социального педагога невозможно.

Достаточно подробно освещена деятельность социального пе­ дагога в общеобразовательном учреждении. Это — ведущая разно­ видность социально-педагогической деятельности не только по­ тому, что такая специализация на сегодняшний день самая вос­ требованная, но и потому, что именно общеобразовательные уч­ реждения обеспечивают возможность охватить профессиональной социально-педагогической деятельностью, направленной на за­ щиту и охрану прав детей и оказание им необходимой помощи в решении проблем социальной адаптации и социализации, прак­ тически все детское население. Сегодня, когда уже ни у кого не вызывает сомнения сама необходимость в школе такого специа­ листа, более актуальным стал вопрос о его профессиональном статусе, месте и роли в педагогическом коллективе, функцио­ нальных обязанностях в конкретном образовательном учреждении, а также об организации его деятельности и взаимодействии с дру­ гими педагогическими работниками.

Как показывает практика многих общеобразовательных учреж­ дений, где успешно работают социальные педагоги, спектр проб­ лем, которые приходится решать этому специалисту в школе, чрезвычайно широк. Однако в качестве примера в пособии приве­ дены только технологии, используемые в работе с детьми группы риска и при оказании помощи старшеклассникам в профессио­ нальной ориентации. Выбор этих направлений социально-педаго­ гической деятельности обусловлен тем, что они, с одной сторо­ ны, безусловно, охнрсятся к числу наиболее значимых и в об­ щем-то традиционных для школы, а с другой — в значительно

Социальный педагог в школе

  • Объем: 280 стр. 22 иллюстрации
  • Жанр:п едагогика, с оциология, у чебники и пособия для вузов
  • Теги:в оспитание и педагогика, с оциальная педагогика, у чебные пособия для вузов

В настоящее время в России имеются серьезные проблемы касающиеся основных сфер жизнедеятельности детей, вызывающие озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности. На их решении предполагается сосредоточить особые усилия. В первую очередь это проблемы здоровья, питания, социального неблагополучия несовершеннолетних.

Системный кризис, охвативший все мировое сообщество сегодня, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к распространению преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи, которая не в состоянии проявлять достаточную заботу о детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.

«Дети группы риска» в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что и становится причиной дезадаптации несовершеннолетних. Специалисты чаще всего говорят о сочетании многих неблагоприятных условий (пьянство одного из родителей, сексуальное развращение детей, отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, жестокое обращение с детьми), которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза их здоровью и жизни.

Быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости обусловили появление групп людей, по различным причинам испытывающих трудности в адаптации к новым социальноэкономическим условиям, что зачастую приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия, в том числе в отношении детей и подростков, расширению масштабов их девиантного поведения и, как следствие, безнадзорности и правонарушениям.

Возрастающая социальная значимость проблемы защиты детства и преступности несовершеннолетних указывает на необходимость разработки социальной программы правовых, социально-экономических, образовательных и здравоохранительных мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и придания этой программе приоритетного статуса. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой одно из ведущих направлений всей борьбы с преступностью. Их эффективное предупреждение является существенным условием охраны нравственного здоровья подрастающего поколения.

В сложившихся условиях актуальным становится понимание сущности и назначения профессиональной деятельности социального педагога как осуществления социального воспитания, создания благоприятных условий социализации растущего человека на каждом из этапов его развития путем организации основных сфер жизнедеятельности и оказания ему квалифицированной индивидуальной помощи в решении возрастных и личностно значимых проблем.

Предлагаемое учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика», и может быть полезно администрации образовательных учреждений, социальным педагогам и специалистам, работающим с несовершеннолетними.

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ

1.1 Социальный педагог в школе: назначение специалиста

Современный период реформ в нашей стране требует поиска новой модели общественного воспитания подрастающего поколения. Сложившаяся ситуация выдвигает задачи воспитания личности ребенка в открытой социальной среде и тесного взаимодействия всех воспитательных структур общества: школы, семьи, трудовых коллективов, общественности. В процессе такого коллективного сотрудничества родилось новое перспективное направление педагогической науки – социальная педагогика. Педагогика отношений в социуме составляет базовую интегративную основу в системе служб помощи населению, в том числе несовершеннолетним.

