Приказ фтс 778 инструкция по рискам

Автор: | 12.11.2018

Содержание:

Приказ Федеральной таможенной службы от 1 декабря 2014 г. N 2324 «О внесении изменений в Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров, утвержденную приказом ФТС России от 6 июля 2012 г. N 1372»

В целях использования при оценке рисков сведений, содержащихся в информационно-аналитических справках, подготовленных функциональными подразделениями таможенных органов, приказываю:

Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров, утвержденную приказом ФТС России от 6 июля 2012 г. N 1372 (с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 3 апреля 2014 г. N 594) (далее — Инструкция), после пункта 8.3 дополнить пунктом 8.4 следующего содержания:

«8.4. Функциональным подразделением одновременно с направлением информационно-аналитической справки в уполномоченное подразделение копия указанной информационно-аналитической справки направляется служебной запиской в следующее структурное подразделение ФТС России, регионального таможенного управления или таможни:

— в ФТС России — в Управление рисков и оперативного контроля;

— в региональном таможенном управлении — в отдел координации и применения системы управления рисками;

— в таможне — в отдел применения системы управления рисками, при его отсутствии в структуре таможни — в отдел таможенных процедур и таможенного контроля.

Копия указанной информационно-аналитической справки направляется в целях ее использования подразделениями, указанными в абзацах втором, третьем и четвертом настоящего пункта Инструкции, в качестве источника информации, используемого для выявления рисков, в соответствии с приказом ФТС России от 24 апреля 2014 г. N 778 «Об утверждении Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками».».

Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Обзор документа

Скорректирован порядок действий функциональных и уполномоченного подразделений таможенного контроля после выпуска товаров.

Как и ранее, функциональное подразделение передает информационно-аналитическую справку в уполномоченное подразделение.

Установлено, что одновременно с этим копия справки направляется служебной запиской в отдельные структурные подразделения ФТС России, регионального таможенного управления (РТУ) или таможни.

В ФТС России это Управление рисков и оперативного контроля, в РТУ — отдел координации и применения системы управления рисками, в таможне — отдел применения системы управления рисками (при его отсутствии — отдел таможенных процедур и таможенного контроля).

Копия справки используется как источник информации, применяемый для выявления рисков.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Приказ фтс 778 инструкция по рискам

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

от 6 июля 2012 года N 1372

Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров

(с изменениями на 1 декабря 2014 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 декабря 2016 года на основании
приказа ФТС России от 19 октября 2016 года N 2004
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594;
приказом ФТС России от 1 декабря 2014 года N 2324.
____________________________________________________________________

В целях выявления, предупреждения и пресечения нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также повышения эффективности взаимодействия подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров (далее — Инструкция).

2. Начальникам подразделений ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, обеспечить:

а) централизацию таможенного контроля после выпуска товаров в подразделениях таможенного контроля после выпуска товаров, исключив дублирование функций таможенного контроля после выпуска товаров различными подразделениями таможенного органа;

б) в течение месяца с даты издания настоящего приказа приведение правовых актов, регламентирующих деятельность структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации, должностных инструкций и должностных регламентов должностных лиц в соответствие с Инструкцией.

Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов

Приложение. Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров

Приложение
к приказу ФТС России
от 6 июля 2012 года N 1372

(с изменениями на 1 декабря 2014 года)

I. Общие положения

1. Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров (далее — Инструкция) разработана в целях:

— централизации таможенного контроля после выпуска товаров в подразделениях таможенного контроля после выпуска товаров;

— исключения дублирования функций таможенного контроля после выпуска товаров, требующего запроса дополнительных документов и сведений у проверяемых лиц, указанных в пункте 2 статьи 122 Таможенного кодекса Таможенного союза различными подразделениями таможенного органа;

— выявления и пресечения фактов несоблюдения требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле;

— повышения эффективности взаимодействия между структурными подразделениями таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров;

— эффективного использования ресурсов таможенных органов при выборе объектов таможенного контроля после выпуска товаров.

