Авторский договор признаки

Автор: | 29.04.2018

Авторское право. Авторский договор

Авторское право — сделки с интеллектуальной собственностью

В последние годы в РФ количество сделок с интеллектуальной собственностью возрастает в геометрической прогрессии. Огромные денежные суммы часто фигурируют в авторских договорах. Но российские авторы и иные правообладатели в большинстве своём не имеют представления о своих правах и способах их реализации и защиты. А если к этому прибавить пассивность правоохранительных органов, а также авторов и специализированных организаций по борьбе с интеллектуальным пиратством, отсутствие в достаточном количестве адвокатов, специализирующихся на проблемах авторского права, то становится понятно почему незаконное использование произведений приобрело всеобъемлющий характер. А ведь это привело к тому, что российские авторы и правообладатели не получают тех денежных средств, на которые вправе рассчитывать.

Авторское прав и легальность использования произведений

Одно из главных условий, которые обеспечивают легальность использования произведений, — грамотно составленный договор. Российское право содержит целый ряд норм, регулирующих подобные документы. В основном это нормы Закона РФ « Об авторском праве и смежных правах» и Закона РФ « О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», посвящённые передаче имущественных прав на объекты авторского права. Существует также масса иных нормативно–правовых актов. Это может быть конвенции, например, Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм или Всемирная конвенция об авторском праве, подписанная в Женеве 6 сентября 1952; источником могут быть и соглашения, например, Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав Москва от 24 сентября 1993 года и другие различные договоры.
Как свидетельствует судебная практика, если раньше, в первые годы после принятия Закона «Об авторском праве и смежных правах», большинство судебных дел основывалось на бездоговорном использовании, то к настоящему времени пользователи в своем большинстве понимают, что авторский договор – это мощное оружие, которой можно обернуть и против самих авторов. Ведь очень часто авторы считают, что главной их задачей является подписание, а вовсе не определение объема прав, который по этому договору передается. Однако, только грамотно составленный договор, учитывающий все будущие отношения сторон, может избавить и авторов, и их правопреемников от моральных и материальных потерь, которые могут стоить времени и денег.

Правоотношения в авторском праве

Отношения по созданию и использованию произведений существовали и будут существовать всегда, но с течением времени, развитием научно-технического прогресса и эта сфера претерпевает существенные изменения. Например, в последнее время как в России так и за рубежом остро встала проблема правового регулирования авторских правоотношений в глобальной компьютерной сети Интернет.
Существует множество исследований, посвящённых авторскому договору и проведенных еще в советский период. Большая работа была проведена такими известными специалистами в области авторского права как И. А. Зенин, Н. Л. Клык, Д.М. Сутулов и многими другими. Конечно, их исследования имеют огромное значение, но в данный момент времени они уже несколько устарели. Изменился общественно-политический строй, характер товарно-денежных отношений, изменились и отношения по поводу использования результатов творческой деятельности. Они приобрели характер рыночных отношений. И поэтому перед цивилистической наукой встала проблема поиска иного подхода к законодательному регулированию и теоретическому рассмотрению авторского договора.

Современное изучение правовых аспектов авторского права

На современном этапе изучением проблем авторского права занимается тоже целый ряд ученых. Среди них следует особо отметить исследования профессора А.П Сергеева и В.А. Дозорцева.
Авторский договор — это волевой акт, основанный на взаимном соглашении сторон, направленный на возникновение, изменение или прекращение юридических отношений.
Авторский договор должен обладать определенными условиями, в круг которых включаются способы использования произведения: конкретные права, передаваемые по договору, срок, на который передается право, территорию, на которой может осуществляться использование, размер вознаграждения и, или порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования, сроки выплаты вознаграждения, другие условия, которые стороны сочтут существенными.
Срок, на который передается авторское право по договору, может значительно варьироваться: закон не устанавливает никаких предельных сроков. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.
При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации.

Общие признаки авторского договора

По общему правилу, авторский договор носит консенсуальный, взаимный и возмездный характер.
Условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным. Условия авторского договора, противоречащие положениям настоящего Закона, являются недействительными.
Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом. Если в авторском договоре об издании или ином воспроизведении произведения вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть установлен максимальный тираж произведения.
Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.

