765 приказ мз рк

Автор: | 04.03.2018

Законодательство

Сортировать по:

  • Релевантности
  • Юридической силе

Сбросить Выбрано

Сфера правоотношений

Орган, принявший акт

Министерство здравоохранения Республики Казахстан ×

Сфера правоотношений

Об утверждении Стандарта организации оказания акушерско-гинекологической помощи в Республике Казахстан и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения Республики Казахстан

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 апреля 2018 года № 173. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 2 мая 2018 года № 16854.

Об утверждении Стандарта организации оказания педиатрической помощи в Республике Казахстан

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 29 декабря 2017 года № 1027. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 января 2018 года № 16279.

Об утверждении Стандарта организации оказания медицинской помощи по клинической фармакологии в Республике Казахстан

Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 3 ноября 2017 года № 808. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 ноября 2017 года № 16001.

Об утверждении Стандарта организации оказания анестезиологической и реаниматологической помощи в Республике Казахстан

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 октября 2017 года № 763. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 ноября 2017 года № 15953.

Об утверждении Стандарта организации оказания аллергологической и иммунологической помощи в Республике Казахстан

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 26 июня 2017 года № 446. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 июля 2017 года № 15397.

Об утверждении стандартов государственных услуг в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 28 апреля 2017 года № 217. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 июня 2017 года № 15217.

Об утверждении Стандарта организации оказания сестринского ухода населению Республики Казахстан

Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 мая 2014 года № 269. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 июня 2014 года № 9532

Утративший силу Об утверждении стандарта организации оказания наркологической помощи населению Республики Казахстан

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 апреля 2014 года № 188. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15 мая 2014 года № 9427. Утратил силу приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 24 сентября 2018 года № ҚР ДСМ-17 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования)

Утративший силу Об утверждении стандартов аккредитации для организаций здравоохранения, осуществляющих деятельность в сфере службы крови

Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 6 января 2014 года № 2. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 февраля 2014 года № 9148. Утратил силу приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 июня 2018 года № 325 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования)

Об утверждении стандарта организации оказания нефрологической помощи населению в Республике Казахстан

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 декабря 2013 года № 765. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 февраля 2014 года № 9144

Законодательство

31 августа 2016

Приказ МЗСР РК №765 от 31 августа 2016 года

Приказ МЗСР РК №765 от 31 августа 2016 года

О внесении изменений в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 26 ноября 2009 года №801 «Об утверждении Методики формирования тарифов и планирования затрат на медицинские услуги, оказываемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи»

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 26 ноября 2009 года №801 «Об утверждении Методики формирования тарифов и планирования затрат на медицинские услуги, оказываемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №5946, опубликован в Собрании актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан № 7, 2010 года), следующие изменения:

в заголовок внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется;

в пункт 1 внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется;

в Методике формирования тарифов и планирования затрат на медицинские услуги, оказываемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, утвержденной указанным приказом:

в заголовок внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется;

в абзац первый пункта 1 внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется;

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. В настоящей Методике используются следующие понятия:

1) комплексный подушевой норматив на оказание АПП (далее — комплексный подушевой норматив АПП) — стоимость комплекса амбулаторно­поликлинических услуг ГОБМП на одного прикрепленного человека, зарегистрированного в портале «Регистр прикрепленного населения» (далее — портал «РПН») к субъекту здравоохранения, оказывающему ПМСП, состоящая из гарантированного компонента комплексного подушевого норматива АПП и стимулирующего компонента комплексного подушевого норматива;

2) гарантированный компонент комплексного подушевого норматива АПП — расчетная стоимость комплекса амбулаторно-поликлинических услуг ГОБМП в формах ПМСП и КДП по определяемому уполномоченным органом перечню услуг в соответствии с Правилами возмещения затрат организациям здравоохранения за счет бюджетных средств, утвержденными приказом и,о. Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 июля 2015 года № 627 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11976) (далее — Правила возмещения затрат) с учетом поправочных коэффициентов;

3) базовый комплексный подушевой норматив АПП — расчетная стоимость комплекса амбулаторно-поликлинических услуг ГОБМП в формах ПМСП и КДП по определяемому уполномоченным органом перечню услуг в соответствии с Правилами возмещения затрат без учета поправочных коэффициентов;

4) комплексный подушевой норматив на оказание услуг ГОБМП сельскому населению (далее — комплексный подушевой норматив на сельское население) — стоимость комплекса услуг ГОБМП по определяемому уполномоченным органом перечню форм медицинской помощи в соответствии с Правилами возмещения затрат в расчете на одного сельского жителя, зарегистрированного в портале «РПН», к субъекту здравоохранения районного значения или села, состоящая из гарантированного компонента комплексного подушевого норматива на сельское население и стимулирующего компонента комплексного подушевого норматива;

5) гарантированный компонент комплексного подушевого норматива на сельское население — расчетная стоимость комплекса услуг ГОБМП, оказываемых сельскому населению, по определяемому уполномоченным органом перечню форм медицинской помощи в соответствии с Правилами возмещения затрат с учетом поправочных коэффициентов;

6) стоимость базовой ставки — расчетная стоимость одной единицы услуги ГОБМП;

7) администратор бюджетной программы (далее — администратор) — Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан (далее — Министерство) или местные органы государственного управления здравоохранением областей, городов Астаны и Алматы (далее — УЗ);

8) уполномоченный орган в области здравоохранения (далее — уполномоченный орган) — государственный орган, осуществляющий руководство в области охраны здоровья граждан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, контроля за качеством медицинских услуг;

9) пролеченный случай — комплекс медицинских услуг, оказанных пациенту в стационарных и (или) стационарозамещающих условиях с момента поступления до выписки;

10) половозрастной поправочный коэффициент — коэффициент, учитывающий различия в уровне потребления медицинской помощи разными половозрастными категориями населения;

11) стимулирующий компонент комплексного подушевого норматива (далее — СКПН) — стимулирующая составляющая комплексного подушевого норматива, направленная на стимулирование работников субъекта здравоохранения, оказывающего ПМСП, на основе достигнутых индикаторов конечного результата в порядке, определенном Правилами поощрения работников организаций здравоохранения, участвующих в оказании комплекса мероприятий в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, утвержденными приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 29 мая 2015 года №429 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11526) (далее — Приказ №429);

12) комплексный тариф — стоимость комплекса медицинских услуг ГОБМП в расчете на одного онкологического больного, зарегистрированного в электронном регистре онкологических больных, за исключением онкогематологических больных (кроме больных лимфомой), утвержденная администратором;

13) клинико-затратные группы (далее — КЗГ) — клинически однородные группы заболеваний, сходные по затратам на их лечение;

