Содержание:
Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства
СТ 1 ТК РФ.
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
- организации труда и управлению трудом;
- трудоустройству у данного работодателя;
- подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
- социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
- участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
- материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
- государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- разрешению трудовых споров;
- обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Комментарий к Ст. 1 Трудового кодекса РФ
1. Часть 1 комментируемой статьи 1ТК РФ, перечисляя конкретные цели трудового законодательства, по сути, придает правовому регулированию труда в нашей стране социальный акцент, который вытекает из самой сущности Российской Федерации как социального государства (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), призванного способствовать созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Трудовое законодательство исходит также из идеи о том, что труд работников, хотя и относится к экономическим факторам рыночного хозяйствования, которые работодатель приобретает и использует по своему усмотрению, не может все же рассматриваться в качестве обычного рыночного товара. Эта идея положена и в основу международно-правового регулирования труда. К примеру, в Декларации Международной организации труда (далее — МОТ) «О целях и задачах Международной организации труда» (принята в г. Филадельфии 10 мая 1944 г.) сказано: «Труд не является товаром» (п. «а» разд. I). В этом смысле наем конкретного труда не рождает для работодателя безграничных возможностей в его экономической (хозяйской) власти над работником.
Использование наемного труда работников, управление работниками, объединенными в трудовой коллектив, является разновидностью социальной власти, которая в принципе не может быть безграничной в демократическом обществе. В силу этого трудовое законодательство призвано определять пределы и порядок осуществления хозяйской власти работодателя в плане его воздействия на работников в ходе осуществления своих нормотворческих, распорядительных и правоприменительных полномочий.
Вместе с тем общая социальная направленность российского трудового законодательства, проистекающая из ст. 7 КРФ, не означает, что трудовое право должно быть правом только работника. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ работодатель вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, поэтому он, как и работник, должен иметь определенные гарантии реализации своих прав и свобод в трудовых отношениях, хотя бы для того, чтобы создавать рабочие места, обеспечивать людей работой и оплачивать их труд. С этой точки зрения у трудового права России следует выделить две функции: 1) социальную, общее назначение которой состоит в создании работнику условий труда, его оплаты и охраны, достойных представителя современного человеческого сообщества; 2) экономическую, направленную на обеспечение удовлетворения хозяйственного интереса работодателя в положительных результатах своей деятельности. Само же правовое регулирование труда должно быть направлено на достижение надлежащего баланса этих функций путем создания необходимых правовых условий для оптимального согласования интересов обеих сторон трудовых отношений и государства.
Необходимо учитывать, что в балансе указанных функций социальная функция обладает некоторым приоритетом, и это объясняется прежде всего явной доминантой численности работников в структуре российского общества. К тому же в экономическом смысле каждый из этих работников, не являясь самостоятельно хозяйствующим субъектом со своими финансовыми средствами и орудиями труда, фактически располагает только личными способностями к конкретному труду, которым он и участвует в экономической или иной деятельности работодателя. По этой причине все трудовые права и интересы работника могут быть осуществлены лишь благодаря действиям работодателя, который далеко не всегда заинтересован их совершать. В этом ракурсе работники признаются экономически более слабой стороной трудовых отношений и потому нуждаются в большей мере, нежели работодатели, в государственно-правовой поддержке и защите своих трудовых прав и законных интересов.
Трудовое законодательство, конечно, не игнорирует права и экономические интересы работодателя, но учитывает, что он в подавляющем большинстве случаев имеет возможность их удовлетворить самостоятельно. По этой причине ему предоставляется возможность осуществлять правовую защиту своих прав и интересов посредством норм других отраслей права, регулирующих те отношения, в которых работодатель фигурирует в качестве субъекта имущественных или неимущественных прав, организатора производства или предпринимателя, осуществляющего конкретный вид хозяйственной, культурно-развлекательной, медицинской, образовательной либо другой деятельности.
2. Взаимоотношения работодателя со своими работниками строятся в первую очередь на договорно-правовой основе. Данное обстоятельство не означает, что правовое регулирование этих отношений осуществляется исключительно в частноправовом порядке, не требующем государственного вмешательства. Напротив, трудовое законодательство, проявляя свою социальную направленность в правовом регулировании трудовых отношений, обеспечивает в необходимых и разумных пределах экспансию государства на рынок труда в целях привнесения в его функционирование начал предсказуемости, справедливости и стабильности, которые позволяли бы одновременно добиваться экономического прогресса и социального мира в нашем обществе. В этом аспекте ч. 2 ст. 1 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) ориентирует правовое регулирование трудовых отношений на учет публичных интересов Российского государства, современная экономико-правовая политика которого должна быть подчинена в том числе достижению всеобщего социального блага.
