Содержание:
Общедомовые нужды
Подборка наиболее важных документов по запросу Общедомовые нужды (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Нормативные акты: Общедомовые нужды
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Общедомовые нужды
Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс
Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс
Принят федеральный закон, возвращающий оплату за ОДН по общедомовым счетчикам
Принят Федеральный закон от 29.07.2017 № 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Сейчас, в то, что называют «платой за ОДН», Жилищным кодексом включена плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания. То есть, дан окончательный перечень того, за что берется плата, и это привело к множеству конфликтных ситуаций. Например, были частые ситуации, когда в доме никак не было предусмотрено водоотведение на общедомовые нужды (нет раковины, куда бы уборщица могла бы вылить грязную воду), но плату за это водоотведение брали, так как это «по Жилищному кодексу».
Новым законопроектом предусмотрена более гибкая формулировка. Указано, что «плата за ОДН», это «плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общедомового имущества» (п.1 ч.2 ст.154 ЖК РФ, ч.5 ст. 154 ЖК РФ), и сделана очень важная оговорка, что данные коммунальные ресурсы, это только те ресурсы, возможность потребления которых на общедомовые нужды предусмотрена конструктивными особенностями дома (ч.9.1 ст. 156).
Подкорректировали порядок утверждения размера платы за жилое помещение. Размер платы, как и прежде, утверждается на общем собрании собственников МКД или собрании членов ТСЖ/ЖСК, но за исключением размера расходов на плату за ОДН, которая рассчитывается в установленном законом порядке (ч.7 ст. 156 ЖК РФ).
Соответственно, если размер расходов на «плату за ОДН» изменяется, то переутверждать его на собраниях не требуется (ч.9 ст.12 ФЗ от 29.06.2015 № 176-ФЗ).
Согласно тексту законопроекта, плата за ОДН все также начисляется по нормативам, с проведением перерасчета ее размера исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.9.2 ст. 156 ЖК РФ). Если общедомового прибора учета нет, то перерасчет не производится.
Соответствующее постановление Правительства РФ, регламентирующее порядок такого перерасчета, необходимо ожидать в ближайшее время.
А можно будет платить за ОДН не по нормативам?
Да, если в доме есть общедомовой прибор учета, то законопроект предусматривает два исключения (ч.9.2 ст. 156 ЖК РФ):
Первое. Если в доме установлена автоматизированная система, позволяющая одномоментно снимать показания индивидуальных и общедомовых приборов учета. Тогда плата рассчитывается исходя из показаний этой системы.
Второе. Если на общем собрании собственников принято решение об определении размера расходов на «плату за ОДН».
Таких решений может быть два:
1) Собственники могут принять решение об определении размера «платы за ОДН» исходя из среднемесячного объема потребления коммунальныхресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний общедомового прибора учета;
2) Или же, собственники могу принять решение об определении размера «платы за ОДН» исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Принят федеральный закон возвращающий оплату за ОДН по общедомовым счетчикам
Принят Федеральный закон от 29.07.2017 № 258-фз «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Основное нововведение данного закона, это изменившийся порядок оплаты за коммунальные ресурсы, используемые на общедомовые нужды.
Подробный разбор этого закона мы делали еще на стадии законопроекта в третьем чтении. Вы можете ознакомиться с ним по этой ссылке:
Согласно принятым поправкам, плата за ОДН теперь все также будет начисляться по нормативам, однако если в доме есть общедомовые приборы учета, то периодически (вероятней всего раз в год) будет производиться перерасчет платы за ОДН по показаниям общедомовых приборов учета (ч.9.2 ст. 156 ЖК РФ).
Порядок проведения такого перерасчета будет установлен соответствующим постановлением Правительства РФ, которое стоит ожидать в ближайшее время.
Если же вы не согласны с таким порядком оплаты за ОДН, тогда на общем собрании собственников вы можете принят решение о том, что оплата за ОДН будет производиться либо исходя из среднемесячного объема потребления с корректировкой раз в год, либо непосредственно исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета (ч.9.2 ст. 156 ЖК РФ).
Кроме того, закон позволяет не включать в плату за ОДН те коммунальные ресурсы, которые не могут быть затрачены на общедомовые нужды в силу конструктивных особенностей дома (ч.9.1 ст. 156).