14) коммунальные и прочие расходы (далее — КПР) — расходы на отопление, электроэнергию, горячую и холодную воду, банковские услуги, услуги связи, приобретение канцелярских товаров, командировочные расходы, текущий ремонт, аренду помещения, приобретение хозяйственных товаров, мягкого инвентаря и прочих товаров и услуг;

15) медико-экономический тариф — средняя стоимость за один пролеченный случай, формируемая на основе протоколов диагностики и лечения;

16) подушевой норматив на оказание ПМСП — норма затрат в расчете на одного человека для обеспечения ГОБМП в форме ПМСП;

17) электронный регистр онкологических больных (далее — ЭРОБ) — единая информационная система электронной регистрации, учета, обработки и хранения данных больных с онкологической патологией, данные которой используются при размещении ГОБМП и его оплате;

18) тарификатор — утвержденный перечень медицинских услуг с указанием их стоимости согласно пункту 5 статьи 35 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее — Кодекс о здоровье);

19) койко-день — день, проведенный больным в условиях стационара;

20) тариф услуги ГОБМП (далее — тариф) — стоимость единицы или комплекса услуг ГОБМП;

21) поправочные коэффициенты — коэффициенты, применяемые администратором бюджетных программ с целью корректировки тарифа в соответствии с настоящей Методикой;

22) коэффициент затратоемкости — коэффициент, определяющий степень затратности КЗГ к стоимости базовой ставки.»;

пункт 3 исключить;

пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Тарифы на медицинские услуги ГОБМП включают затраты, связанные с деятельностью по оказанию медицинской помощи в рамках ГОБМП:

1) на оплату труда работников организации здравоохранения в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (далее — Трудовой кодекс) согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года №1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» (далее — постановление №1193), включая дополнительные денежные выплаты работникам;

2) на налоги и другие обязательные платежи в бюджет, социальный налог, обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы, социальные отчисления в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» и Законом Республики Казахстан от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»;

3) на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения и расходных материалов в соответствии с протоколами диагностики и лечения и лекарственного формуляра для оказания медицинских услуг в рамках ГОБМП;

4) на приобретение продуктов питания для пациентов по норме затрат, определенной в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 января 2002 года №128 «Об утверждении натуральных норм на питание и минимальных норм оснащения мягким инвентарем государственных организаций здравоохранения республики» (далее — Постановление №128);

5) на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования по потребности, рассчитанной в соответствии с Постановление №128;

6) на повышение квалификации и переподготовку кадров;

7) на оплату коммунальных услуг: отопление, электроэнергия, горячая и холодная вода;

8) на прочие расходы, в том числе услуги связи, включая интернет, командировочные расходы, проведение текущего ремонта, аренда помещения, приобретение канцелярских, хозяйственных и горюче-смазочных товаров, прочих товаров и услуг, сервисное обслуживание, оплата банковских услуг;

9) капитальные расходы на приобретение оборудования стоимостью менее пяти миллионов тенге. При этом организации, оказывающие ГОБМП, осуществляют приобретение оборудования стоимостью менее пяти миллионов тенге в случае отсутствия кредиторской задолженности в текущем финансовом году за счет средств сложившейся экономии.

При формировании тарифов на медицинские услуги ГОБМП не включаются рентабельность и прибыль.»;

пункт 5 исключить;

пункт 13 изложить в следующей редакции:

«13. Расчет комплексного подушевого норматива АПП на одного жителя в месяц для субъектов ПМСП осуществляется по формуле:

КПНПСМП = КПНгарАПП+ Scкпн

КПНпмсп — комплексный подушевой норматив АПГ1 на одного прикрепленного человека, зарегистрированного в портале «РПН», в месяц;

Scкпн _ сумма СКПН на одного прикрепленного человека, зарегистрированного в портале «РПН» к субъекту ПМСП, в месяц;

КПНгарАПП — гарантированный компонент комплексного подушевого норматива АПП на одного прикрепленного человека, зарегистрированного в портале «РПН» к субъекту ПМСП, в месяц, который рассчитывается по формуле:

Читайте так же:  Банк это кредитная организация которая имеет исключительное право

КПНгар.АПП = КПНбаз.ПМСП * ПВКпмсп+ КПНбаз.ПМСП * (Кплотн.обл. — 1) + КПНбаз.ПМСП * (Котопит.обл. — 1) + Уэкол.пмсп /Чпмсп/m, где

ПВКпмсп — половозрастной поправочный коэффициент потребления медицинских услуг населением по субъекту ПМСП, который определяется по формуле:

ПВКпмсп = ∑ Чпмсп k/n * ПВКпмсп (n)/ Чпмсп, где

Чпмсп — численность прикрепленного населения к субъекту ПМСП, зарегистрированная в портале «РПН»;

Чпмсп k/n — численность прикрепленного населения к субъекту ПМСП, зарегистрированная в портале «РПН» номер k населения, попадающего в половозрастную группу номер n;

ПВКпмсп(n) — половозрастной поправочный коэффициент согласно приложению 1 к настоящей Методике половозрастной группы номер n;

Численность населения и половозрастной состав населения, прикрепленного к субъекту ПМСП, определяется на основе данных по населению из базы портала «РПН» по результатам кампании свободного прикрепления населения или по состоянию на последний день месяца, которые используются для расчета объема финансирования на оказание АПП на предстоящий финансовый год или его корректировки в течение текущего финансового года по решению уполномоченного органа.

КПНбаз.пмсп — базовый комплексный подушевой норматив АПП на одного прикрепленного человека, зарегистрированного в портале «РПН», в месяц, определенный без учета поправочных коэффициентов, являющийся единым на территории Республики Казахстан для всех субъектов ПМСП на предстоящий финансовый год, который определяется по формуле:

КПНбаз.пмсп = КПНбаз.АПП(рк) — КПНбаз.АПП(рк) * %КДП, где

КПНбаз.апп(рк) — базовый комплексный подушевой норматив АПП на одного прикрепленного человека, зарегистрированного в портале «РПН», в месяц, определенный без учета поправочных коэффициентов, являющийся единым на территории Республики Казахстан, который определяется уполномоченным органом, и рассчитывается по формуле:

КПНбаз.АПП (рк) =

КПНгар.АПП(рк)

ПВКрк+(Кплотн.РК – 1) + (Котопит.рк – 1) + (Ксельск.рк — 1)

ПВКрк — средний половозрастной поправочный коэффициент потребления медицинских услуг населением на уровне страны, рассчитанный на основе данных портала «РПН» по половозрастной структуре населения страны;