Права в авторском договоре

Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором.
Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора.
Объект в авторском договоре представляет собой то как существующее произведение, так и будущее произведение, то есть то, которое ещё предстоит создать.
Субъекты авторского права, в узком понимании, — это авторы произведений, то есть обладатели личных авторских прав. Автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение
Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме. При продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и предоставлении массовым пользователям доступа к ним допускается применение особого порядка заключения договоров, установленного ФЗ РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Авторский договор является разновидностью гражданско-правового договора, он носит гражданско-правовой характер и является самостоятельным в ряду других гражданско-правовых договоров. Авторский договор отличается от других гражданско-правовых договоров классификационным многообразием — существует очень много видов авторского договора.

Передача авторских прав

В соответствии пунктом 1 статьи .30 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав и авторского договора о передаче неисключительных прав.
Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и, или другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.
Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.
Стороны авторского договора принимают на себя взаимные обязательства, которые они должны исполнять надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду.
Таким образом, рассмотрев авторский договор, можно сделать следующие выводы, что положение авторского договора достаточно неплохо урегулировано в законодательстве — это нашло отражение в законе, ряде международных актов, специальных законов. Значение надлежащего урегулирования положения авторского договора заключается в повышении творческой активности граждан.

Авторский договор

Авторский договор — это гражданско-правовой договор в сфере авторского права, заключенный между создателем произведения и другими субъектами.

Обратим внимание, что понятие «авторский договор» чаще всего просто обобщает все существующие сделки, связанные с авторскими правами. В Гражданском кодексе РФ этот термин так и вовсе отсутствует, упоминаются лишь отдельные виды сделок, именно о них мы подробно и поговорим.

Применительно к этому есть важная особенность: ответственность автора ограничена реальным ущербом. Это значит, что с него нельзя взыскать упущенную выгоду (например, доходы, которые пострадавшее лицо могло получить, если бы не совершенное автором правонарушение). К примеру, к правообладателям товарных знаков можно предъявлять иски и об упущенной выгоде.

Лицензионный авторский договор

Эта конструкция одна из самых распространенных на практике. Суть в следующем: автор (лицензиар) за плату передает свое исключительное право другому субъекту (лицензиару) — гражданину или юридическому лицу. Лицензиат получает легальную возможность извлекать из произведения прибыль, используя его любым образом в рамках закона.

Напомним, что передаваться по этому договору может только исключительное право, остальные — авторства, на имя, на обнародование, на неприкосновенность произведения — тесно связаны с личностью создателя произведения и неотчуждаемы.

Допустимо два варианта: простая (неисключительная) лицензия и исключительная. В первом случае лицензиар может передать аналогичную возможность использовать объект и другим субъектам, а во втором — он этого делать не вправе, передача осуществляется только единственному лицензиату.

Читайте так же:  Приказ на комиссию на списание тмц

Авторский договор об отчуждении

В целом эта сделка схожа с предыдущей, но здесь есть основной отличающий признак: правообладатель полностью утрачивает исключительное право, а приобретатель получает его в полном размере.

Договор авторского заказа

Если две предыдущих гражданско-правовых конструкции встречаются в сфере патентного права, права на средства индивидуализации, то договор авторского заказа существует только в сфере авторского права.

Итак, есть две стороны — заказчик и автор. Первый дает задание: создать объект творческой деятельности. Напомним, что перечень всех объектов закреплен в статье 1259 ГК РФ, однако перечень открытый, и следовательно, объект может быть и иным. По отношению к этому договору есть важный момент: произведение должно быть создано и выражено на материальном носителе или в иной объективной форме.

В соответствии с законом материальный носитель передается заказчику в собственность, если не закреплено иное. Таким образом, писатель, написавший книгу в рамках авторского заказа передает заказчику и исключительное право на книгу как на произведение, а также право собственности на книгу как на объект уже материального мира.

Правда, исключительное право передается не всегда (хотя на практике в большинстве случаев). Формулировка в законе позволяет сделать вывод, что по умолчанию оно сохраняется за автором. Поэтому здесь есть два варианта: или предусмотреть в договоре авторского заказа передачу исключительного права или же заключить отдельный договор о такой передаче (можно сделать его приложением к основному).

