Содержание:
Обогащение предметно-речевой среды: «Домик Гоши-Говоруши», «Подарочные коробки»
Подготовка детей к школе является одной из задач дошкольного учреждения. И особенно остро этот вопрос стоит, когда ребенок имеет нарушения в речевом развитии. А, как известно, старший дошкольный возраст является сенситивным периодом развития речи, то подготовить такого ребенка, имеющего общее недоразвитие речи к школе требует от педагогов терпения, знаний индивидуальных особенностей детей этой категории, знания структуры речевого дефекта и, конечно, же неуемной фантазии.
Уже доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Большое внимание логопедами и воспитателями уделяется оборудование в группах специальных речевых коррекционных уголков. Педагоги, работающие с детьми-логопатами, давно пришли к тому, что такие речевые уголки должны быть в группах, должны привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве. Как уже апробировано практикой при организации данного уголка необходимо соблюдать следующие требования:
- Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало, игровой, дидактический, наглядный материал.
- Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
- В основу наполняемости уголка желательно учитывать тематическое планирование по лексическим темам.
- Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется еженедельно, согласно лексической теме.
- Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
- Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
- Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
- Не следует перегружать уголок оборудованием.
- Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Оформление речевого уголка в подготовительной к школе группе МДОУ “Детского сада комбинированного вида №13 “Родничок”
Для создания данного уголка нам потребовалось превратить ранее используемый дом, в качестве стационарного оборудования и которое было, на наш взгляд, уже не актуально, в яркую многофункиональную доску – “Дом Гоши – Говоруши”
Края крыши мы украсили разноцветными буквами Алфавита, вырезанными по контуру.
Чердачное окошко используется под место для размещения сюжетной картинки (согласно лексической теме). По всей крыши натянута леска, на которую можно с помощью зажимов для волос прицеплять картинки.
В окно дома вмонтировано зеркало, которое закрывается занавеской.
Над окном размещены три досочки с кармашками, для картинок. Эти доски можно использовать:
– для размещения предметных, сюжетных картинок при составлении рассказа по серии картин.
– при классификации картинок при отработке лексических тем, при дифференциации звуков
– при проведении упражнений на определение места звука в слове (на первую доску разместить картинки, где звук находится в начале слова, на вторую – где звук находится в середине, на третью – где звук находится в конце).
Срезы бревен мы оживили яркими желтыми кружочками с кармашками, куда тоже можно располагать картинки, карточки. (“Виды упражнений артикуляционной гимнастики, “Массаж лица”, “Пальчиковая гимнастика”, предметные картинки на активизацию словаря по данной лексической теме, картинки с определенным звуком).
Труба – обклеенная коробка из-под карандашей, в которую можно поместить пособие “Ветерок”
Справа и слева от окошка при помощи мебельного гвоздя крепятся по два стаканчика из-под йогурта, куда также размещаются султанчики, всевозможные игрушки на поддувание, сигнальные флажки (Гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий).
Для изготовление флажков используются трубочки для сока, сами флажки изготовляются из цветной самоклеящейся бумаги и прикрепляются с двух концов трубочки: гласный – согласный соответственно красный – серый, звонкий – глухой соответственно на сером фоне колокольчик – на сером фоне перечеркнутый колокольчик, твердый – мягкий соответственно синий – зеленый.
Справа и слева от дома стена обклеена пенепленом, имитирующего забор. Где соответственно, мы расположили магнитную доску, облагороженный кусок ковролина.
Используя различные свойства этих предметов, мы закрепляем у детей зрительный образ буквы, тренируем их моторику, развиваем оптико-пространственные отношения, прививаем интерес к письменной речи.
Все необходимые атрибуты: магнитные буквы, клубочки шерстяных ниток, из которых дети конструируют буквы, ножницы, мелки, карандаши расположены здесь же в коробочках из-под чая, также обклеенных цветной самоклеящейся бумагой и прикрепленных к стене двухсторонним скотчем.
