Водный налог налогРу

Автор: | 24.09.2018

Содержание:

Водный налог 2017: что нового?

Водный налог 2017 водопользователи платят с новым повышающим коэффициентом – 1,52 (на 2016 год он был равен 1,32). Изменилась и ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения: с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно – она составляет 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Что касается остальных параметров расчета, то они не изменились. Все основные аспекты платы за водопользование ищите в статье «Водный налог: налоговая база, плательщики, ставки».

Водный налог: налоговая база, плательщики, ставки

Водный налог сравнительно недавно присутствует в НК РФ и изменениям подвергается редко. Однако каждое изменение по водному налогу приводит к принципиальной корректировке его элементов. Попробуем разобраться, что представляет собой водный налог на сегодняшний день.

Плательщики водного налога

Плательщики водного налога — юридические и физические лица, в том числе ИП, которые на основании лицензии занимаются:

  • забором воды;
  • использованием акватории (кроме лесосплава);
  • использованием гидроэнергетических ресурсов;
  • лесосплавом.

При этом к плательщикам водного налога относят также тех, кто продолжает использовать поверхностные водные объекты на основании лицензий или договоров водопользования, выдававшихся в период действия старого Водного кодекса РФ, утратившего силу с 01.01.2007.

Когда пользователи водного объекта не признаются налогоплательщиками

Новый Водный кодекс РФ, вступивший в силу с 2007 года, не предусматривает лицензирования для использования поверхностных водных объектов. Вместо него введена возможность использования водного объекта либо по договору водопользования, либо по решению о предоставлении его в пользование.

Оба документа оформляются органом власти того субъекта РФ, в чьей собственности находится водный объект. Платежи по ним представляют собой арендную плату за пользование водным объектом (неналоговый платеж), а не водный налог.

Не облагают водным налогом некоторые виды водопользования, которые условно можно разделить на четыре группы:

  • деятельность, неразрывно связанная с водным объектом (рыбоводство, рыболовство, судоходство, строительство, орошение, разработка месторождений);
  • деятельность, попадающая под обложение другим налогом (извлечение минеральных и термальных вод);
  • деятельность, относящаяся к водоохранной;
  • если по виду деятельности предоставлены льготы (обеспечение пожарной безопасности, нужд обороны, отдых инвалидов и детей).

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база водного налога зависит от способа использования воды:

  • при заборе определяют объем забранной воды;
  • при использовании акватории (исключая лесосплав) учитывают предоставленную площадь;
  • при использовании гидроэнергетических ресурсов в расчет берут объем выработанной электроэнергии;
  • при лесосплаве базу считают как произведение объема древесины (в тысячах кубических метров) и расстояния сплава (в километрах), которое делят на 100.

Налоговый период по водному налогу

Водный налог рассчитывают за квартал. Представляют декларацию в ФНС и уплачивают налог до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по месту нахождения объекта, в отношении которого исчисляется водный налог. Крупнейшие налогоплательщики представляют декларацию по водному налогу в ту ИФНС, где они стоят на учете.

О новых правилах сдачи крупнейшими налогоплательщиками деклараций по другим налогам читайте в статье «С 2015 года крупнейшие налогоплательщики могут составлять одну декларацию по налогу на имущество на субъект РФ».

Ставки водного налога

Ставки водного налога для основных видов водопользования установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Они зависят от региона использования объекта, а для забора воды — еще и от его вида (поверхностный или подземный). В законодательстве также имеется льготная ставка для забора воды с целью водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). До 2015 года ее величина составляла 70 рублей за 1 000 куб. м.

Начиная с 2015 года ставки водного налога, указанные в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, должны применяться с корректировкой повышающими коэффициентами, значения которых на период с 2015 по 2025 год приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.

С 2026 года повышающий коэффициент станет расчетным и будет определяться фактическим изменением потребительских цен за год, предшествующим году начала применения соответствующего расчетного коэффициента. Каждый следующий коэффициент будет применен к фактически сложившейся ставке водного налога за предшествующий год. Ставка, рассчитанная с учетом коэффициента, должна быть выражена в целых рублях.

Ежегодные повышающие коэффициенты должны применяться также при расчете ставки в случаях обязательного применения иных повышающих коэффициентов:

  • 5-кратного — при сверхлимитном заборе воды;
  • 10-кратного — при заборе подземных вод для их дальнейшей продажи;
  • 10-процентного — при отсутствии средств измерения объемов забранной воды.