2. Инструкция разработана в соответствии с:

Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст.6252; 2011, N 27, ст.3873, N 29, ст.4291, N 50, ст.7351; 2012, N 53 (ч.1), ст.7608; 2013, N 14, ст.1656, N 26, ст.3207, N 27, ст.3477, N 30 (ч.1), ст.4084, N 49 (ч.1), ст.6348, N 51, ст.6681, ст.6682;) (далее — Федеральный закон).
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

3. Инструкция определяет действия должностных лиц структурных подразделений таможенных органов при организации:

— информационного взаимодействия при подготовке и предоставлении материалов и сведений для проведения таможенного контроля после выпуска товаров;
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

— взаимодействия при принятии решения о проведении таможенного контроля после выпуска товаров;
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

4. Анализ информации, содержащейся в документах, представленных при таможенном декларировании товаров, в целях выбора объекта (объектов) таможенного контроля после выпуска товаров, проводится подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров (далее — уполномоченные подразделения) и подразделениями (Главными управлениями (управлениями) ФТС России, службами региональных таможенных управлений и подразделениями таможен), наделенными в соответствии с положениями о подразделениях таможенных органов полномочиями по осуществлению таможенного контроля (далее — функциональные подразделения), по следующим направлениям:
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.
________________
Под подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров понимаются на уровне ФТС России — Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров; на уровне регионального таможенного управления — подразделение таможенного контроля после выпуска товаров; на уровне таможни — подразделение таможенного контроля после выпуска товаров.
(Ссылка в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

2) страна происхождения товаров, а также соблюдение условий предоставления тарифных преференций;

3) контроль таможенной стоимости товаров;

4) запреты и ограничения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации;

5) защита прав интеллектуальной собственности;

6) помещение товаров под таможенную процедуру;

7) порядок и условия предоставления льгот по уплате таможенных платежей, иных освобождений по уплате таможенных платежей, отсрочек, рассрочек по уплате таможенных платежей;

8) исчисление, полнота и своевременность уплаты таможенных платежей;

9) организация и применение системы управления рисками.

II. Информационное взаимодействие функциональных подразделений таможенных органов и уполномоченного подразделения при подготовке и предоставлении материалов и сведений для проведения таможенного контроля после выпуска товаров

5. Функциональные подразделения в рамках аналитической работы осуществляют:
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

5.1. Анализ имеющихся источников информации, в том числе с использованием системы управления рисками с целью выявления фактов, указывающих на возможные нарушения таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

5.2. Анализ совокупности и полноты отработки мер по минимизации выявленных рисков и в случае необходимости выработку предложений по применению после выпуска товаров форм таможенного контроля, установленных статьей 110 ТК ТС.

6. К объектам анализа риска, в соответствии со статьей 129 ТК ТС, относятся:

— товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

— транспортные средства международной перевозки;

— сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;

— сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;

— деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;

Читайте так же:  Апелляционный арбитражный суд в туле

— результаты применения форм таможенного контроля.

Анализ проводится в отношении товаров, по которым не истек срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, предусмотренный статьей 99 ТК ТС и частью 2 статьи 164 Федерального закона, а также с учетом возможности применения мер принудительного взыскания после завершения таможенного контроля в отношении таких товаров в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Федерального закона.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

7. Результаты аналитической работы, проводимой функциональным подразделением, оформляются в виде информационно-аналитической справки по образцу, приведенному в приложении N 1 к Инструкции.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

7.1. В случае выявления по итогам аналитической работы, проводимой уполномоченным подразделением и предшествующей проведению таможенной проверки, информации, свидетельствующей о возможных нарушениях таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, ее результаты оформляются в виде информационно-аналитической справки по образцу, приведенному в приложении N 1 к Инструкции.
(Пункт дополнительно включен приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594)

8. В случае выявления информации, свидетельствующей о возможных нарушениях таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, требующей запроса дополнительных документов и сведений у проверяемых лиц, указанных в пункте 2 статьи 122 ТК ТС, либо требующей проведения таможенного контроля в отношении товаров с применением форм таможенного контроля — таможенный осмотр, таможенный досмотр, таможенный осмотр помещений и территорий, информационно-аналитическая справка не позднее следующего рабочего дня с даты ее составления направляется в уполномоченное подразделение служебной запиской для рассмотрения вопроса о целесообразности проведения таможенного контроля после выпуска товаров. Информация направляется с приложением комплекта документов (оригиналов либо заверенных в установленном порядке копий), содержащих соответствующие данные.
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

Функциональными подразделениями вместе с информационно-аналитической справкой дополнительно могут быть представлены (при наличии):

— сведения о местонахождении постоянно действующего исполнительного органа организации;

— сведения об учетной политике организации;

— бухгалтерские документы и налоговая отчетность;

— сведения о деятельности лица, имеющиеся в общедоступных информационных ресурсах и средствах массовой информации (данные интернет-сайтов о характере и показателях деятельности лица и его контрагентов);

— информация об индивидуальных характеристиках товара, имеющаяся в общедоступных информационных ресурсах и средствах массовой информации (данные научно-методической и учебной литературы, сведения, содержащиеся в действующих документах по стандартизации и метрологии, результаты научно-исследовательской и экспертной деятельности);

— иные сведения, подтверждающие информацию о возможных нарушениях.