3. Часть 2 ст. 1 ТК РФ очерчивает круг общественных отношений, которые призвано регулировать трудовое законодательство РФ. В настоящее время в него включаются не только трудовые отношения, но и иные общественные отношения, непосредственно связанные с трудовыми. В совокупности с трудовыми отношениями они образуют единый предмет правового регулирования для норм трудового права, содержащихся как в ТК РФ, так и в других нормативных правовых актах (см. ст. ст. 5 — 10 ТК РФ и комментарии к ним).
Основу данного предмета составляют индивидуальные трудовые отношения, складывающиеся между работником и работодателем в связи с заключением и исполнением трудового договора. Непосредственно связанные с ними отношения, хотя и не являются трудовыми с точки зрения содержания деятельности участвующих в них субъектов, также регулируются нормами трудового права и включаются в его предмет в силу своей тесной и неразрывной связи с трудовыми отношениями. В отрыве от трудовых отношений их существование теряет самостоятельное значение, поскольку все они вместе и каждый их вид в отдельности должны способствовать возникновению, развитию и в случае необходимости законному прекращению трудовых правоотношений. Соответственно, правовое регулирование всех этих отношений подчинено общей цели обеспечения нормального состояния трудовых правоотношений.
Отношения, которые наряду с трудовыми включаются в предмет регулирования норм ТК РФ, могут предшествовать, сопутствовать трудовым либо сменять их. Их правовое регулирование довольно разнообразно по направленности. Регулирование отношений по трудоустройству, которые предшествуют трудовым, призвано гарантировать каждому свободный выбор труда, а также обеспечивать максимально быстрое и юридически корректное возникновение трудовых правоотношений между лицом, ищущим подходящую работу, и работодателем, подыскивающим определенного работника.
Регулирование отношений по организации труда и управлению трудом, которые сопутствуют трудовым отношениям, нацелено на упорядочение процесса применения и использования индивидуального и коллективного труда работников, занятых у конкретного работодателя. Регулирование отношений по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у работодателя, которые в ряде случаев либо предшествуют, либо сопутствуют трудовым отношениям, направлено на повышение эффективности труда путем обеспечения субъектного состава трудовых отношений наиболее квалифицированными работниками.
Регулирование отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, которые сопутствуют трудовым отношениям, подчинено цели оптимального согласования интересов сторон индивидуальных и коллективных трудовых отношений как между собой, так и с интересами государства. Регулирование отношений по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, которые также сопутствуют трудовым отношениям, опосредует привлечение работников к процессу организации труда и управления трудом и нацелено на преодоление отчуждения работников от организационно-управленческой деятельности работодателя и ее результатов посредством предоставления представителям работников возможности воздействовать на работодателя в процессе установления условий труда и применения законодательства.
Регулирование отношений по материальной ответственности, которые могут сопутствовать трудовым отношениям или сменять их, подчинено выполнению охранительной функции, основное содержание которой составляет обязанность одной стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный другой стороне договора. Регулирование отношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства должно в целом способствовать обеспечению защиты трудовых прав и законных интересов работников, включая их право на здоровые и безопасные условия труда. Такую же направленность имеет и правовое регулирование отношений по разрешению трудовых споров, с помощью разрешения которых могут защищаться любые трудовые права работников. Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, как правило, сопутствуют трудовым, а отношения по разрешению трудовых споров могут как сопутствовать трудовым отношениям, так и сменять их.
Все отношения, включенные в ч. 2 ст. 1 ТК РФ под общим названием «иные тесно связанные с трудовыми отношения» (в дальнейшем для краткости они будут именоваться социально-трудовыми отношениями), подразделяются с точки зрения субъектного состава на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относятся, к примеру, отношения по трудоустройству у конкретного работодателя, материальной ответственности работников, разрешению индивидуальных трудовых споров. Коллективными являются отношения по организации труда и управлению трудом коллектива работников, социальному партнерству, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, разрешению коллективных трудовых споров и др. В составе коллективных отношений следует различать отношения, регулируемые в порядке внешнего нормативно-правового воздействия со стороны государственно-властных органов или лиц, и отношения, строящиеся на началах договорного саморегулирования, осуществляемого участниками этих отношений самостоятельно. К первой группе можно отнести отношения по организации труда и управлению трудом (см. ст. ст. 6, 8 ТК РФ и комментарии к ним), а также по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства (см. ст. ст. 353 — 369 ТК РФ и комментарии к ним). В состав второй группы следует включить отношения по социальному партнерству и разрешению коллективных трудовых споров.