С 2015 года повышена льготная ставка водного налога, предусмотренная для забора воды в целях водоснабжения населения. Для нее тоже планируется планомерный рост в течение 2015–2025 годов, но он выражен не в коэффициентах, а в конкретных рублевых значениях.

С 2026 года к этой ставке в порядке, аналогичном введенному для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнет применяться расчетный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен.

Порядок расчета водного налога

Водный налог рассчитывают в том же порядке, который был предусмотрен НК РФ до внесения в 2015 году изменений в гл. 25.2. Изменился порядок расчета ставки по основным видам водопользования. Теперь ее определяют путем перемножения ставки водного налога, указанной в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, и всех коэффициентов, которые необходимо учесть для ее расчета.

С 2026 года применение коэффициента станет обязательным и для льготной ставки водного налога, установленной для забора воды с целью снабжения населения.

Как связан с использованием воды налог на водный транспорт в 2016 — 2017 годах и кто его платит?

Водный налог не уплачивают по деятельности, связанной с судоходством (подп. 6 п. 2 ст. 333.9 НК РФ). Однако собственники водного транспорта могут оказаться плательщиками транспортного налога по нему. Транспортный налог регулируется гл. 28 Налогового кодекса и законами субъектов РФ. Таким образом, налог на водный транспорт не имеет отношения к водному налогу.

Каковы ставки водного налога на 2018 год?

Ставки водного налога на 2018 год зависят от их базовых величин, приведенных в НК РФ, и коэффициентов, предусмотренных как непосредственно для этого конкретного года, так и для некоторых определенных ситуаций, обязывающих к использованию коэффициента. Рассмотрим, как формируется величина ставки-2018 для налога на воду.

Виды облагаемого налогом водопользования

Обязанность платить водный налог определяется не только наличием лицензии на использование водного объекта или самим фактом пользования, но и видом водопользования. Об облагаемых видах речь идет при:

  • заборе воды из объекта;
  • использовании его акватории (но не для лесосплава);
  • лесосплаве;
  • использовании водных ресурсов в целях гидроэнергетики.
Читайте так же:  Нк рф 2018 госпошлина в арбитражный суд

Однако в ряде случаев перечисленные виды водопользования не будут являться облагаемыми налогом.

Подробнее об особенностях отнесения объектов к облагаемым или не облагаемым водным налогом читайте в статье «Водный налог: налоговая база, плательщики, ставки».

Применительно к указанным видам водопользования, детализируя их по характеру используемых объектов и принадлежности к определенным регионам или объектам, НК РФ (п. 1 ст. 333.12) устанавливает величину применяемых ставок. Оцениваются ставки по-разному.

Варианты ставок водного налога

Ставки, относящиеся к забору воды, установлены для разрешенных объемов отбора и дифференцированы по:

  • виду объектов (поверхностные, подземные и морские);
  • экономическому району (для поверхностных и подземных);
  • принадлежности к конкретным крупным объектам (морю, реке, озеру).

Выражаются они в количестве рублей, соответствующих объему 1 000 куб. м воды, забранной из соответствующего водного источника.

Особое место среди ставок, связанных с забором воды, занимает ставка, установленная для отбора с целью водоснабжения населения. Она имеет то же выражение (число рублей за 1 000 куб. м отобранной воды), но не зависит от вида объекта и принадлежности к определенному региону или бассейну.

Ставки, применяемые при использовании акватории водного объекта (но не для лесосплава), разделены по принадлежности к видам этих объектов: поверхностным или морским. Для первых имеет место дополнительная детализация по экономическим районам, а для вторых — по конкретным объектам. Эти ставки выражены в тысячах рублей, причитающихся за использование в течение года 1 кв. км акватории.

Ставки, действующие при использовании для гидроэнергетики или лесосплава, дифференцированы по принадлежности к бассейну определенного водного объекта. Выражаются они в одинаковой оценке (в количестве рублей), но применительно к различным оцениваемым единицам:

  • для первого вида использования — за 1 000 кВт/ч выработанной электроэнергии;
  • для второго — за 1 000 куб. м сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава.

Однако приведенные в таблицах ст. 333.12 НК РФ значения ставок следует относить к числу базовых, поскольку их требуется корректировать на коэффициенты, относящиеся к нескольким разным типам.