8.1. Информационно-аналитическая справка, составленная по результатам аналитической работы, проведенной функциональным подразделением таможни, согласовывается с заместителем начальника таможни, курирующим указанное функциональное подразделение (либо лицом, его замещающим).
(Пункт дополнительно включен приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594)

8.2. Регистрация и учет информации, полученной при проведении функциональным подразделением аналитической работы, осуществляется в Журнале регистрации и учета информационно-аналитических справок (ИАС) функционального подразделения (далее — Журнал функционального подразделения) по образцу, приведенному в приложении N 2 к Инструкции.
(Пункт дополнительно включен приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594)

8.3. Журнал функционального подразделения формируется в каждом функциональном подразделении таможенного органа, проводящем аналитическую работу, и ведется в электронном виде.
(Пункт дополнительно включен приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594)

8.4. Функциональным подразделением одновременно с направлением информационно-аналитической справки в уполномоченное подразделение копия указанной информационно-аналитической справки направляется служебной запиской в следующее структурное подразделение ФТС России, регионального таможенного управления или таможни:

— в ФТС России — в Управление рисков и оперативного контроля;

— в региональном таможенном управлении — в отдел координации и применения системы управления рисками;

— в таможне — в отдел применения системы управления рисками, при его отсутствии в структуре таможни — в отдел таможенных процедур и таможенного контроля.

Копия указанной информационно-аналитической справки направляется в целях ее использования подразделениями, указанными в абзацах втором, третьем и четвертом настоящего пункта Инструкции, в качестве источника информации, используемого для выявления рисков, в соответствии с приказом ФТС России от 24 апреля 2014 года N 778 «Об утверждении Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками».
(Пункт дополнительно включен приказом ФТС России от 1 декабря 2014 года N 2324)

9. Регистрация и учет информации, полученной при проведении уполномоченным подразделением аналитической работы или поступившей от функционального подразделения, осуществляется в Журнале регистрации и учета информационно-аналитических справок (ИАС) уполномоченного подразделения (далее — Журнал уполномоченного подразделения) по образцу, приведенному в приложении N 3 к Инструкции.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

10. Журнал уполномоченного подразделения формируется в уполномоченном подразделении и ведется в электронном виде.
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

11. Уполномоченное подразделение вправе запросить у функционального подразделения, направившего информационно-аналитическую справку, иного функционального подразделения таможенного органа, иного таможенного органа дополнительные сведения и (или) документы, необходимые для принятия решения о назначении проверочного мероприятия после выпуска товаров.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

12. Срок рассмотрения уполномоченным подразделением информации, полученной при проведении функциональным подразделением аналитической работы, не должен превышать 60 (шестидесяти) календарных дней со дня принятия указанной информации к учету в соответствии с пунктом 9 Инструкции.

В случае если для подготовки выводов о наличии или об отсутствии оснований для проведения таможенного контроля после выпуска товаров в соответствии с пунктом 13 Инструкции уполномоченному подразделению достаточно анализа представленных функциональным подразделением источников информации без дополнительных запросов документов и сведений, срок рассмотрения уполномоченным подразделением информации, полученной при проведении функциональным подразделением аналитической работы, не должен превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня принятия указанной информации к учету в соответствии с пунктом 9 Инструкции.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

III. Взаимодействие функциональных подразделений и уполномоченного подразделения при назначении таможенного контроля после выпуска товаров

13. Уполномоченное подразделение рассматривает представленные функциональным подразделением предложения и прилагаемые к ним материалы и направляет докладную записку начальнику таможенного органа либо лицу, его замещающему, о целесообразности проведения таможенного контроля после выпуска товаров, форме таможенного контроля, кандидатурах должностных лиц для проведения таможенного контроля после выпуска товаров либо информирует функциональное подразделение путем направления служебной записки об отсутствии оснований для проведения таможенного контроля после выпуска товаров с изложением причин или о направлении нижестоящему таможенному органу поручения об организации таможенного контроля после выпуска товаров.