Трудовой Кодекс РФ
- Трудовое право
- Предмет трудового права
- Функции трудового права
- Субъекты трудового права
- Принципы трудового права
Форма трудового права. Нормативные правовые акты
Нормы трудового права существуют в определенной форме. До их объективации, т. е. внешнего проявления, о норме права можно говорить только как о результате нормообразования. Форма трудового права — это система нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые разрабатываются и принимаются в процессе правового нормотворчества органами государственной власти, организациями, работодателями — физическими лицами.
По форме трудового права следует различать нормативные правовые акты; правовые акты, содержащие нормы трудового права; индивидуальные акты с элементами нормативного содержания.
Нормативный правовой акт всегда содержит правило должного поведения (норму) участников совместного труда. Эта норма рассчитана на неоднократное применение и на неопределенный круг лиц, которые окажутся субъектами регулируемых социально-трудовых отношений.
Нормативный правовой акт — это разновидность правового акта. Правовым актом, т. е. актом, обязательным для исполнения субъектами трудового права, на которых он рассчитан, могут быть индивидуальные акты — акты применения норм трудового права, соглашения сторон социально-трудовых отношений. Так, по соглашению работодателя и трудового коллектива может быть разработан и принят коллективный договор. Статья 40 ТК РФ определяет коллективный договор как правовой, а не нормативный правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Такой правовой акт может содержать нормы трудового права, например формы, системы оплаты труда в организации; пособия и компенсации и другие нормы, установленные по соглашению сторон (ст. 41 ТКРФ).
Индивидуальные правовые акты с элементами нормативного содержания, т. е. акты применения норм трудового права, также в ряде случаев включают нормы трудового права. В соответствии со ст. 9 ТК РФ регулирование трудовых отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения трудовых договоров. В трудовом договоре работник по соглашению с работодателем может, например, предусмотреть особый режим своего рабочего времени, отличный от установленного в организации для данной категории работников, особые условия оплаты труда.
Виды нормативных правовых актов
Социально-трудовые отношения регулируют целый ряд нормативных правовых актов. В теории права выделяют определенные виды нормативных правовых актов. Известны и критерии такого деления: содержание нормативного правового акта; процедура его принятия; орган, принимающий такой акт; круг лиц, на которых распространяется его действие, и др.
В ст. 5 ТК Р(1) определены следующие виды нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения:
трудовое законодательство (включающее законодательство об охране труда), состоящее из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;
- иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
- нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
В основе данной классификации — орган, принимающий нормативный правовой акт о труде. По этому же основанию законодатель выделяет локальные нормативные правовые акты (ст. 8 ТК РФ). Вряд ли обоснованно данный вид нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, исключать из перечня нормативных правовых актов, закрепленных в ст. 5 ТК РФ. Локальные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, разрабатываются и принимаются работодателем, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, самостоятельно (документы технологического процесса), с учетом мнения представительного органа работников, совместно либо по согласованию с ним (ч. 2, 3 ст. 8 ТК РФ).
Нормы трудового права любого вида нормативных правовых актов не должны противоречить ТК РФ, Конституции РФ, международным правовым актам, принятым МОТ, Организацией Объединенных Наций, Советом Европы, Российской Федерацией по соглашению со странами СНГ и дальнего зарубежья (международные договоры, соглашения). Частью 5 ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что общепризнанные принципы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. В том случае, если международным договором РФ закреплены иные права, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Это положение продублировано в ст. 10 ТК РФ.
Приведенная система нормативных правовых актов характеризуется соответствующей субординацией, запретом ухудшать положение работников актами нижестоящих органов государственной власти и управления. Так, всс российские нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не могут противоречить ТК РФ. В то же время допускается на любом уровне нормотворче- ской деятельности улучшать правовое положение работников, начиная с локальных актов и заканчивая федеральными законами. В необходимых случаях в ТК РФ могут вноситься соответствующие изменения, уже нашедшие закрепление в иных нормативных правовых актах, выработанные судебной практикой.
Трудовой кодекс Российской Федерации
Трудовой кодекс РФ был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. и подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г., а 31 декабря 2001 г. опубликован в «Российской газете».