Федеральный закон от 29.07.2017 № 258-фз был опубликован 30 июля 2017 г. и вступает в силу через 10 дней после официального опубликования. С полным текстом закона вы можете ознакомиться по этой ссылке.
Оставить комментарии к данному материалу вы можете на наших страницах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Одноклассники.
ОДН в 2017 году: формулы расчета, нормативы и тарифы начисления оплаты
Новые правила для ОДН с 1 июня 2017
Летом 2017 года в каждом регионе будет введен свой норматив на ОДН. Читайте подробнее —
ОДН с июля 2017: введение нормативов на потребление.
С 1 января 2017 года жилищно-коммунальная отрасль страны начала жить по другим правилам — в силу вступила новая система расчетов общедомовых нужд (ОДН). В этой статье рассмотрим, как нововведение отразилось на деятельности управляющих компаний, и какие меры стоит принять, чтобы минимизировать финансовые риски УК, ТСЖ и собственников многоквартирных домов.
Норматив ОДН с 1 января 2017 года
Жилищно-коммунальную отрасль России принято называть «черной дырой», в которую улетают миллиардные вложения — деньги собственников и государства. Новые правила расчета ОДН приняты, чтобы посчитать коммунальные ресурсы и распределить затраты в соответствии с реальным потреблением. Однако даже самое благое законодательное начинание часто превращается в сложный и запутанный процесс, вызывающий вопросы со стороны как обычных граждан, так и работников управляющих компаний и ТСЖ.
Еще летом 2015 года Государственной думой РФ был принят федеральный закон №176-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ». Закон был направлен на создание условий, необходимых для эффективной работы и улучшения платежной дисциплины отрасли ЖКХ. Самыми революционными в нем стали изменения, в результате которых плата за содержание общедомового имущества с 01.01.2017 года стала включать в себя плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества многоквартирного дома. Начисляться такая плата должна исходя из величины потребления, рассчитанной по нормативу, который устанавливается на уровне республик, краев и областей.
ОДН как жилищный платеж
Введение новых правил начисления с января 2017 года было продиктовано необходимостью приведения расчетов к реальной картине потребления. Разработчик законопроекта — министерство строительства и ЖКХ РФ — считает, что перевод коммунальной услуги в жилищную, где действуют строгие нормативы, позволит начислять плату лишь за ресурсы, которые на самом деле идут на нужды дома.
Сейчас ОДН – это воровство, небалансы коммунальных организаций . Человек получает квитанцию. Он четыре кубометра воды потратил на свои нужды, а шесть ему приписывают, у каждого его соседа такая же ситуация. Это жульничество доказать очень тяжело! Обычный человек не может собрать показания всех приборов учета в доме.
Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ
Цель чиновников ясна — мотивация к энергосбережению, учет и контроль. Это подчеркивается и в преамбуле документа:
Рекомендовать органам местного самоуправления обеспечить путем проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах информирование собственников помещений, осуществляющих непосредственное управление многоквартирными домами, о мероприятиях по энергосбережению в случае, если объем потребленного на общедомовые нужды коммунального ресурса, определенный на основе показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, превышает соответствующие нормативы потребления .
Постановление Правительства РФ №603
Новые правила вводились поэтапно. Изначально срок перехода был намечен на 1 апреля 2016 года. Затем старт отодвинули на 1 июля, еще позже — на 1 января 2017 года. Этот люфт был необходим, чтобы управляющие организации и собственники смогли подготовиться к изменениям порядка оплаты.
До конца года управляющие компании должны проверить каждый дом: выявить и устранить все случаи нецелевого расходования коммунальных ресурсов, провести работы по повышению энергоэффективности . Срок введения нового алгоритма оплаты продлен, в том числе, чтобы УК исключили возможность нецелевого расходования ресурсов. Жильцы не должны платить за протечки воды или незаконное подключение к электрическим сетям.
Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ
Как будет начисляться ОДН в 2017 году
В 2017 году расходы общедомовые нужды включены в плату за содержание общего имущества, отдельной строки «ОДН» в квитанции больше не будет. К общедомовому имуществу, согласно ст. 36 п. 1 Жилищного кодекса РФ, относятся помещения, которые не являются частями квартир и служат для общего использования. В число таких помещений входит:
- лифты и лифтовые шахты;
- крыши и технические этажи дома;
- межквартирные лестничные площадки и коридоры;
- чердаки и подвалы, в которых есть инженерные коммуникации;
- земельный участок, на котором расположен дом, включая элементы благоустройства, расположенные на территории дома (например, клумбы или детский двор).