Решение о целесообразности либо нецелесообразности проведения таможенного контроля после выпуска товаров принимает начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее, путем наложения резолюции на докладной записке, подготовленной уполномоченным подразделением.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

14. В случае несогласия функционального подразделения с позицией уполномоченного подразделения об отсутствии оснований для проведения таможенного контроля после выпуска товаров либо поступления дополнительной информации, свидетельствующей о возможных нарушениях таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, функциональным подразделением таможенного органа принимаются меры по выработке согласованной позиции в рабочем порядке.

Принятие мер по выработке согласованной позиции осуществляется функциональным подразделением таможенного органа в течение 7 (семи) рабочих дней, следующих за днем получения служебной записки уполномоченного подразделения, указанной в пункте 13 Инструкции.
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

Если по результатам принятия мер не выработано согласованной позиции, функциональное подразделение таможенного органа не позднее дня истечения срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта, направляет служебную записку в уполномоченное подразделение таможенного органа, в которой отражает мотивированную позицию с указанием причины несогласования позиции уполномоченного подразделения.
(Абзац дополнительно включен приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594)

15. Уполномоченное подразделение не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента истечения срока, указанного в пункте 14 Инструкции, докладывает начальнику таможенного органа либо лицу, его замещающему:

— о целесообразности проведения таможенного контроля после выпуска товаров;

— об отсутствии согласованной позиции для принятия окончательного решения с приложением позиции функционального подразделения, направленной в соответствии с абзацем третьим пункта 14 Инструкции.

Решение о целесообразности либо нецелесообразности проведения таможенного контроля после выпуска товаров принимает начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее, путем наложения резолюции на докладной записке, подготовленной уполномоченным подразделением.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

15.1. Уполномоченное подразделение письменно информирует функциональное подразделение об окончательном решении о целесообразности либо о нецелесообразности проведения таможенного контроля после выпуска товаров, принятом начальником таможенного органа, либо лицом, его замещающим, в течение 3 (трех) рабочих дней, следующих за днем наложения соответствующей резолюции на докладной записке уполномоченного подразделения, направленной в соответствии с пунктом 15 Инструкции.
(Пункт дополнительно включен приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594)

IV. Заключительные положения

17. По окончании таможенного контроля после выпуска товаров уполномоченное подразделение в течение 10 (десяти) дней письменно информирует функциональное подразделение о его результатах.

Начальник
Главного управления
таможенного контроля
после выпуска товаров
В.И.Селезнев

Приложение N 1. Информационно-аналитическая справка

Приложение N 1
к Инструкции о действиях должностных
лиц таможенных органов при
взаимодействии подразделений таможенного
контроля после выпуска товаров и
структурных подразделений таможенных
органов при осуществлении таможенного
контроля после выпуска товаров
(В редакции, введенной в действие
приказом ФТС России
от 3 апреля 2014 года N 594. —
См. предыдущую редакцию)

Профили рисков с установленным сроком действия не более одного месяца (далее — краткосрочные профили рисков);

Профили рисков с установленным сроком действия от одного до трех месяцев включительно (далее — среднесрочные профили рисков);

Профили рисков с установленным сроком действия свыше трех месяцев, но не более одного года (далее — долгосрочные профили рисков);

Читайте так же:  Пособие по беременности для мужчин

Профили рисков без ограничения срока действия (далее — постоянные профили рисков).

(слайд 10)Профили рисков в зависимости от способа доведения и выявления рисков подразделяются на:

Профили рисков, доводимые до таможенных органов в электронном виде, риски по которым выявляются специальным программным средством без участия должностного лица (профили рисков, по которым риски выявляются в автоматическом режиме) (далее — автоматические профили рисков);

Профили рисков, содержащие отдельные неформализованные индикаторы риска (подпункт 2 пункта 14 Временной инструкции), доводимые до таможенных органов в электронном виде, риски по которым выявляются специальным программным средством, а также с учетом решения должностного лица по результатам самостоятельной проверки неформализованных индикаторов риска (профили рисков, по которым риски выявляются в автоматизированном режиме) (далее — автоматизированные профили рисков);

Профили рисков, доводимые до таможенных органов на бумажном носителе, риски по которым выявляются должностным лицом самостоятельно без использования специальных программных средств исходя из области риска (профили рисков, по которым риск выявляется без использования специальных программных средств) (далее — неформализованные профили рисков).

Содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования таможенными органами и является конфиденциальной информацией, которая не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств – членов Таможенного союза. При этом таможенные органы осуществляют взаимный обмен информацией о применяемых мерах по минимизации рисков, а также иной информацией, способствующей повышению эффективности проведения таможенного контроля в порядке, установленном международным договором государств – членов Таможенного союза.

(слайд 11)Профили рисков, согласно приказа ФТС России № 778 от 24.04.2014 г. «Об утвержденииВременной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками»утверждают:

1) в ФТС России:

– руководитель ФТС России или лицо, его замещающее (для любых профилей рисков);

– начальник Управления рисков и оперативного контроля или лицо,);

– заместители начальника Управления рисков и оперативного контроля);

2) в РТУ:

– начальник РТУ, первый заместитель начальника РТУ;

– начальник службы организации таможенного контроля РТУ);

– заместитель начальника РТУ, курирующий подразделения экономической деятельности, начальник координирующего подразделения РТУ;

3) в таможнях:

— начальник таможни, первый заместитель начальника таможни;

— начальник службы организации таможенного контроля таможни;

— заместитель начальника таможни, курирующий подразделения экономической деятельности, начальник координирующего подразделения таможни.

Временная инструкция устанавливает порядок действий должностных лиц таможенных органов при:

Дата добавления: 2015-10-21 ; просмотров: 877 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПРИКАЗЫ ФТС (ГТК) РОССИИ

— приказ ГТК России от 28.11.2003 № 1356 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» (ред. от 11.01.2010);

— приказ ФТС России от 15.03.2005 № 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» (ред. от 23.04.2007);

— приказ ФТС России от 09.09.2005 № 837 «О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по штатным должностям федеральной государственной гражданской службы Управления валютного контроля ФТС России и подразделений валютного контроля подчиненных таможенных органов»;

— приказ ФТС России от 05.07.2006 № 627 «Об утверждении Типовых положений о подразделениях валютного контроля регионального таможенного управления и таможни»;

— приказ ФТС России от 17.08.2006 №778 «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия функциональных подразделений и подразделений дознания таможенных органов РФ при обнаружении признаков преступлений, проведении проверок сообщений о преступлениях, производстве дознания и неотложных следственных действий»;

— приказ ФТС России от 22.03.2007 №346 «О признании утратившими силу и недействующими некоторых правовых актов и писем ФТС (ГТК) России»;

— приказ ФТС России от 19.04.2007 №489 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней» (ред. от 04.08.2010);

— приказ ФТС России от 24.04.2007 № 524 «Об утверждении Положения о порядке учета, регистрации, формирования и хранения дел об административных правонарушениях в таможенных органах Российской Федерации»;

— приказ ФТС России от 21.08.2007 №1003 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей» (ред.от 16.12.2010);

— приказ ФТС России от 11.09.2007 №1117дсп «Об утверждении Перечня служебной информации ограниченного распространения в Федеральной таможенной службе»;

— приказ ФТС России от 06.12.2007 № 1499 «Об утверждении Положения об Управлении торговых ограничений, валютного и экспортного контроля»;

— приказ ФТС России от 11.01.2008 №11 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене;

— приказ ФТС России от 31.10.2008 №1347 «Об утверждении порядка доведения и контроля доведения профилей риска и ориентировок в электронном виде до таможенных органов»;

— приказ ФТС России от 24.11.2008 №1466 «О признании недействующими некоторых правовых актов ФТС (ГТК) России;

— приказ ФТС России от 23.12.2008 №1642дсп «Об организации рассмотрения запросов кредитных организаций о подтверждении фактов оформления таможенных деклараций;

— приказ ФТС России от 31.12.2008 №1701 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 31 октября 2008 г. №1347»;

— приказ ФТС России от 28.04.2009 №746 «О признании недействующим письма ФТС России от 30 августа 2006 г. №01-06/30243»;

— приказ ФТС России от 25.08.2009 № 1560 «Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств;

— приказ ФТС России от 25.08.2009 № 1563 «О местонахождении и регионах деятельности таможенных органов, расположенных в Уральском федеральном округе» (ред. от 03.02.2010);

