Содержание:
Пособие каше дидактический материал
Балан С. А. Наш веселый, звонкий мяч. — Кишинев, 1985.
Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М., 1984.
Воспитание детей в старшей группе детского сада. — М., 1984.
Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. — Чебоксары, 1980.
Каше Г. А., Филичева Т. Б. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста. — М., 1979.
Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. — М., 1985.
Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.. 1984.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.. 1981.
Глава XIV. Система организации дошкольной логопедической помощи в СССР
До Октябрьской революции в России не существовало организованной специализированной помощи детям с различными видами аномалий. Учебно-воспитательные учреждения были частными, оторванными от общеобразовательных и дошкольных учреждений для нормальных детей и существовали обособленно, замкнуто, по преимуществу на благотворительные средства.
Октябрьская революция в корне изменила это положение. Советское государство с первых дней полностью взяло на себя заботу о глухих, слепых и умственно отсталых детях. Была поставлена задача организации и развития сети специальных учреждений как особого звена в системе народного образования. Советское правительство издало ряд законодательных документов, которые определяли организационную структуру этих учреждений, требования к воспитанию и образованию детей.
В ноябре 1917 г. при Наркомпросе РСФСР был создан «Школьно-санаторный совет». Одной из его задач была организация воспитания и обучения дефективных детей.
В 1920 г. состоялся I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с дефективностью, беспризорностью и преступностью. На съезде обсуждались важнейшие вопросы воспитания аномальных детей. Участники съезда подчеркнули необходимость учета детей с отклонениями в развитии, организации разветвленной сети специальных учреждений для них и осуществления всеобщего обучения. Съезд выдвинул задачу организации высшего дефектологического образования.
В 1927 г. Наркомпрос РСФСР издает приказ «О мерах по борьбе с речевой дефективностью у детей школьного и дошкольного возраста».
Несмотря на экономические трудности, стоявшие перед государством, уже в первые годы Советской власти стали возникать детские учреждения для умственно отсталых, слепых и глухих детей. Одновременно началась подготовка дефектологических кадров для работы с аномальными детьми.
Пособие каше дидактический материал
В пособии рассматривается формирование правильного произношения звуков речи у дошкольников, приводится практический материал по совершенствованию всех сторон речи детей подготовительной группы.
Пособие рассчитано на логопедов дошкольных учреждений специального назначения.
Излагаемая в предназначенном для логопедов пособии система коррекционного обучения рассчитана для детей седьмого года жизни с нормальным слухом и нормальным интеллектом, в картине недоразвития речи которых на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны. Для этих детей характерна незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и дифференциации звуков на слух. Несформированность фонематических представлений приводит к тому, что готовность детей рассматриваемой группы к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у их нормально говорящих сверстников. Нередко наблюдается некоторое отставание в лексико-грамматическом развитии.
Курс коррекционного обучения рассчитан на десять месяцев (сентябрь – июнь) при условии пребывания детей в специальном детском саду или группах (при массовых детских садах) для детей с недоразвитием фонетического строя речи.
Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает, с одной стороны, коррекцию дефекта, с другой – подготовку к овладению грамотой в объеме, предусмотренном программой для первого класса массовой школы.
При разработке методики коррекционного обучения особенно большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т.д.).
В то же время в основу обучения положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Речь идет о том, что процессу овладения детьми фонетической системой языка, ее лексическим составом и грамматической структурой придается осознанный характер. У детей развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов.
Учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа) на тему:
Дидактический материал по формированию фонематических процессов дошкольников с нарушениями речи.
Данное дидактическое пособие, посвященное формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, может использоваться учителями-логопедами в дошкольных образовательных учреждениях. Представленный материал носит практический характер.
Предварительный просмотр:
Данное дидактическое пособие, посвященное формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, может использоваться учителями-логопедами в дошкольных образовательных учреждениях. Представленный материал носит практический характер.
Исходным материалом для разработки данного пособия явились работы: Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и др. по коррекции фонематического восприятия, развитию звукового анализа и синтеза и формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста; А.Е. Бражник, Н.А. Шишкановой, М.А. Борисовой и др. по внедрению элементов программированного обучения в логопедическую работу.
Фонематическое недоразвитие речи представляет собой нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем.