Есть важный момент по срокам. Срок — существенное условие этой сделки, если стороны его не определили — договор считается незаключенным и не порождает никаких юридических последствий. Однако закон лоялен по отношению к автору, что связано, по-видимому, с непростым творческим процессом, и это выражается в следующем. Если автор не выполнил заказ в установленный срок, то при наличии уважительных причин автору дается льготный срок (одна четвертая срока, предусмотренного ранее сделкой).

Издательский договор

Часто эту сделку рассматривают как подвид лицензионного договора. Содержание договора следующее: автор предоставляет издателю (организации, которая занимается изданием произведений) исключительное право на обнародование (опубликование) произведения. При этом закон особое значение придает сроку публикации. В том случае если издатель будет медлить с публикацией, автор имеет право в одностороннем порядке расторгнуть сделку и не возмещать убытки. Кроме того, автор защищен и другой юридической нормой: в случае нарушения издателем сроком он может еще и требовать вознаграждение, которое установлено договором.

Это основные конструкции, предусмотренные ГК РФ. Таким образом, авторский договор включает в себя сразу несколько видов договоров, каждый из которых имеет свои особенности.

Договор авторского заказа

Передача прав по договору авторского заказа

По договору авторского заказа автор обязуется по заказу другой стороны — заказчика создать обусловленное договором произведение на материальном носителе или в любой другой форме.

В договоре авторского заказа должны быть определены основные признаки создаваемого произведения. К числу таких признаков могут быть отнесены объем, вид, жанр, целевое предназначение, рабочее название будущего произведения и т.п.

Заключение авторского договора заказа не означает решение вопроса о дальнейшем использовании созданного произведения.

Материальный носитель, в котором выражено произведение, переходит в собственность заказчика, но дальнейшее использование такого материального носителя должно соответствовать заключенным с автором договорам. Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.

Договор авторского заказа предполагается возмездным, например, предусматривающим расчет и выплату авторского вознаграждения.

Обязательным условием для признания договора авторского заказа заключенным является указание срока исполнения договора авторского заказа, то есть срока, в течение которого произведение должно быть передано заказчику. Произведение, создание которого предусмотрено договором авторского заказа, должно быть передано заказчику в срок, установленный договором. Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным.

Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах. В случае, если договором авторского заказа предусмотрено отчуждение исключительных прав, заказчик становится правообладателем на созданное автором произведенние.

В случае, когда срок исполнения договора авторского заказа наступил, автору при необходимости и при наличии уважительных причин для завершения создания произведения предоставляется дополнительный льготный срок продолжительностью в одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора, если соглашением сторон не предусмотрен более длительный льготный срок.

По истечении льготного срока, предоставленного автору, заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от договора авторского заказа.

Заказчик также вправе отказаться от договора авторского заказа непосредственно по окончании срока, установленного договором для его исполнения, если договор к этому времени не исполнен, а из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору.

Многоканальный справочный: (495) 921-22-31; Задать вопрос

Статьи и новости по теме:

Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>

2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>

По статистике, у многих охраняемых авторским правом произведений не найден правообладатель. При этом лицо, использующее произведение без разрешения правообладателя, идёт на риск, связанный с его вероятным появлением и обращением в суд по факту нарушения авторских и смежных прав >>>

19 сентября Михаил Абызов (министр по связям с Открытым правительством) сделал сенсационное заявление о возможности выкупа государством авторских прав «на некоторые объекты интеллектуальной собственности» для обеспечения пользователям бесплатного доступа к их лицензионным качественным копиям в Рунете >>>

28-я Генеральная конференция Юнеско, проходившая в 1995 году во Франции, приняла решение об учреждении Всемирного дня книги и авторского права >>>

Что касается авторского права, то ему (точнее, его отсутствию в интернете) в каждой дискуссии на авторско-правовую тему уделяется повышенное внимание. Другой вопрос – насколько продуктивны все эти разговоры, что за ними стоит и, самое главное, что последует >>>