Величину базовых ставок смотрите здесь.

Коэффициенты, применяемые к ставкам

С 2015 года ко всем базовым ставкам (кроме относящихся к водоснабжению населения) применяется обязательный для всех плательщиков налога повышающий коэффициент, величина которого на каждый год из периода 2015–2025 установлена в определенном значении. Для 2018 года он равен 1,75.

Значения коэффициентов, относящихся к каждому году, входящему в период 2015–2025 годов, приведены в материале «Изменения в НК РФ по водному налогу c 2015 года».

Для ставок по водоснабжению населения коэффициенты не используются, но на период 2015–2025 годов предусмотрено планомерное ежегодное увеличение их конкретных рублевых значений. Для 2018 года действует ставка 122 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды.

С 2026 года для всех видов забора воды (включая водоснабжение населения) будет действовать единый подход в отношении ежегодной корректировки величины ставки. Применяемый к ней коэффициент станет расчетным, зависящим от изменения уровня потребительских цен.

Помимо вышеописанного коэффициента, может возникать необходимость в использовании еще нескольких коэффициентов, применяемых к ставке, когда:

  • превышен лимит отбора воды из объекта — он равен 5 и относится к ставке, действующей в части объема превышения;
  • отсутствуют средства для измерения объемов забираемой воды — он равен 1,1;
  • добытая вода перепродается — он равен 10.

Применение 3 последних коэффициентов не отменяет обязательного ежегодного коэффициента. То есть, определяя конечное значение ставки, все коэффициенты, в применении которых есть необходимость, придется перемножить.

О том, как такой расчет реализуется в конкретной ситуации, читайте в статье «Пример расчета водного налога (порядок исчисления, сроки)».

Ставки, применяемые при расчете водного налога, дифференцируются по характеру используемых объектов и принадлежности к определенным регионам или объектам. Они всегда выражены в рублях, но применяются к разным оцениваемым единицам в зависимости от вида подлежащего обложению налогом водопользования. К приведенным в таблицах п. 1 ст. 333.12 НК РФ значениям ставок с 2015 года обязательно применение повышающего коэффициента, величина которого ежегодно изменяется. Кроме того, действуют коэффициенты, необходимость использования которых зависит от определенных ситуаций, возникающих в процессе ведения деятельности.

Существуют ли налоговые льготы по водному налогу?

Водный налог льготы не предусматривает — в гл. 25.2 НК РФ о них нет ни слова. Но об отдельных освобождениях и послаблениях в кодексе всё же упоминается — об этом наш материал.

Где в Налоговом кодексе написано о льготах по водному налогу?

НК РФ структурирован таким образом, что по многим налогам описание льгот не нужно долго искать — они выделены в отдельную статью. Например:

  • по транспортному налогу — в ст. 361.1;

Как нужно вносить плату в систему «Платон», чтобы не лишиться льготы, смотрите здесь.

  • по земельному налогу — в ст. 395;

Узнайте, что предпринять имеющему право на «земельную» льготу физлицу для ее получения.

  • по налогу на имущество организаций — ст. 381;
  • имущественные льготы физлиц — ст. 407.

О льготах водного налога кодекс умалчивает — в гл. 25.2 НК РФ отдельной статьи с названием «налоговые льготы» нет. При этом в статьях этой главы все-таки можно найти «льготные» элементы, а именно:

  • перечисление полностью освобожденных от водного налога (ВН) операций с использованием водных объектов;
  • пониженные ставки ВН для отдельных категорий потребителей воды.

Такие налоговые послабления можно отнести к льготам по ВН, хотя напрямую в кодексе они так не называются. Расскажем о них подробнее.

Когда налог на воду не уплачивается?

Использование водной акватории и откачка из нее воды — это операции с водой, облагаемые ВН. При этом вы можете не платить налог, если:

  • забираете воду для специфичных целей: ликвидации последствий аварий, нужд пожарной безопасности или для обеспечения работы судового оборудования;
  • производите забор воды, содержащей полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы;
  • используете акваторию для определенных операций: орошения сельхозземель, поливки огородов, разовых посадок воздушных судов, стоянки плавсредств, проведения дноуглубительных работ, размещения и строительства гидротехнических сооружений и т. д.