Определяющими признаками фонематического недоразвития являются несформированность процессов восприятия звуков речи, пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков. Недоразвитие фонематических процессов проявляется в том, что дети затрудняются определить (поднятием руки, хлопком) наличие определенного звука в слоге или слове, повторить за логопедом слоги с оппозиционными звуками (например: па-ба, ба-па), подобрать картинки или придумать слова, начинающиеся на заданный звук, выделить начальный или последний звук в слове, и т.п. Все это препятствует формированию полноценных произносительных навыков у детей дошкольного возраста, а в дальнейшем приводит к серьезным трудностям в овладении грамотой и всей школьной программой в целом.
В программах логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи у детей (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 2009г.) одним из основных направлений выделяется развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и доступных возрасту форм звуко-слогового анализа и синтеза. В связи, с чем в программе определены конкретные задачи логопедической работы в этом направлении:
• определение наличия звука в слове;
• определение количества звуков в слове;
• определение места звука в слове;
• определение количества слогов в слове;
• выделение согласного или гласного звуков в начале слова;
• подбор слов с заданным звуком;
• подбор слов с заданным количеством звуков или слогов;
• дифференциация звуков и др.
Для реализации вышеперечисленных задач в пособии предлагается дидактический материал, построенный на основе метода программированного обучения*, оформленный в виде перфокарт и соответствующих им сигнальных (контрольных) карточек формата А4. Все перфокарты и сигнальные карточки удобнее иметь в ламинированном виде с целью долгосрочности их использования.
Такого рода задания могут применяться как на индивидуальных, так и на групповых логопедических занятиях. Рекомендуется их использовать не для первоначального ознакомления с новым материалом, а при дальнейшем его закреплении и контроле усвоенных детьми знаний и умений. Использование предлагаемых перфокарт позволяет не только работать над развитием фонематических процессов, но и стимулировать детей к выполнению оценочно-контрольных действий. Такие важные учебные навыки как самоконтроль, самопроверка и самооценка в плане готовности к школьному обучению занимают весьма важное место.
Разумное сочетание традиционных методов логопедической работы с элементами программирования (необходимо помнить о дозированном их применении, не более 5—10 минут) позволит логопеду проводить занятия более эффективно и интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В коррекционной работе по развитию фонематических представлений мною активно используется метод наглядного моделирования. Одним из средств повышения ум.
В статье раскрывается логопедическая работа по развитию фонематических процессов. Более подробно описана работа по формированию навыков звукового анализа. представлена зрительная символика обозначения.
Учителя-логопеды детских садов знают, что иногда трудно подобрать материал для заучивания с детьми, у которых нарушены звуки. За многолетнюю практику накопилась подборка коротеньких стишков, в которых.
Представляю накопленный практический материал из опыта работы по макетированию, направленный на формирование речевой компетентности дошкольников, имеющих речевые нарушения. Даны методические реком.
Представлены игры по формированию фонематического слуха для детей старшей группы.
Проблема психомоторного развития ребенка-дошкольника принадлежит к числу наиболее значимых в современной общей и специальной педагогике, психологии, физиологии. Трудно переоценить роль движений в жизн.
Теория и практика логопедической работы показывают, что важным условием успешного речевого развития детей дошкольного возраста является сформированность фоне.
Перед дошкольными учреждениями как общего типа, так и специального назначения стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. Необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах.
Значение правильной речи в формировании личности ребенка переоценить трудно. Общеизвестно, что дети с нарушением речи, посещающие массовый детский сад, нередко не в состоянии усвоить в полном объеме программный материал по различным видам учебной деятельности (в первую очередь, по развитию речи, элементарных представлений и т. д.). Это, прежде всего, тормозит их общее развитие, нередко способствует появлению негативных характерологических отклонений, что в дальнейшем создает трудности при обучении их в школе. Известно, что к концу дошкольного периода развития при отсутствии патологических изменений центральной нервной системы, периферического речевого аппарата, неблагоприятных социальных условий и речевой среды у детей формируется речь как полноценное средство обучения.
В настоящее время достаточно большой процент детей, не получивших современной логопедической помощи, к моменту поступления в школу имеют выраженные отклонения в речевом развитии. У одних детей несформированной является звуковая сторона речи. Это проявляется в неправильном произношении одной или нескольких групп звуков, в заменах и смешении их, искажении слогового состава слов. Нередко несформированность звукопроизношения сочетается с неудовлетворительным различением фонем на слух и затруднениями в звуковом анализе и синтезе.