Перед домом на жердочке сидит игрушка попугай Гоша – Говоруша.
Он является “другом”, “партнером” детей. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы, загадывать загадки, изображать правильное и неправильное произношение звуков вызывает живой интерес, побуждает к речевой активности. Впереди, на животе у попугая, расположен карман, куда воспитатель или логопед вставляет очередную изучаемую букву, тем самым ненавязчиво привлекая внимание детей к ее образу и тем самым способствуя ее запоминанию.
На заднем плане дома расположено солнышко, которое тоже не только оживляет картинку, но и несет коррекционную функцию. У солнышка семь лучиков-косичек, и на каждой косички бантик. Бантики имеют определенный цвет спектра. Педагог может поупражнять ребенка в назывании основных цветов.
Педагог может предложить ребенку назвать цвет бантиков, например, от розового, до синего справа на лево и т. д.
Наступают новогодние праздники, предприятия выпускают подарки в красивых коробках. Но вот сладости съедены, коробку выбросить рука не поднимается, а ребенку, наигравшись с ней, все равно, не хочется расставаться.
Предлагаем варианты игр, с применением этих подарочных упаковок. Вот так можно возродить жизнь коробке.
- Цель игры: закрепление умения делить слова на слоги, выделять начальный и конечный гласный и согласный звук, автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие мелкой моторики.
- Материал: макет елочки, на которой из проволоки крепятся маленькие петельки, небольшие круги с крючком “елочные шары” с наклеенными предметными картинками. К шарикам прицеплен маленький гардинный крючок; слоговые схемы – “гирлянды”
- Ход игры: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых
нарисована картинка с определенным количеством слогов, повесив данный шарик, на то место, где размещена гирлянда с соответствующим количеством лампочек. Ребенок вешает игрушки-шары на петельки с помощью крючка. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.
“Волшебный ларец”
- Цель игры: закрепление умения детей дифференцировать звуки по твердости и мягкости, автоматизация поставленных звуков в словах.
- Материал: подарочная коробка в виде шестигранника. Грани коробки обклеены синей и зеленой пленкой. На каждой грани по два кармашка; набор предметных картинок, подобранных соответствующим образом (С-СЬ, З-ЗЬ, Р-РЬ, Л-ЛЬ, П-ПЬ, М-МЬ, В-ВЬ и т. д.)
- Ход игры:
Вариант 1. Логопед определяет группу дифференцируемых звуков. Играет один ребенок. Ребенок раскладывает картинки на столе. Логопед предлагает ребенку поместить картинки в соответствующие кармашки. Ребенок находит картинку, называет ее. Логопед уточняет правильность выбора. Ребенок помещает в кармашек ларца.
Вариант 2. Играют два ребенка. Каждому ребенку предлагается по 8 картинок (по 4 картинке с мягким звуком, 4 картинки с твердым звуком). Выигрывает тот, ребенок, кто быстрее и правильно поместит все свои картинки на грани ларца.
“Веселый паровозик”
- Цель игры: закрепление умения делить слова на слоги, автоматизация поставленных звуков в словах, фразах; упражнение в классификации понятий “Домашние животные”, “Животные леса”, “Животные Юга”, “Животные севера”, развитие слухового внимания.
- Материал: подарочная коробка в виде красочного паровозика с окнами-кармашками, размещенными с двух сторон по три штуки. На кармашках соответственно наклеено от одной до тех звездочек; набор картинок с изображением животных -«пассажиров»; картинки – остановки с изображением леса, джунглей, природы Севера.
- Ход игры: Логопед предлагает из набора картинок выбрать только тех животных, в названии которых встречается, например звук С (лось, лиса, барсук, носорог, слон, барс) и разместить этих животных в соответствующие вагончики. Номер вагона должен соответствовать количеству слогов. Ребенок выбирает нужную картинку, повторяет слово по слогам и вставляет картинку в соответствующий вагон.