Полный список не подлежащих обложению ВН операций приведен в п. 2 ст. 333.9 НК РФ.

Исчерпывающую информацию, касающуюся водного налога, узнайте здесь.

Освобождение указанных видов водопользования от уплаты ВН позволяет налогоплательщикам на законных основаниях снизить налоговую нагрузку, то есть воспользоваться предусмотренным законодательством налоговым послаблением (льготой).

Как влияет на налоговую нагрузку налоговая политика государства, рассказано в этой публикации.

Целевое разграничение использования воды — условие для применения льготы

Ставки ВН для цели забора воды из водных объектов делятся:

  • на общие (пп. 1–1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • пониженные — они установлены в п. 3 ст. 333.12 НК РФ исключительно для расчета налога при заборе воды для снабжения населения.

Если вы забираете воду из источника одновременно для общепроизводственных нужд и для водоснабжения населения, можете воспользоваться пониженной ставкой ВН, при условии что разграничите воду по цели использования.

Такое разграничение должно быть:

  • оформлено в отдельной лицензии на пользование недрами — с уточнением в ней цели использования добытых подземных вод («водоснабжение населения») и обязательным указанием разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды;
  • технологически обеспечено (установлены счетчики, организовано учетное документирование объемов переданной на разные нужды воды).

Какие ставки ВН должен применять налогоплательщик при невыполнении указанных условий по разграничению, расскажем далее.

Применяется ли льгота, если нет лицензии?

Если указанные в предыдущем разделе условия не обеспечены, налогоплательщик права на применение пониженных ставок не имеет, и весь объем забираемой воды будет облагаться по общим ставкам. Такова позиция Минфина (см. письмо от 12.10.2016 № 03-06-05-02/59547). По мнению ведомства:

  • применение пониженной ставки водного налога — это льгота;
  • для ее применения требуется указание в лицензии цели использования подземных вод (для водоснабжения населения) с обязательным отражением ПДО (предельно-допустимого объема) забираемой воды.
Читайте так же:  Договор о продвижении сайта

Суды на этот счет рассуждают по-другому. К примеру, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2008 № Ф08-2818/2008 указано, что гл. 25.2 НК РФ не обязывает налогоплательщика (при водоснабжении населения) при отсутствии у него лицензии на водопользование уплачивать налог по общей ставке.

Узнайте больше о лицензировании и учете расходов на эту операцию из материалов:

На необходимость ведения раздельного учета воды чиновники Минфина указали в письме от 09.09.2013 № 03-06-05-02/36943. И суды в этом вопросе с ними согласны: в постановлении 17-го арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 17АП-10284/16 сказано, что фактические объемы переданной населению воды (в целях применения пониженной ставки ВН) нужно подтверждать документально.

Какая налоговая отчетность содержит информацию о «водных» льготах?

Если вы являетесь плательщиками ВН, обязательным для вас является представление декларации по этому налогу. Среди общего набора информации, необходимого для определения суммы ВН, предусмотрены отдельные строки и для льготируемых ситуаций — они расположены в разделе 2 декларации:

Строка раздела 2 декларации по водному налогу

Заполняем налоговую декларацию по водному налогу

Налоговая декларация по водному налогу достаточно проста в заполнении, но у тех, кто с ней никогда не сталкивался, она может вызывать вопросы, особенно в свете последних изменений, внесенных в гл. 25.2 НК РФ с 2015 года. Рассмотрим, как заполняется декларация по водному налогу.

Обратите внимание! Последний отчетный период для формы декларации, порядок заполнения которой описан в статье, 4 квартал 2015 года. Далее форма изменяется.

Что представляет собой декларация по водному налогу

Налоговая декларация по водному налогу и правила ее оформления утверждены приказом Минфина РФ от 03.03.2005 № 29н. Сейчас этот приказ применяется в редакции от 12.02.2007.

Помимо титульного листа и листа с дополнительными сведениями о налогоплательщике-физлице, заполняемых стандартно, в декларации есть еще два раздела. Раздел 1 является сводным, а раздел 2 (основной) разбивается на четыре подраздела — по числу основных способов водопользования.

Количество листов в каждом подразделе раздела 2 зависит от числа водных объектов, используемых налогоплательщиком, количества имеющихся у него лицензий (договоров водопользования) и целей использования воды. В каждом подразделе присутствуют строки для отражения названия водного объекта, реквизитов лицензии (договора водопользования) и кода водопользования. В подразделе 2.1 дополнительно указывают код цели забора воды.