В рамках учреждений Министерства образования и науки Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществляется штатными социальными педагогами образовательных учреждений, учреждений интернатного типа, пенитенциарных специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа. К числу новых учреждений системы Министерства образования и науки Российской Федерации, формирующихся в последние годы, можно отнести центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи (оказывают методическую помощь специалистам, работающим с несовершеннолетними, – социальным педагогам, психологам, учителям общеобразовательных школ, а также родителям), приюты-убежища для детей и подростков и др. Социально-педагогическую функцию в своей работе выполняют также учреждения защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школыинтернаты и др.), учреждения дополнительного образования, детские клубы по месту жительства и др.

В настоящее время школа является одним из традиционных мест работы социального педагога. Введение ставки социального педагога в школе определяется статьей 55 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании». Среди целей социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении М. В. Шакурова выделяет следующие:

– способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;

– развивать процесс опережающей социализации, то есть знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;

– способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;

– участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов [4].

Рассматривая роль социального педагога в работе с детьми, Л. Д. Баранова справедливо отмечает, что «решение задачи развития социально-педагогической работы с детьми впрямую зависит от кадрового обеспечения. Ориентация только на учителя, способного полностью учить и интенсивно работать во внеурочное время, неперспективна. Учитель, социальный педагог, воспитатель, педагог дополнительного образования могут и должны работать в тесном контакте взаимодействия во благо ребенка со всеми заинтересованными учреждениями и организациями» [2, 5].

В свою очередь, П. А. Шептенко и Г. А. Воронина полагают, что «социальный педагог, работающий со всеми категориями населения, детьми, взрослыми, их семьями, призван создать систему социальной помощи развитию и саморазвитию личности, обеспечить условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта. В социальной практике, направленной на повышение благосостояния людей, объединяются усилия социальных педагогов, социальных работников, специалистов всех учреждений микрорайона в межведомственной системе социальных служб. Стимулируется и активизируется разносторонняя добровольная деятельность многочисленных помощников: волонтеров, энтузиастов-добровольцев, парапрофессионалов, общественности, различных благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, добровольных обществ, творческих союзов, церкви, коммерческих структур, предприятий и организаций. Благодаря этому происходит консолидация всех сил и возможностей общества применительно к конкретному клиенту, стимулируется активность самого клиента как субъекта этого процесса» [5, 19-20].

В процессе своей работы социальный педагог в школе решает следующие задачи:

– осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся;

– изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся и ее микросреды, условия жизни;

– выявляет интересы, потребности, трудности, проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

– выступает посредником между обучающимся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

– определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся;

– организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

– способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

– содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья;

– осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– взаимодействует с учителями, родителями, специалистами служб занятости, благотворительными организациями и другие в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации [3].

Социальный педагог, оказывая разностороннюю помощь детям и подросткам в школе, выполняет ряд функций. Рассмотрим их содержание.

Образовательно-воспитательная функция – обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона (семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума); стремление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности общества, воспитательный потенциал микросреды, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса.

Диагностическая функция – постановка «социального диагноза» посредством изучения личностных особенностей и социальнобытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявления позитивных и негативных влияний, проблем.

Организаторская функция – организация общественно-ценной деятельности детей, педагогов и волонтеров (общественных деятелей) в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ.

Прогностическая и экспертная функция – разработка программ, проектов, планов социально-педагогического развития микрорайона, учреждения, его структур; социально-педагогическое проектирование личности ребенка, групп детей; экспертиза аналогичных документов и материалов.

Организационно-коммуникативная функция – включение добровольных помощников, населения микрорайона в социальнопедагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредоточивание информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с детьми, семьями.