Платеж рассчитывается исходя из показаний общедомовых приборов учета (ОДПУ) тепла, воды и электроэнергии. Сейчас они установлены в большинстве многоквартирных домов.
Иными словами, ОДН — это разница между показаниями общедомового прибора учета и личными счетчиками жильцов. Если же у собственников квартир отсутствуют индивидуальные приборы учета, объем потребляемых ресурсов распределяется пропорционально доле квартирной площади в составе суммы всех площадей общедомового имущества.
Напомню, что ОДН называют коммунальные услуги, которые идут на поддержание жизнедеятельности многоквартирного дома. Сюда включается работа лифта, освещение подъезда, придомовой территории, влажная уборка и промывка инженерных систем и т.д. Дискуссия по поводу ОДН возникла из-за того, что управляющие организации стали списывать туда свои долги перед поставщиками ресурсов и сторонние расходы. На эту проблему обратил внимание Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.
Александр Сидякин, первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ
Норматив оплаты ОДН с 1 января 2017 года
Как рассчитать ОДН за тепло в 2017 году
Рассмотрим, как производятся расчеты оплаты ОДН с 1 января 2017 года на примере тепловой энергии. Воспользуемся для расчета следующими формулами:
Расчет платы за потребление тепла в квартире:
Площадь квартиры * Норматив потребления тепла (Гкал/м² за последние 7 месяцев) * Тариф на тепловую энергию
Расчет платы за потребление тепла в общедомовых помещениях:
Доля площади в общедомовых территориях * Норматив потребления тепла (Гкал/м² за последние 7 месяцев) * Тариф на тепловую энергию
Расчет доли площади помещений, входящих в совокупный состав общедомового имущества:
Площадь общедомовых помещений * Площадь квартиры / Площадь всех квартир в доме
Как рассчитать ОДН за воду в 2017 году
Как в остальных случаях, расчет ОДН по горячей и холодной воде, производится в зависимости от наличия общедомовых приборов учета (ОДПУ). Наличие таких приборов с автоматизированной передачей показаний облегчает задачу. В том числе, самой УК — для исключения трений с поставщиками ресурсов, которые могут списывать все технологические потери на собственников МКД. А также для оперативного подсчета расхода коммунальных ресурсов.
Есть общедомовой счетчик: формула ОДН за воду
При наличии ОДПУ общедомовые нужды составляют разницу между показанием общедомового прибора учета и суммой значений индивидуальных счетчиков. Сумма значений ИПУ включает в себя и расходы по нормативам в необорудованных счетчиками помещениях. Получившийся результат распределяется пропорционально площади помещений между всеми собственниками. Соответственно, независимо от количества проживающих в многокомнатной квартире людей, затраты на ОДН для нее будут больше, чем для однокомнатной.
Нет общедомового счетчика: формула ОДН за воду
При отсутствии ОДПУ расчет производится по нормативам. Формула расчета ОДН по горячей и холодной воде в этом случае выглядит так:
Как рассчитать ОДН за электроэнергию в 2017 году
Есть общедомовой прибор: формула ОДН за электроэнергию
Самый распространенный случай для МКД: помещения частично оснащены индивидуальными приборами учета и установлен ОДПУ. В этом случае формула расчета ОДН для каждого помещения будет выглядеть следующим образом:
Другими словами, объем ОДН за электричество, который приходится на конкретное помещение, определяется пропорционально ее площади к общей площади дома и к остатку «неоплаченного» потребления в многоквартирном доме.
Нет общедомового прибора: формула ОДН за электроэнергию
В случае, если общедомового прибора учета электроэнергии нет, расчет производится с использованием нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды.
После проведения расчета доли электроэнергии, потребленной на ОДН, она прибавляется к объему, определенному по ИПУ или нормативу, и включается в квитанцию собственника. В свою очередь, собственник помещения должен произвести оплату ОДН в составе общего платежа за электроэнергию.