Пассажиры едут в поезде. Каждого надо высадить на его остановке. Слушай внимательно название остановок и высади пассажира. Ребенок, воспринимая на слух название остановки, высаживает пассажиров, называет картинки.
- Цель игры: закрепление умения детей находить место звука в слове, автоматизация поставленных звуков в словах, фразах.
- Материал: подарочная коробка в виде красочного самолетика. Корпус самолета разделен яркой полосой на три части. (Кабина, салон, хвост). Каждая часть имеет кармашки; набор предметных картинок.
- Ход игры: Логопед называет один из изображенных предметов (материал дается на слух). Ребенок подбирает соответствующую картинку, проговаривает слово, удлиняя отрабатываемый звук, и размещает картинку в нужную часть самолета. (Кабина – начало слова, салон- середина слова, хвост – конец слова)
Можно попросить ребенка придумать предложение с любым из изображенных предметов.
- Цель игры: закрепление умения детей дифференцировать звуки по звонкости и глухости, автоматизация поставленных звуков в словах, фразах.
- Материал: подарочная коробка в виде красочного замка. На верхушках башен расположены флажки. Для изготовление флажков используются трубочки для сока, сами флажки изготовляются из цветной самоклеящейся бумаги. На одном флажке изображен колокольчик, а на другом флажке перечеркнутый колокольчик. На каждой башенке наклеены кармашки. На месте ворот приклеена коробочка для картинок. Картинки подбираются соответственно дифференцируемыми звуками. (В-Ф, Г-К, Ш-Ж, П-Б, Д-Т, С-З).
Вариант 1. Играет один ребенок. Ребенок достает картинки из кармашка, раскладывает их на столе. Логопед предлагает ребенку найти картинку в названии которой, например слышится звонкий звук Д. Ребенок находит картинку, называет ее. Логопед уточняет правильность выбора. Ребенок помещает в кармашек-окошечко соответствующего замка. Аналогично со звуком Т. Задания логопед дает в разнобой. В конце игры ребенок называет “жильцов” башни-глухих звуков и башни – звонких звуков. И придумывает предложение с парой картинок, например, со словами ДОМ-ТОМ.
Вариант 2. Играют два ребенка. Заранее обговаривается на какой звук они будут искать картинки. Дети по очереди достают картинки из кармашка, называют слово. Если картинка не подходит, то ребенок ее возвращает на место. Выигрывает тот, ребенок, чьи окошки замка быстрее заполнятся.
Оформление логопедической группы и кабинета логопеда
Анастасия Гредякина
Оформление логопедической группы и кабинета логопеда
Коррекционная предметно-развивающая среда логопедической группы и логопедического кабинета для дошкольников.
Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.
Формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями – сложный и многокомпонентный по структуре педагогический процесс. Доказано, что максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей оказывает создание комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения и коррекционно-развивающей среды.
Материально-техническое оснащение группы и кабинета в основном соответствует требованиям — носит развивающий и коррекционный характер, создает условия для творческой деятельности каждого ребенка, предоставляет детям возможность для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
Самой заметной и познавательной частью нашей группы является стена,оформленная в виде города. Она нам очень помогает в работе,изучая лексические темы,на занятиях по математике,грамоте и т. д.
Зону по коррекции произношения мы оформили,соединив с лексической темой насекомые и обыграли предлогами.
Информативный центр для родителей тоже захотелось сделать своими руками и представить в виде карусели из известного мультфильма.
В группе у нас растет чудо-дерево,на котором в зависимости от времени года меняется съемный материал на липучках.
В оформлении как вы уже заметили мы используем оракал,цветную клеющуюся пленку,она очень хороша для декоративных оформлений,очень проста в работе.
Детки у нас спят в спальне и видят сказочные сны,которые разносят им маленькие волшебные феи).
Оформление логопедического кабинета:
Сейчас все стенды можно заказать и изготовить на специальных панелях,но своими руками делать методические пособия роднее и милее)
«Профессии на стройке» конспект занятия в логопедической группе учителя-логопеда Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Профессии на стройке» для детей с тяжелыми нарушениями.