В ТК РФ вносились изменения и дополнения начиная уже с 25 июля 2002 г. Его практически полностью новая редакция была принята Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
Объяснить неэффективность ТК РФ 2001 г. нельзя ссылками на быстро меняющуюся социально-экономическую обстановку в стране. Ее анализ показывает, что каких-либо особых неожиданных для законодателя событий, которые бы побудили за столь короткий период внести изменения в почти 3/4 статей ТК РФ, не было.
Анализ разработки и принятия ТК РФ позволяет сделать ряд выводов, которые характерны для любого вида нормотворчества в сфере социально-трудовых отношений.
Во-первых, до принятия нормативного правового акта, а тем более закона, необходим социологический подход к изучению целей, задач, практического значения принятия такого нормативного правового акта. Использование возможностей трудоправовой социологии, герменевтики и логики трудового права — важное условие эффективности работы нормотворческого органа.
Во-вторых, в настоящее время нельзя говорить о разработке и принятии в сфере труда нормативных правовых актов, не обращаясь к детальному изучению уже сложившихся систем локальных нормативных правовых актов и практики их применения в отдельных организациях.
В-третьих, в процессе нормотворчества должна исследоваться практика правоприменительных органов, судов. Принятие упомянутого Закона во многом обусловлено позицией Верховною Суда РФ, которая впоследствии нашла отражение в ряде постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в том числе в постановлении от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».
Трудовой кодекс Российской Федерации
Трудовой кодекс РФ — кодифицированный законодательный акт (Федеральный закон №197-ФЗ от 30 декабря 2001 года) о труде.
Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями.
Трудовое законодательство в Российской Федерации создано с целями установления государственных гарантий трудовых прав и свобод, создания благоприятных условий труда и защиты прав и интересов работников и работодателей (Статья 1 ТК РФ).
Основные задачи трудового законодательства:
- создание необходимых правовых условий для достижения согласования интересов сторон трудовых отношений;
- правовое регулирование трудовых отношений;
- регулирование отношений связанных с организацией труда, трудоустройством, профессиональной подготовкой и переподготовкой и повышением квалификации работников;
- надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;
- разрешение трудовых споров;
Разделы Трудового кодекса РФ
- Раздел I. Общие положения
- Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
- Раздел III. Трудовой договор
- Раздел IV. Рабочее время
- Раздел V. Время отдыха
- Раздел VI. Оплата и нормирование труда
- Раздел VII. Гарантии и компенсации
- Раздел VIII. Трудовой распорядок, дисциплина труда
- Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- Раздел X. Охрана труда
- Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора
- Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
- Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
- Раздел XIV. Заключительные положения
Роль судебной практики в урегулировании социально-трудовых отношений
Судебная практика в регулировании социально-трудовых отношений выполняет следующие функции.
Во-первых, ее обобщение на уровне Верховного Суда РФ, как уже отмечалось выше, способствует совершенствованию действующего законодательства о труде. В процессе применения норм трудового права суды выявляют их недостатки, которые сказываются на результатах правоприменения. В ряде случаев в процессе применения норм трудового права суды выявляют его пробелы, неполноту, двусмысленность, синонимию, коллизии отдельных норм.
Во-вторых, постановления Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судебных органов. Их решения не могут противоречить требованиям Верховного Суда РФ; в противном случае они будут отменены вышестоящими судебными инстанциями.
В-третьих, любой правоприменитель, в том числе работодатель, понимает, что в случае трудового спора и его разрешения в судебном порядке будет учитываться мнение Верховного Суда РФ. Хотя для него требования Верховного Суда не имеют законной силы, т. е. не являются нормами права, косвенно они определяют поведение работодателя в разрешении трудового спора, возникшего у него с работником.
Трудовой кодекс РФ не включает акты судебных органов власти о применении трудового законодательства в систему нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В Российской Федерации не признается прецедент, который характерен для систем общего права Великобритании и США.
Несколько иную роль выполняют постановления Конституционного Суда РФ. В случае признания Конституционным Судом нормы противоречащей Конституции РФ она утрачивает юридическую силу. Нормотворческий орган обязан на основании решения Конституционного Суда РФ внести соответствующие изменения в законодательство о труде, в том числе в ТК РФ. Однако это не дает достаточных оснований для признания решений Конституционного Суда прецедентом. Согласно праву судебного прецедента каждый суд обязан следовать решению более высокого по положению суда. В Англии апелляционные суды (кроме палаты лордов) связаны своими прежними решениями. В англосаксонской правовой системе принципы общего (прецедентного) права считаются нормами трудового права, имеющими обязательную юридическую силу.