— приказ ФТС России от 07.10.2009 № 1847 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 31 октября 2008 г. № 1347»;

— приказ ФТС России от 06.10.2009 № 1325 «О внесении изменений в приказы ГТК России от 18 декабря 2003 г. №1467, ФТС России от 11 января 2008 г. №11 и от 11 июня 2008 г. №729»;

— приказ ФТС России от 17.11.2009 № 2075 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих для целей валютного контроля проверку документов, представленных для таможенного оформления товаров, и сведений, заявленных в таможенной декларации»;

— приказ ФТС России от 27.11.2009 № 2159 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 17.11.2009 № 2075»;

— приказ ФТС России от 24.12.2009 № 2373 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 19 апреля 2007 г. № 489»;

— приказ ФТС России от 10.03.2010 № 452 «О реализации Соглашения о Сотрудничестве Федеральной таможенной службы и федеральной налоговой службы»;

— приказ ФТС России от 21.04.2010 № 825 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений в сведения, содержащиеся в грузовой таможенной декларации, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии»;

— приказ ФТС России от 17.06.2010 № 1152 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения региональных и зональных профилей рисков региональными таможенными управлениями»;

— приказ ФТС России от 16.07.2010 № 1355дсп «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности»;

— приказ ФТС России от 03.08.2010 № 1446 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. №166»;

— приказ ФТС России от 10.08.2010 № 1500 «Об отмене приказа ФТС России от 4 декабря 2009 г. №2198»;

— приказ ФТС России от 30.12.2010 №2738 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 21 августа 2007 г. №1003»;

— приказ ФТС России от 30.12.2010 № 2752 «Об отчетности таможенных органов Российской Федерации по основным направлениям деятельности перед ФТС России в 2011 году»;

— приказ ФТС России от 30.12.2010 № 2800 «Об отчетности таможенных органов перед федеральными органами исполнительной власти в 2011 году»;

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Таможенные риски в профиль и анфас

Началом применения выборочности таможенного контроля в нашей стране стало закрепление во вступившем в силу с 1 января 2004 года Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) соответствующей нормы, которая прописана в статье 358. С этого момента ФТС России начала администрировать методологию применения системы управления рисками (СУР) по организации таможенного контроля с использованием ведомственных приказов.

Так, в 2004 году была разработана первая основная технология применения СУР, которая регулировала действия лиц таможенных органов при внедрении совершенно нового для них подхода к таможенному контролю. Позже на волне некоего «отрицания» ранее разработанной нормативно-правовой базы появилась актуализированная «Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене», утвержденная приказом ФТС России № 11 от 11.01.2008.

Однако в результате получилась лишь обновленная и уточненная технология действий должностных лиц таможенных органов по применению СУР. Фактически то же самое происходило в 2011 и в 2013 годах. Имею в виду приказ ФТС России № 1186 от 26.06.2013, согласно которому вопросами СУР в таможенном ведомстве стало заниматься целое специально созданное управление — рисков и оперативного контроля.

Из сказанного следует, что все предыдущие годы упомянутая ранее Инструкция развивалась только в ключе уточнения и углубления описания действий должностных лиц таможенных органов при применении СУР. Сама технология ее использования с завидным постоянством корректировалась и изменялась. Это имело место в 2013-2014 и 2016 годах.

В итоге вопрос оказался настолько зарегулированным и загроможденным, что понять его суть с первого и даже второго прочтения крайне трудно даже опытным специалистам. Так, текст Инструкции № 1186 (2013 год) имеет 117 листов, Инструкции № 778 (2014 год) — 78 листов, Инструкции № 1000 (2016 год) — 93 листа. При этом данные документы настолько переплелись друг с другом, что не сразу доберешься до сути.

Читайте так же:  Органы государственного и муниципального финансового контроля и их полномочия

Если посмотреть внимательно, то действующие технологии по организации таможенного контроля с применением СУР фактически представляют собой некие инструкции по делопроизводству в рамках СУР, не более того. В то же время нарушить их практически невозможно. Безусловно, для организации работы таможенных органов в этом направлении и автоматизации данного процесса необходим некий регламент, но в нынешних условиях данная технология просто обязана развиваться в других направлениях.

Управление риском – это систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, контролю за применением тех или иных таможенных процедур и операций. Она предполагает непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.

В то же время управление рисками – это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) от излишнего бюрократического надзора.