Фотоотчет «Оформление кабинета к Новому году» Уважаемые коллеги и гости моей странички! В этом году у нас в дошкольном учреждении проводился конкурс для педагогов «На лучшее оформление.
Годовой план учителя-логопеда в старшей логопедической группе Мероприятия Сроки проведенияОрганизационная работаПодготовка кабинета к новому учебному году До 1 сентября Первичное и углубленное обследование.
Оформление кабинета педагога дополнительного образования Все течет, все изменяется. и в нашем учреждении грянули перемены. Мне предоставили новый кабинет, нужно было сделать ремонт и переехать.
Оформление логопедического кабинета к Новому году. В предверии каждого нового года я стараюсь создать неповторимую сказочную атмосферу в логопедическом кабинете. Для этого разрабатываю вместе.
Осеннее оформление кабинета психолога. В нашем детском саду, как и во многих детских садах, педагоги стараются украшать свои группы к каждому сезону. Специалисты решили тоже не.
Родительское собрание для родителей логопедической группы «Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Родительское собрание. Тема: «Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Цель: • формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания.
Сообщение из опыта работы «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми логопедической группы» Я работаю воспитателем на логопедической группе, работа нашей группы строится на тесном контакте с учителем – логопедом. В своей работе.
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей через оформление стенда «Уголок логопеда». .
Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя логопедической группы Тема: «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя». Решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе воспитателя логопедических.
«Секреты хозяйки логопедического кабинета».
Маргарита Андреева
«Секреты хозяйки логопедического кабинета».
динственный способ взобраться на вершину лестницы –преодолевать ступеньку за ступенькой, по одной за раз. И в процессе этого подъема Вы внезапно обнаружите у себя все необходимые качества, навыки и умения, нужные для достижения успеха, которыми Вы, вроде бы, никогда не обладали.
Приветствую Вас, уважаемые коллеги!
С огромным удовольствием представляю свой рабочий кабинет логопеда в МБДОУ д/с «Ягодка» с. Александровского, Томской области. Логопедом я работаю всего второй год. В своей работе применяю инновационные технологии:
• Работаю над развитием слухового внимания;
• речевого, фонематического слуха;
• физиологического и речевого дыхания;
• формированием правильного звукопроизношения, автоматизацией и дифференциацией различных звуков;
• развитием грамматического строя речи;
• развитием связной речи (диалоги, пересказы, рассказы).
• Особое внимание уделяю формированию фонетико-фонематического восприятия.
. Знакомлю детей со звуками, развиваю навыки звуко-слогового анализа, синтеза.
• Работаю над предупреждением дисграфии и дислексии.
Вот что мне удалось сделать своими руками, руками моих детей и родителей за этот период.
На входной двери кабинета табличка «Логопед», расписание работы логопедического
кабинета и «Секрет от логопеда»:
Как говорить и ясно, и понятно,-
Квалифицированный мастер – ЛОГОПЕД.
Он учит речевой коммуникации,
Грамматика и лексика — его предмет.
Дыханию, фонации, артикуляции
Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД.
Он педагог, Учитель и психолог,
Филолог он, и он языковед,
Он воспитатель, доктор, дефектолог,
Актер, оратор – это ЛОГОПЕД.
Исследователь, методист, новатор,
Он диагност, корректор и эксперт,
И консультант, и наблюдатель –
Специалист разносторонний – ЛОГОПЕД.
Кабинет логопеда.
Картотеки игр и упражнений, а так же другой материал к занятиям.
1. Рабочее место логопеда.
2. Под полкой расположена «Подсказка логопеда»: График индивидуальной работы с детьми; График работы логопеда (общий); Памятки «Гласные звуки и буквы», «Классификация согласных звуков речи», «Строение зубочелюстной системы».
3. На этой же стене расположены настенные зеркала и «Паутинка» (место для закрепления демонстрационного материала для повторения с детьми, а так же подсказки для логопеда на занятия).