Потери: скрыть или найти
Ключевой тезис нововведений Минстроя заключается в том, что УК и ТСЖ не смогут распределять на собственников расходы, превышающие установленный нормативом размер ОДН. Нецелевое использование ресурсов в домах станет платежным бременем для самих управляющих организаций. В этих условиях есть два пути, по которому могут пойти УК и ТСЖ.
Первый путь — мошеннический. Он состоит в том, чтобы «перекрывать» расходы на коммунальные ресурсы за счет других статей или включать в квитанции «скрытые платежи».
Но рано или поздно тайное становится явным. Так, УК «Жилинвест» (название изменено) из сибирского города-миллионника Красноярска на протяжении многих лет «перекрывала» платежи теплоснабжающим организациям из средств собственников МКД, собранных по статье «на капитальный ремонт». В итоге, УК обанкротилась. Конкурсный управляющий, проведя аудит деятельности УК, обнаружил, что за несколько лет компания потратила не по назначению 2 млрд рублей, собранных «на капитальный ремонт». Теперь с ситуацией разбираются уже не аудиторы, а прокуратура и следственный комитет.
Каждый человек, получающий квитанцию за ЖКУ, должен четко понимать, за что он платит и почему именно ту сумму, которая указана в расчетке. Безусловно, лучший инструмент для этого – использование приборов учёта, и мы продолжим стимулировать их установку, как на отдельные квартиры, так и на дома в целом.
Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ
Ответственность управляющих организаций за неправильные расчеты ежемесячной платы регламентирована федеральным законом №176-ФЗ от 29.06.2015 г. Согласно законодательству, за некачественное предоставление коммунальных услуг или завышение оплаты при расчете УК обязана заплатить неустойку потребителям. Наиболее жесткая административная ответственность наступает за нарушение расчетов, которые привели к увеличению размера начислений для собственников. Штрафы управляющие организации обязаны платить в адрес потребителей. Избежать административного наказания можно только в том случае, если выявленное нарушение устранено до обращения в контролирующий орган или оплаты потребителем.
Не получится больше обходить норматив ОДН и за счет заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. Кроме того, управляющие компании будут платить неустойку в счет РСО за несвоевременную оплату потребленных ресурсов за ОДН.
Впрочем, управляющие организации могут выбрать второй, добросовестный путь минимизации рисков. Это путь повышения эффективности управления, который включает спектр мер:
- установка общедомовых приборов учета (ОДПУ);
- энергосберегающие мероприятия (утепление подвалов, лестничных маршей, установка современных окон и т.п.);
- единовременное снятие показаний;
- выявление неучтенного потребления.
Добиться этого можно с помощью автоматизированных систем учета. Последние годы государство активно мотивирует управляющие организации к установке именно таких систем.
Инновация, которая позволит побороть ОДН — это интеллектуальные системы учета , когда прибор в автоматическом режиме передает показания со всех квартир. И такие системы учета будут ставить сами управляющие компании. Мы мотивируем, чтобы сама управляющая компания вложилась в такую систему, чтобы снизить свой ОДН.
Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ
Мнения экспертов о новых правилах расчета ОДН
Новая система начисления ОДН по нормативам активно обсуждается представителями управляющих организаций и активистами МКД.
По мнению председателя домового комитета из Ульяновска Оксаны Зиновьевой, ОДН можно свести к нулю:
Для начала мы устранили все протечки и выявили квартиры, которые не оборудованы счётчиками. Призвали к ответу собственников тех квартир, где проживает больше человек, чем прописано. Например, по нормативу они платили за одного, а воду тратили втроём . А разницу за них раскидывали на весь дом. Надавили общественным мнением, подключили управляющую компанию — в итоге счётчики установили все. Следующим шагом была установка антимагнитных лент на приборы учёта, чтобы с помощью магнитов не занижали показания. Так мы добились того, что у нас в платёжках появились отрицательные показания по ОДН. Но главное, я считаю, это совместное снятие показаний. В один день УК снимает показания с общедомовых приборов учёта, мы ходим по квартирам и снимаем индивидуальные, я составляю общий реестр и отношу в РИЦ для начисления платы.