Другие дети имеют пробелы в лексико-грамматическом развитии речи. Нередко в их словарном запасе отсутствуют слова, обозначающие названия отдельных животных, растений, людей различных профессий, орудий труда, частей тела и т. д.
Кроме того, наблюдаются смешение названий предметов, сходных по ситуации, описание предмета вместо его названия и т. д. Большие трудности испытывают дети при употреблении родовых не сформированных словообразований и видовых понятий. В самостоятельной речи этих детей встречаются ошибки в употреблении грамматических конструкций: падежных форм имен существительных, в согласовании числительных с существительными и т. д. Бедность синтаксических конструкций выражается в пропуске, многократности повторения отдельных слов, незаконченности предложений, нарушении порядка слов в предложении. Такие дети, не получившие своевременной помощи со стороны воспитателя или логопеда, не готовы к обучению в школе и’ становятся, таким образом, потенциальными неуспевающими.
Данный дидактический материал может быть использован для индивидуальной и групповой работы как в специальных детских садах, так и в дошкольных учреждениях общего типа. Он применяется при обследовании речи детей и формировании:
а) звукопроизношения, фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза;
б) словарного запаса;
в) грамматической правильности речи;
Активизация умственной деятельности детей, развитие внимания и памяти являются существенно необходимыми условиями, обеспечивающими высокое качество учебно-воспитательной работы. Предлагаемый материал помогает решить и эти задами.
При подборе картинок учитывается насыщенность лексического материала изучаемым звуком, место звука в слове (в начале, середине, конце), отсутствие смешиваемых или дефектно произносимых звуков.
Пособие состоит из 8 серий и включает 516 предметных, ситуативных и сюжетных разрезных картинок на определенные звуки:
а, о, у, и, п, к, х, м, н, ф, в в твердом и мягком звучании и звука т — I серия (картинки 1—24);
ль, йот, ы — II серия (картинки 1—36);
с, сь, з, зь, ц, ть — III серия (картинки 1—74);
б, бь, д, дь, г, гь — IV серия (картинки 1—20);
ш, ж — V серия (картинки 1—32);
р, рь, л —VI серия (картинки 1 — 125);
ч, щ —VII серия (картинки 1—65);
все пройденные звуки —VIII серия (картинки 1 — 140).
В словарный, фразовый и текстовой материал каждой из серий входят только те звуки, которые уже отработаны с детьми. Так, например, из материала I серии исключены все звуки последующих серий; из материала V серии исключены звуки VI и VII серий и т. д.
.Для удобства пользования пособием рекомендуется разрезать все листы, а полученные картинки подобрать по сериям и поместить в отдельные конверты.
Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста
Предлагаемое дидактическое пособие предназначено для воспитателей и логопедов. Данный демонстрационный материал может быть использован для индивидуальной и групповой и фронтальной работы как в специальных детских садах, так и в дошкольных учреждениях общего типа.
Пособие состоит из 8 серий и включает 516 предметных, ситуативных и сюжетных разрезных картинок на определенные звуки. Все картинки цветные, отличного качества. В приложении методичка по использованию пособия.
Автор: Филичева Т.Б., Каше Г.А.
Название: Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста
В педагогической практике широко используются аудиокниги. Рекомендуем книгу Носова Н.,Носова И. Остров Незнайки. Этот очаровательный герой без сомнения знаком от мала до велика. О его приключениях будет интересно узнать дошкольникам.
На эту статью оставлено 3 комментариев
Спасибо за ссылку. Классика подготовки к школе.По-моему книга для логопедов всех времен.
Отличная книга, прекрасное качество, «чистый» без вирусов файл, большое спасибо.
какой классный аватар. как вы его сюда прилепили.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.
Учебно-методическое пособие по развитию речи (подготовительная группа) на тему:
Электронная дидактическая игра «Чей хвост?»