Охранно-защитная функция – использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействия применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые и опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

Социально-компенсаторная функция – разработка и реализация комплекса мер, способствующих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению или компенсации социальной ущербности ребенка вследствие конкретных личностно-семейных обстоятельств.

Посредническая функция – осуществление связей в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением.

К примеру, П. А. Шептенко и Г. А. Воронина выделяют следующие функции в работе социального педагога:

аналитико-диагностическую функцию (изучение, реальная оценка особенностей социальной микросреды, степень и направленность ее влияния на личность, социальный статус ребенка в различных сферах деятельности и общения, определение и анализ социальных факторов, их направленность и влияние на личность; выявление достоинств личности ребенка, его «проблемного поля», индивидуально-психологических и личностных особенностей; постановка «социального диагноза», изучение, реальная оценка особенностей деятельности и обучения ребенка; установление причин отклоняющегося поведения; выявление причин неблагополучия семьи; содействие выявлению особо одаренных детей; выявление детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития);

прогностическую функцию (на основе анализа социальной и педагогической ситуации программирование и прогноз процесса воспитания и развития личности, деятельности всех субъектов социального воспитания; оказание помощи в саморазвитии и самовоспитании личности; определение перспектив развития личности в процессе социализации; планирование собственной социально-педагогической деятельности на основе глубокого анализа результатов предыдущей деятельности);

организационно-коммуникативную функцию (включение субъектов воспитывающей деятельности, общественности, населения микрорайона в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты; сбор информации о негативном и позитивном воздействии на воспитанника социально-педагогических учреждений, организаций; формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде; построение взаимоотношений с воспитанниками на основе диалога и сотрудничества);

коррекционную функцию (коррекция всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников со стороны семьи и социальной среды, в том числе и неформальной; усиление позитивного влияния и нейтрализация негативного влияния окружающих и социальной среды на личность ребенка; коррекция самооценки школьников, статуса в коллективе, группе сверстников; помощь в избавлении от привычек, наносящих ущерб здоровью);

координационно-организационную функцию (организация социально значимой деятельности детей и подростков в открытой микросреде, влияние на разумную организацию досуга; включение в различные виды воспитывающей деятельности с учетом психологопедагогических требований; организация коллективной творческой деятельности детей со взрослыми; координация деятельности всех субъектов социального воспитания; взаимодействие с органами социальной защиты и помощи);

функцию социальной поддержки и помощи воспитанникам (квалифицированная социально-психолого-педагогическая помощь ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореализации; доверительные отношения с ребенком);

охранно-защитную функцию (использование комплекса правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений; применение мер государственного принуждения, реализация юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей; взаимодействие с органами социальной защиты и помощи);

психотерапевтическую функцию (забота о душевном равновесии ребенка, его чувствах и переживаниях; доверительные отношения с ребенком; вербальное и невербальное воздействие на эмоции и самосознание ребенка; разрешение межличностных конфликтов; организация ситуации успеха);

социально-профилактическую функцию (организация профилактических мер по предупреждению отклоняющегося и преступного поведения детей и подростков; влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости; организация системы мер социального оздоровления семьи);

реабилитационную функцию (система мер по социальнопедагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений, а также лиц по различным причинам (болезнь, инвалидность, наркотизм, сексуальная агрессия, лишение свободы, переживание стресса и др.), испытывающих социально-экономические, профессиональные и прочие затруднения в системе общественных, семейных и других отношений, вызывающих различные формы социальной дезадаптации) [5].

Среди выше названных функций социального педагога Р. В. Овчарова выделяет предупредительно-профилактическую и социальнотерапевтическую функции, которые заключаются в учете и приведении в действие социально-правовых, юридических и психологических механизмов предупреждения и преодоления негативных влияний; организации оказания социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечении защиты их прав [1].