В Российской Федерации решения Конституционного Суда РФ не являются нормами, на основании которых осуществляется правоприменительная деятельность в сфере трудовых отношений.
Особенности нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Нормативные правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения, имеют свою специфику.
Во-первых, в разработке, принятии и применении нормативных правовых актов о труде участвуют профессиональные союзы.
Так, согласно ТК РФ нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, принимаются объединениями работодателей и профессиональными союзами совместно (ст. 45), работодателем и трудовым коллективом в лице их представителей (ст. 40), работодателем с учетом мнения выборного представительного органа трудового коллектива (ч. 2 ст. 8), работодателем по согласованию с профсоюзным органом («представительным органом работников» — ч. 3 ст. 8).
В отдельных организациях возможно (если это установлено коллективным договором) совместное принятие нормативных правовых актов работодателем и трудовым коллективом, его выборным представительным органом — профкомом.
Во-вторых, для трудового права всегда было характерно принятие нормативных правовых актов государственным специализированным функциональным органом управления, занимающимся вопросами труда и заработной платы. Такой орган в разные этапы развития государства именовался по-разному: Народный комиссариат труда СССР, народные комиссариаты труда союзных республик, Государственный комитет по вопросам труда и заработной платы. Министерство труда и занятости РФ, Министерство труда и социального развития РФ. В настоящее время функции этого органа несколько расширены. Им принимаются нормативные правовые акты не только в области труда и заработной платы, но и в области здравоохранения и социального обеспечения граждан. В литературе и на заседаниях Государственной Думы РФ обсуждается необходимость создания министерства труда РФ — органа, который занимался бы нормотворчеством исключительно в сфере груда. Ежемесячно Министерство здравоохранения и социального развития РФ издает специальный журнал — «Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации», в котором публикуются принятые им нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В-третьих, значительное место среди трудового законодательства занимают локальные нормативные правовые акты, которые принимаются и действуют в отдельных организациях. Среди них особое место занимают документы техпроцесса.
В-четвертых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, различаются как общие и специальные, т. е. распространяющие свое действие на всех работников или определенные их категории (женщины; несовершеннолетние работники; инвалиды; лица, работающие в отдельных отраслях хозяйства (железнодорожном, автомобильном транспорте и т. п.)).
Трудовой кодекс РФ
c комментариями
Раздел I. Общие положения
Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
Раздел III. Трудовой договор
Глава 10. Общие положения (ст. 56-62)
Глава 11. Заключение трудового договора (ст. 63-71)
Глава 12. Изменение трудового договора (ст. 72-76)
Глава 13. Прекращение трудового договора (ст. 77-84.1)
Глава 14. Защита персональных данных работника (ст. 85-90)
Раздел IV. Рабочее время
Глава 15. Общие положения (ст. 91-99)
Глава 16. Режим рабочего времени (ст. 100-105)
Раздел V. Время отдыха
Глава 17. Общие положения (ст. 106-107)
Глава 18. Перерывы в работе. Выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 108-113)
Глава 19. Отпуска (ст. 114-128)
Раздел VI. Оплата и нормирование труда
Глава 20. Общие положения (ст. 129-132)
Глава 21. Заработная плата (ст. 133-158)
Глава 22. Нормирование труда (ст. 159-163)
Раздел VII. Гарантии и компенсации
Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда
Глава 29. Общие положения (ст. 189-190)
Глава 30. Дисциплина труда (ст. 191-195)
Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
Глава 31. Общие положения (ст. 196-197)
Глава 32. Ученический договор (ст. 198-208)
Раздел X. Охрана труда
Глава 33. Общие положения (ст. 209-210)
Глава 34. Требования охраны труда (ст. 211-215)
Глава 35. Организация охраны труда (ст. 216-218)
Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда (ст. 219-231)
Статья 33 Трудового кодекса РФ при увольнении
Ст. 33 ТК РФ: официальный текст
Статья 33 Трудового кодекса РФ при увольнении
33 статья Трудового кодекса при увольнении вызывает интерес по аналогии с имеющей такой же номер статьей старого закона о труде (КЗоТ). Однако в ныне действующем ТК РФ содержание этой статьи стало иным. Рассмотрим, какими оказались изменения.