Процедуры, основанные на управлении рисками, обеспечивают контроль за производством таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, что позволяет основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.

Цель СУР – создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации. В первую очередь речь идет о тех, что имеют устойчивый характер; связаны с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывают конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; затрагивают другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения и защиты которых возложено на таможенные органы.

Разошлись в понятиях

Одним из вопросов, который понятен далеко не всем участникам ВЭД, является понятие «профиль риска». В общем, его можно охарактеризовать как совокупность сведений об области риска, индикаторов риска. Он является своего рода указанием о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации вероятного риска. В зависимости от территории профиль риска делится на три вида применения: общероссийский, региональный и зональный.

Уточню, что под профилем риска в бумажном виде понимаются нормативные правовые акты или правовые акты ФТС России, в том числе утверждаемые целевые технологии таможенного контроля, осуществляемого при выполнении мер таможенно-тарифного регулирования, соблюдения законодательства по определению таможенной стоимости, валютного законодательства, правильности исчисления таможенных платежей, в составе которых доводятся указания о необходимости применения таможенными органами конкретных форм таможенного контроля либо их совокупности в целях минимизации рисков.

Теперь следует откровенно поговорить о структуре и «строительстве» Управления рисков и оперативного контроля ФТС России. Хорошо помню момент, когда формировалось первое подразделение — отдел, специалисты которого постепенно нарабатывали практику системы работы с рисками. Именно на его базе через некоторое время было создано целое управление со штатом в 78 человек. Со временем во всех таможенных органах страны штатная численность подразделений, занимающихся СУР, достигла без малого 500 человек.

Следует признать, что изначально у руководства управления было желание взять на себя как можно больше полномочий, в том числе напрямую не связанных с применением СУР. Предполагалось, что это позволит обеспечить тотальный контроль всех основных таможенных процессов. Об этом говорят названия отделов: контроля за оборотом подакцизных товаров, контроля таможенной стоимости, контроля страны происхождения товаров и применения ставок таможенных пошлин.

Постепенно такая громоздкая структура стала неуправляемой и неэффективной. Закономерным итогом стала ликвидация управления и передача его функции вместе со штатом Аналитическому управлению ФТС России. Правильность данного решения покажет время. При этом СУР набирала обороты, определялась с главными направлениями своей деятельности, позже эту роль отвели направлению «таможенная стоимость».

Это закономерно, поскольку таможенная служба всегда считала своим приоритетом таможенную стоимость, которая, так сказать, являет собой наше российское, таможенное и бюджетное ВСЕ. Причем по всем направлениям: финансовому, административному, управленческому и т. п. Ведь главным для наших таможенников во все времена был и остается его величество план по сбору средств в бюджет страны.

На каком-то этапе развития таможенного администрирования в части «контроля таможенной стоимости» произошла подмена понятий «контроль стоимости» на «формирование стоимости», сейчас уже, наверное, не скажет никто. Да это уже и не важно. Наделил законодатель таможню правом контролировать, значит, имеет право. Контролирует таможня предписанные ей направления тоже вроде все в рамках прав, делегированных законодателем. Но что же идет не так? Почему нынче практически каждая третья декларация на товары (ДТ) попадает под корректировку таможенной стоимости (КТС), почему судьи завалены исками несогласных с ней участников ВЭД?

Зачастую причина в том, что инспектор таможни, проверяя предъявленный метод определения таможенной стоимости, уже изначально нарушает саму процедуру. Так, если участник ВЭД заявляет таможенную стоимость, определенную по первому методу, то инспектор с этим, как правило, не соглашается и предлагает использовать шестой (резервный) метод, лишая тем самым участника ВЭД возможности самому выбрать соответствующий метод.

Этим инспектор нарушает процедуру, а участник ВЭД оформляет товар и платит пошлину, после чего сразу подает жалобу в суд. Судья, рассматривая дело, сразу выявляет нарушение процедуры и встает на его сторону. По данным Верховного суда, в первой половине 2015 года таможня проиграла 75% инициированных импортерами споров по вопросам доначисления платежей из-за изменения кода ТНВЭД или корректировки таможенной стоимости.

Бюджет пока первичен

В чем же причина такого положения дел? Сегодня никто не спорит с тем, что таможня должна перечислять в бюджет налоги, сборы и пошлины. Причем делать это необходимо своевременно и в полном объеме. Однако есть принципиальная разница в понимании словосочетания «полный объем», именно в нем как раз и кроется «классовый конфликт интересов». Таможня оценивает «полный объем», исходя из годового планового задания, а бизнес исходит, или пытается исходить, из налогооблагаемой базы, стоимости товара и понесенных расходов.