КПНплотн.АПП — средний гарантированный компонент комплексного подушевого норматива АПП на одного жителя в месяц по стране на предстоящий финансовый год без учета средств на оплату надбавки в зонах экологического бедствия, который определяется по формуле:

КПНгарАПП(рк) = (V АПП_рк — V скпн_рк — V экол_рк)/Чрк/m, где

VАПП(рк) — плановый годовой объем финансирования по стране на оказание АПП населению;

Vскпн_рк — годовой объем выделенных средств из республиканского бюджета на СКПН по республике;

Vэкол_рк — годовой объем средств, предусмотренный на оплату надбавки за работу в зонах экологического бедствия для областей, который формируется на уровне области в соответствии с законами Республики Казахстан от 30 июня 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» (далее — ЗРК о соцзащите граждан Приаралья) и от 18 декабря 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» (далее — ЗРК о соцзащите граждан СИЯП);

Чрк — численность прикрепленного населения ко всем субъектам ПМСП страны, зарегистрированная в портале «РПН» по результатам кампании свободного прикрепления населения, или по состоянию на дату месяца, которая используется для расчета финансирования;

m- количество месяцев в финансовом году, в течение которых будет осуществляться финансирование АПП;

%кдп — доля средств на оказание консультативно-диагностических услуг в рамках ГОБМП населению, прикрепленному к субъектам ПМСП, расходы по которым согласно перечню услуг, определенному в соответствии с Правилами возмещения затрат, не включены в комплексный подушевой норматив АПП для субъектов ПМСП;

К — плотн, обл. — средний коэффициент плотности населения по стране;

Котопит.обл. — средний коэффициент учета продолжительности отопительного сезона по стране;

Ксельск.обл. — средний коэффициент учета надбавок за работу в сельской местности по стране,

Vэкол.псмп — годовой объем средств, предусмотренный на оплату надбавки за работу в зонах экологического бедствия субъекту ПМСП, который формируется на уровне области в соответствии с ЗРК о соцзащите граждан Приаралья и ЗРК о соцзащите граждан СИЯП;

m- количество месяцев в финансовом году, в течение которых будет осуществляться финансирование субъекта ПМСП;

Кплотн.обл. — коэффициент плотности населения по данной области (городу республиканского значения и столицы) который определяется по формуле:

Кплотн.обл. = 1 + В * Пнас.рк/сред /Пнас.обл., где

В — вес, с которым учитывается отклонение плотности населения областей (города республиканского значения и столицы) от средне республиканского уровня или районов (городов областного значения) от средне областного уровня (по расчету коэффициента линейной корреляции Пирсона);

Пнас.рк/сред — плотность населения в среднем по Республике Казахстан согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее — Комитет по статистике) по состоянию на период, которые используются для расчета объема финансирования на предстоящий финансовый год;

Пнас.обл. — плотность населения в области (городе республиканского значения и столице) согласно данным Комитета по статистике по состоянию на период, которые используются для расчета объема финансирования на предстоящий финансовый год.

Котопит.обл. — коэффициент учета продолжительности отопительного сезона для области (города республиканского значения и столицы), который определяется по формуле:

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 декабря 2013 год 765

1 Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 декабря 2013 год 765 «Об утверждении стандарта организации оказания нефрологической помощи населению в Республике Казахстан» В соответствии с подпунктом 16) пункта 15 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года 1117, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемый «Стандарт организации оказания нефрологической помощи населению Республики Казахстан». 2. Департаменту организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Тулегалиевой А.Г.): 1) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) после государственной регистрации настоящего приказа обеспечить его размещение на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан. 3. Департаменту юридической службы Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Асаинова Д.Е.) обеспечить официальное опубликование настоящего приказа в средствах массовой информации после его государственной регистрации. 4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Вицеминистра здравоохранения Республики Казахстан Байжунусова Э.А. 5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. Министр С. Каирбекова

2 2 Стандарт организации оказания нефрологической помощи населению Республики Казахстан 1. Общие положения 1. Стандарт организации оказания нефрологической помощи населению Республики Казахстан (далее Стандарт) разработан в соответствии с подпунктом 16) пункта 15 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года Настоящий Стандарт устанавливает требования к порядку оказания медицинской помощи нефрологическим больным, в том числе детям, на амбулаторно-поликлиническом, стационарном, стационарозамещающем уровнях, включая заместительную почечную терапию (далее ЗПТ) больным с терминальной хронической почечной недостаточностью (далее ТХПН). 3. Обеспеченность нефрологическими койками предусматривается в соответствии с требованиями Положения о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих нефрологическую помощь населению Республики Казахстан, утвержденного приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 февраля 2012 года 86 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов 7461) (далее Положение). 4. Штаты медицинских организаций, оказывающих нефрологическую помощь населению, устанавливаются в соответствии с типовыми штатами и штатными нормативами организаций здравоохранения, утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 7 апреля 2010 года 238 «Об утверждении типовых штатов и штатных нормативов организаций здравоохранения» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под 6173) (далее Приказ 238). 5. Термины и определения, используемые в настоящем Стандарте: 1) ВИЧ вирус иммунодефицита человека; 2) гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (далее ГОБМП) единый по перечню медицинских услуг объем медицинской помощи, оказываемой гражданам Республики Казахстан и оралманам; 3) динамическое наблюдение систематическое наблюдение за состоянием здоровья населения, а также оказание необходимой медицинской помощи по результатам данного наблюдения; 4) донор человек, труп человека, животное, от которых производятся забор донорской крови, ее компонентов, иного донорского материала (в том числе спермы, половых клеток, яйцеклетки), а также изъятие ткани и (или) органов (части органов) для трансплантации реципиенту; 5) качество медицинской помощи уровень соответствия оказываемой медицинской помощи стандартам, утвержденным уполномоченным органом и

3 3 установленным на основе современного уровня развития медицинской науки и технологии; 6) клиническое исследование исследование с участием человека в качестве субъекта, проводимое для выявления или подтверждения безопасности и эффективности средств, методов и технологий направленное для профилактики, диагностики и лечения заболеваний; 7) медицинская реабилитация комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, частичное или полное восстановление нарушенных и (или) утраченных функций организма больных и инвалидов; 8) медицинская экспертиза в области здравоохранения (далее экспертиза в области здравоохранения) совокупность организационных, аналитических и практических мероприятий, направленных на установление уровня и качества средств, методов, технологий, услуг в различных сферах деятельности здравоохранения; 9) организация здравоохранения юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области здравоохранения; 10) Портал бюро госпитализации (далее Портал) единая система электронной регистрации, учета, обработки и хранения направлений пациентов на плановую госпитализацию в стационар в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее ГОБМП); 11) профилактика комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний, прогрессирования на ранних стадиях болезней и контролирование уже развившихся осложнений, повреждений органов и тканей; 12) профильный специалист медицинский работник с высшим медицинским образованием, имеющий сертификат по определенной специальности; 13) реципиент пациент, которому производится переливание донорской крови или выделенных из нее компонентов и (или) препаратов, введение мужского или женского донорского материала (спермы или яйцеклетки) либо трансплантация ткани и (или) органа (части органа) от донора; 14) трансплантация пересадка, приживление тканей и (или) органов (части органов) на другое место в организме или в другой организм; 15) заместительная почечная терапия совокупность методов, применяемых в целях удаления токсичных веществ и лишней жидкости, скопившихся в теле человека в связи с почечной недостаточностью и другими причинами (далее ЗПТ); 16) уполномоченный орган в области здравоохранения (далее уполномоченный орган) — государственный орган, осуществляющий руководство в области охраны здоровья граждан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, контроля за качеством медицинских услуг.