Дидактическая игра по развитию речи
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Чей хвост?» Будина Елена Николаевна воспитатель МКДОУ д/с № 2 «Ласточка» г. Семилуки
Цель игры: закрепить знания по темам «Дикие и домашние животные», создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Белка беличий хвост
Заяц з аячий хвост
Медведь м едвежий хвост
Волк в олчий хвост
Собака с обачий хвост
Лев л ьвиный хвост
Лиса л исий хвост
Лошадь л ошадиный хвост
Корова к оровий хвост
Кошка к ошачий хвост
Использованные материалы: Автор шаблона – Коровина Ирина Николаевна http://corowina.ucoz.com/ Солнышко — http://www.dietaonline.ru/community/post.php?topic_id=30706&page=43 Фон — http:// www.gpark.kz/gdefon/download/241668?PHPSESSID=8e2f6e45406bb9e6af6c1e6d59252946 Винни – пух — http:// liveinternet.ru Винни – пух 2 — http ://kamrad.ru Винни – пух 3 — http :// www.peregonfilm.ru/stati/vinni-pux.php Винни – пух 4 — http ://armi-gray.ucoz.co.uk Филичева Т.Б., Каше Г. А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста – Москва «Просвещение», 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная мультимедийное пособие разработано для проведения дидактической игры в подготовительной группе в рамках непосредственно образовательной деятельности «Здоровье», «Безопасность» и «Социализация».
Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано воспитателями ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельности.
Данное Мультимедийные пособие помогает ознакомлению дошкольников с миром природы в старшей группы, в рамках старшей группы непосредственно образовательной деятельности «Познание», «Коммуникация», «Соц.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно д.
Данное электронное дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть применено музыкальным руководителем и воспитателем дошкольного образовательного учрежд.
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Модернизация региональной системы образования» на тему: «Разработка электронного дидактического пособия«Домашние и ди.
Итоговая работа на темуРазработка электронного дидактического пособия по курсуМодернизация регионального дошкольного образования.
Галина Амосовна Каше
Галина Амосовна Каше
Галина Амосовна Каше — российский педагог-дефектолог, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник сектора логопедии Научно-исследовательском институте АПН СССР, научный корреспондент АПН СССР.
[править] Биография
Галина Амосовна Каше родилась летом 1908 года, когда её семья жила на даче на северном берегу Финского залива в Оллие (ныне Солнечное) в семье полковника Амоса Марковича Каша (предки Галины Амосовны носили фамилию Каше, а при написании фамилии отца ошибочно последняя буква превратилась в твердый знак. Впоследствии дети Амоса Марковича исправили эту ошибку и восстановили фамилию Каше). В 1919 г. В Москве от брюшного тифа умерла мама Галины Амосовны Евгения Ивановна — дочь преподавателя первой мужской гимназии Ивана Григорьевича Семеновича.
На зиму семья перебиралась в Петербург, где работал Амос Маркович Каш — отец Галины Амосовны Каше. В Петербурге, а затем в Кронштадте семья жила до 1914 года, вплоть до начала Первой мировой войны. В 1917 году семья уехала из казенной квартиры на Волхонке и переехали в район Плющихи в Бол. Трубный пер. (ныне Земледельческий). О первых годах учения Галины Амосовны Каше сохранились сведения весьма приблизительные: в тетради за 1917 год Михаил Амосович (брат Галины Амосовны)пишет, что «Галю водили в частную школу Сумароковой в Сивцев-Вражском переулке.в 1918 году Галина Амосовна Каше поступила в третью группу 18-й советской школы, а окончила в 1925 году девять групп 15-й школы-девятилетки, полное название которой в соответствии с круглой печатью на свидетельстве звучит: Единая Трудовая Советская Школа № 15 Хамовнического района.
В 1939 году Галина Амосовна Каше поступает в Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина (ныне Московский педагогический университет)дефектологический факультет, по специальности языка и литературы, квалификация была присвоена преподавателя языка и литературы, звание — учитель средней школы, и окончила его в 1945 году. Но по этой специальности она никогда не работала. В трудовой книжке первая запись говорит о том, что Галина Амосовна Каше в сентябре 1940 года была зачислена в Научно-методический центр по детской психоневрологии (НАМЕЦ) на должность логопеда, где проработала до начала войны, когда в июле 1941 года логопедический кабинет был закрыт.
По возвращении из эвакуации в Москву Галина Амосовна Каше поступает на работу в детскую поликлинику № 21, расположенную на 2-й Извозной улице, сначала на полную ставку, а потом, после поступления в 1948 году в Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук РСФСР, на полставки совместителем. После окончания войны, в 1946 году, Галина Амосовна Каше, как и все, кто трудился в военное время, была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», в 1948 году — медалью «В память 800-летия Москвы», и в 1970 году — юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».