В свою очередь, Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова выделяют следующие функции, которые выполняет социальный педагог в своей профессиональной деятельности:

– воспитательную или образовательно-воспитательную;

– профилактическую или предупредительно-профилактическую;

– социально-терапевтическую или коррекционно-реабилитационную;

– организационно-коммуникативную или посредническую;

– охранно-защитную или правозащитную;

– исследовательскую или организационно-методическую (проведение аналитической работы с нормативными, организационными и другими документами; разработка программ, методик, технологий деятельности; подготовка методических материалов; осуществление обмена опытом специалистов, участие в конференциях, семинарах; организация научно-практических исследований по проблемам профессиональной деятельности) [7].

Как видим, содержание названных функций социального педагога отражает специфические особенности его профессиональной деятельности.

На основе функций социального педагога в школе Т. А. Шишковец формулирует принципы деятельности специалиста:

Принцип взаимодействия, заключающийся в целенаправленном постоянном сотрудничестве социального педагога с другими работниками учебного учреждения по разрешению различных проблем и конфликтных ситуаций; создании педагогической среды в учебном заведении; налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.

Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся на гуманном отношении к личности; уважении прав и свобод как учащегося, так и педагога; оказании содействия в саморазвитии и социализации личности; поощрении ее творческой самореализации.

Принцип позитивного восприятия и принятия личности, означающий принятие ребенка и взрослого такими, каковы они есть; поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые можно сформировать другие, более значимые свойства личности, оптимизм и веру в возможности и способности личности; формирование подготовленности детей и подростков к неприятию негативных проявлений действительности.

Принцип конфиденциальности, предусматривающий установление отношений открытости; уверенности в надежности получаемой информации; сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями [6].

Основными направлениями социально-педагогической работы с детьми в образовательном учреждении принято считать следующие:

– помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием ребенка;

– помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость;

– привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально значимых мероприятий, акций;

– распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

– консультирование групповое и индивидуальное детей и их родителей по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса, воспитания детей в семье;

– выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;

– помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.

По согласованию с администрацией, ввиду имеющихся проблем в рамках конкретной школы, социальный педагог может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Предлагаемая ниже таблица 1 отражает примерный перечень и содержание основных направлений деятельности социального педагога.

Направления и содержание деятельности социального педагога

Основными критериями эффективности работы социального педагога являются:

– анализ социально-педагогических проблем детей и взрослых конкретного микросоциума и результатов их решения;

– динамика включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в социуме, по месту жительства;

– динамика изменений в уровне отношений детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;

– результаты включенности взрослого населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в микрорайоне;

– оценка социально-психологической обстановки в социуме, микрорайоне, их микроклимата;

– динамика развития в детской, подростковой, молодежной, семейно-соседской среде демократических, самодеятельных начал, отношений гуманного сотрудничества, взаимопонимания, товарищества;

– уровень профессионального роста социального педагога.

Таким образом, социально-педагогическая деятельность в школе – это деятельность, направленная на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты ребенка, оказание ему необходимой, своевременной квалифицированной помощи в организации его обучения, реабилитации и адаптации в обществе.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Каково назначение социального педагога в школе как специалиста?

2. Назовите задачи, которые решает социальный педагог в процессе работы в школе.

3. Какие функции выполняет социальный педагог, оказывая разностороннюю помощь учащимся в школе?

4. Перечислите принципы деятельности социального педагога.

5. Каковы основные направления социально-педагогической работы с детьми в школе?

6. На основе каких критериев определяется эффективность работы социального педагога?

Библиографический список

1. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.

2. Социальный педагог в школе (из опыта работы) / авт. – сост. Л. Д. Баранова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 187 с.

3. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации. Приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.08.1995 г. – № 4.

4. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студ. вузов / М. В. Шакурова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.

5. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студ. вузов / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

6. Шишковец, Т. А. Справочник социального педагога: 5-11 классы / Т. А. Шишковец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009. – 336 с.

7. Штинова, Г. Н. Социальная педагогика: учебник для студентов вузов / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова; под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2008. – 447 с.

Читайте так же:  Заявление на многодетных получения жилья