4. Левее располагается зона для развития дыхания «Карусель» и моторики рук «Разноцветные косички».
5. Здесь стоит небольшой «Магазин для развития пальчиков», где ребёнок в свободной деятельности может взять следующие пособия и игры:
5.1. Авторская игра «Украсим гусеницу» (выполнена из материала берёзы на токарном станке с помощью стамесок и другим подручных инструментов).
5.2. Дидактические игры, игры-вкладыши, шнуровки.
5.3. Массажные мячики (Су-джок терапия).
5.4. Коллекция ракушек, животных морей и океанов.
5.5. Фрукты и овощи.
5.6. Игра «Угадай, что шумит в яйце?»
5.7. Авторский вязанный пальчиковый театр.
5.8. Ветерки; «Змейка-повторюшка»; «Лягушка-говорюшка».
5.9. Сухой бассейн для рук из киндер яиц.
6. «Логопедические помощники» — массажные мячики (мягкие и твёрдые на ощупь).
7. А на полке находятся наши любимые «Логопедические помощники» (в специальных баночках): камешки, ракушки, бусины, цветные шнурочки, воздушные шарики, свистки, мелкие игрушки из киндер сюрпризов, магниты, магнитные буквы разного цвета для магнитной доски, мякиши, пуговицы, головоломки и многое другое.
8. Далее представлена зона «Песочной терапии». Здесь хранятся различные игры для развития моторики рук, памяти, внимания, мышления, воображения и речи дошкольников.
9. В шкафу находятся «логопедические ключики» — зонды и зондозаменители; масла для аромотерапии; шпатели; спирт; ватные палочки; ватные диски; салфетки; трубочки; вата.
10. На шкафу стоят детские игрушки, ёмкости для развития дыхания игра «Снегопад».
11, 12. В шкафу находятся методические материалы, «Копилка методического материала логопеда», а так же литература и прочие методические пособия.
13. В кабинете имеется компьютер (активно применяю современные средства ИКТ в своей работе с детьми).
14. Рядом с учебной зоной расположено место для индивидуальной логопедической работы с детьми (оснащено различными играми, упражнениями).
15. Учебная зона логопедического кабинета: доска, магнитная доска, место для крепления наглядности.
16. Раздаточный материал к занятиям по обучению грамоте для подготовительной логопедической группы (фишки карточки для составления схемы предложения, счётные палочки, фишки для ударения и игры «Светофорчики», цветные шерстяные нитки для выкладывания букв на бархатной бумаге).
Логопедический уголок для родителей, расположенный в прихожей группы.
До новых встреч!
Самопрезентация. Профессия воспитателя Единственный способ взобраться на вершину лестницы – преодолевать ступеньку за ступенькой. И в процессе этого подъема вы внезапно обнаружите.
Эссе «Моя философия» Единственный способ взобраться на вершину лестницы – преодолевать ступеньку за ступенькой. И в процессе этого подъема вы внезапно обнаружите.
Материал по логопедии (подготовительная группа) по теме:
Уголок логопеда
Оформление для родительского уголка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этот материал поможет логопедам в оформлении логопедического уголка для родителей. В нем отображены основные направления работы логопеда в коррекционном детском саду для детей с общим недоразвитием ре.
Для развития артикуляционной моторики в группах я сделала папку-передвижку (автор Е.А. Пожиленко), где вниманию родителей и воспитателей представлены комплексы упражнений артикуляционной гимнас.
В презентации представлены фотографии стенда, описание информации для размещения.
В уголок помезаются не только консультации для родителей,но и текущая информация.
Младший дошкольный возраст.
Консультация для родителей:Что такое дизартрия?Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Термин «дизартрия» об.
Существует несколько причин, почему важно знать, правильно ли формируется речь у ребенка в дошкольном возрасте.
Методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме:
Оформление кабинета логопеда своими руками
ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА ЛОГОПЕДА
— Саша, пойдем позанимаемся?