4 4 2. Основные направления деятельности и структура организаций оказывающих нефрологическую помощь населению Республики Казахстан 6. Медицинские организации, оказывающие нефрологическую помощь (далее МО) в амбулаторно-поликлинических и стационарных организациях здравоохранения, обеспечивают выполнение мероприятий, направленных на профилактику, раннюю диагностику, лечение пациентов с патологией почек, в том числе детей, с соблюдением преемственности на всех этапах оказания медицинской помощи. 7. В структуре МО в зависимости от возложенных на них функций, в соответствии с Положением организовываются следующие подразделения: 1) нефрологический кабинет (района, города, области) в поликлинике (районных, городских, областных), консультативно-диагностических центров, консультативно-диагностических отделений многопрофильных стационаров; 2) нефрологическое отделение республиканских клиник и областных, городских многопрофильных стационаров; 3) отделение (центр) диализа районного, городского, областного, республиканского уровня, а также при научно-исследовательских институтах; 4) отделение (центр) детского диализа республиканской клиники. Цели, задачи, функции и организационные основы МО определены Положением. 8. Оказание стационарной специализированной помощи нефрологическим больным, в том числе детям, которым показано проведение терапии диализом, осуществляется в отделении (центре) диализа городского, областного, республиканского уровня (далее ОД/ЦД), а также при научноисследовательских институтах. 9. Медицинская реабилитация пациентов нефрологического профиля, в том числе получающих ЗПТ, осуществляется в отделениях медицинской реабилитации для нефрологических пациентов в составе многопрофильного стационара города (области). 10. Нефрологический центр (городской, областной) (далее нефрологический центр) организовывается как структурное подразделение городского (областного) многопрофильного стационара при наличии нефрологического отделения (нефрологических стационарных коек в составе терапевтического отделения) и ОД/ЦД (или не менее двух аппаратов диализа при отделении реанимации и интенсивной терапии). Дополнительно в состав нефрологического центра могут входить: нефрологический кабинет, отделение (центр) детского диализа, койки дневного стационара для нефрологических больных, отделение медицинской реабилитации. Деятельность нефрологического центра (городского, областного) регламентируется приложением 1 к настоящему Стандарту. 11. В области организации оказания ЗПТ координирующим звеном является отборочная комиссия (далее Комиссия). Комиссия организуется при Управлении здравоохранения города (области).

5 5 12. В состав Комиссии должны входить: представитель Управления здравоохранения города (области), главный внештатный нефролог Управления здравоохранения (города, области, республики) (далее Главный нефролог), главный внештатный специалист по диализу Управления здравоохранения (города, области, республики) (далее Главный специалист по диализу) при наличии, представители ОД/ЦД, территориального Департамента комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности (далее ТД ККМФД) и территориального Департамента комитета оплаты медицинских услуг (далее ТД КОМУ), участковый врач (заместитель главного врача) поликлиники по месту прикрепления пациента и другие специалисты (трансплантолог, эндокринолог, кардиолог). Периодичность заседаний Комиссии не реже 1 раза в месяц. 13. В задачи Комиссии входит: 1) определение показаний и противопоказаний к плановой ЗПТ больным с ТХПН и отбор больных на программный гемодиализ (далее ГД) и постоянный перитонеальный диализ (далее ПД), трансплантацию почки в соответствии с критериями, установленными настоящим Стандартом; 2) контроль за соблюдением врачами ОД/ЦД критериев для начала ЗПТ больным с ТХПН в экстренном порядке, в соответствии с показаниями, указанными в подпунктах 1-6 пункта 38, настоящего Стандарта, на основании анализа уведомления о вновь взятых на ЗПТ (далее Уведомление). 3) передача информации о нарушениях, выявленных в работе ОД/ЦД, в ТД КОМУ и ТД ККМФД; 4) в спорных случаях принятие решения о начале и прекращении ЗПТ больным с острой почечной недостаточностью (далее ОПН) и ХПН, начале и виде ЗПТ у больных с ТХПН, переводе с одного вида ЗПТ на другой, направлении на трансплантацию почки, коррекция индивидуальной программы ЗПТ. 14. Нефрологу по месту жительства пациента выдается заключение, которое фиксируется в протоколах заседаний Комиссии. Документы на Комиссию предварительно отправляются Главному нефрологу до конца каждого календарного месяца в электронном и бумажном вариантах. 15. Решение Комиссии считается правомочным при наличии состава комиссии не менее трех человек, при этом присутствие представителей Управления здравоохранения города (области), Главного нефролога, Главного специалиста по диализу (при наличии) обязательно. Срок рассмотрения документов не более 10 календарных дней со дня поступления документов по электронной почте. 3. Организация оказания нефрологической помощи населению Республики Казахстан 16. Нефрологическая помощь пациентам с нефрологическими заболеваниями, в том числе детям, оказывается в рамках ГОБМП,