Различие в территориальном расположении водных объектов определяет разницу в коде ОКАТО (ОКТМО), строки для указания которого также имеются в каждом подразделе.

За налоговый период по водному налогу принят квартал, и декларацию составляют ежеквартально по данным 3 месяцев, входящих в этот временной промежуток.

Представляют в ИФНС только те подразделы раздела 2 декларации, для заполнения которых у налогоплательщика имеются данные.

Заполняем раздел по забору воды

Расчет водного налога по забору воды из водных источников зависит от лимита водопользования, установленного в лицензии (договоре водопользования).

Исключением является забор воды для водоснабжения населения, объем которого не лимитируется. Поэтому в подразделе 2.1 указывают квартальное значение лимита водопользования, а общий объем забранной воды разбивается на два значения: в пределах лимита и сверх него.

Соответственно, приводятся и две ставки налога. Ставка для объема в пределах лимита определяется по данным подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ в зависимости от расположения водного объекта и его типа (поверхностный или подземный). Для 2015 года она, в соответствии с п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ, умножается на повышающий коэффициент 1,15. Ставка для сверхлимитного объема получается 5-кратным увеличением ставки, рассчитанной для объема в пределах лимита (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

Об актуальных законодательных изменениях по водному налогу говорится в материале «Изменения в НК РФ по водному налогу в 2015 году».

Суммы налога по каждому объему рассчитываются путем умножения соответствующего объема на соответствующую ставку. Результат сложения этих двух сумм отражается в итоговой строке подраздела 2.1.

Если воду забирают без применения средств измерения ее объема, то к ставке применяют еще один повышающий коэффициент — 1,1 (п. 4 ст. 333.12 НК РФ). А если подземные воды забирают с целью их дальнейшей продажи, то для ставки используется 10-кратный повышающий коэффициент.

При наличии оснований к использованию нескольких коэффициентов все они применяются путем перемножения. В декларации в строке «Ставка» показывается конечный результат умножения исходной ставки на все использованные коэффициенты, округленный до целых рублей.

Когда подраздел 2.1 заполняется по результатам отбора воды для водоснабжения населения, то для расчета налога применяют ставку, установленную п. 3 ст. 333.12 НК РФ на соответствующий год. Повышающие коэффициенты к ней не применяют.

Заполняем раздел по использованию акватории

Водный налог по использованию акватории рассчитывается как произведение площади предоставленной в пользование акватории, которая указана в лицензии (договоре водопользования), на ставку налога.

Ставка определяется по данным подп. 2 п. 1 ст. 333.12 НК РФ в зависимости от места расположения водного объекта. В 2015 году к этой ставке применяют повышающий коэффициент 1,15, установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.

Сумму налога к уплате указывают в итоговой строке подраздела 2.2.

Заполняем раздел по гидроэнергетике

Аналогичным образом, как произведение объема выработанной за квартал электроэнергии и соответствующей ставки, рассчитывается водный налог по гидроэнергетике. Ставка берется по таблице из подп. 3 п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Для 2015 года она повышается умножением на коэффициент 1,15, установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.

Сумму налога, которую следует уплатить, указывают в итоговой строке подраздела 2.3.

Заполняем раздел по лесосплаву

При расчете суммы водного налога по лесосплаву база, от которой он рассчитывается, определяется по формуле, представляющей собой произведение объема сплавленного леса на расстояние сплава, деленное на 100. Налоговая ставка берется по таблице из подп. 4 п. 1 ст. 333.12 НК РФ и для 2015 года повышается умножением на коэффициент 1,15, установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.

Сумму налога, который позже будет уплачен в бюджет, указывают в итоговой строке подраздела 2.4.

При сплаве леса на разные расстояния подраздел 2.4 для одного водного объекта заполняется по количеству листов, соответствующему этим расстояниям.

Заполняем сводный раздел

В разделе 1 суммы налога, начисленные в подразделах раздела 2, группируются по кодам ОКАТО (ОКТМО). Общая сумма значений налога в разделе 1 должна быть равна сумме итоговых значений всех листов подразделов раздела 2.