— Нет, я лучше в группе поиграю, здесь веселее!
Это частый, но крайне не желательный ответ ребенка на приглашение логопеда на занятие. И действительно, многоразовое повторение речевого материала при автоматизации звуков может привести в уныние любого взрослого человека, что уж говорить о ребенке. Но что же делать педагогу, чтобы заинтересовать ребенка в занятии?
Существует несколько путей решения этой проблемы. Возможен вариант встречи с мамой ребенка, и тогда, после её беседы с ребенком, он к вам обязательно придет. Но с каким настроением?
Я выбрала другой путь. В своем кабинете я постаралась создать такую атмосферу, чтобы ребенок ожидал каждого занятия с нетерпением.
С чего я начала? С изучения теории и норм оформления. И сразу же возник вопрос о том, как воплотить «теорию зонирования» кабинета на ОЧЕНЬ ограниченной территории бывшей кладовой. Помогли совет старшего товарища – логопеда — стажиста и собственная фантазия, а так же мои любимые воспитатели, которые с пониманием относились к просьбам и никогда не отказывали.
Предлагаю вашему вниманию итог работы по оформлению логопедического кабинета.
Как оформить логопедический уголок в детском саду
Наталья Василишин 29.01.2018 1 6.1k
Работа по развитию и коррекции речи дошкольников — одно из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Поэтому создание условий для предотвращения и исправления речевых расстройств у малышей — важный принцип оформления логопедической зоны (коррекционного уголка, речевого центра) предметно-развивающей среды группы. При этом окружающая обстановка должна быть не только познавательной, развивающей, но и эстетически оформленной, а главное, комфортной.
Роль логопедического уголка
В условиях образовательной концепции современных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) занятия для коррекции и развития речи могут проводиться в двух вариантах:
- в специально оборудованном кабинете для занятий с логопедом;
- в каждой группе детского сада.
В первом случае всё оснащение для работы находится в кабинете специалиста. Расположение базовых материалов для работы в группе обусловлено тем, что в детском саду у логопеда нет кабинета или же коррекционной работой занимается сам воспитатель. Логопедический уголок — это часть предметно-развивающей среды для игр поодиночке или в группе, направленных на исправление существующих нарушений речи, стимуляцию речевой активности малышей. Роль логопедического центра заключается в:
- обогащении эмоционального и практического опыта установления контакта ребёнком со сверстниками, взрослым (для игр, выполнения заданий в группе, детям необходимо общение, то есть работа в речевом уголке стимулирует развитие устной речи, навыков коммуникации);
Работа в речевом уголке также помогает детям учиться взаимодействовать друг с другом
Цели и задачи создания центра
В основу содержательного наполнения логопедического уголка положены лексические темы, рассматриваемые в соответствии с календарно-тематическим планированием. Кроме того, материалы коррекционного центра должны соотноситься с:
- программой, по которой работает ДОУ и конкретная группа (например, если в детском саду есть логопедические группы, то предметно-развивающая зона будет не только больше в смысле занимаемой площади, но и многообразнее по содержанию);
- физиологическими и психолого-педагогическими особенностями развития речи в конкретном возрасте (так, например, в младшей и средней группах в работе учитывается очерёдность освоения звуков — а, о, э, п, м, б в 1,5–2 года, и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й в 2–4 года).
Таким образом целями создания речевого уголка в ДОУ является:
- тренировка мелкой моторики для полноценного и своевременного развития связной осознанной речи при помощи специальных тренажёров (шнуровок, волчков и пр.);
- стимулирование речевого аппарата для произнесения согласных звуков, различающихся по месту преграды, которую встречает воздушный поток (особенно, переднеязычные нёбные звуки ш, ж, р, ч и переднеязычные зубные л, з, с);
- овладение навыком правильного вдоха-выдоха в процессе речевого акта с помощью дыхательной гимнастики (важно для произнесения согласных, требующих определённой направленности воздушного потока к месту преграды);
Выработка правильного дыхания — одно из основных направлений развития речи
Это интересно. Акустическая реализация согласных звуков возможна благодаря тому, что при их произнесении сужается голосовой тракт, вызывая полную или частичную блокировку воздушного потока. Изменение направления последнего и даёт возможность продуцировать разные согласные звуки. Для произнесения гласных существенного сужения голосового тракта не происходит.