Значение ст. 33 КЗоТ
В Кодексе законов о труде Российской Федерации (КЗоТ), утвержденном ВС РСФСР 09.12.1971 (или старом Трудовом кодексе) ст. 33 играла достаточно важную роль, т. к. содержала перечень оснований, дающих право администрации организации инициировать по собственной инициативе расторжение трудового договора с работником. Чаще всего увольнение по 33 статье Трудового кодекса означало, что работник уволен в связи с прогулом или систематическими дисциплинарными нарушениями. Это, соответственно, имело негативную смысловую окраску для него и в дальнейшем служило препятствием для нормального трудоустройства.
Хотя перечень оснований, содержавшийся в статье 33 старого Трудового кодекса РФ, в действительности был более широким и не всегда предполагал наличие нарушения дисциплины. Например, сюда относились также увольнения в связи с ликвидацией организации или из-за сокращения численности работающих.
Трудовое законодательство: изменения 2002 года
С 01.02.2002 на смену КЗоТ пришел новый закон — Трудовой кодекс РФ (ТК РФ). Необходимость его принятия была вызвана существенными изменениями как в общественно-политической жизни России, так и экономических отношениях. В области трудового права изменения потребовались главным образом:
- в связи с ростом роли рыночных отношений в стране;
- появлением работодателей иных форм собственности, чем те, при которых создавался КЗоТ.
Новый закон должен был по-новому сформулировать принципы взаимоотношений между работодателем и работником, переведя их отношения в русло договорных и максимально защитив при этом интересы каждого из них.
Сохранив преемственность многих положений старого закона (около 50%), новый ТК РФ вместе с тем стал значительно подробнее, местами приобрел иное содержание и по-другому оказался разбит на главы и статьи. Количество последних, в частности, существенно выросло. В результате изменилась их нумерация, и статья 33 Трудового кодекса РФ вопросы увольнения больше не рассматривает.
Между тем у работающих, не вникавших в тонкости изменения трудового законодательства, сохранилась память об увольнении по этой статье, поэтому часто в разговоре можно услышать отсылку к ней, подразумевающую увольнение за дисциплинарный проступок. Тем более что у некоторых отметка о ней есть в трудовой книжке. С учетом того, что в реальности давно уже действует иной закон, в котором имеется аналог ст. 33 КЗоТ под другим номером и с существенно измененным содержанием, правильнее применять другую привязку оснований увольнения по инициативе работодателя.
Содержание ст. 33 в ТК РФ
Статья 33 ТК РФ в ее новом варианте переместилась из раздела, отводившегося рассмотрению тонкостей трудового договора, в раздел, посвященный вопросам социального партнерства в сфере труда, и стала называться «Представители работодателей». Уже из ее названия совершенно ясно, что к вопросам увольнения ст. 33 ТК РФ никакого отношения не имеет.
В ее последней редакции ст. 33 ТК РФ состоит из 2 частей, посвященных представителям работодателя во взаимодействии:
- С собственными работниками (их коллективом) при проведении переговоров или разработке (изменении) коллективного договора. Здесь работодатель может быть представлен руководителем юрлица, лично работодателем-ИП или лицами, уполномоченными ими на такое представительство. А для работодателей, учрежденных государственным, региональным или муниципальным органом, таким представителем будет соответствующий государственный орган (ст. 34 ТК РФ).
- С коллективами работников по вопросам (или спорам) коллективного характера, связанным с заключением (изменением) трудовых соглашений, а также при участии в работе комиссий, регулирующих социально-трудовые отношения. Здесь интересы работодателей представляет их объединение, сформированное на соответствующем уровне (от территориального до общероссийского). Допускается также создание отраслевых и межотраслевых объединений.
Наличие у работодателей прав на объединение утверждают:
- ст. 2 закона РФ «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ;
- п. 2 ст. 7 закона РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 01.05.1999 № 92-ФЗ.
Аналог ст. 33 КЗоТ в ТК РФ
Содержание, аналогичное ст. 33 КЗоТ, в новом законе приобрела ст. 81 ТК РФ, отразившая уточненный и расширенный (в сравнении с КЗоТ) перечень оснований увольнения, связанных с инициативой работодателя.
Изменения содержания выразились не только в существенном увеличении количества причин увольнения (13 против прежних 8), но и в расширении текста пояснений к ним. При этом 2 основных положения, присутствовавшие в ст. 33 КЗоТ, перенесены и в ст. 81 ТК РФ:
- работодателю для некоторых ситуаций вменяется в обязанность попытка трудоустроить работника у себя прежде, чем увольнять его;
- запрещается увольнение, вызванное инициативой работодателя, в период нахождения работника на больничном или в отпуске.