17 октября 2011 года на сайте webpublishers.ru (вестник ассоциации интернет-издателей) была опубликована «Московская конвенция по авторскому праву», создателями которой являются Ассоциация интернет-издателей, группа экспертов и Wikimedia Russia >>>

Прошедший в Каннах саммит стран «Группы двадцати» привлек внимание посланием Президента РФ Дмитрия Медведева, в котором содержится новая концепция охраны авторского права в интернете >>>

Авторский договор признаки

Авторский договор носит гражданско-правовой характер и является самостоятельным в ряду других гражданско-правовых договоров. Данный вывод имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В частности, он означает, что на авторско-договорные отношения распространяются как общие положения гражданского права, например привила о формах и условиях действительности сделок, так и соответствующие нормы обязательственного права, касающиеся, например, порядка заключения и исполнения договоров, ответственности за их нарушения и т.п.

Авторский договор, как и любой гражданско-правовой договор, представляет собой соглашение двух или более лиц, направленное на установление, изменение или прекращение взаимных прав и обязанностей. К таким договорам применимы все нормы обязательственного права, за исключением тех, которые несовместимы с особенностями отношений, возникающих при использовании результатов творческой деятельности.

Между тем, законодатель не дал легального определения авторского договора, как, например, договора купли-продажи или аренды, однако систематический анализ норм авторского законодательства и, прежде всего, Закона, позволяет такое определение сформулировать.

Авторский договор – разрешение на использование произведения или иначе – договор о передаче имущественных прав на произведение. Определяя авторский договор как «передачу прав» необходимо акцентировать внимание на отличии такого определения от «перехода прав». Последняя категория характеризует случаи «переход прав помимо воли автора» [1] .

Итак, можно сформулировать еще такое определение: авторский договор – соглашение, по которому одна сторона — автор передает имущественные права другой стороне пользователю на определенный сторонами срок и за определенное вознаграждение.

По мнению многих авторов авторский договор — это волевой акт, основанный на взаимном соглашении сторон, направленный на возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Вот например, профессор Ф.И. Гавзе высказывал мнение, что целью авторского договора является наилучшее удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его членов.

Аспирант кафедры гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета М. Мирошникова указывала на то, что понятие авторского договора следует рассматривать как родовое понятие двусторонней сделки, основная и непосредственная цель которой – приобретение третьими лицами правового основания для использования произведения будь то исключительное имущественное право или разрешение, соответственно уступленное или выданное автором или иным правообладателям [2] . Далее она поясняет, что термин «авторский» подчёркивает не столько специфику субъективного состава, сколько специфику блага – произведения, по поводу которого возникают правоотношения, регулируемые авторским договором. Следует заметить, что это относится ко всем авторским договорам, за исключением авторского договора, который заключается с автором.

Читайте так же:  Приказ право подписи в справке

Ещё один автор статьи В.А. Ойгензихта высказывает следующее: в договоре должна быть выражена воля сторон, и только при этом условии он является соглашением.

Теория “уступки, отчуждения” авторских прав нашла поддержку в работах более поздних лет. В.А. Кабатов полагал, что автор может передавать другим лицам свое право на опубликование произведения и право на его неприкосновенность.

Критикуя теорию “уступки”, Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц подчеркивали, что исключительный характер прав автора состоит в их неотчуждаемости, неотторжимости от личности автора в течение всей его жизни или в течение срока, определенного законом для особых случаев, в недопустимости перенесения прав автора на другое лицо.

Резюмируя сказанное, был намечен иной подход к пониманию авторского договора — не как способа отчуждения авторских прав, а как способа реализации принадлежащих автору прав. Ведь широком смысле авторское право представляет собой совокупность норм гражданского и иных отраслей права, которые регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

А.И. Ваксберг считал, что по договору автор разрешает опубликование произведения. Примерно в то же время высказывается мысль, что при передаче произведения организации автор только реализует принадлежащее ему право на выпуск произведения в свет. Таким образом, намечается иная тенденция в трактовке издательского договора — как соглашения об использовании произведения.