Читайте так же:  Судебные приставы г Сыктывкара

6 6 утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2009 года 2136 «Об утверждении перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи». 17. Функциональные обязанности специалистов в области нефрологии регламентированы в приложении 2 к настоящему Стандарту. 18. Нефрологическая помощь на амбулаторно-поликлиническом уровне включает в себя: 1) осмотр врачом с целью определения состояния пациента и установления диагноза; 2) лабораторное и инструментальное обследование граждан с целью выявления заболевания почек; 3) отбор и направление на плановую госпитализацию в МО для предоставления специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи по Порталу; 4) направление на госпитализацию по экстренным показаниям; 5) динамическое наблюдение за нефрологическими пациентами; 6) диспансеризацию нефрологических пациентов; 7) медицинскую реабилитацию нефрологических пациентов, в том числе получающих диализную терапию и перенесших операцию после трансплантации почки. 19. Ключевым структурным подразделением нефрологической службы города (области) на амбулаторно-поликлиническом уровне является нефрологический кабинет (района, города, области), осуществляющий свою деятельность согласно Положению. 20. Нефрологическая помощь на стационарном уровне предусматривает: 1) проведение лабораторного и инструментального обследования согласно клинических протоколов (далее КП); 2) подбор и назначение лечения в соответствии с КП осуществляются лечащим врачом совместно с заведующим отделением; 3) проведение назначенного лечения; 4) ежедневный осмотр врачом (если не предусмотрена другая периодичность), коррекция лечения; 5) осмотр заведующего отделением при поступлении и далее не менее одного раза в неделю; 6) проведение консультаций специалистов; 7) выписка пациента с оформлением документации и выдачей на руки больному выписки из истории болезни и документа, удостоверяющего временную нетрудоспособность (при необходимости). 21. Плановую специализированную и высокоспециализированную нефрологическую помощь пациентам оказывают медицинские организации, имеющие государственную лицензию на медицинскую деятельность в области нефрологии, независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности.

7 7 22. Экстренная нефрологическая помощь оказывается медицинскими организациями, имеющими государственную лицензию на медицинскую деятельность в области терапии и/или нефрологии. 23. Предоставление амбулаторной помощи по экстренным показаниям (в том числе пациентам, получающим диализ и перенесшим операцию по трансплантации почки, а также беременным, роженицам и женщинам в послеродовом периоде с патологией почек) предусматривает прием врача вне очереди без предварительной записи вне зависимости от места прикрепления. 24. Госпитализация по экстренным показаниям осуществляется по направлению специалистов первичной медико-санитарной помощи (далее ПМСП), медицинских организаций, по направлению скорой медицинской помощи, самообращению и при любых других способах доставки пациента, независимо от места жительства и места прикрепления в рамках ГОБМП. Экстренной госпитализации подлежат: 1) пациенты с впервые выявленным высоким или прогрессирующим нарастанием уровня креатинина и/или мочевины и/или калия крови (прирост мочевины в сутки более 5 ммоль/л, креатинина более , калия более 0,5 ммоль/л); 2) пациенты с олигурией или анурией; 3) больные с впервые возникшим или обострением хронического заболевания почек, в анамнезе перенесшие ОПН; 4) беременные, роженицы и женщины в послеродовом периоде с патологией почек, а также с признаками преэклампсии: головная боль, повышение артериального давления (далее АД), отеки, нарушение зрения; 5) пациенты, страдающие ХПН, с признаками сердечной, дыхательной недостаточности, инфекции, при прогрессирующем снижении массы тела, гиперкалиемии; 6) пациенты в посттрансплантационном периоде с лихорадкой, болью, отеком и/или появлением уплотнения в области трансплантата, отеком ноги со стороны пересаженной почки, резким уменьшением количества мочи или прибавкой в весе более 1 кг в сутки, дизурией; 7) другие состояния, предусмотренные КП. 25. Оформление медицинской документации осуществляется в соответствии с формами, утвержденными приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 октября 2010 года 907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под 6697) (далее Приказ 907) и приложением ОД/ЦД создаются как структурное подразделение медицинской организации, оказывающей многопрофильную стационарную помощь, или как самостоятельный центр, располагающий соответствующими возможностями для проведения внепочечного очищения крови согласно требованиям, установленным приложениями 3, 4 к настоящему Стандарту. Структура ОД/ЦД регламентирована в приложении 5 к настоящему Стандарту.

8 8 27. Деятельность ОД/ЦД строится на принципах доступности медицинских услуг, информированности и прозрачности действий, связанных с жизнью и здоровьем пациентов, включающая в себя: 1) информирование пациента о видах диализа, осложнениях и рисках, связанных с лечением, ознакомление с памяткой диализного пациента по форме согласно приложению 6 к настоящему Стандарту, а также предоставление возможности выбора и смены одного вида диализа на другой при наличии показаний и с учетом индивидуальных особенностей и предпочтений пациента; 2) выдача по требованию пациента выписки из медицинской карты с результатами исследований и лечения. 28. ОД/ЦД осуществляет следующие функции: 1) определение показаний к началу диализа пациентам с ТХПН в экстренном порядке; 2) обеспечение временного сосудистого доступа для проведения ГД; 3) формирование постоянного сосудистого доступа (артериовенозная фистула (далее АВФ), протез, перманентный катетер), имплантация перитонеального катетера при наличии соответствующих условий сосудистым хирургом или нефрологом, прошедшим обучение по интервенционной нефрологии; 4) проведение внепочечного очищения крови пациентам с ОПН и ТХПН с заполнением Паспорта диализного пациента (далее Паспорт) согласно приложению 3 к настоящему Стандарту, пациентам после трансплантации почек в раннем или отдаленном посттрансплантационном периоде; 5) заполнение регистра больных с ЗПТ; 6) проведение лабораторных, инструментальных методов исследований и медикаментозной терапии пациентам на ЗПТ; 7) оказание при необходимости консультативной помощи врачам других МО в вопросах диагностики и лечения почечной недостаточности; 29. Преемственность при оказании нефрологической помощи пациентам в ОД/ЦД осуществляется путем: 1) оповещения Главного нефролога о наличии тяжелого пациента, перенесшего операцию трансплантации почки, беременных и рожениц с тяжелой патологией почек; 2) предоставления информации Главному специалисту по диализу (при наличии) согласно подпунктам 2,3,5 приложения 7 к настоящему Стандарту; 3) выдачи пациенту, получающему амбулаторный диализ, в конце каждого месяца выписного эпикриза в поликлинику по месту прикрепления; 4) передачи актива на дому в случае необходимости и при отказе больного от госпитализации; 5) информирования ПМСП обо всех случаях отказа в госпитализации и выписанных пациентах. 30. В целях обеспечения доступности населению диализной помощи и эффективного планирования руководители ОД/ЦД до 15 ноября текущего года предоставляют в управление здравоохранения региона перспективный план развития ОД/ЦД на следующий год.