О том, какие возможны сочетания ситуаций увольнения и болезни, читайте в статье «Возможно ли увольнение во время больничного?».
Перечень причин увольнения по ст. 33 КЗоТ
Ст. 33 КЗоТ увольнение работника по инициативе работодателя связывала:
- с ликвидацией организации или сокращением ее штата (п. 1);
- несоответствием занимаемой должности из-за уровня квалификации или состояния здоровья (п. 2);
- систематическими дисциплинарными нарушениями, выражающимися в неисполнении трудовых функций или правил трудового распорядка (п. 3);
- прогулом, к которому приравнивалось отсутствие на работе более 3 часов за рабочий день (п. 4);
- болезнью, длящейся более 4 месяцев подряд, если это не декретный отпуск и не увечье (заболевание), являющееся следствием связанных с производством факторов (п. 5);
- восстановлением на работе работника, ранее занимавшего должность нынешнего сотрудника (п. 6);
- появлением на работе в состоянии опьянения какого-либо вида (п. 7);
- совершением кражи, факт которой подтвержден решением суда или иного органа, привлекшего работника к наказанию (п. 8).
Оговорка о необходимости предшествующей увольнению попытки трудоустройства по месту этой же работы относилась к причинам, связанным:
- с п. 1 — ликвидацией (сокращением штата);
- п. 2 — несоответствием должности;
- п. 6 — восстановлением уволенного ранее работника.
Общие пункты старой ст. 33 КЗоТ и новой ст. 81 ТК РФ
В новой ст. 81 ТК РФ сохранены причины увольнения, вызванные:
- Ликвидацией (прекращением деятельности) работодателя или сокращением его штата. При этом произведена разбивка этих причин на 2 самостоятельных пункта.
- Несоответствием должности по причине недостаточной квалификации. Появилось требование о необходимости подтверждения несоответствия квалификации аттестационной комиссией. Причина, связанная с состоянием здоровья, из пункта изъята.
- Систематическими проступками дисциплинарного характера.
Подробнее о нарушениях дисциплинарного характера, в т. ч. совершаемых систематически, читайте в материале «Дисциплинарная ответственность работника и ее виды».
- Прогулом, которому равнозначно отсутствие на работе больше 4 часов подряд. В этом пункте не только увеличена протяженность времени отсутствия, но также детализировано определение прогула и уточнено место, в отношении которого может идти речь об отсутствии на работе.
- Появлением на работе в состоянии опьянения какого-либо вида.
- Совершением кражи, факт которой подтвержден решением суда или иного органа, привлекшего работника к наказанию. Эта причина дополнена такими основаниями, как умышленное причинение вреда имуществу, выразившееся в растрате его или намеренной порче (уничтожении).
Соответственно, осталось в силе и требование к работодателю, обязывающее к попытке трудоустройства сотрудников, предваряющей увольнения, вызванные сокращением численности или недостаточной квалификацией работников.
Новшества ст. 81 ТК РФ в сравнении со ст. 33 КЗоТ
Несохранившиеся в ст. 81 ТК РФ основания, присутствовавшие в ст. 33 КЗоТ, в новом законе были перенесены в другие статьи:
- несоответствие должности по состоянию здоровья трансформировалось в основание, указанное в п. 8 ст. 77 ТК РФ (невозможность подбора работы, соответствующей состоянию здоровья, или отказ работника от такой работы);
- длительная болезнь теперь может в зависимости от ситуации привести к увольнению либо по п. 8 ст. 77 ТК РФ (невозможность подбора работы, соответствующей состоянию здоровья, или отказ работника от такой работы), либо по п. 5 ст. 83 ТК РФ (полная неспособность к труду);
- восстановление работника, ранее работавшего на месте нынешнего сотрудника, переместилось в список оснований, не зависящих от воли сторон (п. 2 ст. 83 ТК РФ).
Новыми основаниями, появившимися в ст. 81 ТК РФ, стали:
- Перемена собственника юрлица (п. 4) как основание для увольнения руководителя этого юрлица, его заместителей и главного бухгалтера.