Следует заметить, что в Гражданском Кодексе РСФСР 1964 г. единого определения авторского договора не содержалось. Так, И. В. Савельева определяла авторский договор как договор об использовании организацией созданного автором произведения науки, литературы и искусства в соответствии с культурными потребностями всего общества при соблюдении личных и имущественных правомочий автора [3] . Н.Л. Клык авторский договор определила как соглашение автора и организации-пользователя по поводу создания и использования произведения науки, литературы и искусства [4] .

По мнению В. А. Дозорцева по авторскому договору одна сторона — автор разрешает другой стороне — пользователю использовать произведение или предоставляет ей право распорядиться произведением в том или ином объеме, а пользователь обязуется заплатить автору вознаграждение за использование или предоставление такого права [5] .

В Основах гражданского законодательства 1991 г. авторский договор был определен как договор, по которому автор обязан создать в соответствии с договором и передать заказанное произведение или передать готовое произведение для использования, а пользователь обязан использовать или начать использование произведения предусмотренным договором способом в обусловленном им объеме и в определенный срок и уплатить автору установленное договором вознаграждение. Ныне действующий Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от закрепления подобного развернутого определения авторского договора вновь отказался. Однако анализ его норм позволяет сформулировать следующее определение: по авторскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами.

С.А. Чернышева, сравнивая прежнее законодательство с ныне действующим, совершенно справедливо замечает, что сейчас закреплен новый подход к правам автора в отношении его произведения, связанный с выделением личных неимущественных и имущественных прав автора. В отечественной юридической литературе долгое время велись дискуссии о разграничении права авторства и права на имя автора, об их самостоятельном характере и значении, а также о необходимости признания за автором права на авторство как средства идентификации. Ныне автор получил указанное право. Право автора на имя предусмотрено как самостоятельное право, позволяющее автору выбрать способ обозначения своего авторства подлинным именем, псевдонимом или анонимом. К личным неимущественным правам автора отнесено право обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв и право на защиту произведения, которое, по мнению С.А. Чернышевой, должно обеспечивать защиту репутации автора [6] .

Здесь также можно подчеркнуть, что в новых экономических условиях возрастает роль договора вообще и авторского договора в частности. Прежде всего имеется в виду влияние, которое авторский договор как правовая форма оказывает на реализуемые отношения. В рамках института “авторское право” регулирования имущественных и личных неимущественных отношений имеет свои особенности. Во-первых, эти отношения связаны с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества. Во-вторых, само использование произведения допускается на основании договора с автором или его правопреемниками за некоторыми изъятиями, предусмотренными нормами о свободном использовании произведения.

Однако, по действующему законодательству фактически автор передает право использования не полностью, оставляя титул обладателя правом за собой.

Сложившуюся ситуацию Корецкий В.И. определил следующим образом: «Передача же автором… по договору своих отдельных правомочий для использования произведения есть… не что иное, как разрешение, данное автором, использовать его произведение в течение определенного срока на условиях договора» [7] .

Необходимо отметить, что широкий подход к понятию авторского договора обычен для российской теории авторского права.

Так, например, такое определение авторскому договору дает Кириллов М. – «договоры, заключаемые с автором по поводу использования его произведения, называются авторскими договорами» [8] .

Таким образом, ныне действующий ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» не дает возможности использовать договор в качестве формы отчуждения авторского права, выступая основой для передачи имущественных прав автора.

Рассматривая понятие авторского и его юридическую природу, необходимо отметить, что договоры, которые предусматривают передачу авторских прав, следует относить к авторским, даже если они не названы таковыми. В частности, во многих случаях нормы о передаче авторских прав включаются в гражданские договоры купли-продажи, аренды, простого товарищества и др.; тогда договор должен соответствовать требованиям, предъявляемым к авторским договорам.

Напротив, договоры, которые не предусматривают передачу авторских прав, не могут считаться авторскими, даже если они названы таковыми. Примерами таких договоров могут служить договоры об издании произведений за счет автора. Обычно это типичные подрядные договоры: автор оплачивает издательству тиражирование своего произведения в виде книги и получает весь тираж книги в собственность.