9 9 31. Специализированную помощь в ОД/ЦД взрослым пациентам с ОПН, ХПН и ТХПН в рамках ГОБМП оказывают специалисты с высшим медицинским образованием по специальности «Лечебное дело», «Общая медицина», получившие последипломное образование (аспирантуру, резидентуру, клиническую ординатуру) и/или переподготовку по специальности «Нефрология (взрослая, детская)», а в ОД/ЦД, где получают лечение диализом дети врачи по специальности «Педиатрия», имеющие сертификат специалиста по специальности «Нефрология (взрослая, детская)» и тематическое усовершенствование по реанимации». 32. В ОД/ЦД получают лечение ЗПТ больные с ТХПН, как амбулаторно (при наличии государственного заказа), так и стационарно, а также пациенты с ОПН, ХПН и в случае отторжения трансплантата, госпитализированные в ОД/ЦД. 33. Плановый отбор больных с ТХПН на ЗПТ осуществляется по решению Комиссии в соответствии с критериями для отбора и начала ЗПТ у больных с ТХПН. Критериями для отбора и начала ЗПТ является наличие одного из показателей: 1) мочевина сыворотки крови свыше 30 ммоль/л и/или снижение скорости клубочковой фильтрации (далее СКФ) ниже 10 мл/мин /1,73м 2 (у больных сахарным диабетом ниже 20 мл/мин/1,73м 2 ), рассчитанная по формуле MDRD/ СKD-EPI: 2) СКФ (мл/мин/1,73м 2 ) = 186 х (креатинин плазмы) -1,154 х (возраст) -0,203 х (0,742 для женщин); 3) снижение стандартного бикарбоната ниже 20 ммоль/л и/или дефицита буферных оснований меньше 10 ммоль/л; 4) гиперкалиемия свыше 6,5 ммоль/л. 34. Решение о проведении экстренной процедуры ЗПТ больным с ОПН, ХПН и ТХПН принимает врач ОД/ЦД, оформив уведомление по форме согласно приложению 8 к настоящему Стандарту, с последующим вынесением вопроса об определении показаний к ЗПТ на рассмотрение Комиссии. 35. Экстренно диализ можно начинать при СКФ выше 10 мл/мин /1,73м 2 по решению консилиума при наличии одного из следующих состояний: гипергидратации (отек головного мозга и/или легких), некорригируемой гипертензии, уремического коматозного или прекоматозного состояния, уремической энцефалопатии, уремического перикардита, плеврита, синдрома уремической кровоточивости, постоянной рвоты, анемии уремического генеза, не поддающейся терапии эритропоэтинами, массивных отеков, резистентных к диуретикам/анасарка, прогрессивном снижении массы тела. Все состояния должны быть подтверждены лабораторно-инструментальными данными. 36. Пациент получает лечение в ОД/ЦД независимо от места жительства и места прикрепления по завершении отчетного периода (календарного месяца). В случае смены места жительства пациента, получающего ЗПТ, лечение осуществляется в любом ОД/ЦД по месту временного пребывания в рамках ГОБМП.

10 При ОПН применяются следующие виды внепочечного очищения крови: острый ПД, интермиттирующий ежедневный бикарбонатный ГД, постоянный вено-венозный ГД, терапевтический плазмаферез и плазмасорбция, альбуминовый диализ/модифицированная гемодиафильтрация с диализатом, обогащенным альбумином при острой печеночно-почечной недостаточности и гепаторенальном синдроме, гемосорбция (селективная и неселективная) при сепсисе. 38. Показаниями для экстренного проведения внепочечного очищения крови у пациентов с ОПН являются: 1) ренальная ОПН с гиперкатаболизмом (прирост мочевины в сутки более 5 ммоль/л, креатинина более , калия более 0,5 ммоль/л); 2) олигурия (диурез 140/90 (в случае контролируемого АД допускается); 6) установленный диагноз сахарного диабета, другие выраженные эндокринные нарушения, в том числе ожирение (масса тела больше 30% по сравнению с оптимальной); 7) суточная протеинурия > 300 мг/сут, альбуминурия > 30 мг/сут; 8) постоянная форма гематурии; 9) выявление антител к ВИЧ; 10) положительные результаты анализов на вирусный гепатит (HBsAg(+), выявление антител к вирусу гепатита С), в случае отрицательных результатов данных исследований у реципиента; 11) урологические заболевания: гидронефроз, пузырно-мочеточниковый рефлюкс, ангиомиолипома, камни в почках (рецидив, двусторонние, камни более >1,5 см), активная инфекция мочевых путей, аномалии развития донорской почки и мочевых путей; 12) психиатрические и социальные противопоказания; 13) наследственные почечные заболевания: наличие родственников младше 30 лет с поликистозом почек, синдромом Альпорта, сопровождающегося гематурией и протеинурией или болезнью тонких мембран возрастом младше 40 лет или с сопутствующей гипертензией и протеинурией. 68. Противопоказаниями для трансплантации почки реципиенту являются: 1) злокачественные опухоли: лица, в последние 2-5 лет имевшие злокачественные опухоли в анамнезе; 2) инфицирование ВИЧ; 3) системные инфекции в активной стадии или хроническая инкурабельная или рефрактерная к лечению инфекция (признаки инфекции должны отсутствовать не менее 1 месяца до трансплантации почки); 4) тяжелые заболевания других органов: активный гепатит (выявление HBe-антител, серологические признаки активной репликации вируса гепатита, позитивные по гепатиту D) и/или приведший к циррозу, тяжелые сердечные заболевания (рефрактерные к терапии), хронические заболевания легких (с выраженным нарушением функции внешнего дыхания), выраженный

Читайте так же:  Украина приказ демобилизация

16 16 распространенный атеросклероз с поражением сосудов сердца, головного мозга, периферических артерий (в отдельных случаях можно планировать пересадку нескольких органов); 5) неспособность пациента выполнять указания медицинского персонала и врача; 6) выраженные психоневрологические заболевания: зависимость от медикаментов, алкоголизм, шизофрения и другие состояния; 7) положительная перекрестная лимфоцитарная проба. 69. Операция по трансплантации почки проводится при условиях: 1) отрицательный результат перекрестной лимфоцитарной пробы (при наличии положительного результата необходимо последующее двукратное проведение пробы на основе лимфоцитотоксического теста); 2) отсутствие абсолютных противопоказаний, 3) наличие информированного согласия донора, лица, ожидающего трансплатацию, законных представителей несовершеннолетних или опекунов на проведение операции; 4) решения консилиума врачей в составе заместителя главного врача, трансплантолога, нефролога, анестезиолога-реаниматолога, лечащего врача и других специалистов. 70. После операции реципиент донорской почки (далее Реципиент) в стационаре находится под наблюдением мультидисциплинарной группы (далее МДГ), состоящей из анестезиолога-реаниматолога, трансплантолога, нефролога, уролога. Состав МДГ утверждается приказом руководителя медицинской организации, где имеется отделение (центр) трансплантации из числа специалистов, прошедших обучение по трансплантации почки. Лечение проводится в соответствии c Алгоритмом ведения Реципиента в отделении анестезиологии и реанимации согласно приложению 11 к настоящему Стандарту. Решением консилиума Реципиент переводится в профильное отделение. 71. Реципиент выписывается из стационара при следующих условиях: 1) стабильное состояние Реципиента (отсутствие у него острых состояний и/или обострения хронических заболеваний, отсутствие декомпенсации функций органов и систем); 2) отсутствие симптомов воспаления послеоперационной раны; 3) стабильная функция трансплантата; 4) достижение целевой концентрации иммуносупрессантов. 72. Приказом руководителя центра (отделения) трансплантации утверждается график ургентных дежурств сотрудников из МДГ, выполняющих функции координатора по мониторингу Реципиентов в посттрансплантационном периоде (далее Координатор). 73. В функцию Координатора входит: 1) установление контакта со специалистами ПМСП и/или нефрологами поликлиники;