В этот период Галина Амосовна Каше ведет большую работу со студентами-практикантами МГПИ. Она очень любила эту работу за что была отмечена двумя благодарностями за 1949 и 1950 год, адресованные логопеду Галине Амосовне Каше от деканата института за «внимательное и чуткое отношение к студентам III-его курса логопедического отделения и за большую методическую помощь».
Все послевоенные годы и начало пятидесятых годов Галина Амосовна Каше активно занималась не только практической, но и научной работой, и к концу 1955 года была написана диссертация и разосланы авторефераты. В декабре 1956 года она защитила диссертацию и получила более чем заслуженный диплом кандидата педагогических наук. В Научно-исследовательском институте АПН СССР ,что на улице Погодина, 8, Галина Амосовна Каше проработала всю жизнь, начав учительницей клинического сектора, затем логопедом логопедического отдела института и, наконец, старшим научным сотрудником сектора логопедии.
В 1983 году специализированным советом института она была утверждена научным корреспондентом АПН СССР. Книги, учебники, статьи, методики, методические руководства и пособия пользовались огромным спросом у специализированных дошкольных и школьных учреждений буквально всей страны. Отовсюду приходили запросы с просьбой прислать экземпляры тех или иных печатных и даже рукописных материалов, научных разработок, методических рекомендаций. Тиражи книг расходились моментально, их не хватало, и Галина Амосовна Каше часто отправляла в глубь страны, куда не доходили книги и журналы, свои рабочие экземпляры или покупала их в «Педагогической книге» на Большой Дмитровке. Её научные и деловые связи выходили за пределы страны. Например, сохранились книги, подаренные ей коллегой из Софии Венелином Ивановым в память о совместной работе. Сохранился также черновик перевода письма из Амстердама от 29 августа 1974 года: «…чтобы иметь возможность привлечь внимание Ваших коллег во всем мире к ценной работе, которую Вы опубликовали, мы были бы весьма обязаны, если бы Вы выслали нам её резюме…». Тезисы статьи были отправлены в журнал «EXCERPTA MEDICA».
В домашнем архиве её дочери Аллы Евгеньевны Кулевской сохранилось около четырёх десятков книг, подаренных Галине Амосовне Каше в период с 1955 года и до 80-х годов, сначала от её учителей, очень известных в то время ученых в области педагогики и дефектологии (Ф. Ф. Рау,Р. М. Боскис, М. Г. Генинг, В. И. Бельтюков, Л. В. Нейман, Д. Н. Богоявленский, М. Ф. Гнездилов и др.), затем коллег (Р. Е. Левина, Р. И. Шуйфер, Н. А. Чевелева, Л. Ф. Спирова), а в последние годы и от учениц (А. В. Ястребова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева). Обращает на себя внимание то, что практически все дарственные надписи содержат не только принятые в подобных случаях слова большого уважения, но и слова благодарности. В домашнем архиве сохранились если не все, то почти все научные труды Галины Амосовны Каше, книги и статьи.
За книги «Основы теории и практики логопедии» (1969), «Исправление недостатков произношения у дошкольников»(1971) и «Дидактический материал по исправлению недостатков у детей дошкольного возраста» (1-е изд. — 1972) —все в соавторстве — постановлением президиума АПН СССР присуждены первые премии Академии педагогических наук СССР и вручены соответствующие дипломы.
Последним прижизненным изданием была книга «Подготовка к школе детей с недостатками речи», выпущенная в 1985 году, когда Галине Амосовне Каше шел уже семьдесят восьмой год! А выпуском последних двух книг (книга и дидактический материал) занималась уже в 1988—1989 годах её ученица и соавтор Т. Б. Филичева.
До сих пор, вот уже более тридцати лет, её труды живут и продолжают приносить пользу. Так, в 2002 году была издана книга «Основы логопедии», где приводятся в качестве рекомендаций программы и методики Галины Амосовны Каше. Служат её книги, статьи? методические пособия в настоящее время в качестве учебных пособий студентов факультета дефектологии Педагогического университета (бывший пединститут им. В. И. Ленина).
В 2010 г. издательством «Паломник» была опубликована книга Аллы Кулевской — дочерью Галины Амосовны, «Наше родное», где можно более подробно почитать о Галине Амосовне и её семье.