Анализируя авторский договор, все специалисты подчеркивают его гражданско-правовой характер и указывают на его самостоятельность в ряду других гражданско-правовых договоров. Данный вывод имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В частности, он означает, что на авторско-договорные отношения распространяются как общие положения гражданского права, например правила о формах и условиях действительности сделок, так и соответствующие нормы обязательственного права, касающиеся, например, порядка заключения и исполнения договоров, ответственности за их нарушение и т. п.

По общему правилу, авторский договор носит взаимный и возмездный характер. Но возникает вопрос, может ли авторский договор быть безвозмездным? Рассмотрим данный вопрос на примере из практики, проанализируем и на основе изложенного сделаем выводы. Итак, некое крупное музыкальное издательство решило претворить в жизнь довольно дорогостоящий проект по выпуску на аудиокассетах и компакт-дисках тематических сборников песен некоторых наиболее популярных авторов. Для этого издательство в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» разработало типовую форму авторского договора, которую предложило подписать всем авторам — участникам проекта. Предметом договора являлось разрешение автора на безвозмездное включение в выпускаемые издателем аудионосители под общим названием, например, «Лучшие песни», некоторых его произведений. Впоследствии, уже после выхода сборника в свет, возник вопрос: не противоречат ли условия таких авторских договоров Закону? Было ли действительно передано издателю право на воспроизведение произведений? Подробно этот вопрос рассматривает юрист Российского Авторского сообщества Е. Григорьян.

Пункт 1 ст. 31 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» определяет, что авторский договор должен предусматривать такое существенное условие, как размер авторского вознаграждения и порядок определения размера авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты. Размер вознаграждения является существенным условием авторского договора.

Тем не менее, в данном случае стороны пришли к соглашению о безвозмездной передаче авторских прав. Можно ли считать, что они тем самым договорились о таком существенном условии договора, как размер авторского вознаграждения, признав его равным нулю? Законодательство РФ проводит разграничение между указанными видами договоров в зависимости от того, должна ли сторона получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей или она обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения такой платы или иного встречного предоставления. При этом предполагается, что заключенный сторонами договор является возмездным. То есть безвозмездность договора должна быть прямо предусмотрена законом, иным правовым актом или вытекать из существа самого договора [9]

Несмотря на это, законодатель в некоторых случаях для внесения окончательной ясности специально включает в текст правовой нормы указание на возмездность договора. Поэтому императивная норма ст. 31 Закона о том, что авторский договор должен предусматривать такое существенное условие, как размер авторского вознаграждения, указывает на то, что авторский договор относится к возмездным.

Автор статьи также пишет, что даже если толковать фразу «разрешение на безвозмездное включение в сборник . произведений» в договоре, заключенном музыкальным издательством с автором, как соглашение сторон о размере вознаграждения, равном нулю, это так или иначе делает договор безвозмездным, что противоречит положениям ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» и Гражданского кодекса РФ. Из ст. 31 «Об авторском праве и смежных правах» вытекает, что, если в авторском договоре не установлен максимальный тираж произведения, вознаграждение должно определяться в виде процента от дохода. Также вышеназванный Закон прямо указывает все случаи, когда возможно использовать произведение без заключения авторского договора и выплаты авторского вознаграждения [10] . Этот исчерпывающий перечень был бы не нужен, если бы стороны могли сами предусмотреть в договоре его безвозмездность.

Таким образом, можно сделать вывод, что указание на безвозмездность договора нельзя рассматривать как соглашение сторон о размере вознаграждения.

Читайте так же:  Загс ялта подать заявление

Следует заметить, что в договор, о котором идет речь, стороны включили условие о безвозмездности, которое прямо противоречит требованиям Закона. Согласно п. 7 ст. 31 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» условия авторского договора, противоречащие положениям закона, являются недействительными. Таким образом, условие о безвозмездной передаче авторских прав по указанным договорам недействительно, ибо противоречит Закону.

Сутью анализируемых договоров является именно безвозмездная передача прав. Если бы автор настаивал на возмездном договоре, музыкальное издательство скорее всего вообще не стало бы его заключать. Поэтому просто исключить эту часть текста из соглашения нельзя, ибо при этом будет опущено основное условие его заключения. Но, как было показано выше, условие о безвозмездности авторского договора недействительно, соответственно и все сделки, о которых идет речь, должны быть признаны недействительными.