Здесь все-таки стоит признать, что природа нынешнего российского бизнеса в целом пока устроена так: зачем платить там, где этого можно не делать. Это происходит не потому, что у нас бизнес такой плохой и социально неориентированный, а как раз наоборот — потому что ему, кроме своих проблем, приходится также решать задачи и вопросы, за которые в лице его уполномоченных контролирующих органов отвечает государство, причем на деньги, которые, собственно, бизнес и перечисляет в бюджет в виде налогов.

Видимо, поэтому нынешняя идеология СУР в части «возможного занижения таможенной стоимости» существует исключительно и только в виде стоимостных профилей рисков, то есть рекомендованных таможней ценовых уровней (стоимостных показателей). Вот и получает импортер выбор: либо оформляешься по цене, определенной таможней, либо стоишь и ждешь, пока не придешь к пониманию, что налоги надо платить не с цены сделки, а со стоимости, предложенной таможенным органом. Со своей стороны, владельцы товара предпочитают применять самый надежный и простой таможенный прием: выставить декларанту требование на уплату обеспечения, которое, как правило, несколько выше реальной стоимости товара.

Порой бывает больно слышать негативные отзывы о работе СУР не только со стороны участников ВЭД, но нередко и от самих таможенников. Также следует признать, что некоторые российские крупные транснациональные компании, осуществляющие значительный объем импорта товаров в страну и обеспечивающие приток серьезных инвестиций в ее экономику, не имеют практически никаких упрощений в части совершения таможенных операций и таможенного контроля.

В рамках действующей СУР у импортеров даже нет оснований для обращения в ФТС России по поводу рассмотрения возможности включения их в так называемый зеленый сектор. Дело в том, что у нас отсутствует универсальный заявительный порядок. Следует отметить, что хорошей альтернативой в этом смысле является институт уполномоченных экономических операторов (УЭО).

Он дает возможность применения специальных упрощений, таких как совершение процедуры транзита в месте нахождения УЭО; выпуск товаров до подачи таможенной декларации; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, непосредственно на своей территории; временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на собственных складах без включения в Реестр владельцев СВХ.

Перечисленные процедурные льготы позволяют УЭО экономить не только время, но и значительные финансовые средства, связанные с околотаможенными издержками. Однако они до сих пор не нашли своего отражения в контуре СУР, что, в свою очередь, по-прежнему делает этот институт непривлекательным и малоэффективным для использования участниками ВЭД.

В то же время мировая практика администрирования «зеленого сектора» таможенного контроля использует статус УЭО как основной критерий применения выборочности таможенного контроля. Напрашивается вывод, что с учетом сегодняшнего развития внешнеторговой деятельности применяемая система организации таможенного контроля с использованием СУР не в полной мере отвечает современным реалиям и международному опыту развития таможенных администраций.

Чтобы исправить сложившееся положение, необходимо качественно изменить и усовершенствовать сложившуюся систему таможенного администрирования СУР как в части методологии, так и автоматизации ее применения. Создание неравных условий для бизнеса, скрытые коррупционные возможности, сомнительная эффективность и отсутствие прозрачности во взаимоотношениях с участниками ВЭД – определенные недостатки существующей сейчас технологии СУР.

Одним словом, нужна СУР не прошлого, а нынешнего века, основанная на системе «искусственного интеллекта», а не на решениях отдельных должностных лиц таможенных органов. Убежден, что уход от человеческого фактора будет способствовать в том числе и исключению коррупционных проявлений.

Несомненно, главной задачей таможенной службы на сегодня являться обеспечение единообразного применения СУР на всей территории Евразийского экономического союза. Следует признать, что с началом функционирования его предшественника — Таможенного союза — ФТС России попыталась разработать единые подходы к реализации СУР, а также унифицировать индикаторы риска профилей рисков, применяемых в таможенных службах стран Союза. Однако созданный механизм взаимодействия, к сожалению, пока носит очень формальный характер. Эта проблема, видимо, будет отнесена к среднесрочной перспективе.

Клавдий КОРНЯКОВ,
ведущий научный сотрудник НИИ РТА,
кандидат экономических наук, доцент