Илья Костромской, спикер образовательного проекта «Школа управдома» в Ижевске, считает, что снизить расходы на общедомовые нужды помогают приборы учета на каждом отдельном стояке:
Когда, казалось бы, вышеописанные меры против «утечки» ресурсов приняты, а ОДН всё равно растёт, я советую установить приборы учёта на отдельные стояки. В одном из многоквартирных домов Ижевска таким способом выяснили, что у соседей просто несколько месяцев не работал счетчик. Когда хозяева его заменили, цифра ОДН сразу снизилась.
Итак, новая система расчетов ОДН — свершившийся факт. Закон вступил в силу, его уже не отменят и не передвинут сроки. По большому счету, это финальный отрезок долгого пути от «ничьей» коммуналки к ответственности каждой управляющей организации и каждого собственника МКД. Жить по-старому , прикидывая «на глазок» и прибрасывая «среднюю температуру по палате» уже не получится. Однако точные расчеты, оптимизация деятельности и привлечение новых технологий учета помогут УК и ТСЖ не просто «пережить» новую систему начисления ОДН, но и повысить качество обслуживания домов. А значит и качество жизни каждого собственника.
Как снизить ОДН и собирать показания счетчиков воды онлайн
Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Документ является поправкой к
Комментарии Российской Газеты
Принят Государственной Думой 19 июля 2017 года
Одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года
Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2008, № 30, ст. 3616; 2010, № 31, ст. 4206; 2011, № 50, ст. 7359; 2012, № 27, ст. 3587; № 53, ст. 7596; 2014, № 30, ст. 4218, 4264; 2015, № 1, ст. 11; № 27, ст. 3967; 2016, № 23, ст. 3299; № 27, ст. 4200; 2017, № 1, ст. 10) следующие изменения:
а) пункт 2 части 1 изложить в следующей редакции:
«2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также — коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;»;
б) в пункте 1 части 2 слова «холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания» заменить словами «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании»;
в) в части 5 слова «холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания» заменить словами «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании»;
а) часть 7 после слова «Кодекса» дополнить словами «, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9 2 настоящей статьи»;
б) часть 9 1 изложить в следующей редакции:
«9 1 . Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;
в) часть 9 2 изложить в следующей редакции:
«9 2 . Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.»;
г) дополнить частью 9 3 следующего содержания:
«9 3 . При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.».
В части 10 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 27, ст. 3967; 2016, № 1, ст. 24; № 14, ст. 1903; 2017, № 1, ст. 27) слова «тепловой энергии,» исключить, дополнить предложением следующего содержания: «Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также не требуется в случае изменения размера платы за содержание жилого помещения при изменении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в связи с установлением или изменением тарифов на такие коммунальные ресурсы, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и (или) установлением или изменением норматива потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.».
Президент Российской Федерации В.Путин
Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 30 июля 2017 г.
Федеральный закон по одн
Президент России подписал федеральный закон №258-ФЗ об оплате счетов за общедомовые нужды по коллективным счетчикам. Сообщение об этом было размещено на сайте Кремля.
Что определяет закон
В законе теперь закреплена норма, которая позволяет жителям дома самостоятельно выбирать способ расчета за коммунальные ресурсы — по счетчикам или по нормативам.
Новый закон также устанавливает приоритет счетчиков над нормативами при расчете размера оплаты за общедомовые коммунальные услуги — электричество, водоотведение и воду и позволяет жителям домов, уже оснащенных коллективными счетчиками, требовать перерасчета.
В том случае если счетчики, которые учитывают затраты на обеспечение общего имущества жильцов электроэнергией и водой, в доме не установлены, объем потребления по-прежнему рассчитывается исходя из региональных нормативов.
Хотя теперь плату за общедомовые коммунальные услуги можно будет пересчитать, исходя из показаний счетчика, однако на практике не ясно, как это будет происходить, сообщил РБК председатель третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов. «Сейчас счетчики часто предлагают установить энергоснабжающие компании за свой счет. Управляющие компании либо специально собирают средства на установку, либо производят ее за счет средств, которые уже собраны в рамках общедомового обслуживания», — пояснил Сухов. По мнению эксперта, принятие поправок было вызвано тем, что «расходы на общедомовые услуги фактически оказались выведенными из правового поля». «Учитывая, что нормативы устанавливают региональные власти, завышение цен в данной сфере встречается нередко», — добавил Сухов.
Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков пояснил РБК, что, исходя из формулировок, изложенных в законе, установка общедомовых счетчиков будет производиться за счет собственников жилья. «В тех случаях, когда домом управляет ТСЖ и другие формы объединения собственников, то они на общем собрании будут решать этот вопрос», — рассказал эксперт.
Как было раньше
Исполнительный директор неправительственной организации «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева рассказала, что нормирование платы за общедомовые нужды существовало и ранее, однако это положение было закреплено только в региональных законах и в рекомендациях Минстроя.
«Регионы должны были принимать нормы по оплате общедомовых нужд для разных типов домов. Все, что сверх норматива, должны были оплачивать управляющие компании», — пояснила Разворотнева. По ее словам, это постановление «никто не выполнил» и для того, чтобы эти правила заработали, издали еще один нормативный акт и внесли соответствующую норму в Жилищный кодекс.
Однако в результате этих изменений потребители столкнулись с тем, что в некоторых регионах сильно повысилась плата за общедомовые расходы в начале 2017 года. «Дело в том, что в регионах не стали уточнять нормативы. Во-вторых, были разные методики расчета. Зачастую выходило так, что люди были вынуждены платить больше, чем поступало в их дом по приборам учета. Минстрой направил разъяснительное письмо, что они сами могут решать, как оплачивать ОДН — по нормативу или по счетчику. Но такой нормы не было в законе», — объяснила Разворотнева. По ее словам, принятие этого федерального закона означает «восстановление здравого смысла» (цитаты по «РИА Новости»).
С ней согласна руководитель единого расчетного центра АО «ВК Комфорт», специализирующегося на обслуживании и управлении многоквартирными домами, Ольга Пантелеева. По ее словам, для конечного потребителя расчет по фактическим затратам наиболее удобен и прозрачен, однако необходимо учитывать, что в разные месяцы в зависимости от сезона будут ежемесячно начисляться разные суммы.
«При использовании норматива сумма начисления постоянна, однако она не отражает фактическое потребление и может быть как выше, так и ниже факта, в зависимости от класса энергоэффективности здания, имеющегося общедомового оборудования и так далее», — отметила Пантелеева (цитаты по «РИА Новости»)
Коммунальные долги россиян
Ранее глава Минстроя Михаил Мень заявил в интервью «Российской газете», что долги населения за коммунальные услуги достигли 645 млрд руб., а объем общей задолженности составляет 1,34 трлн руб. По его словам, большинство жителей «довольно дисциплинированно» платят за ЖКХ и должников среди них — 6%. Вторую группу должников составляют юридические лица — посредники, например управляющие компании. По его словам, Минстрой рассчитывает в будущем решить эту проблему, исключив посредников из цепочки оплаты за потребленные жителями ресурсы.
Закон вступает в силу
По новым правилам если в доме есть счетчики, то платежи на общедомовые нужды (ОДН) должны считаться по ним. Но собственники квартир получают право провести собрание и выбрать другой способ расчета платы за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды из числа предлагаемых законом. Поправки стали реакцией на запросы граждан, отметил глава минстроя Михаил Мень.
Многим эта норма позволит сэкономить. «По нашему мониторингу регионы используют три разные методики для расчета нормативов. Где-то они достаточно низкие, и людям выгодно платить по ним. Но много регионов, где с начала года платежи на общедомовые нужды выросли», — рассказывает исполнительный директор неправительственной организации «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Проведенный организацией мониторинг показал, что в ряде регионов платежи на общедомовые нужды выросли на 200-500 рублей. В некоторых регионах ситуацию удалось урегулировать и вернуть суммы платежей на приемлемый уровень. Но в основном пристальное внимание было уделено наиболее вопиющим случаям завышения сумм ОДН.
Теперь собственники смогут провести собрание и выбрать наиболее подходящий им способ начисления платежей. Однако Разворотнева не исключила, что у собственников помещений в многоквартирных домах, где нормативы низкие, могут возникнуть конфликты с управляющими компаниями, которые по закону должны доплачивать за потребленные жильцами ресурсы сверх норматива.
Платеж на общедомовые нужды зависит не только от методики расчета норматива, но и от количества жильцов. Для владельца квартиры, который живет один, норматив будет выгоднее, а для большой семьи предпочтительна оплата по счетчикам, объясняет эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС Игорь Кокин. Он считает, что общие собрания будут проходить шумно и не факт, что собравшиеся смогут принять единогласное решение.