- Однократно совершенный грубый дисциплинарный проступок (п. 6), в перечень которых вошли прогул, появление на работе в состоянии опьянения какого-либо вида и совершение хищения (растраты, умышленной порчи или уничтожения имущества). Кроме того, сюда же попали такие причины:
- разглашение какой-либо из тайн, оказавшейся известной работнику;
- нарушение требований охраны труда, приведшее к тяжелым последствиям или созданию угрозы их.
- Виновные действия работника, имеющего дело с материальными ценностями, послужившие причиной утраты доверия к нему (п. 7).
- Сокрытие или искажение сведений о собственных или полученных членами семьи доходах, расходах, имуществе и обязательствах, связанных с имуществом, если это значимо для занимаемой должности (п. 7.1).
- Аморальный поступок воспитателя (п. 8).
- Необоснованное решение руководителя юрлица (его филиала), его заместителей или главного бухгалтера, приведшее к ущербу для работодателя (п. 9).
- Разовое грубое нарушение своих должностных обязанностей руководителем юрлица (его филиала) или его заместителем (п. 10).
- Подлог в документах, предъявленных при оформлении трудового соглашения (п. 11).
- Дополнительно введенные в трудовое соглашение с руководителем (или руководителями) юрлица (п. 13).
- Иные случаи (п. 14), которые для определенных категорий работников установлены соответствующими законами. Это могут быть отказ от медицинского освидетельствования, дисквалификация, отсутствие гражданства РФ или необходимых личных качеств. Два таких основания содержит и ТК РФ:
- решение, принятое собственником в отношении руководителя юрлица (п. 2 ст. 278);
- принятие на полную ставку работника на место, ранее занятое совместителем (ст. 288).
Часть этих оснований (пп. 7, 8, 10, 13 ст. 81 ТК РФ) присутствовала ранее в ст. 254 КЗоТ и описывалась как возникающие в определенных условиях.
Имевшиеся в ст. 33 КЗоТ пояснения о попытке трудоустройства, предваряющего увольнение в некоторых случаях, а также о запрете увольнения в период болезни и отпуска в ст. 81 ТК РФ дополнены условиями о необходимости:
- проведения аттестации работников в соответствии с нормами трудового законодательства;
- приложения максимальных усилий для трудоустройства работника до его увольнения, вплоть до предложений нижестоящей должности и работы в другой местности;
- соблюдения при ликвидации филиала правил, применяемых при ликвидации юрлица;
- неприменения увольнения позже 1 года с момента обнаружения таких проступков, как утрата доверия в связи с виновными действиями по отношению к имуществу (п. 7 ст. 81 ТК РФ) и аморальный поступок воспитателя (п. 8 ст. 81 ТК РФ), если они совершены не на работе или не в связи с трудовыми функциями.
Смещение акцентов в ст. 81 ТК РФ по отношению к ст. 33 КЗоТ
Причины увольнения, содержавшиеся в ст. 33 КЗоТ, так же как и основания, приведенные в ст. 81 ТК РФ, делятся на 3 группы:
- происходящие из-за изменений в организационной структуре работодателя;
- связанные с наличием вины работника;
- иные.
Из ст. 33 КЗоТ в них, соответственно, попадают:
- ликвидация работодателя, сокращение штата;
- дисциплинарные нарушения: систематические, прогул, опьянение, кража;
- несоответствие занимаемой должности, длительная болезнь, восстановление ранее работавшего сотрудника.
В ст. 81 ТК РФ в эти группы относятся:
- ликвидация работодателя, сокращение штата, перемена собственника;
- систематические и однократные грубые нарушения дисциплины труда, утрата доверия, аморальный поступок, виновность руководителя, сокрытие или искажение сведений о себе;
- несоответствие занимаемой должности, дополнительные основания для руководителя, другие случаи.
Таким образом, если не брать в расчет те основания, которые в действительности не зависят от воли ни работника, ни работодателя (длительная болезнь, восстановление ранее работавшего сотрудника), то основания увольнения по инициативе работодателя оказались дополненными целым рядом причин дисциплинарного характера (в т. ч. тех, которые в трудовом законодательстве ранее вообще отсутствовали) и мотивами, обусловленными решениями собственника (в т. ч. различающимися в зависимости от формы собственности).
Ст. 33 действующего ТК РФ по своему содержанию никакого отношения к вопросу увольнения не имеет, но ассоциируется с имеющей такой же номер статьей уже отмененного КЗоТ, которая напрямую касалась вопросов увольнения по инициативе работодателя. В действующем ТК РФ аналогом ст. 33 КЗоТ является ст. 81, существенно расширенная в сравнении со своей предшественницей.