О том, что делать, если вы ошиблись в указании кода ОКТМО, читайте в статье «Ошибка в ОКАТО или ОКТМО не повод для пеней и штрафа».

Пример расчета водного налога (порядок исчисления, сроки)

Расчет водного налога — пример его приводится в данной статье — требуется делать ежеквартально при наличии у налогоплательщика объекта, облагаемого этим налогом. Рассмотрим особенности такого расчета.

Сроки исчисления и уплаты водного налога

Отчет по водному налогу является ежеквартальным, и рассчитывают его тоже поквартально, принимая в расчет данные, сформировавшиеся за последние 3 месяца. Исчисление суммы осуществляется непосредственно в налоговой декларации, которую представляют в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В такие же сроки производят и уплату налога.

Если объект налогообложения отсутствует, то обязанность подавать декларацию в этом случае не наступает (письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03-02-08/36474).

О том, какой еще отчет формируется в связи с водопользованием, читайте в материале «Порядок и образец заполнения формы 2-ТП водхоз (нюансы)» .

Куда уплачивают и как рассчитать водный налог

Водный налог — платеж федерального уровня. Оплату его производят по месту нахождения объекта водопользования.

Читайте так же:  Экспертиза убытков от залива

Расчет водного налога осуществляют применительно к четырем видам водопользования:

  • забору воды;
  • использованию акватории (исключая лесосплав);
  • использованию гидроэнергетических ресурсов;
  • лесосплаву.

Они имеют разные базы расчета и разные налоговые ставки.

Базой для забора воды служит ее фактический объем. Базу по использованию акватории определяют площадью использования этой акватории. База по гидроэнергетике — объем выработанной электроэнергии. База по лесосплаву является расчетной величиной, зависящей от объемов сплавленного леса и расстояния сплава.

Базовые ставки водного налога по видам водопользования указаны в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. С 2015 года к ним применяют повышающий коэффициент, установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ на период 2015–2025 годов.

Кроме того, к ставкам могут применяться дополнительные увеличивающие коэффициенты в следующих случаях:

  • при сверхлимитном заборе воды — 5-кратный коэффициент;
  • отсутствии средств измерения объемов забранной воды — коэффициент 1,1;
  • заборе подземных вод для их дальнейшей продажи — 10-кратный коэффициент.

При одновременном применении нескольких коэффициентов их следует перемножить. Полученную таким образом ставку округляют до целых значений.

Для забора воды в целях водоснабжения населения существует льготная ставка (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Повышенный коэффициент к ней до 2026 года не применяют.

Порядок исчисления водного налога для всех видов водопользования достаточно прост: налоговую базу умножают на ставку, скорректированную на повышающий коэффициент, значения которого указаны в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. Если есть необходимость во введении дополнительных повышающих коэффициентов, то ставку рассчитывают с их учетом.

О ставках, действительных для 2018 года, читайте в статье «Каковы ставки водного налога на 2018 год?» .

Пример расчета водного налога по забору воды

Предположим, что организация имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины, расположенной в бассейне реки Печора и оборудованной средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования составляет 320 000 куб. м. Организация за 2-й квартал 2018 года осуществила забор 360 000 куб. м воды. Рассчитаем сумму водного налога за 2-й квартал 2018 года.

В течение квартала организация допустила забор сверхлимитного объема воды. Его величина составляет:

360 000 – 320 000 = 40 000 куб. м.

Из-за наличия сверхлимитного объема налог будет складываться из двух составляющих:

1. По объему в пределах лимита налог составит:

320 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 1,75 = 168 000 руб.,

320 000 куб. м — объем воды в рамках лимита водопользования;

300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;

1,75 — коэффициент, применяемый к ставке для 2018 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.

2. По объему сверх лимита налог составит:

40 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 1,75 × 5 = 105 000 руб.,

40 000 куб. м — объем воды сверх лимитированного значения;

300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;

1,75 — коэффициент, применяемый к ставке для 2018 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ;

5 — коэффициент, применяемый к ставке для сверхлимитного объема в соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ.

Таким образом, за 2-й квартал 2018 года организации в срок до 20.07.2018 придется уплатить в бюджет сумму водного налога, равную:

168 000 + 105 000 = 273 000 руб.