При этом для каждого возраста поставленные цели реализуются в рамках решения конкретных задач, которые носят накопительный характер, то есть из года в год дополняются, обогащаются.
Работа по развитию речи выстраивается последовательно из года в год
Как оформить логопедический уголок в детском саду
Наталья Василишин 29.01.2018 1 6.1k
Работа по развитию и коррекции речи дошкольников — одно из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Поэтому создание условий для предотвращения и исправления речевых расстройств у малышей — важный принцип оформления логопедической зоны (коррекционного уголка, речевого центра) предметно-развивающей среды группы. При этом окружающая обстановка должна быть не только познавательной, развивающей, но и эстетически оформленной, а главное, комфортной.
Роль логопедического уголка
В условиях образовательной концепции современных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) занятия для коррекции и развития речи могут проводиться в двух вариантах:
- в специально оборудованном кабинете для занятий с логопедом;
- в каждой группе детского сада.
В первом случае всё оснащение для работы находится в кабинете специалиста. Расположение базовых материалов для работы в группе обусловлено тем, что в детском саду у логопеда нет кабинета или же коррекционной работой занимается сам воспитатель. Логопедический уголок — это часть предметно-развивающей среды для игр поодиночке или в группе, направленных на исправление существующих нарушений речи, стимуляцию речевой активности малышей. Роль логопедического центра заключается в:
- обогащении эмоционального и практического опыта установления контакта ребёнком со сверстниками, взрослым (для игр, выполнения заданий в группе, детям необходимо общение, то есть работа в речевом уголке стимулирует развитие устной речи, навыков коммуникации);
Работа в речевом уголке также помогает детям учиться взаимодействовать друг с другом
Цели и задачи создания центра
В основу содержательного наполнения логопедического уголка положены лексические темы, рассматриваемые в соответствии с календарно-тематическим планированием. Кроме того, материалы коррекционного центра должны соотноситься с:
- программой, по которой работает ДОУ и конкретная группа (например, если в детском саду есть логопедические группы, то предметно-развивающая зона будет не только больше в смысле занимаемой площади, но и многообразнее по содержанию);
- физиологическими и психолого-педагогическими особенностями развития речи в конкретном возрасте (так, например, в младшей и средней группах в работе учитывается очерёдность освоения звуков — а, о, э, п, м, б в 1,5–2 года, и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й в 2–4 года).
Таким образом целями создания речевого уголка в ДОУ является:
- тренировка мелкой моторики для полноценного и своевременного развития связной осознанной речи при помощи специальных тренажёров (шнуровок, волчков и пр.);
- стимулирование речевого аппарата для произнесения согласных звуков, различающихся по месту преграды, которую встречает воздушный поток (особенно, переднеязычные нёбные звуки ш, ж, р, ч и переднеязычные зубные л, з, с);
- овладение навыком правильного вдоха-выдоха в процессе речевого акта с помощью дыхательной гимнастики (важно для произнесения согласных, требующих определённой направленности воздушного потока к месту преграды);
Выработка правильного дыхания — одно из основных направлений развития речи
Это интересно. Акустическая реализация согласных звуков возможна благодаря тому, что при их произнесении сужается голосовой тракт, вызывая полную или частичную блокировку воздушного потока. Изменение направления последнего и даёт возможность продуцировать разные согласные звуки. Для произнесения гласных существенного сужения голосового тракта не происходит.
При этом для каждого возраста поставленные цели реализуются в рамках решения конкретных задач, которые носят накопительный характер, то есть из года в год дополняются, обогащаются.
Работа по развитию речи выстраивается последовательно из года в год