17 17 2) обеспечение преемственности между центром (отделением) трансплантации, ПМСП и нефрологами поликлиник (нефрологическими кабинетами) в посттрансплантационном периоде; 3) оповещение специалистов из МДГ и руководителя отделения (центра) трансплантации о возникших осложнениях у Реципиента; 4) принимает решения в ургентных ситуациях, связанных с жизнью и здоровьем Реципиентов. Все рекомендации и консультации Координатора и отметка о выполнении заносятся в журнал. 74. При выписке лечащий врач информирует реципиента о правилах самоконтроля, тревожных симптомах, правилах заполнения дневника Реципиента по форме, согласно приложению 12 к настоящему Стандарту и указывает в выписке: 1) объективный статус Реципиента при выписке; 2) дозы, сроки и время приема иммуносупрессантов; 3) схемы изменения дозировок; 4) методы мониторинга, критерии эффективности проводимой терапии; 5) план обследования в соответствии с перечнем обследований Реципиентов на уровне ПМСП согласно приложению 13 к настоящему Стандарту; 6) контактные данные Координатора, трансплантолога, нефролога. 75. После выписки Реципиент наблюдается нефрологом поликлиники или специалистом ПМСП под контролем Координатора. Все назначения профильных специалистов согласовываются с нефрологом и/или Координатором. Форма направления для определения концентрации иммуносупрессантов и алгоритм забора крови представлены в приложении 14 к настоящему Стандарту. Ультразвуковое исследование трансплантанта (далее УЗИ) проводится в соответствии с приложением 15 к настоящему Стандарту. Результаты обследования заносятся в карту динамического наблюдения Реципиента на уровне ПМСП (далее Карта), по форме согласно приложению 16 к настоящему Стандарту. Копии результатов обследований и Карты выдаются на руки Реципиенту. 76. Экстренная госпитализация Реципиента осуществляется дежурной, а при состояниях, угрожающих жизни пациента любой ближайшей медицинской организацией. При этом дежурный врач немедленно сообщает Координатору и/или нефрологу о поступлении Реципиента и согласовывает план обследования и лечения пациента, вызывает нефролога по санитарной авиации, и при стабилизации состояния, решением консилиума, обеспечивает транспортировку Реципиента в профильное отделение или в отделение (центр) трансплантации. 77. Показания для экстренной госпитализации Реципиента в МО: 1) клинические и УЗИ-признаки острой дисфункции или острого отторжения трансплантата (олигоанурия, быстрое повышение креатинина сыворотки крови, повышение температуры тела, боль в области трансплантата, увеличение размеров трансплантата, увеличение толщины коркового слоя,

18 18 снижение эхогенности паренхимы, снижение скоростных показателей кровотока в трансплантате, повышение индекса резистентности, снижение или отсутствие артериального кровотока в диастоле, появление реверсивного кровотока в диастоле, повышение титра антидонорских антител); 2) синдром острого воспаления (высокий титр С-реактивного белка, подозрение на сепсис) или обострение хронических заболеваний; 3) обнаружение титра Ig M по результатам иммуноферментного анализа (далее ИФА) к вирусам, токсоплазме, грибам, а также высокий титр IgG по данным количественного анализа полимеразноцепной реакции (далее ПЦР) к вышеуказанным агентам, выявление антигенемии; 4) острая инфекция мочевыводящей системы; 5) возвратный гломерулонефрит или гломерулонефрит собственных почек с выраженным синдромом системного воспаления; 6) клинические признаки поражения дыхательной системы (нарастающая одышка, кашель, повышение температуры тела) и/или рентгенологические признаки поражения легких; 7) проявления ТХПН в стадии декомпенсации. 78. При наличии осложнений в раннем послеоперационном периоде (до трех месяцев после трансплантации) Реципиент подлежит госпитализации в центр (отделение) трансплантации. По истечении трехмесячного срока госпитализация, за исключением хирургических и урологических осложнений, осуществляется в отделение нефрологии. 79. Пациента, нуждающегося в трансплантации почки, нефролог направляет к региональному трансплантационному координатору для внесения в лист ожидающих трансплантацию почки по форме, согласно приложению 17 к настоящему Стандарту.

19 19 Приложение 1 к Стандарту организации оказания нефрологической помощи населению Республики Казахстан Нефрологический центр (городской, областной) 1. Деятельность нефрологического центра осуществляется в соответствии с настоящим Стандартом. 2. Основные задачи нефрологического центра: контроль за качеством заполнения Регистра врачами МО города (области), анализ Регистра; организация пропагандистской работы среди населения города (области), проводимой специалистами ПМСП в области нефрологии и органного (трупного) донорства; организация школы нефролога и школы пациента, повышение уровня знаний в области нефрологии среди врачей посредством проведения семинаров и мастер-классов, объединение усилий специалистов ПМСП в вопросах профилактики, ранней диагностики и лечения ХБП; оказание организационно-методической помощи нефрологам; привлечение средств массовой информации, освещение в них достижений в области нефрологии; организация и проведение скрининговых исследований и программ профилактики в области нефрологии; обеспечение сбора информации для сводного отчета Главного нефролога; обеспечение преемственности между структурными подразделениями нефрологической службы города (области); сотрудничество с высшими учебными заведениями, привлечение их сотрудников к клинической работе; разработка и внесение предложений по усовершенствованию КП, стандартов в области нефрологии, диализа и трансплантации почки, нефрологической службы города (области). 3. Функциональные взаимосвязи нефрологического центра: Все структурные подразделения нефрологического центра должны осуществлять свою лечебно диагностическую и консультативную деятельность в тесной взаимосвязи и преемственности в интересах пациента. Характер и виды (внешние и внутренние) функциональных связей структурных подразделений нефрологического центра определяются спецификой их деятельности.