Документ содержит много спорных моментов, которые могут усложнить его правоприменение, утверждает Кокин. В Жилищном кодексе закреплен платеж за содержание жилого помещения, а в поправках он называется «на общедомовые нужды на коммунальные ресурсы». И этот платеж за содержание жилых помещений может меняться не чаще раза в год, и в 2017 году он уже менялся. Все эти детали не мешают применять закон, но могут стать существенными, если собственники решат оспорить в суде. Правительство должно прописать правила применения этого закона, или же их сформирует судебная практика.
В минстрое считают, что расчет ОДН на основе показаний приборов учета будет получать все большее распространение. Этому будет способствовать то, что федеральным законом в перечень работ по капремонту включена установка комплексной автоматизированной системы учета ресурсов. Такие системы позволяют исключить потери и недостачи из счетов всех жильцов, повысить прозрачность начисления ОДН по каждому техническому устройству, установленному в доме, снимать показания с них намного проще — данные автоматически передаются поставщикам ресурсов.
Сейчас такие системы устанавливаются во многих многоквартирных домах при строительстве нового жилья. Опыт установки этих систем в уже построенных домах есть в Москве, Республиках Татарстан и Чувашия.
Глава государства Владимир Путин наделил правительство РФ правом своим решением вводить запрет на оборот отдельных категорий товаров. В то же время таможенники получили право самостоятельно останавливать автомобильные средства в большинстве регионов страны. По мнению экспертов, поправки в Закон «О таможенном регулировании в РФ» позволят усилить борьбу с «черным» рынком торговли незадекларированными товарами и позволят таможне нарастить объем перечисляемых в бюджет сборов.
В тексте поправок перечисляется несколько категорий товаров, по отношению к которым правительство РФ может своими решениями вводить запрет на оборот на территории страны. В частности, это касается товаров, которые были ввезены на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по ставкам, которые отличаются от действующих тарифов. А также товаров, которые подпадают под санкции, действующие со стороны РФ в отношении некоторых государств.
Дополнительными правами наделены и таможенники, которые в том числе получили право останавливать для проверки груза и документов автомобили массой свыше 3,5 тонны.
Как пояснил «Российской газете» начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Валерий Селезнев, до внесения этих поправок самостоятельно таможенные органы могли останавливать автотранспортные средства исключительно в зонах таможенного контроля, созданных вдоль госграницы РФ.
«Изменение законодательства позволит таможне повысить эффективность работы по выявлению и пресечению незаконного ввоза в Россию санкционных товаров, — пояснил он. — Для того чтобы не допускать их проникновения на территорию страны, ФТС России организован контроль на внешнем контуре в местах, приближенных к госгранице, на магистралях, ведущих в крупные города, а также непосредственно на территориях оптово-распределительных центров и в местах розничной торговли». Как поясняют в таможне, патрулирование автотрасс осуществляется мобильными группами. И если раньше данная работа проводилась исключительно совместно с экипажами ГИБДД, то теперь таможенные органы наделены правом самостоятельно останавливать грузовые фуры. Это позволит также оптимально использовать штатный состав как сотрудников ГИБДД, так и таможенных органов.
Новые правила распространяются также на 22 региона страны. Это Республика Алтай, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Алтайский и Ставропольский края, а также Астраханская, Брянская, Курганская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Псковская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Тверская, Тюменская и Челябинская области.
«Данные поправки должны сократить объем «серого» и «черного» рынка торговли, который в России в настоящее время достаточно велик, — комментирует нововведения в законодательство первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. — Сегодня тонны незадекларированных товаров и грузов практически беспрепятственно перемещаются по территории нашей страны. А предусмотренные законом внеплановые проверки должны постепенно выдавить недобросовестных бизнесменов в «белый» сектор». По мнению эксперта, в результате можно с большой уверенностью ожидать, что собираемость налогов у ФТС неизбежно и значительно повысится.
Между тем таможня и сейчас работает с опережением планов. В частности, за июль сумма средств, перечисленных в бюджет, составила 376,64 миллиарда рублей, тогда как в июне этот показатель составлял около 371 миллиарда рублей.