Водный налог необходимо рассчитывать и отчитываться по нему при наличии объекта обложения этим налогом. Считают его поквартально, беря в расчет данные последнего квартала, путем умножения базы на ставку. Выбор ставки и базы налогообложения обусловливается конкретным видом водопользования и принадлежностью к определенному объекту. К ставке применяются законодательно установленные повышающие коэффициенты.

Водный налог за 3 квартал 2018 года

Кто обязан заплатить налог по итогам 3 квартала 2018 года

Плательщиками водного налога могут выступать как юридические, так и физические лица (предпринимательский статус значения не имеет), осуществляющие в процессе своей деятельности:

  • забор воды;
  • использование акватории;
  • использование гидроэнергетических ресурсов;
  • сплав леса.

В любом из вышеперечисленных случаев использования водных объектов ранее требовалась лицензия. Ее отсутствие грозило огромными штрафами. В настоящий момент при истечении срока лицензии вместо нее выдается один из двух документов:

  • договор на использование водных объектов;
  • решение о предоставлении водных объектов в пользование.

В случае отсутствия перечисленных документов пользователям водных объектов грозят не только штрафы, но и приостановление деятельности и даже арест.

Водный налог платить не придется, если лицо использует водный объект при рыболовстве, судоходстве, разработке различных месторождений, осуществлении водоохранной деятельности.

Считаем величину налога к уплате в бюджет: формулы и основания

Сумма водного налога к уплате равна произведению налоговой базы на ставку. При этом налоговая база для каждого объекта налогообложения и каждого водного объекта определяется отдельно:

  1. При заборе воды налоговая база равна объему забранной воды за квартал (п. 2 ст. 333.10 НК РФ). Объем при этом рассчитывается:
  • с помощью измерительных приборов;
  • на основании фактического времени работы и производительности средств забора;
  • по данным норм потребления, лимит которых отражается в лицензии.
  1. При использовании акватории водных объектов налоговая база равна площади этой акватории, зафиксированной в лицензии или в техдокументации (п. 3 ст. 333.10 НК РФ).
  2. В случае использования гидроэнергетических ресурсов (п. 4 ст. 333.10 НК РФ) налоговая база — это количество произведенной за квартал электроэнергии. Но только для ситуации, когда не происходит забора воды. В противном случае налоговая база определяется как для забора воды.
  3. Если осуществляется сплав леса, то налоговая база рассчитывается по формуле (п. 5 ст. 333.10 НК РФ):

Налоговые ставки указаны в ст. 333.12 НК РФ. Применяются они совместно с коэффициентами, также приведенными в этой же статье.

Кроме того, ставки дополнительно повышаются:

  • при отсутствии измерительных приборов в случае забора воды;
  • за сверхлимитный забор;
  • при добыче подземных вод для их переработки, упаковки и реализации.

Отчитываемся в налоговую и платим налог за 3 квартал 2018 года: сроки

Расчет налога производится в декларации, которая подлежит ежеквартальной сдаче в налоговую инспекцию по месту использования водного объекта. Форма декларации введена приказом ФНС от 09.11.2015 № ММВ-7-3/497. Порядок ее заполнения также можно найти в этом приказе. Декларацию можно представить налоговикам:

  • лично;
  • отправив по почте;
  • с помощью телекоммуникационных каналов связи.

В первых двух случаях декларация сдается на бумаге. В последнем случае предполагается сдача электронной версии отчета.

Отправить декларацию нужно в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. То есть за 3 квартал 2018 года нужно будет успеть отчитаться до 22 октября текущего года. Дополнительные два дня появляются в связи с попаданием 20-го числа на субботу.

Несдача декларации или ее несвоевременная сдача повлекут за собой налоговую и административную ответственность.

Заплатить водный налог полагается также до 20-го числа. За 3 квартал 2018 года перечисление налога должно произойти в срок до 22 октября. Его неуплата (частичная или полная) грозит штрафами и пенями.

Учитывая вышеизложенное, исполнить обязанности налогоплательщика по представлению отчета и уплате налога нужно своевременно во избежание конфликтных ситуаций с налоговыми органами.

В зависимости от того, как используется водный объект, налогоплательщикам нужно рассчитать налоговую базу, применить нужную налоговую ставку и исчислить налог к уплате в бюджет. Отчитаться перед фискалами и заплатить налог за 3 квартал нужно до 22 октября текущего года. Неисполнение налогоплательщиками данных обязанностей грозит им различными санкциями со стороны контролирующих органов.