20 20 Приложение 2 к Стандарту к Стандарту организации оказания нефрологической помощи населению Республики Казахстан Функциональные обязанности специалистов в области нефрологии 4. В функциональные обязанности Главного внештатного нефролога (города, области, республики) входят: организация работы всех структурных подразделений, оказывающих нефрологическую помощь населению на амбулаторно-поликлиническом, стационарном, стационарозамещающем уровнях в соответствии с настоящим Стандартом; организационно-методическая работа среди врачей, оказывающих нефрологическую помощь населению региона; контроль за качеством заполнения Регистра врачами МО; обеспечение преемственности между структурными подразделениями нефрологической службы города (области); принятие мер планового и экстренного характера при возникновении ситуаций, угрожающих жизни и здоровью пациентов с нефрологической патологией; планирование и прогнозирование, свод потребности по региону, организация контроля за расходными материалами, изделиями медицинского назначения и лекарственными средствами для нефрологических больных; контроль за своевременностью начала ЗПТ в ОД/ЦД города (области); участие совместно с уполномоченным органом в области здравоохранения в экспертизе качества медицинских услуг пациентам с нефрологической патологией; своевременное предоставление отчетности в уполномоченный орган в области здравоохранения по отчетным формам, установленным настоящим Стандартом; своевременное извещение МО обо всех изменениях в нормативных правовых актах в области нефрологии; 5. В функциональные обязанности Нефролога поликлиники входят: заполнение Регистра; составление для Главного нефролога годовой отчетности; формирование годового объема потребности в иммуносупрессивных препаратах с учетом увеличения/уменьшения количества пациентов после трансплантации почки; информирование Главного нефролога о случаях выявления тяжелых, диагностически неясных пациентов;

21 21 проведение разъяснительной работы среди врачей ПМСП по Алгоритму ХБП; диспансеризация больных с ХБП 3-5 стадиями, в том числе больных в посттрансплантационном периоде; организация обследования и лечения в междиализный период больных, получающих лечение диализом; формирование годового объема потребности в лекарственных средствах для пациентов после трансплантации почки, пациентов с гломерулярными болезнями, с ХПН; направление больных с ХБП 4-5 стадии в ОД/ЦД, на Комиссию в случаях, предусмотренных настоящим Стандартом; организация обследования пары «донор-реципиент»; медико-психологическая реабилитация нефрологических больных: направление их к психологу, социальному работнику, на медико-социальную экспертную комиссию, в отделение медицинской реабилитации для больных нефрологического профиля; соблюдение этики и деонтологии. 6. В функциональные обязанности Заведующего нефрологическим кабинетом (района, города, области) входят: организационно-методическое руководство деятельностью нефрологов поликлиник, оказание им консультативно-диагностической помощи; контроль за качеством заполнения и свод информации по Регистру из поликлиник и годовой отчетности; решение вопроса о направлении в нефрологические отделения городского, областного и республиканского значения лиц, требующих применения специальных методов исследования и лечения (биопсия почки, диализ, трансплантация); консультативный прием, координация маршрута движения пациента и обеспечение преемственности при оказании нефрологичекой помощи; создание региональной базы данных больных с ХБП 3-5 стадией, в том числе больных, получающих ЗПТ; направление на Комиссию больных с ТХПН. 7. В функциональные обязанности Врача-нефролога ОД/ЦД входят: осмотр больных перед, во время и после процедуры гемодиализа (далее- ГД) с коррекцией лечебных мероприятий; подключение больного к аппарату «искусственная почка» и определение режимов внепочечного очищения крови; оформление медицинской документации в соответствии с Приказом 907 и настоящим Стандартом; составление для Главного нефролога годовой отчетности; назначение медикаментозного лечения осложнений ТХПН; оценка лабораторных показателей состава диализирующего раствора и биологических жидкостей и адекватная коррекция режимов ГД; заполнение Регистра больных с ТХПН;

22 22 заполнение и отправка Главному нефрологу и филиалу Республиканского центра развития здравоохранения МЗ РК Уведомления; плановое направление больных на Комиссию при переводе пациента с ТХПН на ГД, в спорных случаях и для решения вопроса о трансплантации почки; соблюдение этики и деонтологии. 8. В функциональные обязанности врача-нефролога нефрологического отделения стационара входят: проведение ежедневных осмотров курируемых больных отделения; участие в еженедельных обходах заведующего отделением и/или куратора отделения и/или сотрудников администрации больницы; участие в клинических конференциях и обсуждениях историй болезни в отделении и больнице; оформление и ведение медицинской документации в соответствии с приказом 907; динамический контроль клинико-лабораторных показателей больных и оперативная корректировка лечебных мероприятий; участие в разработке методов диагностики и лечения нефрологических больных; соблюдение этики и деонтологии.

23 23 Приложение 3 к Стандарту организации оказания нефрологической помощи населению Республики Казахстан Требования к процедуре гемодиализа 1. Основные требования к созданию отделений (центров) диализа 1. ОД/ЦД функционирует в государственных и частных медицинских организациях как в виде отдельных центров, оказывающих только услугу диализа для больных с ТХПН, так и в виде отдельного подразделения на базе медицинской организации. Для пациентов с ОПН в медицинских организациях (районных, городских, областных, республиканских) допускается установка аппаратов для внепочечного очищения крови. 2. Планирование новых ОД/ЦД производится с учетом расстояния между действующими ОД/ЦД, потребностей в ЗПТ и численности населения региона, под контролем Управлении здравоохранения города (области). 3. Количество аппаратов в ОД/ЦД не должно быть менее двух и более двадцати пяти и один резервный аппарат на 10 работающих. 4. Требования к организации работы ОД/ЦД: 1) разворачивается на базе медицинской организации или размещается в отдельном здании при получении разрешения на эксплуатацию согласно законам о благоустройстве, а также в помещениях, имеющих отдельный вход свободные подъездные пути (отсутствие порогов, свободные лифты); 2) не должен располагаться в подвальном этаже кондоминиумов; 3) в многоэтажных зданиях, где располагается ОД/ЦД, за исключением первого этажа, при наличии пространства для лечения пациентов и эксплуатации, должен находиться лифт, способный транспортировать пациентов на каталках; 4) снабжается системой, обеспечивающей бесперебойное охлаждение, отопление и электропитание помещения; 5) предусматриваются отдельные аппараты и/или комнаты с аппаратами гемодиализа для лечения больных, инфицированных вирусом гепатита «В» и «С», с выделением отдельного поста медицинской сестры. 2. Оснащение диализных залов 5. Аппараты гемодиализа должны соответствовать стандартам и сертификатам качества, с достаточным ресурсом и производительностью, предусмотренными страной-производителем, согласно законодательству и стандартам, утвержденным уполномоченным органом.