Таким образом, договоры музыкального издательства с авторами могли бы быть признаны недействительными, если бы не одно спасительное условие. В тексте соглашений было предусмотрено, что издательство бесплатно передает автору некоторое количество компакт-дисков и аудиокассет с издаваемым сборником. Если вернуться к положению ст. 423 ПС РФ, то оно предусматривает, что по возмездному договору сторона должна получить плату или иное встречное удовлетворение. Такое встречное удовлетворение может быть выражено и в передаче экземпляров произведения. Поэтому, несмотря на слово «безвозмездно», договоры по сути своей могут быть признаны возмездными.

В специальных работах, посвященных правовому регулированию авторских отношений в отдельных областях творчества, раскрывались признаки и определялись понятия отдельных видов авторских договоров — издательского, постановочного, сценарного и т.

По общему правилу, авторский договор носит взаимный и возмездный характер. Авторский договор об уступке авторских прав рассматривается как договор купли-продажи.

Также он является консенсуальным, поскольку имущественные авторские права предоставляются в момент исполнения обязанности праводателя по предоставлению доступа к произведению, возникающей из авторского договора.

Вместе с тем не исключены реальные, односторонние и безвозмездные авторские договоры. Реальным авторский договор является тогда, когда одновременно с достижением сторонами соглашения по всем необходимым условиям договора они осуществляют и предоставление друг другу всего причитающегося по договору.

Важно сказать, что законодательством не запрещается передача авторских прав по договору на безвозмездной основе. На первый взгляд, данный вывод расходится с п. 1 ст. 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», в котором среди существенных условий авторского договора названо условие о «размере вознаграждения и порядке определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядке и сроках его выплаты». Однако из сказанного следует лишь то, что вопрос об авторском вознаграждении подлежит обязательному согласованию в договоре. Поэтому если авторские права по договоренности сторон передаются безвозмездно, об этом должно быть прямо сказано в договоре. В противном случае ввиду презумпции возмездности авторского договора условие о его цене не будет считаться согласованным.

Разумеется, что авторский договор следует отличать от иных форм договорного регулирования отношений по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства. Но на практике нередко возникает вопрос о разграничении авторского и трудового договоров, что имеет большое значение для установления объема прав создателя творческого произведения и его пользователя. Если произведение создано в рамках выполнения служебного задания, права по его использованию принадлежат работодателю, который должен обеспечить лишь соблюдение личных и имущественных прав автора. Издательства, научные, учебные и иные организации могут воспроизводить и распространять такие произведения в любые сроки, в любом объеме, в том числе переиздавать произведения, не спрашивая на это согласия авторов. Поэтому они нередко прямо заинтересованы в том, чтобы их отношения с авторами рассматривалось как трудовые. Примером здесь может послужить следующее: Издательство заключило с П. договор на подготовку слайдов для фотоальбома. При переиздании альбома издательство отказалось выплатить автору вознаграждение, ссылаясь на то, что слайды являются собственностью издательства, поскольку с автором был заключен трудовой договор. В качестве доказательства издательство указывало на то, что с автором был произведен расчет платежным поручением. Но это само по себе никакого значения для определения природы договора иметь не может. Поскольку иных доказательств наличия трудовых отношений с автором издательство не представило, его доводы были признаны судом несостоятельными, и в пользу автора было взыскано вознаграждение за переиздание.

В тех случаях, когда заключенный сторонами договор, в рамках которого создано творческое произведение, не содержит четкого указания на его трудовой характер, вывод об этом может быть сделан лишь при наличии ряда условий. Прежде всего предметом трудового договора является трудовая деятельность работника, соответствующая его должности и квалификации. Она может носить творческий характер, например, работа штатного переводчика издательства или штатного фотографа журнала, но при этом подразумевается, что речь идет об исполнении определенной трудовой функции, а не о достижении конкретного, определенного соглашением сторон творческого результата.

«Если произведение создано хотя и штатным работником организации, но не в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей, автор произведения пользуется всеми предусмотренными законом правами, включая право на использование произведения.» [11] Так, 3., будучи режиссером-постановщиком научно-популярного фильма, по согласованию со сценаристом написал дикторский текст к этому фильму. Студия отказалась выплатить 3. вознаграждение, ссылаясь на то, что тот является штатным работником студии и за свою работу получает заработную плату. Однако поскольку 3. доказал, что в обязанности режиссера-постановщика не входит написание дикторского текста, его требование было удовлетворено .

Здесь можно также сказать, что по субъектному составу авторские договоры отличаются и от некоторых других договоров, связанных с использованием произведений. Например, отношения между киностудиями и организациями, занимающимися кинопрокатом, строятся по типу договора купли-продажи. Договоры, заключаемые киностудией с телестудией по поводу показа кинофильма по телевидению, носят характер купли-продажи или имущественного найма в зависимости от длительности показа фильма по телевидению.

Вместе с тем критерий субъектного состава, в соответствии с которым одной из сторон авторского договора обязательно должен быть автор или заменяющее его лицо, не снимает все возникающие на практике вопросы.

При заключении договоров на создание произведений изобразительного искусства возникает вопрос о разграничении авторского договора и договора подряда. Известно, что объем прав автора и подрядчика отнюдь не совпадают в частности подрядчик выполняет работу на свой риск, результат его работы передается в собственность заказчика, который не несет перед подрядчиком никаких дополнительных обязанностей в связи с дальнейшим использованием результата и т. д. Например, по сравнению с подрядчиком автор находится в гораздо лучшем положении, поскольку в случае творческой неудачи ему может гарантироваться определенная часть предусмотренного договором вознаграждения, за ним сохраняются все основные авторские права на произведение переходящие в собственность другого лица и т. д.

Разграничение авторского и подрядного договоров производится прежде всего, по их предмету. Если предметом договора подряда является результат обычной, технической деятельности подрядчика, то предметом авторского договора являются, например, произведения науки, литературы, искусства как результат творческой работы автора. На практике отграничить их друг от друга бывает не так просто.

Наиболее остро данный вопрос встает при заключении договоров на изготовление копий произведений искусства, науки и литературы, в том числе договоров на изготовление так называемых авторских копий. В юридической науке нередко утверждается, что копия, в том числе авторская, — это результат обычной работы, по поводу выполнения которой должен заключаться договор подряда. Но иногда разграничить авторские и подрядные договоры по их предмету не возможно.

Договоры, которые предусматривают передачу авторских прав, следует относить к авторским, даже если они не названы таковыми. В частности, во многих случаях правовые нормы о передаче авторских прав включаются в гражданские договоры купли-продажи, аренды, простого товарищества и др. – тогда договор должен соответствовать требованиям, предъявляемым к авторским договорам. Напротив, договоры, которые не предусматривают передачу авторских прав, не могут считаться авторскими, даже если они названы таковыми. Примерами таких договоров могут служить договоры об издании произведений за счет автора. Обычно это типичные подрядные договоры – автор оплачивает издательству тиражирование своего произведения и получает весь тираж книги в собственность.

[1] Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». — М.: Фонд «Правовая культура», 1996г.

[2] Мирошникова М. Авторский договор // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права — 2003. — № 1. — С. 23.

[3] Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М.,1986. С. 111.

[4] Клык Н.Л Охрана интересов сторон по авторскому договору. Красноярск, 1987г. С. 12.

[5] Дозорцев В.А. Субъекты исключительных прав. // Сборник статей. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. / Исслед. Центр частного права. – М.: «Статут», — 2003. – 416С. — С. 295.

[6] Чернышева С. А. Авторский договор в гражданском праве России. – М.: Гардарика, 1996. – С. 142

[7] Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права). Учебник для вузов. – М.: Норма-инфора-М. – 2000. – С. 153.

[8] Кирилов М.Я. Авторское право. – М.: 1988. – С. 64.

[9] И. Ильюшихин Может ли авторский договор быть возмездным? // Современное право. – 2000. – С. 54.

[10] ст. 18. ФЗ РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 19.07.95. N 110-ФЗ

[11] Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ООО «ТК Велби», 